Внимание и интерес аудитории к онлайн-курсам растет. Эксперты могут монетизировать свои знания, навыки и опыт. Как стартовать в этом бизнесе, привлекать учеников и определять стоимость программ обучения, Деловой среде рассказал продюсер онлайн-курсов Сергей Егоров
Деловая среда Платформа знаний и сервисов для бизнеса
Сервис по регистрации бизнеса
Вы можете зарегистрировать бизнес бесплатно и без визита в налоговую
Насколько выгодны продажи курсов
Согласно исследованиям, рынок онлайн-образования растет каждый год. По оценкам авторов EdMarket research, мировой рынок к 2023 году обещает взять планку 282,62 млрд долларов. По оценке Global Market Insights, в 2017 году он измерялся суммой 159 млрд долларов, в 2019-м — уже 205 млрд долларов.
Источник: EdMarket research
Чтобы оценить наиболее выгодные ниши, стоит посмотреть на данные исследований. Так, согласно выводам GetCourse, прибыльно проводить курсы по профессиям, финансовой грамотности, в сферах фитнеса, отношений и личностного роста.
КАК ЗАПУСТИТЬ И ПРОДАТЬ ОНЛАЙН-КУРС В 2022 — пошаговая схема от А до Я | КАК ЗАПУСТИТЬ ОНЛАЙН-ШКОЛУ
Источник: Исследование GetCourse
Источник: Исследование GetCourse
Выбрать нишу также могут помочь прогнозы.
Источник: EdMarket research
«У многих крупных игроков бизнес-модель построена не на том, чтобы зарабатывать прибыль здесь и сейчас, а на том, чтобы захватить рынок. Они могут позволить себе много тратить на рекламу и привлечение клиента, — отмечает Сергей Егоров. — Наблюдая за их стратегией, стоит помнить, что зачастую они развиваются на инвесторские деньги, и их цель — заполучить как можно больше клиентов «любой ценой», порой даже в ущерб прибыли здесь и сейчас». Тем, кто хочет стартовать в бизнесе на онлайн-обучении с ограниченным капиталом, не стоит брать за основу такую модель. Если у компании нет возможности долго работать в минус и при этом обеспечивать клиентам качественное обучение, то первостепенной задачей будет как можно быстрее найти выгодную для бизнеса связку рынка, продукта и маркетинга — то, что даст возможность зарабатывать стабильно, предсказуемо и сделать из этого прибыльную систему.
Мечтаете о своем бизнесе? Зарегистрируйте ИП или ООО удаленно и бесплатно
Как найти и привлечь целевую аудиторию
Подходов к поиску целевой аудитории несколько. Изначально важно понять, кто аудитория онлайн-продуктов, которые будет выпускать компания или конкретный предприниматель.
Пример
Когда специалист приходит из частной практики в обучение, то есть начинает делиться знаниями и постепенно вырастает в эксперта, решившего запустить свою школу, то целевая аудитория формируется вокруг него органически. Чаще речь идет о блогах или аккаунтах в соцсетях. Важный момент — интерес к теме у аудитории.
Привлечь аудиторию предприниматель, решивший зарабатывать на онлайн-курсах, может двумя способами. Проанализировать путь клиента на основе того пути, который он прошел сам. Вспомнить, кем он был раньше, почему начал искать решение своих задач и как получилось, что сейчас у него все бизнес-процессы систематизированы, а степень свободы от операционки высокая.
Сформулировав отправные точки, можно собирать людей в соцсетях с помощью таргетированной рекламы. Изучить аудиторию конкурентов.
Это один из самых прозрачных алгоритмов для старта, так как понятно, что люди интересуются темой, и мы можем не изобретать велосипед. «Наличие конкурентов не должно напугать, — говорит Сергей Егоров. — Наоборот, это означает, что на рынке уже есть сформированный спрос. Тогда вам можно взять какую-то тему, в которой вы разбираетесь, например уроки английского языка или вышивания, и изучить, что делают конкуренты, а затем пообщаться с аудиторией.
Можно писать людям личные сообщения, договариваться о проведении интервью, чтобы понять, что нужно аудитории, что ее интересует и почему. Затем нужно будет сравнить те критерии, которые важны людям, с тем, что предлагают конкуренты, и посмотреть, что сумеете сделать вы. Что такого, чего прямо сейчас не хватает людям, вы предложите. Затем вы можете настроить рекламу на аудиторию конкурентов, привлечь людей на свои промомероприятия — вебинары, бесплатные открытые уроки — и рассказать им о своем продукте, чем он отличается и как может удовлетворить их потребности».
Закрытый клуб
Вступайте в клуб Деловая среда Премиум и получите доступ к знаниям о развитии бизнеса
Как выбрать платформу для проведения обучения
На первом этапе необязательно выбирать платное решение. Можно заниматься обучением в закрытой группе ВКонтакте или в закрытом Телеграм-канале. Для старта необязательно сильно «заморачиваться» с техническими вещами.
На начальном этапе важнее сделать действительно качественный продукт, привлекательный для людей. По мере увеличения клиентской базы можно усложнять инфраструктуру, подключать разные платформы.
«Я не рекомендовал бы разрабатывать собственную обучающую платформу, так как это может оказаться долго, дорого и зачастую бессмысленно, — предостерегает Сергей Егоров. — В своих проектах я чаще всего пользуюсь сервисом GetCourse, он удобный. За небольшую фиксированную ежемесячную плату вы получаете платформу, на которую можно выкладывать видеоуроки и дополнительные материалы, создавать тесты, назначать кураторов, проверять домашние задания, настраивать оформление. GetCourse включает в себя также инструменты маркетинга, аналитики, инструменты для работы отдела продаж. Функционал платформы позволяют делать страницы с бесплатными продуктами, привлекать людей, проводить вебинары, делать рассылки, вести учет клиентской базы, подключить телефонию для отдела продаж — и все это в одном интерфейсе». В 2018 году доходы онлайн-школ на GetCourse составляли 8 млрд рублей, то к 2022-му ожидается увеличение до 150 млрд рублей.
Источник: Исследование GetCourse
Как определить стоимость курса
Если команда небольшая и только начинает работать, она может задать себе вопрос, сколько хочет получить за свою работу. Но такой подход не учитывает множества факторов. Необходимо взять во внимание как минимум маркетинговые расходы и стоимость привлечения лидов. По мнению Сергея Егорова, бизнес на онлайн-курсах — это такой же бизнес, как и любой другой, поэтому важно просчитать юнит-экономику: расходы на маркетинг, сервисы, рекламу, комиссии платежных систем. Если компания предоставляет клиентам рассрочку, то процент за кредитование списывают у нее, а это может быть от 5 до 15 %.
Совет
Чтобы не уйти в большой минус, необходимо сделать тестовый запуск и проанализировать стоимость рекламы и эффективность выбранного способа продаж.
«При ценообразовании важно учитывать и расходы на производство онлайн-курса и его предоставление: платформы для уроков, гонорары преподавателям, кураторам, в целом расходы бизнеса, включая бухгалтерские услуги, — замечает Сергей Егоров. — Важно, чтобы бизнес покрывал эти издержки и приносил прибыль. Снизить расходы помогает, например, привлечение лучших выпускников к проверке домашек следующих студентов.
Допустим, вы будете открывать им доступ на более длительный срок или предоставлять клубные условия, а они будут учиться, находясь в вашем сообществе». Другой способ определиться со стоимостью курсов — изучить рынок, конкурентов, условия оплаты. Это выгодно еще и потому, что покупатель тоже собирает информацию о разных курсах. Он будет знать общую линейку цен, и нужно обосновать, чем продукты компании лучше аналогичных. Сергей Егоров советует отталкиваться от того, какую позицию бизнес хочет занять на рынке — чуть выше или чуть ниже среднего.
Совет
Один из рабочих ходов — продавать первый модуль намного дешевле или сделать его бесплатным, чтобы привлечь больше людей. А дальше клиенты сами примут решение, захотят ли продолжить обучение за полную стоимость.
Существует еще один подход к формированию цены — с точки зрения ценности и выгоды. Бизнесу нужно проанализировать, сколько его продукт поможет клиенту заработать, сэкономить, и оценить результат, который даст обучающая программа.
Источник: dasreda.ru
«Мы просто попали в тренд». Сколько на самом деле приносят онлайн-школы
Найти видеорецепт пирога, мастер-класс по натюрморту или укреплению пресса на YouTube можно за пару минут и посмотреть его совершенно бесплатно. Но инфобизнесмены вроде Дмитрия Портнягина продолжают уговаривать своих подписчиков открывать онлайн-школы и продавать контент, ведь многие готовы за него платить. Рынок онлайн-образования в России действительно растёт невероятно быстро: сейчас он составляет 20,7 млрд рублей, а к 2021 году достигнет 53,3 млрд рублей. Чаще всего в интернете готовятся к экзаменам и учат иностранные языки, но учить можно чему угодно: фитнесу, кулинарии, искусству, рукоделию и т. д.
«Секрет» поговорил с основателями трёх крупных школ в интернете о том, как они организуют учебный процесс, сколько зарабатывают, на что тратят и как конкурируют с бесплатным контентом.
BodyLab
Анастасия Анисимова основала онлайн-школу фитнеса для женщин
Год основания: 2014
Инвестиции: 20 000 рублей
Выручка: 1,2 млн рублей в месяц
В сентябре 2014 года концертный директор певца Мити Фомина Анастасия Анисимова искала персонального тренера, чтобы похудеть. «Я сходила в тренажёрный зал, и Катя мне понравилась», — вспоминает Анисимова. Екатерина Усманова — чемпионка России по фитнес-бикини. Анисимова попросила её сделать онлайн-программу тренировок, и так у неё возникла идея открыть свою онлайн-школу фитнеса.
Усманова не сразу поверила в проект. «Она говорила, что дистанционно никто не тренирует, это утопия, нужно обучать технике и контролировать выполнение упражнений», — рассказывает Анисимова. Также тренерша привыкла составлять программу тренировок на неделю и использовать её пару месяцев, а Анисимова считала, что постоянно нужны обновления, иначе на абонемент никто не раскошелится. В результате они договорились, что дадут возможность клиентам присылать контрольные видео кураторам, и в октябре решили протестировать нишу.
Анастасия Анисимова (слева) и Екатерина Усманова
На разработку сайта и логотипа девушки скинулись по 10 000 рублей. Предпродажа абонементов открылась 1 октября 2014 года — запуск школы анонсировали в Instagram. За месяц удалось собрать 280 000 рублей. На эти деньги начали снимать видео: 150 коротких роликов обошлись в 200 000 рублей. Оператором стал давний знакомый Анисимовой Борис Мухин, который снимал клипы Мити Фомина, монтаж делала его жена Юлия.
Деньги от продаж поступали на счёт ИП Анисимовой, она же отвечала за бизнес-модель. Усманова снималась в роликах, права на которые по договору передавались Анисимовой, и рекламировала школу в своём инстаграме. Анисимова предложила Усмановой половину оборота. Об этом решении она пожалела, когда поняла, что выручка постепенно растёт — за первый год сервис принёс 80 млн рублей.
Через полгода в команде проекта уже было 20 штатных сотрудников: кураторы, маркетолог, сотрудники колл-центра, менеджеры в соцсетях. На фрилансе работали дизайнеры, программисты, бухгалтеры и юристы. Проект рос, но Усманова перестала снимать новые видео и выкладывать посты с фотографиями учениц в свой инстаграм. Говорила, что они портят ленту.
Анисимова прекратила работать с партнёршей и подала в суд, чтобы запретить Усмановой использовать видео BodyLab. Процесс тянулся на полгода, пока Анисимова не отступила: «Я поняла, что мы просто тратим на это энергию и деньги».
Новые тренеры за участие в проекте получали 10–30% от ежемесячной выручки. Благодаря связям в шоу-бизнесе Анисимова привлекла российских звёзд для рекламы проекта, некоторые даже делали это бесплатно. Лицом BodyLab стала актриса Настасья Самбурская, а телеведущая Виктория Боня поучаствовала в съёмке курса по фейсбилдингу. Их гонорары Анисимова не раскрывает.
80% новых учениц узнавали о BodyLab через Instagram. На рекламу уходило около 200 000 рублей в месяц.
Сейчас BodyLab предлагает четыре направления тренировок: женский класс, прокачка ягодиц, восстановление после родов и фейсбилдинг. Курс состоит из видеозанятий и рекомендаций по питанию, за процессом следит куратор, с которым можно обсудить проблемы и вопросы.
Цены на абонементы всё время снижали: на старте проекта месяц занятий стоил 5000 рублей, три месяца — 10 000 рублей, сейчас из-за падения спроса цены почти в два раза ниже — 2800 и 5000 рублей. Самый популярный абонемент — на три месяца. Основные участницы проекта — девушки 25–35 лет из крупных городов.
Около 15% женщин, купивших абонемент, не активируют его, а ещё 25% не задают никаких вопросов кураторам. Повторить выручку первого года Анисимовой не удалось. «Это был случайный успех, моя заслуга была минимальной, как и заслуга Усмановой. Просто попадание в тренд», — говорит она. В 2015 и 2016 годах выручка была примерно одинаковой — по 30 млн рублей, в 2018 году — 15 млн рублей. На рынке появились сильные конкуренты, к которым ушли клиенты, главный из них — онлайн-проект «Бешеная сушка», в котором участникам за похудение дарят призы.
В начале 2018 года Анисимова решила продать BodyLab. Покупателя нашла через Instagram — им стал предприниматель Артём Пуртов. Он внёс залог, сделка закрылась 10 ноября, сумму стороны не раскрывают. Пуртов считает, что, благодаря росту рынка онлайн-образования, проект может увеличить свои обороты. А Анисимова переключилась на новые проекты: пиар-агентство для предпринимателей и новую онлайн-школу в нише, «где ещё нет конкурентов».
«Художник Online»
Дмитрий Уфимкин, Юрий Соколов и Василий Иванов основали онлайн-школу рисования Год основания: 2016 Инвестиции: 5 млн рублей Выручка: 1,1 млн рублей в месяц
До 2016 года Дмитрий Уфимкин работал в пищевой промышленности. Идею первого бизнеса, школы рисования «Художник Online», он подсмотрел у своего знакомого Кирилла Миниахметова, который уже делал онлайн-курсы живописи. У Уфимкина было 5 млн рублей накоплений, которые он вложил в дело. В июне 2016 года он начал работу над концепцией и сайтом, в сентябре запустил первый курс. На разработку фирменного стиля Уфимкин потратил около 200 000 рублей, разработка сайта обошлась в 350 000 рублей, осенью 2016 года на рекламу ушло около 400 000 рублей.
Юрий Соколов
Из личного архива Юрия Соколова
С маркетингом и продвижением помогали знакомые Уфимкина Юрий Соколов и Василий Иванов, организаторы арт-вечеринки Hand Made Party в Санкт-Петербурге. Через полгода после запуска они получили по 15% в проекте и взяли на себя всё оперативное управление — Уфимкин от него отстранился.
После съёмки первых двух курсов компания сменила офис и оборудовала там студию — так получалось дешевле, чем арендовать помещение под каждую съёмку. Аренда офиса обходится в 50 000 рублей в месяц. На покупку оборудования для съёмок ушло около 70 000 рублей. Камеры привозит с собой оператор. Ему за съёмку и монтаж одного курса платят 50 000 — 70 000 рублей.
Обычно один курс снимают три дня, на монтаж — две-три недели.
Сейчас на сайте школы можно выбрать из семи мини-курсов (по четыре урока) по определённой теме за 1200 рублей (графический пейзаж, натюрморт маслом и т. д.) и из десяти курсов (по 11–14 уроков) по художественным техникам начального и продвинутого уровня (акварель, масло, скетчинг, карандаш, коммерческая иллюстрация) за 4900 рублей. Самые популярные направления — акварель и скетчинг.
Годовой курс по всем направлениям с обратной связью стоит 14 900 рублей, без неё — 7900 рублей. Средний чек — около 5000 рублей, повторные покупки делают около 10% клиентов. Клиентов школа привлекает на бесплатных вебинарах по рисованию на YouTube. В среднем новый клиент покупает курс через два-три месяца после знакомства с проектом.
Бюджет на продвижение в октябре составил 400 000 рублей, половина ушла на «Яндекс.Директ». Много клиентов привлекает Instagram, время от времени школа заказывает посты у блогеров за 2000–5000 рублей. В ближайшее время Соколов хочет попробовать рекламу на YouTube.
Сейчас у «Художника Online» 3500 учеников, 90% из них женщины, половина клиентов старше 35 лет, 20% — пенсионерки. Кстати, полностью купленный курс проходит меньше десятой части людей, купивших абонементы.
Выручка за первые девять месяцев 2018 года — 10 млн рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. «Можно говорить о рентабельности 15–20% на этом рынке», — хвастается Соколов. По объёму трафика «Художник Online» среди онлайн-школ занимает второе место после «Школы рисования Вероники Калачёвой» (по данным SimilarWeb).
Успех школы Калачёвой он объясняет сильным персональным брендом самой художницы и IT-ресурсами платформы GetCourse, с которой она сотрудничает. В команде «Художника Online» работают девять человек, на зарплаты уходит около трети выручки. Обратную связь ученикам дают три преподавателя, остальные участвуют только в съёмках. Соколов жалуется, что держаться в кадре мало кто умеет, поэтому сотрудников было найти тяжело. Сейчас он думает о запуске новых курсов по архитектуре, веб-дизайну.
«ЩиБорщи»
Алёна Гречина основала кулинарную онлайн-школу Год основания: 2015 Инвестиции: 80 000 рублей Выручка: 110 000 рублей в месяц С 2007 года Алёна Гречина работала в рекламной индустрии и через семь лет доросла до стратег-директора в агенстве Zenith International. «У стратегов всегда есть проблема: мы создаём продукт, а потом он уходит. Ощущение, что ничего реального не делаешь в жизни», — вздыхает она.
Гречина пару раз безуспешно пыталась научиться хорошо готовить: на курсах «Школы гастронома» и в кулинарном техникуме. В школе было больше теории, чем практики, а в техникуме ей дали корочку повара третьего разряда, но мало чему научили. Гречина поделилась проблемой с коллегой Региной Сухановой, и у них возникла идея создать собственный кулинарный проект, который будет давать системные знания.
Алёна Гречина и Владимир Инжуватов
Сначала они решили открыть настоящие курсы поваров. Гречина позвала в проект своего знакомого Владимира Инжуватова, повара ресторана «Пушкинъ». Первое занятие школы «ЩиБорщи» они организовали 30 августа 2015 года. На аренду студии, продукты, посуду потратили 80 000 рублей. Полгода уроки проводились раз в неделю, а затем их количество увеличилось до 20 в месяц.
Первое занятие стоило 2500 рублей, каждое последующее — 4500, в составе абонемента — 3000. Несмотря на рост оборота, курсы балансировали на грани окупаемости, выручка достигала 400 000 рублей в месяц, а прибыль не превышала 20 000 рублей в месяц — всё уходило на аренду, продукты и зарплаты поварам.
Повышать цены на уроки или проводить корпоративные кулинарные занятия предпринимательницы не хотели. «Не готовы были стать ивент-менеджерами», — объясняют они. «ЩиБорщи» спас интернет. Летом 2016 года Гречина вместе с Инжуватовым сняли первый тематический онлайн-курс «Всё о говядине». В нём не было видео, только девять фоторецептов и советы о выборе и хранении мяса.
Курс предполагал обратную связь, люди могли сфотографировать приготовленные по рецептам блюда, прислать их повару в WhatsApp-группе и обсудить с ним результат. На запуск курса потратили 120 000 рублей. Затем в таком же формате в марте 2018 года появился курс «Соусы к пасте», он обошёлся в 100 000 рублей. Первый стоит 2990 рублей, второй — 2490 рублей.
За год курсы купили около 50 человек, предпринимательницы уделяли им время по остаточному принципу после основной работы и офлайн-направления. Летом 2017 года Гречина решила полностью переключиться на онлайн-школу – традиционные курсы так и не стали прибыльными. Инжуватов согласился работать за гонорар, а Суханова покинула проект.
Осенью 2017 года «ЩиБорщи» запустили большой базовый курс «Основы домашней кулинарии» с видеоуроками. Гречина потратила на него около 400 000 рублей. Оператора нашла среди знакомых, а студию арендовала в обмен на свою консультацию по развитию бизнеса и рекламу. Курс состоял из 56 теоретических и практических занятий. Гречина, наконец, ушла с работы.
Для привлечения клиентов «ЩиБорщи» проводят бесплатные вебинары на YouTube о том, как правильно выбирать разные продукты и экономить на покупках. На продвижение проекта в социальных сетях («ВКонтакте», Facebook, Instagram) уходит около 40 000 рублей в месяц. Предпринимательнице помогают три фрилансера, которые занимаются текстами, ведением соцсетей и технической частью. Обратную связь ученикам даёт Инжуватов. Гречина говорит, что за фидбэком обращается только половина клиентов.
Выручка онлайн-школы за первые девять месяцев 2018 года составила 1 млн рублей, операционная прибыль — 30 000 рублей в месяц. Этого мало для серьёзного развития, поэтому Гречина думает о том, чтобы привлечь инвестора. Если сделать это не получится, проект придётся закрыть. Подписывайтесь на «Секрет фирмы» в «Яндекс.Дзене».
Источник: secretmag.ru
Как запустить собственный онлайн-курс и сколько это стоит — личный опыт
Татьяна Толок, продюсер образовательного проекта «Психология для жизни» и выпускница проекта Нетологии-Групп EdMarket, поделилась опытом запуска онлайн-курса: рассказала, во сколько такой запуск обойдется и есть ли шанс на старте выйти в плюс.
37 514 просмотров
Татьяна Толок
Привет, меня зовут Татьяна Толок, онлайн-курсами я занимаюсь совсем недолго и начиналось всё как хобби. Но это хобби начало приносить деньги — онлайн-курсы оказались успешными. Мне помог 15-летний опыт работы в крупных рекламных агентствах. В этой статье расскажу, как запускали первый курс и во сколько это обошлось.
Идея запустить проект пришла к моей однокурснице по Институту Прикладной Психологии. Она занималась онлайн-образованием профессионально и захотела скрестить психологическое образование и онлайн-опыт, а я помогла докрутить идею до конкретного плана и реального воплощения.
Поскольку для нас обеих это был «проект свободного времени», мы двигались не спеша, с той скоростью, с которой позволяли ресурсы. От идеи до первого запуска прошло около полугода.
Сразу скажу: если вы не ограничены в средствах, эта статья не для вас. Мой опыт — о том, как запустить образовательный проект, располагая для этого минимальными ресурсами .
Расскажу, какой путь прошла я, запуская проект «Психология для жизни».
Проверка ресурсов
Важно понимать, есть ли у вас для старта еще что-то, кроме собственного страстного желания, а именно: ценное экспертное знание, финансовые накопления (о них поговорим дальше), а также некоторое количество друзей, готовых помочь за «спасибо» или чашку кофе.
Если среди ваших друзей и знакомых есть те, кто готов написать маркетинговые тексты, сделать грамотный лендинг, посоветовать платформу для онлайн-курса и настроить первоначальное продвижение — это очень ценно. Если нет — всё обойдется намного дороже.
В нашем случае у нас были только личные финансы — зарплаты на основной работе. Зато была куча опыта: управленческих, маркетинговых и онлайн-образовательных знаний, почерпнутых на основном месте работы. Забегая вперед, скажу, что за деньги мы в итоге привлекли только видеооператора. Хотя и это я могла сделать сама, — у меня есть камера и я умею нажимать на ней кнопку. Но тут моя квалификация уже не сильно высока, а продукт хотелось иметь качественный, так что нашли профессионала.
В нашем проекте ресурсами занимались все: благодаря общим знакомым набралась хорошая база консультантов по всем актуальным вопросам, а вот финансовый вопрос сразу упал на меня. Видимо, потому, что у меня уже был готовый ИП. Да и вообще, у меня с цифрами все довольно неплохо.
В итоге каждый занимался тем, что умел; а тем, что не умел никто или все умели одинаково плохо, — занимался тот, кто в нужный момент был более свободен. Это можно назвать неорганизованностью, но я предпочла бы назвать Agile-подходом. Результат тот же, а звучит солиднее.
Собираем команду проекта
Два правила, которые помогут стартовать с минимальными затратами: не раздувайте штат и не берите сотрудников на оклад, если этот оклад не можете пока обеспечить. Хороший вариант на старте: найти соучредителей, которые, как и вы, будут работать не за зарплату, а за процент от будущей прибыли.
Второе правило: договоритесь обо всем на берегу. Соберите стартовую команду и решите вместе, на каких условиях сотрудничаете. Мотивация работать за идею пропадает довольно быстро, и полезно понимать, хотя бы приблизительно, через какое время вы и команда можете рассчитывать на прибыль.
Наша проектная команда состояла из трех человек — мы с кофаундером и наш эксперт. Четвертый более или менее постоянный участник, наша «помощница за все», которая получала что-то типа зарплаты, появилась уже позже. Мы же втроем работали за долю в прибыли, доли были закреплены договором, в котором также определялись права на интеллектуальную собственность, мы работали по неисключительной лицензии — наш эксперт отдавал нам свои материалы в аренду на оговоренное количество лет.
Проверяем гипотезы
Прежде чем разворачиваться в боевом режиме, потренируйтесь на кошках. Проверьте ваши гипотезы — по возможности бесплатно.
Соберите слушателей на ваш первый бесплатный вебинар, а лучше несколько — так вы убедитесь, что выбранная тема актуальна и люди хотят учиться у вас и вашего эксперта.
Узнайте, сколько людей вы можете собрать с помощью разных каналов и постов в соцсетях: на своей странице, страницах эксперта, друзей, тематических групп, которые публикуют анонсы открытых мероприятий бесплатно. Убедитесь, что эксперт умеет работать в онлайне.
Вебинар можно провести как в виде онлайн-трансляции в соцсетях, так и пройдя тестовую регистрацию на какой-либо платформе. И то, и другое будет бесплатно.
Если вебинары — не тот формат, который вы будете использовать в онлайн-курсе, можно пойти другим путем. Создайте лендинг (это можно сделать бесплатно на Tilda), направьте на него трафик из соцсетей из организуйте «ранние списки»: опишите продукт и пообещайте специальную скидку тем, кто запишется на онлайн-курс заранее. Так вы проанализируете спрос и соберете первые лиды для запуска образовательного продукта.
Мы делали платные вебинары с нашим спикером — серия из трех, с домашними заданиями после первого и второго. Таким образом мы смогли протестировать тему (она нужна людям, ура!), работу над домашками (делают, интересуются, ура!) и заработали немного денег на запуск. Вложений было крайне мало, что-то типа пары тысяч рублей на продвижение поста о вебинарах в фейсбуке, а заработали порядка ста тысяч. Это был полезный и прибыльный опыт. Очень рекомендуем.
Итог. Вы собрали стартовую команду, проверили боем идею онлайн-курса, собрали первые лиды (из которых начала складываться ваша база для email-рассылки). И пока ничего не заплатили. Пора запускаться.
Легализуем образовательный бизнес
Если планируете стабильно зарабатывать на своем проекте, делайте всё по закону. Для этого вам понадобится юридическое лицо. У нас было ИП. Если вы пойдете по тому же пути, то подумайте, как вы будете делиться прибылью с другими участниками концессии, потому что с их стороны тоже возникают налоги.
Минимум головной боли: оформление бумаг через госуслуги плюс один визит в налоговую по месту жительства, и у вас есть официальные название, банковский счет и уверенность перед будущими проверками.
Регистрируя ИП, выбирайте банк с развитой системой онлайн-банкинга и сразу заводите онлайн-бухгалтерию.
Сколько стоит
- 0 ₽ — при подаче документов в электронном виде через МФЦ или нотариуса;
- 800 ₽ — при личной подаче;
- 1000–1500 ₽ — при подаче через представителя
- 800 ₽ — стоимость госпошлины.
В нашем случае, так как документы мы подавали через МФЦ, пришлось заплатить только госпошлину.
Остальные траты
- 499 ₽ ежемесячно — обслуживание счета в Тинькофф-банке (первые несколько месяцев были в подарок). Кроме Тинькофф, есть Точка или Модуль с похожим перечнем услуг.
- 2500 ₽ в год — обслуживание онлайн-бухгалтерии (в моем случае это Эльба, еще есть Тинькофф, Точка и другие облачные сервисы).
- 2000 ₽ — электронная подпись (у меня от Эльбы). Нужна чтобы не ездить каждый квартал в налоговую, а сдавать документы удаленно.
Итого: 5800 ₽ — наши первые реальные траты на проект.
Внимание! Неважно, получаете вы доход или пока нет. Как ИП вы обязаны платить за себя страховые взносы (сюда входят взносы на пенсионное и медицинское страхование). Это около 9000 ₽ в квартал, ваша онлайн-бухгалтерия вам насчитает точную сумму. Правда, получая доход, вы перезачтете свой налог в страховые взносы.
В 2019 году расходы ИП на общее пенсионное страхование составляют фиксированную сумму — 29 354 ₽ за год (при условии, что доходы ИП не превысили 300 тыс. ₽). Страховые взносы ИП на ОМС в 2019 году составляют 6884 ₽.
Выбираем платформу для размещения учебных материалов
Пока выходили из тени и оформляли документы в налоговой, эксперт подготовил первые материалы для обучения будущих студентов. Теперь нужно разместить их на платформе, на которой будет жить проект.
Расходы на платформу составят заметную часть затрат. Кроме этого, чем удобнее платформа, тем охотнее студенты будут проходить курс до конца, поэтому не спешите. Лучше протестировать несколько вариантов, чтобы убедиться, что сделали лучший выбор.
При выборе обратите внимание на такие моменты:
- сколько придется платить за использование — некоторые платформ берут ежемесячную плату; другие рассчитывают цену исходя из количества ваших учеников;
- какие дополнительные функции предлагает платформа. Это может быть CRM, редактор для лендингов, системы автоматических рассылок;
- как действует эквайринг и какой процент от платежей пользователя заберет система.
Наш выбор платформы был прост — мы пошли туда, где работает мой кофаундер. Все хорошо знакомо и известно изнутри. Заплатили сразу за год, потому что верили в наше дело. Я могла бы сказать, что вот выбрали таким образом, а теперь мучаемся, но нет, не мучаемся, а вполне себе довольны.
Я продолжаю находить новые функции и в принципе очень довольна — может быть, для студентов интерфейс мог бы быть более симпатичным, а вот для администратора там все хорошо придумано. Платежи, CRM, партнерка, ROI по каналам — всё удобно. Новые курсы делаю на той же платформе, потому что всё работает, не вижу смысла искать что-то другое.
Сколько стоит
- 28 000 ₽ — годовая оплата платформы, в нашем случае GetCourse. Если не хотите рисковать деньгами, можно оплатить 4 тыс. ₽ за первый месяц и убедиться в своих силах;
- 199 ₽ — регистрация собственного доменного имени и почты. В зависимости от востребованности, цена домена может доходить до 3000 ₽ и дороже.
Снимаем видеоматериалы
Если не планируете проводить живые вебинары (вести прямые эфиры), а будете создавать видеоуроки, самое время начать их производство. Стоимость видеосъемки очень разная, поэтому на этом этапе важно задушить внутреннего перфекциониста и сделать просто хорошо .
Мы выбрали видеоуроки, потому что мы пришли в этот проект из вебинаров, и хотелось делать что-то качественно другое. Мы хотели делать микроформат, большое значение придавали домашним заданиям, которых планировалось сделать много и хотели сделать более или менее свободное посещение уроков учениками, так что съемка уроков была каким-то очень естественным выбором.
И тут я должна сказать, что нам очень повезло с нашим экспертом (ну, окей, похвалим себя — мы очень правильно выбрали эксперта), она сама написала все скрипты для съемок, очень быстро и хорошо снялась, и вообще этот этап у нас прошел гладко и безболезненно. Готовые записи у нас были уже через два месяца после первой установочной встречи (это при том, что мы работали в режиме «только после работы»).
С тех пор я уже имела опыт работы с разными экспертами и съемочными командами, и тот, самый первый, до сих пор остается для меня эталоном. Главный совет всем снимающим — планируйте больше времени на съемку. С нашим прекрасным экспертом у нас получалось снять примерно час чистой записи за примерно полтора часа работы. Но это крайне редкое явление, обычно, с учетом дублей и переписывания, уходит в два-три раза больше времени.
Сколько стоит
- 22 000 ₽ — во столько нам обошлась съемка базового курса: работа оператора, съемка с двух камер, первичный монтаж, аренда студии, наложение титров и картинок;
- 5 700 ₽ — годовой аккаунт на Vimeo: нужен, чтобы залить видео и выгрузить его на платформу без рекламы.
Выбираем платежную систему
Пора разобраться с системой, благодаря которой плата за обучение будет оказываться на ваших счетах. Есть платформы, которые берут на себя все вопросы денежного оборота и выдают вам деньги ваших пользователей за вычетом комиссии. Так работает, например, Webinar.ru.
Есть и те, где вам придется завести собственный шлюз в банке, а также эквайринг, кассу и договор с ОФД. Так работает GetCourse. Мы выбрали Тинькофф, потому что он был первым в списке подключенных на Геткурсе. Я спросила всемирный разум в ФБ про эквайринг, правды не добилась, пошла изучать сама и остановилась вот прямо на первом. Пока ни разу не пожалела.
Процесс подключения занял дня три, был безболезненным, приятным и не утомительным. Может, у других так же, но сравнить, увы, не с чем. Я потом перевела в Тинькофф и бизнес, и личный счет, и до сих пор всем довольна. Шесть тысяч рублей только вот недавно потеряли. Но обещали найти.
И найдут, я им верю.
Сколько стоит
- 2727 ₽ — ключ в ОФД;
- 6200 ₽ — фискальный накопитель;
- 3000 ₽ в месяц — онлайн-касса.
Эквайринг, в нашем случае Тинькофф, подключили бесплатно.
Упаковываем и продвигаем курс: лендинг и реклама
Чтобы представить товар лицом и стартовать продажи, понадобится лендинг и реклама.
Первый и бесплатный вариант лендинга, вы, скорее всего, сможете создать на выбранной платформе — как это сделали мы. Так мы продали первый поток, но дальше захотелось чего-то получше, поэтому нынешний лендинг я заказала у профессионалов.
Сколько стоит
- 25 000 ₽ — подрядчику за 3 месяца работы и лендинг на Tilda, который удовлетворил всем нашим требованиям;
- 6000 ₽ — Tilda за возможность кастомизации;
- 644 ₽ — стоковые фотографии.
В разработку лендинга мы вкладывали уже заработанные, а не стартовые деньги. Рекомендую вам поступить так же.
К моменту, когда готовы обучающие материалы и лендинг, неплохо иметь свои группы в социальных сетях, где вы размещали бы полезный контент и грели аудиторию.
Если успели развить собственное комьюнити-сообщество, для старта первого курса вы сможете собрать бесплатные лиды. В ход идут бесплатные посты, открытые вебинары с экспертом.
Если с помощью бесплатного трафика не получается набрать нужное количество студентов, подключайте платный. Бюджет — на таргетинг, контекстную рекламу и другие каналы — может быть самый разный, но на старте я предлагаю потратить 10–15 тыс. ₽. Этого хватит, чтобы оценить силы и спланировать траты на следующий запуск.
Сколько денег вложили
Итак, вы привлекли на курс первых студентов и запустили обучение. Последние расходы на этом пути — оплата услуг тьюторов. То есть экспертов, которые будут проверять домашние задания у ваших студентов (вряд ли вы это успеете делать сами).
Пора оценить расходы. Итак, на запуск онлайн-курса у нас ушло:
- обслуживание счета в банке — 500 ₽ x 3 месяца, которые прошли от оформления ИП до старта обучения = 1500 ₽
- онлайн-бухгалтерия — 2500 ₽
- электронная подпись — 2000 ₽
- взносы в пенсионный и медицинский фонды — 9000 ₽
- платформа 4000 x 2 = 8000 ₽
- доменное имя — 200 ₽
- съемка видеоуроков — 22 000 ₽
- хостинг видео — 5700 ₽
- ключ ОФД — 2727 ₽
- фискальный накопитель — 6200 ₽
- онлайн-касса — 3000 x 2 = 6000 ₽
- сайт (дизайн + Tilda + картинки) — 31 644 ₽
- реклама в соцсетях — 15 000 ₽
- тьютор — 20 000 ₽
Итого: 127 000 рублей.
Можно ли запуститься дешевле? Конечно.
Можно сэкономить, отложив съемку видео и заменив их живыми вебинарами, можно сделать лендинг самостоятельно, можно на первых порах обойтись без платформы и проводить обучение в закрытой группе соцсетях. Но мы выбрали именно тот путь, который я описала.
Продали мы на том курсе на сумму около 350 тыс рублей, то есть даже немного вышли в плюс — чего и вам желаю.
Буду рада комментариям и вопросам.
Источник: vc.ru