Гарникян В. П. Налоговое стимулирование малого предпринимательства в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1486–1490. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86318.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются главные направления налоговой политики в сфере малого предпринимательства в России, а также приводятся рекомендации для улучшения налогообложения в стране.
Ключевые слова: предпринимательство, налоги
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Налоговое стимулирование малого предпринимательства
в Российской Федерации
Аннотация.Вданной статье рассматриваются главные направления налоговой политики в сфере малого предпринимательства в России, а также приводятся рекомендации для улучшения налогообложения в стране.Ключевые слова: предпринимательство, налоги.
Как известно, малое предпринимательство или малый бизнес –это деятельность небольших фирм, предприятий, направленная на получение максимально возможной прибыли. Также, по мнению одного австрийского и американского экономиста, политолога, социолога Й.А. Шумпетера, малое предпринимательство, как сектор экономики предполагает отказ от миропорядка и требует индивидуального творческого подхода, который и играет определяющую роль в малом бизнесе. Еще одну трактовку дает профессор гарвардской школы бизнеса Г. Стивенсон, что предпринимательство –это поиск возможностей за пределами контролируемых ресурсов.Существование малого предпринимательства необходимо для эффективного двигателя социального и экономического развития. Английский экономист, представитель Кембриджской школы экономики Альфред Маршалл говорил «Если у человека присутствует навык управления предприятием, он обязательно придет к тому, чтобы использовать его для достижения выгоды для человечества».
Меры поддержки малого и среднего бизнеса в налоговой сфере
Кроме положительного влияния малого предпринимательства на национальную экономику и общество в целом, деятельность предпринимателя направлена на разрушение баланса рыночного состояния, так как в рыночной дестабилизации человек имеет большую возможность получить максимальную прибыль.
Можно сказать, что малое современное предпринимательство в Российской Федерации ищет свою нишу. А для успешного развития малого бизнеса требуется усовершенствовать налоговоезаконодательство, при этом колоссальное внимание следует уделить налоговым льготам для малых форм предприятий.Существующая система налогооблажения в России основана на отношениях в виде подчинения. Действующие нормативноправовые акты, которые регулируют отношения в сфере уплаты налогов гражданами, к сожалению, не рассматривают вероятность, при которой предприятию придется заплатить налог. Поэтому возникает некая необходимость создать гибкую и универсальную систему налогооблажения, которая в свою очередь будет стабильно регулировать масштабную область взаимоотношений минимальным числом норм. Следует отметить, что налогооблажение будет работать целенаправленно лишь тогда, когда будут создаваться новые государственные программы, которые позволят точно определить приоритеты промышленной и науной политики.
Налогообложение малого и среднего предпринимательства (МСП)
Если рассматривать существующую систему налоговых льгот, то можно сказать, чтонагрузка, снимающаяся с одних предприятий, сразу накладывается на плечи других, и поэтомуналоговая система вынуждает людей, занимающихся предпринимательством, переходить в так называемую «теневую экономику», что ведет к несоответствию провозглашенным правоотношениям.
Скажем, что для малого бизнеса предусматриваются аналогичные налоговые рычаги, которые имеют место быть и в крупномасштабном бизнесе! Это является одной из главных причин того, что финансовых средств для продвижения и развития малых форм предпринимательства остается немного.
Подойдем, пожалуй, к главному недостатку налоговой системы в Российской Федерации, такому как отсутствие амортизационной политики, которая наводит неустойчивость и неопределенность в налоговое законодательство государства, а также причиняет существенный ущерб экономической системе, которая действует в стране. А ведь амортизационная политика является важным рычагом воздействия на экономику страны и ее отдельных хозяйствующих субъектов, также она является процессом погашения стоимости основных фондов по мере их износа, то есть перенесения их стоимости на себестоимость производимых товаров.Необходимое значения имеет и ускоренная амортизация, в виду того, что она влечет за собой снижение налога на прибыль, а следовательно узаконивание данного положения положительно скажется на инвестиционной деятельности.
Коснемся малых предприятий, которыеначинают только открываться.Для них рекомендуется более масштабно и широко использовать финансовые средства иных предприятий, которые связаны с ними некими взаимовыгодными контрактами и договорами. Требуется выработать свою систему дополнительных льготдля фирм или предприятий, которые желают инвестировать имеющиеся ресурсы в малый бизнес.
Улучшение налогооблажения в малом предпринимательстве –это дальнейшая перспектива развития всего сектора малого предпринимательства в Российской Федерации. Стимулирование процесса малого предпринимательства способно решить проблему занятости , тем самым остановить падение производственных сил.
Ссылки на источники1.Акимов О.Ю., Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. –М.: Финансы и статистика, 2012. –192 с.: ил.2.Райзберг Б.В. Предпринимательство и риск. –М., 2011. –266 с.3.Алисенов А.С. Налоговое стимулирование инноваций в экономике. –М., 2015. –128 с.
Источник: e-koncept.ru
Налоговые стимулы развития малого бизнеса
В странах с рыночной экономикой особое значение играет малое предпринимательство. Именно этот сектор экономики поддерживает свободную конкуренцию на товарном рынке, способствует быстрому устранению дефицита, оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры. Кроме того, малый бизнес способствует созданию среднего класса, который является опорой любого государства и гарантией политической и экономической стабильности в стране.
Малый бизнес может стать одним из основных источников налоговых поступлений в бюджет. Лишь в Москве налоги, которые платит малый бизнес составляют около 50% от всех налоговых поступлений. В Санкт-Петербурге этот показатель пока равняется 30%, а в среднем по России на сегодняшний день доля малого бизнеса в ВВП не превышает 12%, что явно недостаточно.
В Саратовской области налоговые поступления от малого бизнеса составляют всего 10% от всех налоговых поступлений в бюджет области. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь около 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза около 40.
Подобная нестабильная динамика доли малых предприятий в российской экономике свидетельствует о противоречивом характере проводимых в стране реформ. С одной стороны, на всех уровнях государственного управления декларируется необходимость всесторонней поддержки малого бизнеса, как социальной основы формирования среднего класса, создается мощная инфраструктура. В то же время, с другой стороны, наблюдается ухудшение общей макроэкономической ситуации (отсутствие действенной программы поддержки малого предпринимательства на общегосударственном и региональном уровне, несовершенство налоговой политики в отношении малого бизнеса, рост инфляции, бюрократизация аппарата управления и увеличение административных барьеров и др.). Кроме того, значительный удельный вес в общем объеме малых предприятий занимают убыточные организации (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес убыточных малых предприятий в общем их числе по видам экономической деятельности за 2008-2010гг.
*Составлено по: Малое предпринимательство в России. 2010: Стат.сб./ Росстат. – М., 2010. С. 85.
Все это, несомненно, оказывает существенное влияние на снижение стимулов и препятствует развитию предпринимательской деятельности.
В целом складывается мнение, что настало время задуматься о разработке государственной программы, позволяющей кардинальным образом улучшить сложившуюся ситуацию в малом бизнесе, а не пытаться разрешить давно назревшуюся проблему отдельными предложениями.
В настоящее время, придавая налоговому фактору первостепенное значение, государственная налоговая политика в основном нацелена только на возможность использования налогоплательщиками малого бизнеса специальных налоговых режимов либо их незначительного изменения. В частности, это связано с принятием поправки, позволяющей большему количеству предприятий перейти на упрощенную систему налогообложения. В результате чего, в эту категорию включены предприятия, у которых по итогам 9-ти месяцев доход не превысил 15 млн. руб. с учетом коэффициента-дефлятора. Раньше при применении упрощенной системе организации не учитывали этот критерий, который, как известно, каждый год пересматривается Правительством РФ.
Использование на современном этапе развития рынка в РФ ограниченного количества инструментов налоговой политики не может способствовать качественным изменениям и преобразованиям в сфере развития малого бизнеса, так как в данном случае успех работы зависит в основном от умелого руководства, т.е. от корпоративного налогового планирования. Тем самым происходит занижение роли государственной налоговой политики в налоговом стимулировании деятельности малого предпринимательства.
Возможно, такой подход государства, может быть, и приемлем, когда система налогообложения уже сформировалась и не требует существенных изменений по своей структуре и поставленным целям и задачам. Однако в сложившейся ситуации, когда малый бизнес испытывает трудности в различных областях, не следует пока занижать роль государства в налоговом регулировании деятельности малого бизнеса. С большим сожалением приходится констатировать, что в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно больше всего не повезло малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий пока не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки.
Одним из стимулирующих факторов в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства, суть которой заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития этих предприятий.
В течение последних лет в целях стимулирования малого бизнеса были предприняты важные шаги. Принято ряд законодательных актов, стимулирующих развитие малого предпринимательства, была отменена ранее действовавшая налоговая льгота по налогу на прибыль, которая позволяла малым предприятиям в течение 4 лет уменьшать платежи по данному налогу.
В связи с этим, система налоговых стимулов, направленная на развитие малого бизнеса, несколько преобразилась (рис. 1).
Рис. 1. Действующая система налоговых стимулов для малого бизнеса.
Такое выгодное предложение со стороны Правительства РФ дало незамедлительный результат — рост представителей малого бизнеса, желающих использовать более льготные системы налогообложения (табл.2).
Данные таблицы 2, показывают, что в течение периода с 2008-2010гг. наблюдался рост как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц, работающих по упрощенной системе налогообложения.
Применение специальных налоговых режимов позволило минимизировать потери бюджета, возникающие при сокрытии налогоплательщиками налогооблагаемой базы, а также необоснованном завышении затрат, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности. Применение этих налоговых режимов позволило также достигнуть легализации некоторых видов предпринимательской деятельности, т.е. вывода доходов определенной части малого бизнеса из теневого сектора экономики.
С другой стороны, от применения специальных налоговых режимов выигрывает и малый бизнес, который может посредством их использования существенно снизить налоговое бремя, т.е. минимизировать свои налоговые обязательства перед бюджетом.
Существенным преимуществом специальных налоговых режимов, по сравнению с общепринятой системой налогообложения является возможность принять в расходы убыток, полученный налогоплательщиком по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых он использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Кроме возможности отнесения убытка на затраты, следует отметить и ряд других достоинств упрощенной системы налогообложения, а именно: организации могут не вести бухгалтерский учет (кроме бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов); необходимость уплачивать только один налог, что ведет к существенному упрощению процесса заполнения налоговых деклараций и количеству налоговых платежей; не надо вести налоговый учет, если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы; впоследствии можно отказаться от применения упрощенной системы налогообложения.
Представляется, что наиболее значимым выигрышем для малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, есть не что иное, как право сразу же уменьшать налогооблагаемую базу на расходы по приобретению основных средств и нематериальных активов.
На наш взгляд, упрощенная система налогообложения позволит не только существенно повысить эффективность ее применения, но и привлечь к ней внимание значительно большего количества налогоплательщиков, занятых в сфере малого бизнеса.
Дальнейшее совершенствование налогового законодательства в сфере малого бизнеса должно послужить началом становления в России цивилизованной системы налогообложения, которая позволила бы налогоплательщикам проводить эффективный налоговый менеджмент и рационально распределять финансовые потоки.
Источник: be5.biz
XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Буцукина Л.В. 1
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Нуждается в поддержке со стороны государства, так как он играет значительную роль в экономике и социальной сфере любого государства по целому ряду причин. Быстрое реагирование на динамику запросов рынка и быстрая адаптация к изменяющимся условиям — это факторы, влияющие на наиболее эффективное использование ресурсов, поддержку и развитие инфраструктурных отраслей экономики.
По данным ФНС России на 10.12.2017 г. зарегистрировано 5,998 млн субъектов МСП. В период с 10.01.2017 прирост этого показателя составил 2,25%.
В налоговой практике для стимулирования развития предприятий малого и среднего бизнеса, как правило, применяются: специальные налоговые режимы (СНР), «налоговые каникулы», рассрочка или отсрочка уплаты.
Введение специальных налоговых режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, а также упростить налоговый счёт и снизить налоговую отчетность.
Поступления налогов по СНР в бюджетную систему Российской Федерации, согласно данным ФНС РФ, в 2016 году составил 380,39 млрд. рублей, что на 10,1% больше, чем в 2015 году.
Рост поступлений можно объяснить увеличением налоговой базы за счёт нарастания общего количества налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
По данным статистики, самый большой процент всех налоговых поступлений от использования СНР приходится на упрощённую систему налогообложения (УСН). Поступления в 2016 году возросли на 12,9% по сравнению с 2015 годом.
Организации и ИП, использующие данный специальный налоговый режим, освобождаются об обязанности уплаты некоторых налогов.
Положительным моментом для налогоплательщика является самостоятельный выбор объекта налогообложения исходя из целесообразности. Такими объектами могут являться доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов [1]. В зависимости от данного выбора будут применяться разные ставки: в первое случае – 6%, во втором – 15%. Ставки могут изменяться в связи с законами субъектов Российской Федерации.
Вторым по популярности среди СНР является единый налог на вмененный доход (ЕНВД), однако наблюдается снижение поступлений на 5,3%. Это обусловлено сохранением тенденции снижения числа налогоплательщиков, применяющих указанную систему. Данный режим используется лишь для определенных видов деятельности и в тех территориальных образованиях, где это разрешено местным законодательством. Объектом налогообложения в данном случае является вмененный доход. Налоговая ставка составляет 15%, однако может изменяться нормативными правовыми актами территориальных образований в границах 7,5 – 15%.
Для производителей, занимающихся сельским хозяйством как основным видом деятельности, предусмотрен единый сельскохозяйственный налог. Поступления ЕСН в 2016 году возросли на 1,5 раза по сравнению с 2015. Данному режиму свойственна устойчивая ставка 6%, начисляемая на разницу между доходами и расходами. Организации и ИП освобождаются от ряда уплаты других налогов.
Патентная система налогообложения (ПСН) – вид специального режима, которым могут воспользоваться только ИП. Сущность режима состоит в приобретении патента, дающего право осуществляться предпринимательскую деятельность в определенной сфере. Поступления налога, взимаемого в связи с применением данной системы налогообложения, в 2016 году выросли относительно 2015 года в 1,4 раза. Процентная ставка в данном случае составит 6% от налоговой базы ИП.
Второй подход стимулирования малого и среднего бизнеса путем налогового регулирования подразумевает введение налоговых льгот и «налоговых каникул».
Под «налоговыми каникулами» понимается освобождение от уплаты налогов на определенный период времени. Данная мера поддержки малого и среднего предпринимательства может быть предоставлена ИП, зарегистрированным после вступления в силу законов субъектов РФ, применяющим УСН или патентную систему налогообложения и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению [2].
В РФ также существуют такие налоговые льготы, как рассрочка или отсрочка уплаты. Если налогоплательщик по каким-либо причинам не в состоянии заплатить налог в данный промежуток времени, он вправе запросить у налогового органа отсрочку или рассрочку в уплате.
Среди субъектов МСП велик риск ухода от уплаты налогов. Так, задолженность по СНР на 01.01.2017 составила 30,4 млрд. рублей и по сравнению с началом 2016 года увеличилась на 2,6 млрд. рублей, или на 9,2%.
Малый и средний бизнес несомненно нуждается в государственной поддержке. В настоящее время налоговое стимулирование данных субъектов достаточно разноплановое и создает значительные перспективы и преимущества налогоплательщикам, формируя благоприятную среду для предпринимательской деятельности. При этом, проведение грамотной налоговой политики в области малого и среднего бизнеса позволяет оказывать воздействие на решение наиболее важных социально-экономических задач Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электрон. ресурс] : федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.07.2015). — Электрон. дан. — М. : Консультант Плюс, 1997-2017. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671 (дата обращения: 11.12.2017).
Налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей в субъектах РФ [Электрон. ресурс] : справочная информация – Электрон. дан. – М. : Консультант Плюс, 1997-2017. – URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190568/ (дата обращения: 15.12.2017).
Корень А.В., Гулян В.А. Сравнительная характеристика основных преимуществ и недостатков реформы единого налога на вменённый доход // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5-2 (37). – С. 8.
Источник: scienceforum.ru