Привычка — вторая натура. Именно поэтому человек ходит одним и тем же маршрутом на работу, выбирает в супермаркете одни и те же товары, решает рабочие задачи старым добрым проверенным способом. Ровно до тех пор, пока не сталкивается с ситуацией, для которой у него нет готовых типовых решений.
Мозговой штурм (МШ, брейнсторминг, brainstorming) — это метод, который убивает сразу двух зайцев.
Во-первых, призывает на помощь коллективный разум. Штурмуют необычную задачу сразу несколько человек.
Во-вторых, помогает снять внутренние ограничения, вызванные той самой привычной логикой.
Чтобы Мозговой штурм не превратился в мозговую осаду, есть правила, алгоритмы и другие нюансы, которые нужно учесть при организации и проведении МШ. Какие — разбираемся в статье.
- Задачи, которые решает Мозговой штурм
- История мозгового штурма
- Предпосылки создания и развитие методики Мозгового штурма
- Правила проведения Мозгового штурма по Осборну
- Алгоритм проведения Мозгового штурма по Осборну
- Недостатки проведения Мозгового штурма по алгоритму Осборна
- Уточненный алгоритм проведения Мозгового штурма
- Виды Мозгового штурма
- Классический Мозговой штурм
- Обратный Мозговой штурм
- Двойной Мозговой штурм
- Метод I-G-I (индивид-группа-индивид)
- Теневой Мозговой штурм
- Графический Мозговой штурм
- Электронный Мозговой штурм
- 4 популярные ошибки применения метода Мозгового штурма
- Функции ведущего Мозгового штурма
- Преимущества и недостатки Мозгового штурма
- Заключение
Задачи, которые решает Мозговой штурм
Брейнсторминг используют для первичной ориентации в проблеме, когда недостаточно исходной информации или ее совсем нет. В этом случае итогом МШ станет направление, в котором дальше стоит искать конкретное решение.
Решение бизнес проблем при помощи мозгового штурма.
С помощью МШ решают задачи:
- Поиск альтернативных решений проблемы.
- Расширение сферы применения готового продукта: новые сегменты рынка, изменение позиционирования продукта.
- Выбор направления совершенствования и развития товаров и услуг.
- Поиск ресурсов внутри системы с целью оптимизации продукта или процесса без привлечения сторонних и дорогих ресурсов.
- Для выявления недостатков изделия.
В любом случае речь идет о получении с помощью МШ первичных сырых идей, которые еще предстоит доработать с помощью других методик.
Часто возникает вопрос: а для чего тризовцам такой элементарный инструмент как Мозговой штурм? Дело в том, что есть ситуации, в которых не стоит мудрить и заново изобретать велосипед. МШ решает определенный ряд задач, для них его и стоит использовать. В конце концов ценность имеет результат, а не путь к нему.
История Мозгового штурма
Отцом-основателем классического Мозгового штурма как метода групповой генерации идей считается американский копирайтер Алекс Осборн (1888-1966 гг.). Похожие процедуры использовали и ранее. По свидетельствам историков, например, в древней Вифинии (700-600 лет до н.э.), в раннесредневековой Скандинавии и в средние века на территории современной Европы. Однако Осборн впервые дал систематическое описание метода и присвоил ему название.
Мозговой штурм / Владимир Спиридонов на ПостНауке
В конце 30-х годов XX века Осборн, как один из основателей рекламного агентства BBDhttps://eastt.ru/mozgovoj-shturm-pravila-algoritm-vidy-i-vozmozhnye-oshibki/» target=»_blank»]eastt.ru[/mask_link]
Как провести мозговой штурм максимально эффективно
Чаще всего о методе мозгового штурма говорят в контексте творчества. Тем не менее, данная практика полезна и в технической среде.
Много слов сказано по поводу того, что роль брэйнсторминга сильно преувеличена, однако мне хотелось бы выступить в его защиту. Проблема не в том, что неэффективен метод, а в том, что часто руководитель, менеджер проекта или TL, собирая команду для обсуждения, ожидают получить 100% работающую идею. Тем не менее, большинство достойных идей будут поверхностными.
Поэтому от того, что будет происходить после собрания, и будет зависеть их полезность. Вы можете прочесть не одну книгу, чтобы узнать, как получить хорошие идеи, но какой в этом смысл, если вы не сможете внедрить их в процесс принятия решений по проекту. В данной статье речь пойдет не только о том, как лучше проводить коллективные обсуждения, но и о возможностях сделать так, чтобы они действительно работали на вас.
Положительная сторона
Типичный мозговой штурм сплочает людей, увеличивает социальную природу проекта. Собранные в одной комнате сотрудники, если встреча будет построена должным образом, будут чувствовать, что они вносят свой вклад в то, над чем будут работать в будущем. И, что более важно, в ближайшие несколько недель или месяцев люди будут общаться друг с другом по теме собрания.
После проведения мозгового штурма у сотрудников появляются общие вопросы и идеи для обсуждения за обедом, в коридорах или после рабочего дня. Этот «побочный» эффект коллективных обсуждений порой более ценнее в плане построения команды и корпоративной культуры, чем результат самого собрания. Лучшие идеи могут появиться как раз во время таких «побочных» разговоров.
Отрицательная сторона
Полученные идеи так и остаются на уровне теории и не применяются в реальности. Это может происходить из-за некомпетентности менеджера. В таком случае лидер команды убеждает себя в том, что знает, как работать с материалом, полученным путем проведения собрания, да и «все проводят, почему не провести».
В итоге собирается команда, некоторые мысли записываются, а затем ничего не происходит. Менеджер возвращается в свой кабинет, открывает записи и не знает, что с ними делать. Поэтому он откладывает все исписанные листы подальше, возможно, еще пару раз к ним возвращается, но не может найти способ преобразовать идеи в нечто большее и полезное. Жизнь продолжается.
Проекты сданы, однако они могли бы быть совершенно другими. Второй вариант встречается куда реже. Менеджер проводит мозговой штурм, чтобы манипулировать своей командой. Собрание в таком случае превращается в постановочное шоу, цель которого – создание видимости того, что команда принимает какое-то участие в принятии решения, и исключение жалоб на то, что к мнению сотрудников никто не прислушивается.
Как провести мозговой штурм эффективно
Самым распространенным поводом провести мозговой штурм является необходимость в увеличении количества возможных идей для решения проблемы. Так 5 или 10 человек могут дать больше идей за меньший период времени, чем 1 человек. Более того, в силу разности мышления, предложенные решения будут разноплановыми. Однако если вы хотите получить ценное сырье для дальнейшей работы, а не просто длинные списки из возможных вариантов, то нужно подойти к процессу проведения коллективных обсуждений серьезно.
- Ставьте понятные цели. Лидер команды должен приходить на встречу с конкретным вопросом или проблемой. Причем, цель собрания должна быть ясна каждому участнику и соответствовать задачам проекта. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы подготовить всю необходимую информацию. За несколько дней до встречи раздайте сотрудникам материалы для изучения, чтобы во время собрания они уже были введены в курс дела и представили какие-то решения. Таким образом, вы сможете не только получить хорошие идеи, но и реализовать их. Последнее очень важно, так как для команды нет ничего хуже, чем видеть, что их предложения пропадают бесследно. В таком случае вы можете не рассчитывать на активность при проведении последующих собраний.
- Задавайте курс обсуждению и максимально упростите его для сотрудников. Кто-то должен проводить встречу, чтобы обсуждение не застопорилось на одном месте или не ушло в ненужное русло. Проведение мозгового штурма требует хороших коммуникативных навыков, знания команды и психологических приемов, чтобы помочь каждому выразить свои идеи без боязни. Лидер должен записывать все идеи на доске, регулировать разговор, чтобы люди не перебивали друг друга, и давать возможность «тихим» членам команды внести свой вклад. Сведите к минимуму высказывание собственных идей и помогите группе очертить их собственные.
- Записывайте абсолютно все идеи. Пока мозговой штурм не окончен, вы не можете определить, какая идея лучше, какая хуже и что сработает в конкретной ситуации. Поэтому после того, как собрание завершится, необходимо посмотреть на все идеи точечно и выбрать лучшие для более детальной проработки каждой из них.
- Установите основные правила. Это поможет сделать обсуждение более комфортным для всех участников. Например, чтобы высказаться, необходимо поднять руку, нельзя перебивать того, кто говорит, и т.д.
- Не критикуйте. Критика – убийца инициативы и творчества. Она стопорит людей и вызывает боязнь высказывать свои мысли. Поэтому вы можете просто не получить действительно отличные идеи.
Работа с полученными идеями
Итак, собрание закончено, идеи собраны, но не пытайтесь их анализировать сразу. Приступите к рассмотрению на следующий день, так как после обсуждения вы еще ориентируетесь на сказанное во время встречи.
Чтобы сузить полученный список до нескольких идей, придумайте простые критерии оценки и, опираясь на них, рассмотрите имеющиеся наработки. Сгруппируйте хорошие идеи относительно основных тем, которые были вынесены на собрание. Например, группа А —это все идеи, которые направлены на повышение продуктивности, группа В — выбор новых технологий и т.д. Отсеяв все ненужное и собрав лучшее из высказанного, проведите еще один мозговой штурм для обсуждения выбранных идей.
Часто определить критерии для оценки довольно сложно. В данном случае необходимо полагаться в первую очередь на цели проекта в общем или цели вашей команды в частности. Коллективное обсуждение может помочь получить не только решение поставленной задачи, но и выявить имеющиеся проблемы, которые изначально не учитывались.
Если мозговой штурм не приносит должного результата, попробуйте более детально очертить проблему либо сузить группу людей, участвующих в обсуждении. Иногда с 3-4 людьми вы сможете работать гораздо эффективнее и быстрее, рассматривать задачи более точечно и глубоко, чем с группой из 10 человек.
Методы повышения эффективности собраний
Есть немало хитростей, которые помогают при проведении мозгового штурма. Например, доказана эффективность использования геймификации для повышения продуктивности. Такой подход позволяет подавать реальные проблемы в игровой форме, что способствует более легкому восприятию поставленной задачи и генерации действительно необычных и действенных решений.
Противоположности
Попросите группу описать в деталях противоположное тому, что они хотят получить. Например, что самое худшее может быть в навигации по сайту или в веб-дизайне интернет-магазина. Как правило, люди без труда называют то, что им не нравится. В таком случае общение проходит легко и весело.
Хитрость заключается в том, чтобы, собрав все самое худшее, перевести общение в противоположную сторону. «Итак, мы получили ужасный дизайн интернет-магазина. Давайте теперь поговорим о том, что мы можем сделать, чтобы избежать названных недостатков и получить преимущества». Вы будете удивлены, сколько оригинальных идей получите. Их будет гораздо больше, чем в случае, когда все пытаются представить хороший продукт с нуля.
Случайные генераторы
Мозговой штурм по всем правилам
Большинство людей уверены в том, что знают, что такое «мозговой штурм» и как его проводить. Однако успех или провал коллективного мыслительного процесса зависит от множества факторов: уровня образования, навыков работы в условиях неопределенности и умения создавать нейронные связи. Предлагаем протестировать методику мозгового штурма, которая базируется на общепринятых подходах, но имеет собственную изюминку.
2
5 18/03/2019
Сессия мозгового штурма делится на три обязательных этапа. Они отличаются по организации и правилам проведения.
1. Постановка проблемы, отбор участников и распределение ролей
Чтобы мозговой штурм прошел результативно, нужно с максимальным вниманием отнестись к первому, предварительному, этапу. Для начала четко сформулируйте проблему, которую нужно решить. Сделайте это заранее, чтобы у участников мозгового штурма было время «включиться» в тему обсуждения. Четкая формулировка проблемы, а также то, насколько одинаково все участники мозгового штурма ее усвоят, обеспечат 50% успеха мероприятия.
Попробуйте следующий способ формулирования темы штурма: команде нужно решить вопрос о том, какой метод получения желаемого результата наиболее эффективен в сложившихся обстоятельствах и пределах имеющегося временного ограничения.
Следом необходимо подобрать участников. В мозговом штурме должны принимать участие представители всех заинтересованных сторон, т.е. все сотрудники, которые могут влиять на решение проблемы и те, на кого будет влиять выработанное решение. Среди приглашенных должны быть люди, которые будут хорошо играть следующие роли: генератор идей, реализатор, контролер, ведущий, мотиватор, аналитик, гармонизатор и изыскатель (командные роли по Р. Белбину). Если невозможно подобрать сотрудников на все роли, добейтесь, чтобы в команде были хотя бы: генератор идей, контролер, ведущий, мотиватор.
2. Генерация идей
При реализации второго, основного, этапа рекомендуется соблюдать следующие правила:
- нужно высказывать максимальное количество идей, без любых ограничений;
- принимать даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи;
- идеи можно и нужно комбинировать и улучшать;
- не должно быть никакой критики или оценивающих суждений.
Только опытный ведущий и сплоченная команда могут сделать процесс генерации новых идей увлекательным. Сначала включаются генераторы идей, которые с легкостью придумывают новое. Вслед за ними – менее креативные члены команды. Задача ведущего организовать работу таким образом, чтобы никто не остался в стороне. Если ведущий видит, что кто-то отлынивает от коллективного обсуждения, то он должен создать условия для того, чтобы «молчун» раскрылся.
Важно, чтобы команда набросала как можно больше идей. Например, 100 идей для команды из 5–7 человек – это более чем нормально. Даже несмотря на то, что большинство людей и после тщательных усилий ведущего и напряжения всех своих извилин не могут придумать больше пары идей. Да и те из разряда «все-это-уже-было». Это не хорошо и не плохо – у людей разное мышление и разные способности.
Если в голову ничего толкового не приходит, на помощь придут: ТРИЗ , метод «Шесть шляп» , «Ментальные карты» , теория Грэхэма Уолеса , SCAMPER , Post-Up и другие.
Техника Post-Up лучше подходит для командного мозгового штурма, а «Ментальные карты» – для индивидуального.
Справка
Как использовать Post-Up?
Шаг первый: определите проблему и убедитесь, что она понятна всем участникам.
Шаг второй: подготовьте доску и бумажные стикеры. Раздайте стикеры (Post-it) участникам.
Шаг третий: записывайте идеи. Один стикер – одна идея, не больше.
Шаг четвертый: публикуйте идеи. Каждый человек клеит свой стикер на доску и читает написанное вслух. Если у члена команды появилась новая идея после того, как он выслушал другие предложения, он записывает ее на стикере и публикует на доске.
Шаг пятый: перетасовка и исследование. Тасуйте множество идей на доске как угодно, объединяя даже те, которые кажутся несочетаемыми. В результате могут появиться новые и совершенно неожиданные идеи.
3. Отбор, систематизация и оценка идей
Заключительный этап почему-то часто упускают из виду. Но только на нем можно выделить по-настоящему эффективные, прорывные идеи и привести мозговой штурм к общему знаменателю. В отличие от второго этапа, оценка и критика приветствуются. Успех третьего этапа зависит от согласованности работы участников и общей направленности на реальный поиск решения.
На первый план выходят реализатор, изыскатель, контролер и аналитик. Они проводят оценку высказанных идей на предмет возможности их реализации, эффективности, анализируют риски, изучают и предлагают возможные способы воплощения идей. Гармонизатор и мотиватор обеспечивают работу всех членов команды, используя свои знания и навыки мотивации, направленные на активацию лучших качеств всех членов команды.. Правильно организованная работа и активное участие всех членов команды позволят не только найти решение, с которым все члены команды будут согласны, но и обеспечат результативное претворение его в жизнь.
Преимущества мозгового штурма
По мнению социолога, доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета Павла Старикова, во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.
Во-вторых, процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, являясь увлекательной коллективной и даже игровой деятельностью для его участников.
И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать, используя максимум своего потенциала, а также усиливает доверие и положительный настрой.
Нравится: 5 Была ли статья полезна? Да Нет
Источник: kachestvo.pro