Налогообложение малого бизнеса актуальные проблемы и пути их решения

В рамках Основных направлений налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 20 мая 2010, предусмотрена постепенная отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) к 2014 г.

Главная / Банк работ / Научные статьи / Экономика / Научная статья по теме «Основные проблемы совершенствования налогообложения малого бизнеса»

В рамках Основных направлений налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 20 мая 2010, предусмотрена постепенная отмена системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД) к 2014 г.

Система налогообложения в виде ЕНВД представляет собой специальный налоговый режим, при котором с определенных видов деятельности организации и индивидуального предпринимателя взимается единый налог, рассчитываемый исходя из установленной базовой доходности и не учитывающий реальные доходы экономического субъекта.

Налогообложение малого бизнеса. Слово юристу. Выпуск 18

Система налогообложения в виде ЕНВД заменяет ряд основных налогов.

налог на прибыль организаций (в части прибыли, полученной от деятельности, облагаемой ЕНВД),

налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД).

Для индивидуальных предпринимателей:

НДФЛ (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой ЕНВД),

налог на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД) [1].

При отмене ЕНВД у экономических субъектов появляется несколько альтернатив налогообложения, возможность применения которых приведена в таблице 1.

Таблица 1

Критерии возможности применения систем налогообложения

КритерииЕНВДУСНОУСНО на основе патента для ИПОбщий режим
2011 год
Числен-ность, чел.до 15до 100до 5
Доходы, млн. руб.до 60до 60
Остаточная стоимость основных средствдо 100 млн. руб.до 100 млн. руб.
Вид деятель-ностисогласно перечню, установленному НК РФ (при утверждении местным представительным органом)кроме банков, страховщиков, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов и т.д.согласно перечню, установленному НК РФ (при утверждении местным представительным органом)кроме тех, которые облагаются ЕНВД
2014 год
Числен-ность, чел.Хдо 100до 5
Доходы, млн. руб.Хдо 20до 20
Остаточная стоимость основных средствХдо 100 млн. руб.
Вид деятель-ностиХкроме банков, страховщиков, ломбардов, негосударственных пенсионных фондов и т.д., согласно перечня НК РФсогласно перечню, установленному НК РФ (при утверждении субъектами РФ)

Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие

Смотрите также: Научная статья по теме «Инновационный менеджмент: особенности инновационных процессов в мировой и российской экономике»

Упрощенную систему налогообложения (далее УСНО) на основе патента могут применять только индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные виды деятельности и при условии, что количество их наемных работников не более пяти человек. Остальным индивидуальным предпринимателям и организациям придется переходить на общий режим налогообложения либо УСНО.

Скидка 100 рублей на первый заказ!

Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость

В связи с применением УСНО, налогоплательщики освобождается от уплаты некоторых налогов. А именно, организации освобождаются от уплаты:

налога на прибыль (за исключением налога с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов по операциям с отдельными видами долговых обязательств);

налога на имущество организаций, НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией;

НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям).

Индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты:

НДФЛ в части доходов от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам 35% и 9%),

Читайте также:  Когда появилось слово бизнес в русском языке

налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для предпринимательской деятельности),

НДС (кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории под ее юрисдикцией;

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

НДС с операций по договорам о совместной деятельности, доверительного управления имуществом и концессионным соглашениям) [2].

Применение УСНО и УСНО на основе патента, в отличие от ЕНВД, предполагает применение контрольно-кассовой техники. В связи с дороговизной приобретения и обслуживания данных аппаратов данная проблема особо остро встает для малых и особенно микропредприятий.

Также следует заметить, что рамки применения УСНО с 2014 года еще более сужаются — снижается показатель дохода с 60 млн. руб. до 20 млн. руб., вводятся дополнительные ограничения, препятствующие применению данной системы налогообложения в случае дробления бизнеса. Таким образом, значительная часть субъектов малого бизнеса будет вынуждена использовать общую систему налогообложения. Что предполагает дополнительные затраты по ведению «полноценного» бухгалтерского и налогового учета, уплату всех общих налогов.

Смотрите также: Научная статья по теме «Психофизиологические знания о человеке – современный научно-практический ресурс интеллектуализации издательско-полиграфической деятельности»

Для выявления последствий отмены ЕНВД, был проведен опрос среди 50 экономических субъектов, применяющих ЕНВД.

Как выявил опрос, большинство субъектов (86%) –это представители микробизнеса, имеющих выручку до 20 млн. руб.и количество работников –до 15 человек, в том числе 77% — с численностью работников до 5 человек.

Большинство опрошенных (83%) пользуются возможностью освобождения при ЕНВД от обязательности применения ККТ (выписываю по требованию товарные чеки и др.), при чем при возврате к ее обязательному применению для 74% из них расходы по приобретению и обслуживанию ККТ будут очень значительны, а для 4% — расходы столь велики по сравнению с получаемыми доходами, что нецелесообразно ведение предпринимательской деятельности вообще.

В качестве альтернативной ЕНВД системе налогообложения 83% выбрали упрощенную систему, 17% — УСНО на основе патента, общий режим не выбрал никто.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

При этом большинство респондентов (55%) отмечают значительное увеличение налоговой нагрузки, при чем 6% опрошенных считают, что платежи совсем перестанут поступать в бюджет вследствие официальной ликвидации своей деятельности.

На основе проведенного исследования, выявлено, что отмена ЕНВД принесет негативные последствия для малого, и особенно, микробизнеса (с численностью до 15 человек). Данные изменения могут привести к снижению числа субъектов малого бизнеса, уводу части показателей финансово-хозяйственной деятельности «в тень».

3 Проблеммы налогообложения субъектов малого предпринимательства и пути их решения

3.1 Роль налогового планирования для субъектов малого предпринимательства

  1. Порядок начисления амортизации по основным средствам может быть различным. Существует 4 способа начисления амортизации. Но для целей налогообложения используется, в соответствии с законодательством, линейный способ. Для малых предприятий разрешено применение ускоренной амортизации, при условии целевой направленности амортизационных отчислений, позволяет снизить налоговую базу по налогу на прибыль.
  2. Начисление износа МБП может осуществляться частично, т.е. 50% стоимости при вводе в эксплуатацию и 50% при списании, а так полностью 100% стоимости при вводе в эксплуатацию. В первом случае себестоимость продукции занижается, а во втором- увеличивается. Необходимо определить, что будет более приемлемым для плательщика- относительно невысокие цены или максимальное снижение налоговых платежей.
  3. Порядок разграничения основных средств и МБП влияет на начисление износа и требует серьёзного внимания при формировании учётной политики.
  4. Условия списания расходов будущих периодов значительно могут повлиять на себестоимость. Сроки погашения таких расходов могут быть установлены или определенной датой, или же, в зависимости от характера совершаемой операции, самостоятельно плательщиком. При выборе второго варианта поле для регулирования налоговых платежей значительно шире. Например, предприятие заключило договор на поставку каких- либо консультационных услуг, относящихся к производственному процессу. Списание затрат на себестоимость может быть произведено независимо от оплаты или сроков выполнения данных услуг, а в соответствии с принятой учётной политикой, на момент использования данных услуг в производственном процессе. Срок, когда они будут использованы, должен быть отражён в договоре на поставку таких услуг. Целесообразнее определить указанный срок в зависимости от планируемых объёмов реализации, с целью увеличения себестоимости под большую выручку.
  5. Определение выручки от реализации может проводиться по отгрузке и по оплате. Если у предприятия существует большой временной лаг между отгрузкой и оплатой, то для целей налогообложения просто необходимо использование метода определения выручки по оплате. При выборе метода определение выручки по отгрузке возникает ситуация, при которой денежные средства ещё не поступили, а задолженность по налогам уже возникла. Это может привести к отрицательному финансовому результату деятельности предприятия.
    1. На современном этапе проводится реформирование налоговой системы, которое началось в 1999 г. принятием Налогового кодекса РФ. Реформирование направлено, прежде всего, на упрощение налогового законодательства.
    2. Несмотря на изменения, вносимые в налоговое законодательство, российская налоговая система по-прежнему пренебрегает использованием регулирующей функции при проведении налоговой политики, что неизбежно ведет к снижению налоговых поступлений в бюджет, росту недоимки. Эти процессы связаны с общим спадом производства, ростом убыточных предприятий, т.е. снижением числа потенциальных плательщиков и уменьшением налогооблагаемой базы.
    3. Отсутствие ответственности учредителей за регистрацию, деятельность и ликвидацию предприятия приводит к тому, что предприятия оставляют без проведения ликвидации или вовсе не осуществляют постановки на налоговый учет.
    4. Введенный в действие единый налог на вмененный доход оказался наиболее приемлемым конкретно для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих розничную торговлю через магазины, т.к. существенно снизил их налоговую нагрузку. Но при введении данного налога были учтены отнюдь не все экономические факторы, оказывающие влияние на величину вмененного дохода, что также снизило величину налоговых поступлений в бюджет.
    5. В сложившейся ситуации весьма актуальным является проведение налогового планирования субъектами малого предпринимательства.
    Читайте также:  Тротуарная плитка как бизнес видео

    Ограничение

    Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

    Источник: studfile.net

    Налогообложение малого бизнеса актуальные проблемы и пути их решения

    Статья посвящена основным направлениям совершенствования системы налогообложения субъектов малого предпринимательства. Проводится анализ взаимосвязи между развитием малого бизнеса, ростом собираемости налогов. В настоящее время малый бизнес претерпевает постоянные изменения в Налоговом законодательстве. Предприниматель вправе использовать любой из подходящих налоговых режимов. Представлены проблемы, которые препятствуют малому предпринимательству развиваться так же активно, как развиваются предприятия за рубежом.

    налоговая система
    специальный налоговый режим
    малый бизнес
    упрощённая система налогообложения
    единый налог на вменённый доход
    законодательство
    микропредприятия

    1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9–16.

    2. Корень А.В., Лещенко Р.И. Механизмы и направления налогового планирования в малом бизнесе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 361.

    3. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. – 2014. – № 12–2. – С. 127–129.

    4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209 – ФЗ [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

    5. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. № 101 – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

    6. Налоговый кодекс Российской федерации. Часть первая статья 3 пункт – [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.

    Читайте также:  Программы веб для бизнеса

    Развитие малого предпринимательства в России на данный момент является одним из самых важных направлений решений экономических и социальных проблем на всех государственных уровнях. Малый бизнес в последние годы приобретает огромные темпы распространения, решает проблему занятости населения, создает конкуренцию на рынке товаров и услуг. Он продвигает экономику страны и, с каждым годом, все больше укрепляет свои позиции. Доля малого бизнеса в России составляет 20 % ВВП России.

    В последнее время на законодательном уровне рассматриваются вопросы о принятии новых законов, постановлений, указов, которые будут направлены на поддержку малого бизнеса. Чтобы немного улучшить положение предпринимателей, вводят специальные налоговые режимы, налоговые каникулы, упрощают формы сдачи деклараций. Это немного улучшает состояние среды для малого предпринимательства, но многие компании всё равно стараются уйти «в тень», причина таких действий – непосильные для данного сегмента рынка налоги.

    Большинство развитых стран оказывают разного рода поддержку и поощрение для деятельности малого предпринимательства. В России, в целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования, был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он является основополагающим документом, который регулирует отношения развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов, инфраструктуры их поддержки, их формы и виды [4].

    Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.02.201 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», микропредприятием в России признается предприятие, средняя численность работников которого не превышает 15 человек, а доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей [5].

    Согласно данным предоставленным федеральной службой государственной статистики на 2013 год в Российской Федерации насчитывалось 1 млн 700 тыс. микропредприятий, на которых было занято 4,6 млн сотрудников. На основании же обновленных статистических данных, по состоянию на май 2014 года число микропредприятий увеличилось и теперь составляет 1 млн 800 тыс. предприятий, и в них работает 4,7 млн работников. То есть можно сделать вывод, что привлекательность предпринимательства в России постепенно возрастает и соответственно увеличивается число людей, занятых в микробизнесе. Представим данные основных показателей деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы в табл. 1.

    В Российской Федерации существуют два вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный налоговые режимы.

    Общий налоговый режим предусматривает уплату федеральных, региональных и местных налогов, а также уплату взносов в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования.

    Малое предпринимательство в основном используют специальные налоговые режимы. В зависимости от разных показателей предприятия, можно выбрать один либо несколько специальных налоговых режимов:

    ● система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);

    ● упрощенная система налогообложения (УСН);

    ● единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

    ● патентная система налогообложения (ПСН) [3].

    Чаще всего предприниматели выбирают УСН либо ЕНВД. Переход на другую систему налогообложения является добровольным, но существуют определенные для этого сроки. Данные о поступлениях от специальных налоговых режимов на 01.01.2015 г. всего по РФ представим в табл. 2.

    Из табл. 2 видно, что наибольший удельный вес поступлений имеет упрощенная система налогообложения – больше половины всех налоговых поступлений от использования специальных налоговых режимов приходится именно на неё. Наименее популярными и привлекательными для налогоплательщиков являются патентная система и единый сельскохозяйственный налог. Непопулярность этих налоговых режимов можно объяснить недоработками и пробелами в законодательстве, а также недостаточной поддержкой и субсидированием данных сфер экономики [2].

    Основные показатели деятельности малых предприятий за 2012–2014 годы

    Источник: applied-research.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин