Оффлайн бизнес это что означает

Стартап и инвестиционный проект

Интересные команды и хорошие идеи встречаются и в онлайн-, и в офлайн-сферах.

В общепринятом понимании стартап – это какой-то эксперимент. Бизнес-модель неясна, кто твой потенциальный клиент и сколько он будет платить – неясно. Часто это проект из IT-отрасли. А вот запуск фермы или ресторана — это не стартап, инвесторы называют это «инвестиционным проектом».

  • Первое, что бросается глаза: предприниматели в офлайн-сфере старше. Если речь идет о сельском хозяйстве или других зрелых отраслях, то идеи здесь обычно озвучивают предприниматели старше 40 лет.
  • Уровень амбиций. У айтишников обычно другое образование, лучше обстоит дело с иностранным языками, что позволяет смотреть на мир глобально. А офлайн-проекты, как правило, имеют локальное значение и не собираются покорять мир.
    В IT ты конкурируешь со всем миром. Поэтому тут сложнее пробиться, выживают только победители. В офлайне необязательно быть номером один, можно оставаться середнячком и все равно спокойно зарабатывать свои деньги. В IT так не получится – ты или пан, или пропал.

Конечно, есть проекты, которые работают на стыке онлайна и офлайна. В последнее время их появляется все больше, потому что интернет меняет не только правила игры во многих отраслях, но и само лицо этих отраслей.

Как в свое время с помощью интернет-магазинов и электронной коммерции изменился ритейл, так сегодня онлайн пошел в финансы, медицину, недвижимость и другие отрасли.

Критерии в оценке

Отличаются ли критерии подхода к оценке онлайн- и офлайн-проектов? И да, и нет.

Не отличаются, потому что инвестор в любом случае будет смотреть на команду, бизнес-модель, темпы роста и перспективность рынка.

Отличаются, потому что у стартапов и инвестиционных проектов — разные горизонты планирования.

Мой инвестиционный портфель разделен. В нем есть и интернет-проекты для того, чтобы поймать журавля в небе, и более «приземленные» проекты — чтобы держать синицу в руке.

Журавля можно и не поймать. Об этом нужно хорошо помнить, когда заходишь в венчурные проекты — они могут не взлететь. У них длинный цикл: чтобы интернет-проект заработал в полную силу, должно пройти лет пять.

В офлайне – игра в короткую. Стратегически в офлайне мы играем в дивиденды, а в онлайне – в экзит (exit, англ. — выход) — продажа своей доли в компании. У компании есть акционеры — ее основатели и инвесторы, которые владеют долями в проекте. Когда они продают свою долю, то совершают «выход» (экзит). . К счастью многих инвесторов, сегодня к таким «синицам» можно отнести еще много отраслей, кроме мобайла, интернета, IT и электронной коммерции.

Читайте также:  Факторы влияют на эффективность бизнеса

Хотя последняя становится все ближе к «синицам». Почему? Потому что это уже не стартап в его классическом понимании. По определению Бланка, стартап – это проект, находящийся в поисках монетизации. А в электронной коммерции нет поиска монетизации, там понятная бизнес-модель и это уже полноценный малый или средний бизнес, а не стартап.

Когда я вкладывал в интернет-магазины, которых вообще по Украине было несколько штук, – тогда это можно было считать стартапом, ибо не было еще понятной и четкой модели монетизации и все на ощупь делалось. А сейчас есть даже стандарты, куча опыта разных компаний и это превращает е-коммерс из стартапов в понятный бизнес.

Материалы по теме:

Видео по теме:

Источник: rb.ru

IT-компании запускают бизнесы в офлайне: зачем им это нужно

Фото Агентства «Москва»

Российские технологические компании бросают вызов игрокам из ретейла, индустрии кино, перевозки пассажиров и других офлайн секторов. За последние несколько лет IT-гиганты вроде «Яндекса», Mail.ru Group и Сбера стали продавать продукты, снимать сериалы, предоставлять услуги такси и каршеринга. Это плата за высокую конкуренцию и сбор данных своих пользователей, считают аналитики

Интернет-компании будут продолжать расширять свой бизнес в офлайне, прогнозируют аналитики Goldman Sachs (GS) в записке для инвесторов «On the verge of digitalization of the economy» (есть у Forbes). Технологические игроки по всему миру уже пошатнули позиции нескольких офлайн бизнесов: этот тренд заметен в России и будет усиливаться, особенно, в электронной коммерции (e-grocery) и финтехе, отмечают авторы записки.

Какие традиционные ниши заняли российские интернет-компании и почему они были вынуждены это сделать?

Кто ушел в офлайн

Такси и общественный транспорт. «Яндекс» уже подорвал рынок такси, в некоторой степени общественного транспорта и владения личным автомобилем, указывают аналитики GS. С 2011 года «Яндекс» начал развивать мобильный агрегатор «Яндекс. Такси», а в 2015 году приобрел разработчика софта для таксопарков «Рос.Такси».

В 2017 году «Яндекс» объединился с Uber, а в 2021 году купил часть активов такси «Везет». Осенью 2017 года компания запустила свой каршеринговый сервис «Яндекс.Драйв», парк которого насчитывает 16 000 автомобилей на сегодняшний момент.

Читайте также:  Цель которая является конкурирующей для цели достижение роста бизнеса это

На рынок такси вышли и Mail.ru Group со «Сбером», которые владеют по 45% совместного предприятия «O2O Холдинг»: в него входят сервис заказа такси «Ситимобил» — игрок номер два на российском рынке, и каршеринг YouDrive.

Ретейл. В последние несколько лет «Яндекс.Еда», Mail.ru Group и Сбербанк зашли в сегмент онлайн продовольственных магазинов, бросив вызов традиционным ретейлерам, указывают аналитики GS. «Яндекс» начал развивать этот бизнес с покупки сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox в 2017 году. В 2019 году у компании появился сервис доставки продуктов за 15 минут «Лавка». На этом рынке продуктовым магазинам составляют конкуренцию и Mail.ru со «Сбером». В СП компаний входит сервис быстрой доставки продуктов «Самокат» и сервис доставки еды из ресторанов Delivery Club.

Теле- и киноиндустрия. «Сбер» и «Яндекс» запустили собственное производство контента и зашли на рынок телевидения и кинотеаторов. «Яндекс» в 2013 году купил сервис «Кинопоиск» за $80 млн: к новостям, рейтингам и информации о кинопремьерах на этом ресурсе IT-гигант добавил онлайн-кинотеатр. Сейчас у «Яндекса» 10 собственных сериалов, производство которых компания запустила в 2019 году.

В 2020 году единственным владельцем Rambler Group стал «Сбер». Банк купил Rambler ради видеосервиса Okko, который можно монетизировать, говорили источники Forbes. Собственный контент онлайн-кинотеатр начал производить одновременно с «Кинопоиском» — сейчас у Okko три оригинальных сериала.

Принадлежащий АФК «Системе» мобильный оператор МТС в 2020 году объявил, что займется производством сериалов вместе с продюсерской компанией Александра Цекало «Среда». Вскоре также состоялась премьера мюзикла «Шахматы», в который инвестировало подразделение МТС.

​​Вынужденный шаг

Cложно представить офлайн-бизнес без онлайн-составляющих — граница между ними стирается, говорит аналитик «Велес Капитал» Артем Михайлин. Крупные IT-компании, как правило, концентрируются не на выходе в офлайн, а на переводе офлайна в онлайн, отмечает он. «Нельзя сказать, что «Яндекс» или Mail.ru Group пришли в офлайн-сегмент такси, потому что они не владеют таксопарками и не нанимают к себе водителей», — считает Михайлин.

Их сервисы предоставляют платформу водителям и таксопаркам, то есть соединяют бизнес и его клиентов в онлайне, указывает он. То же самое касается, например, розничной торговли, продолжает эксперт: «Вы не можете прийти в даркстор «Самоката» и купить там продукты с полок, нужно воспользоваться приложением и быть онлайн».

Читайте также:  Как хобби превращается в бизнес

Развиваться и в онлайне, и в офлайне вынуждены компании с высокой капитализацией, которые работают в сегменте b2c, говорит ведущий аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын. «Как когда-то интернет-порталы хотели, чтобы пользователи никуда не уходили с их ресурса, нынешние крупные IT-компании хотят держать нас в поле досягаемости 24 часа в сутки и семь дней в неделю», — считает он. Ради этого интернет-гиганты будут доставлять еду, чтобы в это время вниманием пользователя не завладел, например, цифровой банк, рассуждает Делицын. Сегодня IT-компании вынуждены стать универсальными и заниматься всеми сферами бизнеса, чтобы вакантные ниши не заняли их конкурент, полагает аналитик.

С Делицыным согласен старший аналитик по акциям «Системы Капитал» Андрей Ушаков. «Универсальные» компании имеют определенные конкурентные преимущества перед классическим офлайн-бизнесом благодаря большому объему собранных данных по своим клиентам, считает Ушаков. По его словам, большинство интернет-компаний оценивают по числу ее активных пользователей, но после того, как эта цифра достигает высокого уровня, возникает вопрос — как монетизировать эту аудиторию. Первым в списке вариантов монетизации идет продажа онлайн-контента, но в определенный момент у компаний появляются ресурсы и возможности для расширения продуктовой линейки в офлайне, отметил он.

Еще одна причина, по которой такие компании как «Яндекс» и Mail.ru Group выходят в офлайн — это борьба за данные о клиентах, отмечает Делицын. Компании все время собирают данные о своих пользователях, а доставка недорогой еды и предоставление бюджетных поездок на такси — лишь плата за информацию, которую IT-гиганты получают о своих клиентах, считает ведущий аналитик ГК «Финам». Но тренд перехода из онлайна в офлайн характерен не для всех российских технологических компаний, замечает Делицын. Например, компании «1С» и системный интегратор «Крок» остаются в своих нишах и не стремятся выходить на рынок ретейла или финтеха.

По словам Делицына, тренд на «цифровизацию» офлайн-сегментов пришел в России из-за рубежа. Одна из крупнейший компаний мира Amazon начинала как онлайн-ретейлер, а в 2017 год купила сеть супермаркетов Whole Foods. А материнская компания Google — Alphabet начинала, как и «Яндекс» с развития поиска, а сейчас вышла в транспортную отрасль (с беспилотниками Waymo), в медицину (с исследовательской компанией Verily) и другие офлайн-сегменты.

Источник: www.forbes.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин