Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии
Карпова, Е. В. Архитектурный подход в управлении бизнес-процессами на предприятии / Е. В. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 514-516. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75642/ (дата обращения: 28.05.2023).
Современные предприятия работают в достаточно сложной среде, постоянно сталкиваясь с различными рисками и изменениями, поэтому с каждым годом возрастают требования к адаптируемости компаний. Согласно различным аналитическим исследованиям, топ-менеджеры большинства международных компаний больше всего опасаются, что их компании не успевают адаптироваться к изменениям. Во многих случаях основной проблемой в обеспечении адаптируемости компании является выравнивание и контроль необходимых изменений в рамках всей организации. По мере изменения целей меняется и стратегия, что, в свою очередь, требует изменения бизнес-процессов и приоритетов проектов, а также организационной структуры.
Вебинар Business capability map — инструмент проектирования бизнес архитектуры предприятия
Все это косвенно влияет на знания и авторитет внутри компании, а это, в свою очередь, может привести к изменениям в информационных потоках, что, в свою очередь, потребует изменений в существующих информационных системах. В качестве решения вышеуказанной проблемы необходимо проанализировать все элементы предприятия в целом, с таким набором элементов, называемых архитектурой предприятия. Enterprise Architecture Management (Управление архитектурой предприятия), создает основу для синхронизации всех вышеперечисленных объектов внутри организации, и одновременно начинает цикл их непрерывного изменения с целью оптимизации бизнеса.
Ключевые слова: бизнес-процессы, архитектура предприятия, менеджмент.
Modern enterprises work in a fairly complex environment, constantly facing different risks and changes, so every year the requirements for the adaptability of companies increase. According to various analytical studies, top managers of most international companies are most afraid that their companies do not have time to adapt to changes. In many cases, the main challenge in ensuring a company’s adaptability is aligning and controlling the necessary changes across the organization. As goals change, so does the strategy, which in turn requires changes in business processes and project priorities, as well as in the organizational structure.
All this indirectly affects the knowledge and authority within the company, and this, in turn, may lead to changes in information flows, which, in turn, will require changes in existing information systems. As a solution to the above problem, it is necessary to analyze all elements of the enterprise as a whole, with such a set of elements, called the architecture of the enterprise. Enterprise Architecture Management (Enterprise Architecture Management), creates the basis for synchronization of all the above objects within the organization, and at the same time begins the cycle of their continuous change in order to optimize the business.
2. Бизнес Архитектура предприятия
Keywords: business processes, enterprise architecture, management.
Архитектура предприятия — это практика анализа, проектирования, планирования и внедрения анализа предприятия для успешного выполнения по бизнес-стратегиям. Она помогает предприятиям структурировать ИТ-проекты и политики для достижения желаемых бизнес-результатов и оставаться в курсе отраслевых тенденций и сбоев, используя архитектурные принципы и практики, процесс, также известный как планирование архитектуры предприятия (EAP).
Идея архитектурного подхода была выдвинута Дж. Захманом в 1987 году. Рамки архитектуры предприятия появились в ответ на рост бизнес-технологий, особенно в 1980-х годах, когда компьютерные системы только закрепились на рабочем месте. Компании вскоре поняли, что им понадобится план и долгосрочная стратегия для поддержки быстрого роста технологий, и это остается верным и по сей день.
Современные стратегии управления архитектурой предприятия теперь распространяют эту философию на весь бизнес, а не только на ИТ, чтобы обеспечить соответствие бизнеса стратегиям цифрового преобразования и технологического роста. Это особенно полезно для крупного бизнеса, проходящего через цифровую трансформацию, потому что фокус идет на объединении унаследованных процессов и приложений для формирования более гладкой среды.
Архитектура предприятия руководствуется бизнес-требованиями организации — он помогает определить, как информация, бизнес и технологии идут вместе [3, c.215]. Это стало приоритетом для компаний, которые пытаются идти в ногу с новыми технологиями.
Организации, нацеленные на цифровые преобразования, должны обладать точной, надежной, безопасной и своевременной информацией. Такая информация может быть предоставлена только в результате грамотного использования современных информационных технологий. Только системный подход к получению, обработке и предоставлению информации позволит справиться с этой задачей. Лоскутная автоматизация отдельных частей предприятия без учета их взаимоотношений и учета предприятия в целом приносит ему вред, а не выгоду, и, как правило, значительно замедляет его развитие, а также может привести к более опасным последствиям. Поэтому очень важно рассматривать предприятие в целом в понятии «архитектура предприятия» [2, c.80].
При этом приходится констатировать, что в настоящее время в России распространение архитектурного подхода идет крайне медленно и еще не достигло уровня, необходимого для цифровой трансформации предприятий и цифровой экономики.
Существует множество подходов к построению архитектурных моделей предприятия. Обычно их называют фреймвоками (framework). На русский язык это слово часто переводят как логическая структура, рамочная модель или каркас. Однако точного перевода этого понятия не существует. Фреймвок — это набор методов, средств, моделей, рекомендаций, направленных, в данном случае, на развитие архитектуры предприятия.
В области архитектуры предприятия наиболее известны следующие фреймвоки:
FEAF — Federal Enterprise Architecture FrameworkDo
DAF — Departent of Defence Architecture Framework
TOGAF — The Open Group Architecture Framework
Для предприятия, занимающегося одним видом деятельности, разрабатывается одна архитектура предприятия и в ее контексте — единственная архитектура бизнес-процессов. Архитектура бизнес-процессов намного сложнее, когда речь идет о многопрофильном предприятии. Для такого предприятия разрабатывается корпоративная архитектура и архитектура для каждого продуктового направления бизнеса, выделенного в процессе диверсификации. Такое продуктовое направление бизнеса можно определить как «предприятие в миниатюре», выполняющее самостоятельные рыночные задачи с помощью собственных продуктов в рамках четко определенных целей — бизнес-стратегии (бизнес-стратегии).
Управление архитектурой предприятия — это практика, охватывающая фундаментальные аспекты управления бизнесом [1, c.135]. Оно включает в себя руководство фирмой, полное знание организационной структуры, уверенное направление, а также обеспечение эффективных IT-процессов для продвижения стратегии предприятия.
Тем не менее, в случае если управление архитектурой предприятия будет осуществляться только в одной области, целью является гармонизация архитектурных требований предприятия в понятный набор политик, процессов, процедур и стандартов, все из которых для обеспечения соответствия видения и стандартов организации с фактическими требованиями к бизнесу.
Оно не является академической дисциплиной, оторванной от нынешней реальности, и не основано на домыслах о том, что есть, а что нет. Управление архитектурой предприятия является неотъемлемой частью внедрения и поддержания бизнес-стратегий.
В заключение можно сделать следующие выводы: архитектура предприятия — это дисциплина управленческого инжиниринга, которая дает комплексное представление о предприятии, включая стратегическое планирование, организационное планирование, управление взаимодействием, совершенствование бизнес-процессов, управление информацией и знаниями, операционную деятельность.
- Джестон Д., Нелис Й. Управление бизнес-процессами. — СПб.: Символ-Плюс, 2018. –512 с.
- Калянов Г. Н. Архитектура предприятия и инструменты ее моделирования [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://avtprom.ru/arkhitektura-predpriyatiya-i-instrumenty (дата обращения 20.11.2020)
- Менеджмент процессов / под ред. Й. Беккера, Л. Вилкова, В. Таратухина, М. Роземанна, М. Кучелера. — М.: Эксмо, 2017. — 384 с.
Основные термины (генерируются автоматически): архитектура предприятия, предприятие, управление архитектурой, DAF, EAP, FEAF, TOGAF, архитектурный подход, организационная структура, продуктовое направление бизнеса.
Источник: moluch.ru
Определение бизнес архитектуры предприятия
Архитектурой предприятия называются информационные составляющие, которые определяют [38]:
- структуру бизнеса;
- информацию, которая необходима для ведения этого бизнеса;
- технологии, которые необходимы, чтобы поддерживать деловые операции;
- переходные процессы (процессы преобразования, развития), которые необходимы для реализации новых технологий в ответ на появление новых изменяющихся бизнес-потребностей.
Основная цель введения понятия «архитектура предприятия» состоит в том, чтобы информировать, управлять и осуществлять решения, которые в первую очередь связаны с инвестициями в информационные технологии [31].
При построении модели архитектуры предприятия используется понятие «слой». Слой указывает, какой именно аспект предприятия рассматривается.
Описание слоев архитектуры [29]:
- бизнес-слой;
- архитектура данных;
- интеграция физических данных;
- концептуальная модель/модель процессов;
- архитектура приложений;
- технологическая архитектура;
- техническая модель.
Бизнес-слой отражает миссию организации и описывает функции, бизнес-процессы, структуру организации и информационные потоки в ней [25].
В бизнес-слое учитываются все методы доступа к информации: личные контакты, электронные средства; бумажные документы; сервис-провайдеры [21].
Архитектура данных определяет основные типы данных для поддержания деятельности. В нее входят операционные, аналитические данные и контента Web-сайтов. В этом слое задается модель интероперабельности [3].
Модель интероперабельности служит для реализации взаимодействия между концептуальной моделью и способами ее реализации. Данные должны быть одинаково доступны для работы с ними другим данным, приложениям и пользователям.
Чтобы данные были интероперабельными, следует соблюдать следующие условия [3]:
- синтаксисы слов должны быть стандартные;
- пользоваться с самого начала разработки данных унифицированными словарями;
- семантика используемых данных должна совпадать;
- нужно иметь унифицированные интерфейсы.
Каждый элемент модели интероперабельности должен быть защищен согласно правилам защиты информации.
То же самое относится и к защите секретности данных.
Существует несколько моделей архитектур предприятия. Они отличаются количеством слоев, детальностью рассмотрения и технологией. Во всех моделях верхние слои содержат функциональные требования к предприятию, а нижние – технические требования к информационной системе [40].
На рис. 1 представлена модель архитектуры предприятия, предложенная Национальным институтом стандартов и технологий (NIST) [4].
Понятие «архитектура предприятия» требуется для того, чтобы установить связь между бизнес-процессом предприятия и характеристиками обслуживающей это предприятие информационной системой.
Использование понятия архитектуры стало возможным в условиях стандартизации и унификации методов сбора данных.
Рис. 1. Модель архитектуры предприятия
Для успешного решения задачи построения модели важно использовать заимствованные архитектурные решения [6]. Для этого информация, имеющаяся в информационных системах, не должна зависеть от программного обеспечения. Данные должны быть интероперабельными, т.е. должна быть поддержка взаимодействия между данными [30]. Исключается использования программного обеспечения собственного изготовления.
Стандартизация данных позволяет их согласовать и устранить избыточность. Понятие архитектуры предприятия используют для оценки таких показателей, как «возврат инвестиций» и «эффективность/стоимость» [41].
Понятию архитектура предприятия присущи такие аспекты как [32]:
- согласованность так как на уровне планирования необходима согласованность использования информационных технологий и развития предприятия в целом;
- межведомственное взаимодействие – архитектура предприятия, позволяющая использовать совместную информацию разным предприятиям.
Функции архитектуры предприятия [21]:
– определение потребностей деятельности;
– идентификация процессов, необходимых для реализации этих потребностей;
– сбор и повышение качества данных;
– распространение унифицированных способов доступа к данным;
– планирование процессов инвестирования;
– информация о состоянии информационных технологий в разные периоды времени.
1.2. Системная интеграция
По мере развития научно-технического прогресса успех предприятия зависит от успеха решения задач автоматизации и информатизации деятельности [13].
Интеграция приложений в общую инфраструктуру предприятия является критическим фактором успеха. К ИТ-инфраструктуре предъявляются очень высокие требования.
Системные интеграторы решают комплексные проблемы заказчика, связанные с оптимизацией бизнес-процессов, управлением информацией, анализом аппаратных и программных комплексов [19].
Направления деятельности системных интеграторов [5]:
– бизнес-консалтинг и технический консалтинг;
– реализация систем управления предприятием, в том числе реализация сетевой инфраструктуры;
– проектирование структурированных систем;
– работы, связанные с обработкой данных, хранением их и т.п.;
– установка прикладного программного обеспечения;
– обслуживание вычислительных систем.
Системную интеграцию разделяют на несколько этапов [15]:
- Изучение текущей и перспективной потребности организации в информационных ресурсах.
- Анализ существующей информационной инфраструктуры.
- Создание проекта замены устаревших систем.
- Создание проекта объединения отдельных систем.
- Заказ, поставка и установка оборудования.
- Реализация плавного перехода к новой инфраструктуре.
1.3. Определение ИАСУ и проблемы интеграции
Улучшение организации производства за счет согласования действий подразделений осуществляется путем интеграции управленческих функций в единой интегрированной автоматизированной системе управления (ИАСУ) [7, 32].
ИАСУ способствует решению следующих задач:
– управление экономической деятельностью;
– управление административной деятельностью;
– изучение рынка;
– управление техническими и технологическими процессами.
Интеграция процессов управления предприятием предусматривает [26]:
– согласование оценок для целей и критериев всех подсистем;
– определение задач, необходимых для достижения целей;
– преобразование и согласование потоков информации;
– получение синергетического эффекта.
Интеграцию подразделяют на функциональную, информационную, программную, техническую, организационную (табл.1) [5, 13].
Таблица 1
Виды и характеристики интеграции
Согласованность целей и функций всех компонент предприятия. Создает функцио-нальную структуру всей системы. Выделяет подсистемы, компоненты. Устанавливает необходимые критерии функционирования для каждой компоненты
Единый подход при работе с инфор-мацией, обмен информации в системе
Источник: www.aup.ru