Можно ли использовать псевдоним в бизнесе

Может ли коммерческая организация использовать в своей предпринимательской деятельности (например в названии салона, в рекламной деятельности и т.п.) псевдоним известного творческого человека, а также его фотографии (постеры) в случае, если он в письменном виде выразил свое согласие на их использование и получает за это плату (псевдоним как товарный знак в Роспатенте не зарегистрирован)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Коммерческая организация вправе использовать псевдоним и изображение известного в России человека с его согласия на основании возмездного договора, который должен быть заключен в простой письменной форме.

Для правомерного использования фотографических произведений организации следует приобрести права на такое использование посредством заключения с правообладателем договора об отчуждении исключительного права на произведение или лицензионного договора об использовании произведения.

Обоснование вывода:

Имя или псевдоним гражданина так же, как и его изображение, сами по себе результатами интеллектуальной деятельности и тем более средствами индивидуализации в значении, придаваемом этим понятиям ГК РФ, не являются и объектами исключительных прав выступать не могут.

Как придумать ник? Творческий Псевдоним

Имя гражданина, а также используемый им псевдоним являются неотчуждаемыми и непередаваемыми иным образом нематериальными благами, которым предоставляется правовая защита в соответствии с ГК РФ и другими законами (п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 19, пп. 1, 2 ст.

150 ГК РФ).

Пунктом 4 ст. 19 ГК РФ установлено, что другие лица вправе использовать имя или псевдоним гражданина в творческой деятельности, предпринимательской или иной экономической деятельности только с согласия этого гражданина. При этом способы такого использования должны исключать:

— введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан;
— злоупотребление правом в других формах.

В отношении использования иными лицами изображения гражданина в законе закреплено аналогичное правило. В соответствии с п. 1 ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Вместе с тем такое согласие не требуется в тех случаях, когда гражданин позировал за плату.

Следовательно, при наличии доказательств оплаты гражданину его участия в соответствующей фотосъемке, получения его дополнительного согласия на дальнейшее использование и обнародование полученных в результате ее проведения фотоснимков не требуется.

Положения ст. 152.1 ГК РФ направлены на охрану индивидуального облика лица как нематериального блага, под которым следует понимать неразрывную совокупность наружных признаков человека, воспринимаемых в виде целого или фрагментарного образа (смотрите, например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.04.2013 N 33-4484/2013, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 18.12.2014 по делу N 33-3727/2014, апелляционное определение Московского городского суда от 16.10.2014 N 33-35361/14).

Законодательство не содержит запрета на получение вознаграждения за предоставление согласия гражданина на использование его имени или псевдонима, а также его изображения в предпринимательской деятельности коммерческой организацией. Поэтому такое согласие может быть предоставлено на основании возмездного договора, который должен быть заключен в простой письменной форме (ст.ст. 153, 160, 161 ГК РФ).

Отметим, что по смыслу пп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ также возможна регистрация товарного знака, тождественному имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации лица, с согласия этого лица или его наследника.

Что касается возможности использования фотографий (постеров), то необходимо иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, являются результатами интеллектуальной деятельности и самостоятельными объектами авторских прав.

Законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографического произведения объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. В силу п. 4 ст. 1259 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (смотрите, например, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 N 20АП-6145/13, Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2013 N 03АП-5763/13, от 20.09.2013 N 03АП-4179/13, от 23.08.2013 N 03АП-4185/13). Следовательно, автор (фотограф) уже в силу создания произведения (любой фотографии) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения*(1).

Согласно же положениям ст. 128 ГК РФ результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага рассматриваются как самостоятельные объекты гражданских прав, не связанные друг с другом и защищаемые разными способами.

Читайте также:  Как создать бизнес аудиокниги

Отсюда следует вывод, что право на использование изображения гражданина и право на фотографические произведения как объекты авторских прав являются самостоятельными, отличными друг от друга правами. На это указывает и судебная практика: в решениях подчеркивается, что право на обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина не является исключительным правом в смысле положений части четвертой ГК РФ (п. 7 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Это означает, что гражданин, чье изображение использовано при создании фотографического произведения, не обладает какими-либо правами на указанное произведение. Согласно п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительные права на произведение первоначально возникают у его автора, которым признается лицо, чьим творческим трудом создано данное произведение (п. 1 ст. 1228, ст.

