Друзья, всем привет! Мы знаем, что Ислам относит употребление алкоголя к греху. Это харам (запретно).
Не секрет, что на алкоголе можно заработать неплохие деньги, производя его или же продавая, либо оказывая услуги, например, занимаясь доставкой алкоголя на дом или из одной страны в другую.
Многие задумываются является ли алкогольный бизнес тоже грехом, или все таки запрет касается только употребления? Давайте вместе попробуем разобраться в теме.
Производство пробок для вина.
На счёт зарабатывания денег с помощью запретных вещей есть множество достоверных хадисов (высказываний) пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Приведу лишишь два из них. Первый: « Поистине, если Аллах (Бог, Господь) запретил употребление в пищу чего-либо, то запретил и его плату [то есть покупать это и продавать, зарабатывать на этом] »
Второй хадис: « Поистине Аллах (Бог, Господь) запретил спиртное. Кто услышал этот аят, и у него [есть] что-то из этого, то пусть не пьет и не продает его»
Вопрос: Можно ли заниматься сетевым маркетингом? | Шейх Саад аль-Хаслян
Как мы видим, Пророк наставлял мусульман не только перестать употреблять запретное, но и прекратить обогащаться с его помощью. Так же мусульманам следует обратить внимание на информацию о том, что Пророк проклял 10 категорий людей связанных со спиртным. Вот эти категории: производитель, заказчик, пьющий, разливающий, несущий, тот, для кого несут, продающий, получающий прибыль, покупающий, тот, для кого покупают.
Алкоголь греховен в любых формах.
Я думаю, что можно сделать следующий однозначный вывод: зарабатывание денег с помощью алкогольного бизнеса является большим грехом. Мусульманину нельзя импортировать или экспортировать алкоголь, производить и продавать как алкоголь, так и сырьё, полуфабрикаты, комплектующие для алкогольного бизнеса.
Все, всем добра! Надеюсь, что данная статья была полезна для вас! Ставьте «лайк», если хотите выразить благодарность автору)) подписывайтесь на канал, если хотите быть в курсе новых статей!
Источник: dzen.ru
Благожелательные бизнесмены
Желание добра другому (наставление, насихат) есть неотъемлемая часть нашей религии. В известном достоверном хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит:
«Дин (Ислам) – это насихат (желание добра другому)» (Сахих Муслим, хадис 196).
Тот факт, что Пророк Всевышнего (мир ему и благословение) использовал такое выражение показывает, насколько важно это качество для верующего.
Согласно комментариям имама Навави, этот хадис является ядром, сутью нашей религии: Вся религия основана на принципе желания добра другому (насихат). Это качество управляет всеми аспектами жизни мусульман (Аль-Минхадж, комментарий к хадису 197).
1. Благожелательные торговцы
Желание блага другому – это, без сомнения, то качество, которое необходимо каждому мусульманину без исключения.
«Начинай бизнес правильно» | Абдуллахаджи Хидирбеков | FATHUL ISLAM
Далее приведем хадис, где Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) призывал использовать это качество именно в бизнесе и торговле. Это относится к обеим сторонам любой сделки: обе стороны должны быть внимательными друг к другу, применяя основополагающий принцип благожелательности.
Абу Хурайра (да будет доволен им Всевышний) передает, что Пророк (мир ему и благословение) говорил:
«Лучший заработок – это заработок того работника, который желает добра (другим)» (Муснад Ахмад, т.2, с. 334).
То есть, порядочного, честного работника – желающего благополучия своему клиенту.
2. Вдохновляющие примеры из жизни сподвижников и праведных предшественников
Известны несколько прекрасных примеров из жизни сахабов и их последователей, которые применяли это прекрасное качество в своих деловых отношениях.
Как поступал сподвижник Джарир ибн Абдуллах (да будет доволен им Всевышний):
Передается о Джарире, что он приказал своему рабу купить ему лошадь за 300 дирхамов. Раб привел к нему владельца лошади, чтобы обсудить цену. Джарир (да будет доволен им Всевышний) сказал владельцу лошади: «Твоя лошадь стоит больше 300 дирхамов, не продашь ли ты ее мне за 400?». Хозяин лошади сказал, что он согласен.
Тогда Джарир сказал, что и эта цена будет маленькой для такой лошади, и назвал цену в 500 дирхамов. Затем он продолжал увеличивать цену на 100 дирхамов – и владелец лошади с радостью соглашался – пока цена не возросла до 800 дирхамов, после чего сделка была заключена.
Когда Джарира (да будет доволен им Всевышний) спросили о причине столь странного поведения, он ответил:
«Я поклялся Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) желать блага каждому мусульманину» (Краткое изложение из Аль-Минхадж, комментарий к хадису: 197. Также см. Аль-Му’джамуль Кабир, хадис 2395).
Это было привычкой Джарира (да будет доволен им Всевышний) говорить тому, кому он желал продать что-то или купить у него что-то:
«Я хочу, чтобы ты знал: то, что я получил от тебя, более предпочтительно для меня, чем то, что я тебе дал. Ты можешь выбрать еще раз, если пожелаешь». (Байхаки, Сунануль-Кубра, т.5 стр.271)
3. Пример из жизни другого сахаба
Анас (мир ему и благословение) рассказывает, что он пошел на рынок с одним человеком, где тот увидел, что продается какой-то нужный ему предмет. Анас говорит: «Я спросил о цене – продавец попросил тридцать дирхамов. Мой спутник посмотрел на торговца и сказал: «Я плачу за это сорок дирхамов».
Продавец спросил: «Что заставляет тебя делать это (набавлять цену), тогда как я предлагаю тебе это за меньшую плату?». Тот человек посмотрел на него и сказал: «Я беру это за пятьдесят». Продавец опять удивился: «Зачем ты делаешь это, когда я предлагаю тебе это за меньшую цену?». Он ответил: «Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Вы не уверуете (полной верой), пока не полюбите для своего брата то, что любите для себя».
И я вижу, что эта вещь стоит не меньше пятидесяти дирхамов». (Муснад Баззар, хадис: 7548 и Маджмау з-Заваид, т. 1 стр. 95).
4. Как поступал имам Юнус ибн Убайд (рахимахуллах).
Имам Юнус ибн Убайд (рахимахуллах) был торговцем тканями в Басре. Однажды кто-то пришел, чтобы продать ему шелковый халат. Когда он спросил цену, ему сказали, что его продают за пятьсот дирхамов. Имам Юнус (рахимахуллах) ответил: «Это лучше, чем это» — то есть, эта вещь стоит дороже (предлагаемой цены). Продавец поднял цену до шестисот, на что имам Юнус ответил тем же.
Так продолжалось до тех пор, пока он (покупатель) не поднял цену до тысячи дирхамов! (Тазкиратуль-хуффаз, т. 1, стр.145).
5. Имам Абу Ханифа (рахимахуллах)
Однажды купец пришел продать имаму Абу Ханифе (рахимахуллах) шелковую ткань. Купец потребовал за нее сто дирхамов. Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) сказал, что на самом деле она стоит больше. (Опять же, здесь покупатель фактически повышает цену!). Тогда этот человек попросил двести дирхамов за эту ткань.
Имам Абу Ханифа (рахимахуллах) вновь сказал: «Она стоит больше, чем это (твоя цена)!». Тогда купец поднял цену до трехсот дирхамов. На что имам Абу Ханифа (рахимахуллах) дал такой же ответ. Когда цену подняли до четырехсот, он сказал: «На самом деле она (эта вещь) стоит больше, но я готов заплатить четыреста, если ты согласен». (Ибн Абуль-Аввам «Фадаиль Аби Ханифа», т.1, стр.130).
Главный урок, который мы можем извлечь из этих вышеприведенных рассказов, заключается в том, что покупатель должен заботиться о выгоде продавца. При этом мы видим, что и продавец во всех вышеописанных случаях – со своей стороны – заботился о благе покупателя, не завышая цену!
Возвышенное учение Сунны заключается в том, чтобы каждый заботился не только о своем благе, но и о благе другого человека, тогда Всевышний дарует баракат во всех наших делах. В противоположность этому, в нынешней рыночной системе каждый ищет только своей собственной выгоды, не беспокоясь об ущербе, который может понести другой человек, поэтому большинство современных сделок лишено бараката.
Вышеприведенные примеры должны открыть глаза современным мусульманам. Таковы были образцовые черты наших предшественников. Пусть Аллах Тааля вдохновит нас последовать их примеру.
Представьте себе, каким замечательным местом стал бы наш мир с такой безупречной практикой ведения бизнеса!
Муфтий Мухаммад Абасумар
Источник: azan.ru
Бизнес по шариату: нюансы, правила и требования
«Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (Сура «Корова», аят 275). «Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (Сура «Преграды», аят 10). Мы видим, что бизнес в Исламе не просто разрешён, он поощряется, но лишь при соблюдении определённого свода правил.
Стоит отметить, что в отличие от предпринимательства западного образца, мусульманский бизнес имеет свои нюансы, свои требования, как в сфере рекламы, так и в сфере уже реализации готового продукта. Тему того, какие принципы ведения бизнеса приводят его в соответствии с шариатом, поднимают, пожалуй, практически на каждом бизнес-завтраке, в рамках узкоспециализированных круглых столов.
Не стала исключением и 1 группа потока Центра начинающего предпринимателя АПМ РФ, которая прошла обучение 13-14 января. О том, чем отличается бизнес мусульман от действий западных предпринимателей, рассказывала Наида Алиева.
Краткая справка Алиева Наида Алибековна Кафедра религиоведения, отделение философии и религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций. 2011-2013 высшее образование: К(П)ФУ, Философский, Религиоведение Квалификация: Магистр 2009-2014 неполное высшее образование: РИИ, теологический факультет, кафедра исламской экономики и финансов 1995-2001 высшее образование: ДГПУ, Исторический факультет, История и право Квалификация: преподаватель Опыт ведения бизнеса – 10 лет, оптовая торговля.
– Что касается роскоши, то она в Исламе приветствуется лишь тогда, когда она в угоду Богу, ради улучшения своего положения в грядущей жизни, с целью дальнейшего самосовершенствования. Но мы должны понимать, что наше мирское не является конечной целью для мусульманина.
Важно помнить, что всё то богатство, которое мы получаем, временно, и на том свете мы ответим за каждую копейку перед Всевышним. Ислам отрицает привязанность к роскоши, к пониманию богатства как конечной цели всей жизни.
Это должно быть лишь средством для достижения более высоких ценностей, для совершения богоугодных дел: построить больницу, мечеть, образовательные центры и так далее. Ведь и богатство, и бедность есть испытание для человека. Для некоторых людей лучше всегда быть обеспеченными, потому что испытание бедностью он не пройдёт никогда.
А есть люди бедные, которые, получив определённую сумму, сойдут с верного пути и потратят их неверным путём. «Если бы Аллах увеличил удел Своим рабам, они стали бы бесчинствовать на земле. Однако Он ниспосылает его в меру, как пожелает. Воистину, Он ведает о Своих рабах и видит их» (Сура «Аш-Шура», аят 27). А что же такое деньги в Исламе?
Стоит отметить, что исламская и капиталистическая модели имеют очень много различий. Если в капиталистической – деньги есть товар, то в Исламе это лишь средство обмена (отсюда и идёт запрет ростовщичества – риба). – Деньги можно давать в долг только на трёх условиях. Во-первых, это может быть актом сочувствия, благотворительности.
Другой вариант – деньги одалживаются заёмщику с целью сохранения (своеобразная «подушка безопасности»). В-третьих, деньги даются с целью инвестирования, когда заключается особый договор – мудараба, по которому инвестор определяет те сферы деятельности, в которых можно принять эти деньги. В свою очередь предприниматель берёт на себя ответственность.
Таким образом происходит разделение прибыли и убытка. При этом нужно чётко оговаривать процент деления средств между людьми.
Стоит отметить, что при убыли в бизнесе, финансовые потери несёт лишь инвестор, а тот, кто распоряжался деньгами, не теряет ничего, кроме возможности потери имиджа. – Хорошо бы прописать в договоре, чтобы инвестор мог приходить, вносить какие-то свои коррективы. Это в идеале.
Принципы ведения бизнеса в соответствии с Шариатом построены на соблюдении двух правил : недопустимости запретных действий и достижении богоугодного поведения путём совершения разрешённых и желательных действий. Если говорить о Коране, то в священной для всех мусульман книге обозначены основные правила ведения правильной предпринимательской деятельности.
Это справедливость, следование закону, ведение благотворительной деятельности (Пророк (мир ему и благословение) призывал: «О, торговцы! Поистине, торговля сопровождается пустословием и клятвами, так смешайте же с милостыней» (хадис приводят Абу Дауд, Тирмизи и Насаи)), милосердие и этика в поведении как сотрудников, так и начальства.
Обратим отдельное внимание на такой принцип, как справедливость. Что здесь подразумевается? В первую очередь, это выполнение всех данных обещаний и условий договора; это и добросовестная работа, и качественная оплата труда; честность; компетентность; проверка поступающей коммерческой информации на правдивость и достоверность характеристик товара при продаже. Также крайне важно при ведении какого-либо бизнеса полностью отказаться от обмана – «Горе обвешивающим, которые хотят получить сполна, когда люди отмеривают им, а когда сами меря или взвешивают для других, то наносят им урон» (Сура «Аль-Мутаффифин», аяты 1-3). Нельзя забывать и об основном требовании, на котором должна строиться вся предпринимательская деятельность – бизнес ни в коем разе не должен мешать мусульманину соблюдать предписания религии. Ильмира Гафиятуллина, Казань
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Реклама
Одна наложница и тысяча наставлений
Рассказывает Мухаммад ибн Хусейн аль-Багдади…В тот год, когда я отправился в паломничество, бродя по улицам Мекки, увидел одного старика. За руку он держал худощавую наложницу со светлым лицом
24 мая 2013
Что Ислам говорит о джиннах?
Аллах сказал в Священном Коране: «Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, полученной из видоизмененной грязи. А еще раньше Мы сотворили джиннов из палящего пламени»(Аль-Хиджр, аяты 26-27). Посланник Аллаха Мухаммед (ﷺ) :«Я был послан джиннам и людям, белым и черным» (Абу Нуаим, Делаилю-Нубувва., №25,1/66) 1 ВОПРОС. Каково смысловое значение слова «джинн»? Слово «джинн» (во множественном числе «джинниюн») образованное из слова «ижтинаб» означает «скрываться, скрытный». Джинны, скрытые от глаз человека, были названы так, по причине своей невидимости. (ИбниМанзур, Лисануль-Араб,1395)
19 декабря 2013
Могут ли куриные яйца быть не халяль?
Когда на российском рынке покупатель впервые столкнулся с термином «халяль» он относился исключительно к мясной продукции. В основном это была курица, говядина и мясные полуфабрикаты. Со временем этот список расширился. Теперь под маркой «халяль» стали производить кондитерские и хлебо-булочные изделия, некоторые молочно-кислые продукты, разного рода напитки.
Среди прочего за последнее время появились уже и халяльные яйца. Если с конфетами и тортами ситуация более или менее ясна потребителю, то в чем же заключается халяльность яиц?
11 марта 2014
10 мусульманок, которые потрясли мир в 2014 году
В 2014 году имена женщин из стран Ближнего Востока пестрили в заголовках мировых СМИ. Их имена были задействованы в таких разнообразных областях, как генетика, микробиология, право, математика и кино. Эти мусульманские женщины, кроме огромного вклада в общество, также внесли свою лепту в разоблачение стереотипов о мусульманках. Главными героями-мусульманками уходящего года стали.
24 декабря 2014
Топ-7 глупых вопросов, задаваемых мусульманкам
Будучи мусульманкой, мне приходится слышать множество вопросов о моей религии, культуре и моем так называемом «угнетении». Мусульманка, в независимости от того, носит она платок или нет, подвергается множеству осуждающих вопросов, некоторые из которых представлены в данной статье.
Источник: islam-today.ru