Согласно документу Межсоборного присутствия, клирик не может работать актером, спортсменом, врачом, чиновником, предпринимателем и т.д.
18.01.2017 2203
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, в епархии Русской Православной Церкви был направлен проект Межсоборного присутствия «Профессии, совместимые и не совместимые со священством».
«Условием осуществления клириком светской профессии, является её безупречность с религиозной и нравственной точки зрения, — подчеркнули авторы проекта. — Кроме того, светская работа не должна наносить ущерб пастырскому или диаконскому служению. Для священнослужителя долг перед Богом и Церковью в любых обстоятельствах должен быть безусловным приоритетом».
«Не всякая профессиональная деятельность совместима со священством, — говорится далее. — На этот счет имеются известные канонические запреты: так, согласно 81-му Апост. прав., не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления», а 83-е Апост. прав. гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови»».
Его состоянию завидуют олигархи! Патриарх Кирилл и его земная жизнь
«Любое, даже непредосудительное, занятие хозяйственной деятельностью, особенно в условиях рыночной экономики, несет в себе риск — как репутационный, так и собственно материальный — через нанесение ущерба участникам экономического процесса, — отметили составители документа. — Предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает в качестве базовой цели извлечение прибыли путем совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров, неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности, вплоть до уголовной».
«Вместе с тем, — говорится далее, — каноны осуждают не само предпринимательство как таковое, а совмещение этого рода занятий с духовным служением клирика в ущерб последнему. Исходя из этого возможно, в частности, сделать вывод, что клирик может владеть на правах собственности тем или иным видом непредосудительного бизнеса, непосредственно не участвуя в управлении им — например, передав дело иному светскому лицу в доверительное управление, либо передав имущество в аренду. Вальсамон, толкуя 9 правило Трулльского Собора, запрещающее клирику ведение корчемной торговли, указывает, что клирикам не запрещается «иметь корчемницу на правах собственности и отдавать ее в наем другим, ибо это делают и монастыри и разные церкви».
«Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст.132). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана, — поясняется в документе. — Широко известно, что святитель Лука (Войно-Ясенецкий) совмещал архипастырское служение с преподаванием медицины и хирургической практикой, и эта его деятельность приносила благие плоды. Это исключение, связанное с обстоятельствами времени, в которое он подвизался, не следует возводить в правило. Правящий архиерей может санкционировать врачебную или фельдшерскую деятельность клирика, если таковая способна принести благие плоды».
Можно ли заниматься торговлей криптовалютой ? Священник Владислав Береговой
Суммируя канонические запреты и церковную практику разных эпох, можно составить следующий перечень профессий, несовместимых со священством:
1) Воинская служба и всякая вообще служба, хотя бы и в частных корпорациях, предполагающая ношение и применение оружия. Исключение, если в этом есть необходимость, может составлять преподавательская деятельность в военных или правоохранительных школах, не предусматривающая ни ношение, ни употребления оружия; очевидно, что данный запрет не имеет отношения к служению военного духовенства, также не предполагающее употребление или ношение оружия (полковые, армейские священники, капелланы), даже если капелланам присваиваются воинские чины или звания.
2) Государственная служба в органах исполнительной власти, исполнение судейских обязанностей и всякое вообще профессиональное участие в деятельности государственных судов, прокуратуры, в учреждениях, производящих следствие и дознание, в любых правоохранительных учреждениях, а также служба в муниципальных органах власти. Возможность для клирика участвовать в органах законодательных и представительных на государственном, региональном и муниципальном уровне оговаривается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления» (III.11).
В документе Архиерейского Собора 2011 года «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах» также подтверждается, что «иерархи и священнослужители не могут выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы представительной власти любых уровней (наднациональные, общегосударственные, региональные, местные)». В указанном документе предусмотрены исключения из этого правила, «в том случае, когда избрание иерархов или духовенства в законодательный (представительный) орган власти вызвано необходимостью противостоять силам, в том числе раскольническим и иноконфессиональным, стремящимся использовать выборную власть для борьбы с Православной Церковью». В каждом подобном случае «Священный Синод или Синод самоуправляемой Церкви определяет лиц для участия в выборах в органы государственной власти и в индивидуальном порядке преподает на это благословение. При этом даже участие в выборах по партийным спискам не дает священнослужителю право быть членом политической партии».
Не является государственной службой в собственном смысле слова, запретной для клириков, преподавание в государственных или муниципальных учебных заведениях, работа на государственных предприятиях или в государственных учреждениях в качестве рабочих, инженеров, технических работников и подобных должностях. Клирикам запрещена государственная служба, предполагающая повышенные, в сравнении с общегражданскими, обязательства, например, относительно секретности, служебной тайны, которые могут вступать в конфликт интересов с исполнением пастырского долга. В исключительных случаях ввиду высших интересах церковной пользы и служения пастве могут быть допущены исключения, но не иначе как по благословению правящего епископа;
3) Клирики не должны быть практикующими врачами, в особенности хирургами, или занимать должности иных медицинских работников. Врачебная или иная медицинская деятельность может быть в порядке исключения письменно разрешена клирику епархиальным архиереем. Безусловно возбраняется клирику деятельность, сопряженная с пролитием животной крови: работа ветеринаром, егерем или иная.
4) Клирикам запрещено заниматься собственным бизнесом, в особенности банковским, кредитным, страховым и подобным. Работа по найму на руководящих или рядовых должностях в подобных учреждениях допускается, если характер деятельности в этих учреждениях не носит элементов ростовщичества. Клирикам канонами дозволяется продажа изделий собственных рук, но иные виды торговли представляются несовместимыми со священством, равно как и адвокатская защита частных интересов в судах и в иных правоотношениях.
5) Недопустимо клирикам быть занятыми в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения: в игорных домах, казино, барах и иных.
6) Запретным для клирика является профессиональное занятие спортом.
7) Служение в клире несовместимо с актерством, с профессией танцора или сценического певца.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите «Ctrl+Enter».
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
войдите или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
1. Re: Кем может работать священнослужитель?
Это давно в канонах Церкви оговорено из без «Межсоборного присутствия».
М.Яблоков / 18.01.2017, 12:01
Сообщение для редакции Закрыть
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия «Насилию.нет»»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО «ТЕНЕС»; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО «Философия ненасилия»; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна
РПЦ (Русская православная церковь)
По словам Патриарха Кирилла, в эсхатологической борьбе мы как народ Божий, как Церковь Христова должны всегда оставаться на светлой стороне истории
Источник: ruskline.ru
Правда и мифы о священниках
Обязан ли он быть не таким, как все? Какие запреты налагает священный сан? Позволительно ли духовенству быть богатым и откуда в Церкви мерседесы? Открывается ли священнику воля Божия о человеке и допустимо ли испрашивать его благословения на каждый шаг в своей жизни? О богатых и бедных среди священников, занятиях, совместимых и несовместимых с саном и подлинном предназначении вступившего на этот путь.
Откуда у священников мерседесы?
Образ «попа на мерседесе» по сей день остаётся трендом в новостях и телепрограммах. Тема богатства священников очень сильно раздута. Зачастую всё преувеличено. Начнём с автомобиля. Зачем священнику авто? На священника возложено очень много обязанностей, и его день очень насыщен.
После литургии — совершение треб, посещение больниц, погребения, венчания, крещения, беседы в школе, посещение домов престарелых, исправительных колоний… В наше время священник без машины просто никуда не успеет. «Не роскошь, а средство передвижения». Когда у меня сломалась машина, я никуда не успевал. Ездить на такси довольно дорого.
Теперь о марках автомобилей. Некоторые советуют священникам передвигаться чуть ли не на самокате или велосипеде, либо на автомобиле, которому тридцать или больше лет и который дольше чинится, чем ездит. Это тоже неправильно. Я служу в довольно небедном городе (особенно до войны). Однако среди нашего духовенства нет ни одного священника на мерседесе.
Я не вижу таких священников, которых показывают по телевизору — что вот, у кого-то мерседес, у кого-то гелендваген, кто-то носит гуччи или армани. У нас таких нет.
Священник — «срез» паствы, среди которой он служит. Если на его приходе очень обеспеченные прихожане, либо он живёт в крупном, богатом городе, где его родственники занимаются бизнесом, он может купить себе авто подороже, которое не будет ломаться каждый месяц. У нас много священников, которые служат на сельских приходах. Там прихожане победнее. В храме убогое убранство, а священник ездит на скромной машине.
Бывают такие священники, которые, получив от спонсоров или богатых родственников в подарок дорогое авто бизнес-класса, кичатся этим и не собираются пересаживаться в автомобиль поскромнее. Это вызывает негодование у людей: они не понимают, почему, не имея соответствующего собственного дохода, он ездит на таком дорогом авто. Как правило, такие люди — случайны в Церкви.
Их немного, они выделяются из среды остальных священников, на них обращают внимание телерепортёры, каждый такой случай раздувается максимально сильно и широко освещается в прессе. Я тоже категорически против этого выступаю. Мне кажется, машина должна быть хорошей, надёжной, но недорогой. Я бы призвал таких священников подумать о том, что они вводят людей в смущение.
У большинства же священников автомобиль — просто его рабочая лошадка. Ланосы, шевроле, рено — самые обычные и скромные авто, которые на улицах города не вызывают никакого удивления. На таких ездят врачи, учителя, рабочие заводов. Посмотрите на авто вашего священника: как правило, оно среднего ценового сегмента.
Бывает, что человек приезжает в Святогорскую лавру и видит там множество дорогих авто. Он думает, что это всё машины духовенства. На самом деле на большие праздники в лавру съезжаются и очень богатые гости, и депутаты всех уровней. У лавры стоят их автомобили.
Многие смотрят, на каких машинах ездят архиереи и патриарх, которым авто бизнес-класса положено по статусу — для того, чтобы их воспринимали в высших кругах власти, где им приходится решать важные для Церкви вопросы, — и думают, что все абсолютно священники богаты. Но это не так.
Поедьте в Озеряновский храм и посмотрите, в каких условиях там служит священник, в Никитовку, на Гольму, в Кондратьевку, на Бессарабку. Поверьте мне, ни о каких мерседесах там речи не идёт. Кто желает, приходите ко мне в гости. Я живу в самой обычной квартире, езжу на самой обычной машине и у меня нет никаких миллионов.
Представьте, если патриарх или митрополит приедет на таврии или на жигулях на встречу с президентом. Это вызовет только смех и непонимание. Патриарх — глава Церкви. По нему судят о всей Церкви — собрание ли это только каких-то малограмотных крестьян, бедняков, или же к ней почитают за честь принадлежать люди влиятельные, высоко эрудированные и успешные.
В Церковь всегда стремились приносить всё самое лучшее. Посмотрите на лампады в Храме Гроба Господня, на украшения киотов многих икон. Раньше киоты и лампады наших храмов украшали драгоценными каменьями и золотом, сегодня стараются покрыть даже дешёвый металл позолотой. Не допускалось, чтобы лицо Церкви выглядело нищим и убогим.
Такие люди, как патриарх Сербский Павел, который ездил на троллейбусах — это исключение из правил. Подобные явления осуждают и обсуждают, пытаются принять или относятся с откровенным непониманием.
Теперь об одежде и богослужебных принадлежностях. Как и любая качественная вещь, они стоят определённых денег. Подрясники, например, стоят недёшево. У меня и многих других священников их два. Я их ношу по нескольку лет.
О «толстых попах»
По интернету ходит фотография, где очень полный священник благословляет худенькую женщину. Все смеются и комментируют, но мало кто знает, что у этого священника очень тяжёлая болезнь — сахарный диабет, — из-за которой у него полнота. Людям это неинтересно, им нужно посмеяться. У многих священников нарушен обмен веществ: они проводят много времени на ногах.
У кого-то сахарный диабет, у кого-то язва желудка. Большинство священников в нашей епархии — худые, а если у кого-то проблемы с весом, то, как правило, у него проблемы со здоровьем.
Толстых священников обвиняют в том, что они много едят, а прихожанам велят строго поститься. Это тоже надуманно. Никогда не позволю себе наложить на кого-то строгий пост. Наоборот, перед началом каждого поста я объясняю своим прихожанам, что поститься мы должны по силам. Я знаю, что точно так же поступают и все остальные священники, с которыми я общаюсь.
Я также знаю, что все мои знакомые священники сами неукоснительно соблюдают посты. Они также строго соблюдают евхаристический пост перед каждой литургией.
Богатство — не порок?
Может ли вообще священник быть заметно богаче своих прихожан? Каждый священник, прежде всего, — человек. У кого-то есть талант к ораторству, и он становится популярным проповедником. Кто-то прекрасный строитель, кто-то организатор, и у него на приходе всевозможные кружки и разнообразные формы досуга.
У кого-то есть предпринимательский талант, и он открывает на своём приходе производство иван-чая, натуральных восковых свечей или ещё чего-то. Если благодаря своим талантам священник смог заработать какие-то средства, его долг — тратить их, прежде всего, на нужды своего прихода. Если он будет тратить их только на свою семью, при этом его храм остаётся в плачевном состоянии, я это осуждаю.
Замечательно, если священник может заработать средства своим трудом. Главное — чтобы при этом на его приходе всё было отлично и там собиралась дружная община. Но если храм требует ремонта, не работает воскресная школа, нет библиотеки, а священник купит себе дорогое авто — на такого священника, в первую очередь, обратит внимание священноначалие и сделает ему строгий выговор.
У каждого священника есть семья и родственники, поэтому он может обладать «лишним» имуществом — иметь вторую квартиру либо дачу, если ему это оставляют в наследство или ими владеет его супруга. Священник живёт по тем же законам, что и всё остальное общество. Ничего плохого в этом нет. В нынешних условиях дача поможет священнику выжить, а квартира избавит от необходимости копить на жильё для своих детей.
Быть священником — легко?
С одной стороны, у городского священника при соборе больше обязанностей, послушаний и больше постных дней, чем у сельского. С другой стороны, священник в селе думает о том, как отопить храм, где взять средства на жалование сотрудникам из скудного храмового дохода. Говорить, что какому-то священнику легко служить, я бы не стал. Я служил и в соборе города Славянска, и на сельском приходе, могу сравнивать и утверждать, что лёгкого служения нигде нет.
Большое заблуждение — думать, что если в сельском храме службы проходят лишь раз в неделю, в остальное время священник там сидит и скучает. Я служу в прифронтовом посёлке Зайцево. Расскажу о том, как проходит неделя обычного сельского священника. Вечер пятницы и субботы — всенощное бдение, утро субботы и воскресенья — литургия. Среди недели — молебен.
Участие в общегородских богослужениях в соборах. Обязательно богослужения во все праздники. Требы. Забота о каждом члене общины. Постоянная забота о том, чтобы достойно содержать свой храм.
Где найти средства на то, чтобы отопить здание? Как выплатить в срок жалование хористам, свечницам, просфорнице? А если зданию нужен ремонт?
Я бы не сказал, что это чересчур лёгкий труд. Если кто-то желает попробовать себя на этом поприще — пожалуйста, милости просим. Окончите семинарию и приезжайте служить в село. Это работа с самой скромной зарплатой и очень многими обязанностями.
Зная нашего правящего архиерея, могу с уверенностью сказать, что если вдруг у нас появится приход, где «всё уже сделано» и священник целыми днями просто сидит на лавочке и радуется жизни, то такой настоятель у нас долго не задержится. Всё переделать никогда не возможно. Даже если храм уже построен, должны развиваться хор и воскресная школа, проводиться миссионерская и просветительская работа.
У каждого священника нашей епархии есть социальная карта прихода, где отмечены детские дома, садики, школы, больницы, интернаты для престарелых людей и инвалидов, исправительные колонии и прочие учреждения, которые он обязан посещать. Не просто приезжать раз в неделю послужить, а принимать самое активное участие в их жизни и откликаться на их нужды. Многие священники ведут занятия по христианской этике в школах, выступают перед студентами иняза и других учебных заведений.
Кем может быть священник?
Зачастую священник сегодня не только не владеет мерседесами и прочими предметами роскоши, но и вынужден работать ещё кем-то для того, чтобы прокормить свою семью. При этом есть работа, совместимая с саном священника, и несовместимая с ним по моральным соображениям. Например, священнику нельзя быть актёром. Лицедейство не подобает священному сану.
Такие примеры, как Иван Охлобыстин, всегда будут вызывать общественный резонанс. Я ни в коей мере не пытаюсь осуждать его жизнь, но лично для меня эти профессии несовместимы.
То же касается депутатской, судебной, прокурорской должностей. Священник не может судить и иметь властных полномочий. Это каноническое правило. Не всяким бизнесом ему можно заниматься. Бизнес, основанный на спекуляции, ростовщичестве для священника неприемлем.
Мне никогда не встречались священники-полицейские или пожарные. Я думаю, что священник не сможет заниматься такой работой, которая будет отнимать практически всё его время. Как говорится, Богу Богово, а кесарю кесарево.
Вопреки распространённым предрассудкам, священник может быть охотником или рыбаком. Заповедь «не убий» общая для всех христиан, при этом христиане могут охотиться или держать собственное хозяйство и, например, зарезать курицу для супа. Некоторые думают, что священнику нельзя даже убить комара. Скажу честно, что не убиваю комаров, а ловлю их пылесосом, но о таком запрете не слышал.
Некоторые думают, что священнику нельзя работать врачом, чтобы ненароком не убить человека. Но у нас на слуху прекрасный пример ведущего хирурга, по учебникам которого продолжительное время преподавалась гнойная хирургия — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сегодня он причислен к лику святых. Очень много прославленных Церковью святых угодников тоже были врачами.
Священник может обороняться от преступников, защищать свою или чужую жизнь. Если он видит беззаконие, угрозу жизни кому-либо, как гражданин, он обязан этому помешать. Я не вижу необходимости священнику носить оружие, но вызвать полицию и помешать преступнику — его святая обязанность. Помимо того, что он священник, он также и законопослушный гражданин.
Что будет, если, обороняясь, священник убьёт человека? Такие вещи рассматривает церковный суд. В Евангелии сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Многие священники принимали участие в обороне городов и сёл в годы Великой Отечественной войны.
Говорить о том, что священник не может противиться преступлению и должен подражать примеру преподобного Серафима Саровского, подчинившегося разбойникам, было бы неправильно.
Не боятся священники и водить автомобиль, хотя это тоже связано с риском для жизни. Единственное, если священник едет причащать больного, желательно посадить за руль кого-то другого, потому что он должен быть сосредоточен только на Святых Дарах, которые везёт.
Я знаю священников, которые владеют несколькими языками и занимаются переводами. Некоторые пишут статьи и даже художественные книги. Сельские священники стремятся что-то делать своими руками. Они вырезают из дерева двери, рамы, делают мебель. Священник может возглавить иконописную мастерскую, цех по производству свечей.
Есть священники, которые работают в школе или даже подрабатывают в такси, чтобы выжить.
Не доисторический динозавр
Может ли священник заниматься спортом или быть болельщиком? Есть азартные виды спорта, где делают ставки, играют на деньги. Тогда человек волей-неволей впадает в грех. Болеть за любимую команду тоже можно по-разному. Если есть раздражение, гнев, злость, агрессия, это неприемлемо. К самому спорту я отношусь с большим почтением. С детства я занимался футболом, посещаю бассейн.
Здесь нет запретов.
По поводу настольных и компьютерных игр — играть на деньги недостойно священника. Карты и прочие азартные игры также под запретом как те, которые будят в человеке страсти. Компьютерные игры тоже бывают разными. Есть те, где пропагандируется жестокость, льётся кровь. А есть популярные игры в «танчики» с техникой времён Великой Отечественной войны или «корабли», вполне безобидные.
Есть масса интересных стратегий — всевозможных империй, цивилизаций. В них есть возможность подучить иностранный язык, развить мышление.
Я только «за», если священник в курсе интернет-игр и может об этом поговорить с молодёжью, которая приходит в его храм, объяснить, что хорошо, а что нет. Очень важно, чтобы в глазах молодых прихожан священник выглядел не неким динозавром доисторической эпохи, который вообще не разбирается в реалиях современной жизни, а был человеком образованным и понимал, о чём идёт речь.
То же касается и выхода священника в интернет. Сегодня в соцсетях мы видим массу не просто священников, но и монахов, иеромонахов, архимандритов, епископов и митрополитов. Они активно несут свою миссию проповеди о Христе через интернет. Очень важны форумы, где священники могут узнать мнение других по тем или иным актуальным современным вопросам, разные точки зрения.
Сегодня весомая часть общественного служения священника приходится на интернет. Задать священнику вопрос в интернете гораздо проще, чем уделить этому время в реальной жизни, приехав в храм и дождавшись, когда у него появится свободное время.
Распространённый образ семьи священника в сознании многих верующих — супруга в длинной серой одежде до пят и куча детей. Неверно считать, что священник должен иметь много детей, осуждать его за малодетность или бездетность. Этим мы уподобляемся иудеям, которые осуждали родителей святого пророка Иоанна Предтечу и других праведников за бездетность. Всё совершается в нашей жизни по воле Божией.
Часто Господь испытывает веру людей и даёт им детей в более позднем возрасте. Семья священника не может, например, как думают некоторые, рожать каждый год по ребёнку. Не допуская и мысли об аборте, священник и его супруга заботятся о своём здоровье и знают физические силы своего организма.
Стиль священника и его семьи в обычной жизни тоже может быть достаточно современным и при этом оставаться скромным. Например, носить длинную бороду вовсе не обязательно. Это форма миссионерской проповеди: православный — не значит древний динозавр.
И не святой с иконы
В обычной жизни мы ничем не выделяемся среди остальных людей. Нам можно держать домашних животных. Например, у меня в квартире живёт маленькая собачка. На отдыхе мы ходим в футболке и шортах. Я знаю некоторых, которые купаются и ходят по пляжу только в подряснике и вызывают этим шок и недоумение у окружающих. Они заходят в воду, а подрясник плавает вокруг них таким чёрным кругом.
Люди рядом не понимают, что происходит и зачем это нужно. Так делать вовсе необязательно.
Если погода жаркая и я не за рулём, я могу выпить бокал холодного пива. Зайти в ресторан, бар или кафе. При этом священник всегда остаётся священником. Если он видит в каком-то месте распутство, неподобающее поведение остальных отдыхающих, слышит непристойную музыку, он должен уйти: священнику недостойно находиться в таком месте. Но послушать хорошую музыку, посмотреть хороший фильм он может.
Нет запрета православному священнику общаться с инославными, в том числе духовными лицами, посещать с целью экскурсии инославный храм, мечеть или синагогу. Есть запрет на совершение богослужений в этих местах. Многие православные паломники посещают католические храмы, где хранятся мощи наших святых.
Конечно, многие вещи, которые разрешены мирянину, священник себе позволить не может. Это касается выбора занятий, посещения различных мест. Священник не будет танцевать у всех на виду на общественной дискотеке.
В остальном священник — такой же человек, как и все. Он может смотреть любые фильмы и читать любые книги. Здесь он руководствуется теми же нравственными законами, что и мирянин. Я, допустим, очень люблю фантастику. Апостол Павел сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор.
6:12).
Священник — самый обычный человек, а не святой с иконы. Мы не католики и не верим в непогрешимость кого-либо. Считать православного священника прозорливцем, специалистом в любой области, требовать, чтобы он вмешивался в чужую семейную жизнь и решал за людей их вопросы, связанные с работой или воспитанием детей — абсолютная глупость.
Привлекать священника буквально во все области своей жизни, спрашивать, куда поступить ребёнку и когда посеять хлеб, какой купить телевизор не стоит. Священник — не специалист во всех областях. Его задача — служить у престола Божия, совершать Божественную литургию, проповедовать Христа и нести те послушания, которые возложены Церковью.
Протоиерей Николай Марковский
Источник: pravlife.org
Священники РПЦ: чем они занимаются и сколько зарабатывают
В основу этой статьи лег рассказ реального священника, который был опубликован в «Тинькофф Журнале». Главному герою повествования 30 с небольшим лет. Служит он в храме в Коломенской епархии (в Подмосковье).
- из чего складывается рабочий день священника;
- есть ли у священнослужителей отпуска;
- что нужно сделать, чтобы стать церковнослужителем;
- в чем заключается суть этой профессии;
- сколько зарабатывают и тратят православные священники (на примере конкретного человека из Подмосковья);
- может ли церковнослужитель потерять свою работу и заработок.
Рабочий день священника храма в РПЦ
Рабочий день героя нашего рассказа начинается с утренней службы в храме. Она длится с 8 примерно до 10 часов. Перед службой церковнослужитель должен успеть прочитать молитвенное правило. В неделю священник обычно служит 3-4 литургии.
После заутрени церковнослужители совершают так называемые требы (крещения, отпевания, венчания, молебны) Также в течение дня к служителю храма может подойти любой прихожанин и обсудить с ним возникшие жизненные проблемы.
В 17-00 священник начинает совершать вечернюю службу, которая длится от 1,5 до 2,5 часов. Домой герой нашего повествования возвращается в 20-21 час.
Помимо службы в храме, совершения треб и бесед с прихожанами священник РПЦ может быть занят на так называемых послушаниях. Послушания на рядовых священников накладывает настоятель храма. Это может быть работа с представителями СМИ (например, для бывших журналистов), взаимодействие с медицинскими учреждениями (для служителей с профильным профессиональным образованием), преподавание в воскресных школах и тому подобная деятельность.
Настоятель храма, кроме этого, составляет отчеты для местной епархии (о работе с молодежью, социальной, миссионерской деятельности), а также занимается поиском спонсоров.
Бывают у священника православного храма и выходные дни (1 или 2 в неделю). Но это — не привычные для всех суббота и воскресенье. В традиционные выходные у церковнослужителей, наоборот, много работы, так как в это время прихожан в церкви больше всего.
Еще у священников есть отпуск — 28 календарных дней. В отпуске священнослужитель, как и обычный человек, уходит от рабочих проблем, больше времени проводит с семьей. Это позволяет ему восстановить душевные силы. Ведь священник РПЦ, также как врач и учитель, много общается с людьми, сталкивается с их проблемами, пытается их решить.
Люди таких профессий часто сталкиваются с эффектом эмоционального выгорания. Отдых помогает человеку вновь обрести душевное равновесие.
Как стать священником
Чтобы стать священнослужителем Русской православной церкви, необходимо окончить специальную семинарию. Для поступления в такое учебное заведение требуется рекомендация настоятеля храма и благочинного (который надзирает за храмами в определенном округе). Чтобы получить такую рекомендацию, будущие семинаристы сначала «алтарничают» — помогают при богослужении в алтаре местного храма.
Для поступления в семинарию требуется сдать ЕГЭ и внутренние экзамены. Еще нужно будет пройти несколько предварительных собеседований (с ректором, благочинными и другими авторитетными церковниками). При сдаче вступительных экзаменов абитуриенты около недели живут в семинарии. В это время они проходят различные послушания и 4-5 собеседований.
В семинарии будущие священнослужители изучают специальные предметы (литургику, богословие, греческий язык, латынь), а также светские дисциплины (риторику, историю, английский, психологию, вокал). Во время учебы семинаристы должны выполнять различные послушания (убирать снег, чистить картошку, алтарничать и т. п.).
Как и в любом учебном заведении, в семинарии есть каникулы — около 5 дней после Рождества, 3-4 дня после Пасхи и 1-1,5 месяца летом. Как и все студенты, семинаристы получают стипендию — около 2 000 рублей (отличники немного больше).
После окончания семинарии новоиспеченных церковнослужителей приписывают к определенному храму. Обычно их отправляют в те районы, в которых они проживали до поступления (но иногда встречаются и исключения).
Первая должность, которую получает выпускник семинарии — это чтец. В его обязанности входит помощь при богослужении, уборка алтаря и выполнение небольших хозяйственных поручений. Зарплата чтеца небольшая — около 20 000 рублей. В этой должности церковнослужитель будет находиться до тех пор, пока не женится или не примет постриг в монахи.
После вступления в брак молодой священнослужитель может стать диаконом. Диакон также помогает священнику при богослужении. Еще он может преподавать в воскресной школе. Но совершать святые таинства (крещение, исповедь, венчание и т. д.) диакон не имеет права.
Через некоторое время диакон может стать священником в храме. Герой нашего рассказа служит в этой должности в течение 6 лет. В дальнейшем священник может стать настоятелем храма, благочинным (он следит за работой храмов своего округа) или секретарем епархиального управления (главой над благочинными епархии).
Следующей ступенью карьерной лестницы священнослужителя является должность епископа. Однако занимать ее могут только те люди, которые приняли монашеский постриг.
Суть профессии священника
Герой нашего повествования свою задачу видит не только в том, чтобы совершать религиозные обряды (грубо говоря, «отмахал кадилом и ушел»). И даже не в том, чтобы давать прихожанам советы по правильной организации своей повседневной жизни (машину какой марки покупать благолепно, а какой — нет).
Дело в том, что обычный человек в современном мире с головой погружен в житейскую суету. Больше всего на свете он жаждет получения удовольствий. А задача священника — помочь каждому человеку достичь другой, высшей цели — спасти свою душу и обрести вечную жизнь после физической смерти. Сделать это можно, если при жизни соблюдать заповеди, творить добрые дела, раскаиваться в неправедных поступках и больше не совершать их, участвовать в церковных таинствах. Поэтому церковнослужитель должен больше общаться с прихожанами, наставляя их на истинный путь.
По наблюдению героя рассказа, среди современных священников есть много так называемых «требоисполнителей». Они совершают службы по всем правилам, но не «вкладывают в них душу». После богослужения такие священники сразу покидают храм, избегают общения с пришедшими людьми.
Есть и такие церковнослужители, которые во время службы кладут на алтарь смартфон и параллельно просматривают поступившие сообщения. Вознаграждение за свой труд они, скорее всего, получают такое же, как и все остальные. А за нерадивость с них спросится, наверное, когда-нибудь потом.
Доход священника РПЦ
А теперь о том, сколько церковнослужителям платят за работу. Герой нашего рассказа в сане священника получает зарплату 60 000 рублей. Это хороший оклад для священнослужителя Коломенской епархии, находящейся в Подмосковье. Единой ставки у священников Русской православной церкви нет.
Размер зарплаты для рядовых священников (и для себя тоже) устанавливает настоятель каждого конкретного храма. При этом он исходит из размера собираемых с прихожан пожертвований и «сообразуясь со своей совестью».
Православный храм в большом городе может получать пожертвованиями до 1 миллиона рублей в месяц. Храмам в провинции прихожане жертвуют значительно меньше. Часть вырученных денег (около 25%) настоятель отправляется в вышестоящую епархию. Собранные средства также идут на ремонт и постройку зданий и на иные цели.
Многие московские священники, скорее всего, получают зарплату больше, чем герой нашего рассказа. Чем дальше вглубь России, тем доходы церковнослужителей становятся меньше (как и в миру).
Существенный дополнительный доход (от 35 до 50 тысяч рублей в месяц) церковнослужителю приносят так называемые частные требы. Это — освещение новых машин, квартир, причастие на дому. Количество таких треб зависит от размеров храма, в котором служит священник. Важно также то, как священнослужитель ведет себя с прихожанами. Если он открытый человек и с удовольствием идет на контакт с окружающими, то требований у него больше.
У героя нашего рассказа нет своего прейскуранта на требы. Священник живет по принципу: «Деньги за требы никогда не проси, но если дают — не отказывайся». Так его учили в семинарии. За освещение квартиры, например, ему платят от 500 до 3 000 рублей. Бывают случаи (редко), когда клиенты за требы не платят вообще. А один раз за освещение машины ему дали 30 000 рублей.
Своим положением церковнослужитель не злоупотребляет. Квартиру за помин души ему пока еще никто не отписал.
Доход в размере 5-7 тысяч рублей в месяц священник получает за послушания. Это может быть работа в отделе епархии (по религиозному образованию, миссионерской деятельности, реставрации и строительству) или преподавание в воскресной школе.
В итоге доход священника из Подмосковья может достигать 117 тысяч рублей в месяц.
Также священнослужители могут заниматься предпринимательством, если их деятельность не нарушает Устава Церкви (не потворствует развитию пьянства, блуда и других человеческих пороков). Например, один настоятель храма разводит коров и продает своим прихожанам молочную продукцию.
Что касается «крутых машин» и «дорогих часов» священников, то, возможно, у настоятелей храмов в крупных городах все это и есть. Но таких, по оценкам нашего героя, около 3-4% от общего числа церковнослужителей. Остальные 96% священников живут более скромно.
Расходы церковнослужителя
У героя нашего рассказа есть семья — жена и 3-е детей. Супруга подрабатывает в школе (ведет немного часов) и получает за это 5 000 рублей. Государство также платит семье детские пособия.
Основная часть расходов нашего знакомого — продукты питания. На них священник тратит до 30 000 рублей в месяц. Экономить на еде наш знакомый не считает нужным. Также иногда он берет домой продукты, которые приносят в храм прихожане.
Около 10 500 рублей, по словам священнослужителя, у него уходит на коммунальные расходы. Еще 10 000 рублей он ежемесячно тратит на оплату кружков для детей (по рисованию, музыке, спортивных секций).
На детскую одежду семья церковнослужителя тратит 5-7 тысяч рублей ежемесячно. Часто супруга заказывает вещи по интернету. Одежда для самого героя нашего повествования обходится дешевле. Носит он, в основном, рясу и подрясник (под них можно одевать что угодно).
Когда церковнослужитель покупает себе обычную мирскую одежду, то предпочитает вещи подороже, но хорошего качества. В них затем можно будет проходить 5-7 сезонов. Если купить одежду в дисконт-центре, то ее придется менять уже через 1-2 сезона.
5-7 тысяч рублей в месяц семья священника тратит на походы в кафе. В заведения общественного питания они выбираются чаще всего накануне или после поста. Около 5 000 рублей уходит на обслуживание автомобиля, 2 000 рублей — на прочие транспортные расходы.
Еще около 2 000 рублей ежемесячно священнослужитель платит за занятия спортом. В итоге его общие месячные расходы составляют 68-69 тысяч рублей.
От 30 до 50 тысяч рублей семья ежемесячно откладывает. Из сформированного фонда оплачиваются непредвиденные расходы, страховки, ремонт автомобиля, отдых. Например, на поездку в Крым семья священника потратила 100 000 рублей. Иногда на пару дней удается съездить в какой-нибудь дом отдыха.
Еще священнослужитель копит деньги на первоначальный взнос по ипотеке. Его мечта — приобрести себе частный дом поблизости от храма.
Может ли священник потерять работу
Рядовой священник и даже настоятель храма — это зависимые люди. Если у них не сложились отношения с благочинным, то в результате этого могут возникнуть профессиональные, бытовые и финансовые проблемы. Защиты у рядовых «работников церкви» практически нет. В качестве наказания священнослужителя могут перевести в другой храм или даже запретить в служении. В последнем случае он потеряет возможность зарабатывать деньги.
Если священнослужителя отправят «за штат» или «в запрет», то он сможет служить только как обычный чтец. Зарплата у чтецов в несколько раз меньше, чем у штатных священников. Также чтецы не могут совершать требы и получать дополнительный доход. Через несколько лет службы чтецом провинившегося священника могут восстановить в должности. А вот если священнослужителя извергнут из сана, то он навсегда утратит возможность служения.
Запрет в служении — это страх каждого священника. Большинство церковнослужителей не имеют никакого образования, кроме семинарского. Зарабатывать деньги другими способами они не умеют. При этом у большинства священников большие семьи. Обжаловать запрет в служении можно только в епархиальном или общецерковном суде.
Итого
Как видим, современный священник РПЦ может органично сочетать опору на традиции и пользование техническими новациями. Он ездит на автомобиле, ведет учет расходов в мобильном приложении, покупает одежду в интернете, страхует себя от рисков, занимается спортом и откладывает деньги на первоначальный взнос по ипотеке.
Как показывает рассказ нашего героя, православные священники неплохо зарабатывают и практически ни в чем себе не отказывают. Хотя машины и часы за «много миллионов» есть далеко не у всех.
В то же время церковнослужитель больше всего заботится о спасении души (своей и прихожан), об обретении вечной жизни в Небесном Царствии. И это уже не совсем характерно для современного человека, живущего в вечной суете. А на размер материального дохода священника большее значение оказывают взаимоотношения с руководством (как и в миру).
Источник: moneyzz.ru