Образование детей как бизнес

Здоровое и перспективное поколение – глобальная задача, которую наряду с государством решает и бизнес. Где он черпает ресурсы, чтобы создавать «все лучшее детям», и насколько гармонично встраивается в социально-образовательную концепцию российских властей?

«Эконом» укрепляет позиции

Подрастающее поколение России – это 29 млн детей и подростков, целевая аудитория рынка детских товаров. Их в стране производят около 1,2 тыс. предприятий, в основном малый и средний бизнес. В этой индустрии заняты более 300 тыс. человек, при этом в самом производстве работают порядка 90 тыс.

В 2016 году объем рынка детских товаров в России, по некоторым оценкам, составил 549 млрд рублей. За год он вырос на 6,5%. Но этот рост уступил инфляционному (7,1%), поэтому эксперты оценивают ситуацию в индустрии как кризисную.

Ряд порталов о бизнесе прогнозирует, что кризис в отрасли может затянуться как минимум на три-четыре года, связывая это с падением доходов населения. Вот что пишет openbusiness.ru: «По данным исследований, на свободные траты у населения остается только 15% доходов, в то время как 85% направлены на приобретение продуктов первой необходимости (продукты питания и прочее). При рассчитанном среднем доходе на душу населения в 31,5 тыс. рублей в месяц производители товаров длительного спроса, в том числе и детских товаров, конкурируют за 4,7 тыс. рублей в месяц, или 56 670 рублей в год».

Бизнес на детях. Как открыть детский сад, школу, развивающий центр

Вероятно, изменилась и структурная картина рынка. Показателен здесь сегмент одежды и обуви: производство продукции премиум-класса упало на 5-7%, а производство для среднего и эконом-классов выросло на 5-7% и 20% соответственно. Итог – отрасль в целом стагнирует, как и весь фешн-рынок.

Большее смещение акцентов в сегмент «эконом» отмечает самый крупный игрок российского рынка ритейла детских товаров – розничная сеть «Детский мир». В первом квартале 2017 года средний чек в магазинах компании снизился на 1,9% к уровню первого квартала 2016-го. А вот число продаж заметно выросло – более чем на 13%, что позволило оператору увеличить совокупные продажи на 11%.

По словам генерального директора ПАО «Детский мир» Владимира Чирахова, общее снижение ритейла не затронуло компанию благодаря стратегии многоканальных продаж:

– Одним из основных компонентов стратегии многоканальных продаж является «омни-ценообразование», которое было реализовано в 2016 году за счет снижения цен в наших офлайновых магазинах до уровня цен интернет-магазина, чтобы предлагать клиентам единое ценовое предложение. Усилия менеджмента, направленные на дальнейшее повышение производительности труда и оптимизацию арендных платежей, позволили снизить коммерческие, административные и прочие операционные расходы в проценте от выручки на 3,0 процентных пункта.

За январь-март 2017 года выручка «Детского мира» выросла на 28,3%, перешагнув порог в 21 млрд рублей. Рентабельность группы компаний превысила 30% при норме 05-20%

Российские власти усиливают поддержку индустрии производства детских товаров. По данным отчета правительства РФ о результатах работы в 2016 году, поддержку в размере 506,2 млн рублей получили 20 компаний.

Где детям учиться и зачем бизнес образование #бизнес #образование

Что субсидируется на федеральном уровне? Во-первых, скидки управляющих организаций игрокам рынка – арендаторам земельных участков, зданий, сооружений, расположенных в индустриальном парке. Во-вторых, инновационная деятельность организаций индустрии детских товаров. В-третьих, создание, расширение, модернизация производства.

– Благодаря поддержке Государственной думы и Совета Федерации Минпромторгу России удалось сохранить инструменты поддержки производителей, направленные на развитие детской индустрии и объем финансовой поддержки индустрии на ближайшие три года в размере свыше 1,7 млрд рублей. Мы будем совершенствовать правила предоставления субсидий в соответствии с задачей перехода на проектное финансирование, – заявила замглавы Минпромторга Гульназ Кадырова на Всероссийском Конгрессе индустрии детских товаров в декабре прошлого года.

Значительная доля российского производства детских товаров (особенно в микробизнесе) относится к сфере женского предпринимательства. Часть этого рынка нелегализована: продажи ведутся через интернет без уплаты государству налогов и сборов. Чтобы мотивировать предприимчивых представительниц слабого пола официально становиться бизнес-леди, «Опора России» и федеральная Корпорация МСП разработали федеральную образовательную программу «Мама-предприниматель». Со-организатором и грантодателем выступает Благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее».

В Ульяновске уже прошли два курса этой программы. Проект производства детских кроваток-трансформеров «Уют для крохи», победивший в первом курсе, активно развивается. Его создательница, мама двоих детей Луиза Шакирова в 2016 году получила от Благотворительного фонда Amway 200 тыс. рублей на развитие своего дела.

– Грант дал нам большой толчок к развитию, – рассказывает Луиза Шакирова. – Мы освоили его за два месяца: прошли сертификацию, набрали сотрудников, открыли шоу-рум, закупили большое количество тканей разных производителей и расцветок, пошили готовые комплекты для продажи клиентам, у которых нет времени ждать выполнения индивидуальных заказов. Кроме того, мы смогли выпустить новинки – ночники и мобили ручной работы.

По словам г-жи Шакировой, у ее компании пока нет конкурентов в Ульяновске: «Уют для крохи» – единственный в регионе официально зарегистрированный производитель детского текстиля.

ПЕДАГОГИ – В БИЗНЕС

Негосударственный сектор образования детей сегодня – целая индустрия. Она позволяет родителям выбрать систему, которая подойдет именно его ребенку. Кому-то необходим круглосуточный режим пребывания, кому-то – определенный уклон в образовании и воспитании, изучение иностранных языков, спортивные занятия и т.д.

Объем рынка частного детского образования в России в 2016 году превысил 200 млрд рублей. Более половины рынка (130 млрд рублей) приходится на дополнительное школьное образование. Этот сектор в стране полностью коммерческий. Частные детсады в структуре дошкольного образования занимают немногим менее 10%, а частные школы в структуре общего среднего образованият – около 5%. Это данные большого исследования East-West Digital News, проведенного совместно с Фондом общественного мнения, изданием Russia Beyond The Headlines, digital-платформой VB Profi les, изданием Rusbase, «Нетологией Групп», ФРИИ, ВШЭ и агентством Сomscore.

В Ульяновске рынок общего среднего образования на частной основе практически свободен. В 2005 году авиакомпания «Волга-Днепр» открыла корпоративную начальную школу «Источник». В 2013 году она прошла аккредитацию по всем образовательным программам, а в 2014 году первой в регионе начала реализацию программы международного обучения IB DP для учащихся 10-11 классов и получила статус международной школы.

У «Источника» свой режим и беззвонковая система уроков. Учебный год состоит из шести блоков, разделенных каникулами. Как утверждают в компании, задача школы – сформировать гармонически развитую, социально активную и творческую личность.

Рынок частного дошкольного образования в Ульяновске – в стадии активного становления. По данным 2ГИС на май 2017 года, в городе работают девять частных детсадов и более 30 детских и подростковых клубов.

– В регионах ситуация складывается по-разному, – говорит председатель правления Ассоциации социального развития Владимир Яблонский. – Раньше в большинстве случаев у истоков возникновения детского учреждения стоял педагог. И создание частного учреждения было возможностью реализовать собственную воспитательную программу, учитывающую потребности как детей, так и родителей. Сейчас ситуация изменилась. Все чаще можно наблюдать приход инвесторов с определенными финансовыми возможностями и уже готовыми помещениями. И на это действительно повлиял факт нехватки мест в дошкольных учреждениях.

В Ульяновске пока более популярен первый, традиционный «сценарий». Например, почти все логопеды, работающие в государственных детсадах, имеют частную практику.

– Дело в том, что в государственных учреждениях нельзя использовать все методы, которые существуют в логопедии, – рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и трудового права Ульяновского филиала РАНХиГС Светлана Гунбина. – Например, чтобы провести ребенку логопедический массаж, нужен медицинский кабинет, отвечающий определенным санитарным нормам. Образовательные госучреждениянемогутсоздатьтакие условия, а потому отказываются от этих услуг. В частной же практике такие услуги оказываются, поэтому эффективность лечения там может быть выше.

Экономический кризис и одно из его последствий – падение доходов населения – сказались на рынке детского дошкольного образования. По словам Светланы Гунбиной, стремясь сэкономить, родители обращаются в те медицинские учреждения, где можно бесплатно получить эти услуги, или пытаются найти информацию о методах развития речи в интернете и занимаются с детьми сами. Но без специализированного диагноза такие усилия часто оказываются бесполезными.

Негосударственные дошкольные учреждения – уже не редкость и в Димитровграде. В 2014 году там открылся первый частный клуб – детский центр «Развитие». Как отмечает его создатель и руководитель, мама троих маленьких детей Алина Черемных, сложности в реализации проекта были связаны с его новизной: каждому клиенту приходилось объяснять специфику работы центра.

– Потребительские предпочтения во многом зависят от местности. Димитровград всего в 90 километрах от областного центра, а запросы детей и родителей здесь совсем другие. У нас, например, практически нет нехватки мест в садах для детей от трех лет. Тогда как в большинстве дворов Ульяновска есть детский клуб или студия, а в Москве – в каждом многоквартирном доме, и не по одному, – рассказывает Алина Черемных.

Читайте также:  Как выжить конкурентов в цветочном бизнесе

Требования потребительской аудитории к форме дошкольного образования, качеству и подходу в последнее время изменились, отмечает психолог, логопед, специалист по раннему развитию детей, директор детского центра развития и фитнеса «Тип Топ» (Ульяновск) Анастасия Миллер, программа которой победила во Всероссийском конкурсе стипендий и грантов имени Л.С. Выготского:

– На сегодняшний день один из важных аспектов дошкольного образования, на мой взгляд, – комплексное и гармоничное развитие ребенка в условиях, удобных для клиента. При этом на первом плане именно физическое развитие – то, без чего не будет здорового, счастливого, развитого чада.

По мнению Владимира Яблонского, скоро демографический спад усилит конкуренцию частных детских садов:

– Сегодня спрос на самом деле превышает предложение. Совершенно очевидно, что на рынке останутся частные организации, которые не копируют муниципальные, а предлагают свою, уникальную концепцию. Из-за спада рождаемости спрос на детские сады станет меньше, что приведет к закрытию учреждений-«однодневок» и повышению конкуренции оставшихся учреждений.

БИЗНЕС И ГОСУДАРСТВО – В ЕДИНОЙ СВЯЗКЕ?

О поддержке частного дошкольного образования в России на государственном уровне впервые заявили пять лет назад, когда правительство утвердило «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012– 2017 годы». Частные дошкольные учреждения, соответствующие определенным требованиям, получили возможность рассчитывать на субсидии. По оценкам экспертов, это мощная законодательная поддержка отрасли, которая показывает, что власть видит союзника в лице негосударственного сектора.

В Ульяновской области есть свои, региональные меры поддержки частного дошкольного образования. Игроки этого рынка могут получить микрофинансирование по программе «Социальный бизнес», разработанной МКК фондом «ФРиФин МСП». Это займы до 1 млн рублей под 7% годовых на срок до года. Эти деньги социальный бизнес может потратить на пополнение оборотных средств, приобретение объектов недвижимости, оборудования, транспорта и спецтехники, капремонт, модернизацию или реконструкцию основных средств для развития собственного производства и оказания услуг, расширения и развития бизнеса.

Кроме того, частные клубы в Ульяновской области могут рассчитывать на субсидии до 1 млн рублей на возмещение затрат на организацию групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста. Доступны и общие меры поддержки (возмещение затрат на обучение сотрудников, уплату процентов по кредитам и т.д.).

Особой поддержкой пользуются компании, участвующие в создании детских технопарков «Кванториум», которые, по задумке правительства, станут центром экосистемы дополнительного образования в России. На сегодняшний день открыты 24 таких технопарка в 18 регионах страны, в том числе и в Ульяновской области.

Проект реализуется в рамках государственно-частного партнерства с участием федерального и регионального бюджетов и внебюджетных источников. Вклад бизнеса в каждый детский технопарк составляет примерно 20%. Суммарный объем инвестиций в проекты превышает 2,5 млрд рублей.

Другие обзоры рынков:

Гостиничный бизнес
в новых условиях

«Визитная карточка», «лицо территории»… Индустрия гостеприимства нужна и важна — и регионам, и стране в целом. Как чувствуют себя отели сегодня? И в каком состоянии гостиничный бизнес встретит крупнейшее событие следующего года – Чемпионат мира по футболу?

Ульяновский авторынок.
Только вперед?

Российский автомобильный рынок в 2016 году продемонстрировал традиционное падение, а в Ульяновской области наблюдалось увеличение продаж новых автомашин. Продолжится ли рост ульяновского авторынка в новом году?

Кейтеринг.
За кулисами выездного обслуживания

Для того чтобы заведение преуспело на ниве выездного обслуживания, необходимо множество факторов.

Источник: uldelo.ru

Образование детей как бизнес

Многих, наверное, удивит такой подход. «Как можно? Это же дети, самое прекрасное, что есть в нашей жизни! А тут какой-то прагматичный расчет! Тратить или нет на образование? И считать сколько? И думать, оправданно ли?

Нет, нашим детям все самое лучшее!» — скажут они.

Возможно. Если ваши финансовые ресурсы неограниченны и вы можете позволить себе все, ну или почти все, можете закрыть эту статью. Это ваш выбор, и именно для вас он правильный. Тем же, кому интересна моя точка зрения, предлагаю погрузиться в мир цифр, расчетов и анализа.

Начнем с того, что, как финансовый консультант, я в принципе рекомендую относиться ко всем своим тратам как к инвестициям. Это позволяет вам по-другому посмотреть на ваши расходы и провести их оптимизацию. Но одно дело — каждодневные расходы, которых мы порой практически не замечаем (хотя именно в мелочах кроется самое неочевидное), и другое дело — крупные траты. Относится ли образование наших детей к крупным тратам? (Небольшое примечание: в этой статье мы будем говорить, естественно, только о платном образовании.)

  • школа;
  • дополнительное образование (все то, что помимо школы);
  • высшее образование.

Пожалуй, на этом остановимся. Хотя можно было бы добавить еще и спорт. Я надеюсь, что стоимость частной школы и платного высшего образования ни у кого не вызывает сомнения в том, что это крупные расходы. И если даже ежемесячная оплата школы не кажется вам крупной — просто умножьте на количество месяцев и лет обучения. То же самое и с вузом.

А теперь я предлагаю пройтись по дополнительному образованию.

Итак, по статистике, ребенок с 3 до 17 лет посещает 15 000 дополнительных занятий. К сожалению, мне не удалось найти данных по средней стоимости часа занятий. Но зато я нашла статистику по средней стоимости одного месяца занятий — 3224 рубля. Давайте попробуем посчитать.

Если ваш ребенок будет пять лет заниматься в одном кружке (а это даже не те пресловутые 10 000 часов, за которые можно достичь мастерства) — 5 лет × 12 месяцев × 3224 рубля = 193 440 рублей. И это только пять лет. Если же он занимается все годы с 3 до 17 лет, эту сумму умножаем на три. Так что и дополнительное образование сложно отнести к мелким тратам. Согласны?

И как же теперь относиться к этим тратам? Как к инвестициям — мой ответ и рекомендация.

Что нам нужно знать, чтобы инвестировать правильно? Поговорим о трех базовых показателях при инвестировании: риски, доходность и ликвидность.

Риск представляет собой наступление неких событий, в результате которых вы можете понести определенные финансовые потери. Риск тесно связан с сохранностью ваших инвестиций. Когда можно говорить о потере денег, инвестированных в образование детей? Когда образование не идет вашему ребенку на пользу. По моему мнению, тут есть несколько вариантов.

  • Если вашему ребенку неинтересно. Да, ходит, да, занимается, но положительных эмоций не испытывает. То есть не прибегает с горящими глазами и возгласом: «Папа и мама, а давайте я туда завтра еще пойду!» Такое часто бывает, когда образование выбирают родители, но при выборе руководствуются не интересами ребенка, а своими личными.
  • Если вы и/или ваш ребенок не получаете результат, на который рассчитывали. И тут вопрос — а всегда ли обозначен результат? То есть если вы оплачиваете частную школу, то чего вы хотите в итоге? Возможно, чтобы ребенок мог поступить на бесплатное/бюджетное образование, а возможно, чтобы он мог поступить в Гарвард, да еще при этом получить гранты, которые в той или иной мере могут компенсировать стоимость обучения в этом престижном университете. Или ваш ребенок занимается в школе программирования. Какова ваша цель? Обычный навык общения с компьютером на «ты» или предпрофессиональная подготовка? Подумайте об этом!
  • Если вы получаете результат, но он не совсем тот, что вам нужен. Например, ребенок учит иностранный язык. Читает и пишет хорошо, но вы хотели бы навыка понимания иностранной речи, или разговорного языка, или особого диалекта. Тогда, возможно, неправильно подобраны обучающая программа или педагог. В таких случаях вы можете воспользоваться услугами тьютора. Тьютор — это педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.

Доходность тоже важный показатель, который отражает два важных, с моей точки зрения, критерия: эффективность и целесообразность инвестиций. Для более полного понимания в данном случае я все же применяла бы более узкий термин — дивидендная доходность. Это доход, который вы получите в будущем на те денежные средства, которые инвестировали. При дивидендной доходности особое внимание обращают на стабильность выплат и их размер.

То есть если вы заплатили за высшее образование ребенка $10 тысяч, а его заработная плата составляет $700, то доходность будет рассчитана по формуле:

($700 × 12 месяцев / $10 000) × 100% = 84%.

То есть практически за год окупается стоимость образования — очень приличная доходность.

И еще один пример: стоимость образования $100 тысяч, заработная плата $2000:

($2000 × 12 месяцев / $100 000) × 100% = 24%.

Такое образование окупится чуть больше чем за четыре года.

И, наконец, ликвидность, которая обозначает способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной. Ликвидный — быстро обращаемый в деньги. Тут мы опять вернемся к высшему образованию как к пути в профессию.

В свете термина ликвидности особое внимание рекомендую обратить на то, сколько еще просуществует данная профессия («Атлас профессий будущего» появился не зря). Не относится ли эта профессия к вымирающим? И если это так — имеет ли смысл получать образование в этой профессии и вкладывать туда деньги?

Читайте также:  Ферма бизнес это рентабельность

А теперь мне хотелось бы отойти от финансового взгляда на образование наших детей и написать о том, что, когда мы что-то покупаем, мы покупаем не товар, не услугу и не работу, мы покупаем свою эмоцию или эмоцию ребенка. То есть если кружок, секция, школа, вуз вызывают у вашего ребенка яркие положительные эмоции, я считаю, что за это стоит платить. Если же нет — попробуйте прагматичный финансовый подход.

От редакции

Источник: psy.systems

Перспективная бизнес-идея: курсы обучения детей программированию

Андрей Лобанов изучал программирование на мехмате МГУ – и тогда эта дисциплина его не увлекла, т.к. методика преподавания была оторвана от реальности, а знания нельзя было применить на практике. Спустя несколько лет Андрей запустил проект «Алгоритмика», в рамках которого школьники изучают азы программирования именно на практике – создают игры, мультфильмы, мультимедийные проекты. О том, как сделать обучение увлекательным процессом и как построить на этом прибыльный бизнес, Андрей Лобанов рассказал порталу Biz360.ru.

Андрей Лобанов, 28 лет, основатель проекта «Алгоритмика» . Образование: механико-математический факультет МГУ (специальность «прикладная математика»). Свой первый стартап — рекламное агентство – запустил, будучи студентом 4-го курса. После окончания университета почти пять лет проработал в консалтинговой компании McKinsey, где занимался повышением операционной эффективности в банковской индустрии и сфере образования. В 2015 году стал сооснователем образовательного проекта «Синхронизация» (лекции на тему искусства). В 2016 году открыл школу программирования для детей «Алгоритмика».

Андрей Лобанов

Чтобы не было скучно

Андрей Лобанов с детства интересовался математикой. Поэтому для него никогда не стоял вопрос, куда поступать. Своей целью он выбрал мехмат МГУ – лучшее, на его взгляд, место в стране, где можно учиться математике.

Одно из важнейших приложений математики в современном мире – программирование. Но методы преподавания этого предмета в знаменитом вузе стали для Андрея неприятным сюрпризом. Обучение велось очень скучно — студенты решали математические уравнения из области программирования, но никакой связи с реальностью у этих упражнений не было. Поэтому Андрей Лобанов долгое время не мог понять, зачем вообще нужно программирование, и относился к предмету негативно.

После окончания вуза он вместе с партнёрами запустил образовательный проект «Синхронизация» , который проводит научно-популярные лекции по искусству. Лекторы преподносят информацию максимально доступно, интересно и с использованием интерактива. Через год после начала этого проекта Андрей Лобанов задумался, можно ли так же увлекательно преподавать программирование. Он начал изучать в англоязычном интернете материалы на эту тему. И обнаружил статьи, описывающие визуальные языки программирования, разработанные для детей.

Спустя некоторое время Андрей узнал про технологию Scratch, предназначенную для обучения программированию детей 7-12 лет. Это визуальная среда программирования, за полгода-год занятий с её помощью дети могут разработать компьютерные игры на уровне «Принца Персии» или «Марио».

В качестве одного из форматов занятий Андрей рассматривал онлайн-курсы. Они могли дать наибольший охват учеников. Но, как выяснил предприниматель, подобный способ обучения без «живого» присутствия педагога малоэффективен. Онлайн-программы заканчивают лишь около 2% от тех, кто начинает учиться. Основная причина столь низкой эффективности — отсутствие мотивации и помощи в лице преподавателя.

В процессе мониторинга Андрей Лобанов заинтересовался ещё одной образовательной технологией — Blended Learning («смешанное образование»), суть которого – в активном использовании онлайн-инструментов в оффлайн-обучении с преподавателем в классе.

Алгоритмика

Вся собранная информация трансформировалась в идею собственного образовательного проекта — платформы для образовательных курсов «Алгоритмика», которую преподаватель может использовать у себя на занятиях. Суть платформы – обучение детей алгоритмическому мышлению на уровне технологий.

«Изучая рынок образования, я увидел технологии, созданные для обучения детей программированию. Я понял, что смогу с их помощью решить проблему, которая была у меня в университете: скучные занятия, и как следствие – моё нежелание заниматься. Если мы хотим учить детей, то должны придумать способ, как сделать это интересно», — рассказывает Андрей Лобанов.

Подготовка к запуску

Андрей приступил к разработке своей идеи в начале 2016 года. Несколько месяцев ушло на сбор команды. Для этого предприниматель использовал свои контакты в области образования и программирования. «На тот момент у меня их было не так много. Но любой хороший контакт приводит ещё к пяти контактам.

С мая по июль я провёл огромное количество встреч и перелопатил гору материалов, пытаясь понять, кто нам нужен. В итоге удалось собрать хорошую команду», — вспоминает Андрей.

В составе «Алгоритмики» — 15 человек, не считая преподавателей. Отдел разработки составляют методологи и программисты, которые развивают платформу. Команда маркетинга занимается привлечением потенциальных клиентов. Отдел продаж работает с потоком входящих заявок и текущими клиентами.

Занятия «Алгоритмики» посещает психолог — она смотрит, как дети реагируют на происходящее, и даёт преподавателям рекомендации о поведении на занятиях

Также в штате – два методиста по программированию. Оба до этого преподавали математику и программирование в школах и центрах дополнительного образования. В роли внештатных консультантов проекта выступают несколько учителей из лучших школ Москвы.

Набор групп начался летом, за месяц до предполагаемого запуска. Учеников, а точнее их родителей, искали с помощью рекламы в интернете и через соцсетях. Для старта удалось набрать 50 детей, которые и стали первыми слушателями новых курсов. Их разделили на пять групп, которые занимались в пяти разных помещениях. В декабре 2016 года прошёл дополнительный набор.

Групп стало десять, а учащихся – более 100.

Запуск проекта обошёлся в сумму порядка 3-4 миллионов рублей. Первые полгода «Алгоритмика» финансировалась за счёт собственных сбережений основателя. Но, по признанию самого Андрея Лобанова, никаких средств ему бы не хватило, если бы команда не работала первые полгода «почти бесплатно», веря в конечный результат.

Индивидуальный подход

Обучение на занятиях «Алгоритмики» проходит на основе собственной разработки компании – онлайн-платформы визуального программирования. Курсы строятся по принципу «одна тема – разные задания». Преподаватель выбирает курс исходя из возраста детей и их уровня подготовленности. Перед первым уроком он заводит данные всех детей в систему.

На занятии учащиеся заходят в систему каждый под своим именем, им выпадает набор задач, которые в рамках данного курса они должны решить во время урока. Система анализирует, как каждый ребёнок справляется с задачами, насколько правильно их решает.

Следующее задание ученик получит в зависимости от результатов, показанных на предыдущем уроке. Есть дети, которые медленно осваивают материал. И для них очень важно решить первые 5-10 задач, иначе они потеряют мотивацию и интерес к предмету. Система даёт им маленький шаг увеличения сложности заданий.

Другие ребята, наоборот, на лету схватывают материал и быстро справляются с заданиями. Проблема здесь в том, что у них вырабатывается привычка получать результат без усилий: либо легко, либо никак. И первые сложности, которые непременно возникнут у них спустя несколько занятий, могут стать для них непреодолимыми. Таким ребятам важно как можно быстрее дать задачи, которые вызовут у них сложности.

Алгоритмика

При выборе задач система фактически подстраивается под каждого ребёнка. При этом независимо от уровня сложности все задания подчинены общей для всех теме урока. Если преподаватель на занятии не согласен с выбором системы, он может скорректировать выбор заданий в ручном режиме.

После каждого занятия команда «Алгоритмики» предоставляет родителям полную информацию об успехах ребёнка. И это не просто оценка «на глаз», как обычно бывает в школах. Оценка основана на данных программы, отслеживающей выполнение заданий учениками. Преподаватели также дают рекомендации относительно самостоятельных домашних занятий.

«Мы можем дать родителям намного больше информации об успехах и результатах ребёнка, чем любой школьный учитель. И помогают в этом не только данные нашей системы. У нас маленькие группы, и каждому ученику уделяется много внимания», — считает Андрей.

Как устроены курсы «Алгоритмики»

Первый курс длится 16 занятий, которые проводятся раз в неделю. Группы состоят 8-10 человек. На занятиях каждый ученик делает свой мультимедиа-проект. Это могут быть мультфильмы, интерактивные книги или игры. Дети сами выбирают тему проекта и вместе с преподавателями продумывают сюжет.

За один курс ученики создают несколько проектов, на каждый из которых отводится по несколько уроков.

«Ту схему обучения, которую мы даём на курсах, ребята будут использовать в дальнейшей учёбе и жизни: сначала раскладывать всё на куски, делать упрощенную версию, потом постепенно её усложнять и расписывать сценарий», — считает Андрей.

Чтобы сделать занятия максимально интересными, весь курс построили в виде игрового сценария. У каждого ребёнка есть персонаж, который набирает очки за выполненные им задания. Дети как будто играют в игру, цель которой – набрать как можно больше очков. Ученики понимают, зачем решают задачи, потому что все они встроены в сюжет. При этом никаких «знаний ради знаний» на занятиях нет.

Читайте также:  Бизнес идеи сфере туризм

Вся теоретическая информация подобрана так, что она тоже «укладывается» в сюжетную линию, и тут же применяется на практике.

Алгоритмика

Сюжет первого курса – «Колонизация Марса». К примеру, на одном из занятий дети помогают роботам собрать ракету (программируя поведение роботов на компьютере). Преподаватели в доступной форме объясняют физическое понятие реактивного движения. Принцип взлёта ракеты демонстрируется на примере незавязанного воздушного шарика, из которого быстро выходит воздух.

Также в рамках этой программы ребятам объясняют устройство Солнечной системы. Ученики понимают, зачем им это нужно, так как, не зная расположения планет, можно сбиться с пути при составлении курса на Марс. А чтобы дети могли качественно «организовать экспедицию», и взять с собой всё необходимое, им рассказывают о температуре и условиях обитания на Красной планете.

«Игровой сюжет нужен для мотивации. Это позволяет ребятам лучше усваивать материал и продвигаться в обучении. Другой вопрос, что элементы игры для разных возрастов используются абсолютно разные», — замечает Андрей.

Ребят на курсах «Алгоритмики» учат не только программированию. Среди основных направлений – логика и алгоритмическое мышление. Много внимания на занятиях уделяется и развитию так называемых soft skills — навыков, которые трудно проверить и оценить «в баллах»: это работа в команде, основы проектной работы и навыки публичного выступления.

Нет пределов совершенству

Постоянное отслеживание результатов позволяет «расти» не только ученикам, но и самим курсам. Платформа собирает огромное количество данных о том, как дети решают задачи и реализуют проекты.

Компьютерные данные дополняются информацией, которую предоставляют методисты и психолог. Они посещают занятия, анализируют увиденное и формируют набор действий по доработке контента. После этого все рекомендации поступают специалисту, ответственному за курс, и он внедряет их в новую версию продукта.

Программа «отрабатывается» на нескольких группах, обучение в которых бесплатное. Они идут немного впереди основного курса. Оперативный анализ уроков и доработка программ на его основе позволяют улучшить продукт ещё до его первого коммерческого использования.

«После каждой группы мы анализируем, как прошло занятие, и на базе этого анализа совершенствуем контент. Мы перестраиваем порядок уроков, дорабатываем активности, чтобы дети лучше усваивали материал. Когда видим, что разница в сложности между задачами должна быть меньше либо больше, то добавляем новые задачи», — говорит Андрей Лобанов.

У проекта есть несколько внешних консультантов; один из них – Дерек Брин, известный преподаватель из Гарварда, автор нескольких книг по обучению детей

Вместе со стартом занятий началась активная фаза поиска инвесторов. Андрей Лобанов понимал, что курсы должны расти как можно быстрее, а для этого требуются дополнительные вложения. В ноябре 2016 года в проект были привлечены инвестиции в размере 12 миллионов рублей.

«С учётом того, что мы уже начали зарабатывать, на эти деньги в ближайший год доведём проект до более продуманной стадии. Есть идея выхода на рынки других стран, так что может потребоваться новый раунд инвестиций для следующего рывка вперёд», — рассуждает Андрей.

Возрастные особенности

Занятия на курсах ведутся по двум программам в соответствии с возрастом учеников — для 7-9 лет и 10-12 лет. Они отличаются уровнем сложности задач и количеством материала, которым должны овладеть дети.

К примеру, младшие школьники пока не знают, что такое переменная. Она очень важна в программировании, но рассказывать им о ней «школьными» методами ещё рано. Поэтому самым юным программистам все математические понятия объясняются через их задания и проекты.

Алгоритмика

Например, младшеклассники создают собственную игру, в которой у персонажа должна быть возможность набора очков. Но сколько очков наберёт игрок за ход, заранее неизвестно. Так ребёнок впервые сталкивается с понятием «переменная» на практике, и сам доходит до того, чтобы её применить.

«Даже 7-8-летний ребенок может на простом уровне понять, как всё работает. Это очень большая мотивация. В школе ребёнку «дают» знания, и он далеко не всегда понимает, зачем они нужны. А у нас он сам подходит к преподавателю и требует знания, которые нужны ему для решения задачи в своём проекте», — рассказывает Андрей Лобанов.

Цена вопроса

Академический час занятий на курсах «Алгоритмики» стоит 600 рублей. Месяц занятий в режиме «раз в неделю» обходится в 5000 рублей. При единовременной оплате всего курса предоставляются скидки. Их также получают родители, оплачивающие курсы на двух и более детей.

Если родители в общении с менеджером говорят, что это дорого, им объясняют, что курсы такого уровня не могут стоить дешевле. Основные составляющие этой цены – зарплата преподавателей и стоимость создания самого продукта.

«Мы очень много вкладываем в контент. Поэтому разработка курсов – очень дорогая составляющая. По нашим расчётам, при нынешней стоимости мы сможем окупаться, когда наберём достаточно большую базу клиентов. Возможность расширения проекта закладывалась нами сразу: наши курсы хорошо масштабируются», — объясняет Андрей.

Маркетинг и продвижение

В продвижении команда «Алгоритмики» использует только онлайн-каналы, в основном, это реклама в соцсетях и контекстная реклама. Вся реклама нацелена на родителей. Их выделяют с помощью таргентинга среди других пользователей соцсетей и персонально направляют им информацию о курсах.

В последнее время ученики стали приходить на курсы по рекомендациям. Родители первых «студентов», занимающихся с октября, начинают советовать «Алгоритмику» своим знакомым.

Алгоритмика

В декабре 2016 года «Алгоритмика» разработала онлайн-тренажёры для «Часа кода» — всероссийской акции по продвижению программирования среди детей. Этими тренажёрами воспользовались более 4 миллионов детей по всей стране.

Первые итоги

Занятия первого набора закончились в феврале. За 4 месяца работы организаторы «Алгоритмики» не получили ни одного отрицательного отзыва. Более 80% занимающихся доучились до окончания курса и реализовали свои проекты. Остальные перестали заниматься, потому что переехали в другой район или долго болели. Но эти дети обещали вернуться с будущими группами.

Главным «нематериальным» результатом своей работы Андрей Лобанов считает меняющееся отношение учеников к самому процессу учёбы. Около 80% занимающихся на курсах просят себе домашние задания и делают их, хотя программой они не были предусмотрены.

«Иногда нам приводили детей и говорили, что они очень слабые. Мы нередко слышали от родителей: «Пусть попробуют, но мы не думаем, что у них получится». Но когда ребёнок понимает, что он делает, и видит результаты, он будто пробуждается из спячки. До этого все ему говорили, что он слабый, и он сам считал так же.

Придя к нам, он начинает делать что-то, что ему интересно, и у него это получается. Это колоссально меняет его подход к делу. Дети в восторге от того, что те знания, которые они получили на первых занятиях, пригодились при подготовке реального проекта. Ребенок сам начинает что-то делать дома, хотя до этого отлынивал от всех уроков и задач», — замечает Андрей.

Что дальше

Сейчас «Алгоритмика» набирает учеников в новые группы, которые стартуют в феврале-марте. Планируется, что к занятиям приступят 30 групп учеников, общее количество которых составит около 400 человек. В новом учебном году (в сентябре 2017 года) количество групп должно увеличиться до 100.

Чтобы сделать курсы территориально доступными для более широкого круга клиентов, требуются новые места для занятий. Ими обычно являются учреждения, известные среди жителей и удобно для них расположенные: библиотеки, центры детского творчества, дома культуры. Для новых групп требуется, вдобавок к пяти существующим, ещё 11 площадок. Большинство из них уже найдено.

Создатели «Алгоритмики» не ограничивают развитие проекта одной Москвой. Готовятся к открытию два региональных курса, которые будут работать по франшизам – в Калуге и Саратове. К осени планируется по такой же схеме открыть курсы ещё в 12-14 городах. Все потенциальные партнеры выходят на создателей курсов сами.

В ближайшее время команда «Алгоритмики» планирует добавить занятия для ребят 5-6 лет, а несколько позже – для 13-17-летних.

Курс для самых младших «программистов» будет серьёзно отличаться от программ для других возрастов. Его основу составят задачи на логику в упрощённом формате.

Занятия для старшеклассников станут проводить на реальных языках программирования. Но классы для самых старших, как и все остальные курсы, будут содержать игровые элементы.

В актуальности своего проекта его создатели абсолютно уверены. «Программирование – это навык XXi века. Дети, освоившие его, будут успешнее в этой жизни. Программист – это очень востребованная профессия, и будет таковой ещё очень долго. По всему миру потребность в них вдвое больше, чем их есть на рынке.

Программисты в Москве получают около 150-200 тысяч рублей, а лучшие – намного больше. Если дать ребенку эту профессию, он точно не будет бедствовать», — уверен Андрей Лобанов.

Источник: biz360.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин