Цель разработки нейминга (от англ. name — «имя») — создание названия компании, товара или торговой марки (ТМ), которое отражает суть организации, деятельности, принципов, услуг, продукции. «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», — распевал капитан Врунгель. На первый взгляд может показаться, что разработать название, дело незамысловатое. Однако, не всё так просто.
Процесс нейминга сегодня развивается «семимильными шагами». «Искусство давать имена» зародилось во 2-й половине XIX века — время, когда капитализм прочно утвердился в Европе и Северной Америке. Во «времена предшествующие» вопрос названия для предприятий, не говоря уже о лавках и мастерских, не сильно занимал умы промышленников и купцов.
Фабрику или магазин, чаще всего, именовали по фамилии владельцев («Кондитерская братьев Ивашкиных», пекарня «Орлов и Сын» и т.д.), Заводы могли называть просто по месторасположению (Невьянский чугуноплавильный завод, Трехгорная мануфактура и т.д.). Стоить отметить, что такие подходы в нейминге сохраняются и сегодня. Однако, время не стоит на месте.
Как назвать стартап, компанию, фирму. Как придумать название бренда бизнеса.
В этом цикле статей мы рассмотрим все стороны нейминга, что сегодня является актуальным и грамотным, а что устарело или вообще невозможно для реализации и т.д. Как отмечалось выше, искусство нейминга не стоит на месте и идёт в ногу со временем. Методики и подходы, которые были крайне эффективны ещё 10 лет назад, сегодня стали фактически бесполезны.
Ошибка в нейминге № 1. Использование личного имени в разработке названия компании
В современной России пик такого «имяобразования» пришёлся на конец 80-х и 90-е годы прошлого века. Массово появлялись предприятия, в основном парикмахерские, кафе и магазины (причём не только корпоративные, но и государственные), звучно именовавшиеся «Валентина», «Диана», «Дарья» и т.д.
Мужские имена встречались редко, в основном — в названиях спортивных клубов («Андрей», «Виктор» и т.д.) и «питейных заведений». Причём во втором случае, как правило, это были уменьшительно-ласкательные или даже панибратские варианты — «У Димона», «Серёга», «Валерон» и т.д. Грамотный нейминг — составляющая фирменного стиля.
Компания Exiterra разработает фирменный стиль, который обеспечит узнаваемость вашей компании Существовала такая практика нейминга и в советский период. Методика широко применялась в товарном сегменте. Например, популярный советский фен «Алеся» или лыжные крепления «Светлана».
Стоит отметить, что практика нейминга советского периода игнорировала мужские имена практически на сто процентов. Основным фактором, в связи чем такой подход считается устаревшим и малоэффективным, является гиперчастотность подобных названий. В одном городе может быть несколько десятков магазинов «Елена» — самого разного содержания, от продуктовых до бытовой техники.
И это уже не говоря о всероссийских и постсоветских просторах. Также название, в основе которого лежит личное имя, не несёт семантической окраски — не даёт представления о специализации компании или виде товара.
Исключение в этом сегменте нейминговых методик — «визуализированные образы», когда личное имя работает в паре с удачно подобранным логотипом. Например — бургерная Wendy’s, где имя собственное сочетается с портретом рыжей девочки.
Ошибка в нейминге № 2. Использование фамилии в разработке фирменного стиля
Использование фамилии основателя в названии бренда — одна из самых старых методик, распространённых во всем мире. Большинство всемирно известных брендов, например, Ford, Automobili Lamborghini S.p.A., Ferrari NV, McDonald’s, Hilton, Warner Bros., Disney и многие другие носят фамилии своих создателей. Однако, сегодня, особенно для малого и среднего бизнеса, такой подход неэффективен.
Если, конечно, у вас нет личного бренда, как, например, у Илона Маска (Elon Musk). В противном случае вам придётся долго и упорно трудиться, чтобы доказать свою ценность потребителю. А в условиях современной конкуренции время, как правило, «работает против».
Статья по теме — «Бренд — зачем он нужен и как его продвигать» В российском нейминге исключение составляют редкие, запоминающиеся фамилии, например «Тинькофф». Его основатель, предприниматель Олег Тиньков, прошёл длинный путь продвижения личного бренда.
В его активе — сеть магазинов бытовой техники «Техношок», заводы «Дарья» (производство замороженных полуфабрикатов), пивоваренная компания и сеть ресторанов «Тинькофф». Менее известные проекты — музыкальный магазин «Music Шок» и рекорд-лейбл «Шок Records», выпустивший первые альбомы групп «Кирпичи», «Ленинград», работавший с «Нож для Frau Müller».
В 2005 году Олег Тиньков создал профессиональную велокоманду Tinkoff, впоследствии ставшую основой для российской команды «Катюша». Сегодня бренд Tinkoff прочно ассоциируется с банковско-финансовым сегментом.
Ни «дела хмельные», ни мобильная связь под этим брендом, с «Тинькофф» таких чётких ассоциаций уже не вызывают. Среди российских удачных «отфамильных» брендов можно также выделить творожные сырки «Б.Ю. Александров» (создатель бренда — Борис Александров) и шоколадную фабрику «А. Коркунов» (основатель — Андрей Коркунов).
Также стоит отметить адвокатские и нотариальные конторы. Компании, оказывающие юридические услуги, вообще заслуживают отдельного внимания, поскольку нарушают все правила нейминга. Здесь банальность типа «Сидоров и Партнёры» может оказаться куда успешнее запоминающегося и сто раз креативного названия.
Ошибка в нейминге № 3. Акроним (аббревиатура) как название компании
Казалось бы, акроним, или аббревиатура — очень удобный приём, упрощающий восприятие названия и позволяющий сэкономить на логотипе или вывеске. Однако, современный потребитель вряд ли поймёт, что означают загадочные буквы в названии компании и чего от такого бренда стоит ожидать. Особенно, если подобное название образовано от имён основателей.
Например «ВПС» или «Васподсух» (Васильев, Подчуфаров, Суханов). Подобные названия были популярны среди фирм, основанных в 90-е годы. Если название конструируется исходя из вида деятельности компании, то оно может получиться «громоздким» и, соответственно, трудным для восприятия и незапоминающимся.
Длинные названия-акронимы были очень распространены в СССР, особенно в 20-х и 30-х годах. Исключение составляют акронимы с креативным подходом.
Например, бренд HUMMER, являющийся аббревиатурой (High Utility Maximum Mobility Easy Riding — в переводе с англ. «Высоко Полезный Максимально Подвижный Легко Управляемый»). А именно такая смысловая коннотация и закладывалась в этот автобренд. При этом само слово «Hummer» вполне «самостоятельное» в английском языке. «Hummer» переводится на русский как «Молот», что семантически «мощно и зубодробительно».
В российской нейминговой традиции больше доверия, запоминаемости вызывают 2-х, максимум 3-х, сложные названия, имеющие длительную историю. Например — «Газпром», «Сбербанк», «РЖД» («Российские железные дороги»), «Лукойл» (наименование компании образовано от первых букв названий городов нефтяников — Лангепас, Урай, Когалым и слова «ойл»: от англ. oil — «нефть»), «Ижмаш» (ныне — «Концерн «Калашников») и т.д.
Отдельно стоит отметить бренд «АвтоВАЗ». Это фактически двойной акроним: «Авто» плюс ВАЗ — Волжский автомобильный завод. То есть, буквально, «дважды автозавод».
Ошибка в нейминге № 4. Использование эффекта псевдоимпорта при создании фирменного стиля
Источник: exiterra.com
Нейминг компании: исковерканные слова (как правильнее назвать бизнес)
Предприниматели прекрасно знают, что только компания с интересным и цепким именем способна привлечь к себе внимание покупателей и партнеров. Действительно ли грамотно выбранное имя для собственного предприятия способно принести успех?
Почему следует выбирать название до открытия бизнеса
Опытные специалисты считают, что клиенты чаще всего реагируют на работу того или иного предприятия, если оно имеет необычное и интересное название. В одном из советских мультфильмов говорилось: “Как вы лодку назовете, так она и поплывет”. Это негласное правило усвоили многие предприниматели. Маркетологи утверждают, что клиент часто выбирает новый для себя товар или услугу, ориентируясь на название. По их мнению, удачное имя позволяет быстро набрать клиентскую базу, а также придать дополнительный стимул команде.
Как придумать необычное и интересное наименование своему бизнесу
Полное понимание всех аспектов собственного дела и сферы, к которой оно относится, позволит выбрать наиболее удачное название. Важно собрать как можно больше информации об отрасли и конкурентах, чтобы понять, как должен выглядеть бренд нового предприятия. Также будущим предпринимателям надо будет понять, какие идеи и ценности будет демонстрировать их компания, чем она будет отличаться от других, а также уточнить, какие эмоции должны испытывать клиенты при работе с ней. По мнению маркетологов, удачный бренд можно описать с помощью одного предложения, поэтому нужно стремиться к этому.
Если предпринимателю сложно самостоятельно придумать имя для фирмы, можно обратиться за помощью своих сотрудников. Важно, чтобы оно вызывало эмоциональный отклик у клиентов и соответствовало деятельности предприятия. Идеальное название должно быть легким в произношении и написании, а также удобным при масштабировании бизнеса.
Какие тренды существуют в мире
Популярной становится тенденция, когда обычные имена пишутся наоборот, чтобы привлечь внимание клиентов. Если предприниматель решил пойти по такому пути, следует помнить, что оригинальное слово должно соответствовать сути бизнеса. В Европе и США полно примеров компаний с подобными именами, однако в России и СНГ такие наименования — редкость.
Благодаря Apple появилась тенденция, когда фирмы в процессе формирования бренда используют наименования продуктов. Ярким примером является Cheddar — фирма, специализирующаяся на новостном контенте и назвавшая себя в честь популярного сыра. За пять лет своего существования Cheddar доросла до крупного новостного ресурса, и оценочная цена предприятия на октябрь 2021 года составляет более 80 миллионов долларов.
В некоторых случаях создатели фирм намеренно делают ошибки в словах и используют получившиеся сочетания букв в качестве названий. Так появились Tumblr, Fotopedia и даже Google. Все эти наименования написаны с ошибками, которые никак не повлияли на работу брендов. Вариацией подобного подхода можно считать случаи, когда в названии первая буква заменяется на другую.
Как называют компании в России
Практически в каждом российском городе можно найти компанию, названную в честь конкретного человека. Иногда доходит до комических ситуаций. Например, в Санкт-Петербурге есть по меньшей мере шесть предприятий “Милана”, причем все они предоставляют совершенно разные услуги. Уникальность названия зависит от желания владельца, но для пущей эффективности бизнеса желательно все же к ней прийти.
Некоторые предприятия пытаются сделать все, чтобы их наименования вызывали приятную ассоциацию с предлагаемым комплексом товаров или услуг. Например, название блинной “Сковородка” ассоциируется у многих россиян с Масленицей, блинами и вкусными угощениями.
Отечественные бизнесмены не стесняются использовать эпатажные названия. Например, в 2016 году на востоке страны появилась сеть доставки восточной кухни “Ебидаеби”. Такое название вызвало шквал негативных эмоций, однако владельцы поспешили объяснить, что под ним в Японии принято понимать фразу “день недели — суббота”. Предприятие успешно функционирует в Красноярске и сумело продать несколько франшиз по всей стране.
Чаще всего предприниматели предпочитают простые и понятные наименования для собственного бизнеса. Некоторые маркетологи соглашаются с ними и отмечают, что потребителю продукта сейчас просто некогда разбираться в чрезмерно заумных названиях. Поэтому оптимальный вариант имени для предприятия должен нести информацию о продукте/услуге и о выгоде для клиента.
Источник: businessman.ru