§ 2.13 Организационная структура при наличии территориальных филиалов
Во-первых, отметим, что с точки зрения своевременности и качества принимаемых решений необходимо обеспечить автономность текущего операционного управления филиалами «на местах», иначе возникает явный риск компетентности дистанционного решения многих вопросов из «центра». На практике, попытки из центра директивным образом управлять решением вопросов на местах нередко приводят к неразрешимым казусам, где с одной стороны локальные руководители, которые не имеют полномочий, но имеющие достаточную компетенцию и знающие как грамотно решать вопросы не имеют право это делать; а с другой стороны руководители свыше, имеющие необходимые полномочия, просто не знакомы с локальной ситуацией и по этой причине не могут своевременно принимать грамотные управленческие решения.
Тем не менее, исходя из сказанного, не следует ударяться в крайность и полностью автономизировать деятельность филиала, так как он в данном случае перестает быть органической частью предприятия. Это может привести не только к совокупному росту уровня операционных расходов, но и к полной потере его управляемости в рамках одного предприятия.
Организационная структура бизнеса и налоговая безопасность. Какая связь?
Разумный принцип организации структуры здесь следующий:
Необходимо обеспечить автономизацию всех текущих операционных функций филиалов при централизации организационных политик, бизнес компетенций и технологий, IT в рамках общей стратегии предприятия.
Следуя этому принципу возникает необходимость использовать матричный принцип организационной структуры, где локально осуществляется административное, текущее операционное управление и централизованно осуществляется управление бизнес — технологиями и бизнес — компетенциями.
Для хорошо организованного предприятия старт деятельности новых территориальных филиалов осуществляется как клонируемый процесс: команда корпоративного центра путем реализации проекта организует бизнес деятельность филиала «под ключ», передавая «ключи управления» обученной команде менеджеров, сформированной на месте.
Локальные особенности территории, покупательского спроса могут влиять на продуктовую (ассортиментную и ценовую) политику предприятия, но не могут заменить или подменить базовых принципов и технологий организации бизнеса. В противном случае необходимо организовывать другое предприятие в рамках общего холдинга, скорее всего и с другим брендом, чтобы исключить негативный эффект запутанности восприятия его продукта потенциальными потребителями.
Территориально распределенная структура предприятия несмотря на возрастающую сложность вопросов организации корпоративного управления обладает гораздо большими возможностями для получения эффекта синергии путем задействования мотивационных механизмов внутренних корпоративных конкурсов и соревнований. Также может быть улучшена и кадровая политика, так как значительно возрастают позитивные возможности карьерного и профессионального роста персонала.
Организационная структура предприятия. Бизнес структура.
При грамотной организации хозяйственная деятельность филиалов в случае распределенной организационной структуры должна контролироваться из корпоративного центра внутренним аудитом, осуществляемым на периодической основе.
Источник: www.men-c.com
Организационные структуры службы предприятия
Аннотация: В лекции будут даны теоретические знания в области организационных структур службы предприятия.
Цель лекции: дать теоретические знания в области организационных структур службы предприятия, раскрыть понятия «вертикальная» и «горизонтальная» маркетинговая система, «организационная структура».
2.1. Введение в понятие «организационная структура»
Понятие «организация» происходит от французского «organization» и в наиболее общем виде означает строение, устройство чего-либо.
В менеджменте это понятие обычно используется для обозначения совокупности людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели с использованием принципов разделения труда, разделения обязанностей и на основе определенной структуры.
Понятие «структура» — латинского происхождения и обозначает взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение. Заметно, что термины «организация» и «структура» в значительной степени повторяют, дублируют друг друга. В теории менеджмента словосочетание «организационная структура» чаще всего используется для обозначения внутреннего строения организаций, совокупности взаимосвязей между подразделениями и членами организаций, социальных общностей. Структура — один из важнейших компонентов систем. Система, в свою очередь , отличается от структуры наличием целевой ориентации, придающей последней определенную направленность.
2.2. Виды организационных структур службы маркетинга
Организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии может быть определена как конструкция организации, на основе которой осуществляется управление маркетингом. Организационная структура — это совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью.
Каждое предприятие создает отдел маркетинга с таким расчетом для наилучшего достижения маркетинговых целей.
Стоит учесть, что универсальной схемы организации службы маркетинга не существует.
Маркетинговая стратегия зависит от размера ресурсов предприятия, специфики выпускаемой продукции и рынков, на которых они реализуются, от сложившейся структуры управления предприятием. Но реально объединение маркетинговой деятельности предприятия осуществляется по функциям или по товарам. Организационная структура службы маркетинга может иметь одну из следующих ориентирований по:
- функциям;
- товарам;
- рынкам и покупателям;
- регионам;
- функциям и товарам;
- функциям и рынкам;
- функциям и регионам.
Рассмотрим более подробно типы структур.
Структура функционального типа применяется для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико, рынки и товары должны быть однородны, для работы с которыми создаются специализированные отделы.
Помимо выше перечисленных отделов могут быть созданы внутри службы маркетинга следующие подразделения :
- планирование маркетинга;
- управление товародвижением;
- управление новыми товарами.
Структура функционального типа управления службой маркетинга базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников
При небольшом количестве продукции, структура функционального типа обладает высокой маневренностью благодаря простоте управления. Но при расширении производства она снижается из-за возрастания периода реакции на изменение внешних условий.
Слабая гибкость стратегии, так как она ориентирует на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений.
Не способствует динамизму и новаторству. Эффективна только при устойчивом производстве ограниченного ассортимента изделий. Также является базой для остальных форм.
Следующий вид структуры, который с Вами рассмотрим — это Организация службы маркетинга по товарному принципу.
Структура управления маркетингом
Маркетинг — основа успешной работы компании. С помощью маркетинга компания понимает, какие потребности рынка она может удовлетворить и как сделать это максимально эффективно. Поэтому вопрос управления маркетингом должен быть приоритетным для компании.