Гостиничная деятельность не подлежит лицензированию, однако в соответствии со ст.6 закона о лицензировании, органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие предусмотренные настоящей статьей полномочия, вправе передавать их органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Это означает, что правила и порядок лицензирования гостиничной деятельности могут быть введены субъектами РФ или местными органами власти при выполнении оговоренных условий. В настоящее время правовым основанием лицензирования является Закон №128-ФЗ от 08.08.2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Отнесение коллективных средств размещения к различным типам объектов, на которых осуществляется гостиничная деятельность, определяется нормативными правовыми актами РФ и города Москвы.
Гостиничная деятельность на территории города Москвы осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом.
В Устав гостиничного предприятия помимо основного вида деятельности могут быть включены без лицензии:
- Услуги ресторанов, оказываемые совместно с предоставлением места проживания;
- Предоставление услуг ресторана;
- Предоставление места для краткосрочного проживания в отелях, мотелях и гостиницах.
При этом лицензируется продажа алкоголя.
Помимо этих видов деятельности в Устав могут быть включены также такие виды деятельности, как:
- Организация предприятий общественного питания, открытие кафе, ресторанов, баров, столовых;
- Бильярд;
- Открытие магазинов и столовых;
- Торгово-закупочная деятельность;
- Коммерческая и посредническая деятельность и иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству, в том числе лицензируемые, однако последними можно будет заниматься только после получения лицензии.
При продаже алкогольной продукции требуется получать дополнительную лицензию.
Сертификация услуг в сфере гостиничной деятельности является добровольной. Чтобы иметь право называться гостиницей определенной категории с наличием соответствующих услуг, гостиница должна подтвердить основание присвоения ей определенной категории по существующей системе «звездности». Низшей ступенью сертификации гостиничных услуг является одна «звезда», а высшей – пять «звезд». Категория «звездности» гостиницы подразумевает отражение степени качества и набора предоставляемых ею услуг. Гостиница может изменить свою категорию и перейти на более высокую ступень звездности при условии подтверждения ею изменений в номерном фонде, улучшению состояния и площадей общественного пользования, введения дополнительных услуг и т.д., а также наоборот – может быть уменьшение категории «звездности» в связи с ухудшением условий проживания и обслуживания.
Для сертификации средств размещения (проживания) заявитель должен представить следующие документы:
- Устав (копия, заверенная нотариально или копия и оригинал).
- Свидетельство о регистрации (копия, заверенная нотариально или копия и оригинал).
- Справка Госкомстата.
- Справка БТИ.
- Акт государственной комиссии о приемке-сдаче здания в эксплуатацию.
- Договор аренды, субаренды, техпаспорт или документ на право собственности.
- Заключение УГПС проверки противопожарного состояния помещения предприятия предназначенного для проживания. (Заключение Госпожнадзора на момент сертификации. Акты приемки в эксплуатации, проверки работоспособности, обследования установок пожаротушения, пожарной, охранной или пожарно-охранной сигнализации на момент сертификации, Договор на техническое обслуживание автоматических установок пожаротушения, охранной, охранно-пожарной сигнализации и дымоудаления).
- Заключение органов Госсанэпиднадзора о санитарно-гигиеническом состоянии предприятия. (Акт санитарного обследования гостиницы Госсанэпиднадзора на момент сертификации).
- Акт санитарного обследования гостиницы Госсанэпиднадзора на момент сертификации.
- Санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и дезоратизации (Договор на проведение дезинфекции, дезинсекции и дезоратизации с подтверждением его выполнения (акт выполненных работ)).
- Акт приемки лифтов в эксплуатацию, акт-сертификат последнего свидетельствования лифтов.
- Договор на техническое обслуживание лифтов с подтверждением его выполнения.
- Журнал проверки технического состояния лифтов, технические паспорта лифтов.
- Договор на охрану средства размещения (при наличии собственной службы охраны – должностные инструкции ее сотрудников);
- План действий персонала в чрезвычайных ситуациях.
- План эвакуации и противопожарные памятки.
- Журнал прохождения медицинского осмотра персонала гостиницы, имеющего личные медицинские книжки.
- Медицинские книжки обслуживающего персонала.
- Должностные инструкции сотрудников предприятия, связанных с обслуживанием проживающих.
- Справка о кадровом составе с указанием специального образования.
- Договор с прачечной на обработку и стирку белья.
- Договор на вывоз ТБО (твердых бытовых отходов).
- Лицензии и сертификаты на предоставление услуг подлежащих лицензированию и обязательной сертификации.
- Перечень моющих средств, используемых для санитарной обработки номерного фонда с указанием ГОСТов (для отечественной продукции) и наличием гигиенического сертификата (для импортной продукции).
- Договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.
- Договор с водоканалом на прием в городскую водоотводящую систему поверхностных нормативно-чистых и нормативно-очищенных производственных сточных вод с последующей их транспортировкой и очисткой.
- Для средств размещения, расположенных за городом: лицензия на право пользования недрами для добычи пресных подземных вод, протокол исследования качества природных и сточных вод, акт отбора проб воды на гидрохимический анализ, лицензия Госгортехнадзора на эксплуатацию объектов котлонадзора, экологический паспорт.
- Разрешение Комприроды на размещение отходов производства и потребления.
- Договор с Агентством по защите окружающей среды от ртутных и других токсичных загрязнений на организацию работ по вывозу и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов.
- Сертификат соответствия на услуги питания.
- Сертификат соответствия га услуги химической чистки.
- Сертификат соответствия на парикмахерские услуги.
При использовании гостиницей и структурными подразделениями продуктов, товаров, материалов, сырья, подлежащих обязательной сертификации, необходимо к договорам прикладывать сертификаты на данные материалы, которые обязана предоставлять сторона-поставщик.
Кроме национальной системы сертификации в сфере гостиничной деятельности существует большое количество международных добровольных систем сертификации, подтверждающих высокое качество гостиничных услуг. В любом случае, все действующие системы добровольной сертификации направлены на повышение качества предоставляемых услуг и обеспечение национального или мирового признания на рынке.
В разных странах используются более 30 видов классификаций гостиниц. Это связано с культурно-историческими особенностями развития в отдельных странах, различными критериями оценки качества обслуживания, национальными особенностями.
Самыми распространенными системами классификации гостиниц являются:
- Система звезд, применяемая во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, России, Турции и ряде других стран;
- Система букв, используемая в Греции; Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездочной гостинице и так на убывание. Гостиницам высшей категории присваивается категория «de lux»;
- Система «корон» или «ключей», характерная для Великобритании; чтобы перевести категорию гостиницы с «языка корон» на «звезды», необходимо от общего числа корон отнять одну;
- Система разрядов и т.п.
В Италии официальной «звездной» шкалы нет, гостиницы дифференцируются по трем категориям: первую категорию условно можно назвать четырехзвездной, вторую категорию – трехзвездной и т.п.
В Испании существует своя система категоризации средств размещения: гостиницы – от 1 до 5 звезд, дома гостиничного типа, бунгало, апартаменты и пр. – от 1 до 4 звезд, постоялые дворы – от 1 до 3 звезд.
Если говорить о Европе, то для каждой страны характерна своя классификация гостиниц. Поэтому гостиницы, относящиеся к одной категории в разных странах могут иметь существенные отличия.
К неклассифицированным гостиницам и пансионам необязательно могут относится только самые худшие. Часть – это очень маленькие, уютные заведения, имеющие свой стиль и оригинальность.
В США и других странах Америки, не пользуются классификацией, принятой в Европе.
Уровень обслуживания определяется вхождением данного отеля в престижные гостиничные цепи такие, как «Хилтон», «Мариотт», «Рэлиссон», «Кемпински», «Холидей Инн», «Интерконтиненталь», «Рамада» и др. Торговый знак этих компаний является надежным подтверждением высокого уровня обслуживания. Кроме того, в настоящее время, в США применяется система «бриллиантов», аналогичных «звездам».
Гостиницы, входящие в гостиничные цепи, в том числе находящиеся в Европе, должны соответствовать критериям благоустройства и обслуживания, принятым в конкретной цепи.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Лицензирование и сертификация гостиничной деятельности
Наличие лицензии на ведение гостиничной деятельности как таковое в настоящий момент согласно Законодательству РФ необязательно. Но гостиница – сложный многофункциональный организм, ее постояльцам оказываются не только услуги по размещению в номерном фонде, но и многие другие: автотранспортные, медицинские, бытовые, развлекательные, предоставление питания, посещение спортзала и бассейна и т.д. Большая часть из них требует получения отдельной лицензии (на торговлю алкоголем, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерской и пр.). То есть руководство отеля должно четко знать все виды услуг, оказываемых отелем, которые попадают под лицензирование, получать и своевременно продлять необходимые лицензии в соответствующих лицензионных органах (срок действия лицензии не может превышать пяти лет).
Если лицензирование различных гостиничных услуг является обязательным, то получение сертификации – это добровольный шаг владельцев гостиничного бизнеса. Но сертификация необходима для получения «звездности», она является своеобразным «сертификатом качества», который гарантирует клиентам высокий уровень услуг, и ее отсутствие может плохо сказаться на репутации гостиницы. В России, как и во многих других странах, используется система «звезд», все гостиницы, таким образом, делятся на пять категорий. Кроме того, при сертификации номеров гостиницы также устанавливается их категория: высшая, первая, вторая и третья.
Получить сертификат соответствия можно в одной из местных сертифицирующих организаций. Сначала подается и оплачивается заявка на сертификацию. После этого формируется экспертная комиссия, которая проводит проверку отеля для присвоения гостинице категории.
Комиссия может потребовать произвести определенные доработки для достижения соответствия уровня отеля заявленной категории. Документация комиссии поступает в Центральный орган сертификации, который подтверждает возможность выдачи сертификата. После этого проводятся периодические проверки гостиницы для подтверждения, а возможно, и повышения категории. Сертификаты также действуют в течение пяти лет.
Источник: umhos.ru