Рисунок 4.2 показывает, какие концепции могут соответствовать различным компонентам этого общего представления.
Рис. 4.2. Концепции, соответствующие различным элементам и уровням абстракции архитектуры
Из этого рисунка видно, что архитектура предприятия является междисциплинарным подходом, который связан не только с технологическими областями знаний, но также с общей теорией менеджмента, экономикой, социологией, культурой организации, теорией продаж, коммуникаций и т.д.
Итак, при описании архитектуры предприятия чрезвычайно важную роль имеют два следующих понятия:
- перспектива ( perspective ) или уровень абстракции;
- представление (view) или предметная область, домен архитектуры.
Большинство методик разделяет проблему описания архитектуры предприятия на некоторое количество представлений или предметных областей (доменов), таких как:
- бизнес-архитектура – люди и процессы;
- архитектура информации – данные, информация и знания;
- архитектура прикладных систем;
- технологическая архитектура.
Для отдельного представления архитектуры можно также использовать термин частная архитектура .
8 вопросов будущему руководителю / Как провести собеседование на должность руководителя?
Иногда целесообразно выделять дополнительные области, такие как архитектура интеграции или архитектура общих сервисов. Более подробное описание этих областей содержится в лекциях 5-7.
Окончательный выбор предметных областей остается за специалистами конкретной организации. Но можно сказать, что перечисленные выше четыре области выделяются отдельно всегда.
Представление является упрощенным описанием или проекцией модели (например, модели прикладной системы), которая рассматривается с некоторой определенной точки зрения и опускает все детали, которые не имеют отношения к этой точке зрения. Одно отдельно взятое представление архитектуры содержит информацию не более того объема, который может быть осознан одним отдельно взятым человеком.
Кроме перечисленных выше представлений (предметных областей или частных архитектур), в описании архитектуры предприятия иногда отдельно выделяют такие специализированные области, как » Безопасность » и «Руководящие принципы» ( Governance ), которые имеют отношение ко всем представлениям (частным архитектурам) сразу. При этом «Руководящие принципы» содержат правила, которым организация следует в процессе разработки и использования архитектуры предприятия.
Носители целей в организации
Но эта концепция нуждается в очень серьезном уточнении. Ведь организация, строго говоря, сама по себе не есть субъект. Это комплекс отношений, где действуют разные индивидуальные и коллективные субъекты, и у каждого из них есть свои цели, причем полностью они совпасть не могут. Более того, между ними постоянно возникают противоречия.
Организация есть объединение противоречий между целями, интересами, действиями ее участников. Мы ничего не сможем понять в реальном поведении организации, если не оценим соотношение разных носителей организационных целей.
Что такое BABOK@Guide, кому он и зачем он нужен: краткий обзор с комментариями
Конечно, особое значение имеет отношение к целям тех, кто вольно или невольно выступает носителем (реализатором, определителем — трудно подобрать одно слово) общих целей. Разумеется, речь идет о руководителях. Среди них выделим глав компаний, точнее говоря, их собственников.
Есть разница между владельцем компании, реально занятым управлением ею, и тем владельцем, который имеет контрольный капитал, но не вовлечен в практическое управление организацией. Второму труднее преодолевать барьер, который обозначим так: отождествление своих целей с целями созданной им организации.
Он очень неохотно признает тот факт, что организация, будучи создана для одних целей (прибыль, статус учредителя, наследство и т. п.), с неизбежностью порождает собственные цели, которые не имел в виду иной учредитель при ее создании. Какие-то из этих целей могут и затруднять получение той же прибыли. Например, необходимость обеспечивать привлекательность рабочих мест (оплата труда, комфорт, офис ближе к транспорту и пр.).
Как это бывает: купили Вы щенка. Много радости и всякого удовольствия. Но потом оказывается, что Вам нужно дважды в день, в любую погоду и независимо от настроения выходить с ним на улицу. Периодически его нужно возить к ветеринару на прививки, а то и лечение.
В квартире приходится убирать его шерсть и т. д. и т. п. Вы покупали его для одной цели, но, будучи купленным, он начинает навязывать Вам собственные цели. А разве не так с автомобилем?
Как же менять представление владельцев бизнеса о внешних целях организаций? Как помочь им отличать их от собственных целей?
Во-первых, к этому их подводит сама практика. Зависимость от клиентуры становится все более наглядной благодаря конкуренции, ибо она обостряется именно за покупателей.
Во-вторых, на этом фоне предприниматели становятся все более восприимчивы к предложениям консультантов по развитию клиентной ориентации не только франт-персонала организации (франт-персоналом принято называть работников, непосредственно и напрямую взаимодействующих с клиентами: продавец, операционисты, агенты по продажам и т. п.), к чему склонны свести эту работу многие руководители, но и бэк-персонала, фирмы как целого. А эта работа существенно меняет и внутренние цели организации (функции подразделений, мотивацию и т. п.), но — главное — ставит работу с клиентурой в стратегическое русло.
Какие же носители целей существуют в организациях? Наиболее целесообразно выделять 4 из них:
Вы можете спросить: почему бизнес рассматривается наряду с субъектами? Потому что бизнес здесь понимается как ориентация на клиента. Он есть те цели, потребности клиентуры, которые привносятся в организацию извне и становятся центральным стержнем ее деятельности. Впрочем, дальше будет видно.
Между этими 4 носителями целей существуют противоречия. Но противоречия существуют и внутри каждой из этих целевых групп.
Рассмотрим это подробнее.
Характерные примеры рассогласований между разными целями в бизнес-организациях
Цели собственников — цели собственников:
разногласия по поводу ориентации на статус или на прибыль; различие в приоритетах: текущая или стратегическая доходность; разногласия при распределении прибыли на разные цели; разные группы собственников. Цели собственников — цели бизнеса:
разногласия в распределении прибыли на новое оборудование или на дивиденды акционерам;
различие в приоритетах: капитализация или развитие бизнеса; надрывают бизнес, экономя на нем;
собственники не знают бизнеса, предъявляют нереалистичные требования к бизнесу;
собственник заинтересован в каком-то клиенте, который для бизнеса убыточен;
собственник закрывает бизнес. Цели собственников — цели руководителей:
затраты на управленческие технологии не понятны собственникам; разные пути развития бизнеса; центр прибыли — мой, центр затрат — твой; собственники засылают своих людей в руководство. Цели собственников — цели персонала: тратить прибыль на дивиденды или на зарплату; собственники хотят отличных работников с малой зарплатой; условия труда и экономия;
персонал — стабильность, собственник — изменения, реорганизация. Цели бизнеса — цели бизнеса:
продажи с отсрочкой платежа некоторым клиентам и прибыльность; конфликт между направлениями бизнеса (за ресурсы, клиентов); оптовая торговля конкурирует с собственной розницей; либо рост, либо развитие клиентской базы; распределение инвестиций на разные бизнесы. Цели бизнеса — цели руководителей:
бизнесу нужна динамика, а руководитель ориентирован на стабильность; бизнес нуждается в реорганизации, но для руководителей это дополнительное напряжение;
закрытие некоторых производств ради рентабельности бизнеса в целом; руководители отвлекают ресурсы от бизнеса на собственные нужды (увеличение управленческого персонала, представительские расходы, новую оргтехнику);
ориентация на карьеру и возможности бизнеса. Цели бизнеса — цели персонала:
бизнес требует квалификации, технологической дисциплины, некоторые работники сопротивляются; бессубъектность персонала как тормоз развития бизнеса;
— несовместимость личности и функции;
— бизнес требует средств на развитие, а персонал — на социальные программы;
— рентабельность бизнеса предусматривает увольнения.
Цели руководителей — цели руководителей:
— борьба руководителей разных служб за ресурсы, статусы, полномочия;
— внутрифирменная конкуренция за клиентов.
Цели руководителей — цели персонала:
— руководители стремятся обеспечить собственникам доходность, подчинен
ные требуют роста зарплаты;
— спонтанное управление и требование порядка;
— руководители требуют полной отдачи, персонал работает по минимуму.
Цели персонала — цели персонала:
— частные группы интересов за счет других;
— противоречия интересов между:
— зарабатывающими и обеспечивающими подразделениями;
— закупающими и торгующими;
— инноваторами и консерваторами.
Какое консультационное значение имеет такой подход? Я свожу его в таблицу (табл. 3) и предлагаю руководителю ответить на вопрос: как соотносятся все эти цели в вашей организации? Где основные противоречия? Между какими целями назревают конфликты?Каким образом проводить согласование этих целей?
Для этого я собираю управленческую команду или более широкий состав участников. Каждому в отдельности или всем вместе предлагаю заполнить клетки этой таблицы.
Источник: cyberpedia.su
11.Уровни абстракции (перспективы) в описании архитектуры предприятия
Количество и позиционирование уровней абстракции в анализе предметных областей также не являются жестко заданными, и в этом плане существуют различные рекомендации. Очень часто можно встретить следующие уровни абстракции или перспективы в анализе архитектурных областей:
уровень контекста – ориентирован на бизнес-руководство; Уровень контекста описывает внешнюю среду, движущие силы и факторы, оказывающие действие на бизнес организации, видение, стратегию и то, как они влияют на деятельность организации и приоритеты. Этот достаточно полный набор утверждений затем используется в последовательной манере на различных этапах процесса принятия решений, что обеспечивает возможность отследить «в обратную сторону» то, какими внешними факторами, стратегией и видением определялись те или иные решения. В конечном итоге это создает возможность обеспечения соответствия информационных систем требованиям бизнеса.
концептуальный уровень или «Видение Общих Требований» – ориентирован на «владельцев» бизнес-процессов; Концептуальный уровень является наиболее абстрактным и описывает те или иные элементы архитектуры в терминах бизнеса организации и в терминах конечных (непрофессиональных в смысле ИТ) пользователей системы. Эта перспектива отвечает на вопрос о том, как организовано и работает предприятие с целью успешной реализации своих задач в условиях, которые накладывает на организацию внешняя среда (контекст). Это все еще «нетехнологический» уровень описания, но он уже показывает, как требования, накладываемые на организацию контекстом, могут быть удовлетворены. Концептуальный уровень используется для определения функциональных требований и описания систем с точки зрения бизнес-пользователей для построения бизнес-моделей. Таким образом, если мы говорим о прикладной системе, то бизнес-модели определяют ее концептуальную архитектуру (перспективу).
Концептуальный уровень описывает сервисы и взаимосвязи между сервисами, которые должны быть реализованы для обеспечения принципов, определенных на уровне контекста. Модели, которые создаются на этом уровне, основаны на понятии сервисов (они не содержат специфических деталей стандартов и продуктов, реализующих сервисы), поэтому они носят стабильный характер, если только сам бизнес не претерпевает фундаментальных изменений с точки зрения общего видения и целей. Этот уровень анализа обеспечивает фундамент, на котором можно строить логическую архитектуру.
логический уровень – ориентирован на архитекторов и проектировщиков систем; Логический уровень архитектуры показывает основные функциональные компоненты и их взаимосвязи между собой без технических деталей того, как на практике реализована функциональность этих компонент. Логический уровень является «последним» уровнем, который изолирует требования бизнеса от обеспечивающих выполнение этих требований технологий.
Он определяет классы прикладных систем, технологий и данных, которые должны быть поддержаны, но не в терминах конкретных продуктов и технологических решений. Логические модели отвечают на вопрос о том, как требования, идентифицированные в концептуальных моделях, будут реализованы. На этом уровне определяются общие принципы, которые будут накладывать определенные ограничения на решения, принимаемые на более низких уровнях (например, ориентация на технологии web-сервисов). Логический уровень описывает решение в виде набора сервисов или компонент в независимой от технологической реализации форме. Это включает четкое определение интерфейсов (или так называемых контрактов), связанных с интеграцией и совместной работой этих сервисов и компонент. логический уровень архитектуры приложения создается посредством создания модели приложений
физический уровень – ориентирован на проектировщиков и разработчиков систем. Физический уровень описывает принципы проектирования, стандарты и правила, включая группирование критически важных компонент, а также модели развертывания. Это обеспечивает общую основу, в рамках которой на уровне реализации будет выполнена непосредственно разработка. Здесь же определяются критерии отбора технологических решений, которые должны быть либо разработаны, либо приобретены.
На каждом уровне абстракции могут использоваться свои модели, описывающие различные предметные области архитектуры. Например, в организации одна группа людей может отвечать за анализ конкурентной среды и формулировать рекомендации, касающиеся изменений в стратегии и целях.
Другая группа бизнес-аналитиков может заниматься определением бизнес-процессов, которые бы отвечали поставленным целям. Наконец, третья группа занимается созданием новых прикладных систем, которые реализуют эти бизнес-процессы. На самом деле, это примеры рассмотрения предприятия на различных уровнях абстракции. Архитектура предприятия определяет все эти элементы, а также то, как они связаны между собой для выполнения функций в соответствии с планом. При этом так называемые артефакты архитектуры предприятия включают в себя описание контекста и соответствующие модели, используемые для описания различных предметных областей (представлений) как для текущего, так и для будущего состояния архитектуры предприятия.
Источник: studfile.net
