Всего несколько лет назад очный формат обучения удерживал лидирующие позиции в сфере бизнес-образования. Многие курсы, семинары и мастер-классы проводились в аудиториях и лекционных залах, собирая множество людей. Ограничения, вызванные коронавирусом, стали катализатором процессов, происходящих в этой сфере.
Многие EdTech-компании в России и раньше предлагали слушателям онлайн-формат, но он не пользовался значительным спросом. С приходом пандемии ситуация изменилась кардинально: большинство учреждений переориентировалось на онлайн-занятия, частично сохранив при этом очный режим.
Плюсы и минусы обоих способов получения образования рассмотрел Аяз Шабутдинов, основатель технологической образовательной компании для предпринимателей Like Центр.
Уровень знаний
Предприниматель уверен, что на степень усвояемости предлагаемого контента никак не влияет местонахождение студента. Если человек нацелен получить знания, он будет сосредоточенно слушать лектора в любых условиях. Всё дело в мотивации: если она имеется, домашняя обстановка не станет препятствием для обучения.
Подробности на сайте в шапке профиля #озон #ozon #маркетплейс #бизнес #обучение #бизнесонлайн #wb
Многие организации также предлагают просматривать записи лекций. Это положительно сказывается на качестве усвоения материала, так как позволяет закрепить полученные знания. Кроме того, студент может учиться в собственном темпе и уделять больше внимания проблемным вопросам, стараясь лучше разобраться в теме.
Общение
Принято считать, что полноценное общение возможно только в очном режиме. Но если обратиться к опыту компании Лайк Центр, оказывается, что можно с успехом общаться и на IT-платформе. Это часть экосистемы для предпринимателей, где люди делятся своими гипотезами и опытом, получают ответы на интересующие вопросы.
Аяз Шабутдинов считает, что не следует воспринимать онлайн-общение как исключительно одностороннюю связь. Многие курсы предполагают индивидуальное общение с преподавателем с использованием современных средств связи. Их эффективность не уступает очному общению, ведь здесь задействуется как слуховая, так и зрительная память.
Стоимость
Ещё один немаловажный момент при выборе способа обучения. Как правило, онлайн-занятия дешевле офлайновых: отсутствует необходимость в аренде помещения, оплате коммунальных услуг, охране, клининге и пр. Исключив подобные затраты, компания может снизить стоимость обучения и тем самым привлечь больше клиентов.
Обратная связь
Плюс очного формата в том, что если у студента возникает вопрос, он может сразу задать его лектору. Но это возможно непосредственно во время занятия, а затем человек оказывается предоставленным самому себе.
Если же судить по отзывам о Лайк Центре, онлайн-обучение заметно выигрывает по данному показателю. EdTech-компания предусмотрела возможность общения с преподавательским составом в удобное для ученика время через чат. При правильно организованной системе обратной связи студенты получают ответы на вопросы в минимальные сроки.
Почему не все онлайн платформы работают? Александр Ляско, бизнес-тренер
Нетворкинг
Одна из задач обучения – обмен опытом и идеями, что особенно важно в бизнес-образовании. Коллективный опыт предпринимателей позволяет найти решение проблем в каждом конкретном случае, дать совет коллеге, помочь добиться успеха.
В онлайне организовать нетворкинг сложно — намного проще создавать новые бизнес-связи и знакомиться на офлайн-лекциях. Люди больше доверяют тем, кого видят вживую, что делает дальнейшую связь более крепкой и устойчивой.
Территориальная принадлежность
Далеко не у всех есть возможность и желание для получения образования ездить в другой город. Приходится подстраиваться и под график очных занятий, что не всегда удобно. Всё это существенно снижает доступность обучения.
Дистанционный формат позволяет избавиться от территориальных ограничений, ведь для доступа к курсам нужен только Интернет!
Какой формат обучения выбрать?
По мнению основателя Лайк Центра, бизнес-обучение будет наиболее эффективным при совмещении обоих форматов. Многие знания можно легко получить во время вебинаров, мастер-классов, лекций. Современные IT-платформы отлично зарекомендовали себя как способ проработки и закрепления полученной информации. А живое общение позволит найти единомышленников, обменяться ценным опытом, сгенерировать новые идеи.
Аяз Шабутдинов уверен, что 80-90% обучения должно приходиться на долю онлайна, а остальные 10-20% — на очный режим. Такой подход позволит EdTech-компаниям выдержать серьёзную конкуренцию в сфере бизнес-образования и выйти в лидеры рынка.
Источник: expert.ru
Оффлайн-формат образования против онлайн-формата: что лучше?
Правда ли, что обучение в аудиториях перестаёт быть нужным? Может ли онлайн-формат обучения полноценно заменить живое общение? Почему так важен зрительный контакт между студентом и преподавателем? Как ковид повлиял на индустрию бизнес-образования? И почему подавляющее большинство студентов онлайн-курсов не проходит обучение до конца?
21 591 просмотров
Баттл мнений руководителя бизнес-школы RMA Кирилла Кулакова и генерального директора Нетология-Групп Максима Спиридонова.
Студенты на лекции Пресс-служба
Об усвоении контента
Кирилл Кулаков:
Домашняя обстановка отличается от учебной колоссальным образом. Наши нейронные связи соединены так, что дом стал синонимом отдыха, комфорта. Мы возвращаемся домой, чтобы набраться сил после сложного дня. Это поведение всего человечества на протяжении истории. Поэтому это даже не просто нейронные связи, а нечто, закрепленное в рептильном мозге, от чего не избавиться по щелчку пальцев.
На карантине мы все выяснили: домашняя обстановка не способствует концентрации на важных профессиональных вопросах. Вдруг приоритетом становится лишний перекус, перекур, генеральная уборка, поливка цветов. Все, что угодно, но только не напряжение мозга и уж тем более не освоение новых знаний и навыков.
Атмосфера в аудитории, напротив, запрограммирована на получение серьезного контента, она учебная. Да, конечно, там тоже есть отвлекающие факторы, но все же мозг склонен одергивать нас, из-за тех же нейронных связей: пришел сюда учиться, превозмог себя и расстояние — учись.
Наконец, живое обучение — это о восприятии контента благодаря контакту преподавателя и студента. Когда спикер видит заинтересованные глаза студентов, он чувствует свою ответственность и значимость и начинает вкладываться в свою работу сильнее: придумывает новые форматы обучения, тщательнее готовится к занятиям. Студенты, в свою очередь, видя преподавателя непосредственно перед собой и ощущая его живую энергетику и интерес в том, что он делает, сами оказываются заинтересованными и максимально концентрируются на получении информации. Это повышает уровень вовлеченности учащихся в процесс и как следствие повышает уровень освоения материала.
Максим Спиридонов:
Специфика онлайн-образования в том, что оно позволяет заходить в процесс обучения в более комфортных условиях. Но тут есть и ловушка: эти комфортные условия могут недостаточно располагать к обучению, и более того, отвлекать.
Палка о двух концах: с одной стороны, онлайн-обучение — это возможность учиться где и когда удобно, с другой — повышенные требования к дисциплине и мотивации обучающегося.
Источник: vc.ru
Инфобизнес или онлайн-образование: как отличить и что выбрать?
Миллион за 5 дней, и другие несбыточные фантазии
«Заработайте свой первый миллион за 5 дней», «Получите востребованную онлайн-профессию и работайте из любой точки мира», «Как я открыла онлайн-школу и переехала на Бали»… Наверняка вам встречались такие заманчивые предложения. Хочется поверить призывам? Или они вызывают только раздражение?
Многие считают крикливые рекламные сообщения основным признаком инфобизнеса. Однако этот индикатор не всегда срабатывает. Иногда проект и с более мягким продвижением все равно является инфобизнесом.
Как отличить? По сути. Давайте сразу договоримся, что в инфобизнесе как таковом нет ничего дурного. Это информационный бизнес, продажа информации заинтересованным слушателям.
Например, как эксперт в той или иной сфере вы можете провести вебинар и поделиться на нем знаниями и опытом. Можете записать вебинар и продавать его в качестве платного продукта. Можете вместе с записью выступления предлагать клиентам дополнительные материалы: полезные статьи, книги, чек-листы, алгоритмы.
То есть заниматься инфобизнесом*. Но не онлайн-образованием. Потому что это совсем другое.
*Обратите внимание, что мы не говорим о соответствии обещаний на лендинге продукту. Речь идет о фундаментальном отличии инфобизнеса от онлайн-образования.
Почему вагончики не едут?
Чтобы понять, чем инфобизнес отличается от онлайн-образования, возьмем простой пример. Допустим, вы накопили полезной информации по той или иной теме и решили собрать из элементов контента (книги, презентации, вебинары) обучающий курс. Каждый такой элемент можно представить в виде отдельного вагона. Вы составили вагоны вместе, поставили на рельсы. Но состав никуда не движется.
Почему? Не хватает локомотива, который повезет их по образовательной траектории из пункта «А» в пункт «Б», от незнания к навыку.
В инфобизнесе вы отвечаете только за качество знаний — но не за то, как поняли и усвоили информацию слушатели. А онлайн-образование предполагает не столько передачу знаний, сколько трансформацию слушателя.
Онлайн-школы выстраивают для своих клиентов образовательные траектории и работают над тем, чтобы он перешел из точки «А» в точку «Б» и достиг результатов (сформировал навык, получил новую профессию, научился поступать осознанно).
К трансляции информации здесь добавляется методическая работа над учебным контентом:
- подбор форм и форматов обучения под потребности целевой аудитории
- подбор методик под учебные задачи
- проектирование практических заданий для отработки новых знаний
- сопровождение обучения и работа над мотивацией студентов
- развернутая обратная связь по домашним заданиям
- работа слушателя над собственным проектом.
Чтобы все перечисленное не осталось красивыми словами на бумаге, над курсом работает целая команда:
— методист строит образовательные траектории,
— куратор обеспечивает качественное сопровождение слушателей,
— продюсер выявляет запрос аудитории, подбирает преподавателей под задачи курса и работает с ними.
Возможно, на старте образовательного проекта все эти роли возьмет на себя один человек, но важно, чтобы у него хватило навыков на работу по всем фронтам.
Информация ничего не стоит
Почему все перечисленное выше так важно? Потому что люди сегодня не готовы платить за информацию. Они платят за результат. Судите сами. Нам достаточно набрать поисковый запрос, чтобы получить бесплатной информации больше, чем мы способны переварить.
По любой теме можно найти бесплатные тренинги и вебинары, развернутые статьи и книги.
Плохая новость для онлайн-школ : сегодня практически нет таких систем, которые надежно защитили бы ваш платный контент (вебинары, лекции, печатные материалы) от попадания в открытый доступ.
Хорошая новость для онлайн-школ : информация сама по себе ничего не стоит. Чтобы приобрести навык, мало прочесть пару работ и посмотреть вебинар (или серию вебинаров). Нужно запомнить новую информацию и освоить новые навыки. Для этого информация курса должна быть представлена логически и связана с уже имеющимися знаниями и опытом.
Для отработки нового навыка нужно еще больше усилий: попробовать применить знания на конкретных задачах, сделать самостоятельный проект, ошибиться, получить обратную связь, понять, что вы делаете не так, сделать иначе и наконец прийти к желаемому результату. Этот путь как раз и обеспечивает образовательная траектория.
Чему можно научиться у инфобизнеса?
Значит ли это, что между инфобизнесом и онлайн-образованием непроходимая пропасть? Конечно, нет.
И вот чему любой образовательный проект может научиться у инфобизнеса:
1) Работать в режиме MVP
Рейд Хоффман, основатель LinkedIn говорил: «Если вам не стыдно за продукт, который запустили, вы запустили его слишком поздно». Это значит, что вряд ли получится сразу выпустить идеальный продукт, удовлетворяющий все запросы целевой аудитории. Кроме того, велика вероятность, что на совершенный продукт просто не будет спроса.
Поэтому рациональная стратегия — выпустить онлайн-курс в формате MVP (минимально жизнеспособный продукт), чтобы убедиться в правильности гипотезы, и затем улучшать образовательный продукт и добавлять новые возможности.
Возможно, на раннем этапе образовательный проект напоминает инфобизнес. Но дальше вопрос осознанного выбора: вы либо идете по пути «быстро заработать деньги на сыром продукте и не вкладываться больше в его развитие», либо развиваете проект и постоянно всеми способами работаете над качеством (контента, сопровождения, преподавания).
2) Маркетингу и продажам
Образовательным проектам с качественным продуктом часто не хватает навыка продаж. И если эта история про вас, понаблюдайте, как работает инфобизнес: как общаются с покупателями, как выстраивают воронки продаж. У них можно научиться проводить продающие вебинары, прогревать аудиторию. Даже если агрессивный маркетинг — не ваша история, посмотрите на общую механику продаж. Возможно, найдете рецепты, с которыми о ваших онлайн-курсах наконец узнает целевая аудитория.
Речь идет не об обещаниях «рассказать механику, как заработать миллион за три дня» (не бывает таких механик). Но инфобизнес, как правило, отлично умеет работать с целевой аудиторией, мотивировать слушателей, наполнять их энергией. Не верьте заблуждению «мой клиент сам меня найдет». Если хотите нести клиентам свет и качественное образование, работайте по формуле «продукт+продвижение= успешная онлайн-школа».
Подведем итоги
Работайте над созданием образовательного продукта, а не передачей информации, но не забывайте о маркетинге. Так вы обеспечите долгосрочность проекта, поток лояльных клиентов не только из рекламных источников, но и через «сарафан».
Хотите получить удаленную профессию и зарабатывать в сфере онлайн-образования? Примерьте на себя топовую профессию с бесплатными тест-драйвами от EdMarket.
Источник: dzen.ru