Если вы устали от работы «по договору» и решили открыть свое дело, то первый вопрос, с которым вы столкнетесь: какую занять нишу на рынке. От ее выбора зависит судьба стартапа: будет ли шанс для масштабирования, окупятся ли вложения. Поэтому подойти к этому нужно ответственно — с чем и поможет статья.
Если вы устали от работы «по договору» и решили открыть свое дело, то первый вопрос, с которым вы столкнетесь: какую занять нишу на рынке. От ее выбора зависит судьба стартапа: будет ли шанс для масштабирования, окупятся ли вложения. Поэтому подойти к этому нужно ответственно — с чем и поможет статья.
Что такое ниша, и чем она отличается от сегмента
Если не знать тонкости каждого термина, то покажется, что это одно и то же, только написано по-разному. Это не так. Например, предприниматель решил открыть салон красоты, не подумав о том, что в городе уже работают десятки похожих мест, и отличиться на их фоне будет непросто. Поэтому предприниматель решил не ввязываться в конкуренцию и выбрал нишу студии по ламинированию ресниц.
В экономике, сегмент — это одна из отраслей рынка, а ниша — это свободное место, как в час пик в метро «кто успел, тот и забрал».
Какие виды ниш бывают
Перед тем как оформлять ИП, ООО, искать помещение — посмотрите, по каким критериям отличаются ниши и выберете ту, что подойдет под вашу ситуацию.
В 2017 году каждый второй подросток крутил спиннер, а после «залипал» на поп-ит. Это были примеры товаров-трендов, которые резко выстрелили в ограниченное время, а после также быстро потухли.
Если не следить за трендами, редко обновлять ассортимент, то стартап на «горячем спросе» уйдет в минус. Трендовая ниша — рискованный путь для людей с опытом, где речи не идет о долгосрочной прибыли.
- Сезонные, несезонные
Зимой — раскупают путевки на горнолыжный курорт, а летом — в санатории рядом с черным морем. Это сезонные товары и услуги. Несезонные покупают круглый год, например, бытовую химию, косметику.
Предпринимателям-новичкам не стоит выбирать товары из сезонной ниши, так как маловероятно, что прибыль компенсирует периоды низкого спроса. Альтернативный вариант: выберете несколько групп сезонных товаров и меняйте ассортимент по мере изменения спроса.
От разнообразия товарных категорий зависит размер ниши. Например, один бизнесмен продает рыболовные принадлежности: удочки, крючки, лодки. Другой — продает исключительно моторы для лодок. В первом случае ниша широкая, так как ассортимент состоит из разных продуктов. Во втором акцент сделан на конкретном продукте, поэтому ниша узкая.
Если вы готовы на старте вложить большую сумму только на продвижение товара, а также уверены, что выживете в высокой конкуренции — остановитесь на широкой нише. Если хотите развивать бизнес-идею за счет своей экспертности, привлечения органического трафика — выбирайте узкую.
- Видимые, невидимые
Видимые ниши — это товары повседневного спроса, например, посуда, гигиенические принадлежности. А невидимые популярны у ограниченной аудитории. Медицинские материалы для поликлиник, комплектующие автомобилей для сервисных центров.
Если предприниматель планирует вести бизнес только в рамках региона, то геозависимая ниша — перспективный вариант. Вместе с этим, надо учитывать следующие параметры:
- Нуждаются ли жители региона в товаре.
- Количество конкурентов.
- Шансы на масштабирование.
Если планируете работу по всей стране — остановитесь на геонезависимых товарах.
Зачем выбирать нишу в бизнесе
Однажды американский маркетолог и основатель консалтинговой фирмы «Trout
Предприниматель силен именно в маркетинге классических бизнесов: автосервисов, салонов красоты. Поэтому на первое место вывел работу с мелкими розничными магазинами. А обучение B2B отделов продаж поставил на последнее место, так как раньше не сталкивался с подобным в работе.
Вывод: выделите у себя навыки, подберите три интересные ниши, соотнесите личные и коммерческие интересы.
Проверка ниши компании на живучесть: анализ целевой аудитории, оценка конкурентов
С этим поможет сборка подробного портрета целевой аудитории. Составить его надо на основе статистик из следующих ресурсов:
- готовые исследования;
- отчеты текущих игроков рынка;
- целевые запросы в «Яндекс.Вордстате» и Google Trends.
Кроме этого, стоит обратиться к компаниям, которые соберут фокус-группу и составят точный отчет по аудитории из ниши вашей компании. Другой вариант: пообщаться с целевыми клиентами. Необходимо изучить уникальные предложения (УТП) конкурентов, их рекламный посыл, сравнить выгоды, которые предоставлены клиентам.
Выбор рыночной ниши — дело не из легких, если не задумываться о личных интересах, навыках, анализе аудитории и конкурентов. А занимать ее стоит, когда вы на 100% уверены в своем выборе и просчитали все вероятные риски.
Чек-лист: как выбрать нишу с нуля
Правильно и быстро найти нишу для торговли помогут следующие правила:
- изучите типы и критерии рыночных ниш;
- выберете ту, что нравится вам;
- проверьте, есть ли спрос на товары;
- проанализируйте конкурентов;
- оцените возможные риски;
- узнайте свою ЦА, какие у нее потребности, боли;
- протестируйте востребованность ниши.
Бонус: примеры прибыльных ниш для бизнеса в 2022–2023 году
Чтобы найти свободные ниши на рынке для стартапа, обращайтесь к актуальным исследованиям торговых площадок и рекламных агентств. Например, исследование Data Insight по внутрироссийскому рынку товаров и услуг 2021 года.
Источник. В исследовании найдете топовые категории товаров по разным сегментам рынка. На основе отчета определите, выстрелит бизнес-идея или еще требует доработки. В каких нишах 2023 года вас ждет успех:
- Образование.
- Психологическая помощь.
- Удовлетворение базовых потребностей: еда, одежда.
- Бьюти-индустрия.
- Ремонт одежды и обуви.
- Сельское хозяйство
- Маркетинг и продвижение.
Источник: mentorclub.ru
Ниша или сегмент рынка? Как найти своё место в бизнесе.
Согласно определению американского толкового словаря, ниша – это ни что иное как «Ситуация или вид деятельности, специально предназначенные для чьих-то индивидуальных способностей и характера». Не секрет, что за последнее время наиболее успешными считаются именно те предприниматели, которые вовремя сумели найти и внедриться в свою собственную нишу рынка.
В этом вопросе возникает немало путаницы: зачастую нишу путают с рыночным сегментом, а сам процесс её поиска – с позиционированием продукта. Сегмент рынка – это основное понятие маркетинга, представляющее группы потребителей, имеющих похожие покупательские предпочтения. Сегментирование рынка позволяет предпринимателям выпускать именно те товары, которые нужны потребителю и будут в полной мере им востребованы. Критерии выбора сегмента рынка весьма разнообразны, но принцип их сводится к получению максимальной прибыли и поиску собственной ниши. Наверное, поэтому на сегодняшний день в маркетинге возникает совершенно новое направление, представляющее процесс поиска ниш рынка (нишинг), которое включает в себя целый ряд новшеств по части продвижения продукта и исследования рынка.
Что такое ниша и чем она существенно отличается от рыночного сегмента?
В наше время для успеха в бизнесе и процветания своего собственного дела важно не просто точно определить свою рыночную деятельность, но и отыскать на нём ту самую узкую область (сегмент рынка или несколько сегментов), ещё недостаточно занятую конкурентами. Попав в такую нишу, совершенно новый вид бизнеса приобретает особую силу и может за вполне короткий срок стать доходным и выгодным производством или предприятием. Единственный смысл выбора ниши – это перевести игру на своё поле или привлечь на него как можно больше потенциальных покупателей, и уж затем использовать все преимущества хозяина этого пусть небольшого, но своего собственного бизнеса. Ниша рынка представляет собой сферу хозяйственной деятельности или вид бизнеса ограниченные по масштабу и с очень ограниченным кругом потенциальных потребителей.
Характерные признаки ниши рынка:
- Специально индивидуализированные запросы и нужды потребителей, для удовлетворения которых требуется определенный комплект взаимодополняющих изделий и услуг;
- Стабильная, но не большая потенциальная емкость рынка;
- Достаточно сильное ослабление конкуренции.
Сразу же стоит отметить, что полное отсутствие конкуренции отнюдь не говорит о том, что перед вами золотая жила и нужно только найти способы ее разработки. Очень может быть, что другие бизнесмены уже пытались охватить эту часть бизнеса, но вовремя оставили её из-за полной не перспективности.
Как правило, ниша рынка возникает когда один сегмент рынка соприкасается с другим, это могут быть так же сегменты разных рынков. Именно здесь возникает очень подвижный спрос, а изменения нужд и запросов потребителей происходят так быстро, что требуется очень высокая производственная гибкость, для их быстрого и своевременного удовлетворения. Если ниша рынка занята фирмой, то она уже не представляет интереса для других бизнесменов, поскольку им в этом бизнесе уже не остаётся места. Процесс конкуренции становится бессмысленным, ведь в этом случае финансовые затраты будут намного выше прибыли.
Обеспечивая значимый сегмент рынка или несколько отдельных сегментов, предприниматель может получить высокую прибыль и быть в полной мере востребован среди покупателей. Однако, только заняв свободную нишу можно добиться серьёзного успеха и поднять свой бизнес на совершенно новый уровень, ведь именно на этом базируются ключевые инструменты международного маркетинга.
Источник: fb.ru
Почему важно выбрать свою нишу в бизнесе
Успешное ведение бизнеса – это и наука, и искусство, и изрядная доля удачи. Никогда не знаешь, что пойдет на отлично, а что будет лежать мертвым грузом на твоих плечах. А мы ведь часто советуем тебе начать, в конце концов, работать на себя. Только делать это надо осторожно и со знанием предмета. А то пособираешь кредиты на открытие, а потом будешь выплачивать долги три жизни кряду.
Сегодня же мы хотим поговорить на тему «нишевости», и зачем именно на неё тебе нужно обратить внимание в первую очередь.
Суть
В обществе всегда существует некая потребность, о которой большинство и не догадываются. И твоя задача не только узнать о ней, но и удовлетворить эту потребность одним из первых.
Если ты создашь магазин, в котором будешь продавать товар, что есть и в тысяче других магазинов по городу, то успеха тебе не видать. Можно, конечно, демпинговать, снижать цену и быть плохим парнем, но дело это неблагодарное, да и развития такая стратегия не принесёт.
Когда твой товар или услуга ничем не отличается от товаров и услуг других ребят, то у тебя нет конкурентного преимущества. Ты просто копия в мире бизнеса, и уникальности в твоём продукте нет. По этой причине, когда задумываешь старт молодого бизнес-проекта ты должен ориентироваться не просто на конкретный сегмент рынка, но конкретную часть этого сегмента, где в лучшем случае нет серьёзной конкуренции.
Не стоит распыляться на всё подряд. Оставь эту тему гигантским корпорациям, которые могут позволить себе это и уже заслужили доверие покупателя.
Бюджет
Предположим, что ты не наследник африканских королей, и у тебя нет лишней пары миллиардов для того, чтобы громко и масштабно войти в какую-нибудь отрасль. Чем в таком случае хороши узкие ниши? Они не требует слишком больших инвестиций. Необходимо просто определится с тем, чего ещё нет в России или в твоем городе, и что в перспективе может быть востребовано.
Аудитория
Нишевость – это всегда близкий контакт с аудиторией, которая пускай и немногочисленна, но будет приходить именно к тебе, а не к кому-то другому. В этом есть существенное преимущество. Хорошие долгосрочные отношения дают куда больше, чем банальное снижение цены и система скидок. А «Сарафанное радио» в случае нишевого бизнеса работает просто прекрасно.
Элитарность
Товар в нишевом сегменте стоит на порядок дороже. Начинающие бизнесмены зачастую боятся работать по «элитарным» направлениям, предпочитая руководствоваться ложной мыслью: «Кто это купит за такие деньги?» Но именно таким образом открылись новые направления в российском бизнесе, к примеру, пивные бары, в которых продают только качественное и дорогое пиво, ничего с разливным общего не имеющее. Большинство людей всё-таки переплачивает за качество, и это правильно.
Лидирующая позиция
Возможность занять лидирующую позицию в конкретном сегменте рынка. Как это произошло, допустим, с чуваками из «Yorkme», которые производили косметику для собак определенной породы – йоркширских терьеров. Есть ещё отличный пример: батончики «Bite» от BioFoodLab. Да, сейчас их можно встретить во многих торговых сетях, а ведь пробились через довольно нишевую тему со здоровым, органическим, экологическим питанием.
Уникальность
Открываешь ты бургерную, например. Неужели ты правда думаешь, что у неё большие шансы сорвать куш, когда в городе есть десятки Макдаков и Бургеркингов? Да, твои бургеры могут быть вкуснее и здоровее (как все уверяют), но для людей они по-прежнему будут бургерами. В этом плане нужно быть более изобретательным.
Например, открыть Fishhttps://brodude.ru/zachem-biznesmenu-nisha/» target=»_blank»]brodude.ru[/mask_link]