Рост кредитного портфеля МСБ стал рекордным за восемь лет
Рост кредитного портфеля МСБ стал рекордным за восемь лет
Задолженность субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) по кредитам за прошлый год выросла примерно на 23% и на начало 2021 г. достигла 5,8 трлн руб. против 4,7 трлн на январь 2020 г. Столь значительный прирост кредитный портфель МСБ последний раз демонстрировал восемь лет назад, подсчитали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА».
В агентстве отмечают, что одной из причин роста объема портфеля МСБ стала активная реструктуризация кредитов, которую банки проводили в рамках мер антикризисной поддержки бизнеса. Это подтверждается данными Банка России, согласно которым с третьей декады марта по конец декабря 2020 г. банки реструктурировали задолженность малых и средних предприятий на общую сумму около 854 млрд руб.
Благодаря этому сдерживался рост проблемной задолженности на балансах банков. И хотя в абсолютном выражении просроченная задолженность в прошлом году выросла на 13% (максимальное значение с 2016 г.), достигнув 640,7 млрд руб., на 1 января 2021 г. ее доля в портфеле кредитов МСБ составила 11% – почти на 1% меньше, чем на начало прошлого года.
Банки кредитуют? Как кредиты малому бизнесу дают…
Банкиры, соглашаясь с оценками агентства, выделяют среди причин увеличения портфеля МСБ реализацию антиковидных мер господдержки и прежде всего – выдачу субсидий на возмещение недополученных банками доходов по кредитам. Как подчеркнула директор департамента кредитных продуктов и технологий для МСБ банка «Открытие» Елена Куроптева, общий объем выдач в рамках льготных программ кредитования МСБ составил не менее 1,4 трлн руб. – около 18% от всех выдач на рынке МСБ. При этом она считает, что в ближайшем будущем темпы прироста портфеля МСБ могут сократиться. «Это будет вызвано в том числе умеренным аппетитом к риску в части наращивания объемов новых выдач у большинства банков на рынке финансирования МСБ и ускоренной амортизацией кредитного портфеля по сравнению с 2020 г.», – комментирует Куроптева.
В то же время старший вице-президент Совкомбанка Владислав Монов уверен, что портфель кредитов МСБ будет расти. Свою позицию он объясняет снижением эпидемиологической напряженности в связи с проведением массовой вакцинации и реализацией отложенного спроса.
В профильном «МСП банке» среди причин увеличения кредитного портфеля малого бизнеса называют смягчение требований регулятора в части создания резервов на возможные потери по ссудам при пролонгации кредитов. «Чаще всего в связи с предоставленной возможностью Банком России ссудная задолженность не выносилась на просрочку или гасилась, а была пролонгирована», – подчеркивают в банке и отмечают, что в нынешнем году просроченная задолженность МСБ может увеличиться.
В «МСП банке» отмечают, что помимо льготного кредитования сыграли свою роль и другие инструменты поддержки малого бизнеса: льготное рефинансирование, субсидирование процентных ставок, расширение доступа малых и средних предприятий к госзакупкам и закупкам крупнейших госкомпаний. «Эти же факторы продолжат влиять на рынок кредитования и в 2021 г.», – указывают в банке.
Развитие малого бизнеса по-новому
Куроптева в этой связи отмечает, что в 2021 г. правительство уже анонсировало реализацию новой программы «ФОТ 3.0». «В рамках этой программы предполагается обеспечить поддержку бизнесу для восстановления на докризисный уровень в общем объеме 7,8 млрд руб., – говорит она. – Таким образом, с умеренным наращиванием банками объемов новых выдач и реализацией мер господдержки пострадавшим отраслям объем финансирования субъектов МСБ в текущем году, вероятно, сохранится на уровне предыдущего 2020 года».
В Сбербанке ожидают в нынешнем году умеренного роста кредитования МСБ. «Основными факторами, ограничивающими рост, являются последствия пандемии, – объясняют в банке. – А способствовать увеличению объемов кредитования может запуск новых государственных программ поддержки для МСБ».
Источник: Ведомости
Андрей Гордеев
Источник: raexpert.ru
Объем просроченной задолженности перед банками малого бизнеса
Источник данных – «ГК НИСИПП». Для подготовки мониторинга были использованы сведения из www.cbr.ru и rmsp.nalog.ru
Дата сбора данных 25.05.2023
Описание показателя
Показатель характеризует усредненную текущую задолженность малых и средних компаний перед банками. Рассчитывается как соотношение портфеля кредитов МСП с количеством субъектов МСП (на конец периода) как в целом по России, так и по конкретным регионам. Показатель характеризует также динамику изменения за последний месяц и за год. Изменения показателя за месяц могут иметь сезонный и/или конъюнктурный характер. Годовая динамика характеризуют изменения средней задолженности субъектов МСП перед банками.
Объем задолженности в расчете на один субъект МСП
- В марте 2023 1679.83 тыс. руб
- В феврале 2023 1629.15 тыс. руб
- В марте 2022 1354.66 тыс. руб
Уровень кредитной нагрузки
Уровень кредитной нагрузки
Регионы-лидеры по объему задолженности в расчете на один субъект МСП
1 | Тюменская область | 3630.95 | +2 | +3 |
2 | г. Москва | 3598.47 | 0 | 0 |
3 | Костромская область | 3570.97 | -2 | -2 |
4 | Магаданская область | 2847.51 | 0 | +3 |
5 | Хабаровский край | 2592.82 | 0 | +1 |
Регионы-аутсайдеры по объему задолженности в расчете на один субъект МСП
81 | г. Севастополь | 395.14 | 0 | -1 |
82 | Республика Тыва | 328.18 | 0 | -1 |
83 | Республика Калмыкия | 324.82 | 0 | 0 |
84 | Чеченская Республика | 251.4 | 0 | -2 |
85 | Республика Дагестан | 218.96 | 0 | 0 |
Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по объему задолженности в расчете на один субъект МСП
1 | Тюменская область | 3630.95 | +2 | +3 |
2 | г. Москва | 3598.47 | 0 | 0 |
3 | Костромская область | 3570.97 | -2 | -2 |
4 | Магаданская область | 2847.51 | 0 | +3 |
5 | Хабаровский край | 2592.82 | 0 | +1 |
6 | Воронежская область | 2376.52 | 0 | -1 |
7 | Приморский край | 2244.58 | 0 | -4 |
8 | Камчатский край | 2152.55 | 0 | +2 |
9 | Ненецкий автономный округ | 2100.52 | +1 | +75 |
10 | Краснодарский край | 2094.25 | -1 | +1 |
11 | г. Санкт-Петербург | 1913.4 | 0 | -2 |
12 | Сахалинская область | 1889.84 | 0 | -4 |
13 | Новосибирская область | 1871.32 | 0 | +3 |
14 | Свердловская область | 1743.68 | +14 | +18 |
15 | Забайкальский край | 1730.67 | 0 | +53 |
16 | Московская область | 1720.62 | -2 | +1 |
17 | Пензенская область | 1634.61 | +1 | +2 |
18 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 1625.64 | -2 | +5 |
19 | Республика Татарстан (Татарстан) | 1604.18 | -2 | -7 |
20 | Рязанская область | 1563.13 | -1 | +1 |
21 | Карачаево-Черкесская Республика | 1552.04 | +6 | +6 |
22 | Ставропольский край | 1499.86 | -1 | +3 |
23 | Курская область | 1465.55 | -3 | +8 |
24 | Ленинградская область | 1457.6 | +1 | -6 |
25 | Еврейская автономная область | 1440.5 | +4 | -10 |
26 | Красноярский край | 1433.47 | -3 | 0 |
27 | Липецкая область | 1410.55 | -3 | +14 |
28 | Нижегородская область | 1407.7 | -6 | -4 |
29 | Калининградская область | 1366.74 | -3 | -9 |
30 | Удмуртская Республика | 1277.47 | +2 | +5 |
31 | Алтайский край | 1236.38 | 0 | -3 |
32 | Калужская область | 1225.8 | -2 | -10 |
33 | Ростовская область | 1224.23 | +2 | +3 |
34 | Астраханская область | 1221.77 | +2 | +5 |
35 | Амурская область | 1208.69 | -1 | -6 |
36 | Республика Башкортостан | 1204.7 | -3 | +4 |
37 | Оренбургская область | 1172.62 | 0 | +11 |
38 | Тамбовская область | 1139.9 | 0 | -25 |
39 | Орловская область | 1124.27 | 0 | -25 |
40 | Псковская область | 1102.03 | 0 | +9 |
41 | Брянская область | 1096.07 | 0 | +3 |
42 | Курганская область | 1073.22 | 0 | 0 |
43 | Тульская область | 1057.28 | +3 | 0 |
44 | Волгоградская область | 1053.06 | +3 | +8 |
45 | Пермский край | 1052.99 | +3 | -7 |
46 | Владимирская область | 1046.65 | -1 | +12 |
47 | Ульяновская область | 1031.19 | -3 | -14 |
48 | Кабардино-Балкарская Республика | 1025.14 | -5 | +12 |
49 | Чувашская Республика — Чувашия | 1000.93 | +4 | -2 |
50 | Самарская область | 994.93 | -1 | -4 |
51 | Иркутская область | 977.76 | 0 | -1 |
52 | Республика Северная Осетия — Алания | 958.72 | +2 | +19 |
53 | Белгородская область | 947.07 | +3 | +3 |
54 | Республика Хакасия | 946.69 | -4 | +10 |
55 | Ярославская область | 918.71 | 0 | -10 |
56 | Томская область | 917.96 | -4 | -5 |
57 | Омская область | 914.02 | 0 | -23 |
58 | Республика Мордовия | 889.46 | 0 | -28 |
59 | Челябинская область | 873.54 | +1 | -22 |
60 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 864.47 | +1 | -7 |
61 | Республика Адыгея (Адыгея) | 856.48 | -2 | -4 |
62 | Республика Саха (Якутия) | 849.76 | +1 | 0 |
63 | Архангельская область | 846.96 | +2 | +9 |
64 | Тверская область | 839.02 | -2 | +10 |
65 | Саратовская область | 834.8 | -1 | -10 |
66 | Вологодская область | 818.77 | +1 | -7 |
67 | Ивановская область | 787.64 | +1 | +2 |
68 | Кемеровская область | 770.7 | -2 | -1 |
69 | Чукотский автономный округ | 755.27 | +2 | -15 |
70 | Кировская область | 733.51 | 0 | -4 |
71 | Республика Марий Эл | 723.55 | -2 | -6 |
72 | Республика Карелия | 714.32 | 0 | -2 |
73 | Смоленская область | 656.8 | 0 | -10 |
74 | Республика Бурятия | 630.06 | 0 | +1 |
75 | Республика Крым | 627.67 | 0 | +4 |
76 | Республика Алтай | 528.3 | +2 | -15 |
77 | Мурманская область | 514.33 | 0 | -4 |
78 | Республика Коми | 513.08 | -2 | -1 |
79 | Республика Ингушетия | 507.21 | 0 | -3 |
80 | Новгородская область | 398.84 | 0 | -2 |
81 | г. Севастополь | 395.14 | 0 | -1 |
82 | Республика Тыва | 328.18 | 0 | -1 |
83 | Республика Калмыкия | 324.82 | 0 | 0 |
84 | Чеченская Республика | 251.4 | 0 | -2 |
85 | Республика Дагестан | 218.96 | 0 | 0 |
Показать весь рейтинг
03.2021 | 6 049 705 | 5 688 329 | 1 064 |
03.2022 | 7 926 654 | 5 899 102 | 1 344 |
05.2021 | 6 252 198 | 5 780 615 | 1 082 |
06.2021 | 6 437 525 | 5 830 343 | 1 104 |
07.2021 | 6 841 571 | 5 871 426 | 1 165 |
08.2021 | 6 133 706 | 5 623 615 | 1 091 |
09.2021 | 6 413 306 | 5 620 997 | 1 141 |
10.2021 | 6 643 677 | 5 677 548 | 1 170 |
11.2021 | 6 885 773 | 5 727 990 | 1 202 |
12.2021 | 7 127 145 | 5 780 573 | 1 233 |
01.2022 | 7 410 490 | 5 839 009 | 1 269 |
02.2022 | 7 605 849 | 5 866 703 | 1 296 |
04.2021 | 6 162 903 | 5 731 570 | 1 075 |
05.2022 | 8 236 452 | 5 976 187 | 1 378 |
04.2022 | 8 068 163 | 5 955 869 | 1 355 |
06.2022 | 8 391 775 | 6 007 029 | 1 397 |
07.2022 | 8 581 216 | 6 034 031 | 1 422 |
08.2022 | 7 951 458 | 5 659 878 | 1 405 |
09.2022 | 8 325 863 | 5 748 713 | 1 448 |
10.2022 | 8 698 091 | 5 828 159 | 1 492 |
11.2022 | 9 021 633 | 5 881 027 | 1 534 |
12.2022 | 9 304 575 | 5 908 615 | 1 575 |
01.2023 | 9 610 638 | 5 969 046 | 1 610 |
02.2023 | 9 619 547 | 5 991 349 | 1 606 |
03.2023 | 9 857 613 | 6 050 756 | 1 629 |
04.2023 | 10 271 701 | 6 114 731 | 1 680 |
Источник: nisse.ru
Кредитование МСП: портфель вырос, но выдачи сократились
Испытание коронакризисом далось малым и средним предприятиям в целом сложнее, чем крупным. По данным опроса Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), среди крупных предприятий отрицательный эффект пандемии ощутили 34,5% компаний, а среди малых – более 60%.
Во многом это связано с тем, что малым и средним бизнесом представлена большая часть сектора услуг, который пострадал сильнее остальной экономики. У большого количества малых предприятий в острую фазу кризиса снизился спрос и упала выручка, а финансовые резервы оказались недостаточными. В результате общее количество субъектов МСП в России за прошлый год сократилось на 4% — до 5,68 млн шт, а в Москве – на 2,7%, с 748 тыс. шт. до 728 тыс. шт. Не исключено, что более сильное сокращение количества МСП, как отложенный эффект пандемии, еще ждет нас впереди.
Пройти сложный период малому и среднему бизнесу во многом помогли программы кредитования. Количество российских МСП, имеющих задолженность, включая просроченную, за 2020 год выросло вдвое – с 4,7% до 8,2%. Благодаря смягчению денежно-кредитной политики Банка России, средневзвешенные ставки в 2020 году снижались.
Кредитный портфель российских МСП за прошлый год достиг рекордных значений, увеличившись на 22% – с 4,7 трлн рублей до 5,8 трлн рублей (по данным Банка России на 1 января 2021 г.). Причем банки ТОП-30 нарастили портфель сильнее других – на четверть. В Москве портфель МСП тоже продолжил рост – с 1,3 до 1,5 трлн руб (+16,0%).
На росте кредитного портфеля сказались льготные государственные программы кредитования – предоставление беспроцентных кредитов на выплату зарплат, кредитов под 2% годовых с возможностью списания, а также расширение программы кредитования МСБ в сочетании со снижением ставки по ней с 8,5% до 7% годовых. По данным «Эксперт РА», в прошлом году не менее 1,4 трлн рублей, то есть около 18% новых кредитов, было выдано именно в рамках льготных программ кредитования МСБ. Другая причина рекордного роста портфеля – активная реструктуризация задолженности в прошлом году. По данным ЦБ, в период с 20 марта по конец декабря банки реструктурировали кредиты на сумму не менее 854 млрд рублей.
Несмотря на впечатляющий рост кредитного портфеля МСП, статистика новых выдач не выглядит столь же оптимистично. Объем вновь выданных кредитов в этом сегменте в 2020 году сократился на 2,2% по отношению к 2019 году – с 7,8 до 7,6 трлн руб. Снижение выдач зафиксировано как в кредитных организациях ТОП-30 (-2,6%), так и в остальных банках (-0,7%).
Что касается Москвы, то столичные банки выдали почти на треть меньше кредитных средств (-31,2%), чем в 2019 году, – 1,6 трлн рублей против 2,3 трлн рублей. В том числе, под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ), подведомственного Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы, за прошлый год выдано 23,2 млрд рублей – 1,5% от общего объема новых кредитов МСП в столице. Объем действующих кредитов МСП под поручительство Фонда, таким образом, достиг 41,3 млрд рублей или 2,8% общего портфеля кредитов МСП в Москве (1,48 трлн рублей).
Сильное снижение новых выдач МСП в столице произошло на фоне роста выдач новых кредитов юрлицам в целом (+53%) и физлицам (+10%). Происходящее можно отчасти объяснить тем, что банки видят в сегменте МСП высокие риски.
По данным комитета «ОПОРЫ России» по финансовым рынкам, особенно осторожны в отношении МСП кредитные организации из ТОП-30. Более тщательный скоринг отражается на качестве портфеля. Доля просроченной задолженности в кредитах МСП снизилась за 2020 год в среднем с 11,9% до 9,7% по РФ (в Москве – с 11,6% до 10%), хотя и осталась в 2-3 раза выше по сравнению с долей просрочки физлиц.
Качество портфелей ТОП-30 значительно превосходит аналогичный показатель в остальных банках – доля просрочки в крупнейших кредитных организациях составляет 6,7%, а в остальных 20,6%. Сдерживанию роста проблемной задолженности на балансах банков во многом способствовали реструктуризации. Несмотря на это, в абсолютном выражении за 2020 год просроченная задолженность выросла на 13% и достигла 640,7 млрд рублей, подсчитали в «Эксперт РА».
За последние три года существенно изменилась структура кредитов, выдаваемых МСП. По итогам 2020 года примерно половина из них приходится на кредиты сроком до 1 года. В то время как в целом по юридическим лицам сохраняется заметный перевес в пользу «коротких» кредитов — 66%.
Примерно такая же ситуация складывалась до 2017 года и в сегменте МСП, однако затем короткие и длинные кредиты сравнялись по востребованности. С этим, вероятно, связано и уменьшение среднего чека. Так, по данным исследования Национального рейтингового агентства, за январь-октябрь 2020 года средний размер кредита МСП снизился на 45%. За указанный период количество субъектов МСП, получивших кредит, увеличилось на 80% к аналогичному периоду 2019 года. Многие микрокомпании впервые обратились за заемными средствами.
Картина процентных ставок в сегменте МСП тоже выглядит любопытно и отличается от рынка в целом. При том, что для юридических лиц в целом ставки по коротким кредитам в среднем ниже ставок по длинным, в категории МСП все наоборот. Здесь ставки по коротким кредитным продуктам выше, чем по длинным. За прошлый год разница в средневзвешенных ставках по кредитам до 1 года и более 1 года немного сузилась – с 0,5 п.п. до 0,4 п.п.
Можно ожидать, что в 2021 году рост кредитного портфеля МСП продолжится. Темпы этого роста будут зависеть от того, в каком объеме будет сохраняться и/или возобновляться государственная поддержка в виде льготного кредитования и других мер. Так, например, уже утверждена новая программа – кредиты под 3% годовых на восстановление предпринимательской деятельности, которые могут получить предприятия из перечня наименее восстановившихся отраслей с 9 марта по 1 июля 2021 года. Причем средние предприятия могут претендовать на участие в льготной программе в случае, если относятся к наименее восстановившимся отраслям (11 наименований) по основному ОКВЭД, а микро- и малые предприятия – по основному или дополнительному кодам ОКВЭД. Это позволит малым и микро-предприятиям легче пройти постпандемийный период.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
nttt nttttu0412u043eu0439u0434u0438u0442u0435nttt ntttu0438u043bu0438nttt nttttu0437u0430u0440u0435u0433u0438u0441u0442u0440u0438u0440u0443u0439u0442u0435u0441u044c.nttt ntt nt»>’ >
Источник: www.banki.ru