Сегодня все стараются заботиться о планете:
- супермаркеты отказываются от пластиковых пакетов и переходят на крафт,
- курьеры наиболее продвинутых сервисов доставки забирают одноразовые контейнеры, чтобы сдать на переработку,
- кофейни делают скидки за многоразовые стаканы.
Но в России с переработкой все пока не слишком просто, особенно в регионах, а крафтовые пакеты, оказывается, оставляют еще больший экослед, чем пластик. В общем, экологи однозначно заявляют, что этих усилий недостаточно — многие уже ищут другие варианты.
Судите сами: в России производят съедобные ложки, американская компания Loliware делает трубочки для напитков из водорослей, а в Индонезии придумали съедобную упаковку, способную заменить пластик.
Кто-то идет чуть дальше: например, британский стартап Oohowater разрабатывает упаковку для питьевой воды из водорослей — вместо бутылок они предлагают покупать воду в съедобных шариках. «Ешьте воду, друзья!» — говорят стартаперы. По их задумке, почувствовавший жажду человек достанет из сумки прозрачный шарик с водой и просто съест его целиком. За гигиену беспокоиться не стоит: у шарика все же есть обертка, но она из материала, который разлагается за четыре-шесть недель.
ТОП-5 ЛУЧШИХ БИЗНЕС ИДЕЙ БУДУЩЕГО! Бизнес идеи! Бизнес 2021!
Когда технология выйдет на рынок, такую биоразлагаемую упаковку можно будет использовать и для других жидкостей, в том числе косметики. И водоросли в этом плане — как раз тот материал, на который стоит делать ставку.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Производство продуктов из водорослей
Раз уж мы заговорили о водорослях, в этой области тоже имеет смысл строить бизнес. Многие едят их уже сейчас — начиная от салата из морской капусты и заканчивая чипсами из нори. Но дальше — больше.
Ученые уже который год твердят, что за водорослями — будущее: их будут употреблять в пищу как очень питательный продукт, богатый омега-3-ненасыщенными жирными кислотами и витаминами. Их будут добавлять в еду и делать самостоятельные блюда: бургеры с водорослями уже есть.
Фермы по производству водорослей — это реальный бизнес будущего. Для выращивания этого продукта нужно сравнительно немного места, минимум топлива и почвы и не нужны удобрения. Такие фермы не несут вреда окружающей среде (в отличие от ферм, где выращивают животных). Более того, они улучшают экологию.
В мире выращиванием водорослей уже никого не удивишь, а в России эта индустрия пока не так развита. В Карелии уже начали производить продукты из водорослей, но потенциал у бизнеса все еще огромен.
ТОП-5 ПЕРСПЕКТИВНЫХ БИЗНЕС ИДЕЙ НА БУДУЩЕЕ! Бизнес идеи! Бизнес 2021!
Рыбные фермы
Казалось бы, тоже не самое новое веяние, однако и это можно назвать бизнесом будущего. Да, уже сегодня большая часть рыбы в супермаркетах не выловлена в море, а произведена на фермах. Однако дальше ситуация будет только эскалировать.
Ученые вообще любят припугнуть, вот и в этом случае они подсчитали, что с текущими объемами уловов вся рыба и морепродукты могут полностью закончиться к 2048 году. Безусловно, хочется оставаться оптимистами, а заодно заняться развитием бизнеса.
Разработкой рыбных ферм будущего занимаются во многих странах: кто-то придумывает вертикальные установки, кто-то — гигантские замкнутые биологические системы, где можно выращивать еще и овощи и фрукты.
Россия старается не отставать: рыбные хозяйства в Карелии и на Волге уже вкладываются в развитие производственных цехов, а резиденты «СКОЛКОВО» придумывают умные фермы. Но, как и в случае с водорослями, рынок сложно назвать переполненным.
Рестораны с немясными стейками
Для Европы и США это уже не новая история: там выращивают мясо в лабораториях (от настоящей коровы — только аналогичные клетки, но ни одно животное при создании стейков не страдает) или же заменяют растительным, которое на вкус невозможно отличить от реального. Даже Burger King начал продавать в своих ресторанах «Невозможный воппер» с котлетой из искусственного мяса.
В России попробовать «ненастоящий» стейк или бургер пока не так просто, значит, потенциал есть. Бургеры от Beyond Meat уже можно найти в «Азбуке вкуса» и попробовать в ресторанах группы White Rabbit Family, а Очаковский комбинат начал работать над созданием котлет из пробирки. Но назвать это широкой историей пока нельзя.
При этом вероятность, что люди «наиграются» и вернутся к стейкам из говядины, не слишком высока — слишком уж много природных ресурсов уходит на выращивание скота. Ученые уверены, что в будущем питаться мясом будет слишком дорого, значит, на соевые бургеры и стейки из лабораторной говядины рано или поздно перейдет большая часть населения планеты.
Фермы для выращивания насекомых
Еще один глобальный тренд, который почти наверняка захватит весь мир через несколько лет, — продукты из насекомых. Это богатейший источник белка, к тому же для их производства не нужны огромные фермы и природные ресурсы.
Так, чтобы вырастить килограмм сверчков, нужно в пять раз меньше корма, чем для создания килограмма говядины. Насекомые очень быстро размножаются, требуют в разы меньше воды и совершенно неприхотливы в содержании. Им не нужны добавки, витамины или антибиотики. Работа получается несложная. Можно сказать, что сверчковая или кузнечиковая ферма — идеальный бизнес.
В США и Европе толерантность к блюдам из насекомых растет: можно купить макароны из мучных жучков и сверчков (бренды Insect Pasta и Bugsolutely) или энергетические батончики и снеки из червяков (Crunchy Critters, Eat Grub).
Но все же я упоминаю этот тренд в самом конце, потому что русскому человеку гораздо проще смириться с котлетой из водорослей или бургером из сои, чем съесть сверчка или кузнечика, пусть и без лапок и усиков, в пасте или чипсах. Так что это бизнес «на потом», с пониманием, что инвестиции окупятся не завтра и даже не послезавтра.
Фото в тексте и на обложке: Unsplash
Источник: rb.ru
Самые дорогие проекты городов будущего. Часть из них станет реальностью совсем скоро
В городах еще не скоро появятся летающие автомобили и «гиперпетли», но они постепенно обретают вид, предсказанный в научной фантастике. Технологии, которые когда-то казались невозможными, такие как автомобили без водителя и беспилотные такси, сейчас начинают появляться по всему миру.
Создавая города с нуля, такие страны, как Индия, Саудовская Аравия и США, закладывают в их инфраструктуре новейшие технические достижения, чтобы наиболее эффективно предоставлять городским жителям коммунальные услуги и обеспечивать им максимально комфортные условия для жизни.
Познакомьтесь с проектами развития, которые стирают грань между реальностью и научной фантастикой.
Футуристический город Сенегала
Проект стоимостью 2 млрд. долларов сравнивают с Вакандой из блокбастера «Черная пантера». Когда в 2018 году был выпущен фильм о черных супергероях, его вымышленный город сразу вызвал сравнения с некоторыми ориентированными на будущее проектами развития Африки.
Особенно поражает сходство между Вакандой и городом-озером Диамниадио в Сенегале, стоимость которого оценивается в 2 млрд. долл. США. Остроконечная архитектура и мерцающие стальные здания этих мегаполисов, кажется, сошли со страниц комиксов.
Проект Диамниадио даже был ошибочно использовали в рекламных материалах для криптогорода Акона — теоретического сообщества, созданного по образцу мегаполиса в «Черной пантере».
Правительство Сенегала приняло решение построить футуристический город, чтобы сократить переполненность Дакара.
Новый город Катара к чемпионату мира
Катар за 45 млрд. долларов возводит город Лусайль, в котором будет проведен чемпионата мира по футболу 2022 года. Планы строительства впервые появились в 2005 г., но были отложены до 2010 г., когда Катар выиграл тендер на проведение чемпионата мира.
Строительство Лусайля должно завершиться к 2020 г., и в нем будут представлены новый стадион, небоскребы, виллы и 22 новых отеля. Также здесь будет реализован пневматический мусоропровод, которые позволит транспортировать отходы в одно место.
В Лусайле на площади почти 100 кв. км разместится 450 тысяч человек, что почти на 200 тысяч превышает население Катара.
Но быстрое развитие обходится слишком дорогой ценой. Катар подвергся критике за свою бесчеловечную трудовую практику, которую правозащитники сравнили с «современным рабством». Рабочие в Лусайле уже жаловались на долгие часы работы и задержки с оплатой труда.
Саудовская Аравия: мегаполис за полтриллиона долларов будет готов к эре роботов и дронов
С около 4700 активных строительных проектов Саудовская Аравия переживает масштабный бум развития. Самый дорогой из этих проектов – мегаполис Неом, который соединяется с Африкой мостом через Красное море.
Однако в конце октября прошлого года после жестокого убийства журналиста Джамала Хашогги, чья смерть была связана с наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бен Салманом, ряд видных инвесторов временно вышел из проекта.
В случае претворения намеченных планов в жизнь, Неом стоимостью 500 миллиардов долларов позволит воочию увидеть будущее планеты с рабочими-роботами и беспилотными такси.
Малайзия создает высокотехнологичную версию Сингапура, покрытую деревьями
Сеть из четырех малайзийских островов вскоре станет домом для проекта «Лесной город» стоимостью 100 млрд долларов, который может поставить под сомнение региональное господство Сингапура.
Как следует из названия проекта, застройка представляет собой особые здания, усаженные растениями, напоминающие городские джунгли.
Хотя разработчиков критикуют за то, что их обещания слишком грандиозны, их видение будущего не может не поражать воображение. К 2040 году они надеются построить город, достаточно умный, чтобы самостоятельно поливать растения и ремонтировать разбитые окна почти сразу после того, как это случится.
Саудовская Аравия: финансовый район стоимостью 10 млрд. долл.
У будущего города предусмотрены охлаждаемые солнечной энергией пешеходные переходы. Финансовый район короля Абдаллы, стоимость которого оценивается в 10 млрд. долларов, не является самым дорогим строительным проектом в Саудовской Аравии, но может похвастаться одним из самых передовых проектов.
На стройплощадке площадью 1,6 кв. км будет возведен монорельс, мечети и сети пешеходных переходов, охлаждаемые с помощью солнечной энергии. Здесь также будет находиться станция метро, дизайн которой создал уже покойный великий архитектор Заха Хадид.
Хотя проект отстает от графика, он должен быть завершен к саммиту большой двадцатки в 2020 году.
Кения построит самый умный город в Африке
Проект развития Кении стоимостью 12 млрд. долларов предусматривает строительство «самого умного» города в Африке. Термин «умный город» часто используется для описания высокотехнологичных проектов развития, но лишь немногие из них настолько соответствуют высоким требованиям, как технополис Конза.
Возведение зданий и сооружений должно завершиться к 2030 году, после чего они будут покрыты датчиками, собирающими данные и обменивающимися ими. Сенсоры помогут городу отслеживать движение транспорта и регулировать светофоры.
Источник: businessman.ru
«Гармошка» или «ГАЗель»: на чем поедут в будущее российские регионы
Анна Королева
корреспондент Expert.ru
31 мая 2023, 17:52
Доступность малых населенных пунктов обеспечит новый общественный транспорт. Участники рынка уверены: он должен быть российским, а главное — отвечать реальным потребностям внутрирегиональных коммуникаций.
Объем финансирования принятой еще в 2019 году госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» в 2020—2025 годах составляет около 2,3 трлн рублей, в том числе за счёт федерального бюджета — 1 трлн рублей. Но ее выполнение немыслимо без обновления системы общественного транспорта.
Правительство уже приняло решение о выделении дополнительных 50 млрд рублей на эти цели, однако пока до конца неясно, каким образом будет выстроена работа по обновлению парка автобусов в регионах. Эксперты уверены: решать задачу транспортной доступности сел и малых городов необходимо с учетом двух важнейших моментов.
Во-первых, обновление и расширение парка должно происходить за счет российской техники. Выпуск автобусов — тот сегмент машиностроения, где отечественные производители не только не уступают зарубежным конкурентам, но и имеют уникальные наработки.
А во-вторых — и это, пожалуй, главное — пополнение автобусного парка регионов должно происходить с учетом реальных потребностей малых и средних населенных пунктов, а также особенностей внутрирегиональных коммуникаций.
Качество жизни на селе — основа экономики
В России реализуется достаточно много актуальных национальных проектов: «Культура», который подразумевает создание домов культуры, «Здравоохранение», ввод фельдшерско-акушерских пунктов, «Демография», когда открываются детские сады и спортивные объекты, «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которого осуществляется строительство дорог. Однако отсутствие транспортной доступности между населёнными пунктами и создаваемыми в рамках проектов объектами социальной инфраструктуры снижает эффективность этих программ.
По данным переписи населения 2020 года, всего в России существует 153 тысячи сельских населенных пунктов — казалось бы, немало — даже с учетом огромных территорий страны. Однако примерно 105 тысяч из них имеют население менее 100 человек, а в 24 751 пункте не живет никто. Не менее тревожная ситуация и в малых городах: согласно исследованию «Социокультурные трансформации в малых городах России» Института социологии РАН, в подавляющем большинстве малых городов происходит сокращение населения примерно на 3% в год.
Ситуация вполне объяснимая.
«К нам сначала не ходил автобус целый год. До райцентра добирались по-разному: на своей машине, на машине соседа, а то и пешком. До Нижней Омки двенадцать километров. До трассы четыре, а там легче попутку поймать», — рассказывает Анна Грудина, староста деревни Виноградовка в Омской области.
С похожими проблемами сталкиваются сельские жители по всей России.
«Утром можно уехать в город в 8:50. А из города — только в 13:50. Так что нередко приходится часами ждать обратного рейса. Обычно я сижу в торговом центре. Но это не все. Автобус из областного центра отправляется в 13:50, а до нашего поселка доезжает в районе 15:30.
А расстояние от города — пять километров… В поселке у нас нет ничего, ни аптеки, ни больницы, ни почты, приходится часто в город ездить. А время? Жизнь-то уходит, сколько мы ее тратим на эту маршрутку…» — делится жительница другого села, Фаина Михайловна.
Между тем именно малые города и сельские поселения составляют основу географического и экономического каркаса России. Из-за их исчезновения происходит опасное «сжатие» экономического, политического и культурного пространства, по сути, возникнет угроза национальной безопасности.
Транспорт решает все. Вопрос в том — какой
Село стабильно пустеет, что ни для кого не секрет. Это происходит по ряду причин, в числе которых отсутствие работы, изношенность инфраструктуры, отсутствие доступа к нормальной медицине, образованию, спорту, развлечениям, торговым центрам. Как правило, в областных центрах существует вся необходимая инфраструктура, которая вполне способна удовлетворить запрос сельских жителей: больницы, школы, спортзалы, кинотеатры, супермаркеты.
Однако отсутствие транспортной сети между населёнными пунктами делает все это либо недоступным, либо доступным ограниченно. В итоге складывается ситуация, когда, с одной стороны, возникает дефицит услуг, а с другой — отсутствует спрос на них. Например, построенный в райцентре физкультурный комплекс на две тысячи человек посещает только тысяча. Спрос на услугу существует, просто жители района не могут до добраться до комплекса и уехать обратно. Или другой пример: во многих селах сложно с работой, при этом в сельские медучреждения сложно набрать персонал: жителям даже соседних деревень не на чем доехать до работы.
В сложившейся ситуации транспортная проблема становится решающим фактором для развития регионов. Необходим удобный и регулярный общественный транспорт, который позволит сельским жителям добираться до любых объектов инфраструктуры. В дорожной карте развития регионов транспортная доступность должна занимать важное место, уверены в компании «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»). Как отметили «Эксперту» в пресс-службе банка, с удобства сообщения начинаются живые связи между населенными пунктами.
Планы правительства на развитие общественных маршрутов в состоянии создать положительный фон для этого, но важно правильно настроить параметры выбора транспорта. Регулярные маршруты должны строиться на крепких машинах, которые легко и дешево содержать. Плохие дороги и соответствующее обслуживание нужно компенсировать дополнительным запасом этой прочности, иначе новые парки быстро придут в негодность, подчеркнули в компании.
При этом, уверен председатель комитета по экономике и предпринимательской деятельности политической партии «Новые Люди» Анатолий Юшин, обновление подвижного состава российским регионам требуется в большем объёме, чем выделенные 50 млрд рублей. По данным Национального союза страховщиков ответственности, приведенных в паспорте нового инвестпроекта, на городских и пригородных маршрутах страны работают 183,9 тыс. автобусов, среди которых 56,8 тыс. (31%) старше 10 лет. И значительную часть этого парка составляют автобусы малого и особо малого класса, более всего распространенные в малых и средних населенных пунктах. И вот как раз именно их обновление новым инвестпроектом… не предусмотрено.
Между тем, на рынке автобусных перевозок сложилась, мягко говоря, непростая ситуация, обращает внимание эксперт. Из-за роста инфляции и уровня тарифов доходность перевозчиков снизилась — как и возможности обновления парка. По некоторым оценкам, для поддержания его в рабочем состоянии и снижения среднего возраста автобусов необходимо, чтобы парк ежегодно обновлялся не менее чем на 10%. Но этот показатель соблюдается далеко не везде: крайне медленно обновление пассажирского транспорта идет в дальних регионах и небольших городах, не говоря уже о парке сельских перевозок. В среднем же возраст автобусного парка по регионам России составляет 16 лет.
Новые автобусы поедут и в глубинку
Госпрограмма «Безопасные качественные дороги»» содержит целевую подпрограмму «Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях». В 2022 году, благодаря реализации федерального проекта, обновление общественного транспорта в регионах уже началось. Всего поступили заявки от 44 регионов, в течение 2022—2024 годов свои автопарки обновит 21 городская агломерация, в 2022 году новые автобусы и троллейбусы уже поступили в 9 из них.
Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в 2020—2021 годах в регионы уже поставлена 1131 единица новых автобусов, троллейбусов и трамваев. В 2022—2024 годах в 21 городскую агломерацию поступит 1161 единица нового общественного транспорта. На эти цели из федерального бюджета будет направлено порядка 10 млрд рублей. В 2023 году 383 единицы нового подвижного состава поступит в 13 городских агломераций. Критериями стали наличие бесконтактных систем оплаты проезда, организация выделенных полос для движения общественного транспорта, наличие утверждённых документов транспортного планирования, соблюдение расписания и ряд других показателей.
Но все это — о городских агломерациях. А как обстоят дела со средними и малыми населенными пунктами?
В начале текущего года Президент РФ Владимир Путин в рамках послания Федеральному Собранию поручил Правительству РФ выделить 50 млрд рублей на обновление в текущем году общественного транспорта в субъектах федерации. При этом обратил особое внимание на то, что необходимо сделать акцент на малых городах и сельских территориях. На эти цели регионы могут взять специальный казначейский кредит.
Какой путь выберут регионы?
Как видно, суммы на решение проблемы выделяются огромные. Однако эффективность госпрограммы будет определяться тем, какой путь к обновлению транспортных парков выберут региональные власти. Провести анализ маршрутов общественного транспорта в сельских населенных пунктах и представить в правительство предложения по их развитию до 1 сентября Минтранс должен к 1 сентября 2023 года. При этом распределение казначейских кредитов на приобретение транспорта началось уже в мае.
Получается, что разработка региональных программ обновления парков и выставление заявок на приобретение автобусов произойдут до того, как будут получены результаты анализа. Возможно, именно из-за этого утвержденная методика, на основе которой планируется финансировать приобретение общественного транспорта, содержит ряд спорных моментов.
Например, бросается в глаза, что финансировать будут автобусы особо большого и большого классов. Но малым городам и сельским районам большие и особо большие автобусы не нужны. Возможно, на них будет спрос у пассажиров, передвигающихся между районным и областным центрами. А вот машины особо большого класса (так называют сочленённые автобусы — «гармошки», способные перевозить более сотни человек) вряд ли вообще найдут себе применение.
Регулярно объезжать многочисленные деревни с населением от ста до тысячи человек успешно могут автобусы малого классов, которые вмещают до 30 пассажиров. Не случайно сегодня именно на эти категории автобусов приходится 90% внутрирайонных перевозок. При этом малый автобус дешевле большого почти в 4 раза.
Удивляет отсутствие в правительственной методике упоминаний об эргономике и комфорте, которые стали уже обязательными при оценке качества пассажирских перевозок в больших городах.
Стандартные современные требования к городским автобусам включают: комфорт (системы контроля температуры воздуха), «доступная среда» (низкопольная конструкция, перевозка маломобильных пассажиров), информирование (электронные информационные табло); экологичность и топливная экономичность (приоритет автобусам на газомоторном топливе).
При выделении казначейских кредитов для малых городов и сельских районов единственным критерием комфорта определена «безналичная система оплаты проезда». Разве жители райцентров и сельских районов — граждане «второго сорта»? Получается, что возможность зайти в салон с детской коляской или въехать на инвалидном кресле для них не актуальна? А комфортная температура зимой и летом? В свою очередь снижение затрат на топливо очень важно для региональных перевозчиков, бюджеты которых намного скуднее бюджетов мегаполисов.
Вопросов к реализации проекта, как видно, набралось достаточно даже на первый взгляд. Но радует уже хотя бы то, что проблему заметили и пытаются решить. И решение это может стать спасением как для жителей села, так и для автомобильной отрасли, которая должна иметь стабильный спрос на свою продукцию. В целом же выиграть должна вся отечественная экономика.
Россия выбирает российский транспорт
Могут ли претендовать на финансирование по программе автобусы, собранные по методу «отверточной сборки» из импортных компонентов? Ответ однозначный — нет. Развитие регионов не должно идти вразрез с общегосударственной промышленной политикой по поддержке российских производителей и обеспечению технологической независимости страны. Тем более что выпуск автобусов — это тот сегмент машиностроения, где отечественные производители не только не уступают зарубежным конкурентам, но и имеют уникальные наработки.
Даже «ГАЗель Некст» с кондиционером, отопителем, безналичной оплатой проезда — повысит уровень качества перевозок.
Решение транспортной проблемы должно быть комплексным
Станут ли выделенные правительством деньги волшебной палочкой, позволяющей решить накопившиеся за десятилетия проблемы российских малых городов? Конечно же, нет, полагает Анатолий Юшин. В этом смысле необходимы комплексные меры и по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры.
Однако, уверен эксперт, 50 млрд рублей, выделенных на общественный транспорт в регионах, могут стать началом качественных перемен в жизни российского села. Эффективность программы будет определяться, в том числе, тем, насколько жестко федеральная власть сможет проконтролировать реализацию программы и целевое назначение каждого потраченного рубля.
В любом случае, правительственная инициатива очень важна и в перспективе может не только помочь наладить транспортное обслуживание на селе, но и дать мощный толчок возрождению и осовремениванию малых городов и деревень. Удобный, высокотехнологичный, регулярный транспорт позволит развивать инфраструктуру «опорных населенных пунктов» и покончить с ощущением заброшенности сельских местностей.
Расширятся возможности для работы, отдыха, учёбы и лечения. Но для этого нужен стратегический подход к реализации проекта и видение будущего. Если поставить во главу угла голую экономию, закупая дешёвые старые автобусы или завозя неконкурентную в наших условиях импортную технику, то через несколько лет мы окажемся там же, где и сегодня, а время будет потеряно.
Источник: expert.ru