Расчет между ИП и самозанятыми лицами может проводиться наличным и безналичным способами, а также через специализированные банковские продукты. Как именно можно оплатить работу независимого исполнителя, нужно ли платить при этом налоги, какие есть законодательные нюансы, расскажем в этой статье.
Общие правила
Выплаты ИП самозанятому исполнителю обязательно должны подтверждаться специальным чеком со стороны последнего. Чек печатается из приложения «Мой налог» и не может формироваться каким-то другим способом. Он содержит перечень товаров, работ или услуг и их сумму. Без чека налоговая не засчитает оплату самозанятому как уменьшение налогооблагаемой базы. Его нельзя заменить актом выполненных работ, чеком POS-терминала, банковской платёжкой и тому подобными документами.
Каким бы способом ни производилась оплата, требуйте чек из приложения «Мой налог».
Может ли ИП использовать свою личную банковскую карту для бизнеса
Ещё один важный момент — проверка статуса самозанятого перед платежом . Даже если ещё вчера ваш исполнитель был зарегистрирован как плательщик НПД, сегодня он уже может отменить регистрацию или потерять её — например, из-за задолженности по налогам. Перечислив деньги физлицу без статуса самозанятого, вы автоматически становитесь его налоговым агентом и должны уплатить в бюджет НДФЛ и социальные взносы. Платежи аналогичны тем, что платятся по договору ГПХ с физлицом: всё, кроме взноса в ФСС по НС и ПЗ. Последний опционален: платится, только если указан в договоре.
Расчёты наличными
Расчёты между ИП и самозанятыми можно проводить наличными средствами в случае, если это предусмотрено его налоговым режимом.
ИП оформляет наличную оплату, как обычно: выписывает расходный кассовый ордер и делает запись в кассовой книге. Если оплата поручена подотчётному лицу, то по РКО ему выдаются деньги, а он позже предоставляет авансовый отчёт и подтверждающие документы. При этом документальное оформление таких операций индивидуальным предпринимателем — дело добровольное: указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 г. № 3210-У разрешается не вести кассовую книгу и не выписывать кассовые документы.
Со стороны самозанятого получение денег оформляется чеком. Во всех случаях расчётов наличными самозанятый должен выдать чек из приложения «Мой налог» сразу после оплаты .
Оплата самозанятому ИП
При оплате самозанятому, который сам зарегистрирован как ИП, есть нюанс : нужно соблюдать лимиты, установленные для наличных расчётов между предпринимателями. Они оговариваются в том же указании Центробанка № 3210-У от 11.03.2014 г.
Платёж самозанятому через терминал оплаты
Многие думают, что внесение денег через терминалы оплаты на расчётный счёт самозанятого — это безналичный платёж. Это не так. Для исполнителя он действительно безналичный: ему приходит безналичное поступление средств. А для заказчика это наличный расчёт, так как в терминал он вносит наличные купюры.
ИП личная карта
Безналичная оплата самозанятым
Оплата услуг самозанятому гражданину от ИП возможна безналичными способами: оплатой на расчётный счёт, банковскую карту, через POS-терминал или интернет-эквайринг. Особенность безналичных расчётов — продлённый срок предоставления чека от плательщика НПД. Во всех случаях, кроме оплаты через банковский терминал, самозанятый обязан предоставить вам чек до 9 числа следующего месяца. При оплате через POS-терминал — в момент оплаты.
Безналичные расчёты могут выполняться с помощью:
- Оплаты на карту самозанятого. Популярный способ расчёта. Предприниматель может перечислить средства на карту исполнителя со своей личной или корпоративной карты.
- Оплаты на расчётный счёт. Исполнитель предоставляет реквизиты, заказчик отправляет платёж по ним со своего расчётного счёта.
- POS-терминала . Выплаты ИП самозанятому лицу можно проводить через POS-терминал, когда плательщик НПД тоже зарегистрирован как индивидуальный предприниматель и подключён к банковскому эквайрингу. Для расчёта заказчик может использовать корпоративную или личную карту.
- Интернет-эквайринга. К примеру, у самозанятого есть сайт, на котором можно заказать и оплатить услуги, работы, товары онлайн.
Расчёты через маркетплейс для самозанятых граждан
В отдельную категорию выделим расчёты через сервисы для самозанятых. Фактически это тоже безналичная оплата, но у неё есть свои особенности. Расчёты через биржу заданий для самозанятых более автоматизированы и безопасны. Они дают заказчику — ИП — ряд гарантий, которые невозможны при прямых расчётах с исполнителем. Сервис Qugo обеспечивает:
- автоматическую проверку статуса самозанятого на ежедневной основе;
- удобную оплату исполнителю с вашего баланса в сервисе после выполнения работы;
- формирование и предоставление заказчику договоров и закрывающих документов, в том числе актов выполненных работ и чеков;
- автоматическое уведомление, если чек плательщика НПД после выдачи был аннулирован.
Какие налоги начисляются на выплаты самозанятому?
На выплаты самозанятому исполнителю ИП не нужно начислять и уплачивать НДФЛ, взносы ОМС и СФР. Что-то из этого оплачивает сам фрилансер в составе НПД, а от некоторых платежей он вообще освобождён. Взносы в фонд несчастных случаев оплачиваются только в том случае, если они предусмотрены в договоре.
То есть ИП не платит никаких налогов и взносов с оплат самозанятым, кроме взноса в ФСС от НС и ПЗ, и то, если платежи в этот фонд указаны в договоре.
Исключением будут случаи, когда вы платите за работы или услуги физическому лицу (не ИП), потерявшему статус самозанятого. Например, вы заключили договор с самозанятым, а на момент окончательного расчёта ваш контрагент уже потерял этот статус. Тогда на платёж начисляются и оплачиваются те же налоги и взносы, что по договору ГПХ с физлицом. Это НДФЛ, СФР и ОМС.
Можно ли учесть оплату в уменьшение налоговой базы?
Да, ИП может учесть уплаченные самозанятым суммы в расходах. Конечно, только в том случае, если оплачивались товары, работы или услуги, имеющие отношение к предпринимательской деятельности. Для включения в расходы у вас обязательно должен быть чек от самозанятого, подтверждающий оплату. Также не лишним будет иметь на руках заключённый с ним договор, акт выполненных работ (предоставленных услуг) или накладную на полученные товары.
Источник: qugo.ru
Можно ли внести личные средства на счет ИП, и будут ли они облагаться налогом?
Виктория Никульшина отвечает на вопрос о том, может ли индивидуальный предприниматель (ИП) вносить на свой расчетный счет личные средства для налоговых, арендных, зарплатных выплат — и будут ли они облагаться налогом
Иллюстрация: Everett Collection/Shutterstock
Специалист интернет-бухгалтерии «Моё дело»
Индивидуальный предприниматель может использовать доход от ведения бизнеса на личные нужды безо всяких ограничений. Да-да, вот так просто: берешь и снимаешь наличность или переводишь средства на личную карту и тратишь.
Точно так же предприниматель может и пополнить казну своего бизнеса. Этим ИП пользуются, когда нужно срочно уплатить налоги, выдать зарплату сотрудникам, оплатить аренду офиса, а денег на счету или в кассе недостаточно.
Пример
Владелица книжного магазина Марина решила сделать оптовый заказ канцтоваров в преддверии 1 сентября. Внесла наличными на корпоративную карту, привязанную к расчетному счету, часть своих накоплений. Уже с августовской выручки она смогла вернуть обратно эту сумму — перевела ее на свой вклад. Так она смогла «прокрутить» свои личные деньги в бизнесе и получить больше прибыли за счет оптовой скидки.
Внесение личных средств в деятельность — оптимальный способ быстро пополнить бюджет ИП. А главное — это не доход, с которого нужно уплачивать налоги, так как не является выручкой от продажи товаров, работ или услуг. Такой взнос — это просто инвестиция в развитие собственного бизнеса. Соответственно, платить налог с внесения этой суммы не придется. Это общее правило для всех систем налогообложения.
Пример
Иван только готовился открыть свой бизнес: выбрал помещение под барбершоп, нашел поставщиков оборудования, договорился с бригадой ремонтников. Контрагенты сказали, что им удобнее вести дела с ИП, а не с физлицом. Иван внес свой стартовый капитал на расчетный счет в банке и уже с него рассчитывался по договорам аренды, поставки и оказания услуг. Зарегистрировал ИП и внес деньги в ноябре, а первую выручку в барбершопе получил только в феврале. Налог за прошлый год ему не нужно платить — дохода в ноябре-декабре у него не было, а собственный взнос не облагается налогом.
Вот только налоговики могут и заподозрить, что такое пополнение — это все же доход, полученный на руки наличными, который предприниматель возвращает обратно в бизнес. Просто так доначислить налоги на все внесенные средства они не могут, поэтому проведут проверку, чтобы выявить сомнительные операции.
Проверят в первую очередь источник «личных» средств физического лица:
- если он продал имущество (квартиру, дачу, машину) или снял круглую сумму со вклада, чтобы вложить деньги в бизнес, это вполне объяснимо;
- если взял взаймы у знакомых или оформил кредит в банке как частное лицо, а потратил на бизнес, тоже вполне понятно.
Но если деньги появились из воздуха, то будут проверять, сходится ли экономика его бизнеса, или он получает доход «черным» налом.
Важно! Один из признаков сокрытия доходов: поток «входящих» средств больше, чем выручка. То есть когда ИП в год тратит на закупку товаров 1 миллион рублей (личный взнос), а выручка от их перепродажи всего 100 000 рублей, это вызовет сомнения. Особенно когда окажется, что на складе у предпринимателя нет товарных запасов на 900 тысяч рублей, и они испарились.
Налоговики могут предположить, что остальные товары ИП тоже продал, только мимо кассы и расчетного счета, получив наличные, которые позже вновь внесет на счет для закупки очередной партии. Тогда предпринимателю грозит штраф.
Как правильно пополнить свой счет, чтобы у налоговой не возникало вопросов к ИП?
Закон не запрещает предпринимателям вносить свои личные средства на расчетный счет и тратить их на бизнес-цели. Нет никаких ограничений на сумму такого пополнения.
Нельзя вносить на счет ИП выручку, подписывая ее как собственные средства. Наличные поступления от предпринимательской деятельности должны проходить через кассу, а безналичные — через расчетный счет.
Если не нарушите эти правила, то не будет проблем с налоговой:
- Указывайте в назначении платежа, что это личный взнос в предпринимательскую деятельность. Простые три слова — «взнос собственных средств» — способны сберечь ваши нервы и время;
- Внесение своих денег в проект должно быть экономически оправдано, а бизнес-процессы понятны: нужны деньги на развитие или грозит кассовый разрыв. Вложил из своих, решил проблему — деньги забрал обратно или оставил в обороте;
- Источник поступления этих собственных средств должен быть легальным и прозрачным. Лучше, чтобы бизнесмен мог подтвердить источник денег документально — справкой 2-НДФЛ, договором займа, банковской выпиской с другого своего счета.
При работе в сервисе «Моё дело» предприниматель может консультироваться с экспертами, чтобы не допускать таких ошибок и не нарушать законодательство. Сервис поможет правильно отражать все операции в учете, своевременно отчитываться перед налоговой и избегать проблем с контролирующими органами.
Источник: delovoymir.biz