Марк Цукерберг и Илон Маск начинали свое дело в молодости, однако оптимальное время для старта успешного бизнеса — после 40 лет, говорится в исследовании для American Economic Review, подготовленное специалистами Массачусетского технологического университета.
Команда ученых во главе с Пьером Азулаем выяснила, что большинство из самых быстрорастущих американских компаний основаны людьми после 30. А оптимальным возрастом для начала успешного бизнеса оказались 45 лет.
«Мы не нашли свидетельств, что 20 лет — лучший возраст для начала успешного бизнеса. Наоборот, все данные говорят о том, что лучше всего его начинать в среднем возрасте и даже позже, в то время как молодые в большинстве обескуражены неудачами своих начинаний», — говорится в работе.
Исследователи проанализировали возраст основателей успешных бизнесов. Для своей работы они использовали данные налоговой службы США, ежегодные отчеты о предпринимательской активности и другую статистику. Ученые обнаружили, что среди 2,5 млн американских предпринимателей с начала 1970-х годов наиболее быстрорастущие компании основаны людьми от 40 до 45 лет.
«У основателей 1700 самых успешных компаний (0,1% от числа исследованных) средний возраст составляет 45 лет. При расширении выборки до 1% наиболее быстрорастущих бизнесов оптимальным возрастом оказывались 43 года, а до 5% — 42 года. Это противоречит расхожему мнению, что самые успешные — самые молодые», — заключили ученые.
Читать также
Особенно эта разница прослеживается в областях, связанных с нефтегазовым сектором и промышленным производством. Однако и для успешных технологических стартапов из Кремниевой долины средним возрастом основателей оказались 42 года.
Согласно исследованию школы менеджмента Kellogg, самыми успешными основателями IT-компаний оказались предприниматели старше 40 лет. Ученые не нашли окончательного объяснения cdzpb между ростом стартапов и возрастом их основателей, но предположили, что опыт является одним из решающих факторов.
Средний возраст российских стартаперов составляет 30—32 года. Среди них около трети опрошенных основателей стартапов уже имели собственный бизнес, а у 63% был негативный опыт, связанный с потерей компании.
Подпишитесь на Inc. в удобном вам сервисе: Facebook, VK, Telegram, Twitter, Instagram, Яндекс.Дзен, Google News или OK.
Источник: incrussia.ru
Опыт против инноваций. Нужны ли возрастные сотрудники российскому бизнесу
В России подняли пенсионный возраст, идут разговоры о переобучении пенсионеров — людей старшего возраста на государственном уровне считают трудоспособной единицей. Но в это же время российские компании стремятся нанимать молодых: на них рассчитаны 25% вакансий на HH.ru. Каждый третий работодатель пенсионеров не рассматривает совсем, а по факту и от людей 45–50 лет откажется.
Однако опрошенные «Секретом» эксперты говорят о том, что этот эйджизм беспочвенен и отказываться от специалиста только потому, что ему 50 лет, а не 20, нелогично. Разбираемся, в чём возрастные сотрудники лучше молодых коллег, где они нужны и в чём могут возникнуть с ними проблемы.
Кто такие возрастные сотрудники
«В зависимости от компании и её отрасли есть свои градации “немолодых сотрудников”: к примеру, существует миф, что в ИТ старость наступает после 35 лет. А в классификации ВОЗ пожилой возраст охватывает период от 60 до 74 лет, хотя по российскому стандарту его часто приравнивают к предыдущей системе с 55 лет», — комментирует Наталья Трукец-Енова, основатель проекта Hring, экс-HR-аналитик X5 Group.
Нет единого определения «возрастного сотрудника» — компания может с предубеждением относиться даже к тем, кто старше 30 лет, и набирать кадры исключительно сразу после вуза. А может ставить ценз на 40+ или 50+. Если опираться на исследование, проведённое HH.ru, то самый долгий период поиска работы наблюдается у людей старше 45 лет: они пытаются устроиться больше полугода. Свыше 60% предпенсионеров (мужчины 45–60 лет и женщины 45–55 лет) ищут работу от месяца и дольше. А пенсионерам ещё труднее — здесь уже 80% испытывают серьёзные сложности с трудоустройством.
При этом именно предпенсионеры чаще остальных возрастных групп отмечают, что искать работу очень тяжело: об этом говорит каждый второй, и каждый третий говорит, что «скорее сложно». Хотя не исключено, что дело и в количестве людей, которые после 45 лет начинают менять работу.
Внимания заслуживают и суть этих затруднений: 48% респондентов пенсионного возраста указывают на проблемы с поиском вакансии по специальности. При этом о том, что тяжело найти «хоть какую-то работу», говорят всего 13% из них — то есть места для них всё же есть. У предпенсионеров проблема почти та же, но они ещё указывают проблемы с поиском вакансий с достойной оплатой труда.
Ещё один важный момент — респонденты из предпенсионной и пенсионной групп среди основных причин отказа в работе называют именно возраст или проблемы со здоровьем. Это их субъективное мнение, а не версия, официально озвученная сотрудником отдела кадров. Тем более что каждый третий предпенсионер и каждый четвёртый пенсионер не знает причины отказа.
Наталья Трукец-Енова придерживается другого мнения: «Сложности трудоустройства могут возникнуть у сотрудника в любом возрасте, если он не повышает свою квалификацию или часто без мотивации меняет работу. Ключевыми факторами в подборе первостепенно стоят профессиональные навыки, опыт, компетентность кандидата и его коммуникативная гибкость. То есть при рассмотрении резюме больше шансов получить отклик и приглашение на вакансию у кандидатов с перечисленными факторами вне зависимости от возраста».
Олег Дулецкий, ведущий бэкенд-разработчик Ruby on Rails «Учи.ру», пришёл в компанию в 54 года, в 2018 году, но вопросов о возрасте ему не задавали. «Возможно, в каких-то компаниях возраст как-то влияет на рассмотрение резюме. Но ситуация у взрослых разработчиков на рынке труда за три года сильно изменилась: вакансий стало больше, проекты интереснее, оклады значительно выросли.
И на возраст перестали обращать такое уж пристальное внимание. Весь мой коллектив существенно моложе меня. К счастью, в ИТ коллег оценивают в основном по квалификации. А вот подход в обучении к молодым и к взрослым разработчикам должен быть разным. Юных можно и нужно учить как можно большему, образование должно быть шире.
Для взрослых оно будет уже, но глубже и конкретнее», — делится Олег.
Плюсы и минусы сотрудников в возрасте
Возрастные сотрудники отмечают у себя несколько весомых преимуществ перед молодыми коллегами.
- Ценный для компании и коллектива багаж знаний и опыта.
Особенно объёмным он становится, когда человек много лет провёл в одной отрасли или профессии и при этом поднимался по карьерной лестнице. Это может также сочетаться с большим количеством профессиональных связей и полезных компании контактов.
«В ИТ есть и хайповые направления, и направления, которые десятками лет остаются актуальными: Rails, Postgres, С++, Python. Квалификация по таким направлениям накапливается, и чем её больше, тем охотнее будут нанимать таких разработчиков», — считает Олег Дулецкий.
- Более ответственный, чем у молодёжи, подход к работе.
Об этом заявляют 67% предпенсионеров и 61% пенсионеров. Причём высокий уровень ответственности связан, по их мнению, сразу с двумя факторами: более очевидным — прожитой жизнью — и менее — советским воспитанием.
- Заинтересованность в долгосрочной занятости.
Среди пенсионеров об этом говорят лишь 27%. И вместе с этим у возрастных сотрудников невысокие зарплатные ожидания по сравнению с молодёжью — об этом говорят 30% респондентов.
- Готовность быть наставниками, передавать ценные опыт и знания. Об этом заявляют 36% предпенсионеров и 31% пенсионеров.
Также свыше 40% респондентов старше 45 лет отмечают, что они знают, чего хотят, и умеют добиваться своего в работе. И вместе с этим они более убедительны по сравнению с молодыми специалистами, поэтому к ним прислушиваются и коллеги, и клиенты.
Без минусов тоже не обошлось. Их легко прочесть в преимуществах молодёжи, которые выделили возрастные респонденты.
Кроме самого очевидного — плохая ориентация в современных технологиях, есть и другие. В частности, возрастные сотрудники менее креативны, реже отличаются нестандартным мышлением и свежими идеями. Потому что они не следят за трендами так активно, как молодёжь, не изучают постоянно свою отрасль. По той же причине свежих и передовых знаний у возрастных сотрудников часто не хватает.
Также у людей в возрасте меньшая выносливость и физическая сила. Поэтому задачи, требующие крепкого здоровья, физической подготовленности, таким сотрудникам чаще всего не подходят. К переработкам они не готовы, профессионально выгорают быстрее, чем молодые коллеги. В среднем около 15% пенсионеров и предпенсионеров также указывают на то, что им сложно адаптироваться к новой среде и влиться в коллектив.
Что говорят эксперты
Мнение эксперта
Татьяна Биличенко
Head of Recruitment Учи.ру
Набор технологий в разработке очень сложный и предполагает умение оперативно справляться с трудными задачами, поэтому мы с удовольствием рассматриваем кандидатов без возрастных ограничений, на первом месте всегда стоят компетенции. В одной из компаний, где я работала, был случай, когда при отборе на позицию Junior Golang разработчика предпочтение отдали кандидату 40+ благодаря высокой мотивированности, горящим глазам и стремлению поглощать новые знания. Сейчас этот человек в числе самых успешных разработчиков в команде.
Мнение эксперта
Наталья Трукец-Енова
основатель проекта Hring, экс hr-аналитик X5 Group
Возрастных сотрудников выгодно отличает жизненный опыт, практика налаживать коммуникацию. Чаще всего они держатся за работу и ответственно к ней относятся, не склонны эмоционально менять компанию и лояльны к изменениям. Работодатели опасаются их проблем со здоровьем, медлительности в освоении новых навыков и низкого уровня принятия решений. Но зачастую это мнение ошибочно.
Сложностями могут стать требования быстрой адаптации, но, если есть чёткая и выверенная программа ввода в должность, это не является проблемой. Для профилактики следует описать все темы, которые нужны сотруднику для погружения в работу и закрепить за ним наставника. Этот путь помогает новичкам в любом возрасте.
Мнение эксперта
Дмитрий Лесняк
директор по стратегическому развитию компании «Стройком»
Возрастные сотрудники — это административный ресурс, требующий тесного взаимодействия с молодыми, энергичными и перспективными коллегами. Для молодых самый важный «бонус» в процессе такого взаимодействия — это получение опыта. Возрастные сотрудники, в свою очередь, учатся у молодых формировать комплексные решения, необходимые во многих современных бизнес-процессах и проектах.
Однако проблема недопонимания между поколениями существует до сих пор, и поэтому в формировании взаимоотношений большую роль играет характер людей. Например, кто-то воспринимает критику от опытного сотрудника с уважением, готов следовать его советам. Такая кооперация ведёт к повышению КПД обоих и, соответственно, к пользе для компании. А другому человеку будет некомфортно от такого взаимодействия, он считает, что его решения более правильные. В итоге недопонимание ведёт к личным конфликтам, качество работы обоих снижается.
Мнение эксперта
Лиза Майер-Мараховска
бизнес-психолог, основатель Mind Practice, партнёр консалтинговой компании EMYL https://secretmag.ru/practice/opyt-protiv-innovacii-nuzhny-li-vozrastnye-sotrudniki-rossiiskomu-biznesu.htm» target=»_blank»]secretmag.ru[/mask_link]