Монополизм в бизнесе это

В экономической литературе монополизм оценивается как негативное явления и противопоставляется саморегулирующейся рыночной экономике

Монополизм — это положение, при котором один или несколько субъектов хозяйствования контролируют рынок, существенно влияют на ценообразование, подавляя конкурентов. Оценивается как негативное явление, противопоставляется саморегулирующейся рыночной экономике.

Монополистической деятельностью отечественный законодатель называет злоупотребление доминирующим положением, договоренности и согласованные действия, направленные на подавление конкуренции.

Противодействие монополизму возложено на Федеральную антимонопольную службу.

Базовыми отраслевыми нормативными документами являются законы:

  • «О защите конкуренции» №135;
  • «О естественных монополиях» №147.

Доминирующее положение

Его наличие констатируется, когда субъект хозяйствования имеет возможность:

Естественная монополия — просто о сложном

  • устранять с рынка конкурентов;
  • затруднять доступ на него другим предпринимателям;
  • диктовать условия обращения товара либо существенно влиять на ценообразование.

Доминирующее положение является условием, но не основанием привлечения к ответственности за монополизм.

По общему правилу монополистом признается субъект хозяйствования, доля которого на рынке равна или превышает 50%. Не допускается признание монополистом лица или группы лиц, совместно контролирующих менее 35% рынка (ст. 5 ФЗ №135).

Размер рыночного сегмента не является абсолютным показателем монополизма или его отсутствия. Окончательный вывод по результатам исследования ситуации на рынке делает ФАС.

Естественный монополизм

Монополия считается природной в случае, когда:

  • эффективное удовлетворение потребительского спроса и конкуренция несовместимы;
  • цена единицы продукции существенно снижается за счет наращивания объема и мощностей производства;
  • товар/услуга не могут быть заменены аналогом;
  • повышение цены не оказывает решающего значения на снижение спроса.

Примеры сфер природных монополий (ст.4 ФЗ №147):

  • водо-, газо-, электроснабжение;
  • ж/д перевозки;
  • ледокольная проводка судов.

Нарушения антимонопольного законодательства

Исчерпывающего перечня ФЗ №135 не содержит. Однако к нарушениям причисляются:

  • необоснованно высокая/низкая продажная/закупочная стоимость товара/услуги;
  • навязывание сопутствующих товаров/услуг;
  • управление ценообразованием через согласованные действия.

Кроме наложения традиционных штрафов, ФАС вправе инициировать применение к монополистам специфических мер реагирования в судебном порядке. Это:

  • принудительное разделение субъекта хозяйствования;
  • выделение нового юридического лица из монополиста (ст.38 ФЗ №135).

Источник: utmagazine.ru

5.10 Монополия

Монополизм — формы и разновидности, подробное описание

Монополизм может оказывать на рынок как негативное, так и положительное влияние. С целью контроля монополий власти создают специальные контролирующие органы. Они необходимы для обеспечения здоровой конкуренции, а также контроля ценообразования. Монополия не должна слишком сильно влиять на другие, более мелкие компании.

1. Что такое монополизм простыми словами

Монополизм (от англ. «monopolism») — это ситуация на рынке, при которой один продавец или производитель имеет явное преимущество перед конкурентами. Такие компании активно пользуются своим положением, оказывая влияние на ценообразование и распределение долей рынка между его участниками.

Одна из основных причин появления на рынке монополии, это желание получить максимальную прибыль независимо от способа. Среди других факторов формирования монополий можно выделить следующее:

  • Большие расходы на развитие компании при минимальных показателях окупаемости;
  • Специальные барьеры, которые устанавливает правительство. Сюда входит распределение квот, сертификация, лицензирование и др;
  • Желание получить контроль над ценообразованием.

Чтобы контролировать монополистов, создаются специальные контролирующие законы. Но, если сравнивать с другими разновидностями, образованные естественным путём монополии сложно контролировать. В таком случае следует задумываться об обосновании их деятельности. Кроме этого, контроль осуществляется в отношении собственности. Здесь выясняются лица, которые непосредственно участвуют в деятельности монополии и бенефицианты.

На первом этапе следует определить тип деятельности монополии. Далее проверяется обоснованность затрат и цен. Если проверка прошла успешно и государство утвердило обоснованность цен и затрат, остальные правила могут быть введены по итогам проверок через антимонопольные органы. Для качественного контроля естественных монополий, государство может национализировать их. Но, для этого необходимо преодолеть барьер закрытости данных о работе таких компаний.

Читайте также:  Как продвигать бизнес суши

2. Разновидности экономического монополизма

Один из главных признаков чистой монополии – это единственный поставщик товара. Таким образом отрасль будет представлена одним предприятием, которое производит конкретную услугу или продукт, без налогообложения. Чистому монополизму характерны следующие признаки:

  • Один или несколько покупателей;
  • Отсутствие возможности выбора у потребителя;
  • Слишком большое количество ограничений для других организаций, которые хотят получить своё место на рынке в данной отрасли;
  • Условия работы без потенциальной или скрытой конкуренции;
  • Под контролем монополиста находятся объемы реализации или выпуска продукции, а также ценообразование.

По видам монополии делятся на:

  1. Естественную . Здесь оказание услуг или производство товара сосредоточено в рамках одной организации в силу технических или природных причин. При этом, такая ситуация выгодна обществу. Сюда относятся любые услуги, связанные со связью, энергообеспечение и др;
  2. Экономическую . Эта разновидность самая распространённая. Она возникает на фоне экономических причин. Развитие такой монополии происходит, основываясь на закономерное хозяйственные факторы. В большинстве случаев, говорится о компаниях, которые смогли самостоятельно завоевать свой монопольный статус на рынке;
  3. Административную . Эта разновидность монополии защищена законодательством. Такая ситуация возможна в случае, когда монополия возникла благодаря административным барьерам, а не рыночным. Данная разновидность как правило возникает при закреплении государства за собой права продавать или производить определенную разновидность продукции. Это могут быть сигареты, военная техника, алкоголь или электроэнергия.

3. Формы монополий

На рынке могут существовать следующие формы монополии:

  • Двусторонняя . Торговая платформа с наличием одного покупателя и продавца. В таком случае, обе стороны наделены абсолютной властью над рынком. Результат каждой сделки всегда зависит от способности игроков вести плодотворные переговоры;
  • Естественная . Возникает на фоне способности бизнеса приносить стабильную прибыль. Ярко выраженный пример такой формы монополии, это железнодорожные перевозки. Но, подобная деятельность требует наличия большого капитала на начальных этапах.
  • Открытая . На рынке присутствует единственный поставщик, перед которым не стоят какие-либо юридические преграды, касающиеся конкуренции. Эта форма характерна для организаций, которые занимаются предоставлением инновационных или новых продуктов, не имеющих аналогов на данный момент;
  • Закрытая . Эта форма защищена от конкуренции на законодательном уровне. Ограничения могут затрагивать налогообложение, авторские права, лицензирование или патенты. Монополии в данном случае могут быть переданы уникальные права на использование или владение ресурсами;
  • Искусственная . Создается через объединение нескольких организаций. Благодаря сговору, монополия эффективно устраняет конкурентов. Для этого объединение использует любые методы, например, манипуляции с ценами, шпионаж или спекуляцию активами.

На рынке могут существовать следующие объединения:

  • Концерны . Здесь для создания монополии объединяются организации из разных промышленных отраслей. Участники объединения в будущем потеряют собственность на средства производства. Главная организация будет осуществлять финансовый контроль других участников;
  • Картели . Здесь объединяются предприятия из одной сферы, а собственность на средства производства и сам продукт будут сохранены. Кроме этого, руководство компании сохраняет коммерческую и производственную самостоятельность. Участники монополии смогут договориться о том, как будут распределяться доли рынка, а также о правилах ценообразования и сбыта продукции;
  • Конгломераты. Ещё одна из разновидностей монополистических объединений, возникающая через поглощение прибыли разно-отраслевых организаций, которые не отличаются производственным и техническим единством;
  • Синдикаты . Участники объединения теряют коммерческую самостоятельность, но производственная остаётся. Производимый продукт должен быть реализован через единую синдикатную контору. Коме этого, данная контора может заниматься закупкой сырья для каждого из участников синдиката. Это оправданный шаг, так как крупный покупатель имеет большие шансы на получение скидки;
  • Трест . Акционерное общество, в котором участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность. Объединение формируется благодаря слиянию капиталов и через выпуск ценных бумаг (облигаций и акций). Эти активы будут распределены не только между участниками объединения, а и покупателями на фондовом рынке. Таким образом трест занимается привлечением дополнительных источников капитала.
Читайте также:  Если вы делаете бизнес как жить

4. Какими могут быть последствия монополизма

На первый взгляд может показаться, что монополизм не является естественным явлением для рынка. Такое мнение создаётся на фоне наблюдений об ограниченности конкуренции, а также препятствии на пути к техническому прогрессу. На рынке постоянно искусственно удерживаются высокие цены, а объём продукции сокращается.

В странах с развитой экономикой к монополиям относятся по-разному. Специалисты часто приводят аргументы как против, так и за такую ситуацию на рынке. То, как именно монополия будет реализовывать свои планы, какими бы они не были, зависит от эффективности работы антимонопольных органов. Существует две системы регулирования монополистической деятельности, европейская и американская.

В последнем случае законами выделяются четыре контролирующих объекта, это слияние организаций, которое негативно отражается на конкуренции, ценовая дискриминация, монополизация рынка, а также сговор о ценообразовании. В антистрессовой политике, монополия, это организация, которая взяла под контроль рынок с помощью ограничительных практик.

Это мог быть захват источников сырья, заговоры о формировании цен, распределение долей рынка сбыта и вытеснение более слабых конкурентов. В данном случае не говорится о компаниях, которые заняли своё место на рынке благодаря качественной и эффективной работе и честной борьбе. Говоря об антимонопольном законодательстве Западной Европы и Японии, оно не может похвастаться эффективностью из-за более либерального отношения к монополизму.

Иногда государственные органы согласовывают картельные объединения, чтобы улучшить состояние экономики. Здесь правительство придерживается мнения о том, что строгое отношение к монополиям может спровоцировать экономический упадок в целом. Европейская разновидность законов включает в себя статью «О конкуренции и ограничениях монополистической практики на товарном рынке». В дальнейшем выяснилось, что данный закон в недостаточной мере контролирует большую часть монополистических проявлений на рынке.

Если предприятие включается в Государственный реестр монополистических предприятий, это говорит о том, что компания признаётся монополистом и берёт на себя контроль корректности количества производимого товара, его качества и формирование стоимости. Но, если в качестве критерия применять только показатель доли предприятия на рынке, список конкретных монополистов определить сложно, так как определённая доля компании не является явным признаком монополизма.

5. Основные минусы монополизма

Среди негативных сторон монополизма можно выделить следующее:

  • Постепенный упадок эффективности использования труда и производственных мощностей;
  • Качество услуг и продукции ухудшается, так как у монополиста нет стимула вести работу в данном направлении;
  • На рынок не выходят новые организации, которые могут обеспечить населению рабочие места;
  • Прибыли компании увеличивается на фоне манипуляций с ценообразованием, а не за счёт снижения затрат;
  • Отсутствие необходимости стимулировать научные изыскания и внедрять новые технологии.
Читайте также:  Кухни на заказ как бизнес

Далеко не все считают, что монополия, это негативное явление на рынке. Сторонники монополизма утверждают, что концепция такого производства обеспечивает возможности для экономии затрат. Такого эффекта можно достигнуть благодаря централизации вспомогательных снабженческих, финансовых и сбытовых служб.

Регулирование монополизма, это одна из главных задач государственных служб, которая обеспечит планомерное развитие экономики государства. Это достигается путём обновления антимонопольного законодательства и прямого воздействия на организации или через создание условий, обеспечивающих здоровую конкуренцию. Для этого государство контролирует уже присутствующие монополии, отслеживает концентрацию капитала, а также процессы слияния и поглощения игроков рынка.

Источник: vsdelke.ru

Монополия: всегда ли отсутствие конкуренции приносит вред

Отсутствие здоровой конкуренции может привести к снижению качества товара и росту цен. Но всегда ли монополия во вред?

Монополия: всегда ли отсутствие конкуренции приносит вред

(Фото: Shutterstock )

Что такое монополия

Монополия — это ситуация на рынке, характеризующаяся наличием одного поставщика того или иного товара или услуги и значительными препятствиями к доступу на рынок для других поставщиков. Также под монополией понимают исключительное право, которое государство предоставляет организации, предприятию или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности, например на производство или торговлю.

Причиной возникновения монополии может быть как желание частного собственника получить максимум прибыли, так и особенность отрасли. Примером последней может служить железнодорожный транспорт, в котором конкурентам пришлось бы делить инфраструктуру.

Еще один пример государственной монополии, характерной для всех стран, — это выпуск национальной валюты. Право на это обычно есть только у центрального банка, который определяет, сколько денег нужно экономике, и организует производство нужного количества банкнот и монет. В России сами банкноты по заказу ЦБ печатает госкомпания «Гознак». По закону никакой другой банк или организация не имеют права выпускать и печатать деньги.

Таким образом, существуют такие монополии, которые государство формирует и поддерживает, и такие, с которыми государство борется. В первом случае — это способ решения вопросов безопасности или государственной политики. Во втором случае — результат недостаточного регулирования рынка, образование монополиста, который мешает появлению конкурентов.

Отдельно выделяют олигополию, то есть господство небольшого количества фирм и компаний, которые контролируют производство или сбыт на рынке определенных товаров и услуг. В такой ситуации несколько компаний могут вовсе не пускать на рынок новых игроков либо отдавать им минимальную долю рынка. Это жесткая или мягкая олигополия. При жесткой — все 100% рынка поделены между тремя-четырьмя крупными участниками, другие компании не могут войти в отрасль. При мягкой олигополии крупных игроков также немного, но они занимают 90% рынка, остальное достается небольшим компаниям, которые не могут составить серьезной конкуренции.

Например, на рынке мобильной связи в России четыре крупных сотовых оператора, которых называют «большой четверкой». Но то же самое можно сказать и о рынке продовольственного ретейла, разделенного между несколькими крупными компаниями. Если смотреть на иностранные рынки, то аудиторская отрасль тоже занята четырьмя крупнейшими консалтинговыми компаниями, которых также называют «большой четверкой».

Источник: quote.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин