Описание схемы ведения бизнеса клиента для банка 115 фз пример строительство

Правила – документ на бумажном носителе, утвержденный руководителем Общества.

Содержание Правил (обязательные программы):

а) программа организации системы внутреннего контроля;

б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;

в) программа изучения клиента;

г) программа оценки рисков и управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

д) программа выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма и представления сведений о них в Росфинмониторинг;

е) программа замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества;

ж) программа подготовки и обучения кадров в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

Банк отнял мои деньги по 115-ФЗ. Мой бизнес «красный»

з) программа проверки системы внутреннего контроля;

и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

II. Загрузить Правила в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга

Сведения о дате утверждения правил внутреннего контроля необходимы при заполнении карты постановки на учет в Росфинмониторинге.

2). Постановление Правительства РФ от 14.07.2021 N 1188 (ред. от 03.02.2022) «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым адвокатами, нотариусами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами» (начало действия редакции — 04.02.2022).

3). п. 19 Административного регламента, утв. Приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 N 33

Разработать программу подготовки и обучения сотрудников в целях ПОД/ФТ с учетом требований законодательства и особенностей деятельности компании и клиентов.

Руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение.

В перечень включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления;

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

Вебинар «Что делать, если по 115-ФЗ банк оценивает ваш бизнес как высокорисковый»

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

Программа должна предусматривать, в частности, изучение правовых актов Российской Федерации, правил и программ осуществления внутреннего контроля, а также типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок (п. 16 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).

Формы обучения зависят от того, кто его должен проводить. Вводный инструктаж и дополнительный инструктаж проводит специальное должностное лицо компании, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (п. п. 7, 8 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).

Целевой инструктаж и повышение уровня знаний в сфере ПОД/ФТ осуществляют организации, учрежденные Росфинмониторингом, и другие организации (п. п. 11, 12 Положения, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203).

Перечень таких организаций размещен на сайте Автономной некоммерческой организации «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» (АНО МУМЦФМ) https://mumcfm.ru/

1). Приказ Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203

(ред. от 01.11.2010) «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.09.2010 N 18375)

2). Приказ Росфинмониторинга от 19.07.2011 N 250

«Об установлении программы обучения в форме целевого инструктажа для работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.09.2011 N 21883)

Назначить специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (прошедших соответствующее обучение).

Разработать иные внутренние организационные меры в указанных Законом N 115-ФЗ

Должностное лицо назначает руководитель организации точно в день принятия Правил (соблюдение проверяет Роскомнадзор, административная ответственность).

Идентифицировать клиентов до приема на обслуживание и сформировать анкету клиента

Росфинмониторинг рекомендует проверять клиентов с помощью специальных программ (не обязательно, можно вручную).

Например, Контур Призма: https://kontur.ru/prizma

Идентификация клиента, его представителя и (или) выгодоприобретателя (физических или юридических лиц, иностранные структуры без образования юридического лица, ИП, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), находящихся на обслуживании, независимо от того, разовая это сделка или она носит долгосрочный характер.

До приема на обслуживание необходимо установить следующие сведения в отношении юр. л. — наименование, ИНН или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения. Организация вправе на основании п. 5.4 ст. 7 Закона N 115-ФЗ требовать и получать от клиента или его представителя документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица, ИП.

В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, следует использовать сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, информацию из открытых баз данных органов власти и т.д.

Определить уровень риска клиентов

В правилах внутреннего контроля указывается какие уровни риска и на основании каких фактов клиент будет отнесен к тому или иному уровню риска. После идентификации клиента с учетом фактов клиенту присваивается определённый уровень риска (Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366).

Сформировать анкету клиента

Все сведения о клиентах необходимо фиксировать в специальной анкете, форму которой разрешено разработать самостоятельно в бумажном и электронном виде. Полученные личные данные должны надлежащим образом храниться. Досье на клиента хранится не менее пяти лет после окончания отношений с ним.

Анкета клиента должна содержать сведения, которые прописаны в приложении 3 приказа Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366. Анкета хранится в течение всего периода обслуживания клиента и ещё пять лет после прекращения сотрудничества. Не реже раза в год все идентификационные данные клиентов нужно обновлять.

Сверять перечень клиентов со списком террористов и экстремистов (не реже одного раза в квартал, результаты сообщать в Росфинмониторинг в виде формализованных сообщений (ФЭС).

Признаки сомнительных действий клиента (включаются при автоматизации процесса): частая смена учредителей; адрес массовой регистрации; массовый директор — зарегистрирован в качестве генерального директора исполнительного лица; несогласованные ОКВЭДы — когда у клиента 20 ОКВЭДов, два или три из которых противоречат друг другу; наличие у клиента ОКВЭДов, которые ЦБ отнёс к высокорисковым видам деятельности; непубликация бухгалтерской отчётности за последний год или несколько; неуплата налогов.

Читайте также:  Нет такого бизнеса как шоу бизнес актеры

1). Ст. 7 115-ФЗ

2). Приказ Росфинмониторинга от 22.11.2018 N 366

(ред. от 15.06.2021) «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)

3). Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 N 103

(ред. от 09.01.2014) «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»

4). Информационное письмо Росфинмониторинга от 01.03.2019 N 59 «О методических рекомендациях по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями»

Ответственность, если выяснилось, что клиент находится в списке террористов и экстремистов, действия бухгалтерии привели к финансированию терроризма или экстремизма (уголовная ответственность).

Документально фиксировать информацию о сомнительных сделках, свидетельствующую о возможном нарушении клиентом 115-ФЗ

Сохранять ее конфиденциальный характер.

ст. 6 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю.

Зарегистрировать личный кабинет на сайте Росфинмониторинга:

1. Заполнить заявление на подключение к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга.

2. Подписать заявление квалифицированной электронной подписью.

3. Получить уведомление о регистрации заявления.

4. Собрать пакет документов, которые подтверждают оказание услуг по аутсорсингу бухгалтерии и сдаче отчётности. Документы нужно отправить в Росфинмотонинг в бумажном виде, заверив подписью руководителя организации.

5. Получить по почте логин и пароль для доступа в личный кабинет.

Ежедневно заходить в личный кабинет на сайте Росфинмониторинга -это отслеживается. На отправку сообщения в Росфинмониторинг — 3 рабочих дня. Срок отсчитывается с момента, когда бухгалтерская фирма выявила сомнительную операцию (Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 № 569).

Приказ Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175- Порядок ведения личного кабинета, Порядок доступа к личному кабинету и его использования.

Передавать информацию в Росфинмониторинг

После регистрации ЛК можно проверять своих клиентов по определенным перечням, которые там размещены, и взаимодействовать с Росфинмониторингом, отправлять в Росфинмониторинг формализованные электронные сообщения (ФЭС). Отправлять ФЭС можно напрямую через личный кабинет Росфинмониторинга или с помощью программ, которые предлагает регулятор и сторонние вендоры.

Если возникают подозрения об осуществлении операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то следует представить информацию о данных операциях в Росфинмониторинг (независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ).

1). Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 утверждены Правила передачи информации

2). Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110

(ред. от 30.10.2020) «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3). Приказ Росфинмониторинга от 07.10.2021 N 219

«Об утверждении описания форматов формализованных электронных сообщений, направление которых предусмотрено Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110, и рекомендаций по их заполнению».

Основанием для начала исполнения должностными лицами Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга) административной процедуры является приказ о проведении проверки.

Предметом проверки является соблюдение организацией (индивидуальным предпринимателем) и ее (его) должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

28. Должностные лица, осуществляющие контроль, проводят проверки по следующим вопросам:

наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), соответствие правил внутреннего контроля требованиям законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их реализация;

наличие в организации (у индивидуального предпринимателя) специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, документов о его назначении, а также соответствие специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к подготовке и обучению кадров в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев (в том числе порядка работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму);

соблюдение порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение порядка документального фиксирования и представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение требований по применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение порядка хранения документов и информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случаях, установленных Федеральным законом N 115-ФЗ;

соблюдение конфиденциального характера информации, полученной в результате реализации правил внутреннего контроля.

Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю

Приказ Росфинмониторинга от 29.07.2014 N 191

«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства»

Требования 115 ФЗ в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Читайте также:  Выращивание лука как малый бизнес

— сделки с недвижимым имуществом;

— управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

— управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

— привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

— создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Пункт 5 Информационного письма Росфинмониторинга от 19.07.2018 N 54 «О применении отдельных норм Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001

Источник: sc-kontur.ru

Блокировка расчетного счета по 115-ФЗ: судебная практика

Блокировка счета 115-ФЗ

Наложение банком блокировки на счет означает приостановку любых операций по нему. Согласно статистическим сводкам «Деловой России», только за 2017 год в нашей стране блокировке подверглись свыше 700 тысяч счетов различных организаций (юр. лиц и ИП). Новой статистики пока нет, но блокировки позволили пресечь вывод в нелегальный оборот более 100 млрд руб.

Кто находится в зоне риска

Банки могут заблокировать счет любой организации (предпринимателя), которая используется как в коммерческих, так и в личных целях. Одна из самых частых причин приостановки операций – невнимательное заполнение документов, приводящее к ошибкам и неточностям. Кроме того, основанием может стать несвоевременное изменение сведений, либо проведение нехарактерной для этого счета операции.

К примеру: организация обычно проводит сделки на общую сумму не более 500 000 руб./в месяц. На фоне такой активности заключенный контракт на сумму более 1 миллиона рублей выглядит подозрительно и может послужить причиной блокирования. Нужно четко представлять, какие действия приводят к повышению ее вероятности, чтобы этого избежать.

Законодательная база блокирования счетов

Принятый 7 августа 2001 г. Федеральный закон № 115 «О противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма» дал банкам право оценивать операции на счетах клиента. В соответствии с требованиями регулирования и внутренними правилами контроля установлены следующие признаки повышенного риска:

  1. Нехарактерные для конкретного счета сделки.
  2. Отсутствие экономической обоснованности сделки.
  3. Выведение крупных сумм за пределы страны.
  4. Искусственное занижение платежей по тарифам.
  5. Перевод значительных сумм в наличность с целью уклонения от налогов.

Любой из перечисленных признаков является основанием для банка устроить внутреннюю проверку. Это означает запрос документов по подозрительной сделке. Клиенту нужно предоставить их до определённой даты. Непредставление грозит приостановкой операций по клиентскому счету.

Регулярная плановая проверка банка призвана выявить причастность к деятельности террористической или экстремистской направленности. Счета самих организаций (юр. лица, ИП), на которые пала тень сомнения, а также контрагентов этих компаний подвергаются немедленной блокировке. Подробности этого процесса представлены в статье «Что такое блокировка счета по 115-ФЗ?».

Снизить риски блокирования счетов поможет ряд полезных действий, которые должны войти в привычку:

  1. Своевременное предупреждение банка об любых изменениях в сведениях, будь то новый юридический или фактический адрес, директор, а также ОКВЭД: получение оплаты за поставку строительных материалов организацией, зарегистрированной в качестве автомастерской, будет крайне подозрительным.
  2. Подробное и развернутое описание в назначении платежа: полное наименование товара /услуги, номер контракта-основания сделки и т.д. Контрагентов также нужно предупредить о необходимости достоверного и полного указания назначения.
  3. Своевременная уплата всех налогов в требуемом объеме. Минимальный размер налога, определяемый Центробанком, равен 0,9% оборота. При наличии нескольких счетов, налоги должны быть уплачены равномерно с каждого.
  4. Полная и регулярная проверка собственных контрагентов. Оценить риск сотрудничества с той или иной организацией помогут сервисы для проверки контрагентов.

В случае возникновения подозрений со стороны банка необходимо предоставить максимально полную и достоверную информацию. Важно объяснить банку принципы работы вашего бизнеса: это поможет скорее разрешить все сомнения.

Более подробные советы для предотвращения приостановки операций по счетам даны в методических рекомендациях Центробанка.

Платежи, на которые не распространяется блокировка счета

Если приостановка банком функционирования счета все же коснулась клиента, он может производить оплату обязательных взносов в бюджетные и внебюджетные фонды. В соответствии с законодательством банк не может ограничивать подобные операции. Их перечень приведен в ст. 855 ГК РФ:

  • алиментные выплаты, компенсация вреда жизни и/или здоровью
  • уплата выходного пособия, заработной платы согласно трудовым договорам
  • перечисление сумм налогов в ФНС, ФСС, ПФР
  • выплаты по исполнительным документам денежных требований

Суд в отношении блокировок: случаи из арбитражной практики

К. Селиванова, руководитель юридического отдела «СКБ Контур», провела анализ некоторых арбитражных дел в отношении приостановки функционирования счета. Эти реальные случаи наглядно показывают работу судебной системы. Наиболее показательны четыре делопроизводства: два из них с положительным для истца-организации с заблокированным счетом, и два других, в которых суд принял решение в пользу банка.

Нарушение сроков предоставления информации по запросу

Организация пробовала сделать перевод денег с целью возврата займа учредителю в отсутствие договора. У банка возникли опасения по поводу нелегальности этой операции, итогом стал отказ от проведения.

Организация подала иск в арбитраж с просьбой признания незаконности такой блокировки. В ходе слушания было установлено, что компания-истец предоставила все запрошенные банком документы. Банк ответил отказом, ссылаясь на нарушение сроков предоставления информации. Как выяснилось, времени на исполнение запроса у компании-истца не было, поскольку требования банка в письменной форме были вручены уже после завершения обозначенного срока – спустя два дня. Таким образом, требования банка были заведомо невыполнимы.

Требования организации-истца (опровержение информации о нарушении 115-ФЗ в Росфинмониторинг, возврат суммы в 1 900 000 руб. на счет) были удовлетворены. Постановлением ФАС Уральского округа № Ф09-515/19 от 02.04.2019 действия банка признаны незаконными.

Подозрительный характер совершаемых операций

Индивидуальный предприниматель начал получать суммы от контрагентов по предоплатной системе. Оплаты составляли от 50 до 100 % общей суммы сделки. Банк решил, что на тот момент времени ИП работал подозрительно недолго для установления такого количества сотруднических отношений на предоплатной основе. Проводимые сделки сочли сомнительными, а дистанционное обслуживание ИП было приостановлено. ИП направил иск в арбитражный суд с целью признания незаконности таких действий.

На основании представленных в суд доказательств, банк доказал сомнительный транзитный характер совершаемых предпринимателем операций. Отсутствовала экономическая обоснованность подобных платежей, более того они противоречили нормам законодательства. Кроме того, ИП не смог предоставить все запрошенные банком документы, которые должны были развеять сомнения по поводу совершаемых сделок.

Банк ограничил операции, совершаемые ИП удаленно через интернет, оставив за предпринимателем возможность проводить операции по платежным поручениям на бумажном носителе с подтверждением экономической обоснованности сделки.

Читайте также:  Как правильно выбрать цель в бизнесе

Суд принял сторону банка (Постановление ФАС УО № Ф09-9452/18 от 11.02.2019).

Необоснованное удержание комиссии

Строительная организация была заподозрена в отмывании доходных средств, получаемых незаконным путем. Банк сделал в организацию запрос подтверждающих документов. Исполнение запроса было расценено как ненадлежащее. В ответ строительная компания приняла решение разорвать договор и перевести остатки средств на счетах в другой банк. При переводе была удержана комиссия, составившая 5 % от общей суммы остатка.

Компания-клиент направила в суд иск с целью взыскания необоснованно удержанной комиссии и признать подобные действия незаконными. В суде первой инстанции компании-истцу было отказано в иске: суд признал, что банк основывался на условиях договора. Апелляционный суд напротив, принял во внимание, что убедительных доказательств в совершении клиентом незаконных сделок, банк не представил. Запрос же документов не был конкретизирован, что повлекло ненадлежащее его исполнение.

Суд постановил, что банк обязан сделать возврат необоснованно удержанной комиссии, а также процентов за пользование средствами. Такое же решение было вынесено кассационным судом (Постановление ФАС УО № Ф09-5371/18 от 10.10.2018).

Недостоверность представленных данных

ИП было отказано в открытии счета. Основание – недостоверность данных в анкете. В графе «предполагаемые обороты по счету» ИП указал сумму 10 миллионов рублей в год. При этом ИП был зарегистрирован лишь 8 дней.

При проведении внутренней проверки банковской службой безопасности были выявлены факторы повышенного риска: предприниматель занимал пост руководителя в нескольких организациях, взаимоотношения с которыми были прерваны по инициативе банка. Кроме того, ИП не представил запрошенные документы, которые могли подтвердить информацию в анкете, а также уклонился от ответа об источниках дохода и роде деятельности.

Суд подтвердил правомерность отказа банка в сотрудничестве (Постановление ФАС УО № Ф09-2313/18 от 22.05.2018).

Выводы

Во избежание неприятных ситуаций, связанных с приостановкой функционирования расчетного счета, достаточно:

  • своевременно производить налоговые отчисления
  • предоставлять отчеты
  • не допускать задолженностей
  • устраивать проверку контрагентов
  • избегать «серых» схем ведения бизнеса

В профилактических целях нужно анализировать свои операции с позиции банка: насколько понятны, обоснованы те или иные действия.

В случае, когда подозрения банка коснулись вашей организации, важно не поддаваться негативным эмоциям, а максимально понятно разъяснить схемы платежей, тонкости работы конкретно вашего бизнеса, а также предоставить полный комплект документов точно в срок.

При необоснованном, с вашей точки зрения, блокировании счета можно направить иск в арбитраж. Как показывает практика, при наличии достаточных доказательств, суд примет вашу сторону. Но если основания для блокировки все же имеются, их нужно просто устранить. Как только этот вопрос будет улажен, банк восстановит функции счета.

С помощью сервиса Контур.Фокус можно проверить контрагента на предмет блокировки счетов.
Информация о состоянии счетов помогает избежать сотрудничества с неблагонадежными контрагентами!

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник: kontur-f.ru

Описание схемы ведения бизнеса клиента для банка 115 фз пример строительство

7 МИН

Банки против отмывания доходов: как работает 115-ФЗ

Объясняем, кто отвечает за «блокировку» счетов в рамках закона об отмывании доходов и как реальному бизнесу не быть похожим на преступников, чтобы не попасть под ограничительные меры.

Кто главный

Росфинмониторинг. Это госорган, который борется с мошенниками и террористами — мешает преступникам отмывать деньги и маскировать деятельность под законную.

Кто ему помогает

брокеры и трейдеры

инвестиционные и пенсионные фонды

риелторы и нотариусы

Что делают банки

Контролируют реальность деятельности бизнеса

Как и в каких ситуациях это происходит

Действие 1. Открытие расчётного счёта

Банк узнаёт информацию о каждом клиенте и может отказать в открытии счёта, если бизнес похож на фирму-однодневку.

Пример

ООО «Рога и копыта» хочет стать клиентом банка, но:

  • компания зарегистрирована по массовому адресу;
  • генеральный директор одновременно заявлен в документах как руководитель и главный бухгалтер;
  • уставный капитал минимальный — 10 000 рублей.

Всё вышеперечисленное указывает на фиктивность организации. Банк подозревает клиента в том, что он хочет не вести реальную деятельность, а отмывать доходы. И отказывает в открытии счёта.

Шалость не удалась!

Если у организации есть признаки однодневки, банк не откроет счёт. Сведения об отказе банк направит в Росфинмониторинг. Росфинмониторинг в свою очередь — в другие банки, которые на этом основании тоже могут отказать в обслуживании.

Действие 2. Проведение конкретной операции

Если какая-то операция окажется сомнительной, банк может отказать в проведении отдельного платежа.

Пример

ИП Петров перечисляет крупную сумму на карту физического лица за оказанные услуги. Из назначения платежа непонятно, за что такое щедрое вознаграждение, — банк обязан проверить платёж: на время приостановить операцию и направить клиенту запрос на подтверждение платежа документами.

Клиент получает запрос, но вот беда: соглашение с подрядчиком устным, и договора на оказание услуг у компании нет. Банк отказывает в проведении платежа.

Шалость не удалась!

Всегда заключайте письменные договоры с контрагентами. Об отказе в проведении платежа банк тоже сообщает Росфинмониторингу. Ещё один отказ — и договор об обслуживании с ООО будет расторгнут.

Действие 3. Поток операций за определённый период

Банк может ограничить дистанционное проведение платежей и направить клиенту запрос на подтверждение операций за определённое время, если они подозрительные.

Пример

Руководитель ООО «Ромашка и Пчёлы» Иван Иванов регистрируется в качестве ИП. Почти все деньги, поступающие на счёт ООО, он переводит на счёт ИП под различными предлогами: за услуги, за товары, в качестве займов, а потом снимает наличные в кассе или в банкомате. Наличными он выплачивает зарплату «в конвертах», рассчитывается за поставки и расходы на аренду и прочие нужды ООО. Налоги ООО «Ромашка и пчёлы» платит лишь формально, чтобы незначительно превысить минимальный норматив — 0,9 % от оборота.

Это продолжается недолго: банк выявляет нетипичную экономическую активность и направляет запрос сначала индивидуальному предпринимателю, а затем и ООО. Поскольку никаких реальных документов они предоставить не могут, банк признаёт их деятельность фиктивной и закрывает оба счёта. В результате ООО «Ромашка и пчёлы» несёт убытки, а репутация руководителя и бенефициара Иван Иванова испорчена.

Шалость не удалась!

Не создавайте проблем себе и своему бизнесу и работайте в рамках закона: трудоустраивайте сотрудников официально, платите зарплату и рассчитывайтесь за поставки со счёта компании, сохраняйте все документы, не выводите деньги на счета ИП под вымышленными предлогами. Это убережёт вас от «блокировок», закрытия счетов и понесённых из-за этого убытков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин