Модификация блоков бизнес модели

Удачно подобранная бизнес-модель может существенно облегчить работу компании на рынке, и наоборот, неудачная бизнес-модель не даст возможности получить необходимый уровень дохода и приведет к убыткам.

Преимущество использования этого инструмента в том, что оперировать понятиями бизнес-моделей проще. Не вдаваясь в технологию бизнеса и внутреннее его устройство можно сформулировать подходы, которые необходимо реализовать для создания ценности.

Можно провести сравнительный анализ нескольких бизнес-моделей. Испытать возможности моделей на узкой группе из целевой аудитории клиентов. При разработке увидеть узкие и проблемные места в бизнес-модели, произвести доработки и требуемые корректировки до начала бизнес-деятельности.

Основной целью создания бизнес-модели является нахождение пути развития компании. Она помогает выявить преимущества и конкурентные отличия предприятия и оценить новые бизнес-процессы. Также бизнес-модель позволяет определить необходимость внесения изменений в уже привычные способы существования компании с целью максимизации прибыли.

Самая популярная матрица описания бизнес-модели — шаблон/модель Остервальдера, состоит из 9 основных компонентов: это сегменты потребителей, отношения с покупателями, каналы распространения, торговое (ценностное) предложение, ресурсы, основная деятельность, ключевые партнеры, структура расходов и потоки доходов.

Универсальный шаблон бизнес-модели

Иллюстрация

Подходит для описания проектов в любой сфере деятельности. В модели выделяется 9 блоков:

  • Потребительские сегменты. Необходимо проанализировать рынок и выделить подходящие сегменты, на которых и сосредоточить свое внимание, чтобы не распылять ресурсы.
  • Ценностные предложения. Следует понять, что важно для покупателя, каковы его главные потребности и на этой основе сформулировать предложение, которое бы отвечало потребностям и ценностям потребителя. Он должен получить то, что поможет ему решить какие-то проблемы и удовлетворить потребности.
  • Каналы сбыта. Исходя из образа жизни потребителя и его медиапредпочтений следует избрать каналы распространения информации о товаре и способы его продажи.
  • Взаимоотношения с клиентом. Следует продумать способы привлечения и удержания покупателей, а также методы их побуждения к совершению покупки.
  • Ключевые ресурсы. Для любой компании необходимы материальные, человеческие и нематериальные ресурсы, предприниматель должен хорошо понимать, что ему понадобится и где это можно получить.
  • Ключевые виды деятельности. Один из самых важных блоков, в нем необходимо прописать производственные процессы и менеджмент, свойственный именно этому проекту.
  • Ключевые партнеры. Кто может помочь в достижении целей: поставщики, производители основных и сопутствующих элементов, важно понимать, как привлечь их в свой проект.
  • Структура издержек и потоки поступления доходов – это блоки, за которые отвечает финансовая модель бизнеса. Необходимо хорошо представлять себе, каковы расходы на производство продукта и его доставку и где есть точки для потенциального увеличения прибыли.

Помимо описанной выше Универсальной модели Остервальдера для описания бизнес-моделей используются и другие шаблоны:

  • Модель Бланка-Дорфа — для разработки проекта необходимо преодолеть 4 этапа: выявление, верификация, привлечение и рождение компании. На последнем этапе происходит «перерождение» проекта в полноценную фирму.
  • Модель Э. Маурья — модификация шаблона Остервальдера. Самым главным в бизнесе, по мнению Э. Маурья, является нахождение преимущества, которое не смогут скопировать нечестные конкуренты. Это могут быть технологии, способы взаимодействия с покупателем, особенности дистрибьюции. Именно в наличии такого преимущества кроется главный секрет бизнеса.
  • Модель Джонсона — включает три компонента: ценностное предложение, формула извлечения прибыли и ключевые ресурсы плюс ключевые процессы. Все составляющие взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
Читайте также:  Что такое полная производственная мощность бизнеса

В самом общем виде можно сказать, что бизнес-модель – это аналитический инструмент, который в схематизированном, визуальном виде дает описание всех процессов в компании и помогает найти решения для получения прибыли.

Список бизнес-моделей, который постоянно пополняется по мере развития бизнес-технологий и способов потребления:

  • Агент (посредник) — выполнение посреднических функций (поиск контрагентов, проведение рекламных компаний, получение платежей, хранение и доставка товара, и т.д.) на платной основе, по заказу продавца или покупателя.
  • Биржа — модель, которая позволяет посредникам согласовывать и закреплять цену на торгуемый товар.
  • Metered Usage (англ. мера использования) — в основе модели лежит концепция получения оплаты от потребителя только за использованный им объем ресурсов.
  • Сommunity (англ. сообщество) — модель основана на объединении пользователей по интересам и предложением им различных дополнительных платных сервисов и ресурсов.
  • MLM (от англ. Multi-Level Marketing — многоуровневый/сетевой маркетинг) — данная концепция подразумевает создание многоуровневой организации, в которой для продвижения товаров (услуг) непосредственно от производителя к конечному потребителю используется прямой контакт через сеть торговых агентов (партнеров, консультантов, дилеров).
  • Дропшиппинг (от англ. Dropshipping — прямая поставка, досл. — отправка) — суть бизнес-модели заключается в продаже товаров поставщика посредником от своего имени с последующей прямой поставкой покупателю от поставщика.
  • Marketplace — торговая площадка, место предложения для обмена товаров, валют, идей, информации и т.д.
  • Sharing (англ. разделяющий, поделившийся) — совместное использование несколькими потребителями приобретенного или взятого в аренду имущества, примером может быть использование лифта в многоквартирных домах, систем доступа в подъезды и т.п.
  • Rent (англ. аренда) — передача имущества во временное владение за плату.
  • Recycling (англ. переработка) — повторное использование или возвращение в оборот отходов производства или мусора.
  • Upcycling (апсайклинг) — творческая переработка вещей утративших свои полезные функции с целью изготовления товара нового назначения и потребительских свойств.
  • Сonstant thing (англ. постоянная/стабильная вещь) — «вечная вещь», примером применения такой бизнес-модели может служить рекламная компания одной из крупных транснациональных корпораций, в которой говорится о стабильном качестве продукта компании в любой точке мира, вне зависимости от места приобретения. Также в идеологию этой бизнес-модели удачно укладывается производство изделий/услуг с очень длительным-«вечным» сроком службы, имеющих «пожизненную гарантию».
  • JIT (Just In Time — англ. «точно в срок») — бизнес-модель построенная на этой философии стремится к созданию системы, которая хорошо функционирует с минимальным уровнем материальных запасов, минимальным пространством и минимальным делопроизводством. Это должна быть система, которая не поддается сбоям и нарушениям и является гибкой (в том что касается изменений ассортимента изделий и объема производства). Конечная цель состоит в том, чтобы получить сбалансированную систему с плавным и быстрым потоком материалов через систему.
  • Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия») — использование уже разработанной и опробованной бизнес-модели на платной основе.
  • DIY (Do It Yourself — англ. «сделай это сам») — вид деятельности, включающей в себя самостоятельное изготовление, ремонт, усовершенствование техники, мебели, одежды, оборудования и других предметов широкого потребления.
  • Ключевое положение — эта модель построена на наличии определенных ключевых компетенций, которые являются ключем к рынку (целевой аудитории), потребитель не может эти компетенции обойти. Например, магазин находящийся на значительном отдалении от других торговых точек, обладает ключевым положением на локальной территории. Также примером могут быть лицензированные компании, ключевым положением для которых является наличие лицензии на определенную деятельность.
  • Подписка — клиент в такой модели оплачивает подписку(лицензию) на определенный срок за право использования ресурса предоставляемого бизнесом.
  • Уникальное предложение — модель основана на наличии в конкретном бизнесе уникальных компетенций (НОУ-ХАУ), которые востребованы потребителем и не могут быть получены где-то еще.
Читайте также:  Бизнес эмиграция что это
Бизнес инструмент

Источник: a77r.ru

Использование Канвы бизнес-модели для генерации новых идей

Наши коллеги из AgileWay подготовили перевод статьи о важности использования Business Model Canvas для процесса генерации идей.

Канва бизнес-модели может быть идеальным инструментом для реализации новых проектов. Главное знать, как правильно ее использовать.

Чаще всего наличие канвы бизнес-модели позволяет понять, как создается, доносится до потребителя, а также как сохраняется ценность вашей компании/проекта/продукта. Даже на этапе планирования этот инструмент может сыграть вам на руку, ведь с ним гораздо проще прорабатывать идею. В нем собрана вся основная необходимая информация: сегменты потребителей, ценностное предложение, потоки доходов, каналы связи с потребителем и т.д.

Как использовать канву бизнес-модели для генерации идей?

Что объединяет все варианты использования бизнес-канвы? Конечно, идея! Другими словами, если ваша компания уже существует, и вы прекрасно понимаете, как сейчас работает ваша бизнес-модель, но хотите придумать новый формат развития – ищите креативные решения.

Существует множество методик генерации идей, о многих из которых вы наверняка уже слышали. Например, мозговой штурм или креативная матрица. Вариантов масса. И канва бизнес-модели – один из таких, не менее эффективных, инструментов для стимулирования креативной работы.

Принцип действия заключается в том, что за основу вы берете свою бизнес-модель, а затем применяете одну из тех техник, которые мы опишем ниже.

Техники генерации идей

Для начала обозначим блоки канвы бизнес-модели. Так нам будет проще ориентироваться. Каждая из методик будет опираться на данные из того или иного блока (а иногда даже всех блоков).

Важно! Мы рассмотрим лишь несколько основных техник.

1. Свежий взгляд

Подходящая техника, если вам нужен быстрый старт. Суть данной методики – сопоставление вашей бизнес-модели с бизнес-моделью другой компании (вовсе не обязательно выбирать компанию из вашей отрасли).

Предположим, что вы продает бухгалтерское программное обеспечение, используя канал с большим количеством посредников. А что, если попробовать применить бизнес-модель Uber для вашей компании? Что изменится в вашей бизнес-модели? Как изменятся финансовые потоки? Как это повлияет на организационную структуру компании и общие бизнес процессы?

Такой подход к анализу действующей бизнес-модели подходит для абсолютно любого вида бизнеса: онлайн, офлайн-ритейлера или даже масс-маркета.

2. Ключевой элемент

Для использования этой техники вам понадобится уже сформированная бизнес-модель, так как первый шаг – ее анализ и определение «ключевого элемента». Это может быть ваш уникальный продукт или уникальное предложение (например, особые дилерские условия). А может это какой-то уникальный партнер, или же вы затрагиваете уникальный потребительский сегмент.

Читайте также:  Что такое бизнес мудрость

Найдите «ключевой элемент» и уберите его. Да, да, вам не показалось. Так у вас образуется некий пробел в бизнес-модели. Ваша задача: заполнить освободившееся пространство, не возвращая тот самый ключевой пункт.

Такое упражнение заставит команду использовать свои креативные способности по максимуму, а результаты могут оказаться очень неожиданными.

3. Эпицентры

Бизнес-канва описывает цельную систему, где все взаимосвязано. Изменение одного блока всегда приводит к изменению других. Техника «Эпицентры» основана именно на этой особенности.

Как мы уже говорили ранее, в канве существует 9 блоков, или «эпицентров», экспериментируя с которыми можно сгенерировать новые идеи.

А что, если изменить все области, кроме одной? Что, если только одна область останется прежней, а другие вы заполните заново, с нуля?

Например, область ключевых ресурсов. Что получится, если вы возьмете свои основные ресурсы и попробуете создать совершенно новую бизнес-модель?

Компания Amazon так и сделала, начав использовать свою облачную инфраструктуру для создания абсолютно нового продукта на рынке.

Или, например, возьмем блок потребительских сегментов: что еще вы можете предложить клиентам? Что еще, кроме ваших существующих продуктов, будет им интересно?

Вы можете также сосредоточиться на том, какую ценность несет ваш продукт. Каким новым сегментам потребителей он может быть интересен?

4. Шаблоны бизнес-моделей

Если вы изучите существующие бизнес-модели разных компаний, то поймете, что есть определенные шаблоны. Попробуйте применить один из них (применить нужно сам шаблон бизнес-модели, не опираясь на пример конкретной реализации). Например, вы можете взять, популярный сейчас, шаблон бизнес-модели, основанной на подписке. Или паттерн «Наживка и крючок» (дешевый станок и дорогие лезвия, дешевый принтер и дорогие чернила).

Существует множество таких вариантов бизнес-моделей. Самые популярные можно посмотреть тут.

5. Вопросы-триггеры

Как вы уже могли понять, вопросы в стиле «А что, если. » – действенный способ помочь команде сгенерировать новые креативные идеи. (Вопросы могут быть связаны с одним или несколькими блоками канвы.)

Возьмем, например, компанию BMW, которая продает автомобили через дилерскую сеть. А что, если машины будут продаваться онлайн, напрямую, минуя дилеров? Как бы это работало и какой эффект произвело?

Организовать сам процесс генерации идей с помощью этой техники не составит труда: подготовьте вопросы и зачитывайте их команде. Каждый участник обсуждения в двух словах записывает свою идею/идеи к каждому из вопросов (интервал между вопросами должен быть небольшим – 10-15 секунд). Когда вы пройдете весь список, у каждого из участников будет набор новых идей.

Подытожим

Описанные техники генерации идей подразумевают наличие начальной точки, от которой вы будете отталкиваться. Такой точкой будет ваша канва бизнес-модели.

Лучший вариант применения техник – если в генерации будет участвовать команда из 4-6 человек. Так у вас будет возможность получить новые оригинальные идеи в кратчайшие сроки.

Источник: temofeev.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин