Современная экономика — это достаточно интересная и широкая область, которая объединяет в себе множество понятий и терминов, законов и факторов. Одно из таких понятий – монополия. Именно о ней и будет идти речь в статье.
Понятие и сущность монополии
Разъяснений термина монополия достаточно много. Если рассматривать этимологию слова «монополия», то оно состоит из двух греческих слов: «mono» — один, и «poleo» — продаю, фактически означая – один продавец.
Определение 1
Если говорить простыми словами, то монополия – это единоличное право обладать чем-либо, или производить что-либо. Как правило, монополистическое предприятие, это крупная компания, организация или структура, которая является единственным поставщиком продуктов, товаров или услуг. Монополистическая организация характеризуется жёстким контролем и установлением завышенных цен. Стоит отметить, что помимо понятия «монополия», есть и «абсолютная монополия».
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
5.10 Монополия
Итак, в чём же отличие двух понятий: монополия и абсолютная монополия? В случае с предприятием монополистом, есть вариант выхода на рынок другого игрока, который будет продавать аналогичный товар, предоставлять такие же услуги. Абсолютная монополия исключает этот факт, так как подразумевает факт того, что предприятие единолично и полностью владеет ресурсами по производству товаров или предоставлению услуг.
Для более детального понятия отличий, рассмотрим примеры монополии обычной от абсолютной, на территории России. Так, предприятием монополистом можно назвать Почту России. Это одна крупная организация, которая предоставляет ряд услуг по доставке грузов на всей территории Российской Федерации. Есть мелкие и несущественные конкуренты, к примеру, те, которые занимаются организацией перевозок в пределах одного региона. Однако существенную конкуренцию это однозначно не вызывает.
Предприятием абсолютным монополистом можно назвать Газпром. Эта компания не просто единолично обладает правом на продажу природного газа. Газпром полностью владеет добычей газа, то есть весь газ на территории России фактически принадлежит этой организации. Конкуренция полностью отсутствует.
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Три вида монополии. Разъяснения и суть
Различают три основные виды монополий:
- Закрытая монополия.
- Естественная монополия.
- Открытая монополия.
Закрытая монополия
Подразумевает собой то, что монопольное право компании защищено юридически, а именно законами, к примеру, патентом или авторским правом.
Пример закрытой монополии – операционная система IOS, которая используется на смартфонах Apple, а её права и патенты принадлежат всё той же одноимённой компании.
Естественная монополия
Естественная монополия возникает в результате того, что спрос на определённый товар или услугу удовлетворяет одно предприятие. Товары или услуги, которые производятся в пределах естественной монополии, не могут быть заменены другими.
Естественная монополия — просто о сложном
Как примеры естественной монополии можно отнести услуги по передаче электричества и отопления, телефонную связь, железнодорожные перевозки.
Открытая монополия
В области открытой монополии находятся компании, которые являются единственными производителями или продавцами товара, однако юридически не защищены от конкуренции. Как правило, это компании, которые вышли на рынок с новым товаров или компании которые кардинально отличаются от конкурентов, к примеру – качеством.
Отличным примером предприятия, работающего в открытой монополии, является компания по производству конструкторов LEGO. По качеству аналогов LEGO нет. Однако существуют многие другие компании по изготовлению аналогичных конструкторов. Но благодаря высоким стандартам, качеству и рекламе, говоря о детском конструкторе, мы сразу вспоминаем LEGO.
В таблице приведём причины появления монополий и их характеристики.
Плюсы и минусы монополии в экономике
Если говорить о преимуществах монополии в экономике, то их практически нет. Честно говоря, кроме как для самого монополиста, пользы от монополии практически нет.
Неэффективность монополии обусловлена двумя простыми факторами:
- Распределение ресурсов. Все ресурсы (товар, услуги) находятся во владении одной монополистической компании. Тем самым цены устанавливаются не в соотношении спроса на товар, а «самовольно» компанией монополистом. Как пример можно рассмотреть поставку электроэнергии. Спрос есть практически стопроцентный, однако цена устанавливается вне зависимости от желаний потребителей.
- Отсутствие конкуренции. В связи с тем, что у компании монополиста нет конкурентов, она менее стимулирована для развития. Мировая экономическая практика показала, что конкурентный рынок более эффективен и добивается более высоких результатов в развитии.
- Отсутствие стимулов. Всё то же отсутствие конкуренции, вызывает неэффективность монополистического предприятия, в связи с тем, что нет стимулов и предпосылок сделать товар, услугу или продукт лучше. Действует принцип «один продавец – одно качество».
Замечание 1
В конце стоит отметить, что абсолютной мировой монополии практически нет. Как правило, компании монополисты действуют в пределах одной страны или региона, области или города.
Если общество хочет контролировать монополии, по крайней мере те монополии, которые не были созданы его собственным правительством, оно имеет три варианта. Первый — это антимонопольная политика американского сорта; второй — государственное регулирование ; и третье — общественная собственность и эксплуатация. Как для монополии, ни один из них не является идеальным.
Антимонопольная политика дорога для обеспечения: антитрестовский отдел Департамента юстиции имел бюджет $133$ млн долларов в $2004$ году , и бюджет Федеральной торговой комиссии составил $183$ млн долларов. Подсудимые (которые также сталкиваются с сотней частных антимонопольных дел каждый год ), вероятно, потратили десять или двадцать раз больше. Кроме того, антимонопольное регулирование медленно двигается.
Источник: spravochnick.ru
Монополия: что это, виды и примеры
Монополия — это ситуация на рынке, характеризующаяся наличием одного поставщика того или иного товара или услуги и значительными препятствиями к доступу на рынок для других поставщиков. Также под монополией понимают исключительное право, которое государство предоставляет организации, предприятию или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности, например на производство или торговлю.
Причиной возникновения монополии может быть как желание частного собственника получить максимум прибыли, так и особенность отрасли. Примером последней может служить железнодорожный транспорт, в котором конкурентам пришлось бы делить инфраструктуру.
Еще один пример государственной монополии, характерной для всех стран, — это выпуск национальной валюты. Право на это обычно есть только у центрального банка, который определяет, сколько денег нужно экономике, и организует производство нужного количества банкнот и монет. В России сами банкноты по заказу ЦБ печатает госкомпания «Гознак». По закону никакой другой банк или организация не имеют права выпускать и печатать деньги.
Таким образом, существуют такие монополии, которые государство формирует и поддерживает, и такие, с которыми государство борется. В первом случае — это способ решения вопросов безопасности или государственной политики. Во втором случае — результат недостаточного регулирования рынка, образование монополиста, который мешает появлению конкурентов.
Отдельно выделяют олигополию , то есть господство небольшого количества фирм и компаний, которые контролируют производство или сбыт на рынке определенных товаров и услуг. В такой ситуации несколько компаний могут вовсе не пускать на рынок новых игроков либо отдавать им минимальную долю рынка. Это жесткая или мягкая олигополия. При жесткой — все 100% рынка поделены между тремя-четырьмя крупными участниками, другие компании не могут войти в отрасль. При мягкой олигополии крупных игроков также немного, но они занимают 90% рынка, остальное достается небольшим компаниям, которые не могут составить серьезной конкуренции.
Например, на рынке мобильной связи в России четыре крупных сотовых оператора, которых называют «большой четверкой». Но то же самое можно сказать и о рынке продовольственного ретейла, разделенного между несколькими крупными компаниями. Если смотреть на иностранные рынки, то аудиторская отрасль тоже занята четырьмя крупнейшими консалтинговыми компаниями, которых также называют «большой четверкой».
Признаки монополии
Определить, возникла ли монополия в той или иной отрасли, можно по ряду признаков :
отсутствие конкурентов — когда на рынке есть один продавец или производитель. Соответственно, монополистический рынок регулируется единственным поставщиком;
продукт уникален, а значит, заменить его невозможно. Таким образом, у покупателя нет возможности не обращаться к монополисту;
монополисту не нужно соответствовать рыночным ценам, так как он сам устанавливает цену на продукт или услугу в своей отрасли, например, ограничивая или увеличивая объем производства. Монополия старается, насколько это возможно, максимизировать прибыль. Монополист может устанавливать высокую цену, так как у него нет конкурентов, но он все же ограничен объемами производства и спросом. В то же время монополист может удерживать низкую цену, не давая возможности появиться конкурентам, которые просто не могут позволить предоставлять аналогичные продукты или услуги по близкой цене;
барьеры для выхода конкурентов на рынок. Преградами могут быть отсутствие доступа к сырью, сертификация и патенты, слишком высокий порог входа, большие затраты на производство для новых игроков. Например, монополия может владеть ключевым ресурсом производства — допустим, всеми месторождениями алмазов или рудниками.
Источник: dzen.ru
Как понять, что такое монополия
Понятие «монополия» часто встречается не только в экономике, но и в повседневной жизни. Давайте разберемся, что именно представляет собой данный вид конкуренции, приведем примеры монополии, поймем, какие преимущества и какие минусы имеет монополия и существует ли она вообще.
Статьи по теме:
- Как понять, что такое монополия
- Как играть в монополию
- Что такое монополия
Что такое монополия
Представим себе, что некоторое предприятие занимается выпуском уникальной продукции, аналогов которой нет у других. Как раз уникальный товар и создает статус монополии предприятию, так как у него нет конкурентов. Сделаем вывод, что монополия – это предприятие, которое полностью контролирует выпуск уникального продукта и его цену, а также не имеет конкурентов ввиду того, что другие не выпускают этот продукт.
Преимущества монополии
Одно из самых главных преимуществ – контролирование рынка. Если в олигополии равняются на ценового лидера, то здесь не нужно ни на кого равняться – ты выпускаешь продукцию и сам назначаешь ей цену. Но ставить слишком высокую ненужно – так как люди начнут искать похожие товары с низкой ценой. Тем более за этим следит антимонопольная служба, которая контролирует деятельность монополистов. Поэтому не все так просто – монополии не могут поставить высокую цену или ставить условия другим, они должны соблюдать антимонопольное законодательство.
Недостатки монополии
Наверное, контроль ФАС уже является недостатком для монополии, но соблюдение закона необходимо. Если подойти с другой стороны, то недостатком монополии как раз может являться отсутствие конкуренции, ведь при их наличии предприятия стараются улучшать свой продукт, тем самым идет процесс развития. Если не с кем бороться – тогда зачем что-то менять. Не подумайте, что уникальный товар не будет со временем меняться – это будет происходить медленнее.
Как вступить на рынок монополии
Это очень сложно. Обычно монополисты – это крупнейшие предприятия, они не просто контролируют рынок, они еще и могут с легкостью давить конкурентов, тем более новичков. А небольшим фирмам просто не хватает той мощи, которая есть у монополиста. Иметь конкурентов невыгодно, поэтому крупной компании не составит труда задавить небольшой предприятие. Есть много способов это сделать, но это уже другая тема.
Существует ли монополия? Примеры монополии
Естественная монополия редко встречается в жизни. Обычно это инфраструктура. Приведем примеры монополии, железная дорога (РЖД). По сути они являются монополистом в этой сфере, так как других компаний нет. Из-за этого качество обслуживания не улучшается.
Как ездили поезда 50 лет назад, так и сейчас. А современные стоят очень дорого и ездят только через Москву и Санкт-Петербург.
- Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки?
Совет полезен?
Статьи по теме:
- Как играть в «Миллиардер-олигарх»
- Как выиграть в монополию
- Почему возникли монополии
Добавить комментарий к статье
Похожие советы
- Как сделать настольную игру «Монополия»
- Как называется международная полиция и каковы ее функции?
- Чем вызван налог на соль в средневековой Франции
- Что такое мономер
- Как играть в игру Монополия
- Как сделать игру «монополия»
- Как зародились рыночные отношения
- Как изменялись деньги за всю историю своего существования
- Как развивалась торговля в 19 веке
- Какой политический режим в США
- Политические режимы и их виды
- Что такое финансовая политика и каковы ее составляющие
- Что такое трест
- Что такое естественная убыль
- Что такое регулируемый вид деятельности
- Как выиграть за мафию
- Что включает в себя теория Дарвина
- Что такое олигополия
- Что такое собственность как категория экономики
- Как возникла государственная собственность
- Чем отличается люмпен от маргинала
- Что такое маржа
- Как потратить миллион долларов
- Что такое мануфактура
Новые советы от КакПросто
Рекомендованная статья
Какие есть виды промышленных полов
Промышленные полы используют на всех предприятиях. Полы промышленного назначения бывают разные, но их главные характеристики.
Источник: www.kakprosto.ru