Если вы задумали заняться бизнесом, не торопитесь открывать ИП. Рассмотрите варианты использования единого совокупного платежа (ЕСП), если работаете самостоятельно и без работников, а также оказываете услуги только физлицам, или у вас свое сельское хозяйство.
Кто должен оплачивать ЕСП
С 1 января 2019 года по 1 января 2024 года в Казахстане для самозанятых граждан действует ЕСП. Он позволяет без оформления ИП легализовать свой статус в качестве предпринимателя и стать полноценным участником системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
Плательщиком ЕСП могут стать предприниматели, которые выполняют следующие условия:
- не используют наемный труд;
- оказывают услуги физлицам или реализуют физлицам сельхозпродукцию личного подсобного хозяйства (кроме подакцизной);
- годовой доход не превышает 1 175 МРП в год (3 427 475 тг).
Напомним, в 2021 году МРП в Казахстане составляет 2 917 тг.
Если лицо реализует другим физлицам товары, не относящиеся к сельскохозяйственным, то применять ЕСП оно не вправе.
Новый налоговый режим для малого бизнеса
Также стать плательщиком ЕСП не могут:
- физлица, оказывающих услуги на территории ТРЦ;
- лица, занимающиеся частной практикой (нотариусы, адвокаты, частные судебные исполнители и т.д.);
- лица, сдающие имущество в аренду (за исключением жилища);
- иностранцы и лица без гражданства (кроме оралманов);
- лица, зарегистрированные в качестве ИП.
Таким образом, ЕСП подойдет лицам, занятым следующими видами деятельности:
Если за год лицо получит доход, превысивший лимит в 1 175 МРП, то право на применение ЕСП оно утратит и обязано будет зарегистрироваться в качестве ИП.
В чем преимущество ЕСП
Отсутствие регистрации в налоговой не позволяет гражданам, работающим на себя рассчитывать на пенсионное и социальное обеспечение, а также на медобслуживание сверх рамок ГОБМП. Регистрация в качестве плательщика ЕСП решает эти проблемы, при этом сумма ежемесячной налоговой нагрузки крайне невелика, даже в сравнении с такими выгодными режимами как патент или «упрощенка».
Сумма ЕСП уплачивается ежемесячно и составляет:
- 1 МРП (2 917 тг) для физлиц, зарегистрированных в г. Нур-Султан, Алматы, Шымкент и городах областного значения;
- 0,5 МРП (1459 тг) для физлиц, зарегистрированных в других населенных пунктах, в том числе в сельской местности).
В эту сумму входят четыре платежа:
- ИПН -10%;
- Соцотчисления — 20%;
- ОПВ — 30 %;
- ОСМС — 40%.
Если плательщик по закону освобожден от платежей в какой-либо из фондов (например, пенсионеры не платят соцплатежи), то вместо части платежа в этот фонд, сумму направят на ИПН.
Таким образом, уплатив раз в месяц сумму в 0,5-1 МРП физлицо не только полностью легализует свою деятельность, но и обеспечивает себе будущую пенсию (базовую пенсионную выплату) и получает право на страховые выплаты из фонда соцстрахования:
Не вправе применять Специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса
- в случаях утраты трудоспособности (больничный);
- потери работы;
- потери кормильца;
- беременности и родов;
- усыновления или удочерения ребенка;
- ухода за ребенком до 1 года.
Как платить ЕСП
Плательщиком ЕСП физлицо признается в том месяце, в котором оно оплатило платеж. При этом, при прекращении деятельности в качестве самозанятого, никакой процедуры снятия с регистрации в налоговой тоже производить не требуется. Просто прекращаете вносить ежемесячные платежи. Также можно не платить ЕСП в текущем месяце, если в нем не было дохода, и возобновить оплату в следующем. Никаких штрафов, пени и прочих санкций при неуплате очередного платежа можно не бояться.
Вносить платеж может:
- сам предприниматель за себя;
- третье лицо в пользу предпринимателя.
При этом для внесения оплаты открытия расчетного счета не требуется.
- в любом банке Казахстана;
- через мобильные приложения банков;
- в отделениях «Казпочты».
При оплате указывается:
- ИИН лица, в чью пользу будут зачисляться деньги;
- месяц, за который производится оплата (можно внести платеж авансом за будущие месяцы).
Несмотря на то, что в состав ЕСП включено различных платежа, уплачивается он общей суммой. Распределением их занимается получатель платежа – Госкорпорация «Правительство для граждан».
Налоговую отчетность плательщики ЕСП не предоставляют. Однако, сведения о приостановлении уплаты ЕСП или о признании плательщиков ЕСП приостановленными отражаются на сайте КГД.
Кто может работать по патенту
Главное условие применения спецрежима «ИП по патенту» — ведение личного предпринимательства, то есть отсутствие наемных работников.
Однако есть ограничение:
- по сумме дохода (до 3 528 МРП в год, или 10 291 176 тг. на 2021 г.);
- по видам деятельности (с учетом требований пп.3 п.2 ст.683 НК РК и других ограничений).
В случае, если годовой доход превысит установленный порог, предприниматель теряет право на применение патента и обязан перейти либо на другой спецрежим (например, на «упрощенку») или на ОУР.
Торговлей с 2020 года по патенту заниматься запрещено. Если будет выявлено ведение деятельности, не включенной в данный перечень, то перевод с режима патента будет автоматом осуществлен на ОУР.
При приеме наличных денег и платежных карт ИП на патенте обязан применять онлайн-кассу и выбивать чеки. При приеме оплаты только безналичным путем, наличие онлайн-кассы не требуется.
Какие виды дохода может получать ИП по патенту
Виды доходов, к которым можно применять режим налогообложения на основе патента, перечислены в ст.681 НК РК. К ним относятся доходы:
Если ИП на патенте получает какие-либо иные доходы, не указанные в ст.681 НК РК, к ним применяется ОУР.
Налоговым периодом для применения патента является календарный год (ст.684 НК РК).
Но предприниматель может «выкупить» патент на любой срок, в интервале от 1 полного календарного месяца до 1 года. Сделать это нужно до начала предпринимательской деятельности.
Если после срока действия патента предприниматель планирует продолжить деятельность, то приобрести следующий патент нужно до окончания срока действия предыдущего.
Не бойтесь предполагать доход: при увеличении или уменьшении дохода можно произвести корректировку патента и налога.
Если ИП планирует сменить налоговый режим, то подать уведомление о смене следует до наступления месяца, в котором запланирован переход. В противном случае он автоматически будет переведен на ОУР. Если деятельность планируется приостановить, заявление о приостановке также следует подать до даты окончания текущего патента. Если предприниматель просто «бросит» патент по окончании срока действия, но не подаст заявление о приостановке деятельности, он также будет автоматически переведен на ОУР.
Какие налоги платит ИП на патенте и есть ли отчетность
Стоимость патента при безналичных расчетах составляет 1% — ИПН с дохода (не с чистой прибыли). Если же оплата принимается наличными, ставка составляет 2%.
Помимо стоимости патента ИП должен ежемесячно оплачивать за себя (с суммы «зарплаты»):
- ОПВ — 10%;
- соцотчисления — 3,5%;
- взносы ОСМС 5% от 1,4 МЗП (2 975 тг.)
Сумму «зарплаты», т.е. заявленный доход, определяет сам ИП. Диапазон, в котором можно назначить себе сумму «зарплаты»:
- для ОПВ – от 1 до 50 МЗП в месяц;
- для соцотчислений – от 1 до 7 МЗП.
На 2021 г. сумма МЗП = 42 500 тг.
При этом сумма «зарплаты» не может превышать фактический доход, с которого платится ИПН. Зачастую, для удобства и экономии ИП предпочитают устанавливать себе «зарплату» равную 1 МЗП.
Соцналог ИП на патенте не платят – он для них отменен с 2018 г.
ВАЖНО! Законом РК №290-VI от 27 декабря 2019 г. до 1 января 2023 г. сумма ИПН для субъектов микро- и малого предпринимательства уменьшается на 100%.
То есть, ИПН на этот период платить не нужно (стоимость патента равна 0).
Соответственно, при предоставлении ф.911.00 на 2021 г. в расчете указывается сумма планируемого дохода, а сумма ИПН к начислению — 0 тг.
Отчетность ИП на патенте не сдает, бухгалтерский учет также не ведет. Единственной формой, которая подается в налоговую службу, является 911.00.
Кто может применять режим «упрощенки»
Применять упрощенный налоговый режим могут ИП, у которых:
- Численность работников (включая самого ИП) не выше 30 человек;
- Нет подразделений, филиалов и объектов обложения в других городах;
- Оборот за полгода (без применения ТИС) — 24 038 МРП (70 118 846 тг в 2021г.;
- Оборот за полгода, если применяется только ТИС, но не применяется наличный расчет — 70 048 МРП (204 330 016 тг в 2021г.);
- Оборот за полгода, если применяется и наличный расчет и безналичные расчеты с использованием ТИС — 24 038 МРП + 70 048 МРП = 94 086 МРП (274 448 862 тг в 2021г.).
При этом ИП не должно заниматься рядом направлений, которые указаны в ст. 683 НК РК. Если нарушен хотя бы один из пунктов, ИП с упрощенки переходит на общеустановленный режим.
Какие налоги должен платить ИП на упрощенке
ИП на упрощенке уплачивает следующие виды налогов и взносов:
- 3% от дохода (платеж включает 1,5% подоходный налог (ИПН) и 1,5% социальный налог);
- 10% от своей зарплаты –обязательные пенсионные взносы за себя;
- 3,5% от своей зарплаты – соцотчисления за себя;
- 5% от 1,4 МЗП (2 975 тг на 2021г.) – взносы на медстрахование за себя (ОСМС).
Если ИП нанимает работников, дополнительно к вышеперечисленным платежам необходимо уплачивать за них (от суммы зарплаты):
- 10% ИПН (индивидуальный подоходный налог);
- 10% ОПВ (обязательные пенсионные взносы);
- 3,5% СО (социальные отчисления);
- 2% ОСМС (обязательное медстрахование);
- 2% ВОСМС (взносы на медстрахование).
Соцналог за работников ИП не платит. За работников, трудящихся не по трудовым договорам, а по договорам ГПХ, ОПВ в 2021г. составляют 10%.
Налоговым периодом для уплаты 3% от дохода ИП на упрощенке является полугодие. Остальные платежи уплачиваются ежемесячно до 25 числа следующего месяца (т.е. до 25 февраля – за январь и т.д.).
ВАЖНО! Те ИП на упрощенке, кто ведет ВЭД со странами ЕАЭС (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Армения), от уплаты ИПН и соцналога освобождены.
Какую отчетность сдает ИП на упрощенке
ИП на упрощенке обязаны отчитываться раз в полугодие по форме 910.00
- сдать форму следует с 1 июля по 15 августа;
- уплатить 3% налога – до 25 августа.
- сдать форму следует с 1 января по 15 февраля следующего года;
- уплатить 3% налога – до 25 февраля следующего года.
Если ИП на упрощенке попадает под освобождение от уплаты ИПН и соцналога до 1 января 2023 года, в декларации ф.910.00 необходимо указывать полученный доход, а сумму ИПН и соцналога к уплате указывать «0».
Кто должен применять Общеустановленный режим налогообложения
ОУР предназначен для тех предпринимателей, которые не могут выполнить условия, необходимые для упрощенного режима. Это могут быть ограничения по сумме дохода либо по видам деятельности. Условия для применения «упрощенки» указаны в ст.683 НК РК. Если предприниматель не выполняет условия, он признается применяющим общеустановленный режим.
Особенностью ИП на ОУР является:
- ставка 10% от разницы между выручкой и расходами;
- нет ограничений по доходам;
- налоговый период – квартал, также сдается отчетность по итогам года.
Порядок определения налогооблагаемого дохода ИП на ОУР установлен ст.366 НК РК.
Режим ОУР удобен для ИП, имеющих большие обороты, но минимальную наценку на товары и услуги.
Какие налоги должен платить ИП на ОУР
Основной налог, который платит ИП на ОУР — 10% с прибыли (в отличие от ИП на упрощенке, который платит 3% от дохода).
Помимо этого уплачиваются:
- 2 МРП минус соцотчисления — соцналог со своей зарплаты;
- 10% от своей зарплаты – обязательные пенсионные взносы за себя;
- 3,5% от своей зарплаты – соцотчисления за себя;
- 5% от 1,4 МЗП (т.е. сумму 2 975 тг. на 2021 г.) – взносы на медстрахование за себя (ВОСМС).
ИП на ОУР сам устанавливает себе размер зарплаты, но базой для ОПВ является сумма заявленного дохода в диапазоне от 1 до 50 МЗП. ИПН со своей зарплаты предприниматель не уплачивает.
Если ИП нанимает работников, дополнительно необходимо уплачивать за них (от суммы зарплаты):
- 10% ИПН (индивидуальный подоходный налог) – с зарплаты выше 25 МРП;
- 10% ОПВ (обязательные пенсионные взносы);
- 3,5% СО (социальные отчисления);
- 1 МРП минус соцотчисления – соцналог за работников;
- 2% ОСМС (обязательное медстрахование);
- 2% ВОСМС (взносы на медстрахование).
За работников, трудящихся не по трудовым договорам, а по договорам ГПХ, ОПВ в 2021 г. составляют не 5% (как было во 2 полугодии 2020 г.) а 10%.
При расчете зарплаты работники вправе применять налоговый вычет по ИПН в размере 1 МЗП, за исключением:
- работников-инвалидов 3 группы;
- иностранцев, не имеющих вида на жительство.
Налоговым периодом для уплаты 10% от дохода ИП на ОУР является квартал. Остальные платежи уплачиваются ежемесячно до 25 числа следующего месяца (т.е. до 25 февраля – за январь и т.д.).
Какую отчетность сдает ИП на ОУР
ИП на ОУР сдает следующие формы налоговой отчетности:
- Ф.200.00 (декларация по ИПН и соцналогу) – ежеквартально, до 15 мая, 15 августа, 15 ноября отчетного года и до 15 февраля следующего года;
- Ф.220.00 (декларация по ИПН) – до 31 марта года, следующего за отчетным, налог уплачивается в течение 10 дней после сдачи декларации;
- Ф. 701.01 (расчет текущих платежей по налогу на имущество) — до 15 февраля отчетного года;
- Ф.700.00 (декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество) — до 31 марта будущего года, оплата налога – в течение 10 дней после подачи декларации.
Нужно ли ИП на ОУР платить НДС?
Постановка на учет по НДС в Казахстане двух видов:
- добровольная (если лимиты по доходу не превышены);
- обязательная (при достижении лимита).
ИП на ОУР не обязан вставать на учет по НДС и платить налог, если оборот не превышает лимита в 30 000 МРП за год (87 510 000 тг. на 2021 г.). В случае превышения выручки необходимо подать налоговое заявление и встать на НДС.
Спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств
С целью поддержки и развития аграрного сектора в НК РК предусмотрены специальные налоговые режимы для предпринимателей и организаций, чья деятельность связана с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции. Льготные условия налогообложения и упрощенная отчетность в рамках данных спецрежимов облегчает ведение деятельности сельхозпроизводителей. Подробнее об особенностях применения спецрежимов для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств узнайте далее…
Ст.698 и ст.702 НК РК предусмотрены спецрежимы специально для:
- производителей сельхозпродукции, занятых ее производством, переработкой и реализацией и сельхозкооперативов, занятых производством, заготовкой, хранением, переработкой и реализацией продукции;
- крестьянских и фермерских хозяйств.
При этом, согласно ст.697 НК РК, производителями сельхозпродукции являются:
- юридические лица;
- крестьянские хозяйства;
- фермерские хозяйства.
Деятельность, в отношении которой допустимо применение спецрежима для сельхохпроизводителей, включает производство и реализацию продукции:
- растениеводства;
- животноводства;
- пчеловодства;
- птицеводства;
- рыбоводства.
При этом производители сельхозпродукции и сельхозкооперативы могут выбрать для себя один из трех вариантов:
- спецрежим для производителей и сельхозкооперативов (ст.698-700 НК РК);
- спецрежим для субъектов малого бизнеса : упрощенка или фиксированный вычет (ст.683 НК РК);
- общеустановленный режим.
Также для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов возможно совмещение спецрежимов с ОУР, если налогоплательщики обеспечат раздельный налоговый учет по доходам от разных видов деятельности (п.6 ст.697 НК РК).
Крестьянские или фермерские хозяйства могут совмещать два налоговых режима одновременно в случае, установленном в п.4 ст.703 НК РК, а именно, если часть доходов попадает под действие СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств, а часть – под «упрощенку» или ОУР.
Какие требования и ограничения накладываются на применяющих спецрежимы
Поскольку спецрежимы для сельхозпроизводителей и крестьянских хозяйств предполагают более низкую налоговую нагрузку и другие льготы, существует ряд условий, ограничивающих их применение.
Так, спецрежим для сельхозпроизводителей и сельхозкооперативов не вправе применять (п.7 ст.697 НК РК):
- иностранные юрлица;
- иностранцы;
- лица без гражданства.
Кроме того, обязательным условием является наличие земельного участка на праве частной собственности или землепользования (п.3 ст.698 НК РК). Это требование не распространяется только на пчеловодов – им землю иметь не обязательно.
В чем преимущество спецрежима
Применение данного спецрежима позволяет на 70% уменьшить сумму к уплате следующих налогов (п.1 ст.700 НК РК):
- КПН (ИПН);
- соцналог;
- налог на имущество и транспорт.
Расчет налогов при этом производится в общеустановленном порядке.
Налоговым периодом для данного спецрежима является календарный год (ст.699 НК РК).
Спецрежим для крестьянских и фермерских хозяйств допустимо применять налогоплательщикам (п.1 ст.702 НК РК):
- не являющимся плательщиками НДС;
- имеющим на территории РК земельный участок на праве собственности или землепользования.
При этом, в зависимости от территориальной зоны установлена максимальная площадь участка, который налогоплательщик должен иметь на праве собственности (землепользования). Ограничения указаны в п.2 ст.702 НК РК: от 500 до 5 000 га.
Расчеты с бюджетом в рамках данного спецрежима производятся на основе уплаты единого земельного налога. Налоговым периодом является календарный год (п.4 ст.702 НК РК).
- Налоги по упрощенке: что это и кому подойдет
- Что такое ОКЭД
- Виды налогов
- Что такое ИПН и кто его оплатит
- Как открыть ИП
- Как закрыть ИП
Источник: buhta.com
Налоговый Кодекс РК
Статья 683. Условия применения специального налогового режима
1. Для целей настоящего Кодекса субъектами малого бизнеса признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.
2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям:
1) среднесписочная численность работников за налоговый период не превышает для специального налогового режима:
на основе упрощенной декларации – 30 человек;
с использованием фиксированного вычета – 50 человек;
2) доход за налоговый период не превышает для специального налогового режима:
на основе патента или с использованием специального мобильного приложения – 3 528-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
на основе упрощенной декларации – 24 038-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
с использованием фиксированного вычета – 144 184-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года;
При этом в доход, указанный в абзаце третьем части первой настоящего подпункта, не включаются доходы в пределах 70 048-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, полученные индивидуальным предпринимателем путем безналичных расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы.
3) не осуществляющие следующие виды деятельности:
производство подакцизных товаров;
хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута;
Действие абзаца шестого подпункта 3) пункта 2 приостановлено до 01.01.2026 в соответствии с Законом РК от 25.12.2017 № 121-VI и в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции.
недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство);
сбор и прием стеклопосуды;
сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
консультационные и (или) маркетинговые услуги;
деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
деятельность в области права, юстиции и правосудия;
аренда и эксплуатация торгового рынка;
Подпункт 3) предусмотрено дополнить абзацем четырнадцатым в соответствии с Законом РК от 06.02.2023 № 196-VII (вводится в действие с 01.01.2024).
сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, 2 и 3 в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;
деятельность в рамках финансового лизинга.
3. Не вправе применять специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или с использованием специального мобильного приложения и индивидуальные предприниматели и юридические лица, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).
Для целей настоящего пункта под агентскими договорами (соглашениями) понимаются договоры (соглашения) гражданско-правового характера, заключенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, по которым одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны определенные действия от своего имени, но за счет другой стороны либо от имени и за счет другой стороны.
4. Не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса:
1) юридические лица, имеющие структурные подразделения;
2) структурные подразделения юридических лиц;
3) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах.
В целях налогообложения лиц, применяющих специальные налоговые режимы, иным обособленным структурным подразделением налогоплательщика признается территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, выполняющее часть его функций. Рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.
Положение настоящего подпункта не распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих исключительно деятельность по сдаче в имущественный наем (аренду) имущества;
4) юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;
5) юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим или особенности налогообложения;
6) некоммерческие организации;
7) плательщики налога на игорный бизнес.
5. Для целей настоящей статьи предельный доход индивидуального предпринимателя состоит из:
1) объекта налогообложения, определяемого в соответствии со статьей 681 настоящего Кодекса;
2) доходов в виде прироста стоимости, указанных в статье 330 настоящего Кодекса, возникающих в связи с реализацией и передачей в уставный капитал имущества, являющегося основными средствами индивидуального предпринимателя;
3) дохода, определяемого в соответствии со статьей 366 настоящего Кодекса.
6. Для целей настоящей статьи предельный доход юридического лица состоит из:
1) объекта налогообложения, определяемого в соответствии со статьей 681 настоящего Кодекса;
2) совокупного годового дохода с учетом корректировок, предусмотренных статьей 241 настоящего Кодекса, определяемого соответствии с разделом 7 настоящего Кодекса.
7. Индивидуальный предприниматель, являющийся субъектом малого бизнеса в соответствии с настоящей статьей, при применении специального налогового режима для субъектов малого бизнеса вправе вести налоговый учет в упрощенном порядке, предусмотренном настоящим разделом.
Сноска. Статья 683 с изменениями, внесенными законами РК от 26.12.2018 № 203-VI (вводится в действие с 01.01.2019); от 02.04.2019 № 241-VI (вводится в действие с 01.01.2019); от 24.06. 2021 № 53-VII (вводится в действие с 01.01.2022); от 20.12.2021 № 85-VII (вводятся в действие 01.01.2023); от 21.12.2022 № 165-VII (вводится в действие с 01.01.2023).
Источник: kodeksy-kz.com
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса
Темы 15-17. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса Цель – изучить особенности организации специальных налогвых режимов. Основные понятия: специальные налоговые режимы, субъекты малого бизнеса, крестьянские (фермерские) хозяйства, юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции.
Осуществляемые в Республике Казахстан экономические реформы при всей их противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынке товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование сектора эффективного малого и среднего бизнеса, важная роль отводится налогам. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что налоги и налоговая система являются одним из наиболее мобильных финансовых институтов управления экономикой. В Казахстане налогообложение субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется путем применения специальных налоговых режимов, которые устанавливают низкий режим налогообложения и упрощенный порядок сдачи налоговой отчетности. Использование специальных налоговых режимов в налоговой системе Республики Казахстан в настоящий период имеет решающие значение для развития предпринимательства, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса, так как, создает возможность разработать единую систему государственного регулирования предпринимательства в Республике Казахстан. Специальные налоговые режимы предусматриваются в отношении следующих категорий юридических лиц: 1) субъектов малого бизнеса;
Рекомендуемые материалы
В результате проработки технического задания на модернизацию части системы управления бортовой РЛС (система обзора) возникло три варианта модернизации. Для их оценки предлагается использовать показатели качества, приведенные в табл. 8.1.1.
Экономика предприятия
Используя запланированное снижение себестоимости изделий в ре-зультате ФСА, установить очередность ФСА для выпускаемых предприяти-ем изделий. Изделие №3 будет снято с производства через один год, осталь-ные – через большее число лет. Исходные данные
Экономика предприятия
Предположим, что каждый доллар, предназначенный для сделок, обращается в среднем 4 раза в год и направляется на покупку конечных товаров и услуг. Номинальный ВНП составляет 2000 млрд. долл. В таблице представлена величина спроса на деньги со стороны
Экономическая теория. Под ред. Е.Н.Лобачевой (3-е изд., 2012)
Оценка стоимости бизнеса
Пути и направления развития поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании
2) крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции; 4) отдельных видов предпринимательской деятельности. Выбор специального налогового режима или общеустановленного порядка налогообложения производится предпринимателем на добровольной основе. Не могут применять специальный налоговый режим: 1) юридические лица, имеющие филиалы, представительства; 2) представительства и филиалы; 3) дочерние организации юридических лиц и зависимые акционерные общества; 4) налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные
подразделения в разных населенных пунктах Не распространяется специальный налоговый режим на следующие вилы деятельности: 1) производство подакцизной продукции; 2) консультационные, финансовые, бухгалтерские услуги; 3) реализация нефтепродуктов; 4) недропользование; 5) отдельные виды лицензируемой деятельности. 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.
Специальный налоговый режим устанавливает для субъектов малого бизнеса упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога и корпоративного или индивидуального подоходного налога, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из нижеперечисленных порядков исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним: 1) общеустановленный порядок; 2) специальный налоговый режим на основе разового талона; 3) специальный налоговый режим на основе патента; 4) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
Данное условие не распространяется на лиц, реализующих товары на рынках (за исключением осуществляющих торговлю в стационарных помещениях на территории рынков по договорам аренды). Специальный налоговый режим на основе разового талона применяют физические лица, деятельность которых носит эпизодический характер.
Перечень видов деятельности, форма и порядок выдачи разовых талонов устанавливаются уполномоченным государственным органом. Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных представительных органов на основе среднедневных данных хронометражных наблюдений и обследований, проведенных налоговым органом, с учетом месторасположения, вида, условий осуществления деятельности, качества и площади объекта извлечения дохода, а также других факторов, влияющих на эффективность занятия деятельностью.
Специальный налоговый режим на основе патента применяют индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям: 1) не использующие труд наемных работников; 2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства; 3) доход за год не превышает 2,0 млн. тенге. Исчисление стоимости патента производится индивидуальным предпринимателем путем применения ставки в размере 3 процентов к заявленному доходу.
Стоимость патента подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Для применения специального налогового режима на основе патента индивидуальный предприниматель до начала его применения представляет в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление.
Вновь образованные индивидуальные предприниматели представляют указанное заявление не позднее десяти календарных дней со дня государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Датой начала применения специального налогового режима для указанных индивидуальных предпринимателей будет являться дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Непредставление индивидуальным предпринимателем налогового заявления в сроки, указанные в пункте 1 ст.431 НК РК, считается его согласием осуществлять расчеты с бюджетом в общеустановленном порядке. Одновременно с налоговым заявлением на применение специального налогового режима на основе патента представляется расчет для получения патента (далее в целях применения настоящей главы — расчет) по форме, установленной уполномоченным органом.
К расчету прилагаются документы, подтверждающие уплату в бюджет стоимости патента, социальных отчислений, перечисление обязательных пенсионных взносов. Налогоплательщики, представляющие расчет в электронном виде, указанные документы не представляют.
Расчет для получения очередного патента представляется до истечения срока действия предыдущего патента без представления налогового заявления на применение специального налогового режима на основе патента. В течение одного рабочего дня после представления расчета и документов, прилагаемых к расчету, налоговые органы производят выдачу патента или выносят решение об отказе в выдаче патента по форме, установленной уполномоченным органом.
Патент выдается на срок не менее одного месяца и не более двенадцати месяцев. Патент недействителен без предъявления свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Для каждого из названных режимов оговариваются условия их применения: эпизодичность деятельности, место, характер предпринимательской деятельности, величина дохода, количество осуществляемых видов деятельности, использование наемных работников. Субъекты малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один из специальных налоговых режимов по исчисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности по ним.
3. Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств. Наша республика обладает огромным потенциалом для развития агропромышленного комплекса. Но следует учесть, что только целенаправленная, обоснованная государственная помощь может создать предпосылки для нормального, стабильного развития аграрного сектора страны.
Тем более в нашей стране, где агропромышленный сектор экономики прошел несколько тяжелых этапов становления, от развала плановой централизованной экономики до появления первых стабильных, крепко стоящих на ногах предприятий-сельхозтоваропроизводителей. Появилась необходимость применения иных методов поддержки отечественных сельхозтоваропроизводителей.
Развитие сельскохозяйственного сектора было признано одним из приоритетных и тогда же возникло предложение о поддержке отрасли путем введения стимулирующей налоговой политики, включая применение налоговых льгот. Одним из таких методов является механизм специальных налоговых режимов аграрного сектора экономики: -специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств; — специальный налоговый режим для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции.
СНР для крестьянских (фермерских) хозяйств распространяется на деятельность крестьянских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, но за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Лица, работающие по данному режиму, уплачивают в бюджет единый земельный налог и не платят такие налоги и обязательные платежи в бюджет как: 1.Индивидуальный подоходный налог с доходов от деятельности хозяйства, на которую распространяется специальный налоговый режим; 2.Налог на добавленную стоимость- по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный налоговый режим; 3.Земельный налог и плату за пользование земельными участками – по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; Специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств предусматривает особый порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога и распространяется на деятельность крестьянских или фермерских хозяйств по производству сельскохозяйственной продукции, переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства и ее реализации, за исключением деятельности по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.
Для применения специального налогового режима крестьянские или фермерские хозяйства не позднее 20 февраля первого года применения указанного режима представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговое заявление. Плательщики единого земельного налога не являются плательщиками следующих видов налогов и других обязательных платежей в бюджет: 1) индивидуального подоходного налога с доходов от деятельности крестьянского или фермерского хозяйства, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 2) налога на добавленную стоимость — по оборотам от осуществления деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 3) земельного налога и (или) платы за пользование земельными участками — по земельным участкам, используемым в деятельности, на которую распространяется данный специальный налоговый режим; 4) налога на транспортные средства — по объектам налогообложения, указанным в подпунктах 1), 2) пункта 3 статьи 365 НК РК; 5) налога на имущество — по объектам налогообложения, указанным в подпункте 1) пункта 4 статьи 394 НК РК.
Плательщики единого земельного налога вправе добровольно подать налоговое заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость. Объектом обложения единым земельным налогом является оценочная стоимость земельного участка, исчисляется налог по ставке 0,1% к этой стоимости.
В декларации для плательщиков единого земельного налога отражаются исчисленные суммы единого земельного налога, социального налога, индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, платы за пользование водными ресурсами поверхностных источников, платы за эмиссии в окружающую среду, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений. Декларация для плательщиков единого земельного налога представляется не позднее 31 марта налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом, в налоговые органы по месту нахождения земельных участков.
4. Специальный налоговый режим для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции. Специальный налоговый режим для юр.лиц – производителей сельскохозяйственной продукции предусматривает особый порядок расчета с бюджетом как на основе патента с 80%-ным льготированием налогов, включенных в расчет его стоимости и распространяется на следующие виды деятельности: 1) по производству сельскохозяйственной продукции с использованием земли, переработке и реализации указанной продукции собственного производства; 2) по производству сельскохозяйственной продукции животноводства и птицеводства (в том числе племенного) с полным циклом (начиная с выращивания молодняка), пчеловодства, а также по переработке и реализации указанной продукции собственного производства.
Специальный налоговый режим для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов предусматривает особый порядок исчисления корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства. Он распространяется на субъектов, деятельность которых связана с использованием земли для производства, переработки и реализации такой продукции, а также продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства, предоставлению услуг производителям сельхозпродукции по обработке земли, посеву, уборке урожая.
Специальный налоговый режим не распространяется на деятельность налогоплательщиков по производству, переработке и реализации подакцизной продукции. Для применения специального налогового режима налогоплательщик не позднее 20 февраля текущего календарного года представляет в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление.
Суммы корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость, социального налога, земельного налога, платы за пользование земельными участками, налога на имущество, налога на транспортные средства, исчисленные в общеустановленном порядке, подлежат уменьшению на 70 процентов. Уменьшение суммы корпоративного подоходного налога, предусмотренное настоящей статьей, применяется также при исчислении сумм авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу, определяемых в соответствии со статьей 141 НК РК.
Уплата в бюджет налогов и платы за пользование земельными участками, указанных в статье 451 НК РК, и представление налоговой отчетности по ним производятся в общеустановленном порядке. Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных юридических и физических лиц), оказывающих услуги в области игорного бизнеса, боулинга, картинга, бильярда, лото. Субъекты перечисленных видов деятельности рассчитываются с бюджетом на основе фиксированного суммарного налога, который составляет 30% корпоративного подоходного налога и 70% НДС. Остальные налоги и другие обязательные платежи (включая акцизы) уплачиваются в общеустановленном порядке. Базовые минимальные и максимальные ставки фиксированного суммарного налога устанавливаются Правительством Республики Казахстан по каждому объекту налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и т.д.).
Выводы Специальный налоговый режим — особый порядок расчетов с бюджетом, установленный для некоторых категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также представления налоговой отчетности по ним. Специальные налоговые режимы предусматриваются для:.
1) субъектов малого бизнеса; 2) крестьянских (фермерских) хозяйств; 3) юридических лиц — производителей сельхозпродукции; 4)отдельных видов предпринимательской деятельности. Методические рекомендации к темам № 15-17 В лекции «14 Библиографический список» также много полезной информации. При изучении данной темы курса студенту необходимо понять для чего необходима система специальных налоговых режимов в РК, для кого она предусматривается, здесь также нужно разобраться на какие виды деятельности не распространяется применение специального налогового режима. Следует глубоко изучить формы специального налогового режима и их условия, а также понять процедуру приостановления специального налогового режима. Особого внимание требует изучение специального налогового режима для крестьянских хозяйств, юридических лиц-произодителей сельскохозяйственной продукции; необходимо знать, что специальный налоговый режим не распространяется на деятельность налогоплательщиков по производству, переработке и реализации подакцизной продукции.
Список литературы к теме 1. Налоги/ под ред. Д.Г. Черник. М., 2003 г. С.390-411 2.Нурумов А.А. Налоги Республики Казахстан.Алматы:Создык, 2005г.С.55-108 3. Тедеев А.А.
Налоги и налогообложение: Учебник.М.:Приор, 2007г.466-480 4.Налоги и налогообложение/под ред. Романовского М.В., Врублевской О.В., СПб.:Питер, 2007г.257-277
Поделитесь ссылкой:
Рекомендуемые лекции
- Ведущие бурильные трубы
- Изоляция реагирующих веществ
- Туристские центры
- 2 Эпоха реформации и возрождения и ее значение для формирования гуманистических идей о достоинстве и правах человека
- 14 Библиографический список
Источник: studizba.com