Образование как сфера бизнеса

В современных условиях социально-экономического кризиса профессионализм менеджера является фактором решения многих проблем. Дефицит квалифицированных менеджеров привел к появлению разнообразных школ бизнеса, многочисленных факультетов не только в структуре государственного и частного высшего образования, но и в структуре дополнительного профессионального образования. Анализируя современную российскую практику бизнес-образования и сопоставляя ее с практикой зарубежной, можно выделить несколько моделей российского бизнес-образования и определяет пути его становления и развития. Это приходит к выводу о том, что бизнес-образование должно быть наиболее динамичным сектором в консервативной образовательной сфере, т.к. оно ближе всего сотрудничает с организациями, играющими огромную роль в социально-экономическом развитии страны.

Под бизнес-образованием понимается образовательная деятельность, нацеленная на формирование и развитие у слушателей управленческих компетенций (практически значимых знаний и профессиональных навыков), необходимых им для эффективного управления деловыми организациями, функционирующими в условиях рыночной конкуренции и глобализации экономики.

БИЗНЕС ОБРАЗОВАНИЕ | Куда Пойти Учиться, Чтобы Стать Предпринимателем

Бизнес-образование кроме экономической проблематики, включает в себя вопросы, которые с научной точки зрения являются предметом социологии, психологии, информатики и других наук, положения которых плодотворно применяются в управлении предприятиями и деловыми организациями. По этой причине бизнес-образование определяют как междисциплинарную область образовательной деятельности. Важной особенностью является также прагматическая направленность бизнес-образования, подразумевающая, что достижение целей, которые в принципе стоят перед бизнес-образованием, реализуются не только с помощью образовательных программ и силами образовательных институтов, но и на основе практической деятельности людей, которые занимают управленческие должности или выполняют управленческие функции.

во-первых, передача знаний фундаментальных наук и научных дисциплин, относящихся к осуществлению различных функций управления;

во-вторых, выработка управленческих навыков и умений принимать решения, вести переговоры, управлять персоналом и др.;

в-третьих, формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения менеджера.

Для успешного функционирования любого образовательного учреждения необходимо определить, кто является потребителем образовательных услуг, какие образовательные услуги необходимы этому потребителю, в какие сроки, каким способом, в каком количестве и качестве они должны быть представлены, т.е. как формируется контингент слушателей.

Следует отметить такие качества, как:

  • наличие значительного опыта работы в бизнесе и навыков управления в нестабильных условиях;
  • знание национальных особенностей и проблем российского бизнеса;
  • высокая адаптированность к современным условиям деловой деятельности;
  • профессиональная перспективность (установка на дальнейшее расширение знаний и навыков и их практическое применение в бизнесе).
  • возвышение миссии отечественного бизнес-образования;
  • выращивание национальной парадигмы профессионального образования;
  • порождение собственных образцов современного партнерства и конкуренции.
  • становление и развитие бизнес-школ (для развития не только технологий и методик обучения, но и парадигмы бизнес-образования в целом);
  • расширение зон влияния прогрессивной идеологии бизнес-образования путем распространения и освоения конструктивного опыта преодоления международной конкуренции в бизнес-образовании, международном признании стандартов качества российского бизнес-образования;
  • совершенствование законодательной и нормативной базы деятельности современных бизнес-школ.

Источник: studfile.net

Образование как отрасль производства. Взгляд из Стэнфорда

Как измерить эффективность образования? Какие критерии играют решающую роль в характеристике образовательных институтов? Все ли проблемы можно решить при помощи рынка? 15 сентября в рамках «Недели Стэнфорда» состоялась лекция классика экономики образования Мартина Карноя. Публикуем видеозапись.

Читайте также:  Методы продвижения бизнеса на рынке

Профессор университета Стэнфорда Мартин Карной рассказал об истории экономики образования и тех проблемах, с которыми работают современные американские исследователи производства образования.

Экономика образования — наука очень молодая. В конце 1950-х — начале 1960-х годов экономисты исследовали, в первую очередь, связь образования и экономического роста. Потом господствующим стал взгляд на образование как на инвестиционную сферу, дающую отдачу в уровне жизни. В 1980-х годах происходит сдвиг исследовательского интереса с трудовых рынков на производство образования. Экономисты, как сказал Карной, «отоварили» образование до такой степени, что сегодня в США они — чуть ли не самые влиятельные эксперты в этой области.

С точки зрения экономики образования, образование — отрасль производства. И эта отрасль по затратам — самая крупная в любой стране мира. В США, по словам Карноя, на образование каждый год тратится 1,2 млрд долларов. Но раз образование рассматривается как сфера производства, законным является вопрос об эффективности, путях ее достижения и способах измерения.

Исследовать экономику образования очень сложно, сказывается наличие множества факторов. Например, нельзя не учитывать то, что в образовательном процессе участвуют две группы ресурсов — обучающихся и обучающих.

На сегодняшний день основная масса экономистов, изучающих образование, разделилась на два крупных лагеря: «неоконсерваторов» и тех, кого профессор Карной никак не назвал. Неоконсерваторы — это последователи Милтона Фридмана. С их точки зрения, основная проблема в области образования связана с государственной монополией.

Госмонополия приводит к завышенным ценам на образовательном рынке. Решением проблемы, с точки зрения неоконсерваторов, является усиление конкуренции на образовательном рынке. Сам Милтон Фридман, например, считал, что цену, которую американское государство платит за одного студента, можно сократить ровно вдвое. Хотя, по словам Карноя, в 1990-е годы Фридман и отказался от этой идеи. По его словам, идея Фридмана была «тупой», так как фактически заключалась в предложении снизить зарплаты учителей.

Классические представления о том, что интенсивность конкуренции положительно сказывается на качестве образования, по мнению Карноя, не всегда себя оправдывают. Профессор рассказал о проведенном им и его коллегами исследовании так называемых «чартерных школ» в Милуоки. Чартерная школа — это частная школа, частично или полностью финансируемая за счет государства.

К примеру, более 20% школ Калифорнии — чартерные. С определенного момента, после того, как большая часть белого населения, значительную часть которого составляли католики, переехала в пригороды, 65% жителей Милуоки стали составлять афроамериканцы. Уровень образования в государственных школах был крайне неудовлетворительным.

Тогда афроамериканцы стали бороться за право обучаться в негосударственных, в первую очередь, католических, школах. В результате часть школ стали чартерными (они получали ваучеры размером 50% от стоимости обучения) и составили конкуренцию государственным школам. Поднялся ли уровень образования? Нет. По мнению Карноя, так произошло из-за того, что в обеих группах школ преподавали одни и те же учителя.

В последнее время, по словам Карноя, происходит определенное сближение позиций неоконсерваторов и их оппонентов — первые все чаще соглашаются с тем, что государство должно больше тратить на образование, а вторые — с необходимостью стимулирования рынка образовательных услуг. При этом и те и другие основывают свои суждения на серьезной эмпирической основе.

Читайте также:  Что можно оплачивать бизнес картой втб

По словам Карноя, ошибкой неоконсерваторов является игнорирование вопроса о преподавателе. Считается, что преподавать может почти любой. Но если это не так, как оценить качество преподавателя? Можно исследовать, как меняются оценки ученика в зависимости от того, у кого он учится.

Тогда хорошим будет тот преподаватель, ученики которого будут получать высокие оценки, а хорошим вузом — вуз, который выпускает учителей, ученики которых получают высокие оценки. В результате таких исследований выясняются очень интересные вещи. Например, оказывается, что один из самых высоких уровней подготовки преподавателей — на Тайване, в Корее и Сингапуре. В отличие от США, в которых «подготовка преподавателей — катастрофа».

Каковы стимулы, позволяющие привлекать в школу хороших учителей? Несмотря на то, что в некоторых штатах (например, в Коннектикуте) заработные платы школьных учителей серьезно выросли, решать проблему посредством повышения зарплат очень затратно. Некоторые, по словам Карноя, предлагают повысить зарплату всем учителям, а через три года оставить на том же уровне только тем, у учеников которых высокие оценки.

Одной из основных проблем школы в развивающихся странах является очень низкий уровень управления, так как в большинстве случаев школами управляют люди, никогда не получавшие образования в сфере менеджмента. Другая проблема — разница между заявленным временем занятий и тем, которое учителя реально проводят со школьниками. Карной рассказал об исследовании, проведенном в Ботсване и ЮАР, в результате которого выяснилось, что преподаватели проводят в контакте с учениками 2/3 заявленного времени.

Исак Фрумин

Проректор ГУ-ВШЭ Исак Фрумин спросил у коллеги из Стэнфорда, как следует понимать одну из его последних книг, посвященных образованию на Кубе, в которой доказывается эффективность кубинского образования. «Может быть, — спросил Фрумин, — нам просто реставрировать советскую систему образования?» В ответ профессор Карной сказал, что лучшим математическим образованием было советское и что самое лучшее лечение и образование можно найти в социалистических странах. Но это — следствия тех структурных особенностей, которые невозможно перенести в капиталистическую систему.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о проблемах, существующих в отечественной экономике образования. По его мнению, дискуссия о том, каким образом повышать эффективность образования, путем усовершенствования институтов или путем разумного распределения вкладов, пуста, так как необходимо делать и то и другое.

По словам Кузьминова, основной проблемой современного российского образования является элементарное невыполнение ресурсных оснований. Например, в каком-нибудь вузе установлена норма приема на специальность «почвоведение» в 7 человек, а для обучения одного почвоведа необходимо около 30 специалистов. Финансирование крайне неудовлетворительное. Результат — некачественное образование.

Кроме того, Кузьминов рассказал об инициативе ваучерного, или нормативно-подушевого финансирования вузов, активно лоббируемой Вышкой. В качестве эксперимента такая система опробовалась в нескольких регионах России. В школах она сработала, в вузах — нет из-за слишком низкого уровня финансирования. То же самое, по мнению ректора, произошло и в Милуоки. Ректор подчеркнул, что ваучерная система в России отличается от системы чартерных школ США — в России она представляет собой «квазирынок в структуре образования, унаследованной от советской экономики».

Читайте также:  Можно ли бизнес на заемных средствах

Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Ивана Морякова

Источник: www.hse.ru

Как построить бизнес на онлайн-образовании

Создатель и руководитель интеграционной платформы онлайн-образования «Эраскоп» Андрей Золотарев.

— Здравствуйте, дорогие друзья. Это программа «Своё дело». Меня зовут Максим Коряко.

И мы продолжаем беседы с предпринимателями, которые в сложный для предпринимателей период не унывают, не опускают руки, а, наоборот, предпринимают все возможные усилия и действия, для того чтобы бизнес в период кризиса не просто не уменьшался в размерах, а рос, прибавлял в стоимости и давал своим владельцам прибыль. В нашей интерактивной студии сегодня как раз предприниматель, который в период кризиса развернулся на полную катушку. У нас в гостях создатель и руководитель интеграционной платформы онлайн-образования «Эраскоп» Андрей Золотарев.

«Эраскоп» это платформа, которая занимается онлайн-образованием и в целом всем тем, что с онлайн-образованием связано. Я хотел бы особенно отметить, что сейчас из всех источников мы читаем и видим информацию о том, что сфера онлайн-образования растет очень быстрыми темпами, что кризис сделал таким внезапным бенефициаром именно сферу онлайн-образования. Могу я вам сейчас как яркому представителю именно этой сферы задать такой вопрос – как кризис повлиял на онлайн-образование в принципе?

— Рост очень ощутим. Появилось очень много проектов, которые, видимо, до этого как-то шли неспешно, развивались в своем озере или водоеме, но с появлением спроса на такие образовательные услуги всех это стимулировало как можно быстрее представить свои разработки на рынке. Можно затронуть такие сопутствующие вещи. Например, та программа, по которой мы сейчас связываемся, существовала, оказывается, с 21 апреля 2011 года, и только сейчас мы о ней узнали. Разработка существует уже порядка 9 лет, и мы только сейчас о ней узнаём, причем так, что это какая-то инновация.

М. Коряко:

— Вопрос, который я не могу вам не задать сейчас, это та самая краткая презентация вашего проекта. Что конкретно ваш проект делает, и в чем его суть?

А. Золотарев:

— Платформа «Эраскоп» сама по себе является программным продуктом, которая, по сути, создавалась для того, чтобы объединить ресурсы, объединить возможности и объединить различные решения. Поэтому мы и называем ее интеграционной. Как бы своей миссией мы ставим самую главную задачу – освободить образовательные организации от решения, грубо говоря, своих непрофильных задач, связанных с дистанционным образованием в том числе. Мы стараемся решить технические, программные и другие вопросы за представителей образовательной сферы. Потому что, по большому счету, в образовательной сфере мало людей, которые действительно разбираются в этом, могут сделать качественный продукт и представить его для своих потребителей, сделать из этого какую-то услугу или что-то, что можно преподать как образовательное занятие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин