Объем нового бизнеса лизинговых компаний

Участники рынка рассчитывают на новый бизнес по итогам года

Объем нового лизингового бизнеса в России по итогам 2022 года сократился на 13% год к году, до 1,98 трлн руб. При этом общий лизинговый портфель за год все же вырос на 5%, составив 6,75 трлн руб. На 2023 год участники рынка смотрят с умеренным оптимизмом, ожидая роста объемов нового бизнеса в пределах 10% в первую очередь за счет спецоборудования и техники для строительной отрасли

Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран

“Ъ” ознакомился с исследованием «Эксперт РА» по рынку лизинга в 2022 году. По данным агентства, объем нового бизнеса в отрасли сократился на 13%, до 1,98 трлн руб. Падение по итогам года показали как корпоративный, так и розничный сегмент — на 31%, до 354 млрд руб. (минимальное значение с 2019 года), и на 8%, до 1,626 трлн руб., соответственно. Число сделок на рынке снизилось впервые с 2015 года, составив 340 тыс.

Как развить лизинговый бизнес?

Наибольшее падение объемов нового бизнеса показали авиализинг (на 61%) и лизинг морских и речных судов (на 46%).

Поддержку корпоративному сегменту оказал лишь лизинг железнодорожного транспорта, который стал основным средством экспортом природных ресурсов. Объемы нового бизнеса в сегменте снизились всего лишь на 1%.

В лизинговой рознице снижение нового бизнеса показали сегмент легковых автомобилей (на 27%) на фоне нарушения логистики и ухода с российского рынка привычных для потребителя европейских марок, а также оборудования для нефте- и газодобычи, который сильно зависит от поставок импортной техники (на 63%). Рост наблюдался в грузовом автотранспорте, специальной и строительной технике. Они быстрее переориентировались на поставки из Китая, стройку стимулировали и меры господдержки, поясняют в «Эксперт РА».

Отмечается рост средней суммы сделки, что помимо инфляции обусловлено подорожанием предметов лизинга вследствие усиления дефицита техники на фоне геополитического кризиса, поясняет младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев. Объем лизингового портфеля по итогам 2022 года вырос на 5%, до 6,75 трлн руб.

В 2023 году в «Эксперт РА» ожидают увеличения объемов нового бизнеса в лизинге в пределах 10%. Рост продолжат обеспечивать розничные сегменты — легковых автомобилей, грузового транспорта и строительной техники. Корпоративный сегмент продолжит стагнировать.

Опрошенные “Ъ” лизинговые компании ждут реализации отложенного за 2022 год спроса, закрепления на рынке китайских аналогов автомобилей и техники, а также рассматривают более нишевые и новые для себя сегменты.

«Преимущественно отложенный спрос сформировался в сегментах транспорта и спецтехники. Конец 2022 и начало 2023 года уже явно продемонстрировали новые тенденции во всех традиционно лизинговых сегментах по замещению ушедших марок,— говорит гендиректор «Росбанк Лизинга» Гурам Кудрявцев.— С четвертого квартала прошлого года мы видим восстановление предложения и спроса на седельные тягачи». «В спецтехнике и сельскохозяйственной технике также сохранится дефицит предложений,— говорит руководитель отдела цифровых каналов продаж ГК «Альфа-Лизинг» Роман Вальков.— Здесь появятся новые игроки из стран, которые ранее не выходили на наш рынок».

Читайте также:  В чем бизнес нефтебазы

ИТОГИ НЕДЕЛИ | Топографический кретинизм Путина и Зорькина | Медведев – это Димас Ай Как Просто

Просрочки платежей могут потребовать докапитализации лизингодателей

Интересны участникам рынка и сегменты городской инфраструктуры крупных агломераций, добавляет гендиректор «Газпромбанк Лизинга» Максим Калинкин. «Кроме того, мы начали финансирование обновления основных фондов в образовательных учреждениях и поликлиниках, модернизации объектов теплоснабжения, почтовых отделений связи в удаленных регионах,— продолжает он.— Сегмент недвижимости также в фокусе интересов». В период трансформации и адаптации к новым условиям малый и средний бизнес (МСБ) всегда был более активен, нежели крупный. И «Интерлизинг» сконцентрируется на том, чтобы обеспечивать МСБ ликвидным транспортом и техникой, обозначает планы компании ее коммерческий директор Сергей Жарков.

Но основная часть игроков придерживается более консервативного подхода, делая ставку на те отрасли, которые уже показали стабилизацию по итогам 2022 года или в которых они имеют многолетнюю экспертизу.

  • Газета «Коммерсантъ» №46/П от 20.03.2023, стр. 10
  • Полина Трифонова подписаться отписаться
  • Лизинговый бизнес подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Лизинг (рынок России)

20 марта 2023 года рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало исследование российского рынка лизинга. Крупнейшим его игроком (по объему нового бизнеса в 2021 году) назван «Газпромбанк Лизинг». Группа заняла первое место в сегментах лизинга легкового и грузового автотранспорта, строительно-дорожной и спецтехники, погрузчиков и складской техники, нефтегазового оборудования и недвижимости.

По данным аналитиков, российский лизинговый рынок в 2022 году сократился на 13% в сравнении с результатами 2021-го: объем нового бизнеса составил 1,98 трлн рублей. Совокупный лизинговый портфель рынка показал рост на 5% до 6,75 трлн рублей. Снижение темпа роста портфеля относительно 2021 года обусловлено падением объемов нового бизнеса, досрочным расторжением ряда крупных сделок, а также переформатированием договоров лизинга самолетов и водных судов в другие виды финансирования, что привело к сокращению сегмента авиатранспорта в структуре портфеля с 14 до 7%, а водных судов – с 10 до 7%. Грузовой транспорт и строительная техника, показавшие основной рост нового бизнеса в 2022 году, увеличили свои доли в совокупном лизинговом портфеле с 13 до 18% и с 7 до 9% соответственно.

Снижение корпоративных сегментов в 2022 году составило 31%, в то время как розничные сократились только на 8%. Объем нового бизнеса корпоративных сегментов опустился до минимального за последние шесть лет уровня, что обусловлено существенным влиянием санкций на отрасль воздушных и водных перевозок. Так, объем нового бизнеса в авиализинге сократился на 61%, а в сегменте морских и речных судов – на 46%. Лизинг железнодорожного транспорта, остающегося основным средством экспортирования природных ресурсов, показал снижение объема нового бизнеса лишь на 1%. [1]

Падение рынка на 25% до 272 тыс. договоров

В 2022 году в России было заключено 272 тыс. договоров лизинга, что на 25% меньше, чем годом ранее. При этом объем товаров, переданных в рамках этих контрактов, сократился еще сильнее — на 30%, до 390 тыс. штук. Об этом свидетельствуют данные Национального рейтингового агентства (НРА), обнародованные в конце января 2023 года.

Читайте также:  Стратегия развития бизнес единицы это

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на статистику НРА, в 2022 году объем нового лизингового бизнеса в деньгах упал на 12-14%. При этом совокупный лизинговый портфель на конец 2022 года остался на уровне предыдущего года и составил около 6,6 трлн рублей, так как прирост нового бизнеса скомпенсирован досрочным выкупом лизингополучателями предметов лизинга, расторжением международных контрактов с крупными компаниями и переформатированием лизинговых договоров в другие виды финансирования. Согласно оценкам НРА, по итогам 2022 года доля лизинговой отрасли в ВВП России снизилась до 1,3% ВВП (с 1,7% в 2021 году).

Максимальное снижение передаваемых клиентам предметов лизинга в 2022 году произошло в сегментах железнодорожного транспорта, видео и компьютерной техники и оборудования для общественного питания. В этих сегментах объемы нового бизнеса упали более чем на 60%. Наблюдалось также существенное снижение объемов нового бизнеса в таких корпоративных секторах как промышленное оборудование (-45%), климатическое и котельное оборудование (-35%) и водный транспорт (-55%).

Наиболее массовый сегмент – коммерческие и легковые автомобили снизился приблизительно на 35%. Наиболее устойчивыми к кризису оказались сегменты спецтехники (падение составило около 8%), космической и авиатехники (падение составило около 10%). Вопреки кризису, сегмент недвижимости вырос на 7%, говорится в исследовании. [2]

Примечания

  1. ↑Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
  2. ↑Лизингу не хватило предметов

Источник: www.tadviser.ru

Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж

Рынок лизинга по итогам 2021 года: новый рубеж

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 2021 год. Исследование проводится при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope .

По итогам 2021 года объем нового бизнеса показал рост на 62 % и составил 2,3 трлн рублей. Агентство разделяет рынок на корпоративные, куда относит авиа- и ж/д технику, морские и речные суда, а также розничные сегменты. Динамика последних, доля которых в общем объеме нового бизнеса достигла 76 %, во многом обуславливает рост всего рынка.

График 1. Объем нового бизнеса впервые в истории России превысил 2 трлн рублей

Объем нового бизнеса впервые в истории России превысил 2 трлн рублей

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Объем нового бизнеса в IV квартале 2021-го увеличился относительно аналогичного периода прошлого года на 80 %, а его доля в общем объеме нового бизнеса за 2021-й составила 34 против 31 % годом ранее. При этом впервые за последние три года корпоративные сегменты в IV квартале выросли сильнее, чем розничные. Основной прирост был реализован за счет крупных сделок в авиасегменте ГК Сбербанк Лизинг и ПСБ Лизинг, на которые пришлось более 83 % объема нового бизнеса в авиализинге в IV квартале 2021 года. Большой объем нового бизнеса в IV квартале 2021 года ГК Сбербанк Лизинг связан с подписанием крупных сделок в сегментах авиализинга (37 млрд рублей) и лизинга грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов (39 млрд рублей). Группой ПСБ Лизинг было передано крупным авиакомпаниям 24 самолета «Сухой Суперджет 100», а также 11 вертолетов АНСАТ и Ми-8МТВ-1, выполняющих санитарные задания в различных регионах Российской Федерации.

Читайте также:  Вообще у меня бизнес есть такси это так

График 2. Объем корпоративных сегментов в IV квартале 2021-го восстановился к прошлому году

Объем корпоративных сегментов в IV квартале 2021-го восстановился к прошлому году

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

За 2021 год 17 из 19 выделяемых нами сегментов продемонстрировали положительную динамику. Основной прирост показал автолизинг (+69 %), куда агентство относит сегменты легкового и грузового автотранспорта, а также автобусы. На фоне дефицита автомобилей в 2021-м и повышения их стоимости ключевым драйвером автолизинга стал растущий спрос со стороны сегмента МСБ, доля которого увеличилась за год с 58 до 65 % в объеме нового бизнеса.

Вторым сегментом, значительно увеличившим объемы в абсолютном выражении, стал лизинг строительной техники (+91 % к прошлому году). Рост сегмента обусловлен преимущественно реализацией крупных инфраструктурных проектов (нацпроекты «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», программа реновации жилья и др.).

Лизинг ж/д техники и авиасудов также показал двузначные темпы прибавки по итогам 2021 года за счет роста грузоперевозок на сетях РЖД и увеличения пассажиропотока на фоне смягчения рисков эпидемиологической ситуации соответственно. Кроме того, авиализинг показал восстановление до уровней трехлетней давности, в то время как лизинг ж/д техники пока не достиг значений 2019 года.

График 3. Девять из десяти крупнейших сегментов показали рост к прошлому году

Девять из десяти крупнейших сегментов показали рост к прошлому году

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Увеличение стоимости предметов лизинга и количества новых заключенных сделок позитивно отразилось на сумме лизинговых договоров, которая за 2021 год выросла на 65,2 %. Объем лизингового портфеля в свою очередь на 01.01.2022 составил 6,5 трлн рублей, показав рост за год на 25 %.

По итогам 2021-го на рынке лизинга сменился лидер: на первое место поднялась ГК Сбербанк Лизинг, увеличившая объемы нового бизнеса на 81 %, при этом лизинговый портфель компании превысил 1 трлн рублей, подобный рубеж ранее был достигнут также ГТЛК. Второе место по новому бизнесу занимает ГК Газпромбанк Лизинг, объем которой увеличился в 2,3 раза, третья позиция у компании ВТБ Лизинг (+27 %). В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний в объеме нового бизнеса за 2021-й снизилась до 29,6 против 30,8 % годом ранее.

Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ссылке. «Эксперт РА» традиционно публикует рэнкинги лизинговых компаний по:

  • размеру портфеля;
  • регионам;
  • числу заключенных сделок;
  • объему профинансированных средств;
  • сегментам имущества в портфеле и новом бизнесе;
  • оперлизингу в портфеле и новом бизнесе;
  • и др.

Исследования рынка за предыдущие периоды, а также последний обзор «Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее» доступны по ссылке.

Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2021 года

Место по новому бизнесу

собности от агентства «Эксперт РА» на 01.03.22

Объем нового бизнеса

за 2021 г., млн руб.

Темпы прироста нового бизнеса

Сумма новых договоров лизинга за 2021 г., млн руб.

Объем лизингового портфеля

Источник: www.all-leasing.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин