Прошли те времена, когда наука была лишь потребителем финансов. Сегодня многие инвесторы, вкладывающие средства в научные разработки и современные инновации, требуют возврата вложенных инвестиций. И тогда научные лаборатории должны думать не только о том, чтобы создавать новые продукты, но и о том, как возвращать потраченные на исследования денежные средства.
Одним из ярких примеров успешного объединения бизнеса и науки являются немецкие лаборатории. Они уже давно перешли из разряда реципиентов, получающих средства на научные исследования и разработки, в разряд бизнес-партнеров, возвращающих эти средства с солидной прибылью. Такая возможность появилась благодаря продвижению инновационной продукцию на рынки бывшего СССР.
Успешный опыт объединения бизнеса и науки
Так, компания aquaanalytic.com представляет на территории России, Украины, Белоруссии и Казахстана установки для подготовке воды к проведению исследований. Когда-то (примерно 30 лет назад) это оборудование создавалось в рамках научных изысканий ведущими лабораториями в Германии, а потом было внедрено в серийное производство. Это дало возможность продавать результаты разработок и зарабатывать деньги. Первые примеры оборудования по водоочистке появились примерно 30 лет назад – в начале 90-х годов прошлого столетия начали выпускаться системы под названием SG WATER.
Бизнес идея! Как открыть лабораторию по сбору анализов с нуля!
Назвать этот бизнес немецким можно с большой натяжкой – пять лет назад американская компания Evoqua выкупила эту лабораторию у немецкого концерна SIEMENS. Сами производственные мощности остались в Германии – тут для них создана специальная инфраструктура (научные работники, производственные мощности, столетние стандарты качества) и нет смысла переносить их на территорию США. В результате в выигрыше оказались и представители SIEMENS, в несколько раз превзойдя в результате продажи первоначальные вложения, и представители Evoqua, которые добавили к своей линейке инновационные высокорентабельные товары. Экономический эффект на лицо!
Не секрет, что большинству лабораторий для проведения исследований нужна ультрачистая вода. От параметров этого растворителя зависит чистота проведения большинства экспериментов.
Инструменты для определения прибыльности научных проектов
На самом деле, чтобы просчитать эффективность научных вложений, нужно уметь определить:
- Общие проектные затраты – сколько потребуется денег на создание инновационного продукта;
- Как быстро сможет появиться прибыль (многие научные проекты растянуты во времени, и возврат инвестиций может быть съеден коэффициентом дисконтирования);
- Экономический эффект от работы в каждом конкретном периоде времени (если рассматривается один год, тогда помесячно, если несколько лет, то первый год помесячно, второй и третий – поквартально, дальше за каждый конкретный год;
- Срок окупаемости – когда полученные от продажи продукта средства вернутся в полном объеме к инвестору.
Источник: www.vedu.ru
Лаборатория по сбору анализов. Бизнес идея
Ученые Вышки рассказали, как открыть научную лабораторию
Ведущие исследователи Высшей школы экономики рассказали участникам Программы российских постдоков, как открывали собственные научные структуры в университете. Спикерами встречи стали Валерий Александрович Калягин, заведующий Лабораторией алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде, Эдуард Дмитриевич Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Владимир Львович Щур, заведующий Международной лабораторией статистической и вычислительной геномики и Алексей Владимирович Белянин, старший научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики.
Ученые рассказали, как открыть исследовательскую лабораторию, организовать работу команды, развивать подразделение и оценивать эффективность работы. Все подразделения активно развивают международную деятельность и привлекают к работе студентов. Зачастую именно эти факторы определяют дальнейший успех научной работы.
Своей главной задачей в подразделении Валерий Калягин считает создание творческой научной атмосферы, которая позволяла бы сотрудникам развивать свои научные интересы, работать со студентами, подавать заявки на гранты и выступать с инициативными проектами. У подразделения много контактов с российскими и зарубежными учеными, что Валерий Александрович считает важнейшим элементом развития любого научного коллектива. Свою позицию в подразделении Валерий Калягин характеризует как «невидимое управление»: без явных указаний, но с общими централизованными планами работы.
Валерий Александрович Калягин, заведующий Лабораторией алгоритмов и технологий анализа сетевых структур, НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
Скриншот: Анна Правдюк
Алексей Белянин отметил, что в Высшей школе экономики учатся сильные студенты, особенно победители и призеры олимпиад школьников. Поработав стажерами-исследователями лаборатории, по окончании Вышки они поступают в ведущие мировые вузы и даже защищают там докторские диссертации. Бывает так, что сами студенты выбирают тематику исследований, которая затем открывает целое направление работы подразделения, в том числе, ложатся в основу партнерских проектов.
Алексей Владимирович Белянин, старший научный сотрудник Международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики, старший научный сотрудник Центра социокультурных исследований, НИУ ВШЭ в Москве
Скриншот: Анна Правдюк
История создания Международной лабораторией статистической и вычислительной геномики началась с обширного личного опыта зарубежных учебных и исследовательских поездок Владимира Щура, заведующего лабораторией. Для создания международной научной структуры необходимо заинтересовать иностранных ученых, определив уникальность собственных ресурсов, и привлечь местных исследователей, считает Владимир Львович. Помимо истории создания лаборатории, ученый поделился идеями перспективных, на его взгляд, научных направлений. В исследования социально-гуманитарного профиля стоит добавить точные модели, анализ данных, а точным наукам не стоит увлекаться машинным обучением.
Владимир Львович Щур, заведующий Международной лабораторией статистической и вычислительной геномики, старший научный сотрудник, НИУ ВШЭ в Москве
Скриншот: Анна Правдюк
Эдуард Панарин рассказал о том, что первый набор исследователей в команду Лаборатории сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта проходил на конкурсной основе – будущие ученые лаборатории представляли индивидуальные исследовательские проекты, лучшие из которых проходили публичную защиту. Ведущие исследователи лаборатории затем вошли в ее совет, который принимает решения по вопросам управления подразделением.
Эдуард Дмитриевич Понарин, заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований имени Рональда Франклина Инглхарта, ведущий научный сотрудник, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге
Скриншот: Анна Правдюк
Российские постдоки приняли активное участие в обсуждении – задавали вопросы, комментировали выступления коллег. Многие из них планируют открыть собственные исследовательские структуры, и полученные рекомендации им в этом помогут.
С информацией о мероприятиях в рамках Программы профессионального развития российских постдоков в 2020/2021 учебном году можно ознакомиться по ссылке.
Источник: www.hse.ru
Как создать лабораторию
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 27 февраля 2009 г., на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования могут создаваться специальные лаборатории, осуществляющие научную или научно-техническую деятельность. Порядок создания и функционирования подобных лабораторий регламентирован соответствующими положениями.
Статьи по теме:
- Как создать лабораторию
- Как аккредитовать аналитическую лабораторию
- Как организовать лабораторию
Инструкция
Лаборатория представляет собой структурное подразделение научной организации и осуществляет научную (научно-техническую) деятельность на базе высшего учебного заведения. При этом лаборатория не наделяется правами и обязанностями юридического лица. Деятельность лаборатории регламентируется принятыми вузом организационными и правовыми формами научной организации.
Основанием для создания лаборатории служит устав научной организации и соответствующий договор о создании лаборатории. Договор заключается между научной организацией и вузом.
Цель создания лаборатории – деятельность в сфере науки и научно-технического творчества в рамках тематики исследований учебного заведения и научной организации. Осуществление такой деятельности должно также соответствовать образовательным программам вуза.
Правовая основа деятельности лаборатории закреплена в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» и прочих законах, нормативных и правовых актах Правительства РФ. Конкретные особенности функционирования лаборатории указываются в уставе научной организации, положении о лаборатории.
Положение о лаборатории утверждается в порядке, предусмотренном уставом организации. Оно содержит указания на цели создания, виды деятельности, структуру и порядок управления, кадровую политику, финансовое обеспечение деятельности лаборатории.
Управляет деятельностью лаборатории научная организация (при участии учебного заведения) в соответствии с договором и другими актами. Научная организация также осуществляет подбор и расстановку кадров лаборатории.
Высшее учебное заведение предоставляет своим студентам, аспирантам и докторантам возможность участвовать в деятельности лаборатории постольку, поскольку это предусмотрено планами работ лаборатории и договором о создании лаборатории.
Источник: www.kakprosto.ru