Посредством контроля различного типа в современной науке управления возможно достижение любой компанией поставленных целей.
Определение 1
Контроль представляет собой процесс оценивания фактического состояния дел на предприятии с дальнейшим его сравнением с планируемыми показателями развития компании.
В соответствии с особенностями теории управления, контроль — непрерывный вид административной деятельности, который состоит из следующих составляющих:
Виды контроля в науке управления
В современной науке управления весь процесс контроля в соответствии с временем его осуществления принято классифицировать на 3 основных стадии:
- Предварительный контроль, задачей которого является проверка готовности предприятия к началу последующей стадии деятельности (начало активной работы дальнейшего этапа в процессе развития компании). Осуществление этого типа контроля происходит в следующих сферах: контроль материальных ресурсов (определить качественные характеристики сырья и материалов), контроль финансовых ресурсов (разрабатывается смета или бюджет на планируемые работы; контроль человеческих ресурсов (проверяется степень соответствия квалификации, знаниям и навыкам сотрудников). Также в процессе предварительного контроля проверяются необходимые условия при осуществлении работ (проверка технологических инструкций, учредительного договора и др.).
- Текущий контроль, осуществление которого происходит непосредственно в процессе проведения работ, в соответствии с промежуточными целями для того, чтобы можно было провести дальнейшую корректировку деятельности. Объект этого типа контроля — деятельность подчиненных, а целью является исключение отклонений от намеченного плана или инструкций. Текущий контроль возможен при отлаженной работе каналов связи системы управления с целью своевременного получения информации об итогах работы;
- Заключительный контроль, осуществляемый после выполнения работы, что позволяет провести предотвращение поступления брака потребителям, дает руководству информацию в сфере планирования и организации работы, провести разработку перспективной, эффективной системы мотивации деятельности сотрудников посредством оценки качественной составляющей выполняемой ими работы.
Сдай на права пока
Контроль в бизнесе. 5 ГЛАВНЫХ точек контроля в бизнесе. Система управленческого учета
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
В соответствии с формами осуществления данные типы контроля идентичны, поскольку направлены на достижение одной и той же цели, заключающейся в том, чтобы фактически полученный результат был в большей степени близок к требуемому результату.
Эти виды отличны друг от друга лишь временем осуществления.
Еще одной классификацией контроля является показатель степени охвата:
- Сплошной контроль, предполагающий наблюдение за всеми процессами и результатами деятельности компании. Этот контроль применяют при условии высоких требований к качеству, при котором недопустимым является пропуск дефектов для дальнейшего производства (в том числе в процессе единичного производства) и когда качество выпускаемой продукции невозможно проверить на дальнейших стадиях применения продукта;
- Выборочный контроль, применяемый в процессе проверки соблюдения технологических процессов. Например, в процессе изготовления крупных партий деталей, в процессе массового производства.
По характеру осуществляемого контроля выделяют:
Виды контроля
- пассивный контроль, который проводится в соответствии с отклонениями от планируемого качества, срока, результата и др. При этом происходит реагирование системы управления на найденные отклонения. Если при этом выявлены отклонения, то контроль необходимо усилить. Этот контроль должен ориентировать руководство на внесение изменений при наличии объективных причин;
- активный контроль, который опережает, то есть предупреждает нежелательные последствия.
Источник: spravochnick.ru
Сущность, виды, этапы контроля деятельности организации
Установление эффективности мотивации работников, проверка выполнения планов, соответствие структуры организации возможно с помощью контроля. В общем понимании контроль – это процесс обеспечения достижения организацией ее целей. Он является неотъемлемым элементом сущности организации и необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, для стимулирования успешной деятельности фирмы. Предназначение контроля – своевременно фиксировать отклонения от нормы и вносить коррективы в ход работ, исправляя допущенные ошибки.
Существуют три вида контроля, используемых по этапам осуществления производственно-хозяйственной деятельности: предварительный, текущий и заключительный.
Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях: в отношении к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.
Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организации за счет тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов. Нередко этот вид контроля продолжается и после найма работников в ходе их обучения.
Многоаспектность деятельности аптечных учреждений предполагает состав работников, отличающихся по профессиональной и квалификационной подготовке. Предварительный контроль фармацевтических кадров осуществляется при приеме на работу и в период испытательного срока в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста и требованиями должностных инструкций.
Предварительный контроль в области материальных ресурсов предполагает контроль сырья, соответствие его техническим условиям, определение уровня обеспеченности им предприятия и др.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль в организации необходим для принятия оперативных управленческих решений по корректировке уже принятых. Внешняя и внутренняя среда организации постоянно меняются, поэтому принятые управленческие решения часто оказываются неадекватными сложившимся обстоятельствам.
В самом общем виде контроль можно рассматривать как элемент обратной связи, поскольку на основе его результатов корректируются ранее принятые менеджерами управленческие решения, планы и даже нормы и нормативы.
Контроль в организации можно классифицировать по следующим критериям:
1) по стадиям жизненного цикла объектов — на стадии маркетинга, на стадии производства, на стадии эксплуатации и т.д.;
2) объектам контроля — предметов труда, технологии, условий труда и т.д.;
3) исполнителям — самоконтроль, контроль, осуществляемый отделом технического контроля или менеджером, и т.д.;
4) степени охвата объекта — сплошной и выборочный;
5) режиму контроля — усиленный и нормальный;
6) времени контроля — предварительный, текущий и заключительный;
7) периодичности контроля — непрерывный и периодический.
В качестве форм контроля выделяют следующие: стратегический, ориентированный на стратегические цели и задачи; тактический, направленный на наблюдение за ходом реализации тактических управленческих решений; оперативный, ориентированный на мониторинг и корректировку оперативных управленческих решений. Также в качестве формы контроля может рассматриваться контроль финансовых, материальных, человеческих и информационных ресурсов. В некоторых литературных источниках по менеджменту в качестве форм контроля выделяются контроль запасов, производственный контроль, контроль качества и финансовый контроль.
Виды и формы контроля находятся в тесном взаимодействии, и их различие условно. В практической деятельности организации менеджеры могут выполнять контрольные функции, относящиеся к разным видам и формам контроля. В большей степени градация контроля по видам и формам важна для научных исследований в сфере повышения эффективности управления.
Деление контрольной функции по видам и формам на основе различных критериев позволяет плодотворно подходить к решению проблем управления. При таком подходе становится возможным полный учет особенностей той или иной подсистемы контроля в организации. Для каждой такой подсистемы можно установитьпоказатели эффективности, исполнителей, механизм реализации. В то же время классификация контроля позволяет выявить и сформулировать общие для всех подсистем контроля условия эффективности и результативности. Для повышения эффективности отдельной контрольной подсистемы достаточно скорректировать общие рекомендации применительно к особенностям соответствующей подсистемы.
Виды и формы контроля в организации должны соответствовать подсистемам управления. В каждой управленческой подсистеме необходимо осуществлять соответствующие функции контроля. При этом такой контроль должен учитывать цели организации в целом и подцели конкретной системы управления. Согласование целей организации является одной из основных задач контроля.
СОДЕРЖАНИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Контроль в организации состоит в том, чтобы проверить состояние реализации принятых управленческих решений. Сложность и многогранность функции контроля позволяют рассматривать его в организации как систему, состоящую из элементов.
Главная задача системы контроля в организации — это отслеживание фактического выполнения планов или определение того, насколько действия соответствуют плану, т.е. сопоставление фактических данных объектов планирования с плановыми на предмет выявления отклонений. Своевременная ликвидация выявленных контролем отклонений от запланированного состояния осуществляется с помощью оперативного регулирования. Для того чтобы контролировать и регулировать план, необходима соответствующая количественная информация о протекании процессов в организации, достаточная для того, чтобы представить себе ее реальное состояние. Считается, что чем выше степень оперативности контроля, тем он действеннее. Поэтому учет и контроль по времени должны быть максимально приближены.
Система контроля в организации должна включать два уровня: нижний и верхний.
Нижний уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов центров финансовой ответственности, осуществляемый экономическими службами этих подразделений.
Верхний уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов всех центров финансовой ответственности, осуществляемый финансово-экономической службой коммерческой организации и его бухгалтерией.
Элементы системы контроля в организации:
· объекты контроля (плановые документы центров ответственности организации); предметы контроля (отдельные характеристики состояния плановых документов);субъекты контроля (центры ответственности, осуществляющие контроль за исполнением плановых документов);
· технология контроля (состав процедур, необходимых для выявления отклонений между фактическими и запланированными показателями планов).
Процесс контроля в организации состоит из следующих этапов:
1) определения состава лиц, контролирующих исполнение различных статей планов;
2) определения перечня контрольных показателей для анализа;
3) сбора информации о производственно-финансовой деятельности организации и составления отчетов;
4) сравнения плановых и фактических показателей и определения отклонений;
5) анализа отклонений и выявления их причин;
6) принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении контроля за его исполнением.
Эффективность системы контроля определяется через оперативность и правильность принимаемых корректирующих действий при протекании процессов управления в организации. Это может быть количество корректировок в определенном календарном периоде, конечные результаты, достигнутые в результате корректировки управленческого решения. В конечном итоге основным показателем системы контроля в организации служит отклонение фактических показателей от плановых. Считается, что если разница между «фактами» и «планом» не превышает 20%, то система контроля в организации эффективна.
Для того чтобы система контроля в организации была эффективной, необходимо наличие некоторых уело в ни:
1. отлаженного механизма планирования; высокопроизводительного программного обеспечения, позволяющего оперативно собирать в нужном виде информацию о фактическом выполнении плана;
2. высокой исполнительской дисциплины в организации; действенных систем премирования (депремирования);
3. участия руководства организации в решении проблем, возникающих в процессе осуществления контроля на всех уровнях управления;
4. осознания менеджерами организации важности осуществления контрольных функций.
Источник: megaobuchalka.ru