Кафедра истории медицины и культурологии ММА им. И.М. Сеченова
Важнейшими источниками, из которых мы получаем сведения о состоянии древнерусской медицины являются легенды, сказания, былины. В них мы черпаем знания о народных воззрениях по различным вопросам жизни, в том числе и об организме человека, и о происходящих в нем процессах. Другим источником, дающим ценный материал по медицине Древней Руси, являются заговоры, присказки, пословицы, поговорки и т.д. Пословицы, по мнению В. Даля, – сокращенные притчи, имеют большое значение для изучения истории народа . В ряду этих источников занимают одно из главных мест старинные лечебники и травники. Несмотря на то что они относятся по времени своего появления к более позднему историческому периоду, тем не менее в них содержится много традиционного, перешедшего в них из языческого периода русской истории.
Первичный зачаток русской народной медицины следует искать в знахарстве и колдовстве древних славян. Эта народная медицина отличалась одной чертой, не свойственной первичным ступеням западноевропейской медицины. Дело в том, что русская народная медицина не знала жреческой организации, которая отмечает собою первые ступени развития медицины у романских и германских народов. Волхования, заклинания, заговоры, наговоры, основанные на вере в таинственные силы природы, являются преобладающими орудиями нашей архаической медицины наряду с простыми, чисто механическими средствами врачевания телесных болезней.
Бизнес народная медицина Хиджама Бизнес идеи #бизнес #бизнесидеи #хиджама #здоровье #медицина
В языческой Руси, олицетворявшей в своих божествах силы природы, хранителями и носителями высших интеллектуальных познаний своего племени, в том числе и медицины, были старшие в роду (старцы, “калики перехожие”). Они совмещали в себе и отправление внешнего религиозного культа, и хранение преданий, и вещание права.
Обладали, по всей вероятности, и тайнами первобытного врачебного искусства. “Калики перехожие” исцеляют Илью Муромца, который, по нашим былинам, “тридцать три года сиднем сидел в селе Карачарово”, и возвращают ему силы, дав “испить ему чарочку питьица медвяного”. Кстати, чем был болен Илья из Мурома? Скорее всего рассеянным склерозом, неизлечимым до сих пор. Но есть и мнение, что в детстве он перенес полиомиелит.
В культ предков древних славян входили также и анимистические представления (анима – душа). В представлении наших пращуров особое место занимала реинкарнация (перевоплощение), основанная на представлениях об особой жизненной силе, существующей раздельно с человеком.
Один и тот же физический облик принадлежит и живому человеку, действующему, двигающемуся, думающему, и мертвому, трупу, внешне напоминающему живого, но неподвижному, бесчувственному, ибо жизненная сила (“душа”) отделилась от него куда-то. Когда человек умирал, по думам древних славян, душа его, или дух, уходила из тела, как “дымец малый”. Судьба этих духов, по представлению древних, различна. Часть из них остается на земле, творя добро и зло, друга часть отправляется на небо, продолжая влиять на жизнь потомков. Считалось также, что души умерших ищут себе пристанище в животных, предметах, поэтому многие лечебные приемы связывали с животными: при головной боли сажали на лоб щенка, при лихорадке привязывали рядом козу и т.д.
Т.Кребс: Тысячи людей сказали мне спасибо! Рак
У древних славян родоначальника называли Чуром или Шуром (“чур меня”). Чур – хранитель рода. Хранители дома – домовые. Глава племени должен был “держать связь” с духами-прародителями.
Посредниками между человечеством и таинственными силами природы считались также кудесники, волхвы, ведуны, ведуньи, играющие видную роль в древних летописных сказаниях и в произведениях устной народной словесности. К кудеснику обращается – помните? – князь Олег: “Что сбудется в жизни со мною?” Эти посредники могли использовать свою силу и на благо, и во вред человеку – исцелить или покарать.
Кстати, главным образом эта сила приписывалась женщинам , так как, по свидетельству специалистов, “вообще языческий идеал присваивает женской личности мифическую сущность, она обладает даром гаданий, чарований, пророчества, знает тайны естества, и потому в ее руках по преимуществу хранится врачевание от болезней и, следовательно, колдовство, ведовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил” [1].
Знахарская практика древних славян порождала и анимистические образы – духов и богов-целителей. У восточнославянских народов оспа, холера, лихорадка – образ злых, уродливых женщин. На Руси существовало 12 сестер-лихорадок: Трясуха, Знобуха, Простуда и другие. Племена восточных славян финского корня были этнографическим элементом, который “рекрутировал” кудесников и волхвов.
К ним, на север, в глубь лесов первобытных ходили русские люди за “волхованиями” уже и после принятия христианства. Это мистическое значение древнерусского севера отмечено А.С. Пушкиным в поэме “Руслан и Людмила”:
“Наука дивная таится
Под кровом вечной тишины,
Среди лесов в глуши далекой
Живут седые колдуны. ”
Народ верил в силу этих седых колдунов и в их “дивную науку” и обращался к ним со своими нуждами, в том числе и во время болезней. Вот что мы узнаем из более поздней летописи, датированной 1071 г. (после принятия христианства, когда волхование было объявлено преступлением): “Волхование – это бесовская сила, наводящая и благо, и немощь. Чаще всего дается дар волхования женщинам, ибо первая жена была прельщена бесом; они волхвуют и чародейством, и отравою, и иными кознями бесовскими, но и мужи прельщаемы бывают бесами” [2]. Такова почва, на которой мы должны искать следы древнейшей языческой медицины, представляющей сумму знаний о целебных силах природы с элементами магической медицины.
Анимистические представления древних славян имели в основе своей естественные явления – страх смерти, страх перед покойником. Даже вид умирающего, больного вызывал чувство страха. По свидетельству арабских купцов, посетивших в Х в. Волгу, их поразило отношение к больным.
Они отмечали, что “если один из них заболеет, то ему устраивают в отдалении от себя шатер и оставят с ним несколько хлеба и воды. Близко к больному никогда не подходят и не говорят с ним, даже более того: не посещают его за все время болезни. Когда больной выздоровеет и встанет с постели, он возвращается к своим. ” [3]. По всей видимости, в данном случае древние славяне бессознательно пользовались методом изоляции, что играло большую роль в предотвращении заразных болезней.
При господстве таких воззрений, как анимизм, тотемизм, магия, главными способами лечения были заговоры, заклинания. Древнеславянские заговоры – корень русской народной медицины. Все они имели определенную форму и строились строго по плану. Вот, например, типичный заговор – от зубной боли: “ Как земляника засыхает и завядает, так чтобы у . (называлось имя больного) зубы замирали и занемели, по сей день, по сей час” [4].
Во врачебных заговорах древних славян наблюдается смесь анимизма с фетишизмом (фетиш – вещь). В заговоре обыкновенно говорится о каком-нибудь камне (латырь – камень), который лежит в “чистом поле” или “океан-море”. Вокруг этого камня и строится вся заговорная поэзия – лечение.
Подробно перечисляются всевозможные виды данной болезни и частей тела, из которых она высылается. “Ссылание”, “сметание”, “сливание” болезни – необходимый аспект лечебных заговоров. Знахарь, как правило, обращался к месяцу, ветру, воде, дереву. Основное значение здесь имеют слова, но постепенно в процесс заговора вовлекаются и действия знахаря.
Магические свойства передаются отдельным предметам. В лечебных заговорах появляется так называемый приколень, с помощью которого стараются передать болезнь с человека на какой-нибудь предмет.
Для того, например, чтобы “установить золотник” (лечить женский детородный орган – матку), обводили веником вокруг живота больной, нажимая, приговаривали: “Крепко березка на корню стоиць, так стань золотник на своем месци того кряпчей”. Постепенно слова заменялись символическими действиями. При трудных родах разрубали топором связанные колья, открывали окна, двери и т.д.
На дальнейшей ступени своего развития место символических действий знахаря занимают символические лекарства – амулеты. В былинах сила богатыря передавалась другому с его кровью. Былинный Святогор передает свою силу с пеной.
Распространенным методом лечения у древних славян было, как уже говорилось, “сметание” болезни, для чего применялись прутья, кнут, веник. Веником можно “засекать”, выметать болезнь, что предохраняет от всякой порчи, как бы отметая ее. С этой целью клали на пороге веник, вилы, топор; “сливание” болезни – омовение водой – тоже прием лечения, весьма распространенный.
Вода обладает очистительной силой у древних славян и представляется живым существом – ее боялись оскорбить, ей поклонялись. “Состригание” болезни – тоже медицинский прием. Желая избавиться от недуга, состригали волосы, ногти, сжигали, отдавали собаке в хлебе и т.д. Знахарский культ был одним из истоков древнерусской медицины.
1. Забелин И.Е. “Домашний быт русских цариц в 16–17 столетия” М., 1872; 81.
2. Цит. по книге Н.П. Загоскина “Врачи, врачебное дело в старинной России”. Казань, 1891; 10.
3. Скороходов Л.Я. Краткий очерк истории русской медицины. Л., 1926; 17.
4. Цит. по книге Скороходова Л.Я. “Краткий очерк истории русской медицины”. Л., 1926; 17.
Приложения к статье |
М инимальных изменений болезнь – основная причина нефротического синдрома у детей |
Источник: www.rmj.ru
Народная медицина как бизнес
Учебное пособие составлено для студентов высших учебных заведений с ознакомительной целью. Пособие включает 7 глав основного текста, изложенных на 300 страницах.
По мнению авторов, интерес к применению лекарственных растений обусловлен тем, что из года в год в нашей стране возрастает интерес к ним и препаратам из них. Ученые изучают растения, стараясь найти ценные лекарственные виды, проводят углубленные исследования давно известных и широко используемых лекарственных растений, чтобы выявить новые возможности для их применения в медицинской и ветеринарной практике.
Фитотерапия – использование лекарственных растений в медицинских целях. Это особенно важно в настоящее время, когда встает вопрос о бережном отношении к природе. В общем понятии «охрана окружающей среды» важен вопрос об охране не только растительности, но и отдельных растений. Поэтому необходимо знать те растения, которые в первую очередь должны находиться под охраной.
В первой главе достаточно объемно приводится история применения лекарственных растений в древнем мире, включая Русь, много интересных сведений, расширяющих кругозор студентов. Авторами на основе литературного анализа раскрыт материал по использованию лекарственных растений в Древних Китае, Индии, Персии, Месопотамии, Египте, Греции, Риме и других странах мира. Начиная с IХ века встречаются сообщения о лечении травами в русских летописях. Раскрыт вопрос об использовании лекарственных растений в древней Руси и современной России. Приводятся ботанические описания растений, используемых в древнем мире.
Вторая глава дает информацию о действующих веществах лекарственных растений. Установлено, что в настоящее время из 21 тысячи видов флоры России около 3 тысяч растений имеют лекарственное значение, однако, в современной медицинской практике применяется не более 240 видов. Приведены виды растений, использование которых возможно в свежем, сухом, обработанном виде. Дана краткая характеристика наиболее активных действующих веществ растений: алкалоидов, гликозидов, витаминов и др. и даются примеры лекарственных средств, созданных на их основе. Отмечено авторами, что многие ядовитые растения в микро- и ультрадозах являются лекарственными.
Третья глава раскрывает сведения о лекарственных растениях: их систематику, ботаническую и биологическую характеристику, химический состав, лекарственное сырье, лекарственные средства.
Четвертая глава приводит сведения о лекарственных растениях Рязанской области, которая входит в лесную, лесо-степную и степную географические зоны страны, поэтому и видовое многообразие лекарственных растений достаточно.
Пятая глава приводит сведения использования лекарственных растений в косметологии с целью укрепления роста волос, очищения кожи и др.
Шестая глава раскрывает вопрос сбора, сушки лекарственного сырья.
Седьмая глава приводит сведения о правилах хранения, в том числе хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных форм. Авторами отмечено, что в настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 августа 2010 г. № 706 н г. Москва «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
В соответствии со статьей 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 16, ст. 1815; № 31, ст. 4161) утверждены Правила хранения лекарственных средств. Так, например, список А – список ядовитых лекарственных средств, назначение, применение, дозирование которых в связи с высокой токсичностью должны проводиться с особой осторожностью (болиголов, красавка, аконит и др.).Список Б – список сильнодействующих лекарственных средств, которые должны храниться с предосторожностью, отдельно от прочих лекарственных средств (дурман, софора, термопсис и др.).
Все главы содержат контрольные вопросы, глоссарий, список литературы. Текст легко читается, хорошо иллюстрирован.
Учебное пособие Ф.А. Мусаева, О.А. Захаровой и Мусаевой Р.Ф. «Лекарственные растения в медицине и ветеринарии» рассмотрена на заседании учебно-методического образования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, ей дана высокая положительная оценка и она издана в типографии Рязанского государственного агротехнологического университета имени проф. П.А.
Костычева с грифом УМО.
Источник: expeducation.ru
Народная медицина как бизнес
Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.
- Издательство «Медиа Сфера»
- (бесплатный номер по вопросам подписки)
пн-пт с 10 до 18
- Издательство
- «Медиа Сфера»
Результаты поиска: 0
Кафедра фармакологии Дагестанской государственной медицинской академии Минздрава России, Махачкала, Россия, 367000
Кафедра оториноларингологии с усовершенствованием врачей и кафедра патологической анатомии Дагестанской государственной медицинской академии, Махачкала, Республика Дагестан, 367000
Кафедра оториноларингологии с усовершенствованием врачей и кафедра патологической анатомии Дагестанской государственной медицинской академии, Махачкала, Республика Дагестан, 367000
Кафедра фармакологии Дагестанской государственной медицинской академии Минздрава России, Махачкала, Россия, 367000
Прополисотерапия в оториноларингологии
Подробнее об авторах
Скачать PDF
Связаться с автором
Оглавление
Омаров Ш.М., Гаджимирзаев Г.А., Гаджимирзаева Р.Г., Омарова З.Ш. Прополисотерапия в оториноларингологии. Вестник оториноларингологии. 2016;81(5):30‑32.
Omarov ShM, Gadzhimirzaev GA, Gadzhimirzaeva RG, Omarova ZSh. The use of propolis-based therapy in otorhionolaryngology. Vestnik Oto-Rino-Laringologii. 2016;81(5):30‑32. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/otorino201681530-32
Читать метаданные
Авторы анализируют данные литературы по использованию фармакопрепаратов прополиса при лечении верхних дыхательных путей и уха. Подчеркивается целесообразность широкого использования в клинической практике оториноларингологов лекарственных средств, изготовленных на основе прополиса и обладающих многими биологическими эффектами: антибиотическим, противовоспалительным, иммуностимулирующим, антиоксидантным, анестезирующим, цитостатическим.
Кафедра фармакологии Дагестанской государственной медицинской академии Минздрава России, Махачкала, Россия, 367000
Кафедра оториноларингологии с усовершенствованием врачей и кафедра патологической анатомии Дагестанской государственной медицинской академии, Махачкала, Республика Дагестан, 367000
Кафедра оториноларингологии с усовершенствованием врачей и кафедра патологической анатомии Дагестанской государственной медицинской академии, Махачкала, Республика Дагестан, 367000
Кафедра фармакологии Дагестанской государственной медицинской академии Минздрава России, Махачкала, Россия, 367000
Широкое распространение получило лечение многих заболеваний, в том числе оториноларингологических, продуктами пчеловодства (апитерапия). С этой целью используются как живые пчелы, жалящие больного в биологически активные точки (разновидность акупунктуры), так и разнообразные лечебные препараты на основе продуктов пчеловодства, выпускаемые предприятиями фармацевтической промышленности России и зарубежных стран, а также приготовляемые в классических аптеках по заказу.
Фармацевтические препараты из прополиса выпускаются и специализированными лабораториями Китайской народной республики, Германии, Украины, Франции, Венгрии, Болгарии, Канады, Испании, Японии, Литвы.
Метод лечения продуктами пчеловодства был подвергнут основательному испытанию в условиях современной клиники. Исследования ученых опубликованы в многочисленных научных изданиях, монографиях, материалах научно-практических форумов по линии Международного общества «Апимондиа» [1—3].
Еще в 1959 г. Ученым советом МЗ СССР была утверждена «Инструкция по применению апитерапии», которая на основании обобщения накопленного опыта определяла круг болезней, при которых могут применяться продукты пчеловодства, и рекомендовала методику лечения. В ряде городов, в том числе в Махачкале, были организованы кабинеты апитерапии, где успешно применялось лечение прополисом, медом, маточным молочком, пергой. Одновременно была организована работа по созданию оригинальных лечебных препаратов из продуктов пчеловодства, которые должны производиться в массовом масштабе предприятиями фармацевтической промышленности.
В настоящее время в России прополис входит в Государственный реестр лекарственных средств, разрешенных к употреблению в медицине.
В лечебных целях прополис используется в разных формах: в виде мягких и сухих вытяжек, порошка, он является составным элементом многочисленных лекарственных форм, в том числе и гомеопатических.
Большинство препаратов прополиса изготовлены на основе мягкой вытяжки его путем экстрагирования активных компонентов при помощи этилового спирта и доведения полученного раствора до вязкой массы, содержащей не более 20% растворителя [4, 5].
На основе мягкой вытяжки прополиса выпускают много препаратов: аэрозоли (Пропосол, Прополан, Пропомизоль), сироп с прополисом, таблетки с прополисом (Прополин), оливковое прополисное масло (Олеум прополис), мазь Апифорт.
Широкое распространение получил при лечении многих заболеваний верхних дыхательных путей (ВДП) и уха 2, 3, 5 и 10% спиртовый раствор (настойка) прополиса. В аптечную сеть России он поступает во флаконах из темного стекла по 25 или 50 мл преимущественно 10% спиртового раствора.
В оториноларингологии, стоматологии, офтальмологии, хирургии, гинекологии и других областях клинической медицины эффективно используются спиртовые растворы в чистом виде и в разведении с дистиллированной водой или физиологическим раствором в соотношении 1:5, 1:10, 1:20. Спиртовый раствор прополиса является составной частью ряда мазей (Пропоцеум, Прополисно-медово-каланхоевая эмульсия), сложных растворов (Дентотроп, Офтальмосепт, Пропостамин) [6]. В проктологии и гинекологии нашли применение суппозитории (свечи) Пропофен, содержащие 100 мг прополиса [7].
Прополис («пчелиный клей») обладает обширным спектром действия. В настоящее время можно считать доказанным наличие у прополиса многих биологических эффектов: антибиотического, включающего воздействие на бактерии, вирусы, простейшие, грибы, цитостатического, противовоспалительного, иммуностимулирующего, анестезирующего, антиоксидантного [8].
Способность прополиса при местном применении диффундировать в ткани, а также его антисептические, противовоспалительные и репаративные свойства дали основание использовать препараты прополиса при лечении фурункулов слухового прохода, длительно протекающих воспалительных процессах кожи слухового прохода, в том числе грибковой этиологии, мокнущей экземе наружного уха [8, 9]. У подобной категории больных рекомендуется прежде всего очистить слуховой проход и ушную раковину от слущенного эпидермиса и экссудата. Затем пораженную поверхность смазать 10% раствором прополиса, после чего покрыть тонким слоем 10% прополисной мази. Лечение, проведенное в таком формате в течение 1—1,5 нед, приводит к прекращению мокнутия кожи с последующей эпидермизацией пораженных участков наружного уха.
М.М. Френкель [10] включал 5% раствор прополиса в комплексное лечение острого гнойного (перфоративного) среднего отита. После обычного туалета слухового прохода в него вводил марлевую турунду, пропитанную этим раствором. Процедуру повторяли 2—3 раза в день в течение одной недели. Выделение гноя прекращалось на 4—5-й день болезни.
Этот же автор при болевом синдроме у лиц с острым средним катаральным отитом в качестве болеутоляющего средства вводил вглубь слухового прохода турунду с 5% раствором прополиса.
О благоприятном влиянии прополиса при лечении хронических гнойных средних отитов сообщают многие авторы [1, 11—13, 16]. Они подчеркивают, что прополисотерапия в большей мере показана тем больным, у которых выделенная микрофлора гнойного отделяемого не чувствительна к антибиотикам. При среднем сроке лечения от 10 до 15 дней исследователи получали вполне удовлетворительные результаты у 80% пролеченных: прекращалось гноетечение, улучшился слух; у 20% выделения из уха приобретали слизистый характер. При этом у ряда больных отмечалось уменьшение или даже исчезновение грануляций барабанной полости.
В литературе приводятся данные о вполне удовлетворительных результатах лечения пациентов с патологическим состоянием операционной раны уха после общеполостной санирующей операции, гранулирующем наружном отите, адгезивном среднем отите [9, 11]. При спаечном процессе уха прополис способствует рассасыванию или размягчению спаек барабанной перепонки, в результате чего подвижность ее улучшается [11, 14].
По данным ряда авторов [8, 15], местное применение прополиса в виде мелкого порошка или водно-спиртового раствора способствует заживлению в оптимальные сроки операционной раны, в том числе миндаликовых ниш после тонзилэктомии, ожоговых поверхностей кожи и слизистой оболочки верхних дыхательных путей и пищевода, долго не заживающих ран после санирующих операций на среднем ухе.
В качестве лечебных мер при остром рините, риносинусите, ринофарингите, фаринголарингите рекомендовано полоскание горла водно-спиртовым раствором прополиса (15 мл 10% спиртового раствора прополиса на ½ стакана теплой кипяченой воды) 4—5 раз в сутки в течение 3—4 дней, сосание куска твердого сахара, на который накапано 25—30 капель 10% раствора прополиса [1, 8].
П.А. Кравчук [15] для лечения хронического субатрофического и атрофического фарингита с успехом пользовался раствором и эмульсией прополиса. Он рекомендует проводить ингаляционную терапию больным хроническим атрофическим фарингитом с применением 5—10% спиртового раствора прополиса в течение 8—10 дней с последующим вкладыванием в задние отделы полости носа 10—15% мази прополиса. По мнению автора, при таком методе лечения достигается наиболее длительный контакт лекарственного средства со слизистой оболочкой задней стенки глотки.
При лечении хронического атрофического ринита, фарингита, ринофарингита П.Н. Дорошенко [14] использовал прополисно-глицериновую или прополисно-масляную смесь, приготовленную на основе 10% спиртового раствора, глицерина, оливкового масла в соотношении 1:5. После предварительного освобождения полости носа и глотки от вязкой слизи и корок автор проводил смазывание их этими смесями1—2 раза в день в течение 12—15 дней. Под наблюдением автора находились 472 больных. Хороший эффект от проведенного лечения достигнут у 347 (71,4%) пациентов, улучшение – у 101 (21,3%), без заметного эффекта — у 14 (7,2%).
По данным Ш.М. Омарова [5], при озене удовлетворительные результаты были констатированы после курса лечения путем пульверизации носовой полости 3—5% раствором прополиса и введением в носовую полость 15% прополисной мази. Продолжительность курса лечения составляла 15—20 дней.
В лечении хронического гнойного гайморита М.М. Френкель [10] использовал 10% спиртовый раствор прополиса. После пункции и промывания верхнечелюстной пазухи физиологическим или антисептическим раствором проводилось промывание синуса спиртовым раствором прополиса (от 3 до 5) процедур. У всех 24 больных наступило очищение пазухи от гноя и восстановление прозрачности.
Для лечения детей, больных неспецифической ангиной, Г.Г. Качный [3] использовал прополисную пудру, состоящую из 10% прополиса и 90% индифферентной пудры. Под наблюдением находились 47 детей в возрасте от 1до 13 лет. Лечение начиналось на 1—2-й день болезни и проводилось 2 раза в день.
Предварительно удалялись лакунарные наложения прикладыванием на поверхность миндалин ватного тампона, смоченного 3% раствором перекиси водорода. Спустя 5—10 мин после выплевывания содержимого ротоглотки проводилось припудривание миндалин и задней стенки глотки порошком прополиса через порошковдуватель. В результате температура тела снижалась до нормы после двухдневного припудривания.
В качестве лекарственных средств при лечении больных хроническим тонзиллитом также предложены препараты прополиса [4, 5, 14]. Используется метод внутрилакунарного введения прополисно-каланхоевой или прополисно-восковой пасты. Перед введением пасты проводится промывание лакун физиологическим раствором или раствором фурациллина.
Курс лечения состоял из 4—7 введений пасты в лакуны 1—2 раза в неделю. В результате проведенного лечения у больных наступало заметное улучшение фарингоскопической картины: из лакун исчезало патологическое содержимое, прекращался неприятный запах изо рта, уменьшался регионарный лимфаденит, стушевывались признаки хронического воспаления небных дужек. У 73,8% из 374 обследованных с хроническим тонзиллитом снизилась активность миграции лейкоцитов на поверхность миндалин и выраженность регионарного лейкоцитоза. Отдаленные результаты лечения (от 6 мес до 3 лет) были прослежены у 321 пациента. Из них ангинами перестали болеть 73,5%, у 18,4% обострения болезни стали реже, у 8,1% заметного положительного эффекта от лечения не достигнуто.
У части больных (0,9%) в процессе проведения прополисотерапии возникают побочные эффекты в виде развития аллергической реакции, выражающейся в появлении зуда, отечности, гиперемии, пятнистости на слизистой оболочке носа, глотки, мягкого неба; легкого головокружения, ощущения затруднения глотания [8, 14]. Учитывая сказанное, перед применением фармакологических препаратов прополиса рекомендуется проводить провокационную пробу. Для этого при помощи пуговчатого зонда наносят небольшое количество мази, раствора прополиса на слизистую оболочку глотки (переднюю дужку, миндалину, мягкое небо). Появление гиперемии или припухлости на месте нанесения лекарства рассматривается как повышенная индивидуальная чувствительность к прополису, что является противопоказанием к его применению.
Заключение
Использование различных модификаций прополиса в лечении оториноларингологических болезней у детей и взрослых во многих случаях эффективнее, чем классические синтетические лекарственные препараты. В современной ЛОР-практике прополисотерапия нашла широкое применение преимущественно в виде местного воздействия – интраназально, внутрипазушно, эндаурально, путем ингаляций, ирригаций, а также в виде мази, пасты, эмульсий.
Конфликт интересов отсутствует.
Источник: www.mediasphera.ru