Обучение персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников с учетом целей соответствующих подразделений, которые в свою очередь определяются стратегией компании. Благополучная, стабильная организация думает о своем будущем, готова вкладывать в него деньги .
В зависимости от целей и возможностей конкретной организации обучение может быть узкоспециальным (профессиональным) и корпоративным, проходить в форме лекций, семинаров, тренингов. Сейчас модным стало дистанционное обучение через Интернет: обучаемые выполняют задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего получают по почте официальный документ о квалификации. Организовать учебный процесс можно по-разному: привлечь специалистов и менеджеров фирмы, пригласить внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают собственные учебные центры и корпоративные университеты.
Причины необходимости обучения персонала предприятия заключаются в следующих тезисах.
1. Повышение квалификации. Вооруженный новыми знаниями сотрудник может генерировать новые идеи и легко справится со многими проблемами.
2. Мотивация. Получая дополнительные знания за счет компании, работник чувствует заботу руководства о своей персоне. Понимая, что в него вкладывают деньги, он начинает стремиться к максимальной производительности на своем рабочем месте.
3. Специфика профессии. Сотрудники медицинских учреждений, программисты, бухгалтеры и ряд других специалистов по статусу обязаны идти в ногу с прогрессом в своей области. Иначе они потеряют квалификацию.
4. Соответствие стандартам. В некоторых случаях, например, для прохождения сертификации международной системы качества, предприятие должно включать в свою структуру, наряду с другими обязательными условиями, и постоянно действующую систему обучения персонала.
5. Международное сотрудничество. Наличие определенного количества дипломов и сертификатов у сотрудников может иметь существенное значение в некоторых видах бизнеса (например, ИТ). Это является обязательным условием для получения статуса партнера (а вместе с ним и ряда преимуществ) крупной международной корпорации.
6. Отсутствие специалистов. Зачастую необходимость обучения работников фирмы обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов. Тут уж без переквалификации никак не обойтись. Осваивая новое для России производство, а значит и технологии, компания берет на себя задачу подготовки кадров.
7. Стратегия компании. В некоторых фирмах обучение персонала входит в производственную стратегию — там стремятся воспитывать свои управленческие кадры с «нуля» .
Профессиональное обучение — процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков постредством специальных методов обучения.
Характеристика видов обучения представлена в табл. 1.1. Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).
Характеристика вида обучения
1. Профессиональная подготовка кадров
Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач.
1.1.Профессиональная начальная подготовка
Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь).
1.2.Профессиональная специализированная подготовка
Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)
2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)
Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)
2.1.Совершенствование профессиональных знаний и способностей
Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)
2.2.Профессионально совершенствование с целью продвижения по службе
Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)
3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)
Методы обучения персонала — способы, при которых достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся.
Традиционно различают два основных метода обучения персонала:
• Обучение без отрыва от производства (обучение с использованием внутренних ресурсов);
• Обучение с отрывом от работы в специализированных учебных заведениях, центрах подготовки кадров (с использованием внешних ресурсов).
Методы профессионального обучения на рабочем месте.
Методы профессионального обучения на рабочем месте (табл. 2.1).
Характерные особенности метода
1.Направленное приобретение опыта
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения
Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой
4.Смена рабочего места(ротация)
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
5.Использование работников в качестве ассистентов. стажеров
Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности
в проектных группах
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях
в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач
Компании используют данный метод для обучения по следующим причинам: есть возможность учесть корпоративную специфику; экономятся значительные средства; сохраняются корпоративные тайны.
При этом метод имеет следующие ограничения:
- Отсутствие источников развития систем обучения внутри компании;
- Невозможность генерировать и продвигать новые продукты без интеллектуальных вливаний извне;
- Рутинизация работы сотрудников по обучению персонала вследствие тиражирования одних и тех же учебных моделей;
- ограниченность аудитории, которая может обучаться посредством внутренних ресурсов.
При достаточном запасе теоретических знаний вариант обучения на рабочем месте более предпочтителен, чем вне рабочего места, поскольку позволяет входить в работу сразу же в процессе ее выполнения, требует меньших затрат, обеспечивает связь с практикой. Однако такое обучение требует тщательного отбора инструкторов, их близости к обучаемым по социальному положению и личным качествам. Таким образом основными методами профессионального обучения персонала на рабочем месте являются:
«Инструктаж — разъяснение и демонстрация приёмов работы опытным сотрудником или специально подготовленным инструктором непосредственно на рабочем месте. По времени инструктаж непродолжителен и направлен на изучение какой-то конкретной операции или процедуры, входящей в круг обязанностей обучаемого. Инструктаж не требует высоких затрат и эффективен для простых видов деятельности. Широко используется на всех уровнях современной организации».
Ротация — метод подготовки кадров в организации, который предполагает последовательную работу сотрудника на разных должностях как в своем, так и в других подразделениях с целью приобретения новых навыков. Ротация применяется тогда, когда сотруднику необходима многосторонняя квалификация, «многоплоскостной» взгляд на проблемы организации. Кроме сугубо обучающего эффекта, ротация оказывает положительное воздействие на сотрудников, помогает преодолевать стресс, вызванный однообразными производственными функциями, расширять социальные контакты. Вместе с достоинствами у этого метода есть и недостаток: высокие издержки, связанные с временным снижением производительности из-за перемещения сотрудника по должностям.
«Ученичество и наставничество — метод передачи знаний и навыков от опытного и компетентного сотрудника менее опытному и компетентному в процессе их общения. Метод широко распространен там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов: в медицине, сфере услуг, управлении.
Ученики не обязательно проводят все свое время, наблюдая за тем, как работает наставник, и оказывая ему помощь. Они могут занимать должности и работать самостоятельно. Их ученичество заключается в возможности получить совет более опытного человека, постоянно следящего за их профессиональным развитием. Метод требует больших затрат времени, взаимного доверия, особой подготовки и склада характера наставника, которым практически невозможно стать по указанию сверху».
Такие методы обучения не дают возможности абстрагироваться от сегодняшней ситуации на рабочем месте и выйти за рамки традиционного поведения.
Источник: scienceforum.ru
Знания в бизнесе – мощный инструмент
Несмотря на кажущуюся простоту предпринимательства, знания в бизнесе тоже нужны: без них сегодня никуда.
Они специфичны, и никакое учебное учереждение не может дать их, хотя бы на минимально приемлемом уровне.
Речь идет, конечно, не о получении высшего профессионального в соответствующей сфере, но о необходимости элементарных познаний рыночных механизмов.
Чтобы начальный этап вашего предпринимательства был более успешен, необходимо в идеале пару лет поработать в этой бизнес-сфере в качестве исполнителя, определенного рабочего звена производственной цепи.
Это требуется для получения достоверной практической информации, навыков из глубин самого бизнеса. Такие сведения гораздо ценней, нежели многочисленные теоретические рекомендации.
Чтобы быть хорошим руководителем вовсе не обязательно иметь высшее образование, но быть невеждой (несведущим человеком) бизнесмену не позволяет статус.
Поэтому необходимо заниматься самообразованием. Ни один ВУЗ не даст вам необходимый объем знаний, рационально адаптированный к вашим потребностям, условиям жизни, работы, области деятельности.
Институтские программы обучения перенасыщены лишней информацией, которая перегружает студентов, но практическая польза от нее нулевая.
Только вы сами достоверно знаете, что вам необходимо, какие навыки вы хотите приобрести, какие сведения почерпнуть, о чем вы уже имеете определенные понятия, а что вам только предстоит узнать.
Поэтому для успеха знания в бизнесе жизненно необходимы.Знания служат хорошим подспорьем в управлении любым бизнес-процессом. Ведь чтобы им управлять, необходимо понимать суть данного процесса.
Теоретические познания нужны также для того, чтобы руководитель мог правильно контролировать результаты работ, иметь представления о показателях качества деятельности своих сотрудников, компании.
Наличие определенного образования (теоретической базы) помогает сократить срок приобретения знаний, основанных на собственном жизненном опыте.
Многое, что мы получаем путем проб и ошибок, уже давно известно и даже описано в теории.
Получать новые знания, навыки следует постоянно. Нужно их черпать из собственного опыта, общения с коллегами, партнерами.
Необходимо также читать специализированную литературу, касающуюся технологий ведения бизнеса, посещать соответствующие тематические семинары.
Более того, необходимыми знаниями должен обладать не только собственник бизнеса (предприниматель), но и весь аппарат управления, а также персонал фирмы.
Каждый человек, задействованный в бизнесе должен обладать необходимой для его должности квалификацией. Иначе о высоком качестве работы придется только мечтать. Сегодня знания в бизнесе – это отдельный производственный ресурс.Они имеют соответствующую оценку, стоимость.
Поэтому при трудоустройстве на работу обращают внимание как на предыдущий опыт — трудовые навыки, так и на наличие профессионального профильного образования, дополнительного образования — спецкурсы, повышение квалификации.
Естественно, сотрудник, имеющий более высокие навыки труда, уровень профессионального образования будет считаться более ценным трудовым кадром.
Человек, который вообще не имеет никаких определенных представлений о современном бизнесе, не может стать успешным бизнесменом.
Сегодня знания в бизнесе необходимы, начиная со старта собственного дела, чтобы знать, где и как нужно начинать предпринимательство.
Чем больше развивается бизнес, тем больше знаний необходимо для удержания его рыночных позиций, совершенствования, модернизации, расширения, освоения нового рыночного пространства.
Источник: berichnow.ru