Недостатки малого бизнеса для государства

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

«Преимущества и недостатки индивидуального предпринимательства»

Свердловской области ………………………………………………. 10

Плюсы и минуса государственной политики

в сфере предпринимательства ……………………………………… 12

Начиная с конца 80-х годов сначала в СССР, затем и в России происходило бурный развитие предпринимательства. Предпринимательство — это такой тип деятельности, который имеет следующие признаки:

— основной мотив этой деятельности — получение прибыли;

— свобода и автономность принятия решений предпринимателем;

— самостоятельность, выражающаяся в личном риске и ответственности предпринимателя.

Предприниматель — это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества – бизнес слой. Бизнес-слой — общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся «делать деньги». Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Недостатки собственного бизнеса/ основной недостаток малого бизнеса/ минусы собственного бизнеса

Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп:

— предприниматели — частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

— самозанятые — лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

— бизнесмены-менеджеры — наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

— полупредприниматели — наемные работники, в основном частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

— менеджеры-совладельцы — хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

— «классические» менеджеры — хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

— Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% — от 41 до 45 .

— Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет , 30-40% — от 30 до 40 лет и около 30% — старше 40 лет.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей — это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее — 6,5%. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель -самый интеллектуальный предприниматель.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.

Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования соя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

«Бизнес – увлекательная игра, в которой максимум азарта сочетается с минимум правил»

Гражданское законодательство определяет предпринимательство как самостоятельную деятельность физического или юридического лица, осуществляемую им на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 ГК РФ).

Ученые-правоведы справедливо отмечают, что определение, данное законодателем, не вполне раскрывает понятие предпринимательской деятельности и не позволяет отграничить предпринимательство от других видов деятельности. По логике этого определения к предпринимательской могут быть отнесены просветительская, научная, культурная деятельность (систематическое чтение платных лекций, публикация статей, написание для продажи картин и т.д.) и многие другие виды социальной активности, которые традиционно не считаются предпринимательством. Не случайно служащим государственного аппарата, судьям народных и арбитражных судов предпринимательство запрещено, однако им разрешается заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Вместе с тем согласно ст.48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность с получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственной регистрации. Следовательно, предпринимательством является любая деятельность, которая признана таковой законом и осуществляется определенным кругом лиц в соответствии с установленными правилами.

Индивидуальные предприятия являются самой простой распространенной организационной формой малого бизнеса. Индивидуальное предпринимательство – это небольшая фирма, владелец которого является одновременно и ее главным служащим. Обычно он не преследует далеко идущих целей. Его устраивает свой бизнес, в котором он выполняет роль, и работника, и бухгалтера, и координатора – управленца. Индивидуальное предприятие принадлежит одному владельцу, управляется им самостоятельно и является для него основным источником получения доходов.

По Владимиру Далю «Предприниматель — это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек». Предпринимательская функция — это дело частного делового человека. Однако не каждый деловой человек является предпринимателем. С точки зрения социально-экономической, предприниматель — это тип «выскочки».

Он революционер в экономике, невольный зачинатель социальной и политической революций. Быть предпринимателем — значит делать не так, как делают другие. Предприниматель лишен традиций» (И.Шумпетер). Он должен обладать специфическим набором качеств: здравым умом, постоянством, знанием людей, талантом управления.

Свои организаторские, управленческие способности предприниматель использует только с одной целью — получения прибыли. Поэтому в жизни предпринимателями именуют себя и граждане, занимающиеся коммерцией эпизодически, не имея каких-либо документов, дающих им право заниматься этой деятельностью, например, лица, перепродающие импортные товары. Если гражданин занимается такого рода деятельностью эпизодически, не преследуя при этом извлечение прибыли, он не может расцениваться как предприниматель и не должен регистрироваться в этом качестве.

Российский Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» 1991 года закрепил право граждан вести предпринимательскую деятельность как индивидуально, но, не применяя наемный труд, так и создавая предприятия с привлечением наемных работников. Такие граждане регистрировались в качестве физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ныне действующий Гражданский кодекс Российской Федерации называет таких граждан индивидуальными предпринимателями.

Предпринимательская правосубъектность — это мера возможного правообладания в сфере предпринимательской деятельности, т.е. мера свободы действий предпринимателя в рамках действующего законодательства.

Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической деятельности:

Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;

Группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах и т. д.

В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций. Но в ряде стран предпринимательская деятельность государственных служащих запрещена.

Следовательно, можно сказать, что существуют три формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица имеет ряд особенностей.

Согласно п.1 ст.23 ГК РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Закон предусматривает, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц. Предприниматель может совершать любые, не запрещенные законом сделки, заключать контракты, в том числе трудовые и подрядные договоры с наемными работниками и исполнителями, открывать счета в кредитных учреждениях и распоряжаться находящимися на них денежными средствами, производить иные действия.

Однако многие часто забывают, что по своему правовому статусу индивидуальный предприниматель в первую очередь является гражданином, физическим лицом. Поэтому правила, установленные для коммерческих юридических лиц, применяются к предпринимательской деятельности граждан лишь постольку, поскольку иное не вытекает из правовых актов или существа отношения.

Следует учитывать, что индивидуальному предпринимателю разрешается иметь в собственности только имущество, которым вправе обладать граждане. В отличие от юридического лица, он как гражданин может наследовать и завещать свое имущество. Он имеет возможность работать в государственных и частных организациях, заниматься любой законной деятельностью, если только эту должность или работу разрешено совмещать с предпринимательством.

В установленном законом порядке индивидуальный предприниматель, как обычный гражданин, может быть по решению суда ограничен в правоспособности (например, когда суд запрещает ему заниматься определенной деятельностью), дееспособности, признан недееспособным, безвестно отсутствующим или умершим со всеми вытекающими из этого последствиями.

В настоящее время государство принимает меры, направленные на поддержку малого бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, которым должны предоставляться льготные кредиты, оказываться производственно-технологическое, информационное и кадровое содействие. В частности, для индивидуальных предпринимателей установлен упрощенный режим налогообложения. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретают годовой патент, стоимость которого перечисляется в соответствующий бюджет. Кроме того, они освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.

Перед юридическими лицами индивидуальные предприниматели имеют и другие преимущества, предоставленные им как гражданам отдельными правовыми актами. Например, что очень важно в небольших городах или поселках, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность в пределах собственного жилого дома (при использовании части этого дома под производственные мастерские) и не применяющие наемный труд, рассчитываются за электроэнергию, в том числе на производственные нужды, по тарифам, установленным для населения.

Кредиторы индивидуального предпринимателя, имеющие требования, связанные с его коммерческой деятельностью, обладают преимущественным правом на удовлетворение претензий перед иными кредиторами данного гражданина. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии заплатить долги, связанные с его предпринимательской деятельностью, может быть по решению суда признан несостоятельным (банкротом). С момента вынесения судом такого решения регистрация гражданина в качестве предпринимателя утрачивает силу. После завершения расчетов с кредиторами признанный банкротом предприниматель освобождается от исполнения оставшихся обязательств, возникших в связи с его предпринимательской деятельностью. При этом он также освобождается от долгов, не связанных с коммерческой деятельностью, если эти долги были предъявлены и учтены в ходе процедуры признания его банкротом.

Долги гражданина-предпринимателя, не связанные с коммерческой деятельностью и не заявленные в процессе его банкротства, а также требования личного характера, например требования граждан, перед которыми он несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, сохраняют свою силу.

Руководители и главные бухгалтеры малых предприятий, индивиду­альные предприниматели стоят перед необходимостью отслеживать огром­ное количество непрерывно изменяющихся нормативных документов. Упустить что-либо их них — это значит подвергнуть себя риску огромных штрафных санкций, которые установлены не только действующим законо­дательством, но и многочисленными указами Президента РФ.

Читайте также:  Настройка скайп для бизнеса на компьютер

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не прошедший государственную регистрацию, не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила, установленные для обязательств, возникающих из предпринимательской деятельности (п.4 ст.23 ГК РФ). Все споры с участием граждан, включая предпринимателей, не зарегистрированных в установленном порядке, рассматривает народный суд общей юрисдикции.

Все не так хорошо как кажется. По всем опросам, для всех предпринимателей главный барьер — это все-таки административный барьер, т.е. чиновник, который мешает. Нарушения совершают муниципальные власти, антимонопольного законодательства. Чаще всего муниципальные чиновники покушаются на конкуренцию.

Они норовят создать преимущества одному – двум хозяйственным субъектам на подведомственной территории, формируя, таким образом, монополию, со всеми вытекающими последствиями. В столице Свердловской области состоялась конференция «Основные направления развития малого предприятия Свердловской области на период до 2015г.».

На которой были сделаны выводы: проблема формирования налоговой системы изъяны, которой, как считалось еще год – полтора назад, в основном и мешали развиваться предпринимательству, теперь отступили на задний план. Сейчас актуальным вопросом является о так называемой дебюрократизации отечественной экономики.

Речь идет о ликвидации административных барьеров (ставить эти барьеры перед бизнесом нередко помогают законы) и облегчении контрольно-надзорного процесса. С этой целью были приняты федеральные законы о государственной регистрации юридических лиц, о лицензировании. Однако, желаемых результатов не получено, развитие предпринимательства не ускорилось. Существует Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. N 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Но мало кто им руководствуется.

Лицензирование предприятий вынуждает пройти от 20 – 30 инстанций и получить лицензию, отнюдь не бесплатно, 50 – 90 согласований.

Интервью с Ириной Хакамадой по вопросам экономики предпринимательства. «…Следующей статьей идет принуждение предпринимателя к добровольным тратам. Вам как бы ничего не приказывают, но если вы в регионе не профинансируете праздник в честь Губернатора и не вложите туда кучу денег, то на следующий день к вам придет налоговая милиция, или полиция, или еще не знаю что, но в любом случае предприятие будет терпеть огромные убытки.

И, наконец, подношения лично чиновникам, разного уровня, в первую очередь, при получении в аренду недвижимости и получении земельных участков. Это самая коррумпированная сфера, в которую, несмотря на федеральные законы, доступа никакого нет, ни одного открытого конкурса, ни в одной губернии не проводится. Большая часть собственности в руках региональных и местных властей.

По последним оценкам эти подношения составляют 33 млрд. долларов в год. Весь федеральный бюджет составляет 60-65 млрд. при высоких ценах, а при низких ценах, как было в 1998 году, 35-40 млрд. Т.е. при конечной оценке получается, что почти весь федеральный бюджет, второй бюджет страны, через взяточничество и беспредельную коррупцию лежит в карманах чиновников.

Как можно говорить о спецпрограммах после таких цифр? Конечно это благое дело, как в Америке. Я знаю, там есть специальные агентства и там оказывается огромная помощь государства. То же самое в Японии и т.д. У нас все превращается в чиновничий беспредел.

Это, конечно, можно сделать, но это будет третье, наверное, дело или четвертое. А главное, убрать излишнюю власть с рынка и прекратить вот это мздоимство и упростить, действительно, систему отчетности, налогов и т.д. и дать доступ к кредитным ресурсам. А потом уже спецпрограммы.

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вводится упрощение лицензирования. 27% считают, что закон положение ухудшил, 76% — не изменил. Что это означает? Сократили виды деятельности, подлежащие, обязательному лицензированию до 104 и сделали список закрытым. Никто не имеет право вводить новые виды лицензирования, потому что это закрыто Федеральным законом.

Что делается на местах? Под видом проверок, выписывания новых, других документов ведомства фактически занимаются квази — лицензированием. Изменения арендных ставок на государственную недвижимость. Доступа к недвижимости нет — это вторая проблема. Значит, первая проблема для бизнеса — это вышеуказанная, а второе — отсутствие доступа к основным фондам.

Ну, не может предприятие работать, если у него нет здания. Так, фермер не может ничего выращивать, если у него нет земли. Так, даже экспертная группа ученых, которые решили консалтингом заняться, не может даже маленькое дело начать, все равно помещение им нужно. И последнее — отсутствие кредитных ресурсов. У нас нет альтернативных институтов получения кредитов.

Бьюсь 10 лет, никак не получается решить этот вопрос. Я имею в виду создание кредитных союзов юридических лиц, страховых союзов юридических лиц, когда их функции не облагаются страховым налогом внутри этой кассы взаимопомощи и при этом не нужно получать банковскую лицензию. Министерство финансов и ЦБ РФ против. Они считают, что это отмывание капитала.

Это не правильно, потому что отмывание капитала происходит и так в оффшорах благополучно. 50% экономики находится в серой экономике, т.е. у меня такое впечатление, что государство упорно не хочет легализовать существующие финансовые капиталы в России. Я уверена, что в России мы просто купаемся за деньги. Вы не представляете, как много денег в стране, своих, отечественный денег. И они все находятся в серой экономике или находятся в карманах чиновников.

Что мешает малому бизнесу (отношения «чиновник – предприниматель»)

Система согласований слишком громоздка

Источник: referatbank.ru

Преимущества и недостатки малых предприятий

ВВЕДЕНИЕ
В экономике любой страны одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Для современной экономики характерна сложная комбинация разных по масштабам производств: крупных, с тенденцией к моно¬польным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
В последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов обо¬рудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских то¬варов и оказанием услуг.
Эффективное функционирование малых форм производства оп-ределяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным произ-водством: близостью к местным рынкам и приспособлением к за¬просам клиентуры; производством малыми партиями; исключением лишних звеньев управления и т.д.
Малому производству способствуют дифференциация и индивидуали¬зация спроса в сфере производственного и личного потребления. Поэтому малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение НТП, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, иными словами, малое предпринимательство решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

1. РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.
Первая группа — предприятия, прямо или косвенно свя¬занные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производ¬стве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие из¬держки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа на¬учно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой — как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизне¬са, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного раз¬вития предприятий этой группы служат: способность быстро реаги¬ровать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более силь¬ными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по раз¬личным причинам невыгодны крупным фирмам; и наконец, це¬новая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высо¬кие цены.
Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
• численностью малых предприятий и индивидуальных пред-принимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;
• вкладом малых предприятий в создание валового внутрен¬него продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);
• вкладом субъектов малого предпринимательства в форми-рование федерального и региональных бюджетов;
• ростом численности на малых предприятиях занятого тру-доспособного населения, вкладом в сокращение числа без¬работных;
• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
• навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.
Усиление роли малого предпринимательства в решении эконо-мических и социальных проблем (особенно роста занятости дее¬способного населения) зависит во многом от увеличения числа малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, кресть¬янских (фермерских) хозяйств. Можно обоснованно утверждать, что имеющегося числа малых предприятий недостаточно для усиления их роли в экономике. Если в странах — членах ЕС на 1000 жителей приходится около 30 малых предприятий, то в РФ в 2007 г. — 12,2 малых предприя¬тия. Число занятых на малых предприятиях России составляет 17% от общего числа наемных работников, а в странах ЕС — около 72%. Доля малых предприятий России в валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 10-12%, а в странах ЕС — около 70%.
Положительным фактором роли малого предпринимательства является увеличение числа постоянно работающих на малых пред-приятиях и увеличение числа индивидуальных предпринимателей, а также рост занятости населения по месту основной работы в сфе¬ре предпринимательской деятельности без образования юридиче¬ского лица.
Как показывают исследования, деятельность малых предпри¬ятий характеризуется более высоким уровнем производительно¬сти труда, особенно на малых предприятиях промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и на малых строительных предприя¬тиях.
Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные средства, сырье, мате¬риалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как прави¬ло, на малых предприятиях более высокая рентабельность по сравнению со средней достигнутой в соответствующей отрасли экономики.
Важным критерием эффективной деятельности малых пред¬приятий является рост сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток), который представляет конечный финан¬совый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций.
Он представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное движение малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
• формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению по¬требностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потреби¬телей, малый бизнес способствует повышению качества то¬варов (работ, услуг) и культуры обслуживания;
• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобиль¬ность, маневренность;
• привлечение личных средств населения для развития про-изводства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают спои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем и крупных;
• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уров¬ня безработицы;
• более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп насе-ления, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
• активизация научно-технического прогресса;
• освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
• содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснаст¬ки, создание вспомогательных и обслуживающих произ¬водств;
• освобождение государства от низкорентабельных и убыточ¬ных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью рефор¬мирования экономики РФ.
2. МАЛЫЙ БИЗНЕС: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА
Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предприниматель¬ства в Российской Федерации» говорится, что он направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Этим поло¬жением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития ма¬лого предпринимательства, можно указать на его следующие пре¬имущества:
 более быстрая адаптация к местным условиям хозяй¬ствования;
 большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимае¬мых решений;
 относительно невысокие расходы при осущест¬влении деятельности, особенно затраты на управление;
 большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;
 более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков;
 относительно более высокая оборачиваемость собственного ка¬питала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что ма¬лые и средние предприятия располагают значительными конку¬рентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовло¬жений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятий более склонны к сбереже¬нию и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия луч¬ше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потреби¬телей, дают средства к существованию значительному числу на¬емных работников. Малые предприятия способствуют росту заня¬тости безработного населения по сравнению с крупными предпри¬ятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных стра¬нах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Однако, как показывает практика, малому предприниматель¬ству присущи и определенные недостатки, среди которых:
• более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень не¬устойчивости положения на рынке;
• большая зависимость от круп¬ных компаний; ошибки в управлении собственным делом;
• слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
• трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
• неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.
Недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. Главными причинами неудач малых пред-приятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но не¬опытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владе¬ния и в товариществах; неумение заводить и поддерживать дело¬вые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вред¬ные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воров¬ство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взрос¬ления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, при¬носят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизне¬се, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспе¬вают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
На неудачах малого предпринимательства сказывается не¬высокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как пра¬вило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех и четырех лиц, шансы на выживание выше, посколь¬ку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансиро¬вания на первом этапе существования фирмы. Чем больше пер¬воначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные пе¬риоды.
Постоянный поиск общественных потребностей и непрерыв¬ное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматри¬вать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем.
Однако менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осу¬ществляется в соответствии с федеральной и региональными про¬граммами.
Недостатком в деятельности малого предпринимательства является их «уход в тень», что не позволяет объективно оценить результат деятельности в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свой¬ственно наличие теневой экономики, причем в 90-х годах вывод части оборота «в тень» стал не только необходимым, но и обяза¬тельным условием выживания.

Читайте также:  Бизнес цель проката автомобилей

3. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Большинство проблем в сфере малого бизнеса сводятся к следующему:
• недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
• трудности с получением банковских кредитов;
• усиление давления криминальных структур;
• нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, кон-сультантов;
• сложности с получением помещений и крайне высокая аренд¬ная плата;
• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
• отсутствие должной социальной защищенности и личной безо-пасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бремени стоят чрезмер¬ные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную про¬блему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оце¬нивают его не менее чем в 30% валового национального продукта. Называются три глав¬ные причины такого положения:
• сохраняющиеся высокие ставки налогов, и прежде всего еди¬ного социального налога, не позволяющие осуществлять эф¬фективную капитализацию предприятия;
• недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономиче-ского и общественного положения;
• боязнь криминальных структур.
В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отноше¬ниям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше окружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламента¬цией с помощью лимитов, фондов и т.п. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограни¬чен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированных предпри-нимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно эко¬номике.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпри-нимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социаль¬ных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малые предприятия объективно существуют и развиваются как относительно самосто¬ятельный сектор современной рыночной экономики.
Малые пред¬приятия имеют важное социально-экономическое значение, так как обеспечивают социальную и политическую стабильность, спо¬собны смягчать последствия структурных изменений, быстрее адаптируются к меняющимся потребностям рынка, вносят значи¬тельный вклад в региональное развитие, конструируют и использу¬ют технические и организационные нововведения.
Практика показывает, что технический прогресс, наиболее пол¬ное удовлетворение потребительского спроса во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.
Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических из¬менений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению ней, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государствен¬ной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. последних изменений).
2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государ-ственной регистрации юридических лиц и индивидуальных пред-принимателей» (в редакции последних изменений).
3. Васильева Е.Н. Проблемы малого предпринимательства // Механизмы раз¬вития малого предпринимательства в России: Аналитический сборник. М: Ака¬демия менеджмента и рынка, 2007.
4. Власов B.C. Проблемы развития малого предпринимательства в России. М., 2008.
5. Лапуста М.Г. Индивидуальное предпринимательство: Учебн. по-собие. — М.: ИНФРА-М, 2005.
6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. 4-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2007.
7. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник. — М.: Росстат, 2004.
8. Малые предприятия: Организация, экономика, учет, налоги/Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. — М.: ЮНИТИ, 2006.

Читайте также:  Коптильня как бизнес рентабельность форум

Данные о файле

Скачать

* Все работы проверены антивирусом и отсортированы. Если работа плохо отображается на сайте, скачивайте архив. Требуется WinZip, WinRar

Источник: xn--5-8sb3a.xn--p1ai

Малые предприятия преимущества, недостатки, перспективы развития

Единственный в мире Музей Смайликов

Самая яркая достопримечательность Крыма

Скачать 119.41 Kb.

«КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплинеЭкономика организации

Основой национальной экономики любой страны по праву считается малый бизнес, который обеспечивает занятость населения, наполняет бюджет государства за счёт налоговых отчислений и создаёт существенную часть ВВП. Важность развития малого бизнеса для укрепления деловой активности предпринимательства в государстве трудно переоценить, что объясняет необходимость его поддержки, развития и стимулирования. В условиях введения санкций и рецессии экономики именно малый бизнес может сыграть роль локомотива благодаря своей перспективности.

Актуальность темы заключается в том, что малое предпринимательство необходим для развития экономики в целом, а также для развития каждого заинтересованного человека в этой сфере. Каждый из нас стремится добиться многого и, конечно же, заработать больше. Поэтому малое предпринимательство способствует поддержанию этих целей.

Развитие малого предпринимательства в России тесно способствует изменению экономики, т.к. индивидуальные предприниматели считаются инструментом, при котором можно изменить к лучшему состояние страны.

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики нашей страны. Расширение границ предпринимательской деятельности оказывает благотворное влияние на экономический рынок и выводит его на новый, более высокий уровень.

В наше время одной из актуальных проблем является развитие малого предпринимательства. Бизнес осуществляется различными организациями, который, как правило, бывает направлен на извлечение природных благ или на осуществления обмена своих услуг на другие товары или деньги, т.е. осуществляется обмен на взаимовыгодных условиях между заинтересованными организациями. Бизнес оказывает большое влияние на развитие экономики Российской Федерации, потому следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибко маневрирует на конъюнктуру рынка. Сфера малого бизнеса является важнейшим резервом роста национальной экономики, но не обходится без проблем, препятствующих его развитию.

Объектом исследования выступает малое предпринимательство в России.

Предметом исследования является малое предпринимательство как фактор увеличения занятости населения России.

Целью работы является исследование малого предпринимательства в России.

  • рассмотреть сущность и особенности малого предпринимательства;
  • изучить место малого предпринимательства в экономике России;
  • провести анализ современного состояния малого предпринимательства в России;
  • провести анализ роли малого предпринимательства в решении проблемы занятости населения России;
  • выявить проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.
  • исследовать малое предпринимательство как фактор увеличения занятости населения России

Нормативную базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые акты России. Теоретическую базу исследования составили труды ученых. Эмпирическую основу исследования составили постановления судов. В работе были использованы такие методы как аналитический, научный, описательный, сравнительный.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Малое предпринимательство — это вид предпринимательской деятельности, опирающийся на работу небольших фирм, не входящих в формальные объединения. Они имеют ограниченное число работников и прибыли и основываются путем собственного капиталовложения. [4, c.256].

Президент РФ В. Путин утвердил новые лимиты для малого бизнеса на 2021 год.

Стать представителем малого и среднего бизнеса могут коммерческие предприятия, потребительские кооперативы и индивидуальные предприниматели, кроме государственных (муниципальных) унитарных или некоммерческих организаций.

Условия получения статуса малого или среднего предприятия устанавливает государство. Они касаются выручки, количества работников и долей других лиц в уставном капитале. В ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 прописаны критерии, которым должен соответствовать бизнесмен, чтобы стать СМП.

  • на микропредприятиях — 15 человек;
  • на малых предприятиях — от 16 до 100 человек;
  • на средних предприятиях — от 101 до 250 человек.
  • микропредприятия — 120 млн руб.;
  • малые предприятия — 800 млн руб.;
  • средние предприятия — 2 млрд руб.

Сумма годового дохода фирмы определяется налоговиками автоматически на основе поданных деклараций — УСН, ЕСХН и налогу на прибыль. Отдельно подтверждать доход теперь не требуется.

Процент членства других фирм в уставном капитале тоже имеет значение. Если в хоз. обществе или товариществе есть такие участники как Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование, общественная организация, то в общей сложности их доли не должны занимать более 25% всего уставного капитала фирмы. [8, c.121]

Если же в составе предприятия есть другие российские или иностранные организации (не СМП), то их суммарная доля не может быть более 49%. Однако когда зарубежная фирма-участник уставного капитала не является офшорной и по нашим российским меркам доходности и численности работников тоже относится к субъектам малого и среднего бизнеса, то размер ее доли не ограничен и не повлияет на получения статуса СМП. В остальных случаях, чтобы стать представителем малого бизнеса, компании нужно иметь минимум 51% уставного капитала, который состоит из физических лиц или организаций СМП.

Отдельно отметим, что малыми могут быть и предприятия, если их участниками являются общероссийские общественные объединения инвалидов или их территориальные подразделения. Однако у них среднесписочная численность инвалидов должна быть не меньше 50% по отношению к другим работникам, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%.

Основанием внесения фирмы в реестр являются поступившие документы от организаций и ИП — сведения о величине дохода, среднесписочной численности работников и т. д. Налоговики, получив информацию из ЕГРЮЛ (ЕГРИП) и отчетности, автоматически присваивают статус и заносят предприятие в реестр. От вас не требуют дополнительной информации, поскольку необходимые данные есть в стандартной отчетности.

Предприятие исключают из реестра автоматически, если его показатели (доход, численность работников, участники) перестанут соответствовать критериям. Следите за ними, чтобы не утратить права и льготы, действующие для СМП. Если процент участника в уставном капитале станет выше предельного значения, субъект перестанет быть малым бизнесом. Он будет автоматически переведен в среднее или крупное предприятие с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений об изменении долей в уставном капитале.

Однако если субъект превысит допустимые нормы по доходу или среднесписочной численности работников, то статус малого предприятия сохранится за ним еще 3 года. Но по истечении этого срока он лишится его и станет средним или крупным предприятием в зависимости от предельных значений, которые теперь у него есть.

Предприятия малого и среднего бизнеса получают неплохие привилегии. Они могут вести учет на спец. режимах по пониженным налоговым ставкам (УСН, ЕСХН, ПСН). Например, региональные власти вправе снижать ставки на УСН-«доходы минус расходы» с 15% до 5%. Государство поддерживает малый бизнес грантами, безвозмездными субсидиями, может возместить затраты по лизингу или проценты по кредитам и т. д.

Субъекты СМП имеют право вести упрощенный бухучет. Можно не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе, а если уже установлен, можно отменить приказом руководителя (п. 2 Указания ЦБ РФ № 3210-У от 11.03.2014).

Можно вести упрощенный документооборот, исправлять ошибки в бухучете после утверждения годовой отчетности, использовать упрощенный план счетов и отражать проценты по кредитам как прочие расходы. Малое предприятие имеет право на прочие региональные льготы по выбранному спец. режиму или налоговые каникулы.

Для малого предпринимательства сокращен срок проверок государственными органами — всего 50 часов в год. Действуют каникулы, освобождающие от плановых проверок (за исключением ФНС и ФСС) до конца 2021 года (Постановление Правительства РФ № 1969 от 30.11.2020).

Для получения статуса СМП необходимо соответствовать критериям, установленным законом.

Статус присваивает ФНС автоматически на основании данных из отчетности организации. Никаких дополнительных документов подавать не нужно. Однако если перестанете представлять отчетность, вас исключат из реестра.

Статус малого предприятия будет снят или изменен, если показатели вашей фирмы перестанут соответствовать установленным критериям.

1.2 Малое предпринимательство в рыночной экономике России

Экономика любой социальной структуры основана на совокупности таких элементов как производство, распределение и потребление. Регулируя параметры этих структурных элементов, администратор получает возможность координировать порядок движения всей системы.

  • ресурсы;
  • труд;
  • капитал;
  • предпринимательские способности населения;
  • информация. [3, c.86]
  • частной собственности (объект предпринимательства приобретает право собственности на землю либо на другие ресурсные объекты и на свой страх и риск извлекает из них предпринимательскую выгоду);
  • государственной или муниципальной собственности (государство или регион, в лице своих представительских органов либо передают предпринимательским структурам право на извлечение доходов от таких ресурсов с обязательной выплатой государству дивидендов, либо самостоятельно организовывает производство и управляет им через институт уполномоченных представителей.[12, c.97]
  • Государственные монополии препятствуют формированию здоровой конкурентной среды на рынке использования природных ресурсов для предпринимательства.
  • Незаинтересованность государства в укреплении малого бизнеса как одного из секторов экономики страны и регионов. [12, c.99]

Еще один камень преткновения для небольших предпринимательских структур – капитал. Обеспечение производства капиталом – многоуровневый процесс, который при правильной регулировке должен представлять собой круговой цикл. Но для запуска это цикла нужны начальные капиталовложения.

В малом бизнесе предпринимательские инициативы чаще всего исходят от активных бизнесменов, которые готовы выходить на новые уровни производства по количеству или по качеству.

  • собственный капитал;
  • заемный капитал;
  • государственные дотации и субсидии. [14, c.63]
  • Если рассмотреть количество предпринимательских инициатив, предложенных и реализованных малым бизнесом, то оно составляет около 70% от общего объема осуществленных производственных проектов.
  • Информационная роль малого бизнеса в рыночной экономике также является определяющей. Активные бизнесмены инициативно собирают информацию и активно ее используют в своем производстве.[18, c.121]
  • расширение возможности участия малого бизнеса в использовании природных ресурсов;
  • предоставление начального капитала на льготных условиях.
  • ценообразование;
  • налогообложение.[18, c.123]

Именно понимание важной роли малого предпринимательства для экономики страны сегодня подвело правительство к тому, чтобы создавать налоговые преференции для предпринимателей и администрировать процессы ценообразования с целью соблюдения всеми участниками рынка правил конкурентной борьбы.

  • инновационные технологии;
  • образовательные продукты;
  • социальный продукт. [19, c. 72]

Эта роль малого предпринимательства в современной экономике давно взята на вооружение успешными экономическими системами. Даже незначительная поддержка и преференции со стороны государства стимулируют рост творческого потенциала населения и предпринимательской активности, что оздоравливающе влияет на экономические и социальные процессы в обществе.

Источник: topuch.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин