Судьбы современного мира во многом зависят от этики предпринимателей — наиболее активной части общества. Реализация целей, поставленных А.Печчеи, или любой другой системы целей, направленных на предотвращение кризиса мировой цивилизации, невозможна без сознательного восприятия руководителями крупнейших фирм этических норм, отличных от норм «либеральной экономики» [35, 488].
Изучение деловой этики является в настоящее время одним из популярных направлений науки. Популярность эта во многом подогревается значительным практическим интересом, который проявляют сами предприниматели; этот интерес усиливается процессом глобализации.
Деловые контакты между представителями разных культур требуют установления консенсуса, то есть одинакового понимания законов бизнеса. Все большее число бизнесменов понимает, что само по себе соблюдение формальных правил рыночной игры еще не гарантирует не только благоприятных условий для бизнеса, но и выживания мировой цивилизации.
Поэтому проблема этических и моральных основ бизнеса становится все более актуальной в современном мире. Российский ученый П.Н.Шихирев и американский предприниматель Р. Андерсон на основе анализа большого объема эмпиричес ких данных и личного опыта межкультурных деловых контактов выделили, в среде современных бизнесменов два идеальных типа, названные ими «акулы» и «дельфины» [114, 87]. Бизнесмены, принадлежащие к обоим типам, в принципе готовы соблюдать формальные законы. Однако бизнес, как и любая другая деятельность, подчиняется не только юридическим, но и моральным нормам. К акулам авторы относят тех предпринимателей, которые готовы использовать любые средства, чтобы победить в конкурентной борьбе, нарушая при этом моральные нормы; готовы браться за любой бизнес, если он приносит прибыль, независимо от его социальных последствий; не склонны к сотрудничеству и благотворительности; считают личный успех единственным критерием успешности своей деятельности.
Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?
К дельфинам причисляются бизнесмены, ориентированные не только на личный успех, но и на социальную эффективность своей деятельности, учитывающие моральный аспект в деловых контактах и отношениях с потребителем, предрасположенные к эффективному сотрудничеству, к меценатству и благотворительности. 5.3.
Проблемы этики современного бизнеса На первый взгляд, кажется, что акулы должны всегда побеждать дельфинов ввиду крайней степени эгоцентризма и рационализма. Между тем, как показывает опыт, по мере развития общей культуры предпринимательства, все большее значение в деловых отношениях приобретает факт доверия к партнеру.
А это доверие, в свою очередь, зависит от имиджа партнера в глазах общественности и деловых кругов. Имидж нарабатывается годами безупречной деятельности; он зависит не только от деловой обязательности, но и от соблюдения моральных принципов [35, 490-491]. Такой отбор имеет рациональное обоснование.
По мере превращения рынков из экстенсивных в интенсивные, а также по мере глобализации экономики становится жизненно важным, чтобы партнер не просто соблюдал формальные стороны договора (ибо в договоре и законе невозможно предусмотреть всех вариантов развития событий), но и придерживался ключевых общечеловеческих норм. Моральность бизнеса становится не только гарантом делового успеха, но и предпосылкой сохранения стабильности в мире в целом.
Проблемы малого бизнеса. Как решить проблемы малого бизнеса и увеличить продажи в 5 раз?
Авторы данной концепции справедливо отмечают, что тенденцию вытеснения акул дельфинами не следует переоценивать. «Хищный» бизнес продолжает доминировать в мире. Резервом его сохранения и роста являются, в первую очередь, экстенсивные рынки.
Предприниматели этого типа происходят из двух, на первый взгляд, противо положных полюсов рынка — бизнесменов стран с переходной экономикой и лидеров транснациональных корпораций — так как по отношению к ним ослаблен социальный контроль. Тем не менее движение в направлении «дельфинизации» бизнеса налицо. Примером этому служит, в частности, принятие в 1994 г. так называемой Декларации Ко (по названию города в Швейцарии) — «Принципы бизнеса», в которой представители ведущих транснациональных корпораций мира сформулировали идеальные правила ведения современного бизнеса, включающие в себя и морально-этические аспекты: «1. Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров.
2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. 3. Этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия. 4. Уважение правовых норм. 5. Поддержка многосторонних торговых отношений. 6. Забота об окружающей среде. Глава 5. Глобализация и этнокультурное многообразие мира 7. Избегание противозаконных действий» [114, 50].
В преамбуле к этому документу лидеры мирового бизнеса признают: «Законы мирового рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию». Поэтому в последние годы предпринято несколько попыток определить основные этические принципы бизнеса, которые применимы в разных культурах.
Одна из таких попыток принадлежит американскому социологу Я. Хосмеру (цит. по: [114, 51]): 1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании. Принцип основан на учении древнегреческой философии (Протагор) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действие честное, открытое и истинное, о котором можно . с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению. Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях: честности, открытости, умеренности, и т.п.
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, чувства того, что все мы работаем на одну общую цель. Принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию. 4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.
Принцип основан на учении Гоббса и Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми. 5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь. Принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной Н.Бентамом и Дж.С.
Миллем. 6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. Принцип основан на категорическом императиве Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей этической норме. 7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
Принцип основан на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности. 8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.
Принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке. 9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе. Принцип основан на правиле распределенной справедливости Ролса. 5.3. Проблемы этики современного бизнеса 10.
Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на самоопределение и самореализацию. Принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества».
Нетрудно видеть, что представленные принципы отражают не столько общемировую этику, сколько отдельные этические принципы, выработанные европейской и североамериканской цивилизацией. Вместе с тем, хотя автор и не ссылается на основы традиционной китайской философии, в данном кодексе явно прослеживается движение от норм либерального рынка к нормам конфуцианской морали. Этот сдвиг вызван, конечно, не прямым заимствованием, а тем, что мировая экономическая система постепенно переходит из фазы экстенсивного развития в фазу интенсивного развития. Попытка выработки универсального этического кодекса бизнеса, опираясь на труды выдающихся философов, экономистов и социологов, представляется весьма перспективной.
Источник: uch.click
Моральные проблемы в международном бизнесе
Международный бизнес — предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.1
Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Она направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I «
1) История возникновения деловой этики за рубежом.
2)Этика в международном бизнесе…………………………………..
3)Моральные проблемы в международном бизнесе
Файлы: 1 файл
Многие проблемы безопасности продукции можно проиллюстрировать на примере ставших предметом острых споров автомобилей. Все мы знаем, что совершенно безопасного автомобиля не существует. Мы знаем также, что одни автомобили по некоторым техническим параметрам безопаснее других.
Машина большого размера явно безопаснее малогабаритного автомобиля при лобовом столкновении их друг с другом. Малогабаритный автомобиль, ударивший большой грузовик, скорее всего, больше пострадает от столкновения. Фирма «Мерседес-Бенц» утверждает, что она строит свои автомобили, ориентируясь на их безопасность; покупатель оплачивает дополнительные конструкторские издержки на ее машины. Мало вероятно, чтобы малогабаритный недорогой автомобиль можно было сделать столь же надежным, как и большую дорогую машину. Но если дело обстоит так, то вопрос сводится к тому, насколько безопасным должен быть автомобиль, чтобы быть «безопасным», и кто должен этот вопрос решать.
Производители несут ответственность за производимые ими изделия и за причиняемый ими вред. Что касается потребительских товаров, потребители рассчитывают, что покупаемые ими товары честно рекламируются и отвечают предъявляемым им требованиям.
Потребители рассчитывают, что купленный ими предмет не выйдет из строя при первом же его применении, что он будет действовать и что он будет делать то, для чего он изготовлен. Если же предмет действовать не будет, потребитель имеет законное право предъявить претензии.
Производители обычно продают свою продукцию с гарантией, и, даже если такая гарантия отсутствует, существует подразумеваемая гарантия того, что изделие соответствует своему назначению и обладает по крайней мере средним качеством. Если изделие не выполняет своих функций или если оно сразу же выходит из строя или обнаруживаются какие-либо другие дефекты, гарантия обеспечивает покупателю ремонт или замену изделия. Это по меньшей мере то, на что потребители могут рассчитывать в рамках справедливой сделки при покупке ими товаров. Однако они не вправе требовать компенсацию за случайный ущерб или вред, например за потерю времени, которую повлек за собой обмен товара, или за то, что продукт вовремя не был использован.
Однако ущерб, причиненный в результате небрежного производства товара, — это уже другое дело. В подобных случаях компенсационное право требует полного возмещения покупателю его затрат, а также компенсации за причиненный вред.
Дело города Бхопал
3 декабря 1984 г. ядовитое облако тихо поднялось над заводом компании «Юнион карбайд» в городе Бхопал, Индия. Прежде чем оно рассеялось, оно убило свыше 3 тыс. человек и отравило более 200 тыс. человек. Это была величайшая из известных катастрофа промышленного предприятия. Она произошла в развивающейся стране и была вызвана новейшей технологией, примененной иностранным филиалом транснациональной химической корпорации с центром в США. Эта катастрофа подняла вопрос об ответственности транснациональных корпораций, ведущих свои операции в развивающихся странах.
Случай в Бхопале сложен, и существуют различные объяснения причин того, что фактически привело к катастрофе. Корпорация «Юнион карбайд» утверждает, что это был саботаж. Другие возлагают ответственность за аварию на «Юнион карбайд», которая не использовала в Индии те же автоматизированные механизмы безопасности, которые она использовала на своих заводах в США, и не обеспечивала надлежащий контроль за эксплуатацией завода в Бхопале. Некоторые возлагают ответственность за аварию на плохое руководство заводом индийскими управляющими, на низкую квалификацию индийских рабочих и на правительство Индии, проявившее мягкотелость в соблюдении мер технической безопасности на заводе.
Кто должен был понести ответственность за аварию и какого рода компенсация должна была быть выплачена потерявшим здоровье работникам и семьям погибших?
Международная система капитализма, или свободного предпринимательства, — это не просто распространение американской системы. Международная система охватывает большое число других стран, каждая из которых имеет собственную капиталистическую систему наряду с собственной политической системой, собственными общественными и историческими традициями и институтами. Вся международная капиталистическая система является результатом распространения и взаимодействия всех этих систем.
Рассматривая всю международную арену, на которой действует бизнес, определим, может ли эта система как целое быть морально оправданной.
Отвечая на этот весьма широкий вопрос, можно выделить три проблемы. Первая касается неравного распределения богатства. В отличие от отдельных стран, здесь не существует международной системы распределения, на основе которой на богатых лежит обязанность оказывать поддержку бедным. Исходя из этого, некоторые страны утверждают, что с моральных позиций необходим новый международный экономический порядок, который устранит существующий дисбаланс. Не заходя столь далеко, можно все же поставить вопрос: а какие обязанности имеют — если вообще имеют — богатые страны по отношению к бедным?
Отсутствие эффективных базовых институтов на международном уровне имеет даже еще более важное значение. Хотя международное право распространяет свое действие на некоторые области, оно не всегда реализуется (особенно в отношении крупных и могущественных стран). ООН и ее комиссии не в силах проводить в жизнь свои установки на ведение торговли.
Нет международных полицейских сил, которые были бы способны добиться осуществления на деле даже согласованных в рамках ООН правил. Несмотря на то что страны мира не находятся целиком в первобытном состоянии, правила, регулирующие взаимодействие государств, торговлю между странами, деятельность крупных корпораций, ведущих свои операции во многих странах, зависят от достижения соглашений, от моральных убеждений, от косвенного давления и от доброй воли.
В такого рода ситуации необходимость в этических принципах гораздо больше, чем в обществе, где имеется вполне развитая, фактически функционирующая система базовых институтов Это подводит нас к третьей проблеме. Если мы допустим, что этика играет важную роль в международном бизнесе, то чьих этических принципов бизнес должен придерживаться?
При рассмотрении темы этического релятивизма мы видели, что это весьма существенный вопрос: нет американской этики, отличной от германской, или японской, или русской, или турецкой этики. Как на элементарном уровне, так и на высоком уровне обобщения этика одинакова для всех. Во всех странах убийство, воровство, ложь и нарушение контрактов представляют собой зло.
Ни одно общество не может функционировать, если эти базисные нормы в большинстве своем не соблюдаются. Не может также оперировать и бизнес. Бизнес функционирует на вере в то, что контракты будут соблюдаться, что обещанные товары будут поставлены, что те, кто получил товар, его оплатят и т. д. Равным образом могут получить универсальное применение высокого уровня нормы утилитаризма и кантианства, а почти все страны мира признали Всеобщую декларацию прав человека.
Отсутствие эффективно действующих международных базовых институтов вовсе не означает, что не существует признанных международных норм управления бизнесом и что поэтому любой честной компании приходится все начинать с нуля. Базовые нравственные нормы присущи всем обществам и необходимы для ведения бизнеса.
Но не следует игнорировать нормы, которые сложились за период с конца 70-х годов и которые были включены в целый ряд кодексов. Предложенный ООН Кодекс поведения транснациональных корпораций — это лишь один пример. Хотя не все включенные в него нормы являются моральными нормами, но многие из них таковые — например, «уважение прав человека и фундаментальных свобод» (статья 14), «воздержание от коррупционной практики» (статья 20), нормы трансфертной калькуляции цен (статья 33), защита потребителей (статьи 37—40), защита окружающей среды (статьи 41—43) и раскрытие информации (статья 44). По этим и большинству других статей кодекса было достигнуто согласие, и лишь по нескольким оставшимся продолжаются споры.
Страны, принимающие окончательный свод норм, могут либо принять их в качестве целей, либо включить в национальное законодательство. Однако весь тот труд, который был затрачен на создание этого документа, безусловно, должен послужить отправным пунктом для выработки как национальных кодексов, так и множества более конкретных отраслевых или корпоративных кодексов.
Разница между саморегулированием бизнеса и государственным регулированием не обязательно должна носить характер противостояния. Компания, желающая действовать морально в международном бизнесе, вполне может оказаться в конкурентной борьбе с другими компаниями из той же страны или из других стран, которые в погоне за прибылью ведут себя аморально.
Тем не менее моральная компания, если она достаточно велика и достаточно мощна, способна успешно конкурировать, хотя и предпочла бы, чтобы правила были одинаковыми для всех. Поскольку никакая компания не в состоянии контролировать действия всех других компаний, честная компания может добиваться создания и лоббировать выработку национальных и международных норм, которые сделали бы правила конкуренции равными для всех компаний. В этом случае правительство может официально узаконить предложения, отвечающие желаниям тех компаний, которые хотят, чтобы существовала моральная обстановка для конкуренции. Таким образом, устремления государства и бизнеса часто могут совпадать, а изображение государства в роли надзирателя и регулятора бизнеса, т. е. когда государство и бизнес оказываются по разные стороны барьера, дает лишь неполную картину, скрывающую истинные важные отношения между ними.
Безопасность автомобилей служит примером того, как конкуренция в области обеспечения безопасности сыграла гораздо более эффективную роль, чем государственное регулирование. Вместо того, чтобы дождаться правительственных предписаний об оснащении автомобилей подушками безопасности, некоторые автостроительные компании сами по своей инициативе внедрили эту подушку в качестве дополнительного предмета для продажи покупателям автомобилей. В условиях интернационализации рынков и конкуренции, как только одна компания проявляет такую инициативу, рынок вынуждает другие фирмы не только данной страны, но и стран во всем мире поступать так же.
Этот пример демонстрирует важное значение инициативы со стороны некоторых компаний и отраслей промышленности. Здесь на первый план выступает принцип «положение обязывает». Введение более строгих норм, чем существующие, требует воображения и смелости. Чтобы послужить примером, компания должна быть достаточно известной, а это часто означает, что она должна быть крупной и уже быть лидером в отрасли либо по производительности труда, либо по качеству своих изделий, либо по доле, которая ей принадлежит на рынке. Лидеры могут вводить новые стандарты продукции, и их действия будут служить критерием, по которому станут судить о других компаниях.
Наилучшая исходная позиция для дальнейшего совершенствования норм, действующих в международном бизнесе, — это саморегулирование бизнеса в рамках уже существующих правил и стандартов. Общее правило состоит в том, что государство должно делать лишь то, что сам бизнес не в состоянии или не желает делать.
Бизнес лучше всего приспособлен к тому, чтобы распознавать, где кроются возможности для злоупотреблений. Неразумно полагать, будто все фирмы желают воспользоваться этой возможностью, поскольку, будь это так, широкая публика рано или поздно потребовала бы исправить положение.
В ряде случаев отрасли сами могут — и они это делают — устанавливать нормы и формулировать свою политику. Антитрестовское законодательство США признает опасность того, что саморегулирование открывает доступ к злоупотреблениям и тайным сговорам. Поскольку нет всемирного правительства, такая опасность действительно существует на международной арене.
Следовательно, и в национальном плане, и в международном мы не можем зависеть только от саморегулирования бизнеса. Но государство не является единственно необходимым органом для установления норм; важное значение при этом имеют также различные частные организации, средства массовой информации, просвещенные потребители, энергичные группы рабочих.
Когда условия конкуренции структурно нечестные, тогда саморегулирование не действует. Именно в этих условиях на первый план выходит роль государства. Но так же как существуют аморальные компании, существуют и аморальные правительства. В подобных случаях противовесом им должны служить порабощенные, эксплуатируемые, дискредитируемые народы, другие страны и правительства и другие общественные организации.
Хотя в настоящее время имеются только национальные правительства, надзор за злоупотреблениями ТНК может отчасти осуществляться их совместными действиями. Пример с Международным банком кредита и торговли (МБКТ) показывает, что именно для этого нужно. Скандал с МБКТ явился международным феноменом; поскольку ни одно государство не смогло осуществлять адекватный контроль над операциями МБКТ во всем мире, это привело к злоупотреблениям с его стороны. Часть данной проблемы образует секретность в банковском деле, а это такой вопрос, который частично должен быть решен самим банковским сообществом, а частично всеми странами мира путем согласования условий, в рамках которых проблема секретности не будет носить чрезмерный характер. Любым странам, отказывающимся регулировать банковскую сферу в пределах своих границ, может быть закрыт доступ в банки других стран, согласившихся соблюдать указанные нормы.
Единые нормы можно установить разными способами: через посредство Комиссии ООН, в работе которой смогут принять участие все заинтересованные стороны, путем заключения соглашений непосредственно между странами и путем соглашений и стандартов, разработанных банковским сообществом — с участием или без участия внешних представителей, — так, как были разработаны нормы в химической индустрии. Возможны и другие модели, как, например, образцовые кодексы, разработанные комиссиями, состоящими из профессиональных финансистов, представителей правительств, ученых-экспертов и делегатов от населения. В любом случае все такие группы должны начать с уже действующих норм как в соответствующей отрасли, так и в других сферах.
Источник: www.yaneuch.ru
Новая этика в компаниях, или Как не потерять миллион долларов из-за твита
Сотрудники компаний, руководители, журналисты и просто все пользователи соцсетей чувствуют, что мы живем в мире меняющихся или уже изменившихся этических норм. У так называемой новой этики нет манифестов, лидеров, программы, но все, от топ-менеджеров до стажеров, понимают, что нормы отношений между людьми существенно изменились.
В мире крупного бизнеса возникает понятие репутационного капитала, крупные инвестиционные фонды перед вложением средств проверяют, соответствует ли компания критериям новой этики, например, достаточно ли толерантен подход к выбору руководящего состава. Чтобы избежать огромных финансовых и репутационных потерь, компании в срочном порядке составляют кодексы, адаптируются к новой социальной действительности. Очевидно, что это пока скорее интуитивно ощущаемые, чем юридические нормы, с другой стороны, от них зависит не только доброе имя, но и финансовая составляющая бизнеса, при неэтичном поведении компания может утонуть в штрафах, специалист может лишиться работы и честного имени. Forbes Life попытался разобраться, как новая этика затрагивает бизнес, и спросил у ведущих HR-специалистов, как избежать ошибок и действовать в условиях новой этики.
Что такое новая этика?
Даже эксперты, когда слышат это словосочетание, просят уточнить, о чем же все-таки идет речь: о формирующейся этике удаленного общения, о гендерной этике или о нормах делового общения? Многие понимают, что ситуация меняется, компании пишут новые этические кодексы, HR-специалисты все чаще сталкиваются с влиянием норм новой этики на репутацию клиентов, от этических конфликтов пострадала репутация многих известных людей. Что же все-таки включает в себя новая этика?
Алена Владимирская, основатель «Лаборатории карьеры Алены Владимирской»
Новая этика делится сейчас на три важные составляющие: первое — все, что связано с разнообразием, с diversity, сюда относятся вопросы, касающиеся толерантности: толерантность к полу, возрасту, к вероисповеданию. Это полная толерантность принятия того, что все мы разные. Второе — это новое понимание агрессивности и давления друг на друга.
То есть переосмысление вопросов харассмента, газлайтинга и прочих вещей, пересмотр взаимоотношений между людьми. И третья составляющая новой этики — то, что очень продиктовал нам коронавирус и карантин, с ним связанный. Это все, что связано с удаленной работой и новыми цифровыми коммуникациями.
Это три фундаментальные вещи новой этики, и о них обо всех можно говорить. Если мы говорим о первой и второй частях, сейчас большинство компаний пишут кодексы, в которых участвуют юристы, эйчары и разные специалисты. Они касаются diversity и всех вопросов, связанных с новыми видами агрессивности, будь она психологическая, сексуальная или work-агрессия. Компании стали писать кодексы не от хорошей жизни; если мы говорим о международных компаниях, то это огромные финансовые и репутационные затраты, это увольнение сотрудников и прочее, то есть корпорации понимают, что без этих кодексов жить очень сложно, потому что, если ты не показал на старте сотруднику, что для компании является приемлемым, что неприемлемым, то потом, собственно, это все поле трактовок сотрудников, и как повернется дальше ситуация, совершенно непонятно.
Если мы говорим про удаленную работу, то возникает новая цифровая этика, которая говорит, что ты теперь на работе оказался не 7 часов, а 24 часа, то есть у тебя постоянно звонки, мессенджеры, скайпы или зумы в нерабочее время. И сейчас это очень сильно нормируется и выходит из категории лайт, то есть большинство компаний описывают, что вы можете не отвечать и, более того, вы скорее должны не отвечать в нерабочее время, видя, как выгорели за первый месяц сотрудники.
Иначе говоря, вы можете поставить отбивку, отключить звук в чате или просто написать, что, коллеги, у меня закончился рабочий день. История про цифровую этику, что можно, что нельзя, как можно, — это тоже сейчас очень важная история, которую компании прописывают. Компании сейчас очень переосмысливают свои внутренние стандарты, раньше они были, что называется, дубовее, проще и понятнее, скажем, нельзя приставать к женщине на работе, даже если ты ее начальник. Но это еще очень серое поле, я знаю много крупных российских компаний, которые сейчас делают эти этики, привлекают этих юристов, эйчаров, разных специалистов, но дело идет очень тяжело. В западных компаниях это спустят и в большинстве уже спустили, это все делают главные офисы, российские мучаются сами.
Этика и агрессия
После того как движение #MeToo несколько лет назад прокатилось каскадом по всему земному шару, громкое дело Харви Вайнштейна, закончившееся 11 марта 2020 года обвинительным приговором и лишением свободы на 23 года, привело к так называемому эффекту Вайнштейна. Поток обвинений в адрес десятков медийных лиц прорвал стену молчания.
Не всегда дело доходило до суда, но множество известных людей из мира кино- и шоу-бизнеса закончили свою карьеру из-за обвинений в домогательствах. Среди них режиссер Amazon Studios Рой Прайс, совладелец онлайн-кинотеатра Screen Junkies Энди Сайнор, актеры Кевин Спейси, Стивен Сигал, Дастин Хоффман, Джеффи Тэмбор, режиссер Бретт Ратнер и многие другие известные люди. Особенно в случае влиятельных лиц жертва харассмента, как правило, не могла рассказать о преследовании — это означало конец карьеры, у многих пострадавших по делу Вайнштейна был страх, что им не поверят из-за репутации и связей продюсера. «Во многих случаях часто встречающейся дискриминации жертвы страдают молча», — констатирует Комиссия по равноправию в трудовых отношениях Equal Employment Opportunity Commission. Зачастую договоры о неразглашении, подписываемые сотрудниками, мешали раскрытию тайны и заставляли жертв молчать.
Сам термин «сексуальный харассмент» был предложен в 1975 году группой женщин из Корнелльского университета в США. Бывшая сотрудница университета была вынуждена покинуть рабочее место из-за домогательств ее начальства.
Университет отказал ей в поддержке и не признал случая неприемлемого поведения со стороны сотрудника, тогда Кермита Вуд обратилась в университетский отдел по правам человека и собрала вокруг себя группу единомышленниц, получившую название Союз трудящихся женщин (Working Women United). На встречах клуба девушки разных профессий делились случаями принуждения к сексуальным контактам или унижениям по половому признаку.
В том же 1975 году в The New York Times вышла статья об этом клубе, вызвавшая бурную реакцию общественности. В 1976 году был проведен опрос Redbook, показавший, что 80% респондентов сталкивались с проблемой сексуального насилия на работе. Несмотря на то, что проблема не новая, ранее она не получала такой огласки, играла свою роль культура замалчивания. По словам Times, «не менее 18 миллионов американских женщин подверглись сексуальному харассменту на работе в 1979 и 1980 годах».
История старая, этика новая, цифровая
Почему же такие случаи всплывают на поверхность? Есть попытки составить статистику по сегодняшнему дню, но нет возможности объективно подсчитать случаи нарушения общественной морали 60, 80, 100 лет тому назад. Как показывают шокирующие данные опросов, больше половины женщин стали жертвами харассмента на рабочем месте.
Многие истории произошли очень давно и уже не могут стать поводом для судебных разбирательств, но могут испортить репутацию и карьеру обвиняемого. Современные технологии дали голос каждому, даже твит никому не известной девушки или юноши сегодня может взорвать интернет и заставить уволиться человека с высокой должности в компании. Многие истории всплыли именно благодаря твитам пострадавших. Вспомним недавние истории: несколько девушек обвинили в Twitter шеф-редактора «МБХ медиа» Сергея Простакова, бывшего сотрудника «Открытой России» Руслана Гафарова в харассменте на рабочем месте, оба вскоре уволились по собственному желанию. Таких случаев десятки только в медийном пространстве нашей страны.
Деловая репутация и моральное банкротство
Этика касается не только поведения между полами. В этическое отношение включаются и совсем другие аспекты, в частности, отношение к труду. К этому вектору общественного мнения относится нашумевшее дело компании Wells Fargo — одного из самого крупного банковского холдинга США.
Еще в далеком 1997 году Дик Ковачевич, бывший во главе холдинга, поставил задачу перед маркетологами — продать каждому клиенту по 8 продуктов банка, обосновав эту цифру тем, что слово eight рифмуется с great. Банк стал развиваться и набирать обороты, но количество недовольных клиентов и сотрудников постепенно росло, за планом продаж строго следили, в случае его невыполнения сотруднику приходилось отчитываться перед начальством.
Под таким давлением подход к клиентам становился все менее добросовестным, в Wells Fargo Code of Ethics даже появился новый термин gaming, под которым компания понимает «манипуляцию и/или ложную презентацию… с целью получить компенсацию или выполнить план продаж». Чтобы выполнить маркетинговые планы, сотрудники часто оформляли услуги на имя клиентов без согласия последних. В 2016 году было обнаружено около 2 млн оформленных без ведома клиентов кредитных карт, банк оштрафовали на $185 млн, руководство уволило около 1000 молодых сотрудников, но это не закрыло историю. Инвесторы были недовольны тем, что банк перестал быть надежным и потерял доверие в глазах клиентов, а общественность считала настоящими виновниками случившегося не младших сотрудников, а топ-менеджеров компании. «Обман — это обман. Мошенничество есть мошенничество, — комментирует ситуацию республиканский конгрессмен из Техаса Джеб Хенсарлинг, — и то, что происходило в Wells Fargo на протяжении многих лет, нельзя описать по-другому».
Сегодня финансовый гигант теряет свою влиятельность, Vanity Fair назвал это явление «моральным банкротством». После многочисленных скандалов представители банковского холдинга понимают, что в современном прозрачном мире репутация компании важнее сиюминутных продаж, и пытаются изменить тактику.
В современном мире внимание привлекают не только случаи нарушения этических норм в общении с клиентами, но и экология труда, особенно остро этот вопрос затрагивает компании, чье производство расположено в развивающихся странах. К таким компаниям относятся в первую очередь гиганты модной индустрии, такие как HM оказалась в центре еще одного скандала, связанного с животрепещущей темой толерантности. Компанию Hennes Johnson по крайней мере временно исключила линейку с отбеливающими продуктами, хотя эта продукция пользовалась большим спросом.
«Толерантность важнее прибыли»
Репутация, этичное отношение к клиентам обретают все больший вес в современном мире. «Толерантность важнее прибыли», — так глава инвестиционного фонда Golden Sachs Дэвид Соломон заявляет о новых требованиях банка к компаниям. Теперь если в руководстве компании нет женщин или людей нетрадиционной сексуальной ориентации, в процедуре IPO будет отказано. По словам Соломона, присутствие женщин, сексуальных и национальных меньшинств в составе руководства помогает цене акций стартапа за первый год вырасти в среднем на 44%, что существенно по сравнению со средними 13% менее толерантных компаний. Ссылок на исследования автор этой стратегии широкой общественности не предлагает, но политика инвестиций заставляет HR-специалистов срочно перестраиваться под требования меняющегося рынка.
С толерантностью был связан еще ряд скандалов, среди самых громких — инцидент в Starbucks. Несколько лет назад два афроамериканца вызвали подозрение сотрудников Starbucks тем, что не сразу сделали заказ. Они были арестованы, после этого начались массовые протесты, в итоге сеть кофеен закрыла 8000 своих заведений на полдня, чтобы провести тренинги по толерантности. Такая мера обошлась компании в $12 млн.
Культурная апроприация и мода
Особенно от скандально-модного термина «культурная апроприация» страдает современная fashion-индустрия. Упреки в неуважении культурного наследия других стран посыпались на Рианну, снявшуюся в образе гейши, и Ким Кардашьян, выпустившую утягивающее белье под названием Kimono, чем она возмутила японцев.
В Twitter даже распространился тэг #KimOhNo, после обращения японских официальных лиц бренд пришлось переименовать. Бренд Dolce следующий сезон Modern Warfare также был перенесен. Компания Electronic Arts перевела $1 млн в Фонд правовой защиты и образования, а Humble Bundle открыла фонд помощи чернокожим разработчикам.
Экология важна
И конечно, новая этика затрагивает не только проблемы экологии социума, но и загрязнения окружающей среды. Компания Volkswagen оказалась в центре скандала в 2015 году из-за занижения уровня выбросов в лабораторных испытаниях на дизельных автомобилях. В обычных условиях концентрация вредных веществ в выбросах превышала норму в 40 раз. В 2018 году компания была оштрафована на €1 млрд. В неэтичном использовании природных ресурсов часто обвиняют гигантов модной индустрии.
Сюда же можно отнести скандалы, связанные с небрежным отношением к домашним питомцам. Даже тот факт, какой резонанс в обществе вызывали случаи неаккуратной транспортировки животных компанией «Аэрофлот», говорит о важности этого этического аспекта сегодня.
Как действовать в условиях новой этики?
Ольга Дементьева, основатель и руководитель агентства HR4PR Executive Search
Как поддерживать этичный имидж:
За время пандемии стало нормой выходить в прямые эфиры в футболке, в камеру во время интервью теперь заглядывают дети и никого не смущают посторонние звуки во время разговора с оператором банка, удаленка позволила расслабиться и быть живыми людьми без мейка и укладки, без каблуков и галстуков, разговоры стали короче и по существу, но в зум теперь нельзя опаздывать ни на минуту!
Некоторые директора во время пандемии вышли в соцсети, чтобы оставаться открытыми и доносить нужную информацию про компанию, если раньше они считали это для себя невозможным, то сейчас поняли, что в этот пандемии важно быть открытым. Я знакома с директорами, которые записывали видеообращения и отправляли в чат ежедневно, чтобы сотрудники видели своего лидера и понимали, как он комментирует повестку, что происходит в новостях и вообще в мире.
Как не нарушить нормы новой этики в пространстве социальных сетей:
Работодатели воспринимают соцсети как публичное пространство, а если у вас в профиле указано, в какой компании вы работаете, то фактически вы представляете компанию и всё, что вы публикуете должно быть с дисклеймером, что ваше мнение не связано никак с позицией компании. Но даже это не спасает во многих ситуациях, сколько за последние годы было увольнений за пост или твит. В первую очередь, это касается постов на тему политики, не этично также публиковать оценочные высказывания про конкурентов и партнёров. Во многих компаниях уже есть политика поведения сотрудников в соцсетях, где запрещается мат. Формально уволить за пост в соцсетях нельзя по ТК, но если пост демонстрирует несоответствие ценностям, то сотрудник долго в компании не задерживается.
Как сохранить свою репутацию в мире новой этики:
Во-первых, ни с кем из коллег не ссориться. Некоторые после конфликтов на работу полгода не могут устроиться, потому что HR с предыдущей работы и коллеги всегда расскажут про скандалиста. Репутация бывает публичной, которую можно нагуглить, но есть и слухи, намного важнее, что говорят о вас люди, ведь это и есть репутация.
Источник: www.forbes.ru