1257 ГК РФ). Переход к другому лицу исключительных прав на произведение может произойти либо на основании закона, либо на основании договора.

Так как законодательство не содержит норм, предусматривающих переход к лицу, чье изображение использовано при создании фотографического произведения, прав на это произведение, то права на это произведение приобретает либо автор, либо лицо, с которым автор связан соответствующим договором.

Следовательно, для правомерного использования фотографического произведения (в том числе размещения постеров и фотографий известного человека в салоне) организации следует приобрести права на такое использование. Эти права могут быть приобретены как путем заключения с правообладателем договора об отчуждении исключительного права на произведение (ст.

1234 ГК РФ, смотрите постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 8953/12), так и путем заключения с правообладателем лицензионного договора об использовании произведения (ст.ст. 1235, 1236, 1286 ГК РФ, смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2010 N 07АП-6295/10). В последнем случае необходимо отразить в лицензионном договоре условия, перечисленные в ст. 1235 ГК РФ, в том числе условие о разрешенном способе использования фотографического произведения, о сроке действия лицензионного договора и о его цене (либо о том, что договор является безвозмездным).

*(1) Как разъяснено в п. 28 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29, при рассмотрении вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. Пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом, а само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Источник: www.bashinform.ru

Защита права на псевдоним

Если отбросить лирику, то успешный, известный миллионам поклонников псевдоним или раскрученный персонаж – не что иное, как бизнес-проект, способный приносить огромную прибыль. В первую очередь это относится к музыкальной индустрии.

Естественно, возникает вопрос о том, кто обладает правом выпускать продукцию под таким брендом – исполнитель или продюсер/звукозаписывающая компания, и как данным субъектам защитить это право? К примеру, когда братья Джексоны из J5 разорвали отношения с Motown Records, им пришлось переименоваться в The Jacksons. А права на раскрученное название остались у лейбла. Чтобы всесторонне раскрыть данную тему, следует рассмотреть правовой и коммерческий аспекты не только успешного псевдонима, но и таких понятий как «товарный знак» и «персонаж».

Псевдоним как объект права

Для лучшего понимания правового статуса псевдонима можно проследить следующую цепочку. В п.1 ст.1265 ГК РФ дается определение права автора на имя. Там говорится, что автор может использовать продукт интеллектуальной собственности или давать согласие на его использование другим лицом под своим именем или псевдонимом, а также анонимно.

Однако такое право непередаваемо, даже в том случае, если другое лицо получило исключительные права на само произведение или права на его использование. Также упоминается и ничтожность отказа автора от права на имя. Может показаться, что под псевдонимом понимается нечто личное, неотделимое от автора, не обладающее возможностью отчуждения, как и авторские права.

Читайте также:  Постамат открыть свой бизнес

Однако в п.4 ст.19 ГК РФ говориться, что с согласия лица имя и псевдоним могут быть использованы другими гражданами в творчестве или бизнесе, кроме тех случаев, когда третьи лица могут быть введены в заблуждение, принимая этих граждан за реального носителя имени или псевдонима. В качестве примера такого заблуждения можно вспомнить ситуацию с многочисленными клонами группы «Ласковый май», когда десятки тысяч людей были обмануты, покупая билеты «на Юру Шатунова».

Получается, что закон допускает разрешение использования псевдонима. Следовательно, возможен и запрет. В этом контексте псевдоним очень близок к объекту правовой защиты. Однако в ст. 1225 ГК РФ, определяющей защищаемые продукты творческой деятельности, в качестве такового он не упоминается.

Но из ст. 1265 и 19 ГК РФ следует, что псевдоним является «вымышленным именем». И слово «вымышленный» позволяет рассматривать псевдоним как «другое произведение», упоминаемое в п.1 ст. 1259 ГК РФ. Таким образом, можно принять псевдоним как понятие очень близкое к объектам правого регулирования, несмотря на его отсутствие в 1225 статье.

А значит, псевдоним вполне может сопровождаться чем-то похожим на лицензирование, то есть разрешением на использование, упомянутым в 19 статье. И право выдавать или отбирать такую «лицензию» принадлежит исполнителю. Получается, что заработок продюсера/лейбла зависит от желаний последнего. Исключением являются ситуации, когда продюсер сам придумывает псевдоним.

И в заключенном с артистом контракте четко прописывается, что все права на использование вымышленного имени принадлежат продюсеру. Примером может служить сотрудничество Ю. Айзеншписа и Димы Билана (наст. имя Виктор Белан). Последний полностью согласился, что псевдоним – результат творческой деятельности Айзеншписа.

Впоследствии продюсер продал права одной из продакшн-компаний. Но и здесь у артиста есть возможность маневра. Тот же В. Белан поменял собственное имя на Дима Билан и продолжил выступать. Его юристы использовали в качестве аргумента тот факт, что никто не имеет права запретить лицу осуществлять творческую деятельность под собственным именем. К тому же выступать под навязанным условиями договора псевдонимом согласятся лишь не известные публике исполнители

Товарный знак как объект права

Пункт 1 статьи 1482 ГК РФ определяет, что товарным знаком (ТЗ) может стать, в том числе, и «словесное обозначение». Следовательно, можно получить свидетельство на псевдоним в Роспатенте как на ТЗ. И это позволит эффективно бороться с любыми попытками использовать псевдоним в целях обогащения без согласия его обладателя. На его стороне и суды, и правоохранительная система.

Так как ТЗ четко определен в законодательстве как объект права. Для исполнителя в этом случае ситуация складывается замечательно. А вот продюсер или студия снова оказываются в зависимом положении. Беря на себя всю процедуру регистрации и ее продление, они обязаны предоставить в Роспатент согласие артиста на такие действия.

Но, как показывает практика, сотрудничество исполнителя и продюсера/лейбла нередко заканчивается конфликтом со всеми вытекающими. Поэтому продюсеру/лейблу целесообразней позаботиться о своих правах заранее и рассмотреть возможность создания и продвижения персонажа.

Персонаж как объект права

В пункте 7 статьи 1259 ГК РФ говориться, что авторскими правами защищены и отрывок произведения, и его наименование, и персонаж в том случае, если эти части произведения могут считаться самостоятельными продуктами творчества и попадают под требования третьего пункта указанной статьи. Последний гласит, что авторскими правами защищаются получившие массовое распространение или не получившие его произведения, как-либо выраженные: письменно, устно (публично исполненные, произнесенные), с помощью изображения, звуковой записи, видеоролика, в форме объемно-пространственного объекта.

Все это вполне применимо к персонажу. То есть, после создания персонажа он автоматически попадает под правовую защиту. Следовательно, можно выдавать лицензию на его использование в коммерческой, творческой или иной деятельности. Кроме того, можно заключить договор с артистом, который станет, по сути, исполнителем роли созданного персонажа. Практически это выглядит так.

Продюсер/студия создают персонаж, получая исключительные права на его использование. Затем находят подходящего музыканта, певца, который будет лишь играть роль. В этой ситуации они не зависят от артиста, как в случае с псевдонимом. В качестве примера можно привести ведущую радиошоу Black2White Лену Горностаеву. Многие слушатели были уверены, что у микрофона реальный человек.

Но позже оказалось, что под этим медийным персонажем вещала Екатерина Лопарева. Когда она покинула шоу, Леной Горностаевой стала другая ведущая.

Читайте также:  Кокарев и е кино как бизнес и политика современная киноиндустрия США и России

Как защитить свои права продюсерам и артистам

  • Псевдоним должен быть зафиксирован таким образом, чтобы при возникновении претензий со стороны других лиц легко можно было доказать его принадлежность конкретному исполнителю. Здесь поможет публикация псевдонима в СМИ, информация на выпущенном альбоме.
  • Отличная возможность защититься – получение свидетельства в Роспатенте на псевдоним как на товарный знак. Так проще бороться с пиратами и «клонами». Можно продать лицензию на использование ТЗ. А при сотрудничестве с продюсером появляется возможность диктовать свои условия.
  • Для исключения зависимости от поведения исполнителя лучше создать персонаж. В этом случае продюсер обладает исключительным правом на его использование. А артист лишь исполняет роль за оговоренную в контракте оплату или выступает по лицензии правообладателя.
  • Созданный персонаж легко зарегистрировать как ТЗ на свое имя. В этом случае не возникнет таких сложностей, как в случае регистрации в качестве товарного знака псевдонима, принадлежащего артисту.

Участие юриста убережет от ошибок. В нынешних условиях на таких вопросах специализируются как юридические конторы, так и отдельные специалисты.

Интернет-предпринимательство

Использование псевдонимов и персонажей в основном касается шоу-бизнеса, кинематографа, литературной деятельности. Но оно становится все более актуальным и в интернете. Видеоблогерство переживает небывалый подъем. Это целая индустрия с оборотами, исчисляемыми миллиардами долларов. Соответственно возникают вопросы защиты прав.

Ведь не секрет, что за многими блогерами, экспертами, коллективными проектами стоят либо отдельные продюсеры или те, кто исполняет их функции, либо целые мультимедийные компании.

Поэтому вышеизложенное в равной мере относится и к участникам этой сферы.

Источник: alrf.ru

Может ли предприниматель работать под псевдонимом

Елена Мехоношина

Елена Мехоношина

Звучный псевдоним вместо обычного имени помогает личному бренду. Но предпринимателю не получится вести бизнес полностью инкогнито. А зарегистрировать ИП на псевдоним вообще нельзя. Теперь про всё подробно.

Где предприниматель может использовать псевдоним

Псевдоним — это вымышленное имя вместо настоящего. Интересный псевдоним запоминается лучше распространённых имён и фамилий, а ещё добавляет эстетики.

Предприниматель может использовать псевдоним. К примеру, Иванов Денис Андреевич решает, что будет представляться и подписываться как Денис Хантер. Но тут будет такое разделение. Под псевдонимом можно творить и презентовать себя. А вот все формальности придётся делать под настоящим полным именем. Это правила из ст.

19, 1265 ГК РФ.

На деле получится так:

Зарегистрировать ИП можно только под своим ФИО по паспорту. То же самое для регистрации самозанятости и открытия ООО с партнёрами. Например, в нашем случае будет ИП Иванов Денис Андреевич. Это имя будет вписано в реестры налоговой. Но Денис Хантер — нет.

✍ Подписывать договоры аренды, брать с клиентов деньги, заказывать рекламу, оформлять банковские карты тоже можно только под реальным именем.

Отвечать за долги, платить налоги и штрафы тоже будет реальный человек.

Но под псевдонимом можно выступать перед аудиторией, рекламироваться, продвигать личный бренд в соцсетях, придумывать учебные материалы, записывать видео, создавать архитектурные проекты.

К примеру, псевдонимом Денис Хантер можно подписать фотографию, но нельзя подписать договор с клиентом — понадобится настоящее ФИО. Ещё пример: в рекламе обучающего курса можно назвать себя тренером Денис Хантер, но заключать договор на рекламу с агентством будет Иванов Денис Андреевич.

Есть исключение с литературой. Писатель может продать книгу издательству. Договор с ним заключат по реальному имени, но издаваться книги могут под псевдонимом. Читатели будут покупать книги, а писатель зарабатывать деньги. Но читатели не узнают по ФИО, кому ушли деньги.

И все претензии читатели могут предъявить либо издательству, либо книжному магазину.

Можно ли взять коллективный псевдоним

Творческие псевдонимы могут быть коллективными. Например, группа разработчиков из трёх человек под именем Хантер делает программы.

Коллективный псевдоним юридически не объединяет людей, поэтому дела усложняются. С формальностями будет разбираться каждый сам. На деле получится, что разработчики смогут писать программы и рекламироваться под псевдонимом, а заключать договоры и брать оплату каждый будет под своим реальным именем.

Исключение — если разработчики вместе откроют ООО. Тогда псевдоним можно сделать названием фирмы, товарным знаком или коммерческим обозначением — про это будет ниже.

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

Источник: e-kontur.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин