Судьбы современного мира во многом зависят от этики предпринимателей — наиболее активной части общества. Реализация целей, поставленных А.Печчеи, или любой другой системы целей, направленных на предотвращение кризиса мировой цивилизации, невозможна без сознательного восприятия руководителями крупнейших фирм этических норм, отличных от норм «либеральной экономики» [35, 488].
Изучение деловой этики является в настоящее время одним из популярных направлений науки. Популярность эта во многом подогревается значительным практическим интересом, который проявляют сами предприниматели; этот интерес усиливается процессом глобализации.
Деловые контакты между представителями разных культур требуют установления консенсуса, то есть одинакового понимания законов бизнеса. Все большее число бизнесменов понимает, что само по себе соблюдение формальных правил рыночной игры еще не гарантирует не только благоприятных условий для бизнеса, но и выживания мировой цивилизации.
Поэтому проблема этических и моральных основ бизнеса становится все более актуальной в современном мире. Российский ученый П.Н.Шихирев и американский предприниматель Р. Андерсон на основе анализа большого объема эмпиричес ких данных и личного опыта межкультурных деловых контактов выделили, в среде современных бизнесменов два идеальных типа, названные ими «акулы» и «дельфины» [114, 87]. Бизнесмены, принадлежащие к обоим типам, в принципе готовы соблюдать формальные законы. Однако бизнес, как и любая другая деятельность, подчиняется не только юридическим, но и моральным нормам. К акулам авторы относят тех предпринимателей, которые готовы использовать любые средства, чтобы победить в конкурентной борьбе, нарушая при этом моральные нормы; готовы браться за любой бизнес, если он приносит прибыль, независимо от его социальных последствий; не склонны к сотрудничеству и благотворительности; считают личный успех единственным критерием успешности своей деятельности.
5.5. Этическая дилемма. Конфликты интересов и их виды
К дельфинам причисляются бизнесмены, ориентированные не только на личный успех, но и на социальную эффективность своей деятельности, учитывающие моральный аспект в деловых контактах и отношениях с потребителем, предрасположенные к эффективному сотрудничеству, к меценатству и благотворительности. 5.3.
Проблемы этики современного бизнеса На первый взгляд, кажется, что акулы должны всегда побеждать дельфинов ввиду крайней степени эгоцентризма и рационализма. Между тем, как показывает опыт, по мере развития общей культуры предпринимательства, все большее значение в деловых отношениях приобретает факт доверия к партнеру.
А это доверие, в свою очередь, зависит от имиджа партнера в глазах общественности и деловых кругов. Имидж нарабатывается годами безупречной деятельности; он зависит не только от деловой обязательности, но и от соблюдения моральных принципов [35, 490-491]. Такой отбор имеет рациональное обоснование.
По мере превращения рынков из экстенсивных в интенсивные, а также по мере глобализации экономики становится жизненно важным, чтобы партнер не просто соблюдал формальные стороны договора (ибо в договоре и законе невозможно предусмотреть всех вариантов развития событий), но и придерживался ключевых общечеловеческих норм. Моральность бизнеса становится не только гарантом делового успеха, но и предпосылкой сохранения стабильности в мире в целом.
Этические проблемы ксенотрансплантации
Авторы данной концепции справедливо отмечают, что тенденцию вытеснения акул дельфинами не следует переоценивать. «Хищный» бизнес продолжает доминировать в мире. Резервом его сохранения и роста являются, в первую очередь, экстенсивные рынки.
Предприниматели этого типа происходят из двух, на первый взгляд, противо положных полюсов рынка — бизнесменов стран с переходной экономикой и лидеров транснациональных корпораций — так как по отношению к ним ослаблен социальный контроль. Тем не менее движение в направлении «дельфинизации» бизнеса налицо. Примером этому служит, в частности, принятие в 1994 г. так называемой Декларации Ко (по названию города в Швейцарии) — «Принципы бизнеса», в которой представители ведущих транснациональных корпораций мира сформулировали идеальные правила ведения современного бизнеса, включающие в себя и морально-этические аспекты: «1. Ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров.
2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу. 3. Этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия. 4. Уважение правовых норм. 5. Поддержка многосторонних торговых отношений. 6. Забота об окружающей среде. Глава 5. Глобализация и этнокультурное многообразие мира 7. Избегание противозаконных действий» [114, 50].
В преамбуле к этому документу лидеры мирового бизнеса признают: «Законы мирового рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию». Поэтому в последние годы предпринято несколько попыток определить основные этические принципы бизнеса, которые применимы в разных культурах.
Одна из таких попыток принадлежит американскому социологу Я. Хосмеру (цит. по: [114, 51]): 1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании. Принцип основан на учении древнегреческой философии (Протагор) о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными.
2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действие честное, открытое и истинное, о котором можно . с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению. Принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях: честности, открытости, умеренности, и т.п.
3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, чувства того, что все мы работаем на одну общую цель. Принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию. 4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.
Принцип основан на учении Гоббса и Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми. 5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь. Принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной Н.Бентамом и Дж.С.
Миллем. 6. Никогда не делай того, что ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. Принцип основан на категорическом императиве Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей этической норме. 7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.
Принцип основан на взглядах Руссо и Джефферсона на права личности. 8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.
Принцип основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке. 9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе. Принцип основан на правиле распределенной справедливости Ролса. 5.3. Проблемы этики современного бизнеса 10.
Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на самоопределение и самореализацию. Принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества».
Нетрудно видеть, что представленные принципы отражают не столько общемировую этику, сколько отдельные этические принципы, выработанные европейской и североамериканской цивилизацией. Вместе с тем, хотя автор и не ссылается на основы традиционной китайской философии, в данном кодексе явно прослеживается движение от норм либерального рынка к нормам конфуцианской морали. Этот сдвиг вызван, конечно, не прямым заимствованием, а тем, что мировая экономическая система постепенно переходит из фазы экстенсивного развития в фазу интенсивного развития. Попытка выработки универсального этического кодекса бизнеса, опираясь на труды выдающихся философов, экономистов и социологов, представляется весьма перспективной.
Источник: uch.click
Моральные проблемы в международном бизнесе
Международный бизнес — предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал.1
Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Она направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Введение………………………………………………………………………3
Глава I «
1) История возникновения деловой этики за рубежом.
2)Этика в международном бизнесе…………………………………..
3)Моральные проблемы в международном бизнесе
Файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
Институт (факультет) малого и среднего бизнеса
«Моральные проблемы в международном бизнесе»
1) История возникновения деловой этики за рубежом.
2)Этика в международном бизнесе…………………………………..
3)Моральные проблемы в международном бизнесе
Международный бизнес — предпринимательская деятельность, в которой совместно участвуют фирмы разных стран и используется международный капитал. 1
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Она направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе. 2
Глава I.
1) История возникновения деловой этики за рубежом.
Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям.
Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни 3
Самые первые предпосылки бизнеса. Изначальные его исторические корни обнаруживаются в тот момент, когда в производственной жизни человечества начинает наблюдаться производство «избыточного» продукта, превышающего запросы непосредственного потребления. Обмен этого продукта на другие продукты и изделия — первая составная часть будущего бизнеса. Собственно говоря, по большому счету бизнес — это деятельность, взявшая во многих обществах на свои плечи непростую задачу обмена и распределения продуктов и услуг. Производство как таковое не является специфическим для бизнеса и скорее «пристегнуто» к задаче обмена в тех случаях, когда самостоятельное производство оказывается экономически выгодным.
Заметим кстати, что вместе с появлением обмена «добавочным продуктом» обнаруживаются и первые предпосылки развития психологии бизнеса. Ведь товары и продукты не ходили меняться сами по себе. Обмен стал задачей живых конкретных людей, и потребовал от них освоения множества новых способностей: готовности заняться такой меной, умения договариваться, вырабатывать нормы и правила построения отношений в этом процессе, преодолевать множество предубеждений категории «мы и они», особо могущественно действовавших в примитивных обществах, и так далее.
Следующая историческая предпосылка становления бизнеса была связана с появлением денег как эквивалента «всеобщего продукта». Те самостоятельные свойства, которые имели деньги как особый товар, породили новую предпосылку бизнеса: меновую деятельность. Меняльные конторы Египта, Греции и Рима породили подобные учреждения в Византии, на Востоке и в странах Средиземноморья, пережили свой особый расцвет в средние века в Италии и Голландии и стали прообразом современных банков. Психология же человека обогатилась целым спектром новых понятий, так или иначе связанных с темой отношения к деньгам, как негативных — скаредность, жадность, скупость, стяжательство, сребролюбие, — так и позитивных — щедрость, расчетливость, благотворительность и др. 4
Большинство постулатов и норм, лежащих в основе современной этической культуры хозяйствования, современного морального отношения к труду и коммерческой деятельности, уходит своими корнями в протестантскую этику. В период Реформации западноевропейские страны пережили важный духовный переворот, сущность которого состояла в новом осмыслении труда и богатства. Согласно представлениям идеологов Реформации Лютера и Кальвина, труд является не наказанием, а божественным призванием, предназначением человека. Цель труда – не искупление греха и не спасение от греха праздности, а приобретение и умножение богатства, накопление собственности, стремление к прибыли.
Переосмысление роли труда наряду с установкой на максимальную прибыль, финансовый успех привели и к новой оценке роли собственности и богатства в жизни человека. В протестантской этике собственность важна как основа и фундамент свободы личности.
Такое понимание связи свободы, независимости, самостоятельности личности с богатством привело к формулированию одного из фундаментальных принципов современного буржуазного общества: принципа неприкосновенности частной собственности. Частная собственность оказалась мощным стимулятором деловой и трудовой активности человека, динамичного развития общественного производства. Ценными качествами стали признаваться индивидуальная инициатива, способность к разумному риску, готовность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои действия. На первое место среди принципов ведения бизнеса вышли строгое соблюдение всех договоренностей с партнером, высокое качество работы.
Низкое качество и несоблюдение договоренностей, в конечном счете, способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание, прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом. Однако частная собственность обеспечивает этот эффект не автоматически, а лишь в условиях правового государства, в котором закон жестко соблюдается и при этом не может быть произволом властвующей группы. Только при законодательной поддержке этические нормы начинают играть роль единых для всех ограничителей.
В 1924 г. Комитет по этике бизнеса при Торговой палате США впервые в истории разработал национальный этический кодекс «Принципы ведения бизнеса». В нем отмечено, что в основе бизнеса лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды. Здесь, однако, еще доминируют воззрения «примитивной этики» прошлого века, согласно которым моральное оправдание получает любой бизнес, в котором партнеры по сделке признают их обмен эквивалентным.
Следующим переломным моментом стал кризис 1929–1931 гг. «Новый курс» Ф. Рузвельта послужил отправной точкой в поисках новых принципов организации хозяйственной деятельности. К 50-м годам в США сформировался ряд социально-философских доктрин, которым можно дать общее название «теории человеческих отношений». В практике корпораций стали реализовываться лозунги «социального партнерства», «участия в доходах» и т.п. Концепция «человеческих отношений» получила свою конкретизацию в комплексе конкретных профессиональных кодексов морали (этика управления, этика бизнеса, этика делового общения и др.)
Наконец, последний существенный переворот в этике бизнеса был вызван современной НТР (научно-техническая революция) и созданной ею экологической угрозой. Современная цивилизация находится на таком этапе, когда необходимо развивать и усиливать эффективность хозяйственной деятельности, отказавшись в то же время от установки на извлечение максимальной финансовой выгоды. Существенно изменились моральные требования, предъявляемые обществом к бизнесу. Основная черта этих изменений – рост социальной ответственности бизнеса. К нему сейчас предъявляются такие требования, как обеспечение занятости, охрана здоровья, устранение дискриминации, охрана окружающей среды, и т.п.
В сфере отношений фирмы и общества на смену традиционной модели приходит корпорация нового типа. Она провозглашает себя морально ответственной как перед людьми, которые в ней работают, так и перед всеми, кто оказывается под воздействием ее деятельности. Важными признаются следующие принципы, носящие по существу этический характер
1 — объему власти, которой обладает бизнес, должен соответствовать объем социальной ответственности;
2 — бизнес должен действовать как открытая система, которая получает от общества необходимую информацию и предоставляет обществу объективные сведения о своих операциях;
3 — в пределах своей компетенции бизнес должен помогать обществу решать социальные проблемы;
4 — учет социальных затрат и доходов должен служить одним из решающих факторов в процессе принятия решений;
5 — потребитель должен оплачивать все затраты на производство продукции, оказание услуг и т.п., включая социальные расходы.
Наиболее ярко эти принципы проявляются в сфере маркетинга, поскольку через систему маркетинговых мероприятий происходит взаимодействие фирмы с ее контрагентами, с конкурентной средой, с целевыми потребителями и обществом в целом. В той части, в которой маркетинговые мероприятия касаются разработки товара, велика социальная ответственность с точки зрения его пользы (или вреда) для человека. В той части, которая связана с организацией сбыта и рекламой, наиболее тесной является связь с общественным мнением и, следовательно, наиболее тщателен контроль со стороны общества (общественных организаций). В сфере маркетинговых исследований чрезвычайно важно не переступить грань, за которой получение маркетинговой информации, необходимой фирме, перерастает во вмешательство в частную жизнь и нарушение соответствующих прав человека. Поэтому менеджеры, ответственные за маркетинг, в наиболее явном виде сталкиваются в своей профессиональной деятельности с этическими проблемами. 5
И так, целью предприятия является не просто удовлетворение потребностей покупателей, а непритворная забота об их благополучии и долгосрочном благополучии общества в целом.
Низкое качество и несоблюдение договоренностей, в конечном счете, способствуют вытеснению бизнесмена (фирмы) с рынка. Конкуренция обеспечивает выживание, прежде всего тем, кто умеет трудиться в соответствии с высшими, лучшими достижениями профессиональной трудовой культуры, от чего выигрывает и все общество в целом.
Источник: www.yaneuch.ru
Этические проблемы в современном бизнесе
Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами. Обязательным условием в процессе деловых отношений является общение людей, мною будет рассмотрена этика деловых отношений на примере общения, взаимоотношения, т.к. при грамотном общении, умении расположить собеседника к себе зависит и конечный результат.
Деловые отношение тесно связаны с общением, взаимодействием производственной деятельности — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жизни. В коммерческие, деловые отношения вступают предприятия всех форм собственности, частные лица. Компетентность в сфере делового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, предпринимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профессий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
Деловое отношения — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. 2
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении нельзя прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон).
Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное.
Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
- нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);
- наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, «здравствуйте», «будьте добры», «разрешите принести извинения», «счастлив познакомиться с Вами»). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
- Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;
- Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;
- Обсуждение интересующей проблемы;
- Решение проблемы.
- Завершение контакта (выход из него).
Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела.
Выбранная мною тема актуальна тем, что проблеме этике общения в бизнесе в последнее время уделяется большое внимание, возникла даже отдельная отрасль науки с таким названием, которая определяет себя междисциплинарную, опирающуюся на теорию морали, менеджмент, экономику и психологию. Причина внимания к вопросам этики, прежде всего, связана с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведение сотрудников и деловых партнеров, а также с экологическим, экономическим и социальным ущербом.
Целью написания настоящей курсовой работы является рассмотрение выбранной темы: «Этические проблемы деловых отношений».
При написании данной курсовой работы, мною были использованы следующие источники: учебник Гусейнова А.А., Гардарики «Этика». В учебном пособии для экономических вузов — Этика бизнесаЮ. Ю. Петрунина изложены основные темы, проблемы, подходы, концепции этики бизнеса. Опираясь на классические западные работы, авторы адаптируют разнообразный теоретический и практический материал к российским условиям.
Глава 1. Общие этические принципы и проблемы делового общения
1.1. Этические проблемы деловой жизни
Американская исследовательница Лара Нэш в 1990 г. выпустила книгу с характерным названием «Долой благие намерения», в которой она приходит к выводу о том, что благие намерения у руководителей и участников бизнеса не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, возникающих на рабочем месте.
Хотя некоторые прекрасные и выдающиеся деловые люди придерживаются строгих моральных ценностей в своей частной жизни, Нэш указывает на то, что динамика деловой жизни предписывает им иметь крепкие дополнительные моральные принципы помимо их собственного морального кодекса.
«Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции, не нанимает никаких работников и не производит никаких отходов, то даже в этом случае такой человек не должен забывать об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и устоявшимися моральными принципами; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей», — пишет Л. Нэш.3
Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира Америки:4
- жадность;
- сокрытие фактов и неверную информацию в отчетах и при проведении проверок;
- выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;
- неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;
- имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей лгать о выполнении ими их работы;
- излишнюю самоуверенность в суждениях, которая может привести к ущербу для интересов компании, когда для нее наступают тяжелые времена;
- низкое качество работы и товаров;
- безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;
- противоречия между личными интересами и интересами корпорации;
- наличие фаворитов;
- жесткие цены;
- принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы;
- невозможность высказать свое возмущение и несогласие в атмосфере постоянных неэтичных поступков;
- малое внимание семье или личным делам из-за обилия работы;
- производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;
- невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;
- сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;
- преувеличенное внимание к перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;
- перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
- обман работников с целью получения выгоды для компании;
- создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;
- затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;
- оказание негативного влияния на общественно-политический процесс путем внесения изменений в законодательство за взятки.
Нэш обращает внимание на то, что руководители и работники, которые сталкиваются с подобными проблемами, не могут для их разрешения следовать только тому, что они «узнали о морали в своих семьях, у учителей, в церквах или синагогах». «Путь в ад устлан благими намерениями», и часто наиболее безнравственные решения принимаются и наиболее нелицеприятные поступки в бизнесе совершаются людьми, которые исключительно честны и имеют самые благие намерения, отмечает Л. Нэш.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях: 1)создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс; 2)прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей; 3) приоритет при разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
Источник: cherem24.ru