Национальное регулирование международного бизнеса это

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Россия всё ещё не играет заметной роли ни в мировой миграции капитала, ни в международном бизнесе, а мировая миграция капитала и международный бизнес не играют заметной, особенно положительной роли в её экономике. Поэтому, рассчитывая в основном на внутренние возможности, руководству России необходимо одновременно разработать и реализовать государственную экономическую политику, предполагающую сдерживание утечки капитала, стимулирование ввоза и вывоза прежде всего прямых инвестиций, усиление государственного контроля над деятельностью всех субъектов, втянутых в мировое движение капитала и международный бизнес как на территории России, так и за её границами.

Разработка и реализация экономической политики государственных органов всех уровней по регулированию международного бизнеса должны включать определение чётких прав, обязанностей и ответственности всех субъектов международного бизнеса, связанных с российской экономикой. При этом требуется, с одной стороны, разработка и реализация на практике конкретных мер и действий по поддержке международного бизнеса как резидентов, так и нерезидентов России, а с другой — установление чётких требований к поведению субъектов этого бизнеса в собственной стране и за её границами.

День программы «Международный бизнес»

Государственная поддержка российских резидентов международного бизнеса, на наш взгляд, должна включать в первую очередь следующие меры:

  • 1) обучение субъектов международного бизнеса, их консультирование, информационное обеспечение, распространение передового опыта деятельности внутреннего и зарубежного предпринимательства;
  • 2) оказание собственникам международного бизнеса практической помощи в организации деятельности бизнес-предпринимательства и установлении деловых отношений с рационально действующим зарубежным бизнесом;
  • 3) сопровождение российского зарубежного бизнеса соглашениями с соответствующими государствами об избежании двойного налогообложения доходов и имущества;
  • 4) реальная и действенная защита российского бизнеса за рубежом, включая государственное страхование, льготное государственное кредитование, а то и прямая государственная финансовая поддержка частного бизнес-предпринимательства, функционирующего за рубежом, особенно если оно способствует обеспечению экономических интересов России, повышению конкурентоспособности, укреплению экономической безопасности государства и т. д.

В свою очередь, требования к российским резидентам международного бизнеса, на наш взгляд, должны включать следующие меры:

  • 1) чёткое определение прав, обязанностей и ответственности субъектов международного бизнеса на базе объективного юридического законодательства, основанного на требованиях экономических законов;
  • 2) введение разрешительного порядка формирования и ведения российского бизнеса в других странах, то есть для каждого вида такой деятельности соответствующие государственные органы должны выдавать лицензии с указанием конкретных сроков их действия с обязательным обоснованием возможностей продления таких сроков в будущем;
  • 3) введение обязательной и регулярной (минимум ежегодной) отчётности субъектов российского бизнес-предпринимательства, действующего за рубежом, перед соответствующими государственными органами о состоянии, проблемах и перспективах развития своего бизнеса за рубежом, это позволит руководству России обладать крайне важными сведениями о деятельности международного бизнеса в мировой экономике в целом и позволит своевременно принимать соответствующие меры, касающиеся российского бизнеса;

4) введение возможности принудительного возвращение из-за рубежа бизнес-предпринимательства, субъекты которого нарушают требования, установленные юридическими законами на любом уровне мировой экономики.

10.9 Валютное регулирование

Особого внимания и жёсткого регулирования требует действующий в России международный бизнес нерезидентов. Такое регулирование должно осуществляться не только на всех уровнях государственных органов, но и со стороны внутреннего, особенно крупнейшего, бизнеса.

При этом на основе научно разработанного российского с учётом международного законодательства относительно действующего на территории России зарубежного бизнеса целесообразно применять следующие меры:

  • 1) чёткое определение прав, обязанностей и ответственности действующих на территории России субъектов международного бизнеса;
  • 2) введение разрешительного порядка внедрения зарубежного международного бизнеса в экономику России, то есть для конкретного вида такой деятельности соответствующие государственные органы должны выдавать лицензии с указанием конкретных сроков их действия, а также с перечислением конкретных условий возможности продления таких сроков;
  • 3) введение обязательного и регулярного (минимум ежегодного) отчёта перед соответствующими российскими государственными органами субъектов зарубежного бизнес-предпринимательства, действующего в России, о состоянии, проблемах и перспективах развития своего бизнеса на российской территории, что позволит руководству России обладать крайне важными сведениями о деятельности международного бизнеса в своей стране и в мировой экономике в целом, а также своевременно принимать соответствующие меры;
  • 4) ввести ограничения по проникновению международного бизнеса в стратегически важные отрасли экономики, особенно в организации ВПК, освоение космоса и т. п. (кстати, на территории Франции и ряда других стран ЕС даже для бизнеса из других стран этого объединения существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций в производство и торговлю оружием, в банковское дело и страхование, издательский бизнес и предприятия связи, электронные средства массовой информации, транспорт, энергетику и добычу полезных ископаемых, сферу здравоохранения и социального обеспечения и т. д.);
  • 5) активно противодействовать нерациональному использованию российских экономических ресурсов, загрязнению среды обитания, монополизации производства, ограничению конкуренции, неконтролируемому и непомерному оттоку за рубеж доходов и других средств бизнес-предприятий, политизации деятельности, спекулятивным и другим незаконным действиям со стороны зарубежных и совместных предприятий на территории России;
  • 6) введение возможности принудительного вытеснения из экономики России зарубежных субъектов бизнеса, нарушающих требования, установленные юридическими законами любого уровня мировой экономики и местных органов власти. Хорошим примером здесь является решение властей Лондона лишить с 2017 года американскую международную онлайн-службу такси Uber (Убер) лицензии на перевозку пассажиров в связи с тем, что она не отвечает требованиям, которые должны соблюдать такие операторы. Иначе говоря, компания нарушила условия, которые оговаривались в лицензии при её получении.
Читайте также:  Как начат бизнес в Таджикистане

Одновременно в процессе регулирования деятельности зарубежного бизнес-предпринимательства в экономике России важно использовать для него льготное налогообложение, государственное страхование, кредитование, а то и прямую государственную финансовую поддержку в том случае, если оно способствует обеспечению экономических интересов России на мировом уровне, укреплению её конкурентоспособности и национальной безопасности.

Аналогичную поддержку желательно предоставлять действующему в России зарубежному бизнес-предпринимательству, которое обеспечивает приток в страну новейших достижений в науке, технике и организации производства, особенно для машиностроения, химической, радиоэлектронной и других отраслей промышленности, техническое их перевооружение, что может способствовать формированию рациональной структуры экономики России. Используемые западными странами эти и многие другие подобные меры получили название «приручение ТНК» и других видов международного бизнеса.

Крайне важно стимулировать приток в Россию прежде всего прямых инвестиций, особенно путём строительства нерезидентами совместных предприятий на территории России. Прямые инвестиции вкладываются прежде всего в непосредственное производство товаров, поэтому на основе мультипликационного эффекта они могут существенно повышать уровень занятости ресурсов, доходов населения, стимулировать экспорт и сдерживать импорт готовых товаров, расширять налоговую базу и этим содействовать пополнению внутренних бюджетов, погашению внутренней и внешней задолженности, в том числе вызываемой притоком прочих форм капитала. Приток прямых инвестиций, особенно из развитых стран, создаёт потенциальные возможности притока новых технологий, форм организации производства и труда, передового опыта хозяйствования, рациональной интеграции национальной экономики в мировую.

Но при этом следует понимать и учитывать то, что в руках сильного и недружественного бизнесмена прямые инвестиции могут не только лишить страну пребывания бизнеса указанных преимуществ, но и сыграть в стране приложения зарубежного бизнеса отрицательную роль. Причём также на основе мультипликационного эффекта. Выплата дивидендов, процентов, вывоз прибыли в страну, экспортирующую прямые иностранные инвестиции, в долгосрочном периоде может стать бедствием для страны — импортёра капитала, места пребывания международного бизнеса.

Особо отметим, что деятельность международного бизнеса во многом определяется условиями организации ведения внутреннего бизнеса. Поэтому собственникам бизнес-предприятий, особенно занимающихся международным бизнесом, важно знать, иметь и учитывать такую информацию.

Скорее всего, в связи с этим в последнее время Группа Всемирного банка ведёт подготовку и публикует ежегодные аналитические доклады, характеризующие условия ведения бизнеса в абсолютном большинстве стран и территорий мира. В проведении соответствующих исследований и подготовке материалов к докладам принимают участие более 7000 ведущих учёных и специалистов-практиков разных стран мира. Среди них экономисты, юристы, консультанты по вопросам предпринимательской деятельности, члены правительств и др. По итогам исследований выстраивается рейтинг стран.

Итоговый рейтинг обычно составляется на базе 10 равнозначных показателей, характеризующих условия формирования и развития бизнеса в стране. Учитываются прежде всего те условия, которые создаются в результате государственного регулирования деятельности бизнес-предпринимательства в рамках внутренней экономики страны. При этом учитываются временные лаги и издержки, которые несут бизнесмены в процессе реализации соответствующих требований органов власти при создании, функционировании, закрытии предприятия, при заключении и исполнении торговых и прочих контрактов и др.

Страны в рейтинге ранжируются по степени благоприятности условий ведения бизнес-предпринимательства, которая определяется средней величиной по всем десяти используемым показателям.

В аналитическом докладе «Ведение бизнеса в 2017 году» (XVI издание серии в рамках проекта «Ведение бизнеса») приведён рейтинг 189 стран [27]. Первые 10 мест в данном рейтинге заняли Новая Зеландия, сместившая на второе место Сингапур, занимавший первое место в рейтинге в течение девяти лет подряд, Дания, Сянган / Гонконг (территория — специальный административный район Китая), Южная Корея, Норвегия, Великобритания, США, Швеция и Македония. На последних десяти местах оказались следующие страны: Йемен, Чад, Гаити, Ангола, Афганистан, Демократическая Республика Конго, Центрально-Африканская Республика, Южный Судан, Ливия и Эритрея.

Читайте также:  Система лояльности для бизнеса это

Россия в рейтинге 2017 года по сравнению с 2016 годом сместилась вверх, с 51-го на 40-е место, что означает некоторое улучшение условий для ведения внутреннего бизнеса. Из постсоветских государств впереди России оказались Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония.

Конкретные места России в указанном рейтинге по каждому из основных показателей (индикаторов), характеризующих степень благоприятности условий ведения бизнеса в 2017 году, представлены в таблице 7.

Место России в рейтинге Группы Всемирного банка по основным показателям, характеризующим степень благоприятности условий ведения бизнеса в 2017 году

Место России в рейтинге 189 государств

Источник: studme.org

МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ _МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА_

Устойчивый рост отечественной экономики на фоне продолжающейся глобализации мирового хозяйства создает базу для появления российских компаний, которые не только вовлечены в торговлю с иностранными партнерами, но и осуществляют за рубежом прямые инвестиции.

Пока основная часть заграничных капиталовложений приходится на 10—20 гигантов российской экономики — «ЛУКОЙЛ», Газпром, «Норильский никель», «Русский алюминий» и др. В то же время немало менее крупных отечественных предприятий всерьез рассматривают планы интернационализации своей деятельности. В этой связи для менеджеров российских компаний актуальным становится знание не только отечественных условий предпринимательства, но и отличающейся заграничной специфики регулирования международного бизнеса.

Специфика национального регулирования

В последние десятилетия в подавляющем большинстве развитых стран создан либеральный режим национального регулирования международного бизнеса. Для основной части отраслей экономики в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и для местных, и для иностранных фирм одинаковы вводимые ограничения и предоставляемые льготы. При этом значительная часть и прямых мер стимулирования (инвестиционных субсидий и льгот), и косвенной поддержки (путем развития необходимой инфраструктуры) на практике нацелена именно на оказание помощи проектам транснациональных корпораций. Это связано с тем, что многие меры государственного стимулирования привязаны к депрессивным и отсталым районам. Местные инвесторы не хотят вкладывать средства в таких районах часто лишь из-за сложившихся стереотипов, тогда как представителей международного бизнеса привлекают в этих регионах низкие трудовые издержки и незначительная конкуренция.

В то же время органы власти стран даже с самым либеральным регулированием международного бизнеса обычно оставляют за собой право выдавать предварительные разрешения и контролировать движение иностранных инвестиций. Отдельные секторы экономики по-прежнему закрыты для зарубежных капиталовложений либо процедуры контроля особенно жесткие. Например, во Франции даже для фирм из других стран ЕС существуют ограничения для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в производство и торговлю оружием, военным снаряжением и взрывчатыми веществами, сферу здравоохранения и социального обеспечения, ряд других сфер.

Кроме того, в каждой стране имеется своя специфика, которую должны учитывать управляющие ТНК. Так, в Словакии иностранным филиалам разрешено приобретать недвижимость в собственность лишь в исключительных случаях, в Швеции ограничения для международного бизнеса существуют в производстве алкогольной и табачной продукции и т.д. Часто для иностранных фирм существуют более жесткие требования на ведение определенных операций. В некоторых государствах (прежде всего в США) местные фирмы ставятся в более выгодные условия по отношению к иностранным конкурентам благодаря налоговым льготам и мерам торгового протекционизма.

Тем не менее существующие в развитых странах ограничения для международного бизнеса принято считать незначительными. Прямых запретов действительно очень немного, а ухудшающие конкурентоспособность ТНК барьеры, как правило, компенсируются более профессиональным менеджментом компаний, ведущих операции по всему миру. В какой-то степени некоторые ограничения для международного бизнеса даже оправданны, поскольку нацелены на отбор среди ТНК стратегических инвесторов.

Иная ситуация складывается в большинстве развивающихся стран. Наибольшим ограничительным эффектом обладают существующие во многих странах Латинской Америки и Азии запреты или частичные ограничения возврата на родину прибыли ТНК. В значительной части развивающихся стран иностранным компаниям разрешено создание только совместных предприятий, причем в некоторых отраслях инвестиционные проекты иностранных фирм вообще запрещены. Имеются и другие барьеры для международного бизнеса — ограничения по доступу к иностранной валюте, наложение обязательств по развитию инфраструктуры в прилегающих районах при строительстве зарубежной компанией крупного завода и т.д.

Все эти различия характера регулирования международного бизнеса в большинстве развивающихся стран по сравнению с государствами — членами ОЭСР обусловлены стремлением отсталых стран защитить слабые местные компании и активно воздействовать на структуру хозяйства путем привлечения иностранного капитала в определенные (обычно передовые) отрасли.

Ограничения часто сочетаются с различными стимулами (например, налоговыми льготами, информационной поддержкой). Особую роль играют специальные экономические зоны (СЭЗ), причем они действуют более чем в 110 странах. Разные задачи создания СЭЗ и влияние специфических национальных экономических и политических условий обусловливают широкий спектр режимов регулирования международного бизнеса. Обычно выделяют следующие группы: зоны свободной торговли, промышленнопроизводственные зоны, технико-внедренческие зоны, сервисные зоны, включая офшоры и комплексные СЭЗ.

Читайте также:  Продажа зефира как бизнес

Первые СЭЗ были созданы в США и Европе, причем до сих пор основная часть технико-внедренческих зон находится в развитых странах. Однако такие зоны нацелены в основном на поддержку национального бизнеса, в то время как СЭЗ в развивающихся странах обычно создаются для привлечения значительных капиталов ТНК. Прежде всего следует отметить малые государства и зависимые территории, ставшие офшорными центрами.

В крупных развивающихся странах часто создаются свободные (специальные) экономические зоны (районы), в которых местное законодательство принципиально отличается от правовых условий, созданных на остальной территории данного государства. В таких зонах иностранные компании находятся в привилегированном положении. Государственного регулирования международного бизнеса там иногда почти нет, что создает даже более свободные условия для ТНК по сравнению с западноевропейскими странами. В создании таких СЭЗ особенно преуспел Китай.

Национальное регулирование международного бизнеса не ограничивается достижением определенного уровня «открытости» страны для ТНК. В современных условиях глобализации ориентированное на рынок государственное управление предполагает не только создание равных условий для местных и иностранных фирм, но и постоянную поддержку конкурентной среды для предпринимательства, содействие преумножению человеческого капитала и многое другое. С учетом разного экономического потенциала и неодинаковых возможностей государственной хозяйственной политики в разных странах формируются собственные, весьма своеобразные системы регулирования международного бизнеса.

Источник: bstudy.net

Регулирование международного бизнеса.

Можно выделить три уровня действия инструментов межгосударственного регулирования межд.бизнеса: глобальный, региональный и двусторонний.
Глобальный уровень представлен договорами и соглашениями, заключенными в рамках международных экономических организаций (МВФ, ВТО, ОЭСР и т.д.), и отдельными международными конвенциями.
Старейшей международной конвенцией, регулирующей деятельность международного бизнеса, является Парижская конвенция об охране промышленной собственности (1883 г., с последующими дополнениями). Это основное международное соглашение в области изобретений, промышленных образцов и товарных знаков.
Другим важным инструментом является Нью-Йоркская конвенция о признании и исполнении решений зарубежных арбитражных судов (1958 г.), облегчающая урегулирование конфликтных ситуаций между участниками мирохозяйственных связей. Из сравнительно недавно вступивших в силу документов следует отметить Венскую конвенцию о договорах международной купли-продажи товаров (1988 г.), которая обеспечивает широкую унификацию национальных законодательств, применяющихся к отношениям по договору купли-продажи, когда коммерческие предприятия сторон договора находятся в разных государствах. Есть конвенции, регулирующие частные вопросы международного бизнеса, например Женевская конвенция по безопасным контейнерам, облегчающая международные контейнерные перевозки.
Региональные инструменты регулирования международного бизнеса принимаются странами — участницами интеграционных группировок. Самая развитая система региональных инструментов регулирования международного бизнеса создана в ЕС, однако похожие документы заключены и в других интеграционных группировках. Наибольшее позитивное влияние на деятельность международного бизнеса оказывают меры, устраняющие барьеры для движения товаров, услуг и капитала внутри интеграционной группировки, а также решения, нацеленные на сближение стандартов, введение единых правил патентования и лицензирования и т.д.
К числу важнейших двусторонних инструментов регулирования международного бизнеса относятся соглашения о ликвидации двойного налогообложения и инвестиционные соглашения. Однако в последнее время инвестиционные соглашения заключаются все чаще одновременно с торговыми и другими внешнеэкономическими договорами (часто в одном пакете).

Методы регулирования международного бизнеса Существуют следующие основные методы, регулирующие межд. бизнес и внешнюю торговлю:
• тарифные методы (таможенные пошлины);
• нетарифные методы.
Тарифные ограничения — это особый налог, которым облагается импортируемая или экспортируемая продукция. Различают импортный и экспортный тарифы. Тарифные ограничения на импорт применяются с целью увеличения доходов государственного бюджета, а также уменьшения недобросовестной конкуренции (демпинга). Экспортный тариф призван ограничить вывоз некоторых видов продукции из страны (например, сырья, используемого при производстве вооружения).
К нетарифным ограничениям относятся следующие:
1. Квоты — это количественные ограничения, которые устанавливаются на импорт или экспорт каких-либо товаров (например, разрешение ввозить за год не более 10 тыс. автомобилей заграничного производства).
2. Лицензирование предполагает выдачу хозяйствующим субъектам специальных разрешений на проведение экспортно-импортных операций.
3. Эмбарго — это абсолютный и полный запрет на проведение экспортно-импортных операций.
4. Субсидии — различные пособия, выделяемые в денежной форме из средств государства. Обычно предоставляются следующим субъектам:
• отечественным производителям в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных товаров;
• производителям экспортной продукции с целью стимулирования ее поставок на зарубежные рынки.
5. Административные барьеры — это различного рода ограничения, касающиеся качества импортных товаров, условий их производства и реализации.

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин