В соответствии с разработанной Миссией компании определяются социально значимые потребности, на удовлетворение которых направлен бизнес компании.
Разработка бизнес-потенциала компании может быть выполнена по Шаблону формирования бизнесов, представленному на рис. 4.6.
Рис. 4.6. Шаблон формирования бизнесов
В результате формируются базовый рынок и базовый продукт, детализация которых определяет предложения компании глазами покупателей (товарные группы) и однородные по отношению к продуктам компании группы покупателей (сегменты рынка). С помощью матричной проекции (рис. 4.7) устанавливается соответствие между сформированными товарными группами и сегментами рынка и определяется список бизнесов компании (на пересечении строк и столбцов находятся бизнесы компании).
Рис. 4.7. Шаблон формирования бизнесов (матрица проекций)
Другая технология выделения бизнесов (бизнес-направлений) базируется на понятиях «декомпозиция» и «критерий декомпозиции»
Декомпозиция — это разбиение объекта на составные части.
Эффективно о бизнесе. Описание бизнес-процессов vol.1
Критерий декомпозиции — это критерий, на основе которого производится декомпозиция.
Давайте рассмотрим эти понятия на примере структуризации шаров. Имеется исходная ситуация: есть шары двух цветов — белые и черные, при этом эти шары сделаны из различных материалов — дерева и железа. Поставлена задача: структурировать шары и построить их иерархическое дерево. Существует три подхода к решению данной задачи.
Первый подход — можно разделить все шары на белые, черные, деревянные, железные и построить дерево шаров, изображенной на рис. 4.7.
Рис. 4.7. Первый вариант дерева шаров
Рис. 4.8. Второй и третий варианты дерева шаров
При втором подходе шары сначала делятся по цвету на белые и черные, а потом делятся по материалу на деревянные и железные. Возможен и третий подход. Шары сначала делятся по материалу, а потом по цвету. В данных случаях материал и цвет являются критериями декомпозиции (см. рис. 4.8).
Оказывается, что первый подход построения дерева шаров является неправильным, так как в нем элементы пересекаются — каждый шар относится одновременно к двум элементам дерева. Это вызвано тем, что в данном подходе при структуризации шаров были одновременно применены два критерия декомпозиции. Второй и третий подходы являются правильными, так как в них критерии декомпозиции были примененные последовательно и различие между ними обусловлено различием в последовательности их применения.
Отсюда вытекают два важных правила, которые нужно применять при структуризации деятельности компании.
Правило 1. На одном уровне нужно применять только один критерий декомпозиции.
Правило 2. Для одной системы можно построить несколько вариантов «деревьев» в зависимости от различной последовательности применения возможных критериев декомпозиции. При этом на верхнем уровне нужно использовать более существенные критерии декомпозиции.
Технология описания бизнес-процесса. Моделирование и важность исследования процессов компании
Шаг 1. Описание бизнес-направлений компании
Рассмотрим первый шаг описания организации, на котором разрабатывается перечень бизнес-направлений. Для правильной разработки данного перечня полезно рассмотреть и использовать понятия «декомпозиция» и «критерий декомпозиции»
Что это такое? Декомпозиция — это разбиение объекта на составные части. Критерий декомпозиции — это критерий, на основе которого производится декомпозиция.
Давайте рассмотрим эти понятия на примере структуризации шаров. Имеется исходная ситуация: есть шары двух цветов — белые и черные, при этом эти шары сделаны из различных материалов — дерева и железа. Поставлена задача: структурировать шары и построить их иерархическое дерево. Существует три подхода к решению данной задачи.
Первый подход — можно разделить все шары на белые, черные, деревянные, железные и построить дерево шаров.
При втором подходе шары сначала делятся по цвету на белые и черные, а потом делятся по материалу на деревянные и железные.
Возможен и третий подход. Шары сначала делятся по материалу, а потом по цвету. В данном случае материал и цвет являются критериями декомпозиции.
Оказывается, что первый подход построения дерева шаров является неправильным, так как в нем элементы пересекаются — каждый шар относится одновременно к двум элементам дерева. Это вызвано тем, что в данном подходе при структуризации шаров были одновременно применены два критерия декомпозиции. Второй и третий подходы являются правильными, так как в них критерии декомпозиции были применены последовательно и различие между ними связано с различием в последовательности их применения.
Отсюда вытекают два важных правила, которые нужно применять при структуризации деятельности компании.
Правило 1. На одном уровне нужно применять только один критерий декомпозиции.
Правило 2. Для одной системы можно построить несколько вариантов деревьев в зависимости от различной последовательности применения возможных критериев декомпозиции. При этом на верхнем уровне нужно использовать более существенные критерии декомпозиции.
Здесь мы будем пользоваться понятием «классификатор», которое по своей природе является синонимом понятия «дерево». Описание бизнес-направлений компании завершается построением иерархического дерева или классификатора.
Дата добавления: 2015-12-21 ; просмотров: 23 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.net
Методология, применяемая консалтинговыми компаниями
Большинство консалтинговых компаний в проектах по оптимизации деятельности организаций в общем случае применяют типовую методологию описания бизнес-процессов. Данная методология состоит из двух типов бизнес-моделей, одна из которых применяется для описания бизнес-процессов верхнего уровня и является прототипом классической DFD-модели, а вторая применяется для описания процессов нижнего уровня и соответствует принципам построения классической WFD-схеме.
Модель верхнего уровня и принципы ее построения представлена на рис. 25.
Рис. 25. Модель описания бизнес-процессов верхнего уровня, применяемая консалтинговыми компаниями.
Модель бизнес-процессов нижнего уровня, использующая подход «Swimmer lanes» представлена на рис. 26.
Рис. 26. Модель описания бизнес-процессов нижнего уровня, применяемая консалтинговыми компаниями.
В таблице 8 приведено описание бизнес-моделей, применяемых для описания организационно-функциональной деятельность, что соответствует разделам «Бизнес-процессы» и «Оргструктура».
№ | Название модели | Описание и предназначение модели |
1. | Дерево бизнес-направлений. | Модель описывает бизнес-направления, реализуемые в компании и их взаимосвязь с другими элементами организации. |
2. | Дерево бизнес-процессов. | Модель описывает бизнес-процессы, выполняемые в компании и их иерархию. |
3. | Диаграмма окружения процесса. | Процессная модель описывает окружение бизнес-процесса (границы процесса – входы, выходы, клиенты, поставщики). |
4. | Дерево информационных потоков. | Модель описывает и классифицирует информационные потоки компании. |
5. | Дерево материальных потоков. | Модель описывает и классифицирует материальные потоки компании. |
6. | Дерево организационной структуры. | Модель описывает организационную структуру компании. |
7. | Дерево информационной системы | Модель описывает структуру информационных систем, используемых в компании. |
8. | Диаграмма процесса — DFD. | Процессная модель – прототип классического стандарта DFD. Применяется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. |
9. | Диаграмма процесса — WFD. | Процессная модель — прототип классического стандарта WFD. Применяется для описания бизнес-процессов нижнего уровня. |
Модель «Дерево бизнес-направлений» применяется для описания бизнес-направлений, реализуемых в компании и их взаимосвязь с другими элементами организации (рис. 27).
Модель «Дерево бизнес-процессов» описывает бизнес-процессы, выполняемые в компании и их иерархию (рис. 28). На верхнем уровне дерева бизнес-процессы делятся на три группы: основные, обеспечивающие и управленческие.
Модель «Диаграмм окружения процесса» позволяет описать окружение или границы бизнес-процесса, показывая его входы, выходы, поставщиков и клиентов (рис. 29).
Модель «Дерево информационных потоков» позволяет описать и классифицировать информационные потоки компании, которые представляют из себя информацию, размещенную на бумажных носителях, устную информацию либо информацию в электронном виде. Во многих проектах по описанию бизнес-процессов, также приходится описать внутреннюю структуру информационных потоков. Для решения этой задачи, удобным с практической точки зрения, является подход, когда структура информации описывается в виде документа MS Word, после чего на схеме дерева информационных потоков показывается соответствие между элементами дерева и разработанными документами (рис. 30).
Модель «Дерево материальных потоков» позволяет описать и классифицировать материальные потоки компании, которые представляют из себя сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию и т.д. (рис. 31).
Модель «Дерево организационной структуры» используется для описания организационной структуры компании. На данной модели изображаются структурные подразделения, должности, а также связи линейного и функционального подчинения (рис. 32).
На практике приходится разрабатывать несколько различных типов моделей организационной структуры, основными из которых являются модели организационной структуры, построенные по принципу подчиненности и принципу входимости. Это связано с тем что в некоторых случаях на одной модели невозможно наглядно показать все имеющиеся взаимодействия между структурными подразделениями. В данном случае строят несколько простых моделей, на каждой из которых отображают только один тип взаимодействий.
Модель «Дерево информационной систем» используется для описания структуры информационных систем, используемых в компании. На данной модели показываются типы информационных систем применяемых в компании, описывается их модульная структура, а также перечисляется программное обеспечение, используемое в компании при выполнении бизнес-процессов. (рис. 33).
Модель «Диаграмма процесса — DFD» является прототипом классического DFD–стандарта и используется для описания бизнес-процессов верхнего уровня. При построении диаграммы процесса – DFD описываются работы из которых состоит бизнес-процесс, а также используются элементы организационной структуры, информационных систем, материальных и информационных потоков, которые были описаны при построении бизнес-моделей, рассмотренных выше.
В случае если в проекте была описана внутренняя структура информационных потоков, то на схеме процесса показывается соответствие между элементами информационных потоков и документами в формате MS Word, описывающих внутреннюю структуру информации (рис. 34).
Модель «Диаграмма процесса — WFD» является прототипом классического WFD–стандарта и используется для описания бизнес-процессов нижнего уровня. При построении диаграммы процесса – WFD описываются работы, из которых состоит бизнес-процесс, а также используются элементы организационной структуры, информационных систем, материальных и информационных потоков, которые были описаны при построении бизнес-моделей, рассмотренных выше.
В случае если в проекте была описана внутренняя структура информационных потоков, то на схеме процесса показывается соответствие между элементами информационных потоков и документами в формате MS Word, описывающих внутреннюю структуру информации (рис. 35).
Семь «золотых» правил описания бизнес-процессов
Сама по себе методология описания бизнес-процессов довольно проста, но ее эффективное применение на практике не является простой задачей. Подводные камни, появляющиеся при описании бизнес-процессов компании могут свести эффективность этой работы на нет. Возникновение подводных камней связано с человеческим фактором, так как большинство сотрудников компании не заинтересованы в проведение подобных работ в их организации.
Описание бизнес-процессов дает ответы на вопросы, кто чем занимается в компании и кто за что отвечает. Это делает компанию прозрачной и подконтрольной руководству. Прозрачность в первую очередь выгодна руководителям организации, при этом она заставляет всех сотрудников работать на цели организации в ущерб их личным интересам. Более того описание бизнес-процессов и повышение прозрачности позволяет выявить излишки финансовых и временных ресурсов, которые «припасли» сотрудники» на крайний случай. Поэтому основная часть сотрудников не заинтересована в этой работе и при описании деятельности компании постоянно возникают сопротивления, препятствующие получению реальной информации о том, кто чем в компании занимается и кто за что отвечает.
Что бы уменьшить сопротивления незаинтересованных сторон описанию бизнес-процессов нужно использовать «золотые» правила, которые были выведены из практического опыта проведения подобных работ.
Правило 1. Составляйте, уточняйте, подтверждайте схемы вместе с «владельцами»/»участниками» бизнес-процессов.
К работе по описанию бизнес-процессов нужно активно привлекать специалистов, которые участвуют в этом процессе и отвечают за эффективность их выполнения. Во первых, это ускорит работу и повысит качество результатов, так как кроме самих участников процесса никто другой лучше не знает как бизнес-процесс происходит на самом деле. Во вторых, на основании разработанный описаний в дальнейшем будет проводится оптимизация и проведение изменений бизнес-процессов. Одним из главных правил эффективного проведения изменений является вовлечение на ранних стадиях в эти работы сотрудников участвующих в процессе и чья деятельность будет затронута изменениями.
Источник: studopedia.su