2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) социальный институт; 2) семья; 3) государство; 4) бизнес; 5) образование.
3. Установите соответствие между понятиями и определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) поведение человека, соответствующее
его социальному положению 1) социальная мобильность
Б) предписание, определяющее рамки
поведения 2) социальная стратификация
В) перемещение из одной социальной
группы в другую 3) социальная роль
Г) разделение общества на группы,
занимающие разное социальное положение 4) социальная норма
Запишите в таблицу выбранные цифры
А | Б | В | Г |
4. Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Отклоняющееся поведение – это любое поведение, которое вызывает неодобрение общества.
ЕГЭ Обществознание 2022 | Задание 2 | Раздел Человек и общество | Выполняем на максимум
2) Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
3) Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер.
4) Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение общепринятых норм.
5) Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков социализации индивида.
5. Выберите верные суждения о социальной стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социологи выделяют следующие критерии социальной стратификации: личный авторитет и престиж профессии.
2) Понятие «социальная стратификация» обозначает систему признаков и критериев социального расслоения.
3) Объём власти как критерий социальной стратификации определяется количеством денежных поступлений индивида или семьи в определённый период времени.
4) К критериям социальной стратификации относят уровень доходов.
5) Социальная стратификация отражает сложившееся в обществе социальное неравенство.
6. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация – это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.
2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.
3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.
4) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.
5) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Любой человек, занимающий высокую социальную позицию, стремится соответствовать своему ______________ (А) и вести себя должным образом. Так, от политика окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их _____________ (Б) о поведении. Следовательно, статус и ______________ (В) связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер ______________ (Г).
14. Социальные институты
Требования и правила поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли следует _______________ (Д), за неправильное – наказание.
Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является _______________ (Е), который выполняет три основные функции: обеспечить комфорт, соблюдение приличий и демонстративное выражение».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел
1. Социальная роль
3. социальная норма
7. социальный статус
8. социальный символ
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
А | Б | В | Г | Д | Е |
Прочитайте текст и выполните задания 9 — 12
Одной из важных черт социального института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений – общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени.
Эта тенденция, наверное, обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов, а также исключительной способностью людей взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но, несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие «социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместное деятельности людей; без этого общество не может существовать…
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер, сравнивший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идёт о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве).
Наконец, более современные исследователи составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества:
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбивающихся членов общества путём биологического размножения и посредством усвоения индивидами определённой культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такое производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности… И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
9. Какие биологические и социальные черты обуславливают, по мнению автора, существование социальных институтов? Используя текст, укажите одну биологическую и одну социальную черту.
10. Какие социальные потребности, по мнению автора, выделили К. Маркс и Г. Спенсер? Чем этот перечень потребностей дополнили современные ученые?
11. Автор упоминает институт семьи. Используя текст, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте выполнение семьёй любых трёх социальных функций.
12. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в поддержку мнения о том, что не только правовые и правительственные институты осуществляют контроль за поведением членов общества.
13.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причине(-ах) социальных конфликтов, и одно предложение, раскрывающее отличие повода социального конфликта от его причины.
14. Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Назовите любые три института (организации, группы) и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.
15.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Роль социализации в развитии личности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Источник: poisk-ru.ru
Основные институты общества
− одно предложение, раскрывающее одну из функций любого социального института.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
2. Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) государство Б) религия В) образование Г) производство Д) семья | 1) экономика 2) политика 3) духовная культура 4) социальные отношения |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
4. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт; семья; государство; бизнес; образование.
5. Выберите верные суждения об обществе и его институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это весь окружающий человека материальный мир.
2) Под обществом понимают всё население Земли, совокупность всех народов и стран.
3) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природы.
4) Социальный институт — это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение базовых потребностей общества.
5) Социальные институты являются агентами социализации и социального контроля.
6. Выберите верные суждения об обществе и социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Общество является постоянно развивающейся динамической системой.
2) Общественный прогресс характеризуется деградацией, возвратом к уже отжившим структурам и отношениям.
3) В широком смысле под обществом понимают обособившуюся от природы, но связанную с ней часть мира, включающую в себя способы взаимодействия и формы объединения людей.
4) Социальные институты выполняют функцию социализации человека.
5) Общество представляет собой закрытую систему, не взаимодействующую с внешней средой.
7. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Социальный институт представляет собой исторически сложившуюся организацию социальной практики.
2) Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
3) Некоторые социальные институты могут выступать как агенты социализации.
4) К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
5) Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Социальный институт, общество как система, социальная группа, сфера общественной жизни, общественные отношения.
Предметная область: Человек и общество. Системное строение общества, элементы и подсистемы
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 6.
9. Установите соответствие между примерами деятельности и функциями СМИ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ФУНКЦИЯ |
А) трансляция российским спортивным каналом футбольного матча английской премьер-лиги Б) радиокурс по изучению французского языка В) телевизионная трансляция комедийного сериала о жизни студентов Г) публикация программы политической партии Д) трансляция военного парада в честь Дня Победы | 1) идеологическая 2) культурно-образовательная 3) рекреативная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
Источник: megalektsii.ru
Презентация на тему 1.9. Основные институты общества
Социальный институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и обществаКотова, Лискова — базовый уровень за 10 класс, 2019 год
- Главная
- Разное
- 1.9. Основные институты общества
Слайды и текст этой презентации
Слайд 11.9. Основные
институты общества
Слайд 2Социальный институт общества — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации
совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение базовых потребностей человека и
Котова, Лискова — базовый уровень за 10 класс, 2019 год
Слайд 3
Слайд 4Признаки социальных институтов
Наличие организационной структуры, ценностей (например, для института семьи
— взаимоуважение, доверие, любовь); для института образования — ценность знания)
Наличие
культурных символов (для семьи — обручальные кольца; для государства — гимн, герб, флаг; для бизнеса — торговая марка)
Наличие социальных норм (для государства — правовые нормы, для бизнеса — договоры, патенты)
Слайд 5Функции институтов общества:
Организует человеческую деятельность в определённую систему социальных ролей
и статусов, устанавливая нормы поведения людей в различных сферах общественной
жизни
Удовлетворяют насущные жизненные потребности общества
Контролируют поведение членов общества, вырабатывая и применяя систему санкций
Регулируют властные отношения
Осуществляют коммуникацию между людьми
Обеспечивают защиту членов общества от физической опасности
Осуществляют социализацию людей
Слайд 6Практика
Слайд 7Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
2) школа, 3) социальный институт, 4) государство, 5) политическая партия.
Слайд 8
3
Слайд 9Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под
которыми они указаны.
Появление социальных институтов связано с необходимостью удовлетворения фундаментальных
потребностей общества.
Структура современного социального института, как правило, характеризуется простотой отношений.
Некоторые социальные институты могут выступать и как агенты социализации, и как каналы социальной мобильности.
К политическим институтам общества традиционно относят рыночную экономику и собственность.
Социальные институты упорядочивают, координируют индивидуальные действия людей, придают им организованный и предсказуемый характер.
Слайд 10
135
Слайд 11Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под
которыми они указаны.
Образование как социальный институт объединяет с другими социальными
институтами наличие различных элементов в структуре.
Социальные институты возникли в связи с объективной потребностью общества регулировать сферу социальных отношений.
Один из социальных институтов, призванных удовлетворять базовые потребности человека и общества в комфортных материальных условиях существования, – производство.
Один из социальных институтов, призванных удовлетворять базовые потребности человека и общества в общении, объединении с другими людьми и первичной социализации, – это семья.
Потребность в религии и науке способствовали образованию социальной подсистемы общества
Слайд 12
1234
Слайд 13Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу
тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов,
из которых два или более детализированы в подпунктах.
Слайд 141. Понятие социального института.
2. Характеристики социального института:
а) возникает на основе
совместной деятельности больших масс людей;
б) осуществляемая им деятельность направлена на
удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;
г) является устойчивой формой организации деятельности;
д) складывается исторически.
3. Основные социальные институты:
а) экономические (бизнес, рынок, собственность и др.)
б) политические (партии, власть, государство и др.)
в) социальные (семья, детство, материнство и др.)
г) духовные (религия, образование, наука и др.)
4. Функции социальных институтов
а) социализация людей
б) контроль за поведением членов общества
в) обеспечение коммуникаций между членами общества и др.
Источник: theslide.ru