Исследование проводилось в форме онлайн-анкетирования и охватило тех, кто позиционирует себя как основателя онлайн-школы В анкете «Барометр онлайн-образования» давалось определение онлайн-школы как компании, которая занимается обучением онлайн и предлагает несколько образовательных курсов/продуктов (64%) и специалистов, непосредственно задействованных в процессе разработки образовательных продуктов — представителей онлайн-школ, методистов, продюсеров, кураторов и разработчиков онлайн-курсов.
Анкета включала более 70 вопросов о:
- бэкграунде основателей,
- их образовательных продуктах,
- процессах продвижения и продаж,
- сервисах и технологиях, которые они используют в своем бизнесе,
- блоки о финансировании и инвестициях.
Люди, которые пришли в онлайн-образование, до этого имели весьма разнообразный опыт: от предпринимательства до работы по найму, и лишь 52% из них имели опыт в той сфере, в которой они разрабатывают образовательные продукты.
Как запустить онлайн школу с нуля без бюджета и вложений (честная стратегия для новичка)
До создания своего проекта по обучению людей онлайн 56% не работали в сфере образования, 79% пришли в онлайн-образование впервые, а 48% создают образовательные продукты в сфере, не связанной с их предыдущим местом работы. Это, например, такие люди, которые работали маркетологами, а стали экспертами школы по психологии для корпоративных менеджеров.
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте
Почему предприниматели идут в онлайн-образование
Причина №1
Играет роль легкость входа в нишу онлайн-образования и быстрое получение прибыли: 37% считают этот бизнес высокодоходным. Но как показывается практика, в дальнейшем это может оказаться заблуждением для тех, кто хочет вырасти в успешную компанию с качественным продуктом.
Большинство основателей приходят из других сфер и бизнесов, имея некоторую степень наивности и не осознавая построения процессов в онлайн-школе.
Можно создать продукт на имени конкретного эксперта и продать несколько наборов, но в дальнейшем процесс привлечения клиента становится все более затратным, и масштабировать бизнес, запускать больше программ, развивать методологию, наращивать продажи и выводить его на новые рынки не получится без грамотного маркетинга, сопровождения клиента от получения заявки до конца курса, сервисов поддержки и реинвестиции прибыли в развитие.
Попытки продать образовательные курсы самостоятельно, не используя ресурсы маркетологов и продажников, как делает половина опрошенных респондентов, скорее всего, приводят к таким показателям, что у 17% школ, запущенных в этом году, еще нет продаж, а часть школ все еще зарабатывают до 480 тысяч рублей выручки в месяц и имеет прибыль, по нашим предположениям, 100-200 тысяч. Поэтому 63% основателей все еще совмещают онлайн-образование с другой работой и только мечтают начать зарабатывать на обучении, делая его в одиночку, а 32% считают онлайн-образование дополнительным заработком.
5 фатальных ошибок Владельцев онлайн-школ, которые тормозят и губят их бизнес. Не делайте так.
Конкурентным преимуществом своего продукта половина основателей считает качество контента, личные консультации, проверку заданий и уникальную программу, а если принять во внимание, что 44% запускают образовательные курсы в одиночку или вдвоем, эти конкурентные преимущества основаны на личном мнении об опыте этого конкретного эксперта — владельца курсов или онлайн-школы.
Также 36% (большинство) устанавливают цены, ориентируясь на стоимость конкурентов, что свидетельствует о непонимании в принципе стоимости своего продукта и ее расчета. Если такие основатели делают цену ниже конкурентов, то такой демпинг вместе с непониманием ценностей своего продукта, отсутствием сервиса, поддержки студентов и контроля результата сказывается негативно на рынке в целом.
К тому же если ориентироваться на стоимость онлайн-курсов у конкурентов, не выстраивая первичную финансовую модель, в конце концов экономика не сходится, и онлайн-школа не имеет ресурсов для продвижения.
Сложность повторения циклов продаж таких курсов с каждым набором приводит к перенасыщению рынка предложениями с недостаточным спросом и недоверию людей, которые имеют потребность обучаться, а также к большому разочарованию самих основателей онлайн-школ относительно жизнеспособности такой модели бизнеса, как онлайн-школа.
Причина №2
Кажется, что в онлайн-образовании не нужно концентрироваться на методологических аспектах обучения. Преподавателей ищут 10% респондентов, менеджеров образовательных курсов — 8%, а методистов — только 5%, в то время как специалистов по продажам и маркетингу хотят нанять 42%.
Возможно, есть такие ниши, в которых это пока не нужно, но конкуренция на рынке должна привести к тому, чтобы методологическому качеству продукта уделялось не меньше внимания, чем продвижению, так как иначе мы просто перестанем добиваться развития навыков и результатов обучения.
Причина №3
Исходя из предыдущего пункта и модели «сначала продать, потом сделать продукт» складывается впечатление, что у какой-то части создателей онлайн-курсов есть восприятие их деятельности в онлайн-образовании как возможности «подхалтурить». У слова «халтура» есть два значения — легкий дополнительный заработок (такой термин использовался в СССР теми, кто пытался то тут, то там заработать на кусок хлеба), и второе — плохо сделанная работа.
В связи с этим зреет вопрос, какие инициативы надо запустить, чтобы искоренить такое восприятие у самих создателей любых образовательных продуктов, и, наоборот, рассказать об ответственности, которую они несут перед теми, кому хотят передать знания и опыт?
Честность и ответственность
Исходя из предыдущих выводов и тезисов, мы приходим к такой картине рынка. Часть онлайн-школ занимается только методологией и упором на качественный образовательный продукт, другая часть делает упор только в маркетинг. И те и другие занимаются тем, что им больше всего понятно и близко.
К сожалению, методология, как и маркетинг, сложно совместимы между собой, так как маркетинг лежит на грани креатива и возможностей получения результата, тогда как методология ограничивает это творчество в разы. Тут же всплывает вопрос, что первично, маркетинг или продажи? Вопрос, на который ответить однозначно сложно, потому как нужно смотреть на ситуацию в целом.
Именно поэтому мы решили провести это исследование с целью показать, что происходит на рынке и к чему стоит стремиться каждому игроку. Наша цель — объединить тех, кто умеет продавать онлайн-курсы, с теми, кто умеет обучать. Дать понимание рынку, что разделяя себя и других, мы приходим к тому, что рано или поздно начинаем просто придумывать велосипед заново.
Но все-таки накопленный опыт маркетологов и методологов никому не повторить за пару месяцев. Успешный опыт крупных брендов, таких, как «Нетология», SkillBox, Geekbrains и многих других крупных игроков, — это работа большой команды, которая оптимизирует и выстраивает все бизнес-процессы, и постоянно работает над качеством продукта и качеством своего маркетинга. Тех, кто хочет легко и быстро заработать на онлайн-образовании, вырастить бизнес в этой сфере, может ждать разочарование.
На всех, кто является представителем рынка онлайн-обучения или позиционирует себя таковым, лежит большая ответственность. Мы должны быть честны в формулировках, а если конкретных показателей качества и результата у нас еще не существует, стоит задуматься, можно ли их ввести и как это сделать.
Чем инфобизнес отличается от онлайн-школы?
Начнем с инфобизнеса. Это бизнес, основанный на продаже любых информационных продуктов. Курсы, тренинги, вебинары, гайды, чек-листы, схемы, марафоны — это все, так скажем, «товары», на которых и зарабатывает предприниматель.
И он (инфобизнес) бывает очень разный. Не то, чтобы совсем плохой, но репутация хорошенько испорчена. Почему? Ну, наверняка вы встречали рекламу (особенно тизеры, это мое любимое, где вам пытались продать всякую фигню. И привлечь шок-контентом аля: «Весишь 96, а хочешь 56?
Она похудела на 40 кг за 2 недели с помощью чудо…».
Все это, конечно, с незабываемыми, умопомрачительными фоточками. Сомнительные схемы по мгновенному обогащению и быстрому заработку сюда тоже относятся. Многие люди верили подобной рекламе, особенно раньше, покупали эти продукты, сделанные кое-как, с информацией, которая едва ли может чему-то научить, решить проблему или дать пользу.
В итоге сам термин «инфобизнес» стал ругательным. Из-за безответственных предпринимателей, которые совсем не думали о своих клиентах.
После этого на арену вышел новый вид инфо-предпринимательства — онлайн-школа. Онлайн школа — это бизнес, построенный на продаже обучения в формате онлайн. То есть, по сути, тот же инфобизнес.
Главное отличие в том, что сам термин уже не несет в себе негативной нагрузки. Собственно, для этого он и был придуман. А еще предприниматели, которые строят бизнес в формате онлайн-школы, стараются все же более ответственно подходить к продукту и результату клиента.
Возникновение онлайн-школ — ребрендинг всей отрасли
И он дает огромный толчок к развитию лично вам. Ведь все люди хотят становиться лучше, получать новые знания и навыки от тех, кому они доверяют. Формируйте доверие у аудитории своей экспертностью и успех вам гарантирован.
А насчет продаж… их технологии не изменились. Есть жесткие и мягкие схемы, стратегии pull и push. Выбор, что делать, всегда остается за вами.
Источник: digitalexperts.tv
Бизнес-модель онлайн-школы
Интернет изменил жизнь во многих отношениях. Это коснулось сферы образования. Онлайн-школы стали доступны не только ученикам, но взрослым, желающим получить новые знания или навыки. Поэтому создание онлайн-школы — способ стать предпринимателем и получить неплохой доход. Чтобы открыть такой бизнес, нужно заранее разработать пошаговый план.
В статье мы рассмотрим, зачем нужен бизнес-план, приведем примеры, рассчитаем финансовые показатели.
Зачем нужен бизнес-план
Бизнес-план — это документ, который описывает аспекты создания и развития бизнеса, включая цели, стратегию, структуру, организацию. Дополнительно в бизнес-плане можно прописывать информацию об услугах, продуктах, потенциальном рынке, финансовые прогнозы или планы действий.
Такой план разрабатывается перед стартом бизнеса или при его расширении. Он помогает предпринимателям определить, насколько успешным может быть их компания, сколько потребуется времени, ресурсов для его запуска.
Онлайн-школы нуждаются в хорошо разработанном бизнес-плане. Он определяет ключевые факторы, такие как стартовые расходы, источники дохода, платежеспособность рынка и потенциальную прибыльность проекта.
Структура может меняться в зависимости от задачи. Например, привычный вариант:
- Титульный лист.
- Резюме.
- Анализ рынка.
- Маркетинговый план.
- План производства.
- Финансовый план.
- Анализ рисков.
Без хорошего бизнес-плана компания столкнется с финансовыми трудностями или неудачами. Разработка действий в случае форс-мажоров позволяет определить стратегию продвижения и маркетинга, узнать свою целевую аудиторию.
Бизнес-план онлайн-школы отвечает на множество вопросов, которые возникают у предпринимателя. Вот некоторые из них:
- Что является основной идеей моего бизнеса, как он будет работать?
- Кто будет моей целевой аудиторией, как я буду привлекать новых клиентов?
- Кто является моими конкурентами, как я смогу выделиться среди них?
- Какие финансовые прогнозы и какие ресурсы мне понадобятся для запуска?
- Какие риски или возможности могут возникнуть на рынке, как я буду реагировать на них?
- Как я буду оценивать успех своего бизнеса, какие метрики будут использоваться для отслеживания его развития?
Ответы помогают предпринимателю получить представление о бизнесе, рассмотреть варианты продвижения и принимать решения. Это снижает риски за счет планирования деятельности.
Как составить бизнес-план для онлайн-школы
При составлении бизнес-плана учитывается, для какой цели он нужен. У банков, инвесторов и учредителей коммерческих грантов свои требования к формату или содержанию бизнес-плана. Рассмотрим, какие шаги нужно предпринять.
Шаг 1: Определите свои цели и задачи
Первый основополагающий шаг — определение целей, задач. В начале пути нужно ответить на следующие вопросы:
- Что вы хотите достичь с помощью своей онлайн-школы? Какую проблему она будет решать?
- Какую аудиторию вы хотите привлечь? Какой возрастной группе и какому уровню знаний будет предназначаться программа?
- Какие курсы и программы вы будете предлагать? Какой формат обучения будет использоваться?
Ответы на эти вопросы помогают с определением целей проекта.
Шаг 2: Исследуйте рынок
После ответов на вопрос пора провести исследование рынка. То есть, нужно определить, кто считается конкурентами, какие курсы они предлагают, какие цены у них. Дополнительно можно провести оценку спроса на курсы и программы.
Для этого используют разные источники. Например, анализ интернет-статистики, проведение опросов среди целевой аудитории, участие в профильных конференциях и т.д. На первых этапах исследование будет выглядеть, например, так:
Конкуренты
Цена за курс, руб
Количество курсов
Среднее количество студентов на курсе
Общее количество студентов
Источник: skillspace.ru