— Оставьте заявку для подключения на сайте https://taxi-mania.ru/podklyuchenie-k… или в WhatsApp +7 (495) 740-94-12.
— Подключаем в течении 20 минут.
— Выходите на линию и начинайте зарабатывать.
• Дистанционное подключение и смена таксопарка в WhatsApp +7 (495) 740-94-12.
• Доступны смены! Как в Яндекс.Такси, так и в Ситимобил. Если эти смены вам предлагает сам агрегатор.
• Честная комиссия таксопарка — 2,9 % в Яндекс.Такси и Ситимобил. Не заявленная 1-2 % и реальная 5-6% или больше, а 2,9%.
• Простой и удобный личный кабинет для вывода денег на сайте. Выводите деньги самостоятельно 24/7.
• Вывод денег на банковскую карту: до 3000 ₽ стоит 30 ₽ (это банковская комиссия за транзакцию), свыше 3000 ₽ — бесплатно. Вывод на Qiwi кошелёк от любой суммы бесплатный.
• Яндекс.Заправки, водители подключенные к таксопарку Taxi Mania, могут расплачиваться на заправках с баланса Таксометра. То есть использовать деньги с безналичных заказов. Яндекс.Такси и Яндекс.Заправки не берут комиссию за эту услугу.
СОБЕСЕДОВАНИЕ НА ТАРИФ БИЗНЕС В ЯНДЕКС ТАКСИ
• Поддержка таксопарком по телефону и в мессенджерах WhatsApp и Telegram.
Видео Ответы на вопросы в тестировании тариф Комфорт+ Яндекс.Такси. См. описание к ролику. канала Taxi Mania
Для того, чтобы работать по тарифу « Комфорт », водитель должен пройти тест в Яндекс Такси. Делимся актуальными ответами на тест.
Как пройти тестирование
Войти в личный кабинет в приложении Яндекс.Про. Далее выбрать раздел «Записаться на тест». В Яндекс Такси тест можно пройти на много тарифов, поэтому далее необходимо выбрать нужный раздел. Для тарифа «Комфорт» это кнопка «Другие тарифы с пассажирами». Далее выбирайте нужный тариф.
Ответы на тест
Что из этого может надеть перед выходом на линию водитель в тарифе «Комфорт» и «Комфорт+»?
Рубашку и брюки или джинсы — в любое время года
Вы готовитесь выйти на линию. Что обязательно нужно сделать до того, как принять первый заказ?
На лобовом стекле автомобиля — трещина. Что делать?
Завершить смену и отвезти автомобиль в сервис, чтобы трещину убрали
Где можно оставлять верхнюю одежду?
На улице дождь. Как стоит поддерживать автомобиль в чистоте?
Проверять и протирать ручки, стекла, пороги и коврики после каждой поездки
Во время поездки пассажир пролил кофе на сиденье. Что вы будете делать?
Уйду на время с линии, почищу салон и только после этого начну принимать заказы
В салоне после поездки остался резкий запах парфюма пассажира. Что вы будете делать?
Проветрю автомобиль, чтобы к встрече следующего пассажира никаких посторонних запахов не было
Вы приняли заказ, но не знаете, куда лучше подать автомобиль. Как лучше задать этот вопрос пассажиру?
В точке подачи трудности с остановкой и стоянкой. Как вы поступите?
Найду ближайшее место, где останавливаться можно, и свяжусь с пассажиром
Что необходимо сделать при встрече пассажира?
Поздороваться, при необходимости помочь с багажом
ПЕРВЫЙ РАЗ В БИЗНЕС ТАКСИ — ВОЛНУЮСЬ
Ваш пассажир — дружелюбный молодой парень лет 20. Как вы можете его поприветствовать?
«Доброе утро/день/вечер» или: «»
Как правильно выбрать музыку во время поездки по стандартам тарифов «Комфорт» и «Комфорт+»?
Включить спокойную музыку на минимальной громкости или поинтересоваться предпочтениями пассажира
Какую температуру стоит поддерживать в салоне по умолчанию?
20-22 градуса, по стандартам
В каком случае во время поездки можно завести разговор с пассажиром?
Если пассажир первым начал разговор
К кому из этих пассажиров вы будете обращаться на «вы»?
Ко всем перечисленным
Что делать курящему водителю во время смены?
Покурить на улице в перерыве между заказами и немного подождать, прежде чем садиться в машину
За что могут отключить от тарифов «Комфорт» и «Комфорт+»?
Сумма заказа за наличные составила 347 рублей. Какую цену вы объявите пассажиру?
За что пассажир может снизить оценку или оставить негативный отзыв?
Вы стоите на светофоре. Вам приходит сообщение в мессенджер — ваши действия?
Проигнорирую и прочитаю после поездки, припарковав машину в разрешенном месте
Тест Яндекс Такси по тарифу «Комфорт» сдан! Ранее мы публиковали ответы на два не менее популярных теста:
Для работы в системе Яндекс.Такси, как уже упоминалось ранее, необходимо пройти специальную тренировку и тест. На весь процесс уйдет всего минут 30, поэтому вы сильно загружены не будете. Тестирование включает следующие этапы:
- Проверка ваших знаний согласно правилам и важнейших принципов работы в системе.
- Тестирование ваших умений использовать русский язык, проверка географических сведений о городе и основных стандартах сервиса.
- Заполнение анкеты – происходит внесение в базу данных личных данных водителя и изготавливается копия основных документов: ВУ и паспорта.
- Водитель фотографируется, после чего это фото размещается в профиле.
Для работы в системе Яндекс.Такси необходимо, чтобы каждый водитель не просто хорошо ориентировался в городе, но и знал правила общения с клиентами, был вежлив, прилежен, следил за чистотой в салоне. Также он должен на высшем уровне владеть всеми стандартами сервиса и соблюдать все до единого правила.
И если вы всем этим владеете и хорошо знаете этику, то тест покажется для вас плевым делом. А ваши знания кроме положительного результата также будут расценены по бальной системе. Полученные баллы напрямую будут влиять на ваш рейтинг. Ведь если он больше, то во время распределения заказов также выше.
Каждый новичок проходит через тестирование.
Если вы чувствуете, что готовые, но не на все 100%, то пройдите тренировочный тест. Он проводиться с теми же вопросами, которые будут присутствовать в основном тестировании, проводимым в Центре Яндекс.Такси. Чтобы проверить уровень своей подготовки, наша команда потрудилась подготовить цикл онлайн-уроков, где вы сможете почерпнуть для себя всю необходимую информацию в наглядных примерах.
Начало тренинга?
- 1 урок. О Таксометре. Как обрабатывать заказы в приложении
- 2 урок. Что делать для большего количества заказов. Что такое рейтинг в системе Яндекс.Такси
- 3 урок. Что делать, чтобы пассажиры ставили хорошие оценки
- 4 урок. Успешное прохождение фотоконтроля и всех прочих проверок от системы
- 5 урок. Ваши действия при отсутствии заказов
- Предварительное тестирование (перед сдачей теста в Центре)
Таксометр. Тариф Комфорт в Яндекс.Такси. Ответы на вопросы теста.Подробнее
Яндекс такси тест на Комфорт+ 2021 гПодробнее
Тестирование на тарифе Комфорт Яндекс ТаксиПодробнее
Видеособеседование в Яндекс такси по тарифу «Комфорт плюс»Подробнее
Как пройти тест на тариф «комфорт» в Яндекс.ПроПодробнее
Как сдать тест на Комфорт+ Видеоинтервью и первый день в тарифе. Яндекс.Такси. Санкт-ПетербургПодробнее
Яндекс.Такси Тест на класс стандарт КомфортПодробнее
ТАКСИ МОСКВА ВИДЕО ИНТЕРВЬЮ КОМФОРТ+ ЭКЗАМЕН ЯНДЕКС ТАКСИ ПАРК АЛЬ-АМАЛЬПодробнее
Тариф Комфорт. Обучение в Яндекс такси.Подробнее
Яндекс Такси тест на класс стандарт КомфортПодробнее
Тест по тарифу Комфорт+ Яндекс.ТаксиПодробнее
Яндекс Такси. Тариф Комфорт+. Собеседование таксиста. Ответы скриптами оператораПодробнее
Яндекс такси Новосибирск. Ответы на вопросы по тарифу Комфорт.Подробнее
Online экзамен, тариф бизнес. Вопрос? Ответ!Подробнее
Яндекс такси Новосибирск. Тариф комфорт Какие доходы в Сибири!?Подробнее
экзамен яндекс тариф бизнес l видеоинтервьюПодробнее
Работа в Яндекс Такси Бизнес Класс Обучение /ВидеоинтервьюПодробнее
ЭКОНОМ ТАКСИ ЯНДЕКС. Смена в такси Санкт-ПетребургПодробнее
Ограничения в 1000р. в час. Ответы на вопросы.Бизнес такси.Подробнее
Проходить тесты Яндекс Такси должны все водители, которые впервые устраивается на работу. Также тест Яндекс Такси поможет восстановить рейтинг, если он опустился ниже предельного уровня 4,4 пункта по причине поступления отрицательных оценок от пассажиров. В этом случае тест для водителей, если он будет успешно сдан, вновь откроет доступ к заказам.
Для работы в тарифном плане «Эконом» водитель может прослушать базовый курс и пройти тест на базе таксопарков-партнеров. В Подмосковье сдача теста Яндекс Такси доступна по следующим адресам:
Для подключения более выгодного тарифа «Комфорт» или «Комфорт+» необходимо пройти повторное тестирование в онлайн режиме в программе «Таксометр».
Более подробную информацию о том, что включает в себя тестирование водителей Яндекс Такси в разных тарифных планах, можно почерпнуть на этой странице.
Тест Яндекс Такси для работы в ТП «Комфорт» проводится в онлайн режиме через интерфейс ПО «Таксометр».
Если уже есть допуск на линию и установлен «Таксометр», то для того, чтобы пройти тест на «Комфорт» в Яндекс Такси:
Если тест на тариф «Комфорт» Яндекс Такси успешно пройден и автомобиль соответствует предъявляемым ТП требованиям, то заказы начнут поступать в течение последующих двух часов.
Если пока нет ПО «Таксометр», то тоже можно сдать тест на «Комфорт» Яндекс Такси:
Онлайн тест Яндекс Такси может пройти успешно любой водитель. Все необходимые знания для проведения самостоятельно подготовки можно почерпнуть в сервисных стандартах.
Полная информация по сервисным стандартам тарифного плана «Комфорт» и «Комфорт+» находится в базе знаний Яндекс Такси. Изучите её до начала прохождения онлайн теста.
Тест Яндекс Такси для работы в бизнес классе проводится только в очной форме в Центрах поддержки водителей. Помимо экзамена Яндекс Такси на знание стандартов ТП «Бизнес», который проводится в форме теста, водителю предлагается пройти собеседование и фотосессию.
Онлайн тест Яндекс Такси в тарифе «Бизнес» не проводится, поскольку он относится к премиальным. К выполнению заказов допускаются водители с высоким рейтингом и стажем работы не менее 5-ти лет.
Чтобы успешно пройти тест Яндекс Такси в тарифе «Бизнес», нужно подготовиться. Важно знать сервисные стандарты тарифного плана и уметь себя правильно вести. Неграмотная речь, в которой проскальзывают нецензурные выражения, неопрятный внешний вид в ходе собеседования – это может стать поводом для отказа в подключении. Именно потому, что сотрудники Центра оценивают внешний вид, степень образованности водителя, тест Яндекс Такси для работы в бизнес классе онлайн сдать нельзя.
Важно!
Требуется предварительная запись на тест Яндекс Такси по тарифу «Бизнес» — для этого нужно перейти на сайт сервиса и заполнить там форму, выбрав подходящее свободное время. Если свободных дат нет, то нужно повторить попытку в другой день. Обновление расписания записи на тест Яндекс Такси бизнес класс производится по понедельникам, средам и пятницам в 10 утра. В это время можно записаться на тест Яндекс Такси в тарифе «Бизнес» с высокой долей вероятности.
Если форма записи заполнена верно, то в качестве подтверждения на указанный номер телефона придет SMS, в котором будет продублирована информация о времени и месте проведения экзамена.
Тест Яндекс Такси для водителей ТП «Бизнес» длится примерно 3 часа. На него следует приходить в той форме одежды, в которой планируется затем обслуживать пассажиров. Это должен быть черный, серый или синий деловой костюм и белая рубашка. Обувь – классическая. Парфюм – отсутствует.
Прическа аккуратная. Галстук водителю этого ТП носить не обязательно, также можно не надевать пиджак, а заменять его однотонной жилеткой указанно выше цвета.
Перед тем, как сдать тест Яндекс Такси бизнес класса, водителю предлагается провести самостоятельную подготовку. По её результатам проводится экзамен на знание:
- транспортной инфраструктуры города и расположения его улиц, вокзалов, аэропортов и других социально значимых объектов;
- знание русского языка (желательно также владеть хотя бы на начальном уровне английским);
- владение информацией о сервисных стандартах ТП (как готовить и подавать автомобиль, совершать посадку и высадку пассажира, правила поведения в процессе обслуживания заказа и т.д.).
После успешного прохождения экзамена проводится очное интервью, в ходе которого сотрудник сервиса может задать несколько вопросов, позволяющих уточнить уровень профессионализма водителя, его опыт работы, степень образованности, уровень культуры речи и т.д.
Если все испытания пройдены успешно, то могут быть предложены дополнительный тренинг и фотосессия. Эти мероприятия повышают профессиональный уровень таксиста. Фотосессия позволяет получить качественные фото для оформления профиля, что гарантировано повысит уровень доверия потенциальных пассажиров. Тренинг даст дополнительные знания по организации своей работы.
Перед тем, как записаться на тест Яндекс Такси в тарифе «Бизнес», проверьте, подходит ли автомобиль под сервисные требования:
Источник: testirovanie24.ru
Как работают маяки: Физика технологии iBeacon
В нашей первой публикации мы привели обзор и сравнение целого спектра iBeacon маячков доступных на рынке. Сегодня мы рассмотрим более подробно как работает Bluetooth маяк на примере наших европейских коллег, и поговорим о том, как с его помощью можно рассчитать местоположение внутри здания.
Что кроется внутри
Несмотря на глобальное освещение iBeacon технологии в медиа, бизнес-сообществах и сообществах разработчиков, кажется, что существует некоторый уровень недопонимания принципов её работы. Сейчас мы попытаемся это исправить и углубимся в основы и объясним, что такое маячки, и как они работают.
Как работают маячки? Принципы их работы достаточно просты. Под силиконовым корпусом находится маленький ARM-компьютер, соединенный с Bluetooth-модулем – они питаются от батареи. Маленькая микросхема от Nordic Semiconductor содержит прошивку – это часть низкоуровнего программного обеспечения, гарантирующая правильность работы маячков. Хотя вычислительные мощности процессора и памяти ограничены, их оказывается более чем достаточно для обработки важных данных и шифрования ID маячков (с целью повышения безопасности).
На сужающейся части маячка расположился короткий провод, идущий напрямую от процессора – это антенна. Широковещательная антенна излучает волны определенной частоты и длины: радиоволны частотой 2,4 ГГц. Если вы разберете маячок, то заметите, что антенна не походит на антенны старых телевизоров и радиоприемников. И дело здесь не только в размере. Она имеет изогнутую форму и выглядит как зигзаг.
Это сделано неспроста. Электромагнитное поле вокруг прямого провода принимает форму пончика – волны не распространяются с одинаковой силой во всех направлениях, что ведет к образованию «пустых» зон. Лучшим решением проблемы является изменение формы антенны так, чтобы электромагнитное поле приняло форму идеальной сферы. Однако в реальных условиях этого добиться невозможно, поэтому с этой целью проводится множество исследований. Существует огромное количество книг по теории антенн, и мы проводили свои собственные эксперименты, чтобы наши антенны производили мощное и стабильное поле.
Для коммуникации маячки используют технологию Bluetooth Smart. Это последняя версия стандарта Bluetooth с низким энергопотреблением, который предназначен для передачи небольших объемов данных. Максимальный размер пакета Bluetooth 4.2 составляет 257 байт. Этого недостаточно для передачи медиаконтента, поэтому маячки передают только свои ID (в случае протокола iBeacon, ID делится на три части: UUID, Major, Minor) и информацию о силе излучаемого сигнала – этот параметр необходим для вычисления расстояния до смартфона.
Математика и физика
Дальность передачи и стабильность сигнала маячка зависят от двух основных факторов: интервала передачи (частоты) и силы вещания. Маячок не транслирует сигналы постоянно – он работает импульсно. Частота – это время, проходящее между двумя последовательными отправками данных. Чем выше частота, тем точнее определяется сигнал.
Так сделано, потому что смартфоны тоже «ищут» маячки, сканируя эфир с определенной частотой, и эта частота может зависеть от состояния телефона (заблокирован, разблокирован). Тип ОС и устройства также имеет значение. Если телефон активен, то он будет проводить сканирование с большой частотой; если положить его в карман, то через несколько минут он начнет экономить заряд батареи и ограничит число Bluetooth-сканирований.
У маячков Estimote время между импульсами составляет 950 мс, однако его можно изменять в диапазоне от 100 до 2000 мс. Стандартная частота выбрана неслучайно. В среднем, iOS сканирует область на наличие маячков 1 раз в секунду. 950 мс практически равняется этому значению.
В радиозашумленных помещениях отправленный пакет может не достигнуть устройства (или что-нибудь/кто-нибудь перекроет прямую видимость смартфона и маячка). Чтобы повысить стабильность соединения можно увеличить частоту посылок.
Если вы установите интервал равным 490 мс, то произойдет передача двух пакетов за одно сканирование смартфоном. Если вы установите интервал равным 330 мс, то произойдет передача трех пакетов за одно сканирование; 240 мс – это четыре пакета и так далее. Если первый пакет не был принят устройством, существует вероятность, что оно примет остальные. Важно помнить, что увеличение числа отправляемых пакетов приводит к уменьшению времени жизни батареи.
Помимо частоты стоит учитывать силу вещания. Она описывает силу сигнала и измеряется в дБм (децибел-милливаттах). дБм – это абсолютный уровень мощности в децибелах относительно опорного уровня в 1 мВт. Рабочее расстояние маячка напрямую зависит от вещательной мощности.
Невозможно сказать, на какое расстояние распространяются радиоволны, поскольку нет определенной точки в пространстве, где они просто останавливаются. Например, лампочка, она освещает определенную область вокруг себя, но свет идет гораздо дальше, рассеиваясь. То же самое происходит с радиоволнами.
Чем ближе вы к маячку, тем точнее вычисляется расстояние – это происходит из-за большей плотности сигнала в непосредственной близости от источника. Когда вы отходите, сигнал становится более рассеянным и искаженным, пока не станет неотличим от фонового шума. Чтобы лучше понять концепцию, представьте, что маяк – это радиоприемник, а сила вещания – это уровень громкости.
Если вы увеличите громкость, то сможете слышать музыку издалека, и, подходя ближе, будете слышать её все отчетливее. Но если уровень громкости очень низкий, вам может быть трудно распознать мелодию, даже если вы приложите ухо прямо к динамику. Однако знание точного уровня громкости в децибелах не дает возможности идеально точно определить расстояние, на котором будет слышен звук. На это влияет слишком много факторов: от препятствий (физическая материя, через которую должны проникнуть волны) до особенностей слуха.
Вычисление расстояния
Вы уже знаете, что смартфон сможет вычислить примерное расстояние до маячка после того, как «услышит» его. Чтобы сделать это, телефон считывает так называемый RSSI (Received Signal Strength Indicator) – индикатор мощности принятого сигнала, после чего сопоставляет его с уровнем сигнала, измеренным в 1 метре от передатчика, который доставляется как часть пакета передаваемых данных. Так смартфон вычисляет примерное расстояние до маячка. Расстояние в 1 метр было выбрано специально: как уже говорилось выше, гораздо проще получить точные значения на близких дистанциях из-за большей плотности сигнала.
Требования к автомобильной системе «ЭРА-ГЛОНАС».
Обеспечение необходимого качества громкой связи в кабине транспортного средства
Работа над проектом «ЭРА-ГЛОНАСС» началась в 2009 г. Аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». В данной статье рассказывется об истории проекта, задачах подсистемы громкой связи, особых требованиях к ней, обусловленных условиями эксплаутации.
Цели и история проекта
Работа над проектом «ЭРА-ГЛОНАСС» началась в 2009 г. Аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при аварии». Основными целями проекта являются:
- снижение смертности и последствий травматизма на российских дорогах;
- повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок;
- коммерциализация ГЛОНАСС, создание массового навигационного рынка услуг и оборудования;
- обеспечение конкурентоспособности оборудования и услуг на основе ГЛОНАСС.
Одним из условий реализации проекта является обязательное оснащение автотранспортных средств (ТС), эксплуатируемых на территории Российской Федерации, спутниковыми навигационно-коммуникационными устройствами (автомобильными системами, АС) «ЭРА-ГЛОНАСС». В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) необходимая информация о ТС, включая его точные координаты, автоматически передается в диспетчерский пункт системы «112». Диспетчер, связавшись с водителем и получив подтверждение об аварии, организует выезд на место происшествия служб экстренного реагирования (МЧС, ГИБДД, скорая помощь). АС «ЭРА-ГЛОНАСС», по желанию владельцев ТС, могут использоваться для оказания целого комплекса дополнительных услуг, связанных с навигацией, информационным обменом, удаленной диагностикой автомобилей и т. д. Инфраструктура, созданная в рамках данного проекта, станет основой для развития в России навигационно-информационных систем, сервисов и оборудования на базе технологий ГЛОНАСС в интересах всех категорий пользователей.
Требования к автомобильным системам «ЭРА-ГЛОНАСС»
Требования к АС «ЭРА-ГЛОНАСС» можно разделить на две группы: обязательные (обеспечивающие предоставление услуги реагирования при аварии) и расширенные (обеспечивающие предоставление дополнительных услуг).
Основанные на требованиях, предъявляемых к автомобильным системам eCall, обязательные требования к АС «ЭРА-ГЛОНАСС» включают следующие дополнительные функции:
- использование сигнала ГНСС ГЛОНАСС для определения местоположения ТС является обязательным;
- предусмотрен резервный канал передачи сообщения об аварии при помощи SMS;
- определены требования к системе подавления шума и эха в автомобиле, гарантирующие необходимое качество двусторонней голосовой связи на стороне фильтрующего контакт-центра (ФКЦ);
- предусмотрена возможность запуска процедуры тестирования автомобильной системы при проведении технического осмотра автомобиля;
- предусмотрена возможность удаленного изменения настроек автомобильной системы;
- введена возможность записи профиля ускорения при ДТП или оценки тяжести ДТП;
- предусмотрена возможность записи данных в «черный ящик» при невозможности их передачи по эфиру;
- предусмотрена возможность использования автомобильных систем, устанавливаемых в конфигурации дополнительного оборудования.
Перечисленные выше требования являются важными отличительными особенностями АС «ЭРА-ГЛОНАСС» по сравнению с eCall и направлены на повышение надежности работы системы и качества услуги, предоставляемой конечным пользователям. В 2010–2011 гг. эти требования были обсуждены со всеми ведущими производителями транспортных средств и автомобильной электроники как в России, так и за рубежом. Соответствующий проект национального стандарта ГОСТ Р «Глобальная навигационная спутниковая система. Система экстренного реагирования при авариях. Автомобильная система вызова экстренных оперативных служб. Общие технические требования» прошел фазу публичного обсуждения в 2011 г.
Расширенные требования на АС носят информационно-справочный характер и определяют то, что необходимо реализовать в ней для поддержки дополнительных услуг. Так, определены требования к линейке оборудования — начиная с простейшей автомобильной системы, поддерживающей предоставление только услуги реагирования при аварии, и завершая полной версией АС, которая поддерживает высокоскоростную передачу информации посредством использования сотовых сетей третьего и четвертого поколений, позволяет подключать внешний дисплей, обеспечивает предоставление информационно-развлекательных и прочих услуг.
Разработка дополнительных документов
В 2011 г. ОАО «Навигационно-информационные системы» разработало и провело публичное обсуждение проекта национального стандарта, определяющего типовые программы и методики проверки соответствия АС техническим требованиям в следующих областях:
- стойкость к механическим воздействиям;
- стойкость к климатическим воздействиям;
- электромагнитная совместимость.
Дополнительно в 2011 г. ОАО «НИС» разработало предварительные версии типовых программ и методик проверки соответствия автомобильной системы требованиям в следующих областях:
- соответствие функциональным требованиям;
- корректность реализации протоколов передачи данных между АС и инфраструктурой оператора;
- соответствие требованиям, предъявляемым к GSM-, UMTS- и in-band-модему;
- обеспечение необходимого качества громкой связи в кабине транспортного средства.
Далее в статье мы рассмотрим вопросы, связанные с комплексом мер, направленных на обеспечение необходимого качества громкой связи в кабине ТС.
Требования по обеспечению необходимого качества голосовой связи
После определения события ДТП при осуществлении телефонного разговора с использованием комплекта громкой связи, установленного в кабине транспортного средства, на стороне ФКЦ могут наблюдаться трудности в распознавании речи, идущей со стороны ТС, ввиду наличия шума и эха в кабине. Шум, как правило, создается проезжающими мимо ТС (если ДТП произошло на оживленной магистрали), звуковыми сигналами, идущими от средств реагирования, и т. д. Наличие эха, как правило, объясняется множественным отражением входящего голосового сигнала от элементов кабины ТС и особенно от стекол. Проблема наличия шумов и эха в исходящем звуковом потоке при использовании систем громкой связи в кабине транспортного средства является хорошо известной.
На рис. 1 представлена типовая диаграмма, показывающая основные блоки, ответственные за обеспечение качества голосовой связи на стороне автомобильной системы, и путь прохождения звуковых потоков, приходящих из ФКЦ и транслируемых в него.
Рис. 1. Путь прохождения звуковых потоков и основные блоки автомобильной системы подавления эха и шума
Требования по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства определены в рекомендациях ITU T-REC-P.1100 и T-REC-P.1110 для узкополосных (частота дискретизации 8 кГц) и широкополосных (частота дискретизации 16 кГц) автомобильных систем соответственно. Также в данных рекомендациях определены программы и методики тестирования автомобильных систем на соответствие данным требованиям.
В проекте eCall не определены требования по обеспечению качества громкой связи в кабине ТС, поэтому в нем на стороне ФКЦ нет каких-либо гарантий по обеспечению качества входящего голосового потока. В проекте «ЭРА-ГЛОНАСС» такие требования определены как для узкополосных, так и для широкополосных терминалов. Узкополосная автомобильная система должна удовлетворять требованиям ITU T-REC-P.1100 и соответствовать минимальному типу производительности, приведенному в таблице 1.
Тип автомобильной системы | Используемые динамики | Уровень громкости входящего сигнала | Минимальный тип производительности |
Штатно устанавливаемая АС | Определяет производитель ТС | Номинальный уровень (параметр RLR должен принимать значение «2±2 дБ») | 2а |
Высокий уровень (параметр RLR должен принимать значение «–13±2 дБ») | 2b | ||
АС, устанавливаемая в конфигурации дополнительного оборудования | Встроенные (передние) динамики ТС | Номинальный уровень (параметр RLR должен принимать значение «2±2 дБ») | 2а |
Высокий уровень (параметр RLR должен принимать значение «–13±2 дБ») | 2b | ||
Дополнительно устанавливаемый динамик | Номинальный уровень (параметр RLR должен принимать значение «2±2 дБ») | 2b | |
Высокий уровень (параметр RLR должен принимать значение «–13±2 дБ») | 2с |
Примечание: Если требуемый уровень громкости входящего сигнала RLR, равный –13±2 дБ, не может быть достигнут при использовании АС, то производительность должна быть измерена при максимально возможном уровне громкости.
Ослабление сигнала в исходящем и входящем направлениях должно быть в границах, определенных в таблице 2.
Тип производительности | 1 | 2a | 2b | 2c | 3 |
Полный дуплекс | Частичный дуплекс | Отсутствие дуплекса | |||
Ослабление сигнала, дБ | ≤5 | ≤8 | ≤11 | ≤13 | >13 |
Примечание: В таблице 2 по сравнению с рекомендацией ITU T-REC-P.1100 определены менее агрессивные значения ослабления сигнала. Практический опыт говорит о том, что достаточное качество звукового сигнала может быть получено при использовании данных значений.
Время переключения, необходимое для удаления ослабления, внесенного нелинейным процессором в исходящем и входящем направлениях, должно лежать в границах, определенных в рекомендации ITU T-REC-P.1100.
В АС должна быть обеспечена возможность осуществления автоматического управления усилением сигнала (AGC) в исходящем направлении для компенсации низкого уровня звука, который может возникать в случае ДТП (например, если водитель говорит в направлении, отличающемся от диаграммы направленности микрофона, или если пассажиры осуществляют разговор с ФКЦ). Рост усиления на 6 дБ должен достигаться не более чем за 200 мc. Тесты должны проводиться в присутствии шумов при соотношении сигнал/шум
Также АС должна обеспечивать возможность автоматического усиления уровня громкости входящего голосового сигнала до 15 дБ в соответствии с увеличением уровня шума в салоне (кабине) ТС. Увеличение усиления на 6 дБ должно осуществляться не позднее чем через 2 с после соответствующего изменения уровня шума.
Задержка сигнала в исходящем и входящем направлениях (сумма задержек) должна находиться в границах, определенных в ITU T-REC-P.1100.
Ослабление эха (TCLw) в условиях окружающей тишины должно быть на 50 дБ или более при номинальном уровне громкости. При максимальном уровне громкости уровень ослабления TCLw должен превышать 50 дБ.
Программа и методика проверки соответствия требованиям по обеспечению качества голосовой связи
Дополнительно к требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства ОАО «НИС» разработало проект программы и методики проверки соответствия требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине ТС. Данный документ содержит описание методик, разделенных на следующие стадии тестирования:
- тестирование микрофонов;
- проведение объективных тестов для системы в целом;
- проведение дополнительных субъективных оценочных тестов в условиях эксплуатации, близких к реальным.
В документе также определены требования к тестовому оборудованию и состав стенда для проведения тестирования (рис. 2).
Рис. 2. Структура стенда для имитации автомобильного шума
Субъективная оценка качества работы автомобильной системы
Помимо проведения объективных измерений характеристик АС, необходима также субъективная экспертная оценка качества громкоговорящей связи в различных режимах работы автомобильной системы и при различных внешних условиях.
Качество работы громкоговорящей связи в автомобиле зависит от:
- технических характеристик и параметров настройки системы;
- акустических свойств салона автомобиля;
- выбора места установки микрофона и громкоговорителей системы;
- текущего режима работы автомобиля;
- параметров речи и слуха дикторов;
- внешних акустических условий.
Первые три условия являются постоянными и определяются при установке и настройке системы в автомобиле, остальные зависят от конкретной ситуации.
Общая субъективная оценка качества связи складывается из оценок следующих параметров:
- качество работы системы подавления эха в режиме попеременного одностороннего разговора (заметность и интенсивность эхосигналов, скорость схождения);
- качество работы системы подавления эха в режиме одновременного двухстороннего разговора (заметность и интенсивность эхосигналов, скачки уровня громкости для речевых сигналов и т. д.);
- качество речи и шума, паузы в направлении передачи от автомобиля к ФКЦ (уровень громкости, скачки уровня громкости, разборчивость и качество речи, степень искажения для речевых сигналов и т. д.);
- качество речи и шума, паузы в направлении приема от ФКЦ к автомобилю (уровень громкости, скачки уровня громкости, разборчивость и качество речи, степень искажения для речевых сигналов и т. д.);
- стабильность системы во время сессии связи (отсутствие резких всплесков эхосигналов, акустической обратной связи, артефактов звучания и т. п.).
В ноябре 2011 г. ОАО «НИС» провело субъективное тестирование четырех опытных образцов АС «ЭРА-ГЛОНАСС» на соответствие требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства. Результаты субъективного тестирования одного из опытных образцов представлены в таблице 3.
Номер теста | Состояние ТС | Место проведения | Мотор | Окна | Уровень речи в ТС | Качество речи со стороны ТС | Оценка качества речи на стороне ФКЦ | Оценка работы системы удаления шума | Наличие эха |
1 | Стоянка | Оживленная улица | Включен | Закрыты | Тихая | Разборчиво | 5 | 4 | Есть |
2 | Открыты | Тихая | 2 | Нет | |||||
3 | Движение | Закрыты | Нормальная | 4 | |||||
4 | Открыты | Нормальная | 2 | ||||||
5 | Открыты | Громкая | 4 | ||||||
6 | Закрыты | Нормальная | Неразборчиво | 3 |
По результатам проведенного тестирования можно говорить, что некоторые из опытных образцов АС требуют совершенствования в части качества работы системы удаления шума, а для других требуется усовершенствование системы подавления эха.
Заключение
В статье кратко рассмотрены требования к автомобильным системам «ЭРА-ГЛОНАСС», основные их отличия от проекта eCall и состав технической документации на АС «ЭРА-ГЛОНАСС», разработанной ОАО «НИС» в 2011 г. Приведены требования по обеспечению качества громкой связи в кабине ТС. Описан состав проводимых испытаний, изложены основные положения проекта программы и методики испытаний АС «ЭРА-ГЛОНАСС» на соответствие требованиям по обеспечению качества громкой связи в кабине транспортного средства. В 2012 г. ОАО «НИС» планирует завершить разработку технической документации на АС, разработать и утвердить соответствующие национальные стандарты.
Источник: wireless-e.ru