Национальная экономика – это сложившаяся в ходе исторического развития система воспроизводства в масштабах всей страны, которая представляет собой целый комплекс взаимосвязанных отраслей и производств, имеющих принадлежность к определенному государству.
С точки зрения макроэкономической теории национальная экономика включает в себя четыре макроэкономических субъекта: домашние хозяйства, сектор предпринимателей, госсектор и сектор заграницы.
Сектора домашних хозяйств формирует факторы производства, которые находятся в частной собственности, доходы от продажи этих факторов используются на потребление и сбережение. Этот сектор стремится добиться максимального потребления и наименьших затрат на него.
Предпринимательский сектор, представляющий собой совокупность частных фирм страны, у которых есть спрос на факторы производства, формирует предложение товаров и услуг, производит инвестирования. Данный сектор в своей деятельности стремится получить максимальную предпринимательскую прибыль.
Лекция «Национальная экономика»
Государственный сектор нацелен на создание общественных благ (безопасности, науки, услуг инфраструктуры). Он также стремится к извлечению прибыли и создает условия для наилучшего функционирования экономики страны.
Сектор заграницы – это совокупность иностранных государственных институтов и субъектов за границами страны. Его состояние свидетельствует о платежном балансе и валютном курсе.
Все сектора находятся во взаимодействии. Через рынок факторов производства от домашних хозяйств приходят факторы производства (земля, капитал, предпринимательство, труд). Затем через рынок благ к домашним хозяйствам от предпринимательского сектора поступают материальные, а также и нематериальные блага. Движение всех реальных потоков ресурсов и готовой продукции одновременно сопровождается двигающимися им навстречу потоками денежных средств.
Государственное управление экономикой предполагает прямое участие государства во всех перечисленных процессах. Оно аккумулирует налоги с домашних хозяйств и фирм, одновременно предоставляя ими трансферты и субсидии.
Национальная экономика часто понимается как народное хозяйство страны. В нем неразрывно связаны и выступают в единстве обмен, производство, распределение, потребление услуг, благ и ценностей.
Национальная экономика является продуктом развития общества. Признаками национальной экономики являются: общее экономическое пространство; единое законодательство, денежная единица, общая кредитно-денежная и финансовая система; тесные связи между хозяйственными субъектами с общегосударственным воспроизводственным контуром; территориальная определенность с единым экономическим центром, которому отводится выполнение регулирующей и координационной роли.
Каждый субъект национальной экономики имеет свои экономические интересы. Их согласование осуществляется посредством действия объективных экономических законов.
Национальная экономика стремится к эффективности, стабильности, справедливости посредством проведения важных мер, таких как обеспечения роста объема национального производства, стремления к существованию максимального уровня занятости, стабильного уровня цен и поддержанию уравновешенного внешнего баланса, которое обеспечивает государственное управление в сфере экономики. В этом направлении госорганы действуют с помощью применения различных инструментов макроэкономического регулирования: фискальной, денежно-кредитной, внешнеэкономической политики и политики регулирования доходов.
ЭКОНОМИКА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА: КРУПП
Главная цель национальной экономики – приращение национального экономического богатства, максимально эффективное использование ограниченных ресурсов, увеличение объемов прибыльных производств товаров и услуг.
Источник: fb.ru
Национальная Экономика.
Выделяется два уровня развития национального хозяйства:
- микроэкомика
- макроэкономика
Микроэкономика – сориентирована на проблемы обособленных экономических единиц, самостоятельно принимающих решения и действующих исходя из собственных интересов и ситуаций, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов. Макроэкономика – это целостная экономическая система, представлена совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие. Для макроэкономике характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделение труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы. В рамках целостности экономические агенты связаны между собой то ли рынком, то ли общей экономической программой, объединяющий участников экономического процесса. Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на контрагентов экономики. Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйственных субъектов:
- прямого или косвенного регулирования
- экономического или внеэкономического «воздействия» на частников экономического процесса.
Методы прямого регулирована предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить «обязующие» решения. Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего «взаимодействуют» с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях. Методы экономического «воздействия» — прежде всего стимулирующие методы, как правило, связаны с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, направляемая зависит от уровня получаемых доходов и выплачевыемых налогов. Чем больше материальной заинтересованности, тем больше « устремленность» в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты. Внеэкономические методы – это директивные, обязательные, так называемые «административные» методы, основанные на « директивных сверху», имеют широкое распространение в условиях централизовано управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут в каждой экономической системе. Существуют различные подходы к оценке и определение роли макроэкономики в экономическом процессе. Важнейшая – обеспечение эффективного функционирования экономики. На ряду с общей можно выделить систему основных ориентиров:
- определение объективного обособленных особенностей макроэкономической конъюнктуры
- разработка политики механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирования экономики
- по мере необходимости – определение не посредственных участников процесса.
Вместе с тем необходимо определение ряда других параметров, которые не могут быть решены на макроуровне. В частности, исследователи выделяют три важнейших проблемы, требующих решение на макроэкономическом уровне: 1. обеспечение устойчивого экономического роста 2. полной занятости ресурсов 3. минимизации инфляций. На макроуровне формируется кредитно денежная, финансовая политика, в значительной мере – социальная политика, играющие важнейшую роль в экономике, во многом обеспечивающие ее эффективность. Например, макроэкономические факторы – инфляция, налоговая, инвестиционная политика и др., оказывают влияние на макроэкономические решения хозяйственных структур, связанны с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т.д. Таким образом, микро- и макропроцессы тесно взаимосвязаны, переплетающимся в воспроизведенном процессе, взаимодействуют как части и целое. Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве. В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственником которые являются известные нам основные субъекты рыночной экономики. Владельцы факторов получают доходы, величина которых в конкурентной экономике соответствует приделу продукта данного фактора в денежном выражении (MRP). Но доходы одних субъектов, являются расходами других, поэтому в макроэкономической теории принято говорить о кругообороте в масштабах национальной Экономике.


Источник: studfile.net
Экономика национального хозяйства
Под национальным хозяйством (или в современном варианте – национальной экономикой) понимают единую государственную воспроизводственную систему национального и общественного уровня, в рамках которой взаимодействуют между собой различные экономические субъекты, их объединения и отрасли.
Специфика народного хозяйства во многом определяется особенностями исторического развития конкретного государства.
Замечание 1
Национальное хозяйство представляет собой явление сложного системного характера, включающее ряд самостоятельных элементов, определение которых осуществляется в соответствии с различными критериями.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Структура национального хозяйства
В состав элементов структуры национального хозяйства входят следующие виды структур:
- воспроизводственная – элемент структуры народного хозяйства, классифицируемый по признаку наличия различных этапов хозяйственных процессов. Результатом такого подхода является выделение макроэкономических связей производства и потребления, накопления и потребления, производства и обращения;
- социальная – элемент структуры народного хозяйства, классифицируемый по признаку отношений собственности. Сообразно указанному признаку национальное хозяйство развитых стран делится на два крупных сектора: частный сектор, представленный различными формами собственности (индивидуальная, акционерная и прочие) и государственный сектор;
- отраслевая – элемент структуры народного хозяйства, классифицируемый по признаку совокупности отраслей национального хозяйства, а также в зависимости от сущности и характера их взаимосвязи. Под отраслью национального хозяйства понимают единицу национального хозяйства, элементы которой в системе общественного производства ориентированы на выполнение схожих функциональных задач;
- секторальная – элемент структуры народного хозяйства, классифицируемый по признаку институциональной единицы. Под институциональной единицей понимается субъект, наделенный правом самостоятельного принятия решений, распоряжения финансовыми и материальными ресурсами, берущий на себя обязательства, осуществляющий экономическую деятельность в процессе взаимодействия с другими субъектами. Секторальная структура национального хозяйства включает в себя финансовые, нефинансовые и государственные учреждения, некоммерческие организации, выполняющие обслуживание домашних хозяйств, домашние хозяйства, предприятия, действующие на внешнем рынке;
- территориальная – элемент структуры народного хозяйства, классифицируемый по признаку географии распределения производительных сил в пределах национального хозяйства. В зависимости от устройства государства в основу этой структуры заложено деление на штаты, земли, регионы и так далее.
«Экономика национального хозяйства»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Характеристика структуры национального хозяйства осуществляется посредством существующих макроэкономических пропорций, то есть определенных количественных и качественных соотношений его отдельных сфер и частей.
Замечание 2
Принцип пропорциональности национального хозяйства представляет собой основу равновесного, то есть сбалансированного, состояния национального хозяйства.
Сбалансированность предполагает совпадение совокупного спроса с совокупным предложением, доходов с расходами, отражающими государственный бюджет как сумму бюджетов отдельных экономических субъектов, что обусловлено тем, что доход одного экономического субъекта одновременно выступает расходом другого экономического субъекта (верно и обратное). Таким образом, все бюджеты национального хозяйства находятся во взаимосвязи, образуя кругооборот денежных средств в рамках экономической системы.
Кругооборот национального хозяйства представляет собой взаимосвязь совокупности бюджетов отдельных экономических субъектов.
Переложение этого кругооборота в систему бухгалтерских счетов составляет основу национального счетоводства.
Система национального счетоводства
Определение 2
Система национального счетоводства – используемая развитыми странами статическая система национального учета в масштабах государства, обобщающая и систематизирующая макроэкономические показатели и балансовые таблицы.
Система национального счетоводства основана на ряде принципов, к числу которых следует отнести:
- балансирование доходов и расходов методом двойной записи;
- стоимостную оценку услуг и товаров;
- раздельный учет финансовых и перераспределительных потоков.
Для характеристики национального хозяйства в системе национального счетоводства применяется ряд показателей, к числу которых относятся:
- показатель валового внутреннего продукта, включающий стоимость всех законченных производство благ, произведенных в стране за год (причем в счет принимаются все блага, произведенные в стране, независимо от резиденства производителя);
- показатель чистого национального продукта, представляющий собой стоимость произведенных благ, уменьшенную на стоимость благ, замещающую изношенных в производственном процессе средства производства (то есть на сумму амортизации);
- показатель национального дохода, представляющий собой сумму доходов владельцев всех задействованных в производственном процессе факторов, то есть величина ренты, процента, прибыли и заработной платы. Показатель национального дохода определяется уменьшением чистого национального продукта на величину косвенного налогообложения бизнеса;
- показатель личного дохода, представляющий собой доходы домохозяйств;
- показатель располагаемого дохода, представляющий собой личный доход, уменьшенный на величину подоходного налогообложения населения и ряд неналоговых платежей в пользу государства. Располагаемый доход составляет основу сбережения и потребления.
Источник: spravochnick.ru