Несмотря на востребованность коворкингов и относительно небольшой объем инвестиций, этот формат, по словам экспертов, неинтересен профессиональным девелоперам.
Аукционы и торги по банкротству. Что такое непрофильные активы? Кто главный
«Пока девелоперам не особенно интересны офисы такого формата. По сути, коворкинг-центр – это уже некий отдельный бизнес, который не сильно коррелирует с основной деятельностью девелопера, который сдает площади квадратными метрами конечному арендатору, – рассуждает Вероника Лежнева, руководитель отдела исследований Colliers International Санкт-Петербург. – Если сам арендатор решит реализовывать коворкинг-центр на площадях арендованного офиса, это будет уже бизнес арендатора: организация пространства, закупка мебели, управление пространством, привлечение арендаторов рабочих мест на это пространство, реклама коворкинг-центра и проч.».
Екатерина Лапина, директор департамента коммерческой недвижимости АРИН, считает, что такой формат неинтересен девелоперам, поскольку имеет малое количество потребителей. «Кроме того, данная категория потребителя стремится сэкономить на оплате услуг, например, в летнее время такие бизнесмены могут собираться в парках на открытом воздухе, – говорит госпожа Лапина. – Срок окупаемости составляет не менее 10 лет. Но такие проекты окупаются в 1,5 раза быстрее, чем стандартные офисные помещения».
Екатерина Марковец, директор по инвестициям и консалтингу компании London Real Invest, уверена, что если сравнивать доходность коворкинга с доходностью классического бизнес-центра, то их показатели несравнимы, поэтому этот сегмент не очень интересен для профессиональных девелоперов. «В то же время коворкинг может быть интересен для «любителей», поскольку не требует крупных финансовых вложений, хотя, безусловно, все зависит от масштаба проекта. Тем не менее, надо отметить, что это сложный бизнес, требующий хорошего оперативного управления: приходится постоянно взаимодействовать с большим количеством арендаторов, которые могут сменяться каждый месяц», – отмечает госпожа Марковец.
Эксперты считают, что у коворкингов неплохие перспективы на местном рынке.
Ключевые непрофильные вопросы на собеседовании от работодателя / Опыт Атлантов
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, полагает, что будущее у формата есть, но в среднесрочной перспективе это касается появления отдельных небольших проектов. «Для крупных девелоперов этот формат пока не очень интересен, так как сложность с ним заключается в вопросе будущего управления объектом, а это уже непрофильный для классических девелоперов бизнес», – поясняет господин Фадеев.
Александра Смирнова, директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге, считает, что данный формат достаточно перспективен и ориентирован на начинающих предпринимателей и фрилансеров, однако основной точкой притяжения в ближайшие годы по-прежнему будет оставаться центр города, удобный как для пользователей, так и для клиентов.
Екатерина Лапина менее оптимистична: «Пока данным форматом занимаются бизнесмены, я не вижу перспектив в нашем городе. Когда подобными офисами будут заниматься бизнесмены с поддержкой государства, полагаю, это станет более привлекательным».
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Андрей Семериков
Источник: asninfo.ru
Диверсификация интеллектуальной собственности: зачем компании регистрируют непрофильные патенты
С одной стороны сфера интеллектуальной собственности с начала века значительно выросла. Одни только доходы от её распространения лицензионные договора с 1990 до 2009 года выросли с 27 миллионов до 180 миллиардов долларов.
Существует обоснованное мнение о том, что большая часть патентов компаний не используется. В частности, из 10 000 патентов высокотехнологичных компаний только 5% будут иметь реальное применение. Тем не менее, фирмы продолжают активно подавать патентные заявки, причем не только по профильным, но и по непрофильным заявкам. Попробуем разобраться, почему они это делают.
Значение непрофильных патентов
Объемные патентные портфели рассматриваются в рамках стратегии защиты от конкурентов, так и возможного нападения на них. Одно другому не мешает. Даже непрофильные патенты могут иметь большое значение в борьбе за долю рынка:
- Они снижают зависимость, в том числе от поставщиков. Зачастую организациям, например, удобнее зарегистрировать за собой собственное программное обеспечение, чем покупать его у сторонних компаний по лицензии. Как показывает практика, свои программы регистрируют многие российские компании из самых разных отраслей, включая нефтяную промышленность.
- Непрофильные патенты создают возможность для манёвра в будущем. Если общество быстро перейдёт на электромобили, патенты в этой области у традиционных автопроизводителей не будут лишними. Прогресс непредсказуем, поэтому отказ от патента — всегда риск.
- Получение прибыли. Некоторые специалистырекомендуют не прибегать к продаже патентов, если они связаны с основной деятельностью компании. Однако этот способ получить довольно крупную единоразовую выплату отлично подходит для непрофильных патентов. Так делает, например, IBM.
Диаграмма 1. Причины, которые компании чаще всего называли в качестве мотива к выдаче лицензии на патент по данным Европейской комиссии 2014 года.
Наконец, случаи столкновения с патентными троллями и фактическое узаконивание судебных патентных исков в качестве бизнес-модели привело к тому, что некоторые действуют по принципу «лучше запатентовать, чем нет», даже в отношении бесполезных на первый взгляд для бизнеса технологий.
Поэтому компании, если в ходе разработок у них появляется возможность получить патент, пусть и непрофильный, часто используют этот шанс. При этом многие патенты могут не поддерживаться в будущем уже после успешного завершения первичной регистрации.
Реально ли получить прибыль от непрофильных патентов
Многие компании пытаются реализовать свои непрофильные патенты в периоды кризисов. Например, такое происходило в 2008 году и ожидалось в период пандемии. Одно время за рубежом вообще было принято призывать компании не упускать из виду непрофильные патенты и максимально извлекать из них прибыль.
Согласно одному из исследований-опросов, предприятия в целом склонны рассматривать интеллектуальную собственность не столько как средство защиты, сколько как средство повышения доходов путём прямой монетизации. Из опрошенных компаний только 43% ответили, что использовали патенты путём внедрения новых технологий. В то же время 57% указали, что используют патенты для продажи (и даже отмечали это как фактор растущего дохода). Каждая опрошенные фирма называла в качестве одной из причин монетизации патентов повышение выручки, но только 14% указали также на стремление улучшить собственное положение на рынке.
То есть патенты сами по себе во многом имеют ценность скорее как собственность, чем как потенциал для внедрения технологий. При таком раскладе сама по себе профильность этих патентов теряет значение. Причём в отношении монетизации непрофильных патентов представители компании не отметили никакого негативного эффекта — они могли свободно использовать прибыль с непрофильных патентов до тех пор, пока это не мешало основному бизнесу.
В то же время у предприятий есть склонность переоценивать свои выгоды от лицензирования интеллектуальной собственности.
Диаграмма 2 показывает, как компании из исследования Европейской комиссии оценили успешность выдачи лицензии на патент. Как видно, во всех случаях фактические выгоды по большей части оказывались ниже ожидаемых. Хуже всего показала себя стратегия доступа к технологическим ноу-хау — только два позитивных случая. Тем временем наибольшее число удачных случаев наблюдается именно в категориях получения дохода — как от профильных, так и от непрофильных патентов.
Как отказы от патентов приводят к убыткам
Дополнительной мотивацией для регистрации на первый взгляд непрофильных патентов служит непредсказуемость будущего и неочевидность того, в какой сфере разработка сможет найти применение. Различные опасения подтверждаются рядом случаев, когда отказ от, например, продления патента, позже оказывался проигрышным решением. Вот некоторые из них:
- В 2000 году Delphi Technologies получала патент №US6249106B1, описывающий систему защиты аккумулятора, поддерживающую уровень его заряда на минимальных значениях. Патент в перспективе мог пригодиться не только в электромобилях, но и в мобильных телефонах. Однако в 2005 году его действие было прекращено из-за неуплаты пошлин за продление.
- В 2004 году Hewlett Packard зарегистрировала патент US6707921B2. Он описывает устройство слухового аппарата и в своей области патент относится к одним из ключевых. В перспективе производители слуховых устройств могли бы выкупить патент или согласиться на хороший лицензионный договор, но от права собственности решили отказаться, просто не продлив его.
В то же время появляются новости о том, как компании намереваются продать свои непрофильные активы вместо того, чтобы просто переставать продлевать их. Например, в 2018 году Intelligent Energy Ltd. выставила на продажу свои непрофильные патентные активы из 1100 наименований. На тот момент это было одно из крупнейших технологических предложений в сфере топливных систем на рынке интеллектуальной собственности. Ожидаемая стоимость не уточнялась.
В 2022 году с указанием суммы было объявлено о продаже непрофильной интеллектуальной собственности в ходе сделки BlackBerry Limited и Catapult IP Innovations Inc. Стоимость активов — 600 млн долларов. Для BlackBerry, переживающей сейчас не лучшие времена, это может стать хорошим шансом выжить.
Итоги
Непрофильные патенты связаны с целым рядом трудностей — их потенциал сложно оценить, а ещё сложнее понять, будет ли технология актуальна в перспективе срока действия патентной защиты. Тем не менее компании, опасаясь патентных троллей, упущенной выгоды и исходя из других факторов, регистрируют и продолжают поддерживать непрофильные патенты. Как оказывается, в ряде случаев такое решение себя более чем оправдывает.
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент – цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:
- Онлайн-регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
- Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
- Опции ускоренного оформления услуг;
- Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
- Мониторинги новых заявок по критериям;
- Онлайн-поддержку специалистов.
Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм-канале.
Получите скидку в 2000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте.
- патент
- изобретение
- интеллектуальная собственность
- лицензии
Источник: habr.com
Непрофильные активы
— активы предприятия, которые не связаны с его основной деятельностью.
Термин «Непрофильные активы» на английском языке — non-core assets.
Комментарий
Непрофильные активы – это активы предприятия (здания, предприятия социальной сферы, заводы, финансовые вложения и т.д.), которые не связаны с его основной деятельностью. Многие предприятия после первой волны приватизации получили в наследство такие непрофильные активы как детские сады, поликлиники, котельни и т.д.
Непрофильные активы также могут возникать в связи с изменением стратегии организации. К примеру, если организация решила закрыть одно из направлений бизнеса, то активы, связанные с этим бизнесом, считаются непрофильным активом.
Обычно стараются избавляться от непрофильных активов путем его реализации или передачи. Так, например, убыточные объекты социальной сферы нередко передаются государству в управление.
Стратегия избавления от непрофильных активов, как правило, наиболее правильная, так как отсутствие опыта управления ими обычно приводит к неэффективному использованию таких активов и к убыткам. Если непрофильные активы, в результате продажи или передачи попадают в руки тех, кто специализируются на таком бизнесе, то они уже «профильные» активы и, как правило, управляются более эффективно.
На предприятиях с большим количеством непрофильных активов нередко создается реестр непрофильных активов, с помощью которого принимается решение о их дальнейшей судьбе.
Утверждены Методические указания по выявлению и отчуждению непрофильных активов, подготовленные во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 «О долгосрочной экономической политике» и поручения Президента Российской Федерации от 22.02.2016 N Пр-348, одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 07.07.2016 N ИШ-П13-4065 .
Рубрики:
Советуем прочитать
Актив — 1) имущество, имущественные права; 2) левая сторона бухгалтерского баланса, которая показывает стоимость имущества (включая денежные средства), имущественных прав, которыми владеет организация.
Источник: taxslov.ru