Моральные проблемы в этики бизнеса

Аннотация. В данной работе представлен краткий анализ роли этики в системе современного управления организацией. Рассмотрены основные этические принципы и модели, используемые на современных предприятиях, проведен анализ особенности деловой этики в разных странах мира, а также было проведено исследование по заданной проблеме.
Ключевые слова: деловая этика, организационное поведение, этические нормы и ценности, национальные нормы этикета, деловые переговоры, организационная культура.

Актуальность темы исследования обусловлена как возрастанием роли этики в системе современного управления организацией, так и особенностями формирования этой системы на российских предприятиях.

Целью исследования является изучение теоретических аспектов этики и организационного поведения и ее влияния на развитие деятельности предприятия.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

  • дать характеристику этики и ее роли в организационном поведении;
  • изучить и дать характеристику трудовой этики;
  • проанализировать и дать характеристику этических ценностей и моделей организационного поведения;
  • рассмотреть применение этических ценностей и моделей в практике;
  • изучить особенности деловой этики в разных странах мира;
  • провести исследование относительно влияния этики на организационное поведение.

Объект исследования: организация любого типа.

Этические проблемы ксенотрансплантации

Предмет исследования: этика в системе регуляторов организационного поведения.

Результаты: в работе были исследованы основные этические ценности и модели, рассмотрены особенности этического поведения в разных странах мира, проведено исследование экспертной группой с помощью теста на определение этических норм организации.

Источник: eee-science.ru

Назовите четыре основных подхода к решению моральных проблем в этике бизнеса.

В этике бизнеса сложились четыре основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на четыре этических направления.

Религиозная этика. В его основе лежит ориентация на абсолютные нравственные ценности, берущие свое начало в иудео-христианской традиции: «Не лги», «Не укради», «Не лжесвидетельствуй против ближнего своего» и др.

Теория утилитаризма. Основателем теории традиционного утилитаризма считают Иеремию Бентама (1748—1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий).

Какое-либо действие является правомерным с этической точки зрения в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо действия первого.

7 не решаемых моральных дилемм настоящего

В рамках этой теории правомерным считается такой образ действий, который дает возможность производить максимум прибыли при минимуме расходов.

Практическое применение положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из которых состоит в необходимости количественного определения общественной полезности.

Наиболее гибкий способ количественного измерения прибыли и расходов, сопутствующих принятию решения, базируется на использовании денежного эквивалента. В принципе это означает, что ценность, которую данный объект имеет для данного лица, можно определить по той цене, которую данное лицо готово уплатить за указанную вещь.

В результате, рыночная цена может служить общим количественным показателем объема прибыли и расходов, связанных с принятием решения.

Деонтическая этика. Теория утилитаризма оказывается малоэффективной и неадекватной в ситуациях, требующих анализа с позиций права. С понятием права приходится сталкиваться каждому бизнесмену. Термин «право» используется для описания нормированного отношения человека к чему-либо.

Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми. Моральные права имеют три особенности.

Они тесно связаны с обязанностями. Моральные права обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели.

Читайте также:  На расширение бизнеса и обновление продукции инвестиции имеют наибольший уровень доходности

Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам.

Можно выделить два главных различия между утилитаристским подходом и подходом с позиции моральных прав.

1. Моральные права являются отражением требований морали, предъявляемых к отдельному индивиду, тогда как моральные нормы утилитаризма по своей сути коллективны.

2. Права образуют базу нормативов, используя которые можно отвергнуть любые попытки апеллировать к таким критериям, как общественная полезность и количественные факторы.

В современной формулировке деонтический подход к оценке этичности поступка звучит так: действие является морально оправданным для данного лица в том, и только в том случае, если причина, по которой осуществляется это действие, такова, что указанное лицо желало бы, чтобы все прочие лица в данной ситуации действовали бы так же. («А что, если бы все поступали так же?», «А что, если бы я был на его месте?», «А что, если бы с тобой поступили так же?»).

Этика справедливости. Этика справедливости исходит из положения, что люди по своей природе являются общественными существами, которые должны жить в обществе и создавать социальные структуры для поддержания его функционирования. Основные ценности для её представителей — человеческое равенство и справедливость как его выражение. Вследствие этого моральным долгом, как он понимается в этике справедливости, является подчинение закону, который должен быть одинаков для всех, принятие справедливых законов, отсутствие дискриминации и привилегий.

Сложность, подчеркивают исследователи в том, что существует несколько отличающихся друг от друга представлений о справедливости.

I. Эгалитаризм. Согласно теории эгалитаризма (от фр. egalite — равенство), между людьми нет никаких различий, которые могли бы оправдать возможность неравного к ним отношения. Согласно этой теории, блага и тяготы должны распределяться между людьми по следующему принципу: «Каждый человек должен получать равную долю тягот и благ». Следовательно, считают они, распределение благ должно производиться равномерно.

II. «Капиталистическая» справедливость — распределение благ должно осуществляться с учётом индивидуального вклада в общее дело группы (фирмы, общества, человечества).

III. «Коммунистическая» справедливость — трудовые обязанности должны распределяться в соответствии со способностями, а блага — в соответствии с потребностями.

IV. Концепция Д. Ролза, (1971 г., «Теория справедливости»). Американский учёный сформулировал понимание справедливости, основанное на принципах:

1. каждый человек имеет равное право на наиболее широкие свободы, совместимые с аналогичными свободами других людей;

2. неравенство по социально-экономическим параметрам должно быть таким, чтобы:

а) «принцип равной свободы», обеспечить максимум прибыли для наименее привилегированных лиц;

б) учреждения и должностные лица, являющиеся носителями власти, были бы доступны в равной мере для каждого.

Фундаментальные свободы включают свободу избирать, свободу совести, слова и др., а также свободу обладать собственностью и свободу не быть объектом произвольного ареста.

Нельзя не согласиться с исследователями в том, что моральные проблемы деловой жизни настолько сложны и многообразны, что решить их, исходя из позиций только одного направления, весьма сложно. В различных ситуациях и по отношению к различным субъектам бизнесмен может опираться на различные этические принципы и ценности. Данная ситуация есть результат развития современной культуры. В современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

В современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает различную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

Этика бизнеса предполагает и включает в себя широкий круг социокультурных требований и оснований. Нравственные ориентиры предпринимателя — как и любого другого человека — должны определяться такими ценностями, как свобода, ответственность, честь, долг, достоинство, совесть.

Источник: mydocx.ru

Читайте также:  Консалтинговая группа бизнес решение

Этические проблемы деловых отношений

В последние десятилетия этическая сторона деловых отношений как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой переживает значительный подъем. Выдвигаются два объяснения возрастания интереса к данной области.

Первое заключается в том, что уровень этичности в деловых отношениях остался прежним (таким, каким он был 20-30 лет назад), а более осведомленное население предъявляет повышенные требования к деловой сфере. В соответствии со вторым объяснением этические стандарты в деловых отношениях снизились вследствие упадка значения религиозных ценностей и традиционной морали как на уровне личной этики (прежде всего, менеджеров), так и корпоративной (организации). Ежегодно в мире проходят сотни семинаров и конференций по проблемам этики деловых отношений, регулярно собираются международные съезды и конгрессы, выходят десятки книг и, учебников, издаются специальные журналы. Все это свидетельствует о том, что деловое сообщество не только осознает этические проблемы, но и придает им большое значение.

К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:

• соотношение целей и средств их достижения;

• соотношение личных и общественных интересов;

• выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

• соотношение материальных и духовных ценностей при принятии решений.

В современных условиях на макро-уровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:

• отношения между организациями;

• отношения между организациями и государством;

• отношения между организациями-производителями и потребителями;

• отношения между организациями и владельцами (инвесторами);

• отношения между организациями и местными сообществами;

• отношения между организациями и окружающей средой.

Между организациями,действующими в одной и той же сфере, неизбежна конкуренция, в процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над конкурентом, в том числе и таких, как уменьшение цены продукции даже ниже ее уровня себестоимости, в том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости и т.д. Экономические меры имеют, однако, оборотную — моральную — сторону: до какой степени конкуренция может продолжаться, не нарушая моральных норм и принципов, принятых в обществе.

К настоящему времени сложилось несколько концепций, относящихся к проблеме взаимоотношения организаций и государства, организаций и общества в целом.В соответствии с неоконсервативной концепцией, основывающейся на классических буржуазно-индивидуалистических взглядах, недопустимо вмешательство в дела организации со стороны как государства, так и общества. Считается, что организация, максимально использующая предоставленную свободу, будет получать более высокую прибыль и тем самым приносить пользу обществу. Представители второй, более популярной концепции, утверждают, что организация является частью общественной структуры и в качестве общественного института не только должна испытывать влияние со стороны общества и государства, но и регулироваться и контролироваться как «снизу», так и «сверху». Снизу — членами общества при помощи формирования общественного мнения по поводу оценки деятельности организации и качества ее продукции.

Проблема отношений между организациями-производителя­ми и потребителями возникает очень часто. В конечном счете, хотя организация и стремится к получению максимально высокой прибыли, ее деятельность будет успешной только в случае, если она дает потребителям то, что они хотят. Продукция не будет про­дана, если она не соответствует потребительским стандартам или на нее назначена неприемлемая цена.Помимо всех других обязательств организации должны по­мнить о своей ответственности перед владельцами (инвестора­ми).

Моральные проблемы возникают и в отношениях органи­заций с местным сообществом.Речь идет об участии органи­заций в обеспечении его экономической стабильности, разви­тии инфраструктуры местности, создании новых рабочих мест, сохранении предприятий, от которых зависит существование и благосостояние этих сообществ.

Взаимоотношения между организациями и окружающей сре­дой являются одной из острейших проблем современности. Обо­стрение экологической ситуации на планете оказало на предпри­нимательство двойственное воздействие. С одной стороны, возник­ла новая и обширная сфера приложения капитала:

•разработка и выпуск безотходных технологий и очистного оборудования для различных отраслей производства;

Читайте также:  Как стать бизнес исполнителем на юду

•разработка технологий и выпуск оборудования по утилиза­ции производственных и бытовых отходов;

• выпуск экологически чистого питания и питьевой воды;

• развитие индустрии отдыха в экологически чистых районах;

• финансирование природоохранных мероприятий и т.д.

С другой стороны, возросли затраты капитала, и многие пред­приниматели должны:

• платить значительные суммы в виде штрафов за загрязне­ние окружающей среды и за нанесенный природе экологи­ческий ущерб;

• изменять технологию производства, вкладывая значительные средства в его модернизацию с учетом существующих эко­логических стандартов;

• учитывать в своей деятельности природоохранное зако­нодательство, которое имеет тенденцию к ужесточению своих норм;

создавать привлекательный «экологический имидж» сво­ей компании и своей продукции в глазах общественнос­ти и государственных природоохранных организаций;

• сотрудничать с государственными службами, представителя­ми местного самоуправления, профсоюзными и обществен­ными организациями в деле охраны окружающей среды;

• вырабатывать рациональную стратегию в сфере природо­пользования, учитывая экологическую ситуацию в регионе, где осуществляется деятельность.

Отношения между руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нрав­ственно-психологический климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управле­ния, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли под­чиненные в принятии решений, какими методами подчиненные поощряются к более активным действиям, в какой мере учитыва­ется их индивидуальность.

Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопи­ющими фактами растрат, обмана или коррупции, ничего не дела­ет для их служебного разоблачения.Начиная с детского возрас­та, информирование старших о неблаговидных делах ровесников, а позднее — сослуживцев или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точ­ки зрения в таких ситуациях действительно существует нравственная дилемма. Возникает вопрос о критериях правильно­сти такого рода информирования.

С каждым годом доля женщин на производстве, в управлении, на государственной службе непрерывно возрастает. Женщины все более завоевывают оплачиваемые сферы занятости и профессии. Но, несмотря на достигнутый прогресс в положении женщин в организации,они продолжают сталкиваться с серьезными пробле­мами, в том числе: заработок, в отличие от мужчин, работающих в той же области, ниже; ограничение карьерного продвижения на высшие управляющие должности (так называемый «стеклянный потолок»); сексуальные домогательства, оказывающие влияние на деятельность и дальнейшую карьеру.

Нередко в деловых отношениях проблемы решаются в нару­шение существующего юридического, экономического, мораль­ного порядка, за счет использования положения отдельных лю­дей, имеющих привилегированный доступ к товарам и услугам. В системе взаимных услуг получатель обязан возвратить услугу когда-нибудь в будущем, но — с «процентами».

А когда услуга возвращена, то человек, ранее оказавший ее, снова обязан отпла­тить за эту еще большей услугой. Разрастаясь, система такого рода неформальных взаимоотношений по принципу «ты — мне, я — тебе» разрушает существующие официальные отношения между людьми и организациями.

Ситуация с незаконным или без­нравственным получением некоторых товаров или услуг может принять этически более сложную форму, когда человек представ­ляет не свои интересы, а интересы организации, т. е. ее персона­ла, клиентов, потребителей. Культурная традиция, тесно связанная с системой взаимных услуг, — это подарки. Сделать или получить подарок означает гораздо больше, чем просто дружеский жест. Трудности при традиционном обмене подарками связаны с установлением критериев отличия подарка от взятки и соответ­ствующей оценкой поведения персонала.

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин