Модели взаимодействия образования и бизнеса

Анализ мирового опыта свидетельствует о наличии различных форм взаимодействия науки и бизнес-сообщества. Однако их применение в российской практике не приносит ожидаемого результата. Необходимо дальнейшее расширение интеграции с учетом специфики национальной экономики и уровня социально-экономического развития региона, в том числе путем создания предпринимательских университетов, направленных на увеличение региональной инновационной активности. Данное исследование может быть полезно представителям региональных органов государственной власти, руководителям бизнес-структур и научному сообществу.

инновации, экономика знаний, предпринимательский университет, формы взаимодействия науки, образования и бизнес-сообщества

Цитировать публикацию:

Есина Ю.Л., Степаненкова Н.М., Агафонова Е.Е. Формы и механизмы интеграции науки, образования и бизнес-сообщества в условиях инновационного обновления региональной экономики // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 12. – С. 1491-1508. – doi: 10.18334/ce.9.12.2137

Курс КЛАДО — переход в новую модель общественного взаимодействия


Esina, Yu.L., Stepanenkova, N.M., https://creativeconomy.ru/lib/34573″ target=»_blank»]creativeconomy.ru[/mask_link]

Модели взаимодействия бизнеса и образования при подготовке специалистов

Рассматриваются модели взаимодействия бизнеса и образования при подготовке высокопрофессиональных кадров для нужд экономики, обеспечивающие на основе мотивации и планирования формирование стратегических партнерских отношений

В Воронежской области принята региональная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Воронежской области в 2011-2015 годах» предусматривающая серьезное увеличение объемов вводимого в год жилья, однако ее реализация уже сейчас тормозится существенным недостатком высокопрофессиональных, хорошо подготовленных кадров в управлении строительством и рабочих специальностей. В настоящее время потребность в кадрах строительного комплекса Воронежской области для реализации программы по годам составляет более 35 тыс. человек. Требуется системный подход к формированию прогнозных показателей и обучению персонала для формирования у специалистов необходимых для профессиональной деятельности квалификаций и компетенций.

Поэтому сфере образования необходимо особое внимание. Необходим новый подход к сотрудничеству вузов и работодателей в целях подготовки высококвалифицированных инженеров строительного комплекса.

Существующая система многоуровневого строительного образования и науки сформирована во многом в советский период. Вместе с тем в последние десятилетия в ней произошли значительные изменения, имевшие как положительные, так и негативные последствия. Эти изменения в различной степени оказали влияние на составные части системы: дошкольное, среднее, высшее, профессиональное, дополнительное строительное образование, науку и исследования. Дефицитность финансирования образования в постперестроечные годы привела к формирования рядя негативных тенденций: материально-техническая база вузов существенно устарела и не отвечает современным требованиям; снизился уровень мотивации преподавателей к изучению новых технологий и решению производственных задач, что в конечном итоге обусловило серьезный отрыв классического образования от нужд производства. С другой стороны бизнес не имел существенного стимула к партнерству с вузами, т.к. низкий уровень доходов насеБелоусов Вадим Евгеньевич — ВГАСУ, канд. техн. наук, профессор, тел. (473) 276-40-07

Основы финансовых расчетов для запуска модного бренда

ления не позволял увеличить темпы ввода жилья и как следствие спрос на выпускников оставался низким, при этом каких-либо реальных налоговых льгот законодательство не предоставляет. Все это привело к формальному участию бизнеса к проблемам подготовки кадров, что особенно наглядно прослеживается при анализе отзывов на выпускников.

Как преодолеть данные негативные тенденции? Сегодня есть немало положительного опыта участия бизнеса в решении проблем подготовки высококвалифицированных кадров для строительной отрасли России. К наиболее интересным можно отнести деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей, технопарки и бизнес-инкубаторы при вузах, совместные семинары и круглые столы и т.д.

Сейчас уже довольно долго существует институт филиалов кафедр на предприятиях. С принятием региональной программы такой институт сотрудничества может заработать на принципиально новой основе. Рассмотрим схему мотивационного взаимодействия предприятия и вуза (рис.1).

Рис.1. Схема взаимодействия бизнеса и вуза через филиал базовой кафедры

Филиал базовой кафедры на предприятии является его структурным подразделением, координирующим через заведующего назначаемого по согласованию с вузом свою деятельность по совместной подготовке студентов (в основном практической направленности). Базовая кафедра вуза готовит предложения по партнерству в контакте с менеджментом предприятия, через совместные исследования выявляет проблемы производства и через научно-исследовательские и опытноконструкторские проекты помогает их устранению и развитию, что сразу мотивирует преподавателей вузов к саморазвитию.

Базовая кафедра вуза готовит предложения по партнерству в контакте с менеджментом предприятия, через совместные исследования выявляет проблемы производства и через научноисследовательские и опытно-конструкторские проекты помогает их устранению и развитию, что сразу мотивирует преподавателей вузов к саморазвитию. Особое внимание в такой схеме должно быть уделено практической парадигме при подготовке специалистов с участием инструкторов от производства при одновременном активном участии преподавателей вуза обеспечивающих методическую и педагогическую поддержки, развитие институтов новаторства и творчества среди студентов.

В результате выигрывают все: вуз получает доступ к современной материально-технической базе производства и возможность дополнительного стимулирования преподавателей, а бизнес -адаптированных к своему производству специалистов и научную поддержку своей деятельности.

Принципиально должна поменяется и схема взаимодействия между бизнесом и образованием (рис.2) в целях подготовки высокопрофессиональных кадров.

Рис.2. Переход от классической модели партнерства к адаптивной

От схем, основанных на формировании знаний, навыков и умений необходимо перейти получению общих и профессиональных компетенций формируемым совместно; от практик по разнарядке — к концентрированным тематическим при непосредственном участии сторон; от формальных аттестаций и отзывов о качестве выпускников производственной — к мотивации обучаемых в конечном итоге переходе вузов на стратегическое планирование (в том числе участии бизнеса к процессам корректировки учебных планов и возможности открытия новых необходимых специальностей), что соответствует современным мировым тенденциям в образовании.

Читайте также:  Антикварный бизнес с чего начать и как закупать

Модели управления в системе социального партнерства

Рассмотрим модель управления партнерством при организации филиалов базовой кафедры вуза на профильных предприятиях (рис.3). Управляющим органом выступает базовая кафедра, объектом управления — филиалы кафедры на предприятиях, их преподаватели и инструкторы N = . Каждый филиал характеризуется параметром г ей , / еN (тип).

Филиал / сообщает базовой кафедре информацию 5 е 5 (количество инструкторов и преподавателей, учебно-материальную базу и информацию о студентах, которых собирается принять на работу в будущем). Тогда множество сообщений 5 = (51,s2. sn) будет представлять механизм планирования. Планы, назначаемые каждому филиалу зависят от сообщений других [2] и ограничений на нагрузку базовой кафедры (рис. 3).

Рис.3. Модель организации филиалов базовой кафедры на профильных предприятиях по направлениям подготовки специалистов

Для обеспечения равновесия Нэша в такой игре между филиалами необходимо создать условия, когда одностороннее отклонение невыгодно каждой из них т.е.:

V/ е N, ^ е 5; (п(5 (п(5,(гXг,).

План (нагрузка выделяемая от вуза предприятию), является отображением множества возможных сообщений во множество планов. Сообщения филиалов зависят от их типов. Тогда для прямого механизма равновесие Нэша в выглядит следующим образом:

V/ е N, V] е Ц /, (К(г*(г), г)) > / (И (г, г*, (г), г).

Задача вуза заключается в получении достоверной информации о типе филиала, однако добиться этого в существующей модели крайне затруднительно и не позволит повысить качество подготовки. Как же сделать такой механизм нема-нипулируемым?

Выход довольно прост. Поскольку по новым стандартам предполагается подушевое финансирование вузов то каждый филиал получит нагрузку с поправочным коэффициентом, определяющим долю студента в совместной учебной программе:

(кф = (V/ уч.) /(ТК студ.) (1)

где VI уч-объем учебной нагрузки; ТК студ- общая трудоемкость работы со студентом (определяется

по индивидуальному плану прохождения практик и углубленного изучения производства на основе экспертного сравнения).

Тогда трудоемкость работы с таким студентом на предприятии определяется выражением:

(Устуд.) = (Тпракт.) х (К і) х (кі]), (2)

где Кі -общий контингент студентов на данном предприятии; Тпракт- общая трудоемкость по данному виду работы.

Далее возможно применить последовательный механизм распределения ресурсов.

Шаг 1. ВУЗ определяет значения кі] и сумму Утем на текущий учебный год и сообщает об этом предприятиям.

Шаг 2. Каждый филиал получает тот ресурс, который запрашивает, т.к. манипулировать информацией о своем типе становится невыгодно.

Шаг 3. Исключаем филиал получивший ресурс из рассмотрения, перенумеровываем остальные и возвращаемся к шагу 1.

Таким образом, каждый филиал получит компенсаторную систему стимулирования по учебной нагрузке по следующему принципу:

X (ТДИСц.) (К ,) (к,д у = г і=1

Данная система уравнений означает, что кафедра получит требуемую мотивацию, если выбирает действия [3] по предоставлению правдивой информации относительно показателя ее затрат, в противном случае — ничего.

Далее рассмотрим модель стимулирования преподавателей и инструкторов предприятий, осуществляющих руководство по «трудным и актуальным направлениям», т. к. по данным вариантам возможен режим конкуренции, что будет являться существенным стимулом для повышения качества своей работы.

В этом случае получаем веерную систему организационного управления, центром которой является вуз, промежуточным центром — заведующий филиалом кафедры, а агентами преподаватели и инструкторы. Тогда множество действий преподавателя: у1 е Л1, а1 (у1), / е N = , будет отражать его вектор, направленный на повышение качества руководства студентом, при этом есть ограничения на общий фонд кафедральной нагрузки -Укаф. В результате получаем классическую задачу веерной структуры со слабо связанными агентами.

Целевая функция заведующего кафедрой представляет собой разность между доходом Нк(у) (который дает суммарная доля привлеченных преподавателями студентов) и суммарным стимулированием — нагрузка преподавателей, которые он им выплачивает:

Т.е. /-ый преподаватель получает стимулирование за свои действия от вуза и несет затраты, зависящие только от его желания повышать качество подготовки студента:

^прпеподав. / (ст( /(уг,у*/). В этом случае количество

студентов на кафедре и следовательно приносимая ими доля дохода повышается Нк(у) |, что позволит заведующему мотивировать ППС большей нежели компенсация долей:

прпеподав. г (О’ОХ уЫ/ ) = ^преподав, (у1 ) * с1 (уг ) > 0, (6)

Т.е. данная коалиция ППС получит нагрузку на одну ставку меньшую, чем С1 (у1) за счет «неактивных» руководителей.

Случай 3. Доминантная стратегия передового руководителя (лидера). В этом случае преподаватель выбирает действия, в которых его целевая функция /1 (у/, у*г) > /1 (у, у*г) строго больше чем у всех других.

^прпеподав. г (a 0, (7)

Поэтому, данный преподаватель получит нагрузку на одну ставку строго меньшую, чем С1 (у1)

за счет остальных.

Случай 4. На предприятии несколько лидеров среди руководителей. Здесь применимо равновесие в доминантных стратегиях. Ситуация будет аналогична случаю 3, только произойдет снижение мотивационной надбавки за счет перераспределения ее между лидерами.

Какую же систему стимулирования к преподавателям возможно применить? Ответ очевиден -пропорциональную. В этом случае каждый руководитель будет иметь мотивацию:

^преподав., (у1 ) = апреподав * С1 (Я ) < 0 г е N (8)

Читайте также:  Методов для выработки бизнес идеи

Размер данного коэффициента (рис.4) должен быть пропорционален количеству привлеченных аспирантов и как следствие повышению общего кафедрального фонда. Тогда мы получим оптимальный план для заведующего:

Рис.4. Стимулирование предприятия при пропорциональной системе стимулирования

Применение компенсаторной системы стимулирования без поправочных коэффициентов приведет к неизбежной уравниловке и как следствию, падению качества работы преподавателей и инструкторов предприятия и возможному переходу аспирантов на другие кафедры.

Таким образом, представленная модель партнерства бизнеса и образования создает уникальную возможность для выстраивания качественно новых отношений в целях подготовки высококвалифицированных кадров отвечающих самым современным требованиям экономики.

Литература

1. Региональная целевая программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Воронежской области в 2011-2015 годах».

2. Никифоров А. Д. Управление качеством. Учебное пособие для вузов. — М.: Дрофа, 2004. -720 с.
3. Воронов А.А. Исследование операций и управление. М.: Наука, 1970. — 128 с.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет

MODELS OF INTERACTION OF BUSINESS AND FORMATION BY PREPARATION OF EXPERTS

Models of interaction of business and formation are considered by preparation of the highly professional staff for needs the economy providing on the basis of motivation and planning formation of strategic partner attitudes

Источник: uchimsya.com

Модели взаимодействия образования и бизнеса

Государство в современных условиях прилагает большие усилия для увеличения роста ВВП и повышения во всех сферах деятельности производительности труда. Важным фактором достижения целей всегда является человек, подготовленный к реалиям сегодняшнего дня, обладающий компетенциями для выполнения технологических задач и развития производства.

Сегодня существует организация бизнеса на основе государственно-частного партнерства – ГЧП. Необходима деятельность, основанная на инновациях, для создания самообеспечивающих, саморегулирующих экономических механизмов в сфере образования. Важен прямой выход на частный сектор образования, на широкое развитие государственно-частного партнерства в образовании. Россия имеет возможность выбора механизмов партнерства при использовании имеющегося опыта зарубежных стран при проведении реформы в образовании с применением моделей партнерства государства и бизнеса.

реформа образования
организация бизнеса
государственно-частное партнерство
информационные технологии
рыночные преобразования

1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями): http://base.garant.ru.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) http://base.garant.ru.

3. Черданцев В.П. Организационно-экономический механизм закупок и поставок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд в условиях саморегулирования. – М.: РАКО АПК, 2011. – 320 с.

4. Государственно – частное партнерство в образовании // Материал Высшая школа государственного администрирования. Электронный ресурс. – Режим доступа:/nsa-msu.ru/ncd-1-9-535/news_publications.html.

5. Государственно-частное партнерство в образовании: законодательный аспект (рабочие материалы к «Круглому столу» в Государственной думе ФС РФ (Москва, 18.10.07), подготовленные Федеральным агентством по образованию.

Современная рыночная система определяет взаимодействие субъектов рынка с представителями всех видов предпринимательства: от мелкого до крупного. Рыночные преобразования необходимы и в сфере образования. Реформа системы образования диктуется требованием времени, глобализацией экономики, внедрением информационных технологий и должна осуществляться, прежде всего, через партнерство государства и бизнеса. Для осуществления кооперации и сотрудничества возможно применение механизма государственно-частного партнерства.

Правительство Российской Федерации в Программе экономического развития на период до 2020 года определяет государственно-частное партнерство основной системой развития как экономики в целом, так и образования всех уровней в частности [1]. Поэтому разработка методики его внедрения в сферу образования – важное условие достижения целей экономического развития Российской Федерации. На сегодняшний день можно считать, что выполняется политика государства по повышению заинтересованности учреждений образования в качественном выполнении своих функций, а также созданию благоприятных условий для их самостоятельной работы.

Государственно-частное партнерство в сфере образования можно рассматривать как институт модернизации образования. Главные задачи обозначены новым федеральным законом, ФЗ-273 «Об образовании», вступившим в действие с 01.09.2013 года [2]. В нем определено создание правовых условий для обновления и развития системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики.

Следовательно, государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент для решения таких задач современного образования, как получение образования детьми с различными образовательными потребностями; объединение и привлечение средств для улучшения качества обучающих программ; обеспечение условий для психофизиологической безопасности учащихся.

Объективно можно выделить ряд преимуществ государственно-частного партнерства.

Во-первых, возможность ускорения социально-экономического развития. Чаще всего элементами государственно-частных партнерств выступают социально весомые институты и инфраструктура, уменьшение временного интервала между выявлением необходимости создания нового объекта и реальным его воплощением становится реальным и значимым. В связи с этим государственно-частное партнерство может стать самым рациональным решением, позволяющим реализовать перспективные проекты «сегодня и сейчас» через привлечение частного капитала, как схемы финансового сотрудничества. Это дает дополнительное преимущество государственно-частному партнерству в виде сокращения воздействия на местный или региональный бюджеты через их более рациональное освоение.

Во-вторых, уменьшение расходования средств из государственного бюджета. Государственно-частное партнерство дает возможность привлечения капитала частных лиц к объектам социальной инфраструктуры, что дает возможность рационализации государственных инвестиций за счет грамотного распределения во времени финансового потока, который рассчитан на конкретный период действия соглашения.

Читайте также:  Почему необходимо изучать этику бизнеса

В-третьих, реформирование государственного сектора. Внедрение государственно-частного партнерства даст возможность переориентирования на предоставление качественных услуг населению, что позволит решить многие региональные проблемы, реализовать программы развития муниципалитетов. Возможно вливание инновационных технологий и современных методов управления в государственные компании.

В-четвертых, увеличение реализованных проектов с высоким уровнем эффективности. Это возможно благодаря более качественному отбору предлагаемых проектов с учетом нужд населения и привлечения управленческого опыта частного партнера.

В-пятых, минимизация рисков и получение синергического эффекта. Синергический эффект взаимодействия государственных органов и частного сектора дает возможность переноса рисков проекта на каждого партнера, исходя из их возможности управления ими. То есть происходит перераспределение ответственности в рамках проекта на частного партнера в рамках всего цикла проекта.

В-шестых, повышение качества услуг. Государственно-частное партнерство через введение инновационных технологий и методов управления создает более высокие управленческие стандарты, что существенно влияет на качество оказываемых услуг населению.

В-седьмых, ослабление коррупционных действий и незаконной практики на всех этапах реализации проекта. Государственно-частное партнерство в рамках своей деятельности юридически закрепляет распределение прав и обязанностей сторон, что обеспечивает выполнение проектов в соответствии со сметой и графиком, исключая непрозрачность конкурсных процедур и антикоррупционных действий среди чиновников.

Для правильного применения инструмента, такого как ГЧП, важно понять механизм, то есть совокупность всех форм и моделей реализации в практике. В процессе эволюции и развития государственно-частного партнерства сложилось много схем по взаимодействию бизнеса и государства.

Работоспособная модель взаимоотношений бизнеса, органов власти и учебных заведений приведена на рисунке [3].

«Закольцованная система образования» включает в себя уровни административного, территориального комплексов образованной сферы. Региональный административный уровень формирует контрольные цифры потребности в специалистах и суммы ассигнований образовательной деятельности. Создание структуры образования включает в себя: систему дошкольных образовательных учреждений, систему профессиональных учебных заведений (колледж, вуз, научно-исследовательский институт повышения квалификации).

С учетом инновационного характера проводимых в Пермском крае преобразований можно рассмотреть конкретные решения вопросов построения непрерывного образования, многоканального финансирования, функционирования механизмов внутреннего предпринимательства с ориентацией на рынок, взаимодействие с работодателем. Представлена модель взаимосвязи структур «закольцованной системы образования» всех уровней обучения.

Успешное решение задач модернизации профессионального образования, их направленность на конечного потребителя свидетельствует о целесообразности реализации предлагаемой инновационной модели. «Закольцованная система образования» создает образовательную организацию нового типа во взаимодействии с администрацией Пермского края, рынком труда, работодателями, включая все ступени и формы непрерывного образования. Это важно на всех этапах формирования мирового образовательного пространства.

pic_56.wmf

Модель взаимодействий бизнеса, органов власти и учебных заведений в «закольцованной системе образования»

Использование механизмов государственно-частного партнерства в образовании позволяет обеспечить:

● расширение рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг;

● апробирование новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом;

● выработку предложений по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы;

● тиражирование передового опыта; отработку инструментов многоканального финансирования;

● развитие взаимодействия работодателей и вузов;

● совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности путем обработки содержания и методик администрирования, подготовки повышения квалификации управленческих специалистов.

Существует разнообразная вариативность механизмов партнерства. Это зависит от имущественных факторов, возможных рисков и распределения ответственности (таблица).

Рассматривая инструменты финансового обеспечения государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг, выделим следующие важные преимущества: во-первых, привлечение инвестиций частных лиц для финансовой поддержки обновления инфраструктуры учебных заведений снижает нагрузку с государственного бюджета, которому необходимо учесть расходы на выполнение запланированных проектов лишь в течение 2–3 лет. Во-вторых, образовательная сфера – это тот сегмент, в котором экономические выгоды могут напрямую исходить из социальной ответственности частного бизнеса.

Направления реализации механизмов ГЧП [5]

● проведение исследований и опытных разработок совместно с университетами, создание исследовательского центра;

● поддержка и реконструкция инфраструктуры вузов в целях совершенствования их материально-технической базы, проведение реставрации и ремонтно-восстановительных работ;

● строительство для вузов новых зданий и сооружений с заключением инвестиционных контрактов с органами государственной власти;

● совместная финансовая поддержка вузов государством и представителями частного сектора;

● поддержка преподавателей вузов и студентов со стороны представителей частного бизнеса (гранты, стипендии и т.д.);

● кредиты на образование, кредитование на льготных условиях;

● участие представителей частного сектора в создании учебно-методического обеспечения, в организации образовательного процесса, руководстве учебными подразделениями;

● проведение семинаров и конференций;

● организация на производстве компании-партнера практики для студентов вузов

● учреждение благотворительных фондов (в виде некоммерческих организаций) представителями частного бизнеса;

● создание (в форме юридических лиц) при участии университетов и представителей частного бизнеса исследовательских центров;

● открытие субъектами частного сектора, в качестве учредителей, бизнес-школ;

● учреждение корпоративных университетов в форме некоммерческих партнерств с участием государственного университета и субъектов частного сектора.

Форма общественного взаимодействия

формирование попечительских советов для вузов, в которых участвуют представители субъектов частного сектора

Рецензенты:

Светлакова Н.А., д.э.н., профессор кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, г. Пермь;

Прудский В.Г., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.

Источник: fundamental-research.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин