Обучающие курсы как бизнес

В этой статье мы рассмотрим основные этапы подготовки онлайн курса для широкой аудитории, его публикации на внешние платформы, а также вопросы продвижения своего курса в интернете.

Создание онлайн-курсов — отличный способ продать свои знания

Из статьи вы узнаете:

  • Что нужно уметь, чтобы продавать курсы онлайн
  • О чем делать курс
  • Как выбрать платформу
  • Какой формат курса выбрать
  • Как можно оформить курс
  • Какие материалы нужно создать для успешного курса
  • Как опубликовать курс в сети
  • При помощи чего можно продвинуть курс

Знания и умения, которые вам понадобятся

Сказанное может показаться прописной истиной, но умолчать об этом нельзя: вы должны быть специалистом в области, в которой планируете создать онлайн-курс. Намерены учить навыкам фотографии? Будьте готовы продемонстрировать действительно эффектные фото, сделанные вами, и рассказать о том, как именно вы их сделали. Придумали курс по созданию сайтов?

Как создать онлайн курс? С чего начать

У вас за плечами должны быть современные, удобные, красивые онлайн-ресурсы, а в голове – конкретные рекомендации по их созданию. Непрофессионалу, пытающемуся чему-то научить аудиторию, не стоит рассчитывать на популярность курса.

Кроме хорошего знания выбранной темы, вам понадобятся:

  • навыки работы с компьютером;
  • умение качественно снимать видео и записывать аудио;
  • хорошо поставленная речь;
  • умение грамотно излагать мысли в текстовом формате;
  • наконец, изрядный запас терпения и упорства в достижении поставленных целей.

Этап первый: отвечаем на основной вопрос

Перед тем, как создать курс, ответьте на вопрос о том, чему именно вы хотите научить вашу аудиторию. Круг возможных тем очень и очень широк, и выбор зависит лишь от ваших знаний и опыта. Вы ведете блог, пользующийся большой популярностью? Расскажите аудитории о нюансах его создания и администрирования. Вы научились делать рыболовные приманки, работающие лучше фабричных?

Создайте посвященный этому онлайн-курс для рыбаков. Этот перечень можно продолжать очень долго. Запомните одно: никто точнее, чем вы сами, не определит область, в которой вы действительно сильны.

Этап второй: выбираем платформу для онлайн-курса

Существует специализированное программное обеспечение для создания курсов, но практический опыт показывает: удобнее воспользоваться предназначенными для этого интернет-сервисами. Тому есть несколько причин:

  • ни вам, ни вашим студентам не придется тратить время на установку и настройку программ;
  • отпадет проблема совместимости. Вы можете работать в Windows, а кто-то из ваших студентов – в Linux, и при этом каждый из вас сможет с одинаковым удобством пользоваться онлайн-платформой;
  • сервисы, о которых идет речь, «заточены» под создание и прослушивание курсов. Они дают преподавателям и студентам набор удобных инструментов для создания и публикации лекций, совместного обсуждения уроков, тестирования, ведения базы слушателей, контроля поступающих заявок, работы со статистикой, решения многих других задач;
  • онлайн-платформы практически не накладывают ограничений на мощность компьютеров пользователей: она может быть минимальной, и даже в этом случае ни у преподавателя, ни у студентов не возникнет затруднений.

Этап третий: прорабатываем структуру будущего курса

1 урок «Первый шаг предпринимателя»

Вы хотели бы узнать, как продать курс с максимальной выгодой? Он должен стать популярным, а для этого вам предстоит полностью раскрыть в нем выбранную тему. Учите создавать рыболовные приманки? Расскажите вашим слушателям все – от выбора материалов до особенностей проводки приманок в водоемах разных типов. Посвящаете курс созданию музыки в стиле House в популярной программе?

Включите в него лекции обо всем, что понадобится музыканту – от создания драм-партии до тонкой настройки звуковых эффектов и автоматизации инструментов.

Проработав список освещаемых вопросов и раскрываемых тем, составьте учебное расписание, которое станет ориентиром для вас и ваших слушателей. Многие платформы для онлайн-курсов имеют удобные инструменты для этого: так, на платформе Teachbase в личном кабинете преподавателя есть раздел «Сессии», позволяющий распланировать занятия.

Этап четвертый: выбираем форматы учебных материалов

Итак, вы составили расписание. Теперь нужно определить, какой формат будет иметь каждое занятие. Наиболее распространены:

  • видеолекции;
  • скринкасты – видеозаписи всего, что происходит на экране преподавателя, при необходимости сопровождаемые голосовыми комментариями;
  • аудиоролики;
  • презентации.

Современные платформы для онлайн-курсов позволяют создавать и публиковать материалы в самых разных форматах, чем во многом и определяется их популярность. Так, при использовании сервиса Teachbase вы сможете строить курсы из видеороликов (в том числе опубликованных на YouTube), PDF-файлов, документов Word, презентаций PowerPoint, ряда других материалов. Кроме того, сервис Teachbase позволяет проводить вебинары, пользуясь при этом видео- и аудиосвязью, чатом и самой настоящей доской, на которой можно рисовать и писать.

Этап пятый: работаем над оформлением

Строго говоря, этот этап не является обязательным к исполнению, однако, сразу заметим: курс, оформленный в едином и при этом тщательно проработанном стиле привлекает к себе особое внимание. Это значит, что он способен принести преподавателю больший доход, чем курс, оформленный абы как.

Единообразные заставки с названиями лекций, грамотно подобранный и не меняющийся от лекции к лекции набор шрифтов и цветов, возможно, одинаковое музыкальное сопровождение материалов – вот лишь некоторые из элементов оформления курса, на которые стоит обратить внимание.

Этап шестой: создаем материалы курса

Итак, список освещаемых вопросов составлен, форматы материалов определены, оформление курса проработано. Настало время, пожалуй, самого сложного и ответственного этапа – создания материалов, из которых будет состоять ваш онлайн-курс.

В первую очередь, напишите тексты лекций. Изъясняйтесь доходчиво, используйте специальные термины грамотно – по мере разбора их смыслов, учитывайте особенности вашей аудитории и говорите на ее языке.

Запишите и обработайте видеоролики, используя Adobe Premiere, CyberLink PowerDirector или другую программу. Запишите скринкасты, используя Screencast-O-Matic, Camtasia или другое ПО. Создайте презентации с помощью PowerPoint или иного приложения, которым вы пользуетесь. Подготовьте другие материалы, предусмотренные программой вашего онлайн-курса.

Записывая видео, грамотно поставьте свет и выберите подходящий фон. Создавая аудиоролики, позаботьтесь о высоком качестве звука – используйте хороший микрофон, а при необходимости обрабатывайте аудио (например, в приложении Audacity или Sound Forge). Не забывайте о единообразном оформлении всех создаваемых материалов.

Этап седьмой: публикуем курс

Использование специализированной платформы для онлайн-курсов значительно облегчает этот процесс. Так, в Teachbase есть удобный конструктор, в котором публикация материалов выполняется буквально в несколько кликов. Нужно озаглавить сам курс и каждый материал, входящий в его состав, загрузить контент, подготовленный вами на предыдущих этапах. Справиться с этой работой, как показывает опыт, можно даже при начальных навыках работы с компьютером.

Этап восьмой: рекламируем и продвигаем курс

Итак, основная работа выполнена: ваш онлайн-курс создан и опубликован. Он может быть сколь угодно хорошим, но до тех пор, пока ваши потенциальные студенты не узнают о нем, вам не придется рассчитывать на коммерческую отдачу. Курс нужно рекламировать и продвигать. Вот наиболее распространенные способы:

  • размещение информации о курсе на крупных, известных ресурсах – например, таких, как Хабрахабр. Не помешает вместе с информацией опубликовать пару демонстрационных уроков, чтобы избавить ваших потенциальных клиентов от проблемы кота в мешке;
  • реклама в социальных сетях – Facebook, ВКонтакте и других. Подготовьте посты с анонсом вашего курса и опубликуйте их в тематических сообществах;
  • рассылка по электронной почте. Для реализации этого способа вам понадобится подписная база – список электронных адресов людей, которым с большей или меньшей вероятностью может быть интересен ваш курс;
  • написание рекламных статей, содержащих ссылку на онлайн-курс, и их размещение на тематических площадках;
  • создание и публикация контекстной, баннерной и других видов интернет-рекламы.
Читайте также:  209 фз кто относится к малому бизнесу

В качестве заключения

Из сказанного выше можно сделать два вывода.

Первый. Создание качественного, содержательного, полезного онлайн-курса, претендующего на то, чтобы стать популярным и прибыльным, – сложная, многоэтапная работа, к которой нужно подходить со всей ответственностью.

Второй. Эта работа, при должной настойчивости, вполне по плечу большинству из нас. Следуйте рекомендациям, изложенным в этой статье, относитесь к своему будущему курсу ответственно, и он наверняка станет успешным!

Потому что у нас есть все инструменты для запуска обучения, которое работает и помогает бизнесу добиться целей.

Источник: teachbase.ru

Как запустить свой обучающий курс и начать на нем зарабатывать?

Любой профессионал, достигший определённых успехов в своей сфере, задумывается о том, чтобы поделиться своими знаниями с другими, создав собственную образовательную программу. Почему бы и нет, ведь это не только отличный способ пропиарить себя как эксперта, но и возможность заработать на своих знаниях.

Автор статьи
Алексей Полехин
Программный директор «Нетологии»

Я составил пошаговое руководство, которое поможет вам запустить свой образовательный курс с нуля. Статья подготовлена специально для журнала Lifehacker

Выберите тему

Несмотря на то что вы хорошо разбираетесь в своей предметной области, не стоит стараться сделать одну универсальную учебную программу сразу обо всём. Начать стоит с небольшой программы для новичков. Каковы основы вашей профессии? Какими навыками должен обладать специалист, чтобы претендовать на джуниорскую или даже стажёрскую позицию в вашей сфере? Ответьте на эти вопросы и именно этому посвятите ваш первый курс.

Новички в любой теме менее требовательны, и шансы на успех первой программы при таком выборе многократно возрастают. Также, начиная с основ в вашей области, вы оставляете себе очевидную возможность для будущего развития вашего образовательного проекта.

Составьте черновик программы

Вы уже представляете себе будущую учебную программу, но всегда лучше сформулировать её описание в документе. Начните с формальных моментов: запоминающегося названия, портрета целевой аудитории, длительности в часах, представления экспертов программы.

Если у вас достаточно компетенций и времени на то, чтобы провести как минимум один запуск программы самостоятельно, сделайте именно так. Дополнительных экспертов стоит привлекать исключительно для проработки узких тем, в которых вы, возможно, не сильны.

Дайте короткое описание программы: какие темы в ней будут раскрыты и, главное, чему научится выпускник.

Затем самое главное в этом документе — структурированное описание теоретической части. Начните с тематических блоков, далее детализируйте описание до занятий, а уже в занятиях выпишите как можно больше тезисов по конкретной теме.

Оптимальный объём программы выглядит примерно следующим образом: 3–5 тематических блоков по 2–4 занятия в каждом. Суммарно оптимальный объём курса начального уровня — 10–12 занятий по два часа для гуманитарных тем и по часу для сложных технических и математических занятий.

В этом же документе опишите отдельно, как вы видите практическую составляющую курса. Порой стоит начать не с первого занятия, а с конца — что может быть финальным результатом работы студента на курсе. Например, стратегия, презентация, дизайн-макеты, проект, аналитические расчёты, программный продукт и так далее. И, уже зафиксировав результат, можно попробовать разложить его достижение на шаги в обратном порядке.

Создайте посадочную страницу

Ровно в этот момент стоит подумать о том, чтобы сделать посадочную страницу с описанием всех преимуществ вашей учебной программы и начать собирать заявки. Вы скажете, что рано, ведь ничего, кроме документа с примерным описанием программы, у нас нет. Но ведь большей информации для страницы курса и не нужно. А проверить гипотезу, будет ли ваш образовательный продукт востребован, желательно до того, как вы потратите массу времени на его детальную проработку.

Ставьте дату старта вашего курса примерно через два месяца с момента публикации анонса. Этого времени вам должно хватить на то, чтобы проработать материалы занятий.

Так как вы узнаваемый эксперт в своей сфере, мы не будем рассказывать вам, как рекламировать ваш курс. Отмечу только один нюанс: на первых порах именно вы лично должны заниматься продажами вашего продукта. Обрабатывайте заявки лично, общайтесь с потенциальными студентами, задавайте им по возможности больше вопросов. Это позволит вам уточнить портрет вашей целевой аудитории.

Начните работу над материалами

Итак, анонс запущен, заявки начали поступать — самое время заняться материалами программы. По умолчанию мы с вами выбрали синхронный формат обучения — это когда есть дата старта, есть расписание занятий, сформирована учебная группа и все её участники будут смотреть вебинары. Такой формат наиболее прост в реализации и способствует дополнительной мотивации студентов к обучению.

В рамках вебинара вы можете либо рассказывать материал, опираясь на презентацию, либо через демонстрацию рабочего стола показывать реальные рабочие процессы в сервисах и приложениях.

Чтобы не тратить время на вебинарах на объяснение базовых принципов работы с приложениями и сервисами или на демонстрацию настроек чего-либо, советую вам записать скринкаст с комментариями и предложить его в качестве дополнительных материалов к занятиям. Но помните, что на скринкастах не видно клавиш, которые вы нажимаете, поэтому либо проговаривайте их, либо выводите на экран в виде текста. Могу порекомендовать сервис Camtasia Studio — это чуть больше, чем просто захват картинки с экрана, но вам и нужно чуть больше.

Работая над презентациями к занятиям, старайтесь останавливать себя в желании втиснуть в лекцию всё, что вы знаете по теме. Это самая частая ошибка!

Помните, что объём информации, который вы даёте студентам, далеко не равен объёму информации, которую они усваивают.

Чтобы прикинуть, сколько времени у вас займёт урок по готовой презентации, рассчитайте время исходя из соотношения «один слайд — 2 минуты». Таким образом, лекция на 1 час должна состоять из 20–25 слайдов. Не забывайте о времени на вопросы и общение со студентами!

Позаботьтесь о техническом обеспечении

На рынке существует достаточное количество LMS (learning management system), которые вы можете выбрать в качестве платформы для своего курса. Но все они в том или ином виде требуют настройки, адаптации, интеграции с другими сервисами, поэтому, пока вы можете обходиться без них, пользуйтесь хорошо знакомыми инструментами. Это может быть как Google Docs, так и любой привычный вам таск-менеджер.

Одно занятие может включать в себя ссылку на видео (или ссылку на будущий вебинар), дополнительные материалы в виде презентаций и статей, тесты, описание практического задания, опросник со сбором обратной связи. Может быть что-то ещё, но всё это можно реализовать в Google Docs либо в карточках Trello и Basecamp. Не усложняйте на первом этапе представление личного кабинета студента.

Вам понадобится вебинарная платформа. Webinar.ru или Clickmeeting.com — оба сервиса работают отлично, выбирайте любой. Если вы не собираетесь отправлять каждому студенту письмо вручную, вам понадобится сервис по работе с рассылками. Подойдёт практически любой. Например, Getresponse.ru с простым и понятным любому новичку интерфейсом.

Также отдельно подумайте, нужны ли какие-либо сервисы вашим студентам для выполнения практических заданий. Ведь всегда лучше учиться в реальных условиях, а не излагать теорию на бумаге.

Теперь вы вооружились всем необходимым и готовы к своему первому занятию.

Подготовьтесь к вебинару

Так как вебинар — это основная ваша точка контакта со студентами, в нём всё должно быть идеально.

Читайте также:  Бизнес в современном мире это

Подготовка к первому занятию

Поздравляю вас: группа студентов собрана и буквально через пару дней пройдёт ваш первый вебинар. Сейчас самое время отправить студентам небольшое установочное письмо. В него вы можете включить короткое описание того, что будет на курсе, как будет строиться теория и практика, познакомить студентов с вашими коллегами по сопровождению программы. А ещё это отличный момент, чтобы уточнить у студентов их ожидания от программы. Создайте простой опросник, который будет включать вопросы про цели обучения студентов, а также вопросы общего характера, которые помогут вам составить портрет группы.

Ссылки на вебинар стоит отправить за пару часов до его старта и обязательно за 10–15 минут до его начала. Так вы обеспечите максимальную явку. Отправлять ссылку за день нет никакого смысла.

Картинка

Рекомендую обзавестись HD-камерой и хорошей гарнитурой или микрофоном. Не рассчитывайте, что встроенные в ваш ноутбук камера и микрофон обеспечат хорошее качество. Если позволяет бюджет, купите простенький свет — одной небольшой LED-панели будет достаточно.

Однотонный фон — это не обсуждается. Даже не вздумайте выходить в эфир на фоне бытовых интерьеров или офисного стеллажа.

Кадр

Убедитесь, что камера установлена у вас примерно на уровне глаз. Для этого можно использовать специальную подставку под ноутбук или просто подложить под него стопку журналов или книг. Постарайтесь сделать кадр с вами приближенным к телевизионному: между вашей макушкой и верхним краем кадра должен быть небольшой промежуток. Именно небольшой! А нижняя кромка кадра должна проходить посередине грудной клетки.

Самая частая ошибка в выборе кадра: спикер смотрит в камеру ноутбука сверху вниз. У студентов создаётся ощущение, что говорящий нависает над ними, а это явно не добавляет комфорта.

Тест связи

Самое ужасное, что может случиться, — это незапланированные технические проблемы: камера подключилась не так, микрофон не работает, студенты не видят презентацию и так далее.

Поэтому не ленитесь протестировать связь за 30–40 минут до занятия, чтобы осталось время на устранение неполадок.

Проверьте также скорость соединения. Для ведения обычного вебинара с презентацией она должна быть на уровне 2–3 Мб/с. Если вы планируете делать демонстрацию рабочего стола, то 4–5 Мб/с. Также советую для проведения вебинара подключиться к интернету по кабелю. Это даст дополнительные гарантии стабильности.

Ведение вебинара

Если у вас нет опыта в проведении вебинаров, первое время вам может казаться странным разговаривать с монитором в пустой комнате. Однако помните, что вы не один. Почувствовать присутствие студентов можно. Задавайте им вопросы, шутите, попросите в начале занятия не стесняться и больше выражать эмоции в чате.

От вас же требуется как можно больше смотреть в камеру во время ведения занятия. Также постарайтесь избегать пауз, всё время что-то говорите, даже если вы будете просто комментировать происходящее на экране, как летсплейщик. И не стесняйтесь обращаться к студентам по именам, им это нравится!

Ведите сообщества

Для того чтобы у ваших студентов остались хорошие впечатления о проведённом времени, стоит позаботься о том, чем вы будете занимать их внимание вне занятий. Создайте закрытую группу в Facebook, добавьте туда всех студентов и участников процесса с вашей стороны. Но не стоит рассчитывать, что хаотичное ведение группы даст свои результаты.

Заранее продумайте контент-план для вашего закрытого сообщества.

Что в него можно включить: напоминания о занятиях, тематические статьи к занятиям, провокации на дискуссии и так далее. Попробуйте провести конкурсы в группе, это всегда даёт дополнительную динамику. А начать стоит всегда со знакомства: расскажите немного о себе и попросите сделать то же самое ваших студентов.

Когда у вас будет стабильно проходить набор за набором и вам придётся следить уже не за одной, а сразу за несколькими группами в Facebook, начните пользоваться сервисами отложенного постинга. Вы заносите в них материалы своего контент-плана, указываете желаемые даты публикации и больше не беспокоитесь о материалах вашей закрытой группы. Очень удобно! Для начала можно использовать простой и удобный сервис Kuku.io, вам должно хватить его бесплатных возможностей на первое время.

Подготовьте практические задания

Ни одна программа обучения не может обойтись без практической составляющей. Продумайте и опишите каждое практическое задание. Начните с формулировки цели и описания навыка, который отрабатывается в рамках задания. Далее опишите простым языком суть задания и предложите алгоритм его выполнения. Чем детальнее будут описаны конкретные шаги для достижения цели, тем лучше.

Обязательно добавьте к заданию пример выполнения с комментариями.

Не стоит стараться привязать к каждому занятию практическое задание, но чем больше их будет в курсе, тем лучше. При этом выполнение каждого задания не должно отнимать у неподготовленного студента более 1–3 часов.

Скорость ответа на практические задания студентов критически важна. Оптимальное время ожидания студента — 1–2 дня, дальше он либо начинает нервничать, либо теряет интерес к этому заданию и обучению в целом. Поэтому, как только вы почувствуете, что не можете обеспечить нужную скорость обратной связи, сразу привлекайте к процессу помощников.

Предусмотрите дипломный проект

Дипломный проект — это хорошая возможность для каждого студента подвести итоги обучения, задать последние вопросы, зафиксировать полученный опыт и поставить точку в обучении. Поэтому не пренебрегайте этапом написания диплома, дайте студенту возможность прочувствовать значимость момента.

Заданием на дипломный проект может быть либо подготовка некой компиляции проделанной в рамках обучения работы, либо полноценная работа над новым проектом под руководством наставника. Студенты с меньшей мотивацией могут выбрать простой первый путь, а усердные ребята сделают выбор в пользу нового комплексного проекта.

Защита диплома перед комиссией хоть и волнительный момент, но он запоминается как что-то позитивное.

Дайте каждому студенту возможность защищать свою работу. Пригласите на защиту ваших коллег, это придаст значимости событию.

Также студентам будет интересно побывать с обратной стороны вебинара — это тоже дополнительный опыт, который им может пригодиться.

Помните о ваших «адвокатах»

В любой группе всегда есть особо вовлечённые в учебный процесс студенты. Попробуйте подружиться с ними. В случае успеха вашей программы обучения вы сможете предложить им принять участие в будущих наборах в качестве наставников для новых студентов. Также они смогут помочь вам с рутинными делами по сопровождению программы. Это отличный пример win-win-отношений.

Кроме этого, создайте и поддерживайте сообщество ваших выпускников. Ведь именно они залог хорошей репутации вашей учебной программы.

Даже если ваш курс полностью проходит онлайн и его студенты живут в разных городах, найдите возможность проводить регулярные очные встречи. Это очень хороший инструмент для поддержания в тонусе вашего сообщества выпускников.

Что дальше

Уверен, что вы относитесь к своему проекту серьёзно и сразу после того, как была сформулирована идея, уже потратили время на построение бизнес-плана. Если нет, сделайте это сейчас. В этом нет ничего сложного. Выпишите отдельно по периодам планируемые расходы, а дальше попробуйте предположить, какой должна быть доходная часть, чтобы всё ваше предприятие имело смысл.

Если вы проделаете это упражнение честно и включите в расходную часть не только прямые затраты на сервисы, маркетинг и гонорары экспертам, но и стоимость своего времени на поддержание этого проекта и налоги, то с большой вероятностью вы не сильно обрадуетесь прибыли. Но не стоит переживать. Прибыль становится более заметна, когда проект начинает расти и часть расходов начинает делиться между разными группами.

Читайте также:  Самые интересные темы для бизнеса

Тест-драйв курса «Система: запуск и продюсирование онлайн-курсов»!

Регистрируйтесь и пройдите урок бесплатно. Посмотрите, как устроен курс «изнутри», и примите взвешенное решение

Источник: edmarket.ru

Как организовать онлайн-курсы и не быть оштрафованным за это

Преподаватели иностранных языков, репетиторы, бизнес-тренеры — все, кто готов в меру своей экспертности учить других — активно разворачивают онлайн-деятельность. Это удобно обеим сторонам: очевидная экономия ресурсов и времени — была бы надёжная связь. Но государство крайне обеспокоилось качеством такого образования, и некоторые виды образовательной деятельности теперь обязаны иметь лицензию, чтобы не быть оштрафованными. Кому именно придётся позаботиться о получении лицензии и чем грозит ведение курсов без неё, расскажет юрист Алина Степанова.

Обучение через интернет расширило наши возможности. Не выходя из дома можно получить почти любые знания и навыки. Примеров множество: тренинги повышения самооценки, антикризисное управление, творческие кружки и мастер-классы, а то и что-нибудь более экзотическое. Даже йогу преподают онлайн! Особенно популярны курсы иностранных языков.

Школьные предметы тоже преподают удалённо — это позволяет родителям восполнить пробелы и помогать детям, становясь ближе к ним.

Интернет-образование востребовано. И за этими курсами стоят люди, которые не только вложили частичку своей души, но и потратили деньги, силы и время на то, чтобы организовать процесс.

Но однажды в отлаженный процесс может вмешаться представитель государственных органов и осчастливить штрафом. За что? Ведь вы не нарушаете закон и честно платите налоги!

Если вы организовали онлайн-курсы, то вам стоит знать следующее.

Изменения в законе

Последние 5 лет законы в сфере российского образования сильно менялись — теперь учить могут не только школы и университеты, но и менее крупные организации, и даже ИП. Деятельность частных организаций или отдельных тренеров, если она попадает под определение образовательной, подлежит лицензированию.

Но есть исключения, которые позволяют избежать получения лицензии.

Давайте разберёмся, кто может работать без лицензии, а кому рисковать не стоит.

Лицензирование образовательной деятельности регламентируют:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) “Об образовании в Российской Федерации”.
  • Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 29.07.2018 г.).
  • Положение о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. N 966 с изм. от 18.01.2018 г.).

Что же подразумевается под образовательной деятельностью сегодня?

Как видите, законодатель считает, что любая деятельность с детьми и взрослыми может быть расценена как образовательная, если она систематическая и имеет налаженный процесс с чётко поставленной целью.

Если мы с этой точки зрения посмотрим на все наши занятия, курсы, кружки, секции, то увидим, что для достижения определённой цели мы должны последовательно выстроить свою деятельность и, соответственно, пройти заданный объём — тогда получается настоящая образовательная программа. Значит, любая просветительская деятельность будет образовательной и нуждается в получении лицензии?

Нет, всё не так однозначно.

В январе 2017 года наше государство решило внести определённость в понимание значения образовательной деятельности и ввело новый ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС ред.2 ред. от 29.03.2018) . Список содержит более 99 разделов, в которых расписаны виды деятельности, включённые в этот ОКВЭД. Применительно к нашей ситуации нужно смотреть Раздел Р (85) — Образование и Раздел Q (88) — Социальные услуги .

Из этих списков следует, что различные кружки, студии, секции, курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков, обучение новым профессиям — всё это организовывать и вести без лицензии незаконно.

Различные детские “развивашки”, художественные и музыкальные школы, спортивные клубы, компьютерные курсы и языковые школы — это тоже дополнительное образование.

И неважно, какой ОКВЭД зарегистрирован, является он образовательным или нет — если ведётся образовательная деятельность, то лицензия должна быть.

Когда не нужна лицензия

Согласно “Закону о Лицензировании образовательной деятельности” не нужны лицензии:

  • ИП, если он не привлекает к этому процессу педагогов;
  • центру “Сколково” — они обучают по разрешениям, выданным управляющей компанией;
  • организациям, которые реализуют проекты на базе инновационного научно-технологического центра, если это предусмотрено правилами проекта;
  • организаторам разовых семинаров, консультаций, тренингов, вебинаров, лекций, мастер-классов и так далее.

Важно! До внесенных изменений получение лицензии на такую деятельность не требовалось только в тех случаях, когда в результате обучения не производилась аттестация, и не выдавался итоговый документ о полученном образовании.

Например:

  • дискотеки, шоу, интерактивные игры, квесты, выставки, конкурсы и другие мероприятия, отнесённые к сфере культурно-развлекательного досуга;
  • конференции, симпозиумы, слёты с докладами участников;
  • платные информационно-консультационные услуги.

Вот тот список услуг, который не требует получения лицензия, в силу отсутствия целенаправленной систематической образовательной деятельности по реализации образовательных программ.

Что говорят суды

Рассмотрим на примерах.

Дело № 1: Лингвистическая школа № 1

Было доказано, что школа вела без лицензии именно образовательную деятельность, потому что:

  • В штатном расписании центра было два преподавателя, которые работали по трудовым договорам.
  • Знания, полученные в школе, оценивались в баллах по окончании каждого курса в журнале внутреннего контроля качества.
  • С обучающимися заключали гражданско-правовые договора на оказание консультационных услуг.

Фактически всё это соответствует определению образовательной деятельности согласно действующему законодательству.

Дело № 2: Учебно-производственный центр “Грот”, курсы подготовки судоводителей маломерных судов

Суд решил, что деятельность центра также является образовательной, поскольку слушатели программы “Подготовка судоводителей маломерных судов” получали знания, умения, навыки и компетенции по этой программе, сдавали внутренние экзамены — несмотря на то, что эти курсы ни на что не влияли и не нужны были для получения прав.

Следовательно, выводы прокурора обоснованы. Штраф законный, а работать без лицензии фирме нельзя.

Делаем выводы

  1. Если вы обучаете людей лично и имеете статус ИП, лицензия не нужна. Но не забудьте о том, что у вас должно быть соответствующее образование и стаж работы.
  2. Если вы планируете нанять работника или объединиться с другими педагогами, есть риск, что образовательную лицензию потребуют. Чем больше вы стараетесь походить на «настоящее» образование, тем этот риск выше.

В этом случае есть резон получить подробные разъяснения от соответствующих государственных инстанций: отдела образования в своем регионе, прокуратуры, Рособрнадзора. Запросы можно отправить на электронный адрес госоргана или по почте. Собирайте ответы и действуйте по обстоятельствам.

  1. Если вас хотят привлечь к ответственности, не расстраивайтесь раньше времени. Единообразная практика пока не сформирована. В вашу пользу могут быть истолкованы следующие факты:
  • отсутствие в штате педагогов;
  • отсутствие в трудовых договорах сотрудников условий о том, что в их должностные обязанности входит проведение обучения по специально утвержденным программам;
  • в договорах с клиентами нет указания на проведение обучения и/или на специально утвержденные программы;

Важно! Если преподаватели будут называться консультантами или методистами, лицензия не нужна. Лицензия также не потребуется, если вы будете сотрудничать с другими преподавателями-индивидуальными предпринимателями.

Если же перечисленных “спасательных” условий в вашем проекте нет, тогда вопрос о получении лицензии становится актуальным, и стоит минимизировать риски.

Нам интересно узнать про ваши проекты, если вы проводите курсы, вебинары тренинги — готовитесь к получению лицензии, или ваша деятельность не является образовательной?

Алина Степанова, юрист по гражданским делам и арбитражу

Источник: azconsult.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин