Функция организации – это процесс формирования системы полномочий в организации и создание на этой основе организационной структуры.
Устанавливаются взаимоотношения между всеми подразделениями фирмы, определяется порядок и условия функционирования организации.
Функция организации предполагает:
- определение структуры фирмы;
- установление взаимосвязей внутри организации и распределение функций между всеми ее подразделениями;
- предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Основные проблемы, возникающие при разработке и совершенствовании структуры управления:
- установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями (определение их целей, условий работы и стимулирования);
- распределение ответственности между руководителями;
- организация информационных потоков;
- выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений;
- выбор соответствующих технических средств.
Организационные структуры управления промышленными фирмами определяются многими факторами и условиями:
Моделирование бизнес-процессов в GPT чат
- производственный профиль и сфера деятельности фирмы;
- размеры производственной деятельности;
- характер выпускаемой продукции и технология ее производства;
- характер объединения.
Организационная структура фирмы постоянно изменяется и совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.
Централизация – концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне управления.
Децентрализация – передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а также передача соответствующей ответственности и прав на нижний уровень управления.
- Она улучшает контроль и координацию, уменьшает масштабы и количества ошибочных решений, принятых менее опытным руководителем.
- Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которой одни отделы растут и развиваются за счет других.
- Управлять особо крупной организацией централизованно невозможно, поскольку требуется большое количество информации для принятия эффективных решений.
- Децентрализация дает право принимать решение тому руководителю, который ближе всего находится к проблеме и лучше ее знает.
- Децентрализация помогает в подготовке молодых руководителей к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать решения в самом начале карьеры.
Делегирование полномочий – передача полномочий сотруднику, котрый полностью берет на себя ответственность за их выполнение.
Делегирование не освобождает руководителя от общей ответственности, за ним остается окончательная обязанность окончательного решения.
- разгрузка вышестоящих руководителей, освобождение их от текучки и создания благоприятных условий для решения стратегических задач управления;
- повышение профессионализма нижестоящих звеньев;
- активизация человеческого фактора, увеличение заинтересованности и вовлеченности работников.
Причины делегирования полномочий:
Критерии для определения бизнес-процессов
- Подчиненный может сделать данную работу лучше.
- Стоимость принимаемого решения на более низком уровне будет меньше.
- Чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться проблемой.
- Высвобождение времени и сил руководителя для выполнения первостепенных дел.
Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.
Ответственность – это обязательство работника выполнить делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.
Полномочия – это организационно закрепленное, ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение делегируемых работнику задач.
При делегировании полномочий необходимо ответить на три вопроса:
- «что?» – определите, что именно нужно делать, и проследите, чтобы это было выполнено;
- «кто?» – определите, кто это может делать, и организуйте обучение;
- «как?» – используйте навыки межличностных отношений для создания продуктивной обстановки.
Делегирование не освобождает руководителя от общей ответственности. Это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого труда, позволяющая повысить его эффективность. За руководителем остается обязанность принять окончательное решение.
Никогда нельзя делегировать решение стратегических задач, подбор команды и вопросы, касающиеся мотивации и стимулирования труда сотрудников.
Положительные факторы делегирования полномочий:
- делегирование освобождает руководителя от выполнения несвойственных, рутинных операций, освобождает для решения важных и творческих вопросов;
- делегирование является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта;
- делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников.
Они чувствуют себя хозяевами на определенных участках работы, а это способствует:
- раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности;
- расширению уровней принятия решений;
- расширению объема выполняемых организацией заданий.
Типичные препятствия при делегировании, связанные с личностью руководителя:
- желание действовать, а не руководить;
- мнение руководителя, что он выполнит задание лучше;
- неумение делегировать ответственность при распределении заданий;
- отсутствие у руководителя организаторских способностей;
- отсутствие опыта работы;
- неуверенность в себе;
- боязнь попасть в разряд нелюбимых руководителей;
- позиция недопущения ошибок;
- недоверие к подчиненным;
- нежелание развивать профессионализм своих подчиненных;
- неясность задач и неумение их объяснить.
Возможные негативные последствия для руководителя, передающего свои полномочия подчиненным:
- подчиненные совершают ошибки. Руководитель отвечает перед организацией за ошибки своего отделения;
- подчиненные работают лучше, чем руководитель, что хорошо для организации, но плохо для руководителя;
- подчиненные не хотят брать на себя дополнительные обязательства и жалуются на дополнительную работу. Эту проблему руководителю следует решить до постановки задания.
Примеры ситуаций, которые могут затруднять делегирование:
- политика в организации (подразделении) определяется одним человеком;
- путаница в распределении обязанностей и полномочий;
- обстановка нетерпимости к ошибкам;
- необходимость принимать рискованные решения;
- срочность, которая не оставляет времени на объяснения;
- нехватка квалифицированных кадров.
Правила, необходимые при отдаче распоряжения:
- Правило наименьшего действия. При планировании какого-либо действия необходимо помнить, что нужно стремиться к минимальным затратам ресурсов.
- Правило заинтересованности исполнителя. Это является условием своевременного и качественного исполнения проектируемого действия исполнителя.
- Правило двойного контроля. Любое действие контролируется. Действия контролеров также должны быть подвержены контролю.
- Правило постфактического контроля. Контроль над действиями, которые являются однотипными, регулярно повторяющимися, должен проводиться не в процессе исполнения, а по результатам работы, с возложением максимальной ответственности на исполнителя.
- Правило необходимой квалификации. Выполнение действий должно поручаться тому, который обладает достаточной квалификацией для его исполнения.
- Правило информированности.
- Правило необходимой производительности. Выполнение действия должно поручаться тому исполнителю, который обладает реальной возможностью выполнить его в требуемое время.
- Правило работы по горизонтали. При выполнении рутинных работ, постоянно входящих в круг обязанностей исполнителя, он должен взаимодействовать с работниками всего, информируя руководителя только о результатах.
- Правило управления по отклонениям. Руководитель вышестоящих (над исполнителем) уровней вмешивается в ход работы только при наличии отклонений, которые не были устранены исполнителем самостоятельно.
- Правило управления по статистике. Информация по статистике производства за длительный период для принятия управленческих решений важнее, чем информация о текущем состоянии производства.
- Правило единства источника первичной информации. Если в разных подсистемах управления используется один и тот же первичный показатель, то должен быть только один источник первичной информации – один документ, один человек, одна должность, один автоматический прибор и т. д. Первичные документы должны выписываться в минимальном количестве экземпляров. Службы, использующие первичные документы для отметок в контрольных журналах, ведомостях, картотеках должны передавать их, чтобы не возникали неприятные обстоятельства.
- Правило проходных документов: неграмотная или неполная формулировка поставленной задачи; личная неприязнь к руководителю; непоследовательность в принятии решений руководителем.
Отказы, в большей степени вызванные внешними обстоятельствами:
- недостаток ресурсов для выполнения;
- специфика отношений в коллективе;
- низкий уровень организации работы.
Полномочие является закрепленным правом использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение делегируемых им задач. Ответственность подразумевает обязательство работника выполнить делегируемые ему задачи и отвечать за их решение.
Статьи по теме
- Применение систем искусственного интеллекта для поддержки принятия управленческих решений
- Глобальные тренды в развитии цифровых финансов
- Управление на основе Big Data в условиях цифровизации экономики
- Функция контроля в менеджменте
- Теории по отношению человека к труду
- Процессуальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации в менеджменте
- Функция мотивации в менеджменте
- Функция планирования в менеджменте
Источник: student-servis.ru
Понятие предприятия, его цель, признаки и функции.
Предприятие – это организационно обособленная, экономически самостоятельная единица производственной сферы хозяйства, которая специализируется на изготовлении продукции, предоставлении услуг либо выполнении работ.
На практике часто используются близкие понятия и происходит их подмена – например фирма, предприятие.
Цель любого предприятия – это удовлетворение потребности в определенных видах продукции а также получение максимальный прибыли при минимуме затрат.
Предприятие имеет экономическую (что как и для кого производить, цена на продукцию) и юридическую самостоятельность (право на название, собственный счет в банке, печать, право на подписание договоров).
Предприятие как организационное и производственное звено характеризуется определенными признаками. Среди них:
— производственно-техническое единство (специализация выпуска продукции, определенный состав производственных фондов, единая техническая и технологическая политика);
— организационно-социальное единство (наличие единого трудового коллектива, управление единым руководителем, наличие юридических реквизитов);
— финансово-экономическая самостоятельность (самостоятельные распределение прибыли, вольный найм сотрудников, их материальное стимулирование прочее).
Задачи предприятия определяются интересами собственника, размером капитала, условиями внутренней и внешней среды хозяйствования.
Главными задачами для предприятия являются:
— Обеспечение потребителя продукцией в соответствии со спросом и условиями договоров.
— Обеспечение выплаты з/п работникам, нормальных условий труда и возможностей повышения профессионального уровня.
— Создание рабочих мест для населения
— Охрана окружающей среды
— Выпуск качественной продукции
— Недопущения снижения объемов производства и выручки предприятия.
К основным функциям предприятия можно отнести:
2. Экономические – управление процессом производства и сбыта
На практике предприятие имеет много разных направлений деятельности, которые можно объединить по общим признакам:
— обычная деятельность и чрезвычайная деятельность (не регулярно либо не предусматривается предприятием)
— операционная (производственная): А. основная (производство и реализация продукции, которое составляет основную часть дохода); Б. другая (реализация запасов, аренда активов);
— инвестиционная деятельность – приобретение и реализация необоротных активов финансовых инвестиций;
— финансовая деятельность – изменение размера и структуры капитала
— коммерческая – организация сбыта, стимулирование покупателя;
— экономическая – стратегическое и текущее планирование, оценка и учет, ценообразование, ресурсное обеспечение, система оплаты труда;
— социальная – направлена на профессиональную подготовку работников, применение мотивационного механизма.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Основные функции фирмы
Предприятие является экономическим субъектом. Под функцией экономического субъекта в общем смысле понимается конкретный вид систематически осуществляемого обмена материальными или символическими благами данного субъекта с другими, внешними для него субъектами.
Современная неоклассическая теория считает, что основной ее функцией является производственная функция, т.е. производство товаров, предназначенных для удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей из имеющихся или привлекаемых ресурсов. Второй — ценообразовательной функцией -установление цен на свою продукцию, третья — спросовая функция, связанная с привлечением трудовых, материальных и финансовых ресурсов для использования их на предприятии. Практически на уровне предприятия эта функция проявляется в маркетингово- реализационной функции, когда предприятие доводит свою продукцию до потребителя. Прибыль рассматривается как форма результативности, успешности функционирования фирмы. В последнее время в неоклассической теории выдвигается наряду с главной функцией функция максимизации прибыли для предприятия в целом, показатели выручки, дохода на одного работающего, дохода акционера и т.д.
В институциональной теории на первый план выдвигается контрактная функция предприятия (фирмы), т.е. деятельность, связанная с заключением внутренних и внешних контрактов. Институциональный метод анализа исследует фирму в отличие от неоклассического подхода, прежде всего, изнутри, через систему экономических отношений, которые формируются через соглашения (контракты) между работниками, управляющими, собственниками. Таким образом, в современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.
Контракт как юридическая форма, в которую облекаются отношения равноправных участников, призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой экономической организации, поскольку любой контракт направлен на то, чтобы установить зоны предсказуемости.
Рассматривая контрактные отношения как основную функцию фирмы далее в неоинституциональной теории рассматривается вопрос о развитии других функций фирмы для согласования всех видов ее деятельности не только внутри, но и с внешней средой (другими хозяйствующими субъектами их работниками, государством и его различными системами и институтами). В этом проявляется и раскрывается полифункциональность предприятия. Отмечается целый ряд функций (по Г. В. Клейнеру): производственная (производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей экономики); реализационно-маркетинговая (маркетинг и реализация произведенной продукции); ресурсно-спросовая (спрос на трудовые, материальные ресурсы, информационные, технологии и способы организации производства); финансово-инвестиционная; бюджетно-налоговая, градообразующая (участие в социально-экономическом развитии местности); социальная; информационно-познавательная (изучение ресурсных и товарных рынков, технологий) и т.п.
Источник: studopedia.ru
