Необходимость планирования бизнеса сущность преимущества применения задачи сферы планирования

«Предприятие без плана — словно корабль, плавающий в густом тумане без каких-либо навыков кораблевождения. Его экипаж может быть уверен только в одном: на плаву корабль или уже нет». Такой эпиграф «открывает» один из учебников по стратегическому планированию.

Есть по крайней мере четыре причины, подтверждающие необходимость планирования.

  • 1. Планирование способствует преуспеванию предприятия. План помогает выявить опасности и оценить реальные возможности предприятия. Угрозы извне часто могут быть скомпенсированы, а возможности обращены в дополнительные прибыли.
  • 2. Планирование предполагает целенаправленность. План помогает принимать решения на перспективу, координировать текущие действия, объяснять людям, что требуется от них и как будет оцениваться их деятельность.
  • 3. Планирование помогает менеджерам отчасти справиться с изменчивостью окружающей среды и ее неопределенностью. При помощи планирования менеджер может как минимум подготовиться к различным вариантам развития событий.
  • 4. Планирование способствует выполнению прочих административных функций. Если цели определены, то становится возможным построить соответствующую систему взаимодействия между подразделениями предприятия. Поэтому организационные структуры конкурентоспособных предприятий всегда должны быть отражением их стратегических планов, а не наоборот.

Эволюция понятия «конкурентоспособность» на базе ключевых компетенций

В настоящее время формирование стратегии на основе анализа окружающей среды и выявления основных тенденций ее развития теряет свою актуальность, поскольку нарастают темпы изменений, да еще в сочетании с глобализацией конкуренции. Поэтому все чаще в поисках конкурентного преимущества организации обращают взгляд «внутрь себя», стараясь при этом идентифицировать те способности, развивая которые можно сохранять и улучшать свои конкурентные позиции.

Таким образом, на первый план в стратегическом анализе выдвигается необходимость анализа ключевых компетенций, чтобы определить новую базу для формирования стратегического плана, исполнение которого приведет к появлению устойчивого конкурентного преимущества. Именно задача поиска основы такого конкурентного преимущества определила возрождение интереса бизнес-организаций к освоению методов стратегического управления.

Источник: studref.com

3. Сущность и необходимость бизнес-планирования

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач: — открытие нового дела; — перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности; — подготовка заявок для получения кредитов; — обоснование предложений по приватизации государственных предприятий. Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).

Основная форма бизнес-планирования — составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.

Бизнес-план — план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана — определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

Читайте также:  На что обратить внимание покупая готовый бизнес

План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров. Основное назначение бизнес-плана: — проработать решения по развитию каждого вида деятельности; — составить план и график работ, действий; — информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.); — усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение. При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать. Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

4. Роль, место и значение бизнеспланирования в системе управления организацией (предприятием)

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации: — организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; — выявление потенциальных возможностей предпринимательской деятельности, анализ сильных и слабых сторон; — формирование инвестиционных целей на планируемый период. В бизнес-плане обосновываются: — общие и специфические детали функционирования предприятия в условиях рынка; — выбор стратегии и тактики конкуренции; — оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

В бизнес-плане выполняется анализ внешних (рынки и конкуренты, технологии, социально-экономическая среда, политическая ситуация и др.) и внутренних факторов (продукция, производственная и техническая база, кадры, финансы и др.). Бизнес-план дает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, определяет зоны риска, предлагает пути их снижения.

В бизнес-плане решаются как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные установлением контактов и взаимоотношений с другими фирмами и организациями. Бизнес-план выступает как объективная оценка собственной предпринимательской деятельности фирмы и в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В нем характеризуются основные аспекты фирмы, анализируются проблемы, с которыми она может столкнуться, и определяются способы их решения. Следовательно, бизнес-план — одновременно поисковая, научно-исследовательская и проектная работа.

Источник: studfile.net

Планирование и необходимость планирования

Планирование является важнейшей частью предпринима­тельской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл высказы­вания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не счи­тает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей.

Понятие «планирование деятельности фирмы» имеет два смысла: общеэкономический и конкретно-управленческий.

1. Общеэкономический — с точки зрения общей теории предприятия, ее природы. Планирование в этом случае выступает как антипод механизма цен (противоположность рыночному ценообразованию), т.е. механизм, который заменяет цены и рынок.

Читайте также:  Выкуп авто бизнес класса

В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребле­ния товаров. Предприятие как участник рыночной системы также вынуждено подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, по­скольку не имеет возможности отменить их действие. Предприятием подобно клеткой большого организма не осознается общая роль мира рынка.

Во внутренней среде предприятия, наоборот, механизм цен вытесняется сознательными действиями предпринимателей и менеджеров, то есть она основывается на принятии плановых решений.

Так, например, работник Завода микролитражных автомобилей (к примеру): а) занят производством корпуса, а не двигателя автомобиля; б) окрашивает этот корпус в зеленый, а не в красный цвет: не потому, что такой выбор действий ему подсказала система цен, не в силу личной выгоды, а потому, что та­ково волевое решение руководства завода.

Таким образом, участники внутрифирменной деятельности те­ряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не за­висимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием.

Планирование как система волевых, сознательно при­нимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности предприятия. Это объясняется следующими высказываниями:

· ограниченные размеры предприятия позволяют контролировать действия, происходящие внутри его, и тем самым сводить к мини­муму неопределенность рыночной среды;

· предприятие, применяя планирование, устраняет те издержки, которые он мог бы иметь, если бы все действия внутри предприятия совершались на основе купли-продажи: издержки, связанные со сбытом продукции; трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, и т.п.).

2. Конкретно-управленческий. Здесь планирование — одна из функций менеджмента или видов управленческой деятельности, которое заключается в умение предвидеть будущее пред­приятия (цели предприятия, его результаты и ресурсы, необходимые для достижения этих результатов) и использовать это предвидение.

Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы.

1. Какова экономическая позиция предприятия на сегодняшний день, каковы итоги и условия ее деятельности?

2. Как и при помощи, каких ресурсов могут быть достигнуты цели предприятия?

Планирование – второй, после формирования целей предприятия, вид управленческой деятельности и является наиболее значимым. Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отме­чал: «Управлять — это предвидеть», а «предвидеть — это уже почти действовать».

Применение планирования создает следующие важные преимущества:

• делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

• проясняет возникающие проблемы;

• стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

• улучшает координацию действий в организации.

• создает предпосылки для повышения образовательной под­готовки менеджеров;

• увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходи­мой информацией;

• способствует более рациональному распределению ресурсов;

• улучшает контроль в организации.

Некоторые связывают с планированием достижения высоких величин оборота, прибыли, других финансовых показателей, но опыт показывает, что большой успех и быстрый рост показателей очень часто не связан с планированием (скорее всего это следствие предпринимательского таланта, решительного руководства предприятия).

Читайте также:  Кто хочет иметь собственный бизнес

Исследование, про­веденное английским специалистом по планированию Р. Фин­ном, подтверждает тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением планирования. Он исследовал целый ряд английских фирм: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Результаты исследова­ния приведены в табл. 1.

Таблица 1.1 – Принципы планирования

Последствия применения планирования

Продолжительность опыта планирования в годах

— успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к применению планирования;

— планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100);

— в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицаетльные эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу, положительные последствия относятся к отрицательным как 60 к 40 случаям.

Провалы советской экономики в прошлом обусловлены не принципом плановости и не централизацией управления, а полнейшим застоем некогда неплохо функционировавшей плановой системы, что вызвано догматизмом государственного и политического аппарата, не допускавшего отступлений от застывших доктрин (догматизм – мышление, опирающееся на установленные мнения (догмы), на положения, признаваемое неизменным, несмотря на изменение объективных условий развития). Для предприятия не имеет значения, какой орган планирует его работу: собственный плановый отдел или отдел министерства. Важными являются лишь критерии, по которым оценивается работа предприятия.

Тезис «Рынок исключает планирование» ничем не обос­новано. В конкурентной борьбе во избежание потери потре­бителей рынок вынуждает производителей и продавцов тщательно пла­нировать свою деятельность. Причем управлением деятельностью предприятия (в том числе и планированием) должны заниматься не собственники имущества, а квалифицированные специалисты – менеджеры..

Эффективность функционирования планирования в развитых странах подтверждается следующим примером. Менеджеры концерна «ФИАТ» используют непрерывное, сквозное планирование деятельности всех связанных с ним подразделений, причем план составляется сроком на 5 лет.

При этом менеджеры концерна «Фиат» добиваются непрерывного сквозного планирования работы всех связанных с ним подразделе­ний, в том числе сторонних поставщиков материалов и комплекту­ющих частей. Пятилетние планы концерна «Фиат» непосредственно увязывают­ся с текущим и оперативно-производственным планированием.

По завершении каждого года 5-летнего долгосрочного плана он коррек­тируется на следующие 5 лет с учетом фактических результатов рабо­ты концерна в прошедшем году. Второй год становится первым, а пятый — четвертым. К последнему дополняется еще один плановый год, дополняя «пятилетку». Таким образом, непрерывно корректируя долгосроч­ные планы, концерн постоянно имеет перспективу на пятилетку.

Метод «точно в срок», заключающийся в планировании поставки потребителю сырья, материалов и комплектующих изделий по точно установленному графику прямо на линии обработки зародился и функционирует в Японии – в развитой стране с рыночной экономикой. Работа «с колес», которая в России является работой в аварийном режиме, там считается передовым методом.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин