Нанайский бизнес что это

На Дальнем Востоке в сфере общественного питания сложилась парадоксальная ситуация: при многообразии коренных народностей Приамурья в меню кафе и ресторанов практически полностью отсутствуют местные национальные кухни. К примеру, в Комсомольске-на-Амуре легче найти узбекский плов и тайский салат, чем, например, нанайские блюда.

От закусок до десертов из рыб

В наши дни, чтобы попробовать «пиктэ чолони» – суп с крапивой или «соакта чолани» — нанайский суп с черемшой и полынью, надо или ехать на праздник в национальные поселения, или на культурно-гастрономический фестиваль вроде «Праздника полынного супа».

Конечно, есть всем известная «тала», одно из древнейших блюд коренных малочисленных народов Приамурья. Незатейливое, но популярное в Хабаровском крае блюдо готовят из мелко нарезанной летней свежей рыбы осетровых или лососевых пород. Кусочки просто обмакиваются в соль с перцем. В наше время в талу часто добавляют уксус, но в традиционном рецепте его нет.

Что касается нанайской картофельной талы, или «дарбиту», это блюдо знают немногие. Она также проста в приготовлении: потребуются картошка, рыба, лук и масло. Рыба должна быть копчёной, полукопчёной или вяленой. Шкура не снимается, а вот картофель перед варкой следует замочить в воде на 15-20 минут, чтобы вышел крахмал.

А есть ещё нанайский картофель-пай, или «дудуэсэ талани». Готовить его несложно. Картофель нарезают тонкой соломкой, промывают от крахмала и опускают на две минуты в кипящую воду. После заправляют жареным до золотистого цвета луком, мелко порезанной солёной кетой и кипящим растительным маслом.

Нанайские рыбные пельмени «бианси» – это не те, что продаются в магазине с начинкой из кеты. Своей формой они похожи на полумесяц. Начинка – рыбный фарш, обычный и чёрный перец, лук и черемша.

Мука и картофель в нанайской кухне – это дань современности. В прежние времена нанайцы картофель не употребляли в пищу. Живя на реке, они питались очень диетически, преимущественно рыбой. В ход шли и мясо, и кожа, и рыбий жир. К примеру, «ницан» – это блюдо из варёной вяленой рыбы, черёмухи и рыбьего жира.

Даже сладкие деликатесы готовились из рыбы, например, «таксома» – это своеобразная нанайская халва, рыба, вываренная до состояния порошка и смешанная с лесными ягодами, а «маси» – десерт из жареных шкурок рыбы с молоком и ягодами.

И что, казалось бы, сложного в обычной, всем известной ухе? Не скажите. По словам нанайцев села Сикачи-Алян, особого рецепта нет, сначала варили головы, затем… Эти представители коренных народов никогда не закидывали картошку, так как её не использовали. Сначала в кипящую воду помещали головы, потом кости от разделки (филе оставляют на талу), затем дикий лук. Уха может быть приготовлена из разной рыбы или из одной, как вам хочется.

Лукавят, конечно, что «особого рецепта нет». Он есть, потому как в сравнении с любой другой ухой нанайский вариант считается одним из самых вкусных.

«Некоммерческие» блюда

Директор автономной некоммерческой организации Этно-центр «Древо жизни», председатель Совета уполномоченных КМНС при главе города Комсомольска-на-Амуре Виктория Пассар прекрасно умеет готовить такие замечательные блюда, как солима, бода, нанайская уха. «Солима» – блюдо из мелко нарезанной лепешки (хлеба), ягоды, сахара и растительного масла. А похожий на кисель нанайский напиток «бода» готовится из риса или фасоли с добавлением красной икры. Экзотично и непривычно, но в процессе употребления такое питье выводит из организма вредные вещества, к примеру, хорошо борется с похмельным синдромом.

— Монетизировать и продвигать кухню коренных народов – проблематично, — рассказывает Виктория Пассар. – Некоторые блюда очень специфичные. Например, для приготовления полынного супа надо заранее заготавливать полынь. И как можно монетизировать «бода»? Это не плов, на этом не заработаешь.

В Хабаровском крае на нанайской кухне больше специализируются Амурский и Нанайский районы.

— В Комсомольске продвигать нанайскую кухню тяжело и сложно, — подчёркивает Виктория. – Чаще мы готовим дома, а так, чтобы представлять блюда на публике, такие мероприятия, как правило, разовые. Нас в Комсомольске мало, и тяжело делать всё сразу: и фестивали, и танцы, и кухню, которая требует много времени и затрат, в том числе и финансовых. Бабушки готовят за свой счёт, им тяжело.

В общем нанайская кухня интересна, экзотична, необычна и вкусна. «Протестировать» надо всё, тем более нанайская примета говорит, что если гость ничего или не всё попробовал со стола, то его одолеют Хуни – нанайские духи, которые испортят пищеварение. Так не дадим им одолеть нас!

Фото предоставлены Викторией Пассар

Источник: dvkomsomolsk.ru

Нанайцы — коренные обитатели Дальнего Востока России: факты о народе, его истории и традициях

Нанайцы – малочисленный коренной народ Дальнего Востока, предками которого были чжурчжэни и тунгусо-манчжурские племена мохэ. Их мифы и сказки начинаются с фразы «Давным-давно, когда над землей светили три солнца». Интересные факты о предках и образе жизни коренного народа бассейна Амура – в материале 24СМИ.

Территория проживания

Нанайцы живут в Китае и на территории России. Разными по национальности жителями этих стран они стали по Пекинскому договору 1860 года, разделившему бассейн Амура на китайские и российские территории. Большинство нанайцев оказались в России — до 60%.

Они давно обживали течение реки Амур и ее притоков: Сунгари и Уссури. За 100 лет нанайцы расселились по землям Хабаровского и Приморского краев, Сахалинской области.

Происхождение и название

Нанайцы относятся к Y-хромосомной гаплогруппе N3a6. Она считается молодой. Предок нанайцев родился в Юго-Восточной Азии 15–20 тысяч лет назад. Затем носители отцовской Y-хромосомы двинулись на север Китая и в Монголию. Оттуда в Скандинавию и Северную Европу.

Иногда люди задаются вопросом, не являются ли нанайцы родственниками американским индейцам, которые живут рядом географически. У них схожие традиционные занятия, быт и способы создания одежды. Генетики утверждают, что нет. Носители гаплогруппы N3a6 пришли на север Азии тогда, когда Берингов пролив уже образовался.

Самоназвание русских нанайцев состоит из двух слов «на + най», что означает «земля + человек». Переводят это: «люди земли», «местный житель». Самоназвание китайских нанайцев hezhen (赫哲族) означает «люди востока». Старое название, что использовалось в дореволюционной русской и европейской литературе, – goldes, goldi.

История предков

В названии «хэчжэ» нетрудно увидеть связь с чжурчжэнями. В китайских манускриптах 748 года так назывались народы, населявшие леса и долины российского Приморского края и северо-восточной провинции Китая Хэйлунцзян.

Чиновники делили чжурчжэней на 3 группы:

  • Жители реки Муданьцзян, прародины чжурчжэней, походили на китайцев внешне. Также совпадали традиции, обычаи и ремесла. Они шили одежду, занимались охотой и рыболовством, торговали речным жемчугом и женьшенем.
  • Народности бассейна реки Сунгари походили на монголов. Часть из них занималась полуоседлым скотоводством, другая – оседлым земледелием.
  • Третья группа или «дикие чжурчжэни» – это современные нивхи, нанайцы, орокены и эвенки. Все они представляют собой отдельные этнические группы.

В 1635 году Хунтайцзи, основатель династии Цин, переименовал чжурчжэней в маньчжуров.

Читайте также:  Производство сигарет в домашних условиях бизнес идея

Куклы, одетые в костюмы этнических меньшинств северо-восточного Китая. Слева направо: дауры, маньчжуры, хэчжэнь. (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Nanai_people#/media/File:Museum_für_Völkerkunde_zu_Leipzig,_Puppen_mit_Trachten_ethnischer_Minderheiten_Nordostchinas.jpg)

Предками «диких чжурчжэней» были тунгусские племена мохэ. Они вели оседлый образ жизни. Занимались сельским хозяйством и свиноводством. У них была армия, в том числе конница. Мохэ плавили железо, были умелыми ремесленниками и даже создали собственное государство – царство Бохай с рабовладельческим строем.

Внешность

Фламандский монах-миссионер Гильом де Рубук писал о чжурчжэнях: «они смуглы, как испанцы». Поэтому нанайцы выглядят похоже: смуглокожие и среднего роста.

Внешность нанайцев обусловлена климатом. Узкие глаза с косым разрезом защищают зрение от яркого солнца, смуглая кожа предохраняет тело от солнечных ожогов. Приплюснутый нос защищает носовые пазухи и быстро согревает холодный воздух до того, как он попадет в верхние дыхательные пути. Средний рост позволяет таежному охотнику лучше маскироваться.

Численность

Согласно переписи населения 2002 года, в России жило около 12 тысяч нанайцев, что в 2 раза больше, чем в царской России. Перепись 1897 года насчитывала 5439 человек. В Китае перепись провели в 2004 году и нашли чуть больше 4600 представителей народности. Китайских сведений по количеству нанайцев в XIX веке нет, но в 1928 году их было около 1500 человек.

Организация быта

Нанайцы ведут оседлый образ жизни. Строят бревенчатые дома с двускатной крышей. Всегда там, где поблизости расположен источник воды – река или озеро. Жилищем древних предков нанайцев были землянки, которые строили на берегу. Стены укрепляли жердями, обмазывали травой с глиной и покрывали полы камышовыми циновками.

Центром землянки становился лежак, на котором отдыхал человек.

Мужчины-нанайцы на протяжении всей истории народа занимались охотой и рыболовством. Близость водоема делала рыбака знатоком промысла, снастей и наживки. Он всегда знал где и какую рыбу ловить. Для рыбалки изготавливали лодки-оморочки с обшивкой из бересты. Охотились на медведей, кабанов, пушных зверей.

В качестве транспортного средства использовали нарты, запряженные собаками, или передвигались на лыжах.

Занятия нанайцев делятся на мужские и женские. Пока мужчина охотится, женщина заготавливает дрова, собирает съедобные растения, готовит пищу, шьет одежду и изготавливает домашнюю утварь и инструменты.

Нанайцы Хабаровска 1897 год (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Goldi_chiefs_in_best_clothes_north_of_Khabarovsk_LCCN2004707510.jpg)

Рыба в жизни нанайцев

Рыба в жизни нанайцев присутствует повсеместно. Одежда и обувь шьются из кожи крупных рыбин весом от 50 кг. Прочная эластичная кожа после высыхания оббивается молотком, пока не станет мягкой и удобной для шитья.

Для мужчины шьют халат, похожий на кимоно, рубаху и штаны. Зимние вещи изготавливают с подкладкой, летние – без. Женский халат длиннее мужского и шьется с нагрудником, чтобы было удобно кормить ребенка. Национальный костюм украшают речным жемчугом, мехом пушных зверей. Повседневную одежду делают практичной, с меньшим количеством украшений.

Пристрастие к одежде из рыбьей кожи принесло нанайцам еще одно название в Китае – «юпи-дацзы» (鱼皮鞑子), что означает «люди с рыбьей кожей».

Блюда нанайской кухни тоже представлены рыбой. Ее варят, жарят, вялят, употребляют в сыром виде. На зиму заготавливают сушеного лосося. Из костей делают рыбную муку, вытапливают рыбий жир. Рыбные супы готовят с приправами из кореньев и пахучих трав.

Нанайские сани и лодка (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Nanai_people#/media/File:Нанайские_сани_и_лодка_Сикачи-Алян.JPG)

Религия

Нанайцы исповедуют шаманизм. С почтением относятся к медведям и тиграм, считая их земной формой небесных жителей. Поклоняются духам солнца и луны, воды, гор. Так, дух огня, по верованиям нанайцев, – это пожилая женщина Фадзя-Мама. Как все старики, в доме она дремлет. Поэтому детям нельзя подбегать к огню, бегать и шуметь.

Игры с огнем тоже строго запрещены. Мужчины в присутствии огня никогда не ругались и не дрались. Это было бы неуважительным по отношению к пожилому духу. Рассердившись, Фадзя-Мама могла лишить мужчину удачи в рыбалке.

Проводниками между миром духов и людей становятся шаманы. У нанайских шаманов, как у врачей, есть специализация. Одни могут лечить, другие – сопровождать душу умершего на тот свет.

Нанайский женский костюм - Сикачи-Алаян, Хабаровский край (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Nanai_people#/media/File:Нанайский_женский_костюм,_Сикачи-Алян.JPG)

Однозначного астрономического объяснения легенде нет. В Солнечной системе только одна звезда. Предположение о том, что три солнца – это гало, когда за счет преломления и отражения света возникают два отраженных солнечных диска, не может служить базой для легенды об эпичной битве.

Легко объясняется только нанайский орнамент. Увидев гибель двух солнц, третье сбежало. На землю опустился холод. Травы и деревья замерзли, и люди стали умирать от голода. Тогда великий шаман сказал, что для того, чтобы солнце поверило, что люди не будут охотиться на него, нужно рисовать на одежде и на других предметах три солнца и звать светило зажигательными плясками.

Нанайский язык

Нанайский язык относится к южной группе маньчжуро-тунгусских языков. Ближайшими родственными являются ульчи и орочи. В России выделяют ряд диалектов: среднеамурский, курминский, сунгарский. Лучше всего нанайский язык сохранился в Хабаровском крае, где живет 100–150 носителей языка и есть 3 этнические нанайские деревни. Также нанайский язык преподают в ряде школ региона.

Нанайские диалекты возникали из-за территориальной обособленности разных групп и влияния языков окружающих народов. Считается, что в 1920-е годы диалектов было больше. Но тогда их некому было классифицировать, а позже они исчезли.

Письменной формы нанайского языка в царской России не было. Первая попытка ее создать состоялась в 1930-х годах. Сейчас используется письменность на основе кириллицы, разработанная коллективом лингвистов под руководством Валентина Аврорина.

Нанайцы, которые живут в Китае, пишут по-китайски и говорят на нанайском диалекте хэчжэ. Своей письменности у них нет. Однако в 2005 году китайцы закончили составлять первый учебник языка хэчжэ.

Известные нанайцы

Этнографы насчитывают 30 нанайских фамилий, обозначающих род. Генетики выделяют 2 основных рода по численности и древности. Это Бельды и Самар.

Самый известный нанаец – Дерсу Узала, герой фильма японского режиссера Акиры Куросавы с одноименным названием. Фильм снят по произведениям исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Книжный Дерсу Узала – проводник экспедиции Арсеньева. Он дитя природы, плохо разбирающееся в товарно-денежных отношениях, пристрастившееся к порокам оседлой жизни – алкоголю и курению опиума. Доказано, что у образа нанайца был прототип, но отождествлять на 100% человека и художественный образ неправильно.

Кола Бельды – еще один нанаец, чье имя мало кто помнит, но его голос знала вся страна. Советским телезрителям он известен как исполнитель песни «Увезу тебя я в тундру». Заслуженный артист РСФСР выпустил 4 виниловых диска. По его песням снято несколько видеоклипов и фильмов о творчестве. Образ нанайца, который создают песни Кола Бельды, не этнографический, а фольклорно-популярный, такой, который был интересен зрителям.

Сулгуну Олоненко меньше известен. Это советский филолог, автор первого нанайско-русского словаря. Он писал научные труды о фонетике, грамматике и лексике нанайского языка.

Средством выражения этнической идентичности малых народов в 1930-е годы стали фольклорные выступления в деревенских клубах. Тогда народные артисты исполняли аутентичные произведения. Зародившаяся в 1950-х годах эстрада оказала влияние на манеру исполнения и репертуар народных коллективов. Это привело к популярности тем, которые собирали аудиторию. Начиная с 1960-х формирование нового нанайского фольклора почти прекратилось.

Читайте также:  Примеры аргументов в бизнесе

По мнению лингвистов, ситуация с языком тоже не сулит этнической культуре ничего хорошего. Нанайцы двуязычны. К 1980-м годам 93% представителей коренного народа свободно говорили на русском и только 63% владели нанайским. Свободно говорящие – это люди старшего поколения. Такое положение характерно для большинства малых народов не только в России, но и в мире.

Источник: 24smi.org

Жизнь наедине с природой: кто такие нанайцы и где они живут

нанайцы

Один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока – нанайцы. Сами себя они называют хэдени, что переводится как «люди, живущие в нижнем течении реки». Нанайцы живут в идиллии с природой. Это малочисленный, добрый и отзывчивый народ с древней историей и богатейшим культурным наследием. Как изменилась жизнь нанайцев за несколько веков и какие традиции чтят современные представители – в материале «ФедералПресс».

Что мы знаем о нанайцах

Нанайцы всегда уважают своих предков. Помимо тотемных животных, шаманы обращаются к духам своих прародителей, а самыми почитаемыми членами семьи считаются бабушки и дедушки. Так, в прошлом каждый представитель общины должен был знать своих родственников до седьмого колена.

Современные нанайцы похвастаться знанием имен всех своих предков не могут, однако до нас дошло другое явление – родовые гербы.

Например, носители фамилии Бельды считают, что произошли от тигра, а на свое знамя поместили таежного пушного зверя и птиц на реке – традиционную добычу охотников. Герб дополнен знаком плодородия, которая говорит о богатстве семьи.

Нанайский род Одзял в качестве основного символа герба выбрал реку, на которой традиционно селились члены семьи, охотничьи угодья, места для рыбалки и утес Болан Очжан.

Родословные гербы были придуманы в XVII веке, когда членов из семей коренных народов начали набирать в маньчжурские армии. Благодаря гербам нанайцы могли находить своих родственников даже среди незнакомых людей.

Где живут нанайцы

7ca8720af0f1d3560aef0152a0c0f6c1.jpg

Нанайцы – коренной малочисленный народ Дальнего Востока. Всего в мире проживают около 16 тысяч представителей этого народа.

Нанайцы всегда селились вдоль Амура и Уссури. И Пекинский договор 1860 года, по которому граница между Россией и Китаем прошла по рекам Амур и Уссури, разделил район проживания на российский и китайский.

В России представители этого народа (более 11 тысяч человек) встречаются в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Камчатке, в ЕАО и Якутии. При этом более 10 тысяч живет именно в Хабаровском крае. В Китае, в провинции Хэйлунцзян, насчитывается порядка 4600 нанайцев.

Язык

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Родственные народы – эвенки, эвены, орочи, маньчжуры и сибо.

В нанайском языке наблюдается левое ветвление, с помощью суффикса можно отразить постоянство законов природы, а подлежащее может стоять в творительном падеже.

В 2010 году в России о владении нанайским языком заявили 1347 человек, но, по оценке лингвистов, языком свободно владеют не более 300 человек. В основном он распространен в Нанайском, Амурском, Комсомольском и Солнечном районе Хабаровского края.

Язык относится к вымирающим, и на нем говорят только люди старшего поколения, которые пользуются им в быту. Практически для всех современных нанайцев основным языком общения является русский. Нанайский язык изучают в школах в национальных селах.

Чем занимались нанайцы

Самым важным промыслом из народов являлось рыболовство. Для этого они использовали высокоспециализированное орудие. Понять, какое место в жизни нанайцев занимало рыболовство, можно, взглянув на хозяйственный календарь народа: в нем пять месяцев с названием рыб.

Нанайцы рыбачат на реке Амур. Фото: РИА Новости / В. Селезнев

Еще одно из важных занятий – охота, которая к XIX веку начала терять свою актуальность. Нанайцы начали охотиться только ради мяса и меха. Копытных добывали при помощи ям-ловушек и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье – гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях – нартах.

Популярностью пользовалось и кузнечное ремесло. Мужчины обрабатывали кости, металл и дерево, а женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.

Во что верили

b047da69184d6095b58d9f82cf2c8aa5.jpg

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом.

Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, которые оказывают влияние на их судьбы.

Для этого нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Одежда нанайцев

62a146b67c94df25eb4edae95d18e10c.jpg

Хабаровский край является основным регионом проживания нанайцев. Народ продолжает чтить традиции и носит национальную одежду. Верхний наряд шьют из шкур животных, которые сохраняют тепло. Нижнюю одежду делают из крапивных волокон, а для обуви используют шкуру рыб – согбома ота.

Национальный костюм нанайцев включает в себя халат по типу кимоно с запахом на правую сторону, теплые штаны и невысокие сапоги. Летом мужчины и женщины носят безрукавку – кандял. Летом мужчины надевают шапку конической формы, которую шили из пропаренной бересты, а зимой меховую шапку – элдумэпсэ.

Женские халаты немного длиннее и расшиваются орнаментом в сине-белых цветах. К брюкам прилагаются нагрудники: высокие – для девушек, до середины груди – для замужних, чтобы было удобно кормить младенца.

Праздничные наряды шьются из шелка и парчи, ранее ткани привозились из Китая. Для мужчин обязателен был пояс – омол, ширина которого 10–15 сантиметров и длина до 4 метров. Им оборачивали талию два-три раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Национальная кухня

Еда у нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для ее приготовления используют мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, из которых делают напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста из ягод черемши пекут лепешки.

Также нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В XIX веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. Головы некоторых видов рыб они едят в сыром виде, как и основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.

Традиции

Коренные нанайцы празднуют два Новых года, один из которых – мужской и приходится на зимнее солнцестояние, когда начинается сезон охоты. Второй – женский во время летнего солнцестояния. Традиционное новогоднее блюдо – пельмени бианси, форма которых напоминает полумесяц. Начинка: рыбный фарш, перец, лук, черный перец и черемша.

Еще один из больших праздников у нанайцев – рождение ребенка. Если у женщины рождается двойня, то это еще более радостное событие. Таких людей считают священными, и, согласно поверью, один из них имеет власть над животными, а второй является покровителем духов воды.

После родов над матерью и ребенком проводят ритуалы для защиты от злых духов. В Хабаровском крае нанайцы готовят для малыша колыбель со стружками из черемухи, а дом окуривают багульником.

Читайте также:  Лучшая аудиокнига бизнес онлайн

Уникальными являются и похороны у нанайцев. Есть три способа погребения: наземный, в земле и сожжение. Ранее нередки были случаи, когда тела умерших помещали в специальные постройки – кэрэк, размещенные на деревьях. Детей могли хоронить в дуплах. Традиционные захоронения начали проводиться уже после прихода в регион русских.

Также по покойному проводят несколько поминок: сразу после смерти и на седьмой день. Похороны проходят на 2-3 день, а на церемонии должны присутствовать все родственники умершего.

Ранее с телом мужчин клали топор, нож и котелок, а женщин – ножницы. Если умирал охотник, то ему оставляли лыжи и стрелы, а если рыбак – сети. Однако все предметы специально ломали, потому что нанайцы верили, что в загробной жизни умершие смогут найти их целыми. В течение года каждый месяц родственники устраивали семейные поминки.

Нанайцы верили, что в течение года после смерти душа умершего находится в маленькой куколке из дерева – пане. Эту куколку ежедневно кормили, а спустя год шаман отправлял душу в загробный мир.

Согласно свадебным традициям, родители заранее выбирали своим детям супругов и заключали с их родственниками соглашение. Так, жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов.

d28ad4181bc8643670bb92a05aab0d20.jpg

Жители нанайского поселка идут по заснеженной улице, 2005 год. Фото: РИА Новости

На разницу в возрасте между будущими супругами внимание не обращали, и она могла достигать и 25 лет. При этом иногда старше могла быть невеста.

Существовала традиция, когда девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили ее до половозрелого возраста, приучая ее к традициям будущей семьи. Сама свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, застолья и переезда жены в дом мужа. Согласие на свадьбу должна была дать мать невесты. Однако соглашаться на брак сразу было плохим тоном.

Во время самой свадьбы проводились обряды с жертвоприношениями божествам, а также на достаток и благополучие. Так, например, невеста должна была одной ногой ступить в котел у себя дома, а второй – в доме мужа. После свадьбы невеста еще три дня или год жила с родителями, а потом навсегда уходила в дом мужа.

Примечательно, что у представителей нанайской знати могло быть много жен.

Язык уходит в историю

Как отметила президент РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края» Любовь Одзял, современные представители нанайцев продолжают чтить традиции своих предков. Однако родной язык народа в скором времени может уйти в историю – молодежь на нем практически не говорит.

Любовь Александровна, расскажите, какие нанайские традиции соблюдаются до сих пор?

— Нанайские традиции на сегодняшний день живы. В первую очередь соблюдаются требования, связанные с похоронными обрядами. Душа после смерти очень уязвима, сильно страдает, и чтобы облегчить ее пребывание на том свете, нужно строго соблюдать все процедуры и понимать их значение. Мистических случаев, связанных с наказанием за нарушение канонов, очень много, покойники снятся, выражают удовлетворение от того, что у них есть все необходимые вещи в месте, куда они попали, или же, наоборот, сердятся, если что-то сделано не так. Этим снам придается большое значение.

Кроме того, большую роль играют подношения духам местности, которых угощают водкой, чтобы промысел был удачным.

Как приобщаете к этому молодежь?

— В деревнях молодежь, если не уверена в точности, как правильно что-то делать, зовет знающих людей, которые командуют всем процессом. Постепенно естественным путем знания оседают в памяти и становятся частью повседневной жизни.

d0126ec51c520cfeecc825ea84365ce0.jpg

Что касается родного нанайского языка, насколько часто он сегодня используется в быту?

— Раньше общение было повсеместным, везде звучала нанайская речь. Сейчас, с уходом носителей языка и культуры, на родном языке почти никто не разговаривает, только пожилые люди.

Проходят ли специальные занятия для молодого поколения по изучению родного языка?

— Да, в крае работает исследователь нанайского языка Василий Харитонов, он изучил нанайский язык, собрал группу энтузиастов в разных городах и районах края и проводит занятия с желающими изучать родной язык. Он может обучить языку, используя новые современные методики, и его пример вдохновляет молодежь.

Современные нанайцы уже отходят от традиционного уклада жизни. Проводится ли какая-то работа по сохранению культуры и языка?

— Основа традиционного уклада жизни – это этническое питание, традиционные рыболовство и охота. В этом плане ничего не изменилось для нанайцев, рыба – наша жизнь. Исключение составляет городское население, которое не может позволить себе существование наедине с природой и держится за счет связей с родственниками в деревнях, откуда они родом.

Вопрос «проводится ли какая-то работа по сохранению языка и культуры», наверное, не совсем корректный, ведь в каждом селе, школе, домах культуры, национально-культурных центрах, детских садах дети обучаются основам родного языка и культуры, декоративно-прикладному искусству, поют, танцуют – на этом держится сейчас наша культура, и выходят в свет все новые и новые поколения детей, для которых знать свою культуру и гордиться ею – это норма.

23ced414a86de0681ad4e6e35658c9ab.jpg

Нанайская молодежь связывает свое будущее с традиционным образом жизни?

— Где бы они ни были, куда бы ни уехали, родные места всегда будут тянуть их домой. Рыболовство позволяет совместить современную жизнь и традиционный уклад, мужчины работают и ездят на рыбалку, женщины готовят рыбу. Молодежь уезжает в города, но осесть там не так-то просто: квартиры очень дорогие, поэтому возвращаются в деревню, работают, ведут традиционный образ жизни.

На ваш взгляд, какие сложности есть в сохранении традиций нанайского народа?

— Главная проблема – это уход из жизни последних носителей языка и культуры. Из-за пандемии коронавируса умерло много ярких людей, на которых держалась национальная культура. Здесь и обрываются нити, связывающие нас с корнями.

Власти и крупный бизнес неоднократно говорили о поддержке малочисленных народов России. Действительно ли оказывается помощь?

— Это действительно так, без поддержки мы не смогли бы осуществить целый ряд крупных проектов, реализация которых значима для коренных народов. Издаются книги на языках коренных народов края, уникальные материалы, которые сейчас нигде не найдешь.

Создаются учебные пособия для изучения родных языков и литературы, фотоальбомы, сборники стихов, песен, краевые и межрегиональные мероприятия, конференции, фестивали, семинары, круглые столы. Наши артисты, юные таланты участвуют в международных выставках, конкурсах, занимают первые места, становятся лауреатами. Огромный вклад за последние три года внесла «Русская медная компания», благодаря которой стали решаться накопившиеся за десятилетия проблемы. Оказывает значительную поддержку компания «Полиметалл», с которой мы сотрудничаем уже более 10 лет.

Фото: РИА Новости / Александр Лыскин; РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края», Российский этнографический музей

Инфографика: ФедералПресс / Маргарита Неклюдова

Источник: fedpress.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин