Исламское финансирование — это практика ведения банковских, кредитных и сберегательных операций в соответствии с исламским правом. Из-за этого под запретом оказываются некоторые типы инвестиций, поскольку бизнес компании или особенности финансового инструмента противоречат шариату (своду норм, основанных на Коране).
RB рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке
Со временем исламские финансы получили нормативную основу, что привело к появлению исламских финансовых институтов, халяльных фондовых индексов и финансовых инструментов, соответствующих законам шариата.
Основы и ограничения исламского банкинга
Хотя исламские финансы зародились в седьмом веке, с конца 1960-х годов они постепенно получили официальный статус. Во многом это было связано с желанием привлечь обеспеченных инвесторов с Востока
Исламское право рассматривает кредитование с выплатой процентов как отношения, которые благоприятствуют кредитору, получающему проценты за счет заемщика. Деньги рассматриваются как инструмент измерения стоимости, а не самостоятельный актив. Поэтому получать доход только от денег запрещено.
КРЕДИТНАЯ КАРТА: Можно ли пользоваться в Исламе?
Взимание процентов называется риба (араб. ربا — ростовщичество). Подобную практику классифицируют как харам (араб. حرام — грех).
Финансовая деятельность по шариату или халяль (араб. حلال — разрешенный) требует, чтобы финансовое учреждение участвовало в прибыли и убытках предприятия, которое оно страхует.
Под запрет попадает и гарар (араб. غرر — обман, неопределенность) — сделки с неясным исходом, двусмысленными условиями или обманом, продажа предметов, существование которых сомнительно.
Пример гарара — страхование: страховой случай может и не произойти. Еще одним видом гарара являются деривативы, используемые для хеджирования возможных исходов.
Запрещены также инвестици в компании, которые занимаются запрещенной деятельностью, в том числе производством алкоголя и азартными играми.
Основные механизмы финансирования
Кратко рассмотрим распространенные механизмы финансирования, допустимые в исламе.
Договоры о распределении прибыли и убытков
Мудараба (араб. مضاربة) — форма партнерства, в котором одна из сторон предоставляет капитал, а вторая — знания и умения.
Эта форма доверительного управления подразумевает, что исламский банк вкладывает деньги инвесторов и берет на себя долю прибыли и убытков.
В качестве объекта инвестиций выбирается группа взаимных фондов, проверенных на соответствие шариату. Для этого определяют, являются ли какие-либо источники дохода компании запрещенными. Исключаются и компании, имеющие слишком большой долг или занимающиеся запрещенными видами деятельности.
В дополнение к активно управляемым взаимным фондам существуют также пассивные фонды, основанные на таких индексах, как Индекс исламского рынка Доу-Джонса и Глобальный исламский индекс FTSE.
Снижение баланса акционерного капитала
Это метод обычно используется для финансирования покупки жилья. Банк и инвестор совместно приобретают дом, и постепенно банк передает свою долю отдельному домовладельцу, чьи платежи составляют его собственный капитал.
МОЖНО ЛИ МУСУЛЬМАНИНУ БРАТЬ В КРЕДИТ?
Лизинг с правом выкупа
Схема напоминает ту, что описана выше, за исключением того, что финансовая организация платит большую часть суммы за дом или полностью выкупает его и соглашается продать его возможному домовладельцу в конце установленного срока. Часть каждого платежа идет на оплату аренды, а остаток — на стоимость покупки дома.
Продажа в рассрочку
Мурабаха (араб. مرابحة — продажа по взаимно согласованной прибыли) начинается с того, что посредник покупает дом, получая на него право собственности. Затем инвестор-посредник договаривается с потенциальным покупателем о цене продажи. Эта цена включает некоторую прибыль. Покупка может быть произведена сразу (единовременно) или путем серии отсроченных платежей. Такая форма продажи допустима, и ее не следует путать с процентным кредитом.
Аренда
Иджара (араб. إجارة) предполагает продажу права пользования объектом (узуфрукта) на определенное время. Одним из условий является то, что арендодатель должен владеть арендованным объектом в течение всего срока аренды. Вариант договора аренды «иджара ва иктина» предусматривает заключение договора аренды, по условиям которого арендодатель соглашается продать арендованный объект по окончании срока аренды по заранее определенной остаточной стоимости. Это обещание связывает только арендодателя. Арендатор не обязан приобретать товар.
Исламские сделки на срок (салам и истисна)
Это редкие формы финансирования, которые используются для определенных типов бизнеса. Они являются исключением для гарара. Цена товара предварительно оплачивается, и товар доставляется в определенный момент в будущем.
Чтобы такие контракты имели реальную силу, необходимо выполнить множество условий, и для этого обычно требуется помощь исламского юрисконсульта.
Основные инвестиционные инструменты
Ниже перечислены некоторые формы инвестирования, разрешенные исламом.
Акции
Законы шариата разрешают инвестиции в акции компаний (обыкновенные акции) до тех пор, пока эти компании не занимаются запрещенной деятельностью. Вложить средства можно через покупку ценных бумаг или прямые инвестиции.
Исламские ученые пошли на некоторые уступки в отношении допустимых компаний, поскольку большинство из них используют долг либо для решения проблемы нехватки ликвидности (берут взаймы), либо для инвестирования избыточных денежных средств (процентные инструменты).
Под запретом могут оказаться компании, которые:
- имеют процентные долги, получают проценты или другие нечистые доходы или обменивают долги на сумму, превышающую их номинальную стоимость;
- имеют соотношение долга к совокупным активам равное или превышающее 33%;
- получают 5% или свыше дохода от «нечистых и неоперационных процентных доходов»;
- имеют соотношение дебиторской задолженности к совокупным активам в 45% и более.
Таким образом, инвестировать в публичные компании в соответствии с принципами ислама все труднее. В качестве возможного решения существуют такие индексные фонды, как SP Global, в будущем будет расти популярность социальных исламских финансовых инструментов, а также сукук, ориентированных на ESG.
Основные формы страхования
Исламский закон не разрешает традиционное страхование для управления рисками. Дело в том, что это подразумевает покупку чего-либо с неизвестным исходом (что классифицируется как гарар). Кроме этого, в управлении портфолио страховщики используют фиксированный доход (риба), чтобы исполнять свои материальные обязательства.
Альтернатива — кооперативное (взаимное) страхование. Страхователи вкладываются в фондовый пул, который инвестируется в соответствии с правилами шариата. Чтобы погасить требования, фонды изымаются, а невостребованные доходы распределяются между застрахованными. Это происходит нечасто, и при необходимости мусульмане могут воспользоваться существующими страховыми инструментами.
Часто задаваемые вопросы об исламском банкинге
Что такое исламское финансирование?
Исламское финансирование — управление деньгами и использование финансовых стратегий в соответствии с моральными практиками ислама. Оно предусматривает строгие правила для сбережений, инвестиций и займов.
В чем преимущество исламского финансирования?
Его цель — сделать индустрию финансовых услуг доступнее. Многие положения ислама ограничивают спектр разрешенных типов заработка или ведения бизнеса. Эти практики могут вступать в противоречие с неисламскими финансовыми инструментами.
Чтобы не ограничивать значительную группу лиц из-за их религиозных убеждений, некоторые организации предоставляют им услуги, соответствующие принципам ислама.
Разрешает ли ислам платить проценты?
В Коране говорится, что с точки зрения ислама брать заем с процентами незаконно. Таким образом, для мусульман возникает проблема обеспечения финанисирования взятого долга. Однако эту задачу решают процедуры, разрешенные исламским банкингом.
Исламское финансирование — практика, которая существует уже несколько веков и становится признанной во всем мире. Ее этические и экономические принципы привлекают интерес и за пределами сообщества мусульман. По мере роста мусульманских наций можно ожидать, что это направление будет развиваться еще быстрее и искать баланс между исламской инвестиционной политикой и современной теорией портфеля активов.
Фото на обложке: I AM CONTRIBUTOR / Shutterstock
Источник: rb.ru
Запрет нa взятки для дающих и берущих: правила ведения бизнеса в исламе
Ислам в представлении большинства является религией очень суровой, со множеством запретов. Это не совсем так. Возможно, вы будете удивлены, но ислам поощряет развитие предпринимательства и собственного дела. Бизнес должен вестись на основе заповедей и ни в коем случае не содержать в себе харам — запретную деятельность и вещи.
Соблюдение законов
При ведении бизнеса важно соблюдать не только законы государства, но и религиозные. В связи с этим существует два вида деятельности: халяль и харам, разрешенное и запретное. Существует так называемый шариатский совет, который составляет правила работы, особенно в Интернете. Каждый мусульманин обязан придерживаться этих правил. Нормы могут варьироваться, поэтому важно регулярно освежать знания из официальных источников.
Существует и большой список запретов: ростовщичество, азартные игры, стяжательство, реализация алкоголя и табачных изделий. Запрещено продавать испорченный и краденый товар, спекулировать, оказывать некоторые виды услуг. Безусловно, исламский бизнес рассчитан на то, чтобы улучшать жизнь и удовлетворять потребности мусульман, но с отсылкой к Корану, в котором указаны священные заповеди. Прежде чем начать работу, внимательно ознакомьтесь с каждым запретным пунктом.
Выдача займов под проценты
Это запрещено. В арабских странах нельзя ссужать деньги под проценты, потому что, в первую очередь, это запрещает священная книга. Брать проценты относится к смертному греху. Это касается не только физических лиц и частных инвесторов, но и банков — официальных финансовых структур. Прежде чем дать деньги в долг, важно узнать, зачем эти деньги берутся.
Если у человека сложная жизненная ситуация, то на финансовой помощи наживаться нельзя. Человек решит свои проблемы с помощью взятых денег и вернет точно такую же сумму. Бывает, что кредит берется с целью получения доли в будущем заработке. Тут человек или организация должны будут поделить не только потенциальную прибыль, но и убыток, если таковой случится.
Например, бизнесмен берет деньги в кредит в банке. Чтобы платить проценты по кредиту, он должен будет откуда-то деньги взять. Появляется наценка на товар. Получается, человек, которому необходим товар, платит баснословные деньги, тем самым оплачивая банковский долг. А между тем сам банк никоим образом ценность товара не увеличил и не принял участие в его производстве.
Тут важно сказать: в исламе деньги сами по себе не имеют стоимости, поэтому, если вы захотите получить с них проценты, вы мгновенно превращаетесь в ростовщика. Если вы получаете процент с продажи товара или денег, выданных для его приобретения, вы автоматически являетесь неоправданным претендентом на этот товар. Именно поэтому обе стороны сделки делят ответственность пополам как в случае прибыли, так и в случае убытков.
Соблюдение сделки
В исламе сделка считается заключенной как в случае закрепления оной на бумаге, письменно, так и в случае устных договоренностей. Как только стороны пришли к согласию и подтвердили свои ожидания, сделка считается оформленной. Никакие правки, изменения, корректировки делать нельзя, они не имеют силы.
Обман
На нашем районном рынке мы привыкли к постоянному обвесу или обсчету, для нас это ситуация, конечно, неприятная, но довольно привычная. Но вот на мусульманском рынке, в арабской стране, вы с таким не столкнетесь. Любой обман неприемлем ни в какой форме, будь то неправильный подсчет массы товара, денег, которые надо заплатить.
Запрещено умышленно продавать бракованный товар или расхваливать его так, чтобы человек не смог удержаться от покупки, думая, что вещь обладает необходимыми свойствами. Если предмет не обладает какими-то особенными характеристиками, то приписывать их нельзя, даже если очень хочется. Вводить в заблуждение покупателя нельзя, особенно если он с товаром мало или вообще не знаком.
Запрещенные товары
Ни для кого не секрет, как мусульмане относятся к свинине, алкоголю, табаку, азартным играм. Если с вредными привычками все понятно, то причины на запрет азартных игр для многих неочевиден. А он прост: если одни выигрывают, то другие проигрывают. Третьего не дано.
Азартные игры с точки зрения экономики бесполезны, они не приносят денег всем участниками и не создают блага для общества в целом. Вдобавок нарушают психологическое состояние.
Качество товара
За качество товара отвечает только продавец. В его обязанности входит регулярное проведение ревизии, наведение порядка в торговых рядах, чистка. Бракованный и порченный товар нужно убирать из поля зрения потенциальных покупателей. Таков закон, даже если это выбивает вас из конкурирующей гонки. Конкуренция должна быть честной.
Присвоение чужого имущества
Любое присвоение чужого имущества и не только равносильно открытому воровству, ведь без спроса взятая вещь тебе не принадлежит. С этим часто связывается и установление цен на товары и услуги: нельзя брать больше, чем это стоит, тем самым ты не присваиваешь себе чужое имущество — деньги.
Благотворительность
Успешные мусульманские предприниматели никогда не должны забывать, что успех пришел к ним по воле Всевышнего. Благодарностью станет сердечная помощь нуждающимся деньгами. Таким образом прибыль очищается от скверны, с которой каждый предприниматель так или иначе сталкивается в работе. Благотворительность очищает душу и стяжает покровительство Аллаха.
Кроме того, нельзя пропускать посещение мечети даже по важной деловой причине. Шариат обязывает предпринимателей правильно расставлять приоритеты и уделять равное внимание работе и религии. Важно посещать святые места, молиться, благодарить Аллаха за доброту и щедрость.
Источник: businessman.ru
Кредит по-мусульмански: как воспользоваться банковскими продуктами, не нарушив законы Шариата
В экономике и политике России наметился разворот на Восток. Важную роль в этом играют страны исламского мира. Одним из векторов этого разворота становится инвестиционное банковское направление. О главных принципах халяльных финансовых продуктов, которыми можно воспользоваться уже сейчас, – в материале KazanFirst.
После ограничения доступа к западным финансовым инструментам в России начали развиваться альтернативные исламские финансы. С 2023 по 2025 год на экспериментальной основе будет тестироваться исламский банкинг. В число пилотных регионов вошел и Татарстан.
Руководитель Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина напомнила, что к идее партнерских финансов Россия шла почти три десятилетия. И вот наконец-то случился прорыв – подготовлен и внесен на рассмотрение законопроект об организации исламского финансирования. Помимо Татарстана в эксперименте участвуют Башкортостан, Чечня и Дагестан.
– Предполагается освобождение ряда операций организаций партнерского финансирования от налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Если эта пилотная история окажется успешной, что вероятнее всего, то мы этот опыт сможем распространить на всю страну, – сообщила Минуллина.
Она напомнила, что некоторыми исламскими банковскими продуктами россияне могут воспользоваться уже сейчас: это исламская ипотека, скрининг акций по нормам ислама, инвестиционные инструменты, а также рассрочка на покупку транспортных средств. Минуллина также заметила, что в Татарстане исламский банкинг уже развит на достаточно хорошем уровне и в республике есть немало финансовых организаций, которые оказывают подобные услуги.
По мнению председателя Общественной палаты РТ Зили Валеевой , Татарстан больше остальных регионов готов к внедрению исламского банкинга. Она напомнила, что еще 10 лет назад в республике были попытки создавать кооперативные союзы, но тогда реальная практика и законодательная база не позволяли это реализовать. Сейчас в республике есть готовность и желание работать в этом направлении.
Важно также разъяснить некоторые вопросы, которые возникают по поводу понятия «исламский банкинг». Финансовыми инструментами может воспользоваться человек любой религии, просто условия той же исламской ипотеки соответствуют нормам Шариата. Также вызывает сомнения то, какую выгоду будут извлекать банки, ведь по мусульманским законам запрещено ростовщичество, то есть денежная ссуда под проценты.
Чем законы Шариата отличаются от светских?
На эти и многие другие вопросы ответил руководитель отдела дагвата Духовного управления мусульман РТ Ахмад Абу Яхъя. Он пояснил, почему у мусульман своя экономическая модель. С точки зрения исповедующего ислам человека Вселенная создана и управляется Единственным Создателем, который сотворил человека и установил для него законы. При этом законы эти охватывают не только обрядовую часть (наречение имени, намаз, никах), но и все стороны жизни, в том числе семейные и имущественные отношения. Это и есть Шариат — законодательная система, которую дал Создатель.
– Шариат охватывает все стороны жизни мусульманина. Это шариат, обрядовая практика, то есть очищение, намаз, пост, выплата милостыни, паломничество, это и общественные (в том числе имущественные) взаимоотношения, семейное право, положения заключения и расторжения брака, обеспечение семьи, правила наследования, судебные и иные вопросы, – рассказал Абу Яхъя.
Спикер объяснил, что божественный закон не вступает в глобальное противоречие с законами светского государства, ведь у них одинаковые цели и задачи, а именно установление правопорядка в обществе, защита жизни, имущества и чести граждан, обеспечение реализации прав и свобод.
Спикер напомнил о понятии халяль, что означает дозволенное, и харам – то, что запрещено. Осознанное нарушение норм и правил Шариата мусульманином воспринимается как грех, осуждается и требует покаяния с намерением больше не возвращаться к подобному действию. Нарушение запретов допускается лишь в том случае, когда человек находится в ситуации крайней нужды.
Например, если человек умирает с голоду, он может употребить в пищу свинину, но ровно в том количестве, которого достаточно для того, чтобы поддержать жизненные силы. Также в исламе запретно вино, но если человек подавился и рядом с ним нет никаких других напитков, кроме алкогольных, он может их выпить. Также запретен и банковский кредит, но если человек оказался в ситуации, когда ему нужны деньги (например, на срочную операцию), а взять больше негде, он может прибегнуть к услугам банка.
Различия Шариата и светского права в том, что согласно второму имуществом также считаются деньги и ценные бумаги. По закону Шариата деньги — это средство обмена, а не имущество. Также не является имуществом свинья и ее мясо, вино и производные, люди, несуществующие вещи ( к ним можно отнести фьючерсы и форвардные сделки).
– Еще один краеугольный камень, о котором много говорят, — это риба. Это любой значимый излишек, который получается просто так из воздуха, не в обмен на товар или услугу. С точки зрения Шариата деньги рассматриваются как средство обмена, это не товар и не средство производства, их нельзя «сдавать в аренду» и получать от этого доход, – пояснил Абу Яхъя.
Это значит, что если человек даст в долг 1 000 рублей, а взамен требует 1 200, то это харам, нарушение норм Шариата. При этом основная сумма кредита в 1 000 рублей дозволена.
Также запрещено мусульманам нарушать права других (отнимать имущество, не платить), не выполнять обещания, обманывать (обвешивать, скрывать недостатки товара), скупать по заниженным ценам, продавая по завышенным, не платить закят (обязательное подаяние), не предоставлять отсрочку должнику, попавшему в трудное положение.
Значительная часть традиционных финансовых продуктов разрешена мусульманам – это открытие счетов, дебетовые карты, переводы денег, покупка и продажа акций компаний, которые не работают с запретными для мусульман товарами. Поэтому для мусульман достаточно создать некую альтернативу тем финансовым продуктам, которые им не дозволены Шариатом.
— Процентный кредит мусульманам запрещен, но если есть необходимость покупать товары в рассрочку (не у каждого есть возможность, например, купить холодильник, просто достав деньги из кармана), разработан как альтернатива банковскому кредиту стандарт мурабаха. Компания покупает товар в свою собственность, а потом перепродает ее конечному клиенту с наценкой и в рассрочку, – рассказал спикер.
Специалист также добавил, что люди, не до конца разбирающиеся в нормах Шариата, часто думают, что для потребителя никакой разницы между кредитом и мурабаха нет. Но разница принципиальная – в одном случае банк дает деньги под проценты, в другом — совершает обычную торговую сделку с получением прибыли.
Исламские банковские продукты разрабатывают экономисты и финансисты в тесном сотрудничестве с исламскими теологами. Абу Яхъя подчеркнул – один недействительный пункт в огромном 40-страничном договоре может сделать его запретным с точки зрения Шариата. Также специалисты анализируют уже существующие договоры на случай, если компания хочет перенести свою деятельность на халяльную. Еще один важный участник – контролер, который консультирует компанию, разрешает любые затруднения, которые возникают в процессе работы.
Директор финансового дома «Амаль» Рустам Сагдеев рассказал о том, как теория реализуется на практике. Компания предоставляет такую услугу, как мурабаха – рассрочка по нормам ислама.
– Например, человеку нужно приобрести автомобиль. В автосалоне он стоит миллион рублей. Если он берет через нас, он будет стоить 1,3 миллиона. Эти 300 тысяч – его переплата, – пояснил Сагдеев.
Через финансовый дом мусульманин может получить заем от 1 до 40 млн рублей на покупку любых материальных активов.
Второе направление – мудараба, то есть доверительное управление для получателей финансирования, аналог проектного финансирования. Также «Амаль» работает с инвестициями.
– Занимаясь этой тематикой много лет, я могу однозначно сказать, что невозможно работать по стандартам халяль в части финансов без постоянного контроля со стороны шариатского эксперта, – признался Сагдеев.
У финансового дома таких экспертов два – внешний, который сопровождает компанию на этапе создания продуктов и принципов работы, и внутренний, который контролирует каждый договор и сделку.
Халяльные продукты в нехаляльном банке и первый офис исламского финансирования в Казани
Управляющий директор, начальник центра партнерского финансирования Сбербанка Бехнам Гурбан-Заде отметил, что из-за отсутствия законодательной базы спрос на продукты исламского финансирования формировался очень вяло. Сотрудникам Сбербанка приходилось долго разъяснять клиентам происхождение денег.
– Сбербанк – это, прямо скажем, не халяльный банк. Львиная доля доходности у него – кредитные проценты. Но нам удалось вычленить из общего потока доходов халяльный поток, который получается за счет работы экосистемы и ряда продуктов, которые генерят комиссионный доход. На базе этого было создано отдельное казначейство внутри Сбербанка. Учет активов и пассивов в исламском финансировании ведется отдельно, – сказал Гурбан-Заде.
Все средства, которые формируются в рамках деятельности исламского финансирования, строго аудируются шариатским комитетом.
На данный момент в Сбербанке доступны 10 халяльных продуктов: мурабаха (финансирование торговых организаций), иджара (лизинг), мудабара (доверительное управление), вакаля-мурабаха (финансирование текущей деятельности), кафаля (поручительство), вадиа (сберегательный счет), шариакомлаент ETF (инвестиции в ценные бумаги), кафаля-истисна (финансирование застройщика), амана (текущий счет) и халяльная ипотека.
– Казань для нас – очень важная платформа, все наши экспериментальные продукты мы запускаем в Татарстане. Во-первых, благодаря инфраструктуре, которая тут выстроена, и поддержке, которую мы получаем от главы республики, Талии Ильгизовны и всех коллег. Философии развития исламских финансов у нас схожи, мы на одном пути, – заметил Гурбан-Заде, добавив, что Татарстан был включен в список экспериментальных регионов по исламским финансам не без помощи Сбербанка.
Продукт халяльной ипотеки пока что находится в разработке и будет цифровым. Она будет доступна всем клиентам независимо от вероисповедания.
Он также сообщил, что в 2023 году в Казани пройдет российский исламский экономический форум. Он станет юбилейным — ранее его проводили в Москве, Уфе, Грозном и Каспийске. Мероприятие будет привязано к открытию первого в России офиса исламского финансирования Сбербанка, который появится в Казани.
В презентационных материалах спикера было указано, что в основе дизайн-концепции «Офиса исламского финансирования» используется авторский орнамент, индивидуально разработанный членом Союза художников России, лауреатом премии министерства культуры РТ имени Баки Урманче Тавилем Хазиахметовым. В основу концепции легла фраза «Альхамдулиллях», что в дословном упрощенном переводе с арабского означает бесконечную хвалу, которую возносят все творения Своему Создателю и Творцу — Всевышнему Аллаху. Гурбан-Заде добавил, что этот дизайн в дальнейшем будет использоваться в других отделениях исламского финансирования Сбербанка.
— Этот орнамент выбран как наш фирменный стиль исламского финансирования, — сказал спикер.
Исламская ипотека и халяльная банковская карта
Руководитель направления исламского банкинга ПАО «Ак Барс» банк Марат Садриев рассказал о исламских продуктах татарстанского банка. Один из них – исламская ипотека, разработанная в форме исламского контракта мурабака в соответствии со стандартами Организации по учету и аудиту в исламских финансовых учреждениях и одобренная Советом улемов ДУМ РТ.
Исламская ипотека реализуется по следующей схеме: клиент обращается в отделение банка, там оценивают его платежеспособность, подписывают с ним соглашение о намерениях. Затем ипотечный партнер выкупает квартиру у продавца недвижимости (по договору купли-продажи) и продает выкупленную квартиру с рассрочкой клиенту. Таким образом банк может профинансировать как покупку дома с земельным участком, так и квартиры. Максимальный срок рассрочки – 30 лет, первоначальный взнос – от 10%. Воспользоваться исламской ипотекой могут клиенты из Татарстана, Башкортостана, Москвы и Санкт-Петербурга.
Еще один халяльный продукт – исламская карта. Это дебетовая карта, соответствующая нормам Шариата. Проценты по такой карте не начисляются, учет средств ведется на счетах, отделенных от других денежных средств банка, вложенные средства не используются для финансирования деятельности, запрещенной законами Шариата.
По карте также нельзя оплатить услуги казино и другого игорного бизнеса, по ней нельзя покупать алкоголь и табачные изделия. В барах и ночных клубах такой картой так же расплатиться не получится. Комиссия за выпуск и перевыпуск карты, а также за обслуживание не взимается.
Подводя итоги круглого стола, Талия Минуллина сообщила, что тезисы выступающих будут собраны в методичку, которую передадут в Общественную палату для информирования депутатского корпуса.
– Спрос рождает предложение. Есть спрос на эти продукты у населения, предпринимателей, наша задача – максимально улучшать финансовые инфраструктурные и технологические условия для участников этого рынка для того, чтобы мы имели возможность насладиться всеми «сладостями» исламского финансирования, – резюмировала глава АИР.
Источник: kazanfirst.ru