Назад В семидесятых годах, в условиях безудержного роста инфляции, началось наступление сторонников классической концепции на кейнсианство. Государственное вмешательство в рыночный механизм объявлялось главной причиной инфляции и снижения темпов роста. Во главе наступления стояла чикагская школа. Милтон Фридмен — бессменный лидер чикагской школы.
Главная идея его теории: только деньги имеют значение, все зависит от количества денежной массы в стране. Деньги, по Фридмену, занимают главное место среди всех импульсов, воздействующих на хозяйство. М. Фридмен родился в бедной семье в Нью-Йорке. Во время учебы проявил хорошие математические способности, затем увлекся экономической наукой.
Переехав в Чикаго, он познакомился с видными учеными Дж. Винером, Г. Саймоном, придерживающимися неоклассических взглядов на роль рыночных факторов в экономике. Из-за плохого финансового положения Фридмен вскоре оставил Чикагский университет и перешел в Колумбийский, где ему была представлена стипендия. Фридмена привлекают идеи свободного рынка.
Брат — Поговорки Круглого (лучшие моменты)
Он считает спрос и предложение наиболее мощными экономическими рычагами и потенциально наиболее полезными. Наилучшее, что может сделать государство для экономики — это не трогать бизнес и дать рынку делать свое дело.
Главное, по Фридмену, не вмешиваться в стихийный механизм цен. «Механизм ценовой системы работает настолько четко и эффективно, что в большинстве случаев мы даже и не подозреваем о его существовании. Мы узнаем только тогда, когда что-то мешает его нормальной работе, но даже и в этом случае мы редко можем определить, в чем кроется причина разлада.
Ярким примером такого разлада могут служить длинные очереди за бензином, внезапно возникшие в 1974 г., когда страны ОПЕК ввели эмбарго на нефть, повторившиеся, весной и летом 1979 г. после революции в Иране. В обоих случаях все началось с резких перебоев в поставках сырой нефти из-за границы.
Это не вызвало, однако, появления подобных очередей в Германии или Японии, хотя эти страны целиком и полностью зависят от ввоза нефтепродуктов; очереди за бензином выстроились только в США (несмотря на то, что США добывают собственную нефть в больших количествах). Причина этого была одна и только одна: в результате административных мер искусственно удерживались цены ниже того уровня, который гарантировал бы, что количество бензина, имеющееся на автозаправочных станциях, будет в точности равно тому количеству, которое покупатели согласились бы купить по данной цене». «Цены играют роль стимула, заставляющего производителя реагировать на информацию не только о том, что касается повышения спроса на продукцию, но также и в отношении поиска наиболее экономичной производственной технологии («Могучая рука рынка»)».
Важной функцией цены является передача информации. «Ценовая система устроена так, что она передает только существенную информацию, и только тем, кому она нужна. Производителям древесины, например, вовсе не требуется знать, по какой причине возник повышенный спрос на карандаши — то ли вследствие повышения рождаемости несколько лет назад, то ли потому, что 14.
Владимир Кривов на бизнес-завтраке с мэром
000 новых правительственных формуляров следует в обязательном порядке заполнять карандашом. Им даже вообще не нужно знать, что спрос на карандаши возрос. Все, что для них существенно, — это то, что кто-то готов платить больше за древесину и что более высокая цена, по всей вероятности, продержится достаточно долго, чтобы имело смысл постараться удовлетворить спрос.
Оба вида информации были переданы рыночными ценами: первый — существующей ценой, второй — ценой товара с будущей поставкой. Одной из основных задач в эффективной передаче информации является обеспечение того, чтобы информация поступала именно к тем, кто может ее использовать, и не заваливала письменные столы тех, кому она не нужна.
Ценовая система решает эту проблему автоматически». Рыночный механизм, по мнению Фридмена, наилучшим образом обеспечивает не только распределение ресурсов между отраслями, но и распределение доходов между владельцами ресурсов: капитальных благ, земли, человеческого капитала. Одни наследуют от родителей капитальные блага, другие — способности.
Разве можно тут говорить о справедливости? Каждый действует в соответствии с тем, что имеет, и многое зависит от выбора, как применить свои способности или свой капитал. Фридмен приходит к выводу: вмешательство государства в экономику и социальную сферу должно быть минимальным и сводиться к контролю за денежным предложением.
Если государство будет строго контролировать предложение денег, не допускать резких скачков в количестве наличности и кредитных денег, то стабильность экономического развития тем самым будет обеспечена. Особенно эффективна монетаристская концепция в борьбе с инфляцией. Предложенные монетаристами правила денежной политики.
Монетаристы осуждают применение не только фискальной (бюджетное налоговой) политики, но и кредитно-денежной. Милтон Фридмен и другие однозначно считают, что правительству и Центральному Банку не следует увлекаться не только фискальной, но и активной денежной политикой, пытаясь вывести страну из экономического спада.
Они утверждают, что подобная политика, несмотря на хорошие намерения, слишком часто проводится неправильно, и в итоге может не уменьшить, а наоборот, усилить экономическую нестабильность и подтолкнуть инфляцию. Для того, чтобы избежать соблазна проводить активную денежную политику путем операций на открытом рынке или посредством изменения учетных ставок и резервных требований, приверженцы монетарной теории предлагают ЦБ неукоснительно следовать простому правилу — правилу поддержания постоянного темпа роста денежной массы.
Правило поддержания постоянного темпа роста денежной массы состоит в необходимости поддержания постоянных темпов роста объема денег. Эти темпы должны быть в то же время достаточно низкими, чтобы избежать значительной инфляции (от 2, 5 до 8%). Но они не должны быть и ниже этих границ, иначе произойдет сокращение производства.
Эта концепция стала применяться на практике в начале 80-х гг. во многих развитых странах. Центральные банки объявили в качестве главной цели обеспечение медленного и устойчивого роста денежной массы и даже начали устанавливать плановые цифры роста денежной массы на год вперед. Этого на практике не удалось сделать.
Фактически рост Mlи М2, как правило, опережал установленные контрольные цифры. Конкретные обстоятельства противоречили выполнению намеченных темпов роста денежной массы. Угроза экономического спада и возрастание безработицы в условиях такой политики вызвала охлаждение к идеям монетаристов.
Наиболее последовательно монетаристская политика проводилась в восьмидесятых годах в США и Великобритании. Результатом явилось значительное сокращение темпов инфляции. Одновременно возросла социальная неудовлетворенность части населения, поскольку были значительно урезаны расходы на социальные программы.
Ряд положений программы не удалось выполнить, например, не удалось справиться с дефицитом бюджета. Результаты проведения монетарной политики показали, что «денежная политика, хотя может быть и бессильна против глубоких спадов, вполне способна оказывать благоприятное воздействие на экономику во время неглубоких спадов». (П. Хейне «Экономический образ мышления»).
Монетаризм в условиях России начала90-х гг.Монетаризм представляет неоклассическое направление и предполагает, что цены обладают абсолютной гибкостью и могут автоматически возвращать экономику в равновесное состояние. Монетарное регулирование возможно лишь в определенных условиях.
Монетарная политика предполагает наличие развитого рынка и рыночных институтов: банки и банковские финансовые организации, биржевой и небиржевой рынок, разнообразные средства платежа: наличные, чеки, депозиты, векселя; рынок капитала, курс валюты, отражающей ее реальную покупательную способность. Ряд экономистов считают монетарную политику неприемлемой для России. «Говорить о монетарном регулировании в экономике, в которой нет ни рынка капиталов, ни развитого цивилизованного государственного долга, на деле значит называть монетарным регулированием прямое ограничение платежеспособности хозяйства, искусственно доводящее его до банкротства». (Проф.
РАН В. Маневич, «Бизнес и банки»). Монетарная политика применима лишь в высокоразвитом товарном капиталистическом хозяйстве, обладающим мощными рычагами саморегулирования, постоянно выводящим на уровень максимальной занятости ресурсов.
Но и здесь она имеет ограниченный диапазон применения — в основном, для борьбы с инфляцией в условиях отсутствия глубокого спада экономики и падения курса национальной валюты. Сжатие денежной массы ведет к падению покупательского спроса населения и нехватке платежных средств у предприятий.
В условиях умеренной инфляции такая политика привела бы к стабилизации цен, сопровождающейся некоторым спадом производства и структурной перестройкой. В условиях же многократного роста цен и при неполной загрузке мощностей это грозит коллапсом экономики.
С 1991 по 1995 г. спад производства в России превысил 50 %. Падение производства более, чем на 50 % грозит технологическим распадом. «Можно смело утверждать, что ни у кого из нас не вызывало сомнений, что переходный период окажется нелегким, потребует адского труда и терпения. Но никто, мне думается, и в дурном сне не мог видеть такой глубочайший спад производства, который продолжается в России уже несколько лет.
И дело не просто в масштабах спада. В последнее время меняется сам характер кризиса, который перерастает в технологический распад экономики. Наши романтики монетаризма, обладая завидным «олимпийским спокойствием», зациклились только на финансовой псевдостабилизации, а по сути дела — на бесперспективном и безнадежном для российских условий решении проблем колебания «экономического маятника» между инфляцией, спадом производства и безработицей». Такую точку зрения высказал президент Российского союза промышленников Аркадий Вольский (газета «Труд»).
Источник: studfile.net
Галина Маховикова — Экономическая теория: учебник
Экономическая теория: учебник
Издательство:
Array Литагент «Эксмо»
978-5-699-35824-3
4 / 5 . Голосов: 1 1
Добавить в избранное
Ваша оценка:
Учебник написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данное издание содержит все важнейшие разделы экономической теории: введение в экономическую теорию, микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений. Авторы, ведущие преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, учли современные тенденции в организации образовательного процесса и включили в учебник сборник модулей, с помощью которого студенты смогут не только закрепить теоретические знания, но и овладеть навыками самостоятельной работы в реальном секторе экономики. Для студентов всех форм обучения и преподавателей экономических вузов, бакалавров экономики, а также учащихся колледжей.
Экономическая теория: учебник — читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок
Экономическая теория: учебник — читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Галина Маховикова
Источник: libking.ru
Кризис середины 1970-х годов привёл к разочарованию в кейнсианской теории «эффективного спроса».
Она предполагала усиление государственного регулирования рыночной экономики. Это ограничивало главное её преимущество – свободу участников экономических отношений. Возможность иметь приемлемый уровень жизни за счёт государственных социальных программ, а не личных усилий, порождал иждивенчество значительной части населения, снижал предпринимательскую активность. Высокие налоги на прибыль предприятий (а без этого никак не получалось финансировать эти самые социальные программы) сужали возможности расширения и модернизации производства. Необходимость согласовывать принятие рискованных решений в государственных органах, рост бюрократии делали экономическую систему громоздкой и неповоротливой.
Всё больше сторонников появлялось у неоконсерватизма. Неоконсерваторы (новые консерваторы) стремились объединить идеи старого консерватизма и старого либерализма.
Тех идеологий, которые получили широкое распространение в начале XIX века. Опора на традиции, отказ от резких кардинальных перемен, признание естественным общественного неравенства в самых разных его проявлениях (в доходах, доступе к власти и так далее). И в то же время максимальная поддержка права личности на свободное развитие.
В экономике это означало ставку на работу механизмов саморегуляции рынка. Наилучшее, что может сделать государство для экономики, – это «не трогать бизнес и дать рынку сделать своё дело». Так сформулировал главный лозунг неоконсерваторов лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтон Фридман . Он был советником президента США Рональда Рейгана и премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. С именами этих двух политиков в первую очередь связывают неоконсервативную революцию восьмидесятых годов двадцатого века.
Фридман был основоположником монетаризма в экономической науке. Подробное её изучение оставим для уроков обществознания. Назовём лишь некоторые положения.
· Государство не может оставаться в стороне от экономических процессов: дескать, пусть всё идёт, как идёт. Но его роль должна быть ограничена контролем над денежным обращением.
· Увеличение количества денег в обращении ведёт к росту производства, но до определённого предела. Когда предприятия начнут работать, полностью используя имеющиеся ресурсы, выпуск новых денег станет причиной роста цен и инфляции.
· Инфляция – абсолютное зло. Она должна быть подавлена любыми способами, в том числе и за счёт сокращения социальных программ.
· Под жёсткий контроль должна быть поставлена не только денежная эмиссия (выпуск в обращение всё новых и новых купюр), но и кредитование. Кредиты не должны быть слишком доступными. Ведь это тоже деньги: их так и называют – кредитные деньги.
· И ещё одно. Монетаристы считают, что все проблемы с саморегуляцией рынка – результат внешнего вмешательства. Не будет вмешательства – не будет проблем. .
Ещё один краеугольный камень в основании неоконсерватизма – теория предложения Артура Лаффера.
Как учёный он стал знаменит благодаря открытию закономерности влияния налоговых ставок на налоговые поступления в бюджет. Графически она была отражена в кривой Лаффера. Суть его идеи понятна и неспециалисту. Существует некий рубеж, после которого увеличение налоговой ставки будет вести к снижению налоговых поступлений.
Если налоги будут составлять 100 % от доходов и прибыли, то их никто не будет платить. Потому что не будет никакого смысла в получении этих самых доходов и прибылей. Тот же эффект, что и при полном отсутствии налогов.
Слишком большие налоги делают невыгодным увеличение доходов, инвестиции в расширение производства. А кроме того, порождают всякие неприятные вещи с криминальным оттенком. Стремление скрыть доходы, увести бизнес в тень и так далее.
Существуют разные точки зрения по поводу того, где проходит этот волшебный рубеж. Для налогоплательщиков наиболее привлекательной является налоговая ставка на уровне 15 %. Поделиться с обществом такой долей своих доходов кажется достаточно справедливым. Но для нужд государственного бюджета этого может оказаться недостаточно. Лаффер считал максимально допустимой ставку налогообложения в 35–40 %.
Будем считать, что теоретически мы теперь достаточно «подкованы». Рассмотрим, как осуществлялись идеи неоконсерваторов на практике, что собой представляли «рейганомика» и «тэтчеризм».
Рональд Рейган – 40-й президент США. Он дважды избирался на этот пост от республиканской партии: в 1980 и 1984 годах.
Во время своей первой инаугурации (торжественного вступления в должность) он говорил об экономических неурядицах, которые переживали Соединённые Штаты. И заявил, что главной своей целью считает их решение.
Его экономическую программу можно свести к нескольким пунктам:
· Сокращение государственного вмешательства в экономику, поддержка частного предпринимательства.
· Сокращение налогов как с личных доходов граждан, так и с прибылей предприятий.
· Борьба с инфляцией. Не путём контроля над ценами, разумеется, а сокращением денежной массы в обращении.
· Сокращение (или, скорее, замедление роста) государственных расходов.
Первым шагом на пути реализации «рейганомики» стало подписание Акта о налогах для восстановления экономики в 1981 году. Позже была проведена более глубокая реформа налогового кодекса. Максимальная налоговая ставка снизилась до 28 % (до этого было 70 %). В итоге к концу второго срока президентства Рейгана общая сумма от сбора федеральных налогов выросла более чем в 1,7 раза.
Правда, при этом значительно возрос государственный долг США: был 997 миллиардов долларов, а стал 2 триллиона 850 миллиардов.
Немалую роль в этом сыграл новый виток гонки вооружений. Рейган поставил задачу пошатнуть сложившийся военно-стратегический паритет между Западом и Востоком в пользу США и НАТО. Начала разрабатываться программа СОИ (Стратегической оборонной инициативы). Часто её называют программой «звёздных войн», так как она подразумевала создание в космосе оборонного щита от возможной атаки советскими стратегическими ядерными ракетами.
Эффективными оказались действия по борьбе с инфляцией. В 1980 году она составляла 13,5 %, а к 1988 году упала до 4 %. Этого удалось добиться в результате нескольких серьёзных мер. Была повышена процентная ставка Федеральной резервной системы. Если не вдаваться в подробности, это привело к подорожанию кредитов.
Выплаты по безработице сохранялись для тех уволенных, которые достаточно долго делали отчисления в специальный фонд. Но получение пособий увязывалось с профессиональной переподготовкой, сокращался срок их выплаты.
Всячески поощрялась частная инициатива. Но тоже не субсидиями, а налоговыми льготами. Такие льготы получали также те компании, которые значительную часть прибыли (от 25 %) направляли на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Из налогов вычиталась и часть затрат предприятий на приобретение нового оборудования.
Общий итог всех этих мер был положительным. С 1982 по 1987 год объём производства вырос на 12 %. Было создано 18 миллионов новых рабочих мест. Уровень безработицы продолжал сокращаться и после ухода Рейгана с поста президента. Но далеко не все были удовлетворены результатами рейганомики. Почти на 3 миллиона увеличилось число граждан США, находящихся за чертой бедности.
Рос разрыв в доходах. Доля национального богатства, приходящаяся на 20 % самых богатых американцев, возросла с 44 до 46 %. А доля 20 % самых бедных снизилась с 4,2 до 3,8%. Проблемой крупных городов стали бездомные. Власти не предпринимали серьёзных мер для её решения. Так, Рейган заявлял, что бродяжничество – это выбор самих людей, видимо, такой образ жизни их устраивает.
Неоднозначной была и оценка итогов экономической политики Маргарет Тэтчер в Великобритании.
Тэтчер в середине 1970-х годов стала главой Консервативной партии, а в 1979 году – первой женщиной, занявшей пост премьер-министра. Не только в Англии, но и в Европе. Главой правительства она оставалась до 1990 года.
Тэтчеризм был основан на тех же идеях, что и рейганомика. Поэтому у них было очень много общего. В Англии также были снижены прямые налоги (на доходы и прибыль). И при этом увеличены косвенные (их платят покупатели товаров). Выросла банковская учётная ставка. И осуществлён ряд крайне непопулярных мер, связанных с сокращением социальных программ.
В том числе были урезаны расходы на образование. Про Тэтчер уже говорили, что она украла молоко у детей. По её инициативе в бытность министром просвещения и науки школьники перестали получать бесплатный стакан молока. Теперь же она стала первым послевоенным премьер-министром, выпускником Оксфорда, который не получил степень почётного доктора университета. Но уже в 1982 году уровень инфляции снизился с 18 до 8,5 %.
Жёсткую политику правительство проводило по отношению к профсоюзам. Их позиции в Великобритании были традиционно сильны. Были приняты законы о запрете забастовок солидарности, об обязательном предупреждении предпринимателей о готовящейся забастовке. Запрещалось принуждать ко вступлению в профсоюз или предоставлять какие-либо преимущества членам профсоюза при приёме на работу. Крупное поражение в борьбе с правительством профсоюзы потерпели во время общенациональной забастовки шахтёров в 1984–1985 годах.
Угледобыча в Англии стала нерентабельной, правительство заявило о намерении закрыть ряд шахт (практически все они находились в собственности государства). Шахтёры боролись целый год, стремясь предотвратить потерю рабочих мест, но вынуждены были отступить.
В 1940-е – 1970-е годы были национализированы не только шахты, но и целый ряд других отраслей и предприятий. Например, в 1971 году государство выкупило завод по производству автомобилей и авиадвигателей «Роллс-Ройс Лимитед». Велось активное строительство муниципального жилья.
В 1980-е годы значительная часть этой собственности была приватизирована. Только продажа «Роллс-Ройса» принесла более 1,5 миллиардов фунтов стерлингов. В целом же от приватизации предприятий британская казна получила 29 миллиардов фунтов. Ещё 18 миллиардов добавила продажа муниципальных домов.
Правительству Маргарет Тэтчер удалось оздоровить экономическую ситуацию в стране. Рост ВВП в 1980-е годы составлял 3–4 % в год. В среднем на 6,5 % ежегодно росло потребление товаров и услуг. Были привлечены инвестиции в наукоёмкие отрасли промышленности. С 7 до 25 % возросло число граждан, владевших акциями, – это был один из результатов приватизации.
С 1987 года в Англии стала сокращаться безработица.
Успехи неоконсервативной политики были очевидны. В других западных странах также стали применяться её методы. В том числе и правительствами левоцентристских партий (например, в Испании и Италии).
Но резкий поворот в экономической стратегии, ломка системы социального обеспечения и трудовых отношений оказались слишком болезненными и вызывали протест. Никуда не исчезли и проблемы, связанные с рыночной анархией и стремлением к получению прибыли, даже если при этом страдают общественные интересы. Поэтому уже в 1990-е годы новое поколение политической элиты начало отходить от п ринципов неоконсерватизма.
Тема: Страны Запада на рубеже ΧΧ-ΧΧΙ вв. §33
1. Изучить текст параграфа 33. Записать в тетрадь:
Конец 90-х гг. XX века – изменение ситуации на международной арене: — распад СССР; — крах социализма в Европе; — возрастание проблем социальных и этнических отношений; В итоге, лидеры неоконсерваторов оказались не готовы к решению этих проблем. Социалистические и социал – демократические партии пришли к власти в 13 из 15 стран Европейского союза.
— 1951 г. – создание Социалистического интернационала (154 организации из 130 стран). Принципы социал – демократов: свобода (право каждого человека на самостоятельный выбор жизненного пути); справедливость и солидарность (каждый человек имеет право на защиту своих интересов;) Равенство и демократия (одинаковые возможности для всех людей быть свободными); Главная задача: Обеспечение равных стартовых возможностей для молодежи. Активизация массовых движений: гражданских инициатив, женского движения, зеленые, антиглобалисты
Тема:Интеграция в Европе и Северной Америке.
1. Изучить текст параграфа 34. Заполнить таблицу (с 291)
2. Сделать вывод о причинах спада неоконсервативной волны в 1990-е гг. и рост влияния социал-демократических партий в развитых странах
-Уточните, в чем суть современной стратегии США?
-Каково положение США в мире в области военной и экономической после развала СССР?
-Каким образом складываются в настоящее время российско-американские отношения?
-Охарактеризуйте политические системы и политический курс США и Западной Европы на данный период.
Успехов в работе, О.Н. Радченко
Источник: radchenko631207.blogspot.com