Мониторинг малого бизнеса это

Целью статьи является анализ мониторинга малого бизнеса как социальной технологии. Задачи: дать определение малому бизнесу и социальным технологиям; выделить сущностные характеристики социальных технологий; определить функции социального мониторинга. Практическая значимость статьи заключается в возможности применения приведенных рекомендаций в практике социального управления малым бизнесом.

Малый бизнес имеет выгодные перспективы развития в условиях современной социально-экономической системы, но одновременно на этот процесс воздействуют многие негативные факторы. Использование социальных технологий, в частности, технологии мониторинга, в системе социального управления малым бизнесом позволит создать благоприятные условия для его развития.

В отечественной социологии разработкой проблем, связанных с социальным управлением и социальными технологиями, занимались Ю.П. Аверин, С.И. Григорьев, В.С. Дудченко, Л.Я. Дятченко, А.К. Зайцев, В.Н. Иванов, Ю.Д.

Красовский, В.Н. Макаревич, Г.Д. Никредин, В.И. Патрушев, А.И. Пригожин, А.А. Шиян, В.В. Щербина и другие, также этой проблеме посвящены диссертационные исследования М.Н. Белова, О.В. Зверева, И.Г. Ищенко, К.М.

Развитие малого и среднего предпринимательства

Оганяна, А.Ю. Ковалева, М.Ю. Козлова, В.Б. Коробова, В.О. Михайлова, А.М. Мигачева, М.А. Михеевой, С.Ф.

Нуреева, О.В. Тюсовой, К.В. Харченко, И.А. Юрасова и других. Социологический анализ социально-экономических процессов, в частности, анализ феномена малого предпринимательства, приведен в трудах Л.И. Абалкина, В.А.

Абачука, А.И. Агеева, А.И. Андрианова, Н.Д. Аппаковой, А.В. Безгодова, Э.Ф.

Бургановой, А.В. Быковского, Е.В. Глущенко, Т.И. Заславской, Ю.М. Осипова, Г.И. Осадчей, А.В. Рунова, Р.В.

Рывкиной, А.Ю. Чепуренко, В.В. Чернякова и других. В процессе содержательного анализа было выявлено, что проблема социального управления и социальной технологизации деятельности малого бизнеса в современной России актуальна, но является недостаточно разработанной. В этой связи целью настоящей работы является многоаспектный анализ современного состояния и перспектив развития социальных технологий в системе социального управления малым бизнесом.

Малый бизнес — это своеобразная социальная форма организации экономической деятельности, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливает в качестве критерия отнесения фирмы к малому предприятию численность штата до 100 человек.

Технология — это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы [2]. Так, исходя из

определения технологии в инженерном аспекте, под ней понимают совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов или изделий. Технологией принято также называть описание производственных процессов, инструкций по внедрению, технологические правила, требования, карты, графики. Для достижения определенных целей любой организации необходима строгая последовательность технологических операций, обеспечение стабильности параметров воздействия на объект в установленных пределах.

Читайте также:  Торговля канцтоварами как бизнес

В ходе содержательного анализа социальных технологий выявлено, что они представляют собой способ организации и упорядочения деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование социального объекта, достижение заданного результата посредством специальных социальных средств. Специфика социальных технологий в том, что они алгоритмизируют деятельность и поэтому могут быть многократно использованы и тиражированы для решения сходных задач и достижения заданных результатов [4, 823].

Посредством функционального анализа выделены сущностные характеристики социальных технологий:

— социальная технология — это определенный способ достижения общественных

— конструирование и реализация социальных технологий предполагает определенную этапность;

— разрабатываются предварительно и планомерно;

— реализуются на основе и с использованием научных знаний;

— базируются на ситуационном подходе;

— выступают в двух основных формах: как проект, содержащий процедуры и операции, и как деятельность, реализуемая в соответствии с этим проектом.

Любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом суть технологизации заключается в следующем: определение цели; формирование процесса; создании механизма саморегуляции; обеспечении благоприятных условий реализации. В связи с его структурно-функциональными и процессными особенностями социальный мониторинг является социальной технологией.

Социальный мониторинг малого бизнеса — это процесс изучения социального объекта, анализа и оценки его состояния, прогнозирования и контроля происходящих изменений. Процесс социального мониторинга малого бизнеса включает в себя следующие этапы: определение проблемы, выявление ее причин; выработка рекомендаций; выработка стратегии действий. Благодаря этому выполняются следующие функции: познавательная (диагностический анализ ситуации, явления процесса); профилактическая (служит определенным механизмом контроля и поддержания стабильности в обществе). В частности, социальный мониторинг необходим с целью анализа степени использования предпринимателями субсидий и льгот от государства.

В процессе реализации мониторинговых исследований решается ряд теоретико-методологических, практических задач, что приводит к накоплению информации по исследуемому объекту и возможности динамичного отслеживания его анализируемых изменений. Это предоставляет возможность на управленческом уровне координировать деятельность с учетом полученной достоверной и независимой информации, что подтверждено мнением А.Л. Гапоненко, трактующим мониторинг как технологию наблюдения и анализа изменений объекта, характеризуемую регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла [1, 271]. Таким образом, основной

сферой практического применения мониторинговых исследований является информационная поддержка процесса управления во всех отраслях.

Социальный мониторинг малого бизнеса подразумевает формирование многоуровневой системы, обеспечивающей создание и реализацию методического инструментария. Трудности разработки эффективного инструментария проявляются в результате предъявления высоких требований к содержанию и качеству исследуемых объектов. Особенность социологического инструментария мониторинга заключается в целостности и системности, которая обеспечивается построением общей системы индикаторов.

Свойства социального мониторинга:

1. Это процесс наблюдения за объектом, оценки его состояния и осуществления контроля за характером происходящих событий.

2. Мониторинг имеет адресность и предметную направленность.

3. Мониторинг представляет собой непрерывный процесс, организующийся на продолжительном отрезке времени.

4. Формами комплексного, сущностно-интегративного отражения результирующих состояний систем и их частей являются мониторинговые индикаторы.

Читайте также:  ГТА 5 самый прибыльный бизнес сюжет

Методологическая основа социального мониторинга заключается в закономерном развитии систем по цепям причинно-следственных связей, что обеспечивает эффективность таких управленческих функций, как целеполагание, предвидение, прогнозирование и планирование.

Для оценки малого бизнеса согласно [3, 188]. существуют следующие группы показателей, используемых при проведении мониторинга:

1. Показатели стратегического анализа (независимые экспертные оценки, сравнительный анализ).

2. Внешние прямые объективные показатели, определяющие рейтинг малого бизнеса с точки зрения партнеров и потребителей.

3. Внутренние косвенные показатели (численность штата).
4. Показатели обеспеченности ресурсами.
5. Показатели внутреннего качества.

В контексте проводимого исследования существуют следующие основные направления мониторинга: региональный, мониторинг общественно мнения и мониторинг реализации проектов в области социального управления малым бизнесом.

Наиболее актуален региональный мониторинг, который проводится с целью обеспечения достоверной, регулярно возобновляемой информации о положении дел в различных областях жизни с целью формирования эффективных управленческих решений. Региональный мониторинг — это процесс отслеживания территориальных изменений, проявляющихся через качество жизни населения (доходы, владение имуществом, уровень социальных гарантий и т.д.), демографическую ситуацию, научно-технический потенциал и уровень развития промышленности, экономические показатели. Основные принципы организации регионального мониторинга заключаются в системном подходе и непрерывности наблюдения за объектом. Региональный мониторинг малого бизнеса предоставляет возможность прогнозировать направления развития социальных отношений среди различных групп населения, анализировать тенденции развития.

Литература

1. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П. Теория управления. — М.: Изд-во РАГС, 2003.

2. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». — [Электронный ресурс] -Режим доступа: 2001http://slovari.yandex.ru

3. Социальный менеджмент / Под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. — Саратов: СГТУ, 2008.
4. Щербина В.В. Энциклопедический социологический словарь. — М.: Наука.

1995.

МАЛЫЙ БИЗНЕС small-scale business СОЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ social technology СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ social monitoring

Источник: uchimsya.com

Методика мониторинга состояния малого бизнеса

Мониторинг состояния малого предпринимательства представляет собой сопоставление совокупности статистических, натуральных и финансовых показателей, характеризующих состояние малого предпринимательства на конкретную дату за анализируемый период, а также аналитических материалов. Это позволяет увязывать цели и задачи государственного регулирования и поддержки малого бизнеса, способы достижения конкретных целевых индикаторов по направлениям регулирования и ресурсы, необходимые для реализации поставленных на федеральном, региональном и местном уровнях целей и задач.

малый бизнес, поддержка малого бизнеса, малое предпринимательство, государственная поддержка, мониторинг

Цитировать публикацию:

Блинова Н.А. Методика мониторинга состояния малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 11. – С. 23-26.
Blinova, N.A. (2006) Metodika monitoringa sostoyaniya malogo biznesa. Rossiyskoe predprinimatelstvo, 7(11), 23-26. (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Источник: creativeconomy.ru

Мониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства: что это такое и как он проходит

Поддержка компаний малого и среднего предпринимательства координируется федеральной корпорацией. Для контроля проводится мониторинг МСП за процессом оказания помощи и ее использования.

Читайте также:  Волга ком бизнес г Самара

Что такое мониторинг МСП

Понятие содержится в постановлении Правительства РФ № 1410 от 23.12.2015. Это систематическое наблюдение за помощью органов власти — федеральных, региональных и местных — субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, которые входят в инфраструктуру поддержки, и за тем, как оказывают помощь эти организации.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как провести закупку среди МСП и самозанятых по 223-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Инструкция КонсультантПлюс: как проводить закупки для МСП и самозанятых по 223-ФЗ

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 в состав такой инфраструктуры входят коммерческие и некоммерческие организации, которые исполняют государственные программы по созданию условий для субъектов малого и среднего предпринимательства, центры, агентства, фонды, цель которых — развитие предпринимательства, учебные центры, торгово-промышленные палаты и др. Реестр таких организаций находится на сайте корпорации, где можно осуществить поиск по региону, наименованию и ИНН.

Единый реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Мониторинг проводится путём получения и анализа информации о том, как:

  • помощь оказывается;
  • помощь используется.

В результате мониторинга МСП составляется отчет, который помещается в ежегодный отчет о деятельности корпорации.

Как проводится мониторинг

Согласно ч. 6 ст. 16 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 субъекты, которые оказывают поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, направляют в корпорацию сведения об оказанной помощи и результатах ее использования. Правила передачи отчетности установлены Приказом Минэкономразвития № 609 от 09.11.2022.

Информация передается автоматизированно через официальный сайт мониторинга МСП. Это производится до того, как соответствующую возможность реализуют на цифровой платформе МСП. Чтобы передать данные — необходимо выполнить вход в систему АИС для мониторинга МСП и зарегистрироваться.

Для этого надо нажать кнопку регистрации, заполнить поля и дождаться письма о подтверждении учетной записи, которое пришлет администратор платформы. Если организации нет в АИС, то для внесения обращайтесь через чат по указанному на сайте телефону или электронной почте. Отчеты подписываются электронной подписью, для этого устанавливается «Криптопро».

  • перечень МСП: что это и зачем он нужен;
  • утвердили форму программы по развитию субъектов МСП для их потенциального участия в закупках по 223-ФЗ;
  • создали центр консультирования МСП по вопросам закупок по 223-ФЗ.

Документы и разъяснения

Федеральный закон № 223-ФЗ от 18.07.2011Скачать
Постановление Правительства РФ № 1410 от 23.12.2015Скачать
Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007Скачать
Приказ Минэкономразвития № 609 от 09.11.2022Скачать

Об авторе этой статьи

Гончарова Валерия Окончила бакалавриат НГУ по специальности «Юриспруденция» в 2019 году, магистратуру СИУ РАНХиГС по специальности «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности в 2022 году.

Другие публикации автора
  • 2023.05.26 СМП и СОНКОМониторинг субъектов малого и среднего предпринимательства: что это такое и как он проходит

Источник: gozakaz.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